Католическая церковь и эпоха Великих географических открытий
в Католическая церковь эпоху Великих географических открытий начала масштабную кампанию по распространению христианства в Новом Свете и обращению коренных народов Америки и других коренных народов. Евангельские усилия были основной частью и оправданием военных завоеваний европейских держав, таких как Португалия , Испания и Франция . Христианские миссии к коренным народам шли рука об руку с колониальными усилиями католических стран. В Америке и других колониях Азии и Африки большинством миссий руководили религиозные ордена, такие как францисканцы , доминиканцы , августинцы и иезуиты . В Мексике ранняя систематическая евангелизация стала нищенствующих людей известна как «Духовное завоевание Мексики». [1]
Антонио де Монтесинос , монах -доминиканец с острова Эспаньола , был первым представителем духовенства, публично осудившим все формы порабощения и угнетения коренных народов Америки . [2] Такие теологи, как Франсиско де Витория и Бартоломе де лас Касас, разработали богословские и философские основы для защиты прав человека колонизированного коренного населения, создав тем самым основу международного права , регулирующего отношения между народами. [3] Важными современными церковными документами, выражающими решительную позицию в отношении порабощения или грабежа коренных народов Америки, были церковное письмо Pastorale officium и заменяющая его энциклика Sublimis Deus .
В первые годы большую часть миссионерской работы выполняли религиозные ордена. Предполагалось, что со временем в миссионерских районах будет создана нормальная церковная структура. Процесс начался с формирования особых юрисдикций, известных как апостольские префектуры и апостольские викариаты . Эти развивающиеся церкви в конечном итоге получили регулярный епархиальный статус с назначением местного епископа. После деколонизации этот процесс ускорился, поскольку церковные структуры изменились, чтобы отразить новые политико-административные реалии.
Предыстория [ править ]
В 1341 году экспедиция на трёх кораблях, спонсируемая королём Португалии Афонсу IV , отправилась из Лиссабона на Канарские острова . Экспедиция провела пять месяцев, картографируя острова. [4] Эта экспедиция стала основой претензий Португалии на острова.
В 1344 году кастильско-французский дворянин Луис де ла Серда (граф Клермон и адмирал Франции ) и французский посол при папском дворе в Авиньоне предложил Папе Клименту VI завоевать острова и обратить коренных гуанчей в христианство. [5] В ноябре 1344 года Климент VI издал буллу Tu devonitis искренний, даровавшую Луису де ла Серде титул суверена «Принц Фортуны». Климент также призвал королей Португалии и Кастилии оказать помощь экспедиции Серды. [6] Португальский король Афонсу IV немедленно подал протест. [7] как и Альфонсо XI Кастильский . [8] Подготовка была отложена, и до смерти Серды в 1348 году экспедиция не была организована.
Набеги и нападения Реконкисты привели к появлению пленников с обеих сторон, которых либо выкупили, либо продали в рабство. Во время династических войн 1370-х годов между Португалией и Кастилией португальские и кастильские каперы направлялись на Канарские острова в поисках убежища или набегов рабов.
В 1415 году португальцы захватили город Сеута и продолжили расширять свой контроль вдоль побережья Марокко . Португальские предприятия были призваны составить конкуренцию мусульманским транссахарским караванам, которые обладали монополией на западноафриканское золото и слоновую кость . [9] В 1418 году португальцы начали заселять острова Мадейра , которые сначала ценились за древесину, а затем за тростниковый сахар . [10] К 1427 году они достигли Азорских островов . Португалия и Испания продолжали оспаривать контроль над Канарскими островами.
Эпоха открытий [ править ]
Создатель всего [ править ]
Завоевание островов кастильцами началось в 1402 году с экспедиции Жана де Бетанкура и Гадифера де ла Саль по заказу Генриха III Кастильского . В состав экспедиции вошли два монаха-францисканца. Лансароте , а позже Фуэртевентура и Эль Йерро были оккупированы, и было основано епископство Канарских островов.
