Первый Ватиканский Собор
Первый Ватиканский Собор | |
---|---|
Дата | 8 декабря 1869 г. - 20 сентября 1870 г. ( де-факто ) 8 декабря 1869 г. - 5 июня 1960 г. ( де-юре ) |
Принято | Католическая церковь |
Предыдущий совет | Трентский собор (1545–1563) |
Следующий совет | Второй Ватиканский собор (1962–1965) |
Вызванный | Папа Пий IX |
Президент | Папа Пий IX |
посещаемость | 744 |
Темы | Рационализм , либерализм , материализм ; библейское вдохновение ; папская непогрешимость |
Документы и заявления | Две конституции: |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
Портал католицизма |
Первый Ватиканский Собор , широко известный как Первый Ватиканский Собор или Ватикан I , был 20-м Вселенским Собором Католической Церкви , состоявшимся через три столетия после предыдущего Тридентского Собора , который был отложен в 1563 году. Собор был созван Папой Римским. Пием IX 29 июня 1868 года, в условиях растущей угрозы вторжения Королевства Италия в Папскую область . Он открылся 8 декабря 1869 года и был закрыт 20 сентября 1870 года после захвата Рима итальянцами . Самым известным его решением является определение папской непогрешимости . [1] [2]
Основная цель совета заключалась в разъяснении католической доктрины в ответ на растущее влияние современных философских течений XIX века. В Догматической конституции о католической вере ( Dei Filius ) собор осудил то, что он считал ошибками рационализма , анархизма , коммунизма , социализма , либерализма , материализма , модернизма , натурализма , пантеизма и секуляризма . [3]
Другой ее заботой была доктрина первенства ( верховенства ) и непогрешимости епископа Рима ( Папы ), [4] которое оно определило в Первой Догматической Конституции Церкви Христовой ( Pastor aeternus ). [5]
Предыстория [ править ]
Еще в конце 1864 года Папа Пий IX поручил кардиналам , проживающим в Риме, сообщить ему свое мнение о целесообразности создания собора. Большинство высказалось в пользу этой схемы, голоса несогласных были редки. После марта 1865 г. созыв собора уже не вызывал сомнений. Сообщается, что специальные буллы были выпущены с приглашениями восточно-православным и протестантским священнослужителям, а также другим некатоликам, но, по всей видимости, ни один из них не принял приглашения. [6]
Собор был созван Папой буллой 29 июня 1868 года. [7] Первое заседание состоялось в соборе Святого Петра 8 декабря 1869 года. [8] Предварительные заседания касались общих административных вопросов и задач комитетов. Епископ Бернард Джон Маккуэйд жаловался на дождливую погоду, недостаточное отопление и скуку. [9] Епископ Джеймс Рузвельт Бэйли из Ньюарка, штат Нью-Джерси, отметил высокие цены в Риме. [9] Когда лорд Хоутон спросил кардинала Мэннинга , что происходит, тот ответил: «Ну, мы встречаемся, смотрим друг на друга, а потом немного разговариваем, но когда мы хотим знать, что мы делали, мы читаем Времена ». [10]
В отличие от пяти более ранних генеральных соборов, проводившихся в Риме , которые собирались в Латеранской базилике и известны как Латеранские соборы , они собирались в базилике Святого Петра в Ватикане, отсюда и его название.
