Фессалоникийский эдикт
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (март 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
( Фессалоникийский эдикт также известный как Cunctos populos ), изданный 27 февраля 380 года нашей эры Феодосием I , сделал Никейское христианство [примечание 1] государственная церковь Римской империи . [2] [3] [4] Он осудил другие христианские вероучения, такие как арианство , как ереси «глупых безумцев» и санкционировал их наказание . [5]
Этот эдикт, адресованный жителям Константинополя , которых Феодосий хотел умиротворить, чтобы сделать город своей императорской резиденцией, представляет собой первый известный светский закон, который включает в преамбулу четкое определение того, что христианский римский правитель считает религиозной ортодоксальностью , открывая способ репрессий против инакомыслящих, квалифицируемых как «еретики». Фессалоникийский эдикт впоследствии был включен в книгу XVI Кодекса Феодосия и стал вехой официальной христианизации Римской империи .
Фон
[ редактировать ]В 313 году император Константин I вместе со своим восточным коллегой Лицинием издал Миланский эдикт , предоставивший религиозную терпимость и свободу преследуемым христианам. К 325 году арианство , школа христологии , которая утверждала, что Христос не обладал божественной сущностью Отца, а был, скорее, изначальным творением и сущностью, подчиненной Богу, стала настолько широко распространенной и противоречивой в раннем христианстве , что Константин назвал Никейский собор. в попытке положить конец противоречиям путем установления общеимперской, т. е. « экуменической » ортодоксальности . Собор подготовил оригинальный текст Никейского символа веры , который отвергал арианское исповедание и утверждал, что Христос есть «истинный Бог» и «единосущный Отцу». [6]
Однако раздоры внутри Церкви не закончились Никеей, и формулировка Никейского вероучения оставалась спорной даже среди антиарианских церковников. Константин, призывая к терпимости, начал думать, что он встал на неправильную сторону и что никейцы - с их ярыми и взаимными гонениями на ариан - на самом деле увековечивали раздор внутри Церкви. Константин не крестился до самой смерти (337 г.), выбрав умеренно симпатизирующего Арию епископа Евсевия Никомидийского . для совершения крещения [6]
Констанций II , сын Константина и его преемник в Восточной империи, был неравнодушен к арианской партии и даже изгонял проникейских епископов. Преемник Констанция Юлиан (позже названный христианскими писателями «Отступником») был единственным императором после обращения Константина, который отверг христианство, пытаясь раздробить Церковь и подорвать ее влияние, поощряя возрождение религиозного разнообразия, называя себя « эллином». " и поддерживающие формы эллинистической религии . Он защищал традиционный религиозный культ Рима , а также иудаизм и, кроме того, провозглашал терпимость ко всем различным неортодоксальным христианским сектам и раскольническим движениям. Преемник Юлиана Иовиан , христианин, правил всего восемь месяцев и ни разу не вошел в город Константинополь. На востоке его сменил Валент , арианин. [6]
К 379 году, когда Валенту наследовал Феодосий I , арианство было широко распространено в восточной половине Империи, в то время как западная оставалась неизменно никейской. Феодосий, родившийся в Испании , сам был никейским христианином и очень набожным. В августе его западный коллега Грациан способствовал преследованию еретиков на Западе. [6]
Содержание
[ редактировать ]эдикт Фессалоникийский был издан совместно Феодосием I , императором Востока, Грацианом , императором Запада, и младшим соправителем Грациана Валентинианом II , 27 февраля 380 года. [4] Указ был издан после того, как Феодосий был крещен епископом Асколием Фессалоникским после того, как перенес тяжелую болезнь в этом городе. [7]
ИМППП GR(ATI)ANUS, VAL(ENTIN)ANUS И (O)D(OSIUS) AAA ЭДЕКТ НАРОДУ ВРБ(ИС) КОНСТАНТИНОП(ОЛИТАН).
Мы желаем, чтобы все народы , которыми управляет темперамент нашего милосердия, исповедовали такую религию, как утверждает религия, насаждаемая им до сих пор, которая передала римлянам божественного апостола Петра, и следовали за понтификом Дамасием и Петром епископ Александрийский, человек апостольской святости, то есть по апостольской дисциплине и евангельской верим учению об Отце и Сыне и Святом Духе, как одном Божестве под равным величием и под святой Троицей. Следуя этому закону, мы повелеваем принять имя христиан-католиков, а остальных безумцев и безумцев осуждаем за то, чтобы они несли позор еретических догматов «и не принимали имени своих церквей», сначала божественное мщение, а уж потом наше движение, которое мы отняли у небесного арбитра, мы молим о мести.