В 1434 году принц Португалии Генрих попытался вторгнуться на Гран-Канарию. Когда высадка была отбита гуанчами , коренными берберскими жителями, экспедиция разграбила кастильские миссии на Лансароте и Фуэртевентуре. [11] Жалобу подал Фернандо Кальветос , кастильский епископ Сан-Марсиаль-дель-Рубикон на Лансароте, при поддержке архиепископа Севильи. Кальветос сообщил Папе о грабежах, совершенных португальскими «пиратами». Папа Евгений IV издал Regimini gregis 29 сентября 1434 г. [12] и Creator Omnium 17 декабря 1434 года запретил любые дальнейшие набеги на Канарские острова и приказал немедленно освободить всех обращенных христиан, порабощенных во время нападения. [11]
В то время как Creator omnium был издан в ответ на грабежи португальцев кастильских поселений на Канарских островах, в следующем месяце Папа Евгений издал более широкий Sicut Dudum , указав, что кастильские работорговцы не были освобождены от налогов, и требуя, чтобы жители Канарских островов, которые были порабощены, должны были быть освобожден в течение пятнадцати дней со дня публикации буллы под страхом отлучения от церкви. [13]
Хотя и разные [ править ]
По словам Стэнли Г. Пейна , «распространение веры было неразрывно переплетено с военной славой и экономическойвыгода. Поэтому бесполезно спрашивать, как это часто делается, что же мотивировало португальскими первопроходцами и кастильскими конкистадорами жадность или религиозное рвение. В латиноамериканской крестовой экспансионистской идеологии эти два понятия шли рука об руку. [10]
ислам представлял серьезную военную угрозу Италии Когда в середине 15 века и Центральной Европе, Папа Николай V попытался объединить христианский мир против них, но потерпел неудачу. Затем он предоставил Португалии право подчинять и даже порабощать мусульман, язычников и других неверующих в папской булле Dum Diversas (1452 г.). [14] В следующем году Константинополь пал перед мусульманскими захватчиками . [14] Несколько десятилетий спустя европейские колонизаторы и миссионеры распространили католицизм в Америке, Азии, Африке и Океании. Папа Александр VI предоставил колониальные права на большую часть недавно открытых земель Испании и Португалии. [15] Однако в рамках системы патронато все назначения священнослужителей в новых колониях контролировали государственные власти, а не Ватикан. [16] Так, папская булла Romanus Pontifex 1455 года даровала португальцам все земли за мысом Бохадор и позволяла низводить язычников и других врагов Христа в вечное рабство . [17]
Позже папская булла Aeterni regis 1481 года предоставила Португалии все земли к югу от островов Канарских Inter , а в мае 1493 года папа испанского происхождения Александр VI постановил в булле caetera , что все земли к западу от меридиана находятся всего в 100 лигах к западу от мыса. Острова Верде должны принадлежать Испании, а новые земли, обнаруженные к востоку от этой линии, будут принадлежать Португалии. Еще одна булла, Dudum siquidem , сделала еще несколько уступок Испании, и в договоренности Папы затем были внесены поправки Тордесильясским договором 1494 года, заключенным между Испанией и Португалией.
После открытия Америки многие священнослужители, отправленные в Новый Свет, начали критиковать Испанию и обращение Церкви с коренными народами. В декабре 1511 года Антонио де Монтесинос , монах-доминиканец, открыто упрекнул испанских правителей Эспаньолы в их «жестокости и тирании» в обращении с туземцами. [18] В ответ король Фердинанд принял законы Бургоса и Вальядолида . Однако правоприменение было слабым, и Новые законы 1542 года заняли более жесткую позицию. Это вызвало восстание среди испанских колонистов, и встревоженное правительство пошло на попятную, смягчив действие законов. Некоторые историки обвиняют Церковь в том, что она не сделала достаточно для освобождения индейцев; другие указывают на Церковь как на единственный голос, выступающий от имени коренных народов. [19] Эта проблема привела к кризису совести в Испании 16 века. [18] [20] Реакция католических писателей, таких как Бартоломе де Лас Касас и Франсиско де Витория, привела к дискуссиям о природе прав человека. [18] и рождение современного международного права. [21] [22] ( Франции , Англии и Голландии Тем временем реакция против морских монополий , предоставленных Португалии и Испании, достигла кульминации в Гуго Гроция , работе сформулировавшей доктрину свободы морей .)