Папская непогрешимость [ править ]
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
Цель совета какое-то время оставалась загадкой. Первое откровение было дано в феврале 1869 года в статье в La Civiltà Cattolica иезуитском периодическом издании . Он утверждал, как и считали многие католики во Франции, что собор будет очень коротким, поскольку большинство его членов были с этим согласны, и упоминал, среди прочего, провозглашение папской непогрешимости. Фракции вокруг этого предложения возникли по всей Европе, а некоторые итальянцы даже предложили создать конкурирующий совет в Неаполе . Однако еще до заседания совета все стихло ввиду нарочитой неопределенности приглашения. [6]
Папа Пий в 1854 году определил догмой непорочное зачатие Марии , матери Иисуса . [11] Однако предложение определить саму папскую непогрешимость как догму встретило сопротивление не из-за сомнений в содержании предложенного определения, а потому, что некоторые считали в то время несвоевременным такой шаг. [11] Ричард МакБрайен делит епископов, посещающих Первый Ватиканский собор, на три группы. Первую группу, которую Макбрайен называет «активными инфаллибилистами», возглавляли Генри Эдвард Мэннинг и Игнатиус фон Сенестри . По мнению Макбрайена, большинство епископов были заинтересованы не столько в формальном определении папской непогрешимости, сколько в укреплении папской власти и поэтому были готовы принять программу фаллибилистов. Меньшинство, около 10% епископов, говорит Макбрайен, выступило против предложенного определения папской непогрешимости как по церковным, так и по прагматическим соображениям, поскольку, по их мнению, оно отходило от церковной структуры раннехристианской церкви . [12] С прагматической точки зрения они опасались, что определение папской непогрешимости оттолкнет некоторых католиков, создаст новые трудности для союза с некатоликами и спровоцирует вмешательство правительств в церковные дела. Среди тех, кто придерживался этой точки зрения, было большинство немецких и австро-венгерских епископов, почти половина американцев, одна треть французов, большинство халдеев и мелькитов и несколько армян . [13] Судя по всему, лишь несколько епископов сомневались в самом догмате. [13]
Сын Божий
догматическая конституция католической веры Dei Filius 24 апреля 1870 года единогласно была принята . Проект, представленный собору 8 марта, не вызвал серьезной критики, однако группа из 35 англоговорящих епископов опасалась, что вступительная фраза первой главы « Sancta romana catholica Ecclesia » («Святая Римско-католическая церковь») можно было истолковать как поддержку теории англиканской ветви , позже удалось вставить дополнительное прилагательное, так что окончательный текст гласил: « Sancta catholica apostolica romana Ecclesia » («Святая Католическая Апостольская Римская Церковь»). [14] Таким образом, в конституции изложено учение «Святой Католической Апостольской Римской Церкви» о Боге, откровении и вере. [15]
Вечный пастырь [ править ]
Была более сильная оппозиция проекту конституции о природе церкви, который сначала не включал вопрос о непогрешимости папы. [3] но партия большинства в совете, позиция которой по этому вопросу была гораздо сильнее, [11] выдвинул его вперед. Было решено отложить обсуждение всего проекта, кроме непогрешимости. [11] Указ не прошел без разногласий; Кардинал Филиппо Мария Гуиди , архиепископ Болоньи, предложил добавить, что Папе помогают «советы епископов, отражающие традиции церквей». Пий IX отверг точку зрения Гуиди на епископов как на свидетелей традиции, заявив: «Я есть традиция». [16]
13 июля 1870 года в общем собрании было проведено предварительное голосование по разделу о непогрешимости: 451 человек проголосовал просто за ( placet ), 88 против ( non Placet ) и 62 за, но при условии некоторых поправок ( placet iuxta modum) . ). [17] Это сделало очевидным окончательный результат, и около 60 членов оппозиции покинули Рим, чтобы не участвовать в одобрении документа. Окончательное голосование с выбором только между Placet и Non Placet было проведено 18 июля 1870 года при 533 голосах за и только 2 против определения в качестве догмы непогрешимости Папы, говорящего ex cathedra . [3] Два голоса против были поданы епископами Алоизио Риччио и Эдвардом Фицджеральдом . [18]
В главе 4:9 догматической конституции говорится, что Папа обладает «полной и высшей властью юрисдикции над всей Церковью» (глава 3:9); и это, когда он:
говорит ex cathedra , то есть когда, исполняя свою должность пастыря и учителя всех христиан, в силу своей высшей апостольской власти он определяет учение о вере или морали, которого должна придерживаться вся Церковь, он обладает: благодаря божественной помощи, обещанной ему в блаженном Петре, той непогрешимости, которой божественный Искупитель пожелал, чтобы его Церковь пользовалась при определении доктрины веры и морали.
