Народное благочестие
Народное благочестие в христианстве — это выражение веры, которое использует определенные культурные элементы, присущие конкретной среде, способное живо и эффективно интерпретировать и подвергать сомнению чувства тех, кто живет в этой же среде. [1] Его формы в Римско-католической церкви объяснены в « Руководстве по народному благочестию и литургии», изданному Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств католической церкви. В лютеранских церквях народное благочестие выражается через принятие таинств, демонстрацию священного искусства, пение гимнов, молитвы, изучение Библии и богослужения. [2] [3] [4]
Роль [ править ]
Народное благочестие можно определить как те разнообразные внелитургические культовые проявления частного или общественного характера, которые в контексте христианской веры вдохновлены преимущественно формами, происходящими от определенной нации или народа или от его культуры. [5] Оно часто находит выражение во внешних практиках благочестия, обычно называемых «богослужениями». Для них часто характерны: обращение к эмоциям, простота формы, делающая их доступными, общественный аспект или традиционная связь с каким-либо почитаемым человеком. [6]
Историческая справка [ править ]
В средние века общественные функции церкви и народные богослужения были тесно связаны. Миряне многочисленных шествиях и были хорошо участвовали в молитве Часовой литургии , жертвоприношениях Мессы , знакомы с литургией. Те немногие религиозные практики, выходящие за рамки официальных служб, как, например, Розарий (заменитель 150 псалмов ), возникли в литургии. [7]
Народное благочестие есть выражение глубокого религиозного чувства людей в данный момент пространства и времени. Различные наборы «Маленьких канцелярий» (например, «Страсти» или «Пресвятая Троица»), популярные с тринадцатого по шестнадцатый век, сейчас практически неизвестны, за исключением музейных архивистов. [6]
В начале нового периода «первенство, придаваемое созерцанию, значение, придаваемое субъективности, и определенный аскетический прагматизм, возвышающий человеческие усилия, привели к тому, что Литургия больше не выступала как первоисточник христианской жизни в глазах передовых мужчин и женщин. в духовной жизни». [8] Реформа римской литургии после Тридентского собора принесла такие преимущества, как обеспечение того, чтобы доктринальное содержание отражало веру в ее чистоте, но ее новая неизменность заставила ее казаться резервом духовенства и усилила разделение между литургией и народным благочестием. [9]
Затем народная преданность пошла своим чередом, особенно с 16 века. нелитургические практики, такие как Крестное стояние , Сорокачасовое благочестие , различные ектении , молитвы и венчики Повсюду преобладали на основе четок; были учреждены новены и серии воскресений и будних дней в честь определенных святых или мистерий. Целые месяцы года были посвящены особым богослужениям, наиболее распространенными из которых были: январь ( Святое Имя Иисуса ); Март ( Святой Иосиф ); Май ( Дева Мария ); Июнь ( «Священное Сердце »); Июль ( «Драгоценная кровь »); сентябрь ( Скорбящая Богоматерь ); Октябрь ( Розарий ); Ноябрь ( Души в чистилище ). [7]
Возрождение литургического богослужения началось в конце 19 века и было продвинуто реформами Папы Пия X и его преемников в 20 веке. [10]
Отношение к литургии [ править ]
Второй Ватиканский Собор потребовал, чтобы популярные католические богослужения «были составлены таким образом, чтобы они гармонировали с литургическими сезонами, согласовывались со священной литургией, были в некотором роде производными от нее и вели к ней людей, поскольку, по сути, литургия по самой своей природе далеко превосходит любую из них». [11]
Католическая церковь объявила народное благочестие «истинным сокровищем народа Божьего». [12] и осудил позицию «некоторых лиц, занимающихся заботой о душах, которые априори презирают богослужения, которые в их правильных формах рекомендованы учительством, которые оставляют их в стороне и таким образом создают вакуум, который они не заполняй». [13] Более того, упомянутая выше Директория заявляет, что проявления народного благочестия «подпадают под юрисдикцию местного Ординария . Ему надлежит регулировать такие проявления, поощрять их как средство помощи верующим в христианской жизни и очищайте и евангелизируйте их там, где это необходимо». [14]
При применении этого принципа члены Церкви, духовенство или миряне, отдельные лица или группы должны получить разрешение местного Ординария на продвижение молитв, формул или частных инициатив в этой области. На уровне, выходящем за пределы отдельных епархий, компетенция принадлежит Конгрегации богослужения и дисциплины таинств. [15]
Практики народного благочестия [ править ]
Руководство о народном благочестии и литургии посвящает отдельные главы рассмотрению обрядов, связанных с литургическим годом , таких как крестные ходы , крестный путь или ясли , почитание Богородицы , почитание других святых , блаженных. и святые ангелы, избирательное право для мертвых, а также святыни и паломничества .
