Jump to content

Святая Смерть

Богоматерь Святой Смерти
Богоматерь Святой Смерти
Крупный план статуи Санта-Муэрте к югу от Нуэво-Ларедо , Тамаулипас.
Другие имена Леди Теней, Леди Ночи, Белая Леди, Черная Леди, Тощая Леди, Костлявая Леди, Миктекациуатль (Леди Мертвых)
Принадлежность Широкий спектр способностей, включая любовь, процветание, хорошее здоровье, удачу, исцеление, безопасный проход, защиту от колдовства, защиту от нападений, защиту от насилия с применением огнестрельного оружия, защиту от насильственной смерти.
Главный культовый центр Храм Пресвятой Смерти , Мехико , Мексика
Оружие Коса
Артефакты Глобус , весы правосудия, песочные часы, масляная лампа
Животные Сова
Символ Человеческий женский скелет, одетый в халат
Область В основном Центральная Америка , Мексика и юго-запад США (скудное богослужение в странах Карибского бассейна , Канаде и Европе )
Фестивали 15 августа, 2 ноября и многие общественные святыни отмечают дату своего основания.

Богоматерь Святой Смерти ( Испанский: [ˈnwestɾa seˈɲoɾa ðe la ˈsanta ˈmweɾte] ; по-испански « Богоматерь Святой Смерти» ), часто сокращаемая до Санта-Муэрте , — новое религиозное движение , женское божество , народно-католическая святая , [1] [2] и народный святой в мексиканском народном католицизме и неоязычестве . [3] [4] : 296–297  Олицетворение смерти , она связана с исцелением, защитой и безопасной доставкой в ​​загробную жизнь своих преданных. [5] Несмотря на осуждение католической церкви [6] и евангелические пасторы, [7] ее культ становится все более заметным с начала XXI века. [8]

Санта Муэрте почти всегда появляется как женская фигура-скелет, одетая в длинное одеяние и держащая один или несколько предметов, обычно косу и глобус . [9] Ее одеяние может быть любого цвета, поскольку более конкретные изображения фигуры сильно различаются от преданного к преданному и в зависимости от выполняемого ритуала или подаваемого прошения. [10]

О ее нынешних последователях впервые сообщили американские антропологи в Мексике в 1940-х годах, и до начала 2000-х годов она занималась оккультной практикой. Большинство молитв и других ритуалов традиционно совершаются дома в частном порядке. [11] С начала XXI века поклонение стало более публичным, начиная с Мехико после того, как верующая по имени Энрикета Ромеро основала свой знаменитый храм в Мехико в 2001 году. [11] [12] [13] Число верующих Санта-Муэрте выросло за последние два десятилетия примерно до 12 миллионов последователей, которые сконцентрированы в Мексике, Центральной Америке и Соединенных Штатах , с меньшим контингентом последователей в Канаде и Европе. У Санта-Муэрте есть два похожих мужских аналога в Латинской Америке: народные святые-скелеты Сан-Ла-Муэрте в Аргентине и Парагвае и Рей Паскуаль из Гватемалы и Чьяпаса в Мексике. [13] По словам Р. Эндрю Чеснута, доктора философии. Доктор истории Латинской Америки и профессор религиоведения , Санта Муэрте находится в центре самого быстрорастущего нового религиозного движения в мире. [14]

Преданные молятся Санта-Муэрте, Мексика.

Санта-Муэрте можно перевести на английский как «Святая Смерть» или «Святая Смерть», хотя профессор религиоведения Р. Эндрю Чеснут считает, что первый перевод является более точным переводом, поскольку «лучше раскрывает» ее личность как народной святой. . [15] [16] [17] Вариантом этого является Santísima Muerte , что переводится как «Святейшая смерть» или «Святейшая смерть». [15] и преданные часто называют ее Сантисма Муэрте во время своих ритуалов. [18]

Санта-Муэрте также известна под множеством других прозвищ: Тощая Леди ( Ла Флакита или Ла Флака ), [19] Костлявая дама ( ла Уэсуда ), [19] Белая Девушка [20] Белая сестра [15] красивая девушка [21] Могущественная леди [21] Крестная мать ( ла Мадрина ), [20] Сеньора де лас Сомбрас («Госпожа теней»), Сеньора Бланка («Белая дама»), Сеньора Негра («Черная дама»), Нинья Санта («Святая девушка»), Санта-Себастьяна («Святая Себастьенна», т. е. «Святая Себастьян ») или Doña Bella Sebastiana («Прекрасная леди Себастьен»). [22]

Миктекациуатль (или Миктлансиуатль) — виде скелета богиня смерти в ацтекская .

После испанского завоевания Империи ацтеков поклонение смерти уменьшилось, но так и не было искоренено. [23] Джудит Катия Пердигон Кастаньеда нашла упоминания, относящиеся к Мексике 18-го века. Согласно одному сообщению, записанному в анналах испанской инквизиции , чичимеки в центральной Мексике связали фигуру скелета, которую они называли «Санта Муэрте», и угрожали ей плетьми, если она не будет совершать чудеса или исполнять их желания. [24] Другой синкретизм между доколумбовыми и христианскими верованиями, связанными со смертью, можно увидеть в празднованиях Дня мертвых. Во время этих поминок многие мексиканцы стекаются на кладбища, чтобы спеть и помолиться за умерших друзей и членов семьи. Дети принимают участие в празднике, поедая шоколад или конфеты в форме черепов . [25] Пердигон Кастаньеда, Томпсон, Кингсбери, [26] и Чеснут опровергли аргумент о том, что происхождение Санта-Муэрте не является коренным, предложенный Мальвидо, Ломницем и Кристенсеном; заявляя, что происхождение Санта-Муэрте происходит от подлинных верований коренных народов. По мнению Мальвидо, это связано с дискурсом коренных народов, зародившимся в 1930-х годах. Тем не менее, благодаря этноархеологическим исследованиям Кингсбери и Чесната, а также архивным работам Пердигона Кастаньеды, было установлено доказательство того, что существуют четкие связи между доколумбовым поклонением божеству смерти и мольбой Санта-Муэрте. Как отметил Кингсбери, отрицать коренные корни Санта-Муэрте — значит продвигать неоколониализм и отрицать влияние и культуры коренных народов, которые все еще важны в нынешнем контексте. [ нужна ссылка ] .

В отличие от Дня мертвых , открытое почитание Санта-Муэрте оставалось тайным до начала 2000-х годов. Когда это спорадически становилось достоянием общественности, реакция часто была резкой и включала осквернение святынь и алтарей. [24] В начале 20-го века Хосе Гуадалупе Посада