В 1524 году францисканские миссионеры, известные как Двенадцать апостолов Мексики , прибыли в Новую Испанию , за ними последовали доминиканцы в 1526 году и августинцы в 1533 году. [23] Они усердно работали над обращением индейцев и обеспечением их благосостояния, открывая школы и больницы. Поскольку некоторые люди задавались вопросом, действительно ли индейцы были мужчинами, заслуживающими крещения, Папа Павел III в папской булле Veritas Ipsa или Sublimis Deus (1537 г.) подтвердил, что индейцы были достойными мужчинами. [24] [25] После этого усилия по конверсии набрали обороты. [26]
Школа Саламанки [ править ]
Школа Саламанки , собравшая таких богословов, как доминиканец Франсиско де Витория (1480–1546), а также более поздних богословов, таких как весьма влиятельный иезуит Франсиско Суарес (1548–1617), выступала в пользу существования прав коренных народов. . Например, эти теологи считали незаконным завоевывать другие народы по религиозным мотивам или даже принуждать к крещению нехристианских подданных. Их взгляды на неверующих уже сформировались в ходе средневековых дискуссий о еврейских и мусульманских подданных христианских князей. Хотя эта точка зрения не всегда была преобладающей, это была традиционная доминиканская и томистская точка зрения, отражавшая практику поздней античности и раннего средневековья. Однако, хотя такие теологи ограничивали имперскую власть Карла V над колонизированными народами, они также упоминали некоторые законные причины завоевания. Например, по их мнению, война могла бы быть оправдана, если коренные народы откажут европейцам в свободном транзите и торговле; если бы они заставили новообращенных вернуться в идолопоклонство ; если на вновь открытой земле окажется достаточное количество христиан, которые пожелают получить от Папы христианское правительство; если у коренного населения не было справедливых законов, судей, сельскохозяйственной техники и т. д. В любом случае титул, полученный в соответствии с этим принципом, должен осуществляться с христианской благотворительностью , предупредил Суарес, и на благо индейцев. Более традиционные богословы узаконили завоевание, в то же время ограничив абсолютную власть суверена , которая прославлялась в других частях Европы в условиях развивающегося представления о божественном праве королей.
Преобразования и ассимиляция [ править ]
Завоевание . немедленно сопровождалось евангелизацией и появлением новых, местных форм католицизма Дева Гваделупская — одно из старейших религиозных изображений Мексики . Говорят, что она явилась Хуану Диего Куаутлатоацину в 1531 году. Новости о явлении 1534 года на холме Тепаяк быстро распространились по Мексике; и в последующие семь лет, с 1532 по 1538 год, индийский народ принял испанцев, и 8 миллионов человек были обращены в католическую веру. [ нужна ссылка ] После этого ацтеки больше не практиковали человеческие жертвоприношения и местные формы поклонения. В 2001 году было создано итальянское Движение любви Святого Хуана Диего , которое запустило проекты евангелизации в 32 штатах. Год спустя Хуан Диего был канонизирован Папой Иоанном Павлом II . [ нужна ссылка ]
Гваделупе часто считают смесью культур, образовавших Мексику, как в расовом отношении, так и в расовом отношении. [28] и религиозно. [29] Гваделупе иногда называют «первой метисой ». [30] или «первый мексиканец». [31] Мэри О'Коннор пишет, что Гуадалупе «объединяет людей с различным культурным наследием, и в то же время подтверждает их самобытность». [32]
Одна из теорий состоит в том, что Дева Гваделупская была представлена ацтекам как своего рода « христианизированный » Тонанцин , необходимый священнослужителям для обращения коренных жителей в их веру. Как писал Жак Лафай в «Кетцалькоатле и Гваделупе» , «поскольку христиане строили свои первые церкви из обломков и колонн древних языческих храмов, так они часто заимствовали языческие обычаи для своих культовых целей». [33]
Такие Девы появились в большинстве других евангелизированных стран, смешав католицизм с местными обычаями:
- Базилика Богоматери Копакабаны была построена в Боливии , недалеко от острова Исла-дель-Соль , где, как считалось, родился Бог Солнца , в 16 веке, в ознаменование явления Богородицы Копакабаны .
