Религия в Португалии
Христианство является преобладающей религией в Португалии , а католицизм является ее крупнейшей конфессией.
Португалия – светское государство , и ее конституция гарантирует свободу религии.
Обзор [ править ]
Согласно переписи 2021 года, 80,2% населения Португалии являются католиками, хотя в 2001 году только около 19% посещали мессу и регулярно причащались . [2] в то время как большее число желает крестить своих детей , обвенчаться в церкви и совершить последний обряд . [3]
Португалия — одна из самых религиозных стран Европы, большинство португальцев твердо верят в существование Бога , и религия играет важную роль в их жизни. [4] [5] По данным исследовательского центра Pew, Португалия является 9-й самой религиозной страной из 34 европейских стран, 40% португальских католиков молятся ежедневно. [6] и 36% говорят, что религия очень важна в их жизни. [7]
Хотя церковь и государство формально разделены с 1911 года, римско-католические заповеди продолжают иметь существенное значение в португальском обществе и культуре . Системы образования и здравоохранения долгое время находились в ведении Церкви, и во многих случаях всякий раз, когда открывалось здание, мост или шоссе, они получали благословение духовенства . Католической церкви в Португалии также предоставлены определенные права и привилегии в соответствии с законодательством страны. [8]
Демография [ править ]
Согласно переписи 2021 года, 80,2% населения в возрасте 15 лет и старше являются католиками , и эта цифра очень похожа на показатель, зафиксированный в переписи 2011 года, когда 81,0% выбрали католицизм в качестве своей религии. Около 5% придерживаются других форм христианства , при этом 2,1% составляют протестанты , 0,7% Свидетели Иеговы , 0,7% православные и 1% члены других христианских церквей. Чуть более 1% указали на принадлежность к нехристианским религиям, при этом 0,4% являются мусульманами , 0,2% индуистами , 0,2% буддистами и 0,3% представителями других религий. 14% указали, что не имеют никакой религии. [9]
Религия | Число | Процент |
---|---|---|
христианство | 7,444,786 | 84.77% |
- Католицизм | 7,043,016 | 80.20% |
- протестантизм | 186,832 | 2.13% |
- Свидетели Иеговы | 63,609 | 0.72% |
- Православие | 60,381 | 0.69% |
- Другой христианин | 90,948 | 1.04% |
Нехристианские религии | 99,984 | 1.14% |
- Ислам | 36,480 | 0.42% |
- Индуизм | 19,471 | 0.22% |
- Буддизм | 16,757 | 0.19% |
- Иудаизм | 2,910 | 0.03% |
- Другие нехристиане | 24,366 | 0.28% |
Нет религии | 1,237,130 | 14.09% |
Примечание: Вопрос, заданный населению в возрасте 15 лет и старше. |
Данные переписи населения показывают некоторые региональные различия. Католицизм наиболее силен на Азорских островах (91,6%), Мадейре (90,9%) и Северном регионе (88,1%). С другой стороны, в Алгарве (65,9%) и регионе Лиссабона самый низкий процент наблюдается (67,5%). Также в регионах Лиссабона и Алгарве наблюдается наибольшая доля членов других христианских церквей, других религий и людей без религиозной принадлежности. Представители других христианских религий составляют более 10% населения Алгарве. В столичном регионе Лиссабона и в Алгарве более 2% населения исповедуют нехристианские религии, а процент нерелигиозного населения колеблется от примерно 6% на Азорских островах и Мадейре до 23,1% в Лиссабоне. [9]
Регион / Субрегион | Общий | христианство | - Католицизм | - Другой христианин | Нехристианские религии | Нет религии | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | Процент | Число | Процент | Число | Процент | Число | Процент | Число | Процент | ||
Север | 3,080,860 | 2,800,199 | 90.9% | 2,713,422 | 88.1% | 86,777 | 2.8% | 13,901 | 0.5% | 266,760 | 8.7% |
- Альто Минхо | 200,719 | 186,700 | 93.0% | 182,778 | 91.1% | 3,922 | 2.0% | 843 | 0.4% | 13,176 | 6.6% |
- Кавадо | 354,448 | 326,382 | 92.1% | 316,353 | 89.3% | 10,029 | 2.8% | 1,407 | 0.4% | 26,659 | 7.5% |
- Аве | 359,786 | 337,864 | 93.9% | 331,712 | 92.2% | 6,152 | 1.7% | 1,065 | 0.3% | 20,857 | 5.8% |
- Столичный округ Порту | 1,482,881 | 1,298,978 | 87.6% | 1,242,176 | 83.8% | 56,802 | 3.8% | 9,051 | 0.6% | 174,852 | 11.8% |
- Альто Тамега | 75,014 | 71,298 | 95.0% | 70,322 | 93.7% | 976 | 1.3% | 176 | 0.2% | 3,540 | 4.7% |
- Тамега и Соуза | 351,334 | 336,254 | 95.7% | 331,688 | 94.4% | 4,566 | 1.3% | 665 | 0.2% | 14,415 | 4.1% |
- Дору | 161,898 | 153,218 | 94.6% | 150,764 | 93.1% | 2,454 | 1.5% | 405 | 0.3% | 8,275 | 5.1% |
-Земли Трас-ус-Монтес | 94,780 | 89,505 | 94.4% | 87,629 | 92.5% | 1,876 | 2.0% | 289 | 0.3% | 4,986 | 5.3% |
Центральный | 1,913,725 | 1,701,383 | 88.9% | 1,629,396 | 85.1% | 71,987 | 3.8% | 11,839 | 0.6% | 200,503 | 10.5% |