Ни один из епископов, утверждавших, что провозглашение этого определения неуместно, не отказался принять его. Некоторые католики, в основном немецкоязычные и во многом вдохновленные историком Игнацем фон Деллингером , в знак протеста сформировали отдельную Старокатолическую церковь ; фон Деллингер сам формально не присоединился к новой группе. [19]
Приостановка и последствия [ править ]
Обсуждение остальной части документа о природе церкви должно было продолжиться, когда епископы вернутся после летних каникул. Тем временем франко-прусская война разразилась . Благодаря быстрому наступлению Германии и пленению императора Наполеона III французские войска, защищавшие папскую власть в Риме, покинули город. [20]
20 октября 1870 года, через месяц после того, как недавно основанное Королевство Италия оккупировало Рим , Папа Пий IX, который тогда считал себя узником Ватикана, издал буллу Postquam Dei munere , откладывающую заседание собора на неопределенный срок. [21] Хотя некоторые предлагали продолжить работу совета в бельгийском городе Мехлин , он так и не был созван повторно. [22] Собор был официально закрыт в 1960 году Папой Иоанном XXIII , перед формированием Второго Ватиканского Собора . [23]
В ответ на политические последствия доктрины непогрешимости для суверенитета светских государств некоторые европейские королевства и республики предприняли быстрые действия против католической церкви. Австрийская империя аннулировала Конкордат 1855 года . В Прусском королевстве антикатолический Kulturkampf сразу же после этого вспыхнул , а во Французской Третьей республике синод настолько подчеркнул власть ультрамонтанизма (акцент на полномочиях Папы), что республиканская Франция предприняла шаги по его ограничению путем отменив Конкордат 1801 года и тем самым полностью отделив Церковь от государства . [24]
и оппозиция Споры
Догма о папской непогрешимости вызвала значительную оппозицию в некоторых либеральных богословских кругах Нидерландов , Австрии , Германии и Швейцарии ; Самым известным богословом, выступавшим против формулировки догмата, был Игнац фон Деллингер , который был отлучен от церкви в 1871 году архиепископом Грегором фон Шерром Мюнхена и Фрайзинга за отказ принять решение собора. [25]
Старый католический раскол [ править ]
По решению собора меньшинство духовенства и мирян, выступавших против вновь провозглашенного догмата, объединилось с янсенистами , которые поддерживали несколько шаткое существование в отделении от Рима с 18 века, но сохранили епископскую преемственность, признанную Римом как действительную, хотя и незаконную. . Первым посвящением нового ордена было посвящение Йозефа Х. Рейнкенса, который был назначен епископом в Германии симпатизирующим янсенисту епископом Йоханнесом Хейкампом из Утрехта . Такая новая группа называла себя Старой католической церковью (или Христианско-католической церковью в Швейцарии). Старые католики в Европе объединились в Утрехтскую унию в 1889 году, которая вступила в полное общение с Англиканским сообществом в 1931 году посредством Боннского соглашения . [26]
Утрехтская уния существует и по сей день и включает в себя Старокатолическую церковь Нидерландов , Католическую епархию старых католиков в Германии , Старокатолическую церковь Австрии , Старокатолическую церковь Чехии , Польско-католическую церковь. Республики Польша и Христианско-Католической Церкви Швейцарии . , Скрэнтонский союз образованный более консервативными в богословском отношении старыми католиками, был образован в 2008 году и в настоящее время включает в себя Польскую национальную католическую церковь и Северную католическую церковь . [26]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Первый Ватиканский собор» 2001 .
- ^ EEY Хейлз, «Первый Ватиканский собор». Исследования по истории церкви 7 (1971): 329–344. онлайн
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Первый Ватиканский Собор» 2014 г.
- ^ Таннер 1990 .
- ^ Джон В. О'Мэлли, Ватикан I: собор и создание ультрамонтанской церкви (Harvard University Press, 2018). [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Умереть в 1911 году , с. 947.
- ^ Кирх 1912 , с. 303.
- ^ Нобили-Вителлески 1876 , с. 1; Таннер 1990 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Первый Ватиканский собор» . Америка . 8 сентября 1962 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2015 года . Проверено 2 марта 2018 г. - через Conciliaria.
- ^ Заяц, Август (1896). История моей жизни . Том. II. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания. п. 504.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бертон и Вудрафф 2014 .
- ^ МакБрайен 1995 , с. 1297.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кирх 1912 , с. 305.
- ^ Лакост 2004 , с. 1666.
- ^ Де Маттеи 2004 , стр. 137.
- ^ Даффи 2014 , лок. 5428–5439.
- ^ Хьюз 1961 , стр. 342, 362.
- ^ Хьюз 1961 , стр. 364, 381; Кирх 1912 , с. 307.
- ^ Хеннеси 2009 .
- ^ «Французские вооруженные силы в Риме, 1849–1870» (PDF) . Фрайола . Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Хеннесси, Пол К. (1996). «Непогрешимость Папского Учительства, представленная в пастырских письмах епископов Соединенных Штатов после I Ватиканского собора» . Горизонты . 23 (1): 7–28. дои : 10.1017/S0360966900029820 . ISSN 0360-9669 . S2CID 170213488 .
- ^ Кирх 1912 , с. 307.
- ^ «Ватикан I» . Ватикан.com . 22 мая 2018 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Умереть 1911 , с. 951.
- ^ «Иоганн Йозеф Игнац фон Деллингер» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Старая католическая церковь» . Британская энциклопедия .
Библиография [ править ]
- Бертон, Айвор Ф.; Вудрафф, Дуглас (2014). «Пий IX» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 2 марта 2018 г.
- Де Маттеи, Роберто (2004). Пий IX . Перевод Лафленда, Джона. Леоминстер, Англия: Грейсвинг.
- Даффи, Имон (2014). Святые и грешники: История Пап (4-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11597-0 .