- На Кубе Богородицу по имени Каридад дель Кобре якобы видели в начале 16 века, дело передано в Генеральный архив Индии .
- В Бразилии Богоматерь Апаресида была объявлена в 1929 году официальной покровительницей страны Папой Пием XI .
- Богоматерь Луханская в Аргентине .
- Ла Негрита в Коста-Рике .
Религиозные ордена [ править ]
Доминиканцы [ править ]
Францисканцы [ править ]
Иезуиты [ править ]
Первая попытка иезуитов достичь Китая была предпринята в 1552 году святым Франциском Ксаверием , наваррским священником, миссионером и одним из основателей Общества. Ксавьер, однако, умер в том же году на китайском острове Шанчуань , так и не добравшись до материка. Три десятилетия спустя, в 1582 году, под предводительством нескольких деятелей, в том числе выдающегося итальянца Маттео Риччи , иезуиты вновь начали миссионерскую западную науку, математику, астрономию и изобразительное искусство работу в Китае, в конечном итоге представив императорскому двору , а также осуществив значительные межличностные отношения. культурно-философский диалог с китайскими учёными, в частности с представителями конфуцианства . Во времена своего пика влияния члены иезуитской делегации считались одними из самых ценных и доверенных советников императора , занимая многочисленные престижные посты в имперском правительстве. Многие китайцы, в том числе известные бывшие учёные-конфуцианцы, приняли христианство, стали священниками и членами Общества Иисуса.
В период с 18 по середину 19 века почти все западные миссионеры в Китае были вынуждены тайно проводить обучение и другую деятельность.
В другом месте миссионер-иезуит Франциск Ксавьер принес христианство в Японию . К концу 16 века десятки тысяч японцев присоединились к католицизму. Рост церкви остановился в 1635 году при сёгуне Токугава Иэмицу , который, стремясь изолировать страну от иностранного влияния, начал жестокие гонения на христиан. [34] Японцам было запрещено покидать страну, а европейцам — въезд. Несмотря на это, христианское меньшинство дожило до 19 века. [34] [35]
В Южной Америке иезуиты защищали коренные народы от порабощения, создавая полунезависимые поселения, называемые редукциями . Папа Григорий XVI , оспаривая суверенитет Испании и Португалии, назначил своих кандидатов епископами в колониях, осудил рабство и работорговлю в 1839 году (папская булла In supremo apostolatus ) и одобрил рукоположение местного духовенства, несмотря на правительственный расизм. [36]
Многие здания, построенные иезуитами, до сих пор стоят, например, собор Святого Павла в Макао и Сантисима Тринидад-де-Парана в Парагвае , пример редукции иезуитов .
Империи и миссии [ править ]
миссии Испанские
В Лас-Калифорния провинции в Новой Испании в Америке католическая церковь в сотрудничестве с испанским правительством и военными расширила свою миссию по колонизации Калифорнии, что произошло в ответ на новости о русских и британских охотниках и торговцах в регионе. Хуниперо Серра , францисканский священник, руководивший этими усилиями, основал ряд миссионерских станций , которые стали экономическими, политическими и религиозными учреждениями. [37] Эти миссии принесли коренным американцам Калифорнии зерно, скот и новую родину. У них не было иммунитета к европейским болезням, с последующим сокращением коренного племенного населения . Однако, принеся в этот регион западную цивилизацию, эти миссии и испанское правительство были признаны ответственными за уничтожение почти трети коренного населения, в первую очередь из-за болезней. [38] Были установлены сухопутные маршруты из Новой Испании (Мексика), что привело к созданию миссии и президио (форта) — ныне Сан-Франциско (1776 г.) и пуэбло (города) — ныне Лос-Анджелеса (1781 г.).