- Запад | 309,434 | 260,346 | 84.1% | 243,082 | 78.6% | 17,264 | 5.6% | 3,190 | 1.0% | 45,898 | 14.8% |
- Регион Авейру | 312,848 | 280,256 | 89.6% | 266,890 | 85.3% | 13,366 | 4.3% | 1,661 | 0.5% | 30,931 | 9.9% |
- Регион Коимбра | 376,608 | 329,606 | 87.5% | 316,240 | 84.0% | 13,366 | 3.5% | 2,195 | 0.6% | 44,807 | 11.9% |
- Регион Лейрия | 244,620 | 217,214 | 88.8% | 206,914 | 84.6% | 10,300 | 4.2% | 1,774 | 0.7% | 25,632 | 10.5% |
- Визеу-Дау-Лафонс | 217,504 | 202,062 | 92.9% | 196,121 | 90.2% | 5,941 | 2.7% | 754 | 0.3% | 14,688 | 6.8% |
- Бейра Байша | 70,760 | 63,935 | 90.4% | 62,030 | 87.7% | 1,905 | 2.7% | 474 | 0.7% | 6,351 | 9.0% |
- Средний Тежу | 196,410 | 175,806 | 89.5% | 169,509 | 86.3% | 6,297 | 3.2% | 1,008 | 0.5% | 19,596 | 10.0% |
- Бейрас и Серра-да-Эштрела | 185,541 | 172,158 | 92.8% | 168,610 | 90.9% | 3,548 | 1.9% | 783 | 0.4% | 12,600 | 6.8% |
Лиссабонский агломерационный округ | 2,390,959 | 1,782,739 | 74.6% | 1,614,932 | 67.5% | 167,807 | 7.0% | 56,059 | 2.3% | 552,161 | 23.1% |
Алентежу | 595,238 | 479,001 | 80.5% | 453,268 | 76.1% | 25,733 | 4.3% | 8,872 | 1.5% | 107,365 | 18.0% |
- Побережье Алентежу | 80,845 | 53,887 | 66.7% | 50,200 | 62.1% | 3,687 | 4.6% | 4,566 | 5.6% | 22,392 | 27.7% |
- Нижний Алентежу | 94,460 | 72,811 | 77.1% | 69,003 | 73.0% | 3,808 | 4.0% | 900 | 1.0% | 20,749 | 22.0% |
- Лезирия-ду-Теху | 199,892 | 166,491 | 83.3% | 154,743 | 77.4% | 11,748 | 5.9% | 2,339 | 1.2% | 31,062 | 15.5% |
- Альто Алентежу | 90,105 | 79,351 | 88.1% | 76,731 | 85.2% | 2,620 | 2.9% | 321 | 0.4% | 10,433 | 11.6% |
- Центральный Алентежу | 129,936 | 106,461 | 81.9% | 102,591 | 79.0% | 3,870 | 3.0% | 746 | 0.6% | 22,729 | 17.5% |
Алгарве | 390,103 | 297,366 | 76.2% | 257,046 | 65.9% | 40,320 | 10.3% | 7,951 | 2.0% | 84,786 | 21.7% |
Азорские острова | 195,788 | 183,186 | 93.6% | 179,395 | 91.6% | 3,791 | 1.9% | 521 | 0.3% | 12,081 | 6.2% |
Древесина | 215,227 | 200,912 | 93.3% | 195,557 | 90.9% | 5,355 | 2.5% | 841 | 0.4% | 13,474 | 6.3% |
Примечание: Вопрос, заданный населению в возрасте 15 лет и старше. |
В 124 из 308 муниципалитетов по данным переписи 2021 года более 90% населения указали, что являются католиками. Муниципалитеты с самым высоким процентом: Месан-Фриу (97,0%), Рибейра-де-Пенья (96,5%), Резенде (96,4%) и Байан (96,3%) в Северном регионе и Вила-Франка-ду-Кампу (96,3%) на Азорских островах. . Наименее католические муниципалитеты расположены в Алгарве и на побережье Алентежу: Лагос (55,2%), Вила-ду-Биспо (56,1%), Синиш (56,2%), Алжезур (56,3%) и Одемира (56,7%) с самым низким процентом. . Муниципалитетами с наибольшей долей представителей других христианских конфессий являются Лагос (14,3%), Албуфейра (13,2%), Портиман (12,7%), Лоле (11,3%) и Сан-Брас-де-Алпортел (11,0%), все в Алгарве. . Муниципалитетами с наибольшей долей последователей нехристианских религий являются Одемира (16,5%), Албуфейра (4,1%), Лиссабон (3,9%), Одивелаш (3,4%) и Амадора (3,2%) в Алентежу, Алгарве и Лиссабонские регионы. Что касается нерелигиозного населения, самые высокие проценты зарегистрированы в некоторых частях Алентежу и Алгарве с Синиш (35,5%), Вила-ду-Биспу (33,7%), в Грандоле (31,7%), Алжезуре (31,5%) и Алжустреле Самый высокий процент зафиксирован (31,4%). В 15 муниципалитетах более четверти населения нерелигиозны. С другой стороны, в 74 муниципалитетах этот процент составляет менее 5%. [9]
Существует весьма значительная разница по религиозному составу между жителями португальского гражданства и иностранным населением, проживающим в стране, которое составляет 5,2% от общей численности населения. 82,6% жителей Португалии по национальности являются католиками, в то время как только 36,4% иностранцев идентифицируют себя с католической церковью. Чуть более 3% граждан Португалии принадлежат к другим христианским конфессиям, а среди иностранных жителей этот процент приближается к 30%. Лишь 0,6% жителей португальской национальности заявили о принадлежности к нехристианским религиям, при этом среди иностранцев этот процент составляет 12,3%. Что касается населения без религиозной принадлежности, то этот процент составляет 13,7% среди жителей, родившихся в Португалии, и 21,5% среди жителей, родившихся за границей. [10]
В ноябре 2023 года Статистическое управление Португалии предоставило для публичного использования анонимный файл микроданных с выборкой из 5% ответов на перепись 2021 года. На вопрос о религии был очень высокий процент ответов - 97,5%. Эти данные показывают, что процент католиков выше среди женщин (83,1%), чем среди мужчин (76,8%). С другой стороны, процент беспартийных выше среди мужчин (17,8%), чем среди женщин (10,9%). Никаких существенных различий между полами в отношении принадлежности к другим христианским конфессиям и нехристианским религиям не существует. [11]