ДАТА 3 Кал. Мар. ФЕССАЛОН(ONICAE) GR(ATI)ANO A. V И THEOD(OSIO) A. I CONSS.
ИМПЕРАТОРЫ ГРАЦИАН, ВАЛЕНТИНИАН И ФЕОДОСИЙ АВГУСТ . ЭДЕКТ НАРОДУ КОНСТАНТИНОПОЛЯ .
Мы желаем, чтобы все различные народы, подчиняющиеся нашему милосердию и умеренности, продолжали исповедовать ту религию, которая была передана римлянам божественным апостолом Петром , как она была сохранена верной традицией и которую исповедуют теперь. понтификом Дамасием . и Петром , епископом Александрийским , человеком апостольской святости По апостольскому учению и учению Евангелия , будем веровать в единое Божество Отца и Сына и Святого Духа , в равное величие и в Святую Троицу . Мы приказываем последователям этого закона принять имя -католиков христиан ; Что же касается остальных, то, поскольку они, по нашему мнению, являются глупыми безумцами, мы постановляем, чтобы они были заклеймены позорным именем еретиков и не осмелились давать своим монастырям название церквей. Они понесут, во-первых, наказание божественного осуждения , а во-вторых, наказание нашей власти, которая по воле Небеса мы решим причинить.
ДАНО В САЛОНИКАХ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ОТ МАРТОВСКИХ КАЛЕНД , ВО ВРЕМЯ ПЯТОГО КОНСУЛЬСТВА ГРАЦИАНА АВГУСТА И ПЕРВОГО ФЕОДОСИЯ АВГУСТА. [8]
Важность
[ редактировать ]За указом последовал в 381 году Первый Константинопольский собор , который подтвердил Никейский символ и придал окончательную форму Никейско -Константинопольскому Символу веры . [9]
Указ был издан под влиянием Асколия и, следовательно, папы Дамаса I , назначившего его. Он вновь подтвердил, что единственное выражение апостольской веры является законным в Римской империи, « кафолическим » (то есть универсальным). [10] [11] и « ортодоксальные » (т. е. правильные в учении). [12]
Никейский Символ веры гласит: «Мы веруем в единого Бога, Отца Вседержителя... И в единого Господа Иисуса Христа». Он заявляет, что Иисус Христос «единосущен (homo-ousios) Отцу», что можно интерпретировать как числовое или качественное тождество (см. Homoousion ). Символ веры добавляет, что мы также верим в Святого Духа, но не говорит, что Святой Дух гомо-ousios с Отцом. Фессалоникийский эдикт идет гораздо дальше и объявляет «Отца, Сына и Святого Духа» «одним божеством… в равном величии и в святой Троице».
Исполнение Указа
[ редактировать ]Если Феодосий предписывал прочитать указ жителям столицы, [13] похоже, оно не получило какого-либо немедленного или конкретного применения в Константинополе до такой степени, что можно было бы задаться вопросом, было ли оно когда-либо опубликовано в такой степени. [14] поскольку в то время не существовало официального метода, позволяющего общаться с населением. [15] Более того, в указе описываются лишь расплывчатые санкции против правонарушителей, носящие символический характер, вызывающие «божественное осуждение» и « позор », причем эти угрозы не сопровождаются какими-либо конкретными положениями, даже запретом на изгнание еретиков из мест их богослужений. [16] Таким образом, указ, похоже, не имел немедленного эффекта. [13]
После нескольких походов против варварских войск Феодосий вернулся в сентябре 380 г. в Салоники, где тяжело заболел до такой степени, что люди опасались за его жизнь. [17] Исцелившись, он был крещен местным никейским епископом Асколием , вероятно, около октября. [18] затем он отправился в Константинополь, чтобы совершить свой торжественный въезд 24 ноября. [17] Указ был приведен в исполнение только тогда, когда Феодосий завладел столицей, престиж которой был ему нужен, поскольку он укрепил свою все еще хрупкую власть на бывших территориях Валента . [19]
Всего через два дня после его прибытия, столкнувшись с отказом публично исповедовать Никейский символ веры , [20] Феодосий низложил популярного акакийского епископа города Демофила , которого изгнал из стен города и заменил Григорием Назианзином. [21] не без того, чтобы ему пришлось полагаться на свои войска, чтобы обуздать народное недовольство. [22] Затем он поставил членов Никейской партии, которые все еще составляли меньшинство в Константинополе, на ключевые посты среди духовенства. [23] вверив им все церкви в столице [24] и отобрать места поклонения у диссидентов арианского вероисповедания, которым он, не теряя времени, подавил свободу собраний. [23]