Французские миссии [ править ]
Французские колониальные усилия начались позже, чем испанские или португальские.
Гавайи: Французский инцидент ( 1839 ) г.
При правлении Каахуману, недавно обращенной протестантской вдовы Камехамехи Великого, католицизм был незаконен на Гавайях, и лояльные ей вожди насильственно депортировали французских священников на Артемиду . Обращенные католики из числа коренных жителей Гавайских островов были заключены в тюрьму, а протестантские священники приказали их пытать. [ нужна ссылка ] Предубеждения против французских католиков-миссионеров остались прежними и во времена правления ее преемника Кухины Нуи Каахуману II .В 1839 году капитан Лаплас с французского фрегата «Артемиза» отплыл на Гавайи по приказу
уничтожьте недоброжелательное впечатление, которое вы обнаружите в ущерб французскому имени; исправить ошибочное мнение, сложившееся о могуществе Франции; и дать понять, что вождям этих океанских островов было бы выгодно вести себя так, чтобы не навлечь на себя гнев Франции. Вы потребуете, если необходимо, со всей силой, которая у вас есть, полного возмещения за совершенные злодеяния, и вы не покинете эти места, пока не оставите во всех умах прочное и неизгладимое впечатление. [39]
Секуляризация и деколонизация [ править ]
Деколонизация в Центральной и Южной Америке началась с революций 1820-х годов, когда все страны стали независимыми, за исключением Пуэрто-Рико и Кубы в 1898 году. Лидеры были вдохновлены Американской революцией и Французской революцией конца 18 века.
Возникновение Американской католической церкви [ править ]
В конце 18-го и начале 19-го веков Римско-католическая церковь переживала уникальные трудности в Соединенных Штатах Америки. «В отличие от всех протестантских церквей в Америке, Римско-католическая церковь зависела от сохранения доктринального и административного единства с европейской властью». [40] Папство . с осторожностью относилось к свободе, обретенной в Соединенных Штатах, поскольку она демонстрировала сходство с взглядами, стоящими за Французской революцией Папство хотело сохранить иерархию церкви в Соединенных Штатах. В то время католики проживали в основном в Пенсильвании и Мэриленде и находились под сильным влиянием своих соседей-протестантов. Они тоже хотели, чтобы церковь расширяла возможности мирян. В 1788 году Джон Кэрролл был назначен первым епископом Соединённых Штатов. Он изо всех сил пытался сбалансировать желание американских попечителей адаптироваться и расширить возможности мирян и сохранить церковную собственность с просьбами епископов и иерархов о сохранении доктрины. Этот спор длился примерно с 1780 по 1850 год. В конце концов власть и авторитет оказались слишком разными, и епископы победили. Это ознаменовало создание «Американской католической церкви, в которой миряне подчинялись священнику и епископу». [41] Эта система сохранялась до середины 20 века. [41]
американской католической Начало системы школьной
В начале-середине 19 века школы в Соединенных Штатах находились под сильным влиянием протестантизма . Это создало трудности с американскими католиками. Они бросили вызов пению протестантских гимнов и чтению Библии короля Иакова в классе. Некоторые школьные советы внесли изменения, чтобы сделать их более внеконфессиональными. [41] Напряженность в этот период была велика, поскольку американцы уже боялись иммиграции и католиков. После ряда трудностей и по разным причинам американские католики в 1840-х годах начали создавать свои собственные школы. Тогдашний архиепископ Джон Хьюз настаивал на том, что католическое образование является основным способом сохранить правильное христианское учение. [42] Он отметил, что образование в молодом возрасте способствовало развитию разума и опыта, необходимых для сильной религиозной подготовки. Он призвал американских католиков «умножать наши школы и совершенствовать их». [43] К 1852 году епископы рекомендовали «детям-католикам посещать только школы, находящиеся под контролем церкви». [44]
20 век [ править ]