Религия | Мужской | Женский |
---|---|---|
католицизм | 76.8% | 83.1% |
Другой христианин | 4.0% | 5.1% |
Нехристианские религии | 1.4% | 0.9% |
Нет религии | 17.8% | 10.9% |
Тот же файл микроданных показывает, что старшее поколение более религиозно . Процент католиков колеблется от 66,9% среди населения в возрасте 25–34 лет до 91,7% среди населения старше 75 лет. Именно среди молодежи наблюдается самый высокий процент членов других христианских церквей и других религий. [11]
Религия | 15-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55-64 | 65-74 | 75+ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
католицизм | 70.9% | 66.9% | 74.4% | 81.0% | 85.4% | 88.3% | 91.7% |
Другой христианин | 5.2% | 6.2% | 6.2% | 4.9% | 3.9% | 3.2% | 2.6% |
Нехристианские религии | 1.3% | 2.9% | 1.9% | 1.0% | 0.5% | 0.4% | 0.2% |
Нет религии | 22.5% | 24.1% | 17.5% | 13.2% | 10.2% | 8.0% | 5.5% |
Выборка ответов на перепись показывает, что именно среди населения с базовым уровнем образования (1-й, 2-й и 3-й циклы образования) наблюдается наибольший процент католиков (86,6%). С другой стороны, самый низкий процент членов католической церкви наблюдается среди жителей с высшим образованием (68,2%). Именно на этом уровне образования находится самый высокий процент приверженцев других христианских церквей (8,6%). Что касается беспартийных, то наибольший процент приходится на население с более высоким уровнем образования (23,0%). [11]
Религия | Нет формального образования | Базовое образование | Старшая средняя школа | Пост-вторичка | Высшее образование |
---|---|---|---|---|---|
католицизм | 83.5% | 86.6% | 73.5% | 68.2% | 71.6% |
Другой христианин | 5.9% | 3.7% | 6.4% | 8.6% | 4.1% |
Нехристианские религии | 2.3% | 0.7% | 1.6% | 1.3% | 1.3% |
Нет религии | 8.3% | 9.0% | 18.4% | 21.9% | 23.0% |
Католицизм наиболее силен в сельской местности страны, где 87,0% жителей заявили о своей принадлежности к этой конфессии. В городах процент католиков составляет 75,9%. В городских районах более высокий процент представителей других христианских конфессий, других религий и нерелигиозных людей. [11]
Религия | Сельская местность | Городские районы |
---|---|---|
католицизм | 87.0% | 75.9% |
Другой христианин | 2.9% | 5.6% |
Нехристианские религии | 0.6% | 1.5% |
Нет религии | 9.5% | 16.9% |
История [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2012 г. ) |
Как и в большинстве провинций Римской империи , религиозные верования и божества доримского населения смешивались и сосуществовали с римской мифологией . В случае Португалии эти доримские религии были в основном прото-кельтскими или кельтскими , главной из которых была религия лузитанцев (см. лузитанскую мифологию ).
Еврейское население существовало в этом районе еще в римскую эпоху или даже раньше и напрямую связано с сефардов историей .
Римские провинции Лузитания (к северу от реки Дору) впервые были обращены в христианство , (составляющие большую часть Португалии к югу от реки Дору ) и Галлеция когда они были частью Римской империи. В этот период Бракара Аугуста (современный город Брага ) стал одним из важнейших епископских центров наряду с Сантьяго-де-Компостела . Христианство укрепилось, когда свевы и вестготы — германские племена, уже обращенные в христианство, — пришли на Пиренейский полуостров в пятом веке.
Ранние вестготы следовали арианской ереси , но после восьмого века они присоединились к римскому течению. Город Брага сыграл важную роль в религиозной истории того периода, а именно во время отречения от арианских и присциллианских ересей. В шестом веке в Браге состоялись два синода, что ознаменовало возникновение ее церковного значения. Архиепископы Браги сохраняют за собой титул примаса Португалии и долгое время претендовали на верховенство над всеми церквями Испании .
Брага сыграла важную роль в христианизации всего Пиренейского полуострова. Первый известный епископ Браги, Патерн, жил в конце четвертого века, хотя святого Овидия (ум. 135 г. н.э.) иногда считают одним из первых епископов этого города. [12] В начале пятого века Паулюс Орозий , друг святого Августина , родившийся в Браге, написал несколько богословских и исторических трудов, имеющих большое значение. В шестом веке другой влиятельной фигурой был святой Мартин Брагский , епископ Браги, который обратил свевов из арианства в католицизм . Он также основал важный монастырь недалеко от Браги, в Думио ( Думе ), ныне являющемся археологическим памятником. несколько В этот период в Браге было проведено Вселенских соборов , что свидетельствует о религиозном значении города.