Радикально решая таким образом проблемы Константинопольской Церкви и, вероятно, советуясь в этом направлении своим западным окружением, [25] Феодосий стремился, а не придерживаться исповедания веры, чтобы закрепить лояльность никейского духовенства к своей личности и своему режиму. [19] для поддержания известной стабильности в своей столице необходимо было обеспечить там императорскую резиденцию. [25] Тем не менее он терпел Демофила и его сторонников, продолжающих практиковать свое богослужение за пределами города - вероятно, больше из политической осторожности, чем из духа доктринальной терпимости. [26] — что акакийский епископ продолжал делать почти двадцать лет, не беспокоясь. [27]
Через несколько месяцев, 10 января 381 г., Феодосий обнародовал рескрипт : в Константинополе [28] адресован Евтропию , префекту претория Иллирика , с приказанием более сурово обращаться с еретиками во всем регионе — по крайней мере, в его городах. [23] Перекликаясь с проблемами, обсуждавшимися на Востоке, этот новый документ прямо ссылался на Никейский символ веры и призывал к более решительным действиям, чем предыдущий Феодосийский указ: [29] еретики, такие как явно названные фотиниане , ариане и евномиане. [30] — должны были быть изгнаны из городов и их церквей, вверенных элементам, исповедовавшим никейскую веру. [31]
После указа в феврале 380 года Феодосий потратил много энергии, пытаясь подавить все неникейские формы христианства, особенно арианство , и установить никейскую ортодоксальность во всем своем царстве: [32]
В январе следующего (381 г.) еще один указ запретил еретикам селиться в городах. [9] [33]
В том же году, после пересмотра Никейского учения Константинопольским собором [...] Азиатскому собору было приказано передать все церкви этим епископам, «исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух суть одно величие и достоинство'. [34] [35]
В 383 году император приказал различным неникейским сектам (арианам, аномейцам , македонянам и новацианам ) представить ему письменные символы веры, которые он молитвенно просмотрел, а затем сжег, за исключением новациан, которые также поддерживали никейское христианство. Остальные секты лишились права собираться, рукополагать священников и распространять свои верования. [36]
Казнь Присциллиана и его последователей можно назвать типичным примером обращения с еретиками того времени. В 384 году Присциллиан был осужден синодом Бордо, признан виновным в магии светским судом и казнен мечом вместе с рядом своих последователей. [37] [38]
Феодосий запретил еретикам проживать в Константинополе, а в 392 и 394 годах конфисковал их храмы. [39]
См. также
[ редактировать ]- Древнеримское христианство
- Христианизация Римской империи
- История позднеантичного христианства
- Преследования язычников в поздней Римской империи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эдикт - первый, который определенно вводит католическую ортодоксальность как установленную религию Римского государства. Это знаменует собой конец религиозного спора четвертого века о Троице , вызванного арианством и вызвавшего определения ортодоксальных догм на Первом Никейском соборе (325 г.) и Первом Константинопольском соборе (381 г.). Признание истинного учения о Троице становится критерием признания государства. Ссылка на Римский престол как на мерило правильной веры имеет большое значение; Заключение имени Александрийского Патриарха в скобки с именем Папы произошло из-за стойкой защиты египетским престолом тринитарной позиции, особенно при Афанасии Александрийском . Последнее предложение Эдикта указывает на то, что императоры рассматривают возможность использования физической силы на службе ортодоксальности; это первый зарегистрированный случай такого отклонения. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Церковь и государство на протяжении веков , изд. Элер и Моррал
- ^ Всемирная энциклопедия межконфессиональных исследований: Мировые религии . Джнанада Пракашан. 2009. ISBN 978-81-7139-280-3 .
В самом общем смысле «мейнстрим» относится к никейскому христианству или, скорее, к традициям, которые продолжают заявлять о своей приверженности Никейскому Символу веры.