Католическая вера также интегрировалась в индустриальный и постиндустриальный средний класс по мере своего развития, в частности, благодаря светским движениям, созданным после энциклики Rerum novarum 1891 года , принятой Папой Львом XIII и которая настаивала на социальной роли Римско-католической церкви. . [45] Новые церемонии появлялись на протяжении 20-го века, такие как Фиденсио Константино Синтора (известный как Ниньо Фиденсио ) (1898–1938) в Мексике, Санта-Муэрте в Мексике (который подвергся нападкам со стороны католической церкви как языческий деятель) или Дифунта. Корреа в Аргентине. В 2005 году место паломничества последнего посетили 700 000 человек. [45]
и Наследие проблемы
20- века го Миссии
Большая часть католической миссионерской деятельности претерпела глубокие изменения после Второго Ватиканского Собора (1962–1965 гг.), и она стала явно осознавать опасности культурного империализма или экономической эксплуатации . Современные христианские миссионеры стараются соблюдать принципы инкультурации в своей миссионерской работе. В 1970-е годы иезуиты стали главными сторонниками теологии освобождения , открыто поддерживавшей антиимпериалистические движения. В 1984 и 1986 годах он был официально осужден тогдашним кардиналом Ратцингером (впоследствии Папой Бенедиктом XVI ) как глава Конгрегации доктрины веры по обвинению в марксистских тенденциях , а Леонардо Бофф был отстранен от должности. Однако прозелитизм продолжался на протяжении всего 20 века: в Латинской Америке проживает самое большое католическое население в мире. Но с 1960-х годов протестантская евангелизация и новые религиозные движения начали сильно конкурировать с католицизмом в Южной Америке, в то время как различные подходы к евангелизации были разработаны. В ответ Папа Иоанн Павел II часто путешествовал по этому континенту, посетив, среди других стран, Чили во время правления Пиночета . Он также поддерживал католические движения харизматического обновления против конкурирующих харизматических движений и таких групп, как Неокатехуменальный путь (который насчитывает около 20 000 общин в Латинской Америке и только 600 000 членов), Focolari , Comunione e Liberazione или Opus Dei , которые являются основными векторами Католицизм в регионе. [45] [46] В энциклике Redemptoris Missio 1990 года (с подзаголовком « О вечной действительности миссионерского мандата Церкви ») Иоанн Павел II подчеркнул «неотложность миссионерской деятельности». [47] и в котором он хотел «пригласить Церковь возобновить свою миссионерскую деятельность». [48]
и Этноцид проблемы
После путешествия среди бари в Южной Америке этнолог Робер Жолен призвал к созыву конвенции по этноциду в Америке на Конгрессе американистов , и в феврале 1970 года с этой целью собралось Французское общество американистов. [49] Жолен, в частности, раскритиковал роль христианских миссионеров в отношении незападных культур.
Папы Позиции Франциска
9 августа 2019 года Поуп заявил, что изоляционизм и популизм ведут к войне, и заявил, что «целое больше, чем части. Глобализация и единство следует воспринимать не как сферу, а как многогранник: каждый народ сохраняет свою идентичность в единстве». Папа заявил, что суверенитет должен быть защищен, а отношения с другими странами, с Европейским сообществом, также должны быть защищены и развиты. [50] Этот вопрос будет рассмотрен в рамках Синода по Амазонии. [50] который включает в себя землю в Южной Америке, которая была исследована в эпоху Великих географических открытий. [51]
См. также [ править ]
- Христианство в Китае
- Христианство в Японии
- История католической церкви
- Список испанских миссий
- Испанские миссии в Америке
Ссылки [ править ]
- ^ Роберт Рикар, Духовное завоевание Мексики: Очерк апостольства и методов евангелизации нищенствующих орденов в Новой Испании: 1523–1572 , перевод с французского Лесли Берд Симпсон. Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1966. Оригинальный текст на французском языке Conquête Spirituelle du Mexique появился в 1933 году.
- ^ Ханке, Льюис. (1946) «Свобода слова в Испанской Америке шестнадцатого века». Латиноамериканское историческое обозрение , 26,2:135–149. Страница 142.