Христианство увидело, что его значение уменьшилось на юге Португалии во время мавританского правления в период Аль-Андалуса , начиная с 711 года с завоеванием Испании Омейядами , даже несмотря на то, что большая часть населения все еще следовала христианству в соответствии с мосарабским обрядом . Однако на севере христианство обеспечило культурный и религиозный цемент, который помог объединить Португалию как самостоятельную единицу, по крайней мере, с момента в 868 завоевания Порту году Вимарой Пересом , основателем Первого графства Португалии . Точно так же христианство было объединяющим кличем тех, кто восстал против мавров и стремился изгнать их. Таким образом, христианство и католическая церковь предшествовали созданию португальской нации, и этот момент сформировал отношения между ними. [ нужна ссылка ]
При Афонсу Энрикеше (годы правления 1139–1185), первом короле Португалии и основателе Португальского королевства , церковь и государство объединились в прочное и взаимовыгодное партнерство. Чтобы обеспечить папское признание своей страны, Афонсу объявил Португалию вассальным государством Папы и был признан таковым в 1179 году папской буллой Manifestis Probatum . Король нашел в церкви полезного союзника, когда он гнал мавров на юг. За поддержку его политики Афонсу щедро вознаградил Церковь, предоставив ей обширные земли и привилегии на завоеванных территориях. Церковь стала крупнейшим землевладельцем страны, и ее власть стала равна власти дворянства , военных орденов и даже, на какое-то время, Короны. Но Афонсу также утверждал свое превосходство над церковью, превосходство, которое, несмотря на различные взлеты и падения, сохранялось. [ нужна ссылка ]
Хотя отношения между португальским государством и католической церковью в целом были дружескими и стабильными, их относительная власть колебалась. В XIII и XIV веках Церковь пользовалась богатством и властью, что было обусловлено ее ролью в завоевании и ее тесным отождествлением с ранним португальским национализмом. На какое-то время положение Церкви по отношению к государству уменьшилось, пока рост Португальской заморской империи не сделал ее миссионеров важными агентами колонизации (см., например, Королевство Конго ).
До 15 века некоторые евреи занимали видные места в политической и экономической жизни Португалии. Например, Исаак Абрабанель был казначеем короля Португалии Афонсу V. Многие из них также играли активную роль в португальской культуре и сохранили репутацию дипломатов и торговцев. К этому времени Лиссабон и Эвора были домом для важных еврейских общин.В 1497 году, отражая события, произошедшие пятью годами ранее в Испании, Португалия изгнала евреев и немногих оставшихся мавров — или заставила их принять христианство. В 1536 году Папа дал королю Жуану III (годы правления 1521–1557) разрешение учредить португальскую инквизицию для обеспечения чистоты веры. Раньше страна была довольно толерантной, но теперь воцарились ортодоксия и нетерпимость. Орден иезуитов был назначен ответственным за все образование.
В XVIII веке усилились антицерковные настроения. Маркиз де Помбал (годы правления 1750–1777) изгнал иезуитов в 1759 году, разорвал отношения со Святым Престолом в Риме и поставил образование под контроль государства. В конце концов Помбала отстранили от должности, и многие из его реформ были отменены, но антиклерикализм оставался силой в португальском обществе. В 1821 году инквизиция была упразднена, религиозные ордена запрещены, а церковь потеряла большую часть своего имущества. Отношения между церковью и государством улучшились во второй половине XIX века, но новая волна антиклерикализма возникла с установлением Первой Португальской республики в 1910 году. вплоть до запрета звона церковных колоколов, ношения священнических одежд на улицах и проведения многих популярных религиозных праздников. С началом Первой мировой войны Португальская Первая Республика рассматривала ее как уникальную возможность достичь ряда целей: положить конец двойной угрозе испанского вторжения в Португалию и иностранной оккупации колоний, а также внутренней уровне, создавая национальный консенсус вокруг режима. Эти внутренние цели не были достигнуты, и вооруженные силы, чья политическая сознательность возросла во время войны и лидеры которых не простили режиму отправку их на войну, в которой они не хотели участвовать, по мнению консервативных сил, представляли собой последний оплот «порядка» против «хаоса», охватившего страну. К середине 1920-х годов на внутренней и международной арене начали отдавать предпочтение авторитарному решению, при котором усиленная исполнительная власть могла бы восстановить политический и социальный порядок.
Стадо Ново [ править ]
При Estado Novo , корпоративистском тоталитарном режиме Антониу де Оливейра Саласар (годы правления 1932–1968), Церковь пережила возрождение. Салазар сам был глубоко религиозен и придерживался католических заповедей. До изучения права он был семинаристом ; его сосед по комнате в Университете Коимбры , Мануэль Гонсалвес Сережейра , позже стал кардиналом- патриархом Лиссабона . Кроме того, корпоративистские принципы Салазара, его конституция и трудовой статут 1933 года были пропитаны римско-католическими заповедями из папских энциклик Rerum novarum (1891 г.) и Quadragesimo anno (1931 г.).