- ^ Панер с. 378
- ^ Jump up to: а б Элер, Сидни Зденек; Морролл, Джон Б. (1967). Церковь и государство на протяжении веков: Сборник исторических документов с комментариями . п. 6-7. ISBN 978-0-8196-0189-6 . Архивировано из оригинала 15 мая 2016 г. Проверено 28 сентября 2016 г.
Этот эдикт — первый, который определенно вводит католическую ортодоксальность как общепринятую религию римского мира. [...] Признание истинного учения о Троице становится критерием признания государства.
- ^ «Фессалоникский эдикт | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс и Фрилл, (1994), стр. 46–53.
- ^ «Ахолий или Ахолий, епископ Салоникский» . Священная митрополия Салоники. Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Кодекс Феодосиана XVI.1.2
- ^ Jump up to: а б Бойд (1905), с. 45
- ^ «Католик» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ (ср. Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон )
- ^ православный. Словарь.com. Словарь английского языка американского наследия, четвертое издание. Houghton Mifflin Company, 2004. Определение в словаре (дата обращения: 3 марта 2008 г.).
- ^ Jump up to: а б Шарль Пьетри, в Жан-Мари Майер, Шарль Пьетри, Люсе Пьетри, Андре Воше и Марк Венар (ред.), , vol. 2: Рождение христианства (250–430), Дескле, 1995 ( ISBN 2-7189-0632-4 ), с. 387.
- ^ Пьер Мараваль, Париж, Артем Файяр, 2009, с. 108
- ^ Р. Малкольм Эррингтон, Университет Северной Каролины Press, 2006, стр. 217
- ^ Маравал 2009, с. 108
- ^ Jump up to: а б Клэр Сотинель, Белен, колл. «Древние миры», 2019, с. 410
- ^ Маравал 2009, с. 107.
- ^ Jump up to: а б Марк Хебблуайт, Routledge, 2020, стр. ПТ83.
- ^ Виктория Эскрибано Паньо, в Жан-Ноэле Гино и Франсуа Ришаре (ред.), Серф, 2008 ( ISBN 978-2-204-08661-5 ), с. 396.
- ^ Мари-Франсуаза Базлез, Париж/имп. в Италии, Талландье, 2019, с. 243.
- ^ Виктория Эскрибано Паньо, в Жан-Ноэле Гино и Франсуа Ришаре (ред.), Серф, 2008 ( ISBN 978-2-204-08661-5 ), с. 397.
- ^ Jump up to: а б с Хебблуайт 2020, с. ПТ83.
- ^ Маравал 2009, с. 113.
- ^ Jump up to: а б Эррингтон 2006, с. 218.
- ^ Маравал 2009, с. 113.
- ^ Нил Б. Маклинн, Амвросий Миланский: Церковь и суд в христианской столице , Беркли, University of California Press, 2014, 406 стр.
- ^ Кодекс Феодосиана , XVI, 5, 6.
- ^ Маравал 2009, с. 115.
- ^ Стефан Ребенич, , Routledge, 2002, 211 стр, стр. 21.
- ↑ Пит Хейн Хупш, Слава духа в Adversus Македонии Григория Нисского: комментарий и систематически-богословский синтез , Brill, 2020, 424 стр. ( ISBN 978-90-04-42228-5 ), с. 33.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Бойд, Уильям, Церковные указы Кодекса Феодосия» . От Даниила до Откровения . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Бойд, Уильям Кеннет (1905), Церковные указы Кодекса Феодосия , Columbia University Press, стр. 45–46.
- ^ Ричард Рубинштейн, Когда Иисус стал Богом , 1999, с. 223
- ^ Бойд (1905), с. 47
- ^ Бойд, стр. 60–61.
- ^ «Фессалоникский эдикт | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Бойд (1905), с. 50
Библиография
[ редактировать ]- Бойд, Уильям Кеннет (1905). Церковные указы Кодекса Феодосия . Издательство Колумбийского университета.
- Элер, Сидни Зденек; Морролл, Джон Б. (1967). Церковь и государство на протяжении веков: Сборник исторических документов с комментариями . ISBN 978-0-8196-0189-6 .
- Фергюсон, Эверетт; МакХью, Майкл П.; Норрис, Фредерик В. (1999). Энциклопедия раннего христианства . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-8153-3319-6 .
- Уильямс, Стивен; Фрилл, Джерард (1994). Феодосий: Империя в страхе . БТ Бэтсфорд Лтд. ISBN 0-300-06173-0 .