- ^ Эрнандес, Бонар (2001). «Спор о Лас-Касасе и Сепульведе: 1550–1551» (PDF) . History.sfsu.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2020 г. Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ «Монумента Генрицина, том I» . Общая библиотека Калифорнийского университета 1. 20 июня 1969 г. - через Google Книги.
- ^ Виера-и-Клавихо, стр.268.
- ^ Monumenta Henricina vol. 1 содержит копии Папы Климента VI буллы Tu devonitis искренний (ноябрь 1344 г.), предоставляющей Канарские острова Луису де ла Серде ( стр. 207 ), буллы Prouenit ex tue of индульгенций (январь 1345 г.) , стр. 228
- ↑ О протесте Альфонсо IV (февраль 1345 г.) см. MH , т. 1 ( стр. 231 ).
- ↑ Ответ Альфонсо XI (март 1345 г.) см. MH , vol. 1 стр.234 .
- ^ Фиппс, Уильям Э. (20 июня 2004 г.). Удивительная грация Джона Ньютона: капитана корабля-раба, автора гимнов и аболициониста . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865548688 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пейн, Сэмюэл Г., История Испании и Португалии , Том 1, Глава 10» (PDF) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Лоранс, Джереми. «Альфонсо де Картахена о Канарских островах (1436–1437 гг.), Историки средневековой Иберии , сентябрь 1989 г., Бирмингемский университет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 января 2017 г. Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ МХ, В, 89–93, §38
- ^ Папа Евгений IV, Sicut dudum , 13 января 1435 г. Папские энциклики онлайн
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас, Хью, Работорговля: история атлантической работорговли, 1440–1870 (1999), Саймон и Шустер, ISBN 978-0-684-83565-5 , с. 65-6.
- ^ Кошорке, Клаус , История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке, 1450–1990 (2007), Wm B Eerdmans Publishing Co, ISBN 978-0-8028-2889-7 , с. 13, 283.
- ^ Дюссель, Энрике, История Церкви в Латинской Америке (1981), Wm. Б. Эрдманс, ISBN 0-8028-2131-6 , с. 39, 59.
- ^ Даус, Рональд (1983). Изобретение колониализма (на немецком языке). Вупперталь/Германия: Питер Хаммер Верлаг. п. 33. ISBN 3-87294-202-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кошорке, Клаус, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке, 1450–1990 (2007), Wm B Eerdmans Publishing Co, ISBN 978-0-8028-2889-7 , с. 287.
- ^ Дюссель, Энрике, История Церкви в Латинской Америке (1981), Wm. Б. Эрдманс, ISBN 0-8028-2131-6 , с. 45, 52, 53 цитата: «Миссионерская Церковь с самого начала выступала против такого положения дел, и почти все положительное, что делалось на благо коренных народов, было результатом призывов и криков миссионеров. Однако факт оставался фактом: эту широко распространенную несправедливость было чрезвычайно трудно искоренить ... Еще более важным, чем Бартоломе де Лас Касас, был епископ Никарагуа Антонио де Вальдевизо, который в конечном итоге принял мученическую смерть за защиту индейцев».
- ^ Йохансен, с. 109, 110, цитата: «В Америке католический священник Бартоломе де лас Касас жадно поощрял расследование многочисленных жестокостей испанского завоевания. Лас Касас вел хронику жестокости испанцев по отношению к коренным народам в мучительных подробностях».
- ^ Вудс, Томас, Как католическая церковь построила западную цивилизацию (2005), Regnery Publishing, Inc., ISBN 0-89526-038-7 стр. 137.
- ^ Чедвик, Оуэн, История христианства , Barnes & Noble, (1995), ISBN 0-7607-7332-7 стр. 327.
- ^ Роберт Рикар, Духовное завоевание Мексики: Очерк апостольства и методов евангелизации нищенствующих орденов в Новой Испании, 1523-1572, перевод Лесли Берда Симпсона. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1966, стр. 2–3.