Государство Салазара утверждало, что оно основано на принципах традиционного римского католицизма с упором на порядок, дисциплину и власть. Классовые отношения предположительно были основаны на гармонии, а не на марксистской концепции конфликта. Считалось, что семья, приход и христианство являются основой государства. Однако Салазар значительно превзошел эти принципы и установил полноценную диктатуру. Его корпоративное правительство, по мнению некоторых, содержало примерно равное сочетание римско-католических принципов и Бенито Муссолини , подобного фашизма . [ нужна ссылка ]
В 1940 году был подписан Конкордат, между Португалией и Ватиканом регулирующий церковно-государственные отношения . Церковь должна была быть «отдельной» от государства, но занимать особое положение. Конкордат 1940 года отменил многие антиклерикальные политики, принятые во время Первой республики, и католической церкви был предоставлен исключительный контроль над религиозным обучением в государственных школах. Только католическое духовенство могло служить капелланами в вооруженных силах. Развод, легализованный республикой, был объявлен незаконным для лиц, вступивших в брак по церковной службе, но оставался законным в отношении гражданского брака. Церкви была предоставлена формальная «юридическая личность», позволяющая ей регистрировать и владеть собственностью. [ нужна ссылка ]
Критики полагают, что при Салазаре церковь и государство в Португалии поддерживали комфортные и взаимоподкрепляющие отношения. Однако, помогая Церкви во многих отношениях, Салазар настаивал на том, чтобы она держалась вне политики — если только она не хвалила его режим. Инакомыслие и критика были запрещены; те священнослужители, которые выходили за рамки дозволенного — иногда приходской священник, а однажды и епископ Порту — были вынуждены замолчать или были вынуждены покинуть страну. Остальная часть иерархии Римско-католической церкви во главе с кардиналом Мануэлем Гонсалвесом Сережейрой , большим другом и сторонником Салазара, хранила молчание по этому вопросу. [ нужна ссылка ]
Изменения после революции 1974 года [ править ]
В конституции Португалии 1976 года , после революции гвоздик 1974 года и перехода к демократии , церковь и государство снова были формально разделены. Церковь по-прежнему занимает особое место в Португалии, но по большей части она упразднена. Другие религии теперь могут свободно организовывать и исповедовать свои убеждения. [ нужна ссылка ]
Помимо конституционных изменений, Португалия стала более светским обществом. С тех пор религиозная практика пришла в упадок. Число мужчин, становящихся священниками, сократилось, равно как и благотворительные пожертвования и посещение мессы. К началу 1990-х годов большинство португальцев все еще считали себя католиками в смутном культурном и религиозном смысле, но только около трети из них регулярно посещали мессу. Безразличие к религии было наиболее вероятно среди мужчин и молодежи. Регулярными прихожанами церкви чаще всего были женщины и маленькие дети. [ нужна ссылка ]
Церковь уже не имела прежнего социального влияния. В XIX веке и во времена режима Салазара церковь была одним из самых влиятельных институтов в стране — наряду с армией и социальной и экономической элитой. Фактически, военные, экономические, правительственные и религиозные влияния в Португалии были тесно переплетены и взаимосвязаны, часто в буквальном смысле. Традиционно первый сын элитных семей наследовал землю, второй шел в армию, а третий становился епископом. Однако к началу 1990-х годов Римско-католическая церковь больше не пользовалась этим превосходством и опустилась на седьмое или восьмое место по власти среди португальских групп интересов. [ нужна ссылка ]
К 1980-м годам церковь редко пыталась повлиять на голосование португальцев, зная, что такие попытки, вероятно, будут иметь неприятные последствия. В разгар революционных волнений в середине 1970-х годов Церковь призывала своих причастников голосовать за центристских и консервативных кандидатов и отвергать коммунистов, особенно в северной Португалии, но после этого Церковь воздерживалась от такой открытой политической роли. [ нужна ссылка ]
Церковь не смогла предотвратить принятие конституции 1976 года, разделившей церковь и государство, а также не смогла заблокировать законодательство, либерализирующее разводы и аборты , вопросы, которые она считала моральными и входящими в сферу ее ответственности.
Религиозные практики [ править ]
Религиозная практика в Португалии продемонстрировала поразительные региональные различия. Даже в начале 1990-х годов от 60 до 70 процентов населения традиционно католического Севера регулярно посещали религиозные службы по сравнению с 10-15 процентами на исторически антиклерикальном Юге . В районе Большого Лиссабона около 30 процентов регулярно посещали церковь.
Традиционная важность католицизма в жизни португальцев очевидна в физической организации почти каждой деревни в Португалии. Деревенские церкви обычно расположены на видных местах: на главной площади или на вершине холма с видом на деревню. Многие церкви и часовни были построены в 16 веке, в разгар колониальной экспансии Португалии, и часто украшались деревом и сусальным золотом, полученными в результате завоеваний. Однако в последние десятилетия они часто находились в запустении, поскольку не хватало священников, которые могли бы за ними ухаживать. Многие из них использовались лишь изредка в честь святых покровителей деревень. [ нужна ссылка ]
Большая часть религиозной жизни страны традиционно протекает за пределами формальной структуры и официальной сферы деятельности Римско-католической церкви. Это особенно актуально в сельской местности, где популярно празднование дней святых и религиозных праздников. Самым известным религиозным событием в Португалии было заявленное явление Девы Марии трем детям в Кова-да-Ириа , в деревне Фатима , в 1917 году. Двое детей, Хасинта и Франсиско Марто , были беатифицированы в 2000 году и канонизированы как святые. в 2017 году Папой Франциском . [13] Явление Небесной Матери в этой маленькой деревне в районе Сантарен побудило сотни тысяч паломников ежегодно посещать Святилище Фатимской Богоматери , многие из которых в надежде получить исцеление. [ нужна ссылка ]
Женщины, как правило, исповедовали свою религию больше, чем мужчины, о чем свидетельствует посещение церкви . Изображение Богородицы, как и Христа, обычно выставлялось даже в офисах профсоюзов или на вывесках во время демонстраций.