В разделе « Язык народного благочестия » говорится о жестах, текстах и формулах, песнях и музыке, священной музыке, священных местах и священных временах.
Обзор некоторых практик, составляющих часть католического народного благочестия, см. в разделе « Католические богослужения» .
См. также [ править ]
- Народный католицизм - разнообразие региональных или этнических проявлений католицизма.
- Народное христианство – выражения религии, отличные от официальных доктрин организованной религии.
- Народная религия - выражения религии, отличные от официальных доктрин организованной религии.
- Благочестие - религиозная преданность или духовность.
Примечания [ править ]
- ^ Справочник народного благочестия и литургии – принципы и рекомендации , № 4.
- ^ Ритгерс, Рональд К. (28 июня 2012 г.). Реформация страдания: пастырское богословие и мирское благочестие в Германии позднего средневековья и раннего Нового времени . Издательство Оксфордского университета . п. 231. ИСБН 978-0-19-979508-6 .
Покойный Роберт Скрибнер раскопал множество примеров того, как простые люди интегрировали новое лютеранское благочестие в свое традиционное очаровательное мировоззрение. Сельские немцы использовали Библии, гимны и катехизис как эрзац- сакраменталы для доступа к божественной силе в трудные времена, что было частью «скрытого евангелического сакраментализма», который Скрибнер рассматривал как важную линию преемственности между католическим народным благочестием позднего средневековья и лютеранским народным благочестием раннего Нового времени.
- ^ Грич, Эрик В. (2010). История лютеранства . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-0775-4 .
Наибольшее влияние на литургическое и духовное воспитание оказали новые гимны, сформировавшие народное благочестие. Лютеранский поэт и автор гимнов Пауль Герхардт (1607–1676) стал самым влиятельным источником ортодоксального благочестия.
- ^ Гассманн, Гюнтер; Ольденбург, Марк В. (10 октября 2011 г.). Исторический словарь лютеранства . Пугало Пресс. п. 66. ИСБН 978-0-8108-7482-4 .
Как и его знаменитый ученик, Букстехуде использовал высочайшее искусство барокко для выражения живого и народного благочестия.
- ^ Конгрегация богослужения и дисциплины таинств. Справочник по народному благочестию и литургии , № 9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Терстон, Герберт. Популярные религиозные обряды Католическая энциклопедия Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 26 мая 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хольвек, Фредерик. Особые молитвы на месяцы Католическая энциклопедия Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 26 мая 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Справочник народного благочестия №. 34 .
- ^ Справочник по народному благочестию и литургии №. 40 .
- ^ Справочник по народному благочестию №№. 44-46 .
- ^ Второй Ватиканский собор, Конституция о священной литургии Sacrosanctum Concilium , 13.
- ↑ Папа Иоанн Павел II, Проповедь в Ла-Серене, Чили, 5 апреля 1987 г.
- ↑ Папа Павел VI, Апостольское призывание к поклонению Марии , 31.
- ^ «Справочник по народному благочестию и литургии. Принципы и указания» . Ватикан.ва . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Справочник по народному благочестию и литургии, 21.