- «Первый Ватиканский собор» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия. 2014 . Проверено 2 марта 2018 г.
- Хейлз, EEY «Первый Ватиканский собор». Исследования по истории церкви 7 (1971): 329–344. онлайн
- Хеннеси, Джеймс (2009). «Первый Ватиканский собор» . Энкарта . Майкрософт. Архивировано из оригинала 31 октября 2009 года . Проверено 2 марта 2018 г.
- Хеннеси, Джеймс. «Национальные традиции и Первый Ватиканский собор». Архивы папской истории (1969): 491–512. онлайн
- Хьюз, Филип (1961). Церковь в кризисе: история Генеральных советов, 325–1870 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Ганновер-хаус . Проверено 3 марта 2018 г.
- Кирх, Дж. М. Конрад (1912). Герберманне, Чарльз Г .; Пейс, Эдвард А .; Паллен, Конде Б .; Шахан, Томас Дж .; Винн, Джон Дж. (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс (опубликовано в 1913 г.). стр. 303–309. . В
- Лакост, Жан-Ив (2004). «Первый Ватиканский собор». Энциклопедия христианского богословия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-57958-250-0 .
- МакБрайен, Ричард П. , изд. (1995). Энциклопедия католицизма HarperCollins . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-065338-5 .
- свободном доступе : Мирбт, Карл Теодор (1911). « Ватиканский собор ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 947–951. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Нобили-Вителлески, Франческо (1876). Ватиканский собор: восемь месяцев в Риме во время Ватиканского собора . Лондон: Джон Мюррей . Проверено 3 марта 2018 г. Он содержит подробный отчет о ходе работы Совета и некоторые комментарии о непосредственных политических последствиях.
- О'Мэлли, Джон В. Ватикан I: собор и создание ультрамонтанской церкви (Harvard University Press, 2018).
- Таннер, Норман П., изд. (1990). «Первый Ватиканский собор (1869–1870)» . Постановления Вселенских Соборов . Проверено 2 марта 2018 г. - через EWTN.
- «Ватиканский Собор, Первый» . Колумбийская энциклопедия (6-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 2001. Архивировано из оригинала 18 июня 2001 года . Проверено 3 марта 2018 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Де Чезаре, Рафаэле (1909). Последние дни папского Рима . Перевод Циммерн, Хелен . Лондон: Арчибальд Констебль и компания.
- Хейлз, EY (1958). Католическая церковь в современном мире: обзор от Французской революции до наших дней . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей.
- Хейлз, EEY Пио Ноно (1954) биография Папы Пия IX; онлайн
- Хаслер, Август Бернхард (1981). Как Папа стал непогрешимым: Пий IX и политика убеждения . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0385158510 .
- Хоппен, К. Теодор. «Первый Ватиканский собор, 1869–1870 гг.» History Today (октябрь 1969 г.), Vol. 19, выпуск 10, стр. 713–720 онлайн.
- Кадич, Анте. «Епископ Штроссмайер и Первый Ватиканский Собор». Славянское и восточноевропейское обозрение 49.116 (1971): 382–409. онлайн ; он сыграл главную роль.
- Нётер, Эмилиана П. «Первый Ватиканский собор: его политическая и религиозная обстановка». Журнал современной истории 40.2 (1968): 218–233. онлайн .
- Портье, Уильям Л. «Первый Ватиканский собор, Джон Генри Ньюман и создание постхристианской церкви». Журнал исследований Ньюмана 17.1 (2020): 123–144. отрывок
- Прусак, Бернард П. (2004). Церковь незавершенная: экклезиология на протяжении веков . Нью-Йорк: Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-4286-6 .
- Рэймонд, Джон. «Первый Ватиканский собор 1869–1870 гг.». History Today (ноябрь 1962 г.) 12 № 11, стр. 759–767. онлайн.
- Верховен, Тимоти. «Трансатлантические связи: американский антикатолицизм и Первый Ватиканский собор (1869–1870 гг.)». Католический исторический обзор 100.4 (2014): 695–720. Антикатолики были возмущены. отрывок
- Уоллес, LP Папство и европейская дипломатия, 1869–1878 (U North Carolina Press, 1948)
Внешние ссылки [ править ]
- Первый Ватиканский Собор
- Закрытие 1870 г.
- Советы католической церкви XIX века
- Экуменические соборы католической церкви
- Религиозные организации, основанные в 1869 году.
- В Италии прошли соборы католической церкви
- Папа Пий IX
- 1869 конференций
- 1870 конференций
- 1869 год в христианстве
- 1870 г. в христианстве
- 1869 заведений в Папской области