не были одобрены официальной церковью. Другие аспекты португальской народной религии, включая колдовство , магию и волшебство , Формальная религия, народные верования и суеверия часто смешивались вместе. Особенно в изолированных деревнях северной Португалии была широко распространена вера в ведьм, колдовство и злых духов. Некоторые люди верили в концепцию « сглаза » и боялись тех, кто якобы обладал им. Опять же, женщины были основными практикующими. Почти в каждой деревне были свои «провидцы», маги и «целители». Считалось, что злые духи и даже оборотни населяют горы и дороги, и считалось, что людей нужно защищать от них. Считалось, что дети и молодые женщины особенно уязвимы для «сглаза». [ нужна ссылка ]
По мере того, как люди становились более образованными и переезжали в города, они утратили некоторые из этих народных верований. Но и в городе, и среди образованных людей суеверия все еще можно было встретить даже в начале 1990-х годов. Колдуны, хироманты и карточники имели магазины, особенно в бедных кварталах, но не только так. Короче говоря, в Португалии все еще сохранялось сильное скрытое суеверие. Формальная церковь не одобряла суеверия, но была бессильна что-либо с ними поделать. [ нужна ссылка ]
В отличие от Испании , католицизм в Португалии был более мягким и менее интенсивным. Широкое использование народных обычаев и гуманизация религии создали любящего, хотя и далекого Бога, в отличие от суровости испанского видения. В Португалии, в отличие от Испании, Бога и его святых считали прощающими и безмятежными. В Испании выражения, изображенные на лицах святых и мучеников, были болезненными и мучительными; в Португалии они были благодушны, спокойны и приятны. [14]
Другие христиане [ править ]
Протестантизм [ править ]
На протяжении большей части истории Португалии в стране проживало немного некатоликов; те, кто это сделал, не могли свободно исповедовать свою религию. Инквизиция не пускала их в страну на протяжении трех столетий. Однако британцы начали селиться в Португалии в девятнадцатом веке и привели с собой другие христианские конфессии. Большинство принадлежало к англиканской церкви Англии , но другие были протестантскими методистами , конгрегационалистами , баптистами и пресвитерианцами . Установление конституционной монархии в 1834 году предоставило ограниченную религиозную терпимость и, как следствие, привело к открытию англиканской часовни ( церковь Св. Георгия, Лиссабон ). Вторая часовня была открыта в 1868 году. Англиканская миссия совпала с ростом влияния старокатолического движения в Португалии. Конгрегации были созданы из римско-католических священников и мирян, которые отказались принять догмы о непогрешимости и универсальной обычной юрисдикции Папы Первым , как это определено Ватиканским собором. в 1870 г. Лузитанская католическая апостольская евангелическая церковь В результате в 1880 г. была образована (и с 1980 г. является членом церкви Англиканского сообщества ); однако законы по-прежнему ограничивали деятельность некатоликов. Церковь Святого Андрея в Лиссабоне — приход Церкви Шотландии — была построена в 1899 году.
Старейшей португалоязычной протестантской конфессией является Igreja Evangélica Presbiteriana de Portugal (Евангелическая пресвитерианская церковь Португалии), берущая свое начало от работы шотландского миссионера на Мадейре в начале 19 века. [15] [16]
К началу 1990-х годов в Португалии проживало всего от 50 000 до 60 000 англиканцев и протестантов , что составляло менее 1 процента от общей численности населения. В 1950-х и 1960-х годах появились пятидесятники , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и Свидетели Иеговы , число которых увеличивалось быстрее, чем прибывшие раньше. Однако всем группам мешали запреты и ограничения на свободное исповедание своей религии, особенно миссионерскую деятельность. [ нужна ссылка ]
Эти ограничения были сняты после революции 1974 года. Конституция 1976 года гарантирует всем религиям право исповедовать свою веру. Неримско-католические группы были признаны юридическими лицами, имеющими право собираться. Португальцы, которые не были католиками и отказывались от военной службы по убеждениям, имели право подать заявление на альтернативную военную службу. Однако Римско-католическая церковь по-прежнему стремилась поставить барьеры на пути миссионерской деятельности. [ нужна ссылка ]
Восточное православие [ править ]
Восточная православная церковь присутствует в Португалии в небольшом количестве, в основном через диаспору из стран Восточной Европы с коренным восточно-православным населением. Некоторые из них организованы через местные юрисдикции своих материнских церквей, чаще всего возглавляемых из Испании или других соседних стран. К ним относятся:
- Греческая православная митрополия Испании и Португалии , входящая в состав Константинопольского патриархата и базирующаяся в Мадриде . Она была основана в 2003 году на базе Греческой православной митрополии Франции .
- Сербская Православная Епархия Западной Европы , базирующаяся в Париже , имеет один миссионерский приход в Португалии. [17]
- Румынская православная митрополия Западной и Южной Европы , базирующаяся в Париже, имеет вспомогательного епископа в Испании и Португалии.
- Епархия Центральной и Западной Европы Болгарской Православной Церкви (с штаб-квартирой в Берлине) имеет один приход в Португалии.