- ^ Йохансен, Брюс, Коренные народы Северной Америки, Издательство Университета Рутгерса, Нью-Брансуик, 2006, стр. 110, цитата: «В папской булле Sublimis deus (1537 г.) Папа Павел III заявил, что индейцев следует считать полностью людьми и что их души столь же бессмертны, как и души европейцев. Этот указ также объявил вне закона рабство индейцев в любой стране мира. форма..."
- ^ Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), с. 290
- ^ Самора и др. , История мексиканско-американского народа (1993), с. 20
- ^ Келси, Х. (1993). Миссия Сан-Хуан Капистрано: Карманная история . Междисциплинарные исследования, Inc., Альтадена, Калифорния. п. 5
- ^ Беквит, Барбара. «Вид с севера». Архивировано 26 октября 2007 г. в Wayback Machine . Интернет-журнал St. Anthony Messenger . Декабрь 1999 г. По состоянию на 3 декабря 2006 г.
- ^ Элизондо, Вирджил. «Богоматерь Гваделупская. Путеводитель по новому тысячелетию». Архивировано 26 октября 2007 г. в Wayback Machine . Интернет-журнал St. Anthony Messenger . Декабрь 1999 г. По состоянию на 3 декабря 2006 г.
- ^ Лопес, Лидия. « « Девственница без документов ». Повествование о Гваделупе пересекает границы ради нового понимания». Епископальная служба новостей. 10 декабря 2004 г.
- ^ Кинг, Джуди. «Вирхен де Гваделупская – Мать всей Мексики» . По состоянию на 29 ноября 2006 г.
- ^ О'Коннор, Мэри. «Богоматерь Гваделупская и экономика символического поведения». В Журнале научного изучения религии Vol. 28, Вып. 2. с. 105–119. 1989 год
- ^ Лафай, Жак. Кецалькоатль и Гваделупа. Формирование мексиканского национального сознания. Чикаго: Издательство Чикагского университета. 1976 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), стр. 31–2.
- ^ Макманнерс, Оксфордская иллюстрированная история христианства (1990), стр. 318
- ^ Даффи, Святые и грешники (1997), с. 221
- ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), стр. 111–2.
- ^ Кинг, Миссия в рай (1975), с. 169
- ^ Куикендалл, Ральф С. (1938). Гавайское королевство, Том 1: 1778–1854 (6-е печатное издание). Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 152. ИСБН 0-87022-431-Х .
- ^ Говард К. Ки и др., Христианство: социальная и культурная история (2-е издание), 2-е изд. (Аппер-Сэддл-Ривер, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1997), 455.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ховард К. Ки и др., Христианство: социальная и культурная история (2-е изд.), Аппер-Сэдл-Ривер, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1997, 456.
- ^ Марк А. Нолл, Документальная история религии в Америке с 1877 года , 3-е изд. (Гранд-Рапидс: Издательство Wm. B. Eerdmans, 2003), 39.
- ^ Марк А. Нолл, Документальная история религии в Америке с 1877 года (3-е изд.), Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2003, 42.
- ^ Ховард К. Ки и др., Христианство: социальная и культурная история (2-е издание), Аппер-Сэддл-Ривер, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1997, 460.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жан-Пьер Бастиан, «Такие пылкие толпы » в L’Histoire № 322, июль – август 2007 г., стр. 86–89 (на французском языке)
- ↑ Франсуа Норман, «Тревожный рост Opus Dei» , Le Monde Diplomatique , сентябрь 1995 г. (на французском языке)
- ^ Введение в миссию Искупителя , 1.
- ^ Введение в миссию Искупителя , 2.
- ^ «Йельско-Эдинбургская группа по истории миссионерского движения и незападного христианства» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Папа: изоляционизм и популизм ведут к войне» . Новости Ватикана . 09.08.2019 . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ «Краткая история освоения Амазонки» . Проект Амазонас . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 г. Проверено 17 декабря 2019 г.
Источники [ править ]
- Памятник Генричине (1960–1967), Мануэль Лопиш де Алмейда, Идалино Феррейра да Коста Брочадо и Антонио Хоаким
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ханке, Льюис (1965). Испанская борьба за справедливость при завоевании Америки . Бостон: Литтл, Браун и Ко.