- Православной Женевская и Западноевропейская епархия Церкви Заграницей возглавляемая из Женевы архиепископом (Донсковым) , также имеет один приход в Португалии.
- Испано -Португальский экзархат Русской Православной Церкви , базирующийся в Мадриде, претендует на 11 приходов в Португалии. [18] Он был создан в декабре 2018 года после разрыва отношений между Москвой и Константинополем . Последний ранее окормлял русские приходы через Архиепископию Русских Православных Церквей в Западной Европе , базирующуюся в Париже.
Существует также неканоническая юрисдикция — Лузитанская Католическая Православная Церковь , которая определяет себя одновременно как Независимая Католическая и Восточно-православная . Он не имеет никакого признания со стороны вышеуказанных канонических юрисдикций. [ нужна ссылка ]
Другие религии [ править ]
Вера Бахаи [ править ]
Первый посетитель Веры Бахаи в Португалии состоялся в 1926 году. [19] бахаи Первое Местное Духовное Собрание было избрано в Лиссабоне в 1946 году. [19] В 1962 году португальские бахаи избрали свое первое Национальное Духовное Собрание . [20] В 1963 году было девять собраний. [21] в 2010 году население общины бахаи Айн Португалия оценивалось примерно в 2100 членов . По данным Ассоциации архивов религиозных данных (на основе Всемирной христианской энциклопедии ), [22]
Сикхизм [ править ]
Многие сикхи начали эмигрировать в Португалию с 1990-х годов из Пенджаба, Индия, для работы в сельскохозяйственном, туристическом и производственном секторе. Многие сикхи открыли индийские рестораны по всей Португалии. Индийское посольство Португалии оценивает численность сикхов в 35 000 человек . Многие из них в настоящее время не указаны в официальных данных переписи населения из-за отсутствия документов о месте жительства. [23]
Большинство сикхов можно найти в Лиссабоне , Порту и Албуфейре , где есть Гурдвара (место поклонения сикхов) .
Индуизм [ править ]
С середины 1990-х годов в Португалию произошел приток индуистов непальского происхождения в результате трудовой миграции из этой страны Южной Азии. Также в мегаполисах всех регионов можно найти несколько общин кришнаитов, состоящих в основном из европейцев непортугальского происхождения, бразильцев, граждан США и нескольких португальцев. существует индуистская община, насчитывающая примерно 19 471 индуса Помимо этого, в Португалии . [9] который во многом ведет свое происхождение от индейцев, эмигрировавших из бывших португальских колоний португалоязычной Африки, особенно из Мозамбика, а также из бывшей колонии Гоа и других владений в португальской Индии. [9]
Индуисты в Португалии, по данным посольства Индии в Лиссабоне, в основном гуджаратцы (гуджарати преподается в Культурном центре индуистской общины в Лиссабоне), пенджабцы и гоанцы. Большинство индуистов проживают в столичных районах Лиссабона и Порту.
Иудаизм [ править ]
По состоянию на начало 1990-х годов еврейская община в Португалии насчитывала от 500 до 1000 человек. Община была сконцентрирована в Лиссабоне, и многие ее члены были иностранцами. Преследование португальского еврейства было настолько интенсивным, что до двадцатого века в Португалии не было ни синагоги, ни даже регулярных еврейских религиозных служб ( Лиссабонская синагога была основана в 1904 году). Таким образом, немногочисленные португальцы-евреи были изолированы от основных течений иудаизма. Их община начала возрождаться, когда в 1960-х и 1970-х годах в Португалию начало приезжать большее количество иностранных евреев (сотрудников посольств, деловых людей и технических специалистов). В северной Португалии есть несколько деревень, где до сих пор существуют марраны , потомки евреев, принявших христианство, чтобы избежать преследований, и чья религия представляла собой смесь иудаизма и христианства (см. Евреи Бельмонте ), насчитывающие несколько тысяч человек. [ нужна ссылка ]
Ислам [ править ]
община Португалии Мусульманская состоит из небольшого числа иммигрантов из бывших колоний Португалии в Африке , а именно Мозамбика и Гвинеи-Бисау , а также небольшого числа недавних рабочих-иммигрантов из Северной Африки , в основном из Марокко . По переписи 1991 года число мусульман в Португалии составляло менее 10 000 человек. Мусульманское население в 2019 году составляет около 65 000 человек. [24] Главная мечеть Португалии — Лиссабонская мечеть . Большинство мусульман в стране – сунниты , за ними следуют примерно от 5000 до 7000 низаритов-исмаилитов-шиитов . Существует также ограниченное число мусульман -ахмадийцев . [25]
В 2015 году Лиссабон был выбран глобальным центром низаритско- шиитской общины; вторая по величине шиитская конфессия в мире. Их духовный лидер, Ага Хан IV , приобрел исторический дворец Мендонса, чтобы использовать его в качестве своей штаб-квартиры, а также штаб-квартиры своего фонда . [26]
Буддизм [ править ]
В Португалии также проживает небольшое население, составляющее от 50 000 до 80 000 буддистов и сторонников буддизма (соответственно). Больше, чем любая другая нехристианская конфессия, и больше, чем любая другая, когда дело касается сторонников . Новая буддийская вихара под названием Сумедхарама была основана в июле 2010 года и расположена на северо-западе Лиссабона, недалеко от Эрисейры. [27] Восточный парк «Эдем Будды Бакальхоа», расположенный недалеко от Бомбаррала , также является недавним садом, вдохновленным буддизмом, хотя и не строго местом поклонения; Он был построен в знак протеста против разрушения Бамианских Будд в Афганистане в начале 2000-х годов. [28]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [ править ]
В Португалии проживает небольшая популяция святых последних дней . Церковь сообщает о 45 576 членах и 67 общинах. [29] В 2019 году Церковь также завершила и освятила свой первый храм в Португалии.
Неверие [ править ]
Насчитывается от 420 960 до 947 160 (от 4 до 9% от общей численности населения) атеистов , агностиков и нерелигиозных людей. [30] по другим данным 6,5% населения. [31]
По данным переписи 2021 года, 1 237 130 (14,09%) человек конкретно заявили, что не верят.
Свобода религии [ править ]
В 2023 году страна получила 4 балла из 4 по свободе вероисповедания. [32]
См. также [ править ]
- Католическая церковь и эпоха Великих географических открытий
- Культ Святого Духа
- Роспуск монастырей в Португалии
- Пятая Империя
- История католицизма в Португалии
- себастьянство
- Индуизм в Португалии
- Протестантизм в Португалии
Ссылки [ править ]
- ^ «Перепись населения – Окончательные результаты: Португалия – 2021» . Статистика Португалии . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ https://web.archive.org/web/20020711232529/http://www.ecclesia.pt/rpd/totais.htm , возможно, с тех пор также произошло снижение https://www.dn.pt/portugal/norte/ интерьер/missas-dominicais-perderam-23-mil-fieis-desde-2001-2376179.html
- ^ «Португалия более секуляризована, чем Испания» . Дневник атеиста. 18 января 2007 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 28 апреля 2007 г.
- ^ Португальцы более христиане и ходят в церковь чаще, чем остальная часть Западной Европы.
- ^ Португалия — одна из стран, где большинство людей гарантируют, что Бог существует.
- ^ Через пять столетий после Реформации католико-протестантский раскол в Западной Европе исчез . Исследовательский центр Pew .
- ^ Чем отличаются европейские страны по религиозной приверженности? Чтобы это узнать, воспользуйтесь нашей интерактивной картой . Исследование Пью.
- ^ «Конкордат (2004): Текст | Concordat Watch — Португалия» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Статистика Португалии. «Постоянное население в возрасте 15 и старше (№) по месту жительства (на момент переписи 2021 года) и вероисповеданию» . tabulador.ine.pt . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Статистическое управление Португалии (19 декабря 2022 г.). «Публикация «Перепись – Что перепись говорит нам о численности иностранных граждан, проживающих в Португалии» » . Статистика Португалии . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Instituto Nacional de Estatística - Португалия (Статистика Португалии) - Перепись 2021 года (выборка 5% по отдельным лицам и жилищам)» . Файлы данных для публичного использования .
- ^ Блаженные Святые
- ^ Леонард Фоули, СВЯТОЙ ДНЯ (Цинциннати: St. Anthony Press, 2003) 47,8.
- ^ «Португалия – Религиозные практики» .
- ^ http://www.igreja-presbiteriana.org Веб-сайт IEPP
- ^ Веб-сайт Всемирного совета церквей
- ^ «Испания и Португалия» . dioceseserbe.org . Западноевропейская епархия Сербской Православной Церкви. 16 мая 2015 г. Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ "Русская Церковь создала новые структуры за рубежом – что это значит" . www.pravmir.ru (in Russian). 31 December 2018 . Retrieved 2019-03-03 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морейра, Руте (13 января 2001 г.). «Община бахаи в Португалии» . Утренняя почта . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Смит, Питер (2004). Бахаи на Западе . Калимат Пресс. стр. 22, 36–38. ISBN 978-1-890688-11-0 .
- ^ Составлено Руками Дела, проживающими на Святой Земле. «Вера Бахаи: 1844–1963: информация, статистическая и сравнительная, включая достижения Десятилетнего Международного плана обучения и консолидации бахаи на 1953–1963 годы» . п. 109.
- ^ «Краткие списки: большинство наций бахаи (2010 г.)» . Ассоциация архивов религиозных данных . 2010 . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «Информационный бюллетень по Португалии» . Посольство Индии (Лиссабон, Португалия) .
Сикхи (35 000). В последние годы число индийцев (особенно из Пенджаба/Харьаны) значительно увеличилось благодаря смягчению иммиграционных норм Португалией. Однако, поскольку многие из них не имеют действительных документов на жительство, официальные данные недоступны.
- ^ «Мусульманское население по странам 2020» . Обзор мирового населения .
- ^ Ширин Хантер (2002). Ислам, вторая религия Европы: новые социальные, культурные и политические ландшафты . Издательство Прагер. п. 193. ИСБН 0-275-97608-4 . Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ «Историческое соглашение устанавливает глобальную резиденцию исмаилитского имамата в Португалии» . Исмаилитские новости . 4 июня 2015 г. Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ «Буддийский монастырь Сумедхарама» . 2020 . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Рай Будды Бакальоа» . bacalhoa.pt . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Статистика и церковные факты | Общее количество членов церкви» .
- ^ Цукерман (2005). «Самая большая популяция атеистов/агностиков» . www.adherents.com. Архивировано из оригинала 6 декабря 1999 года . Проверено 28 апреля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «7-й виртуальный конгресс по ВИЧ-СПИДу» . www.aidscongress.net. 2002. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 28 апреля 2007 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, страница Португалии, получено 8 августа 2023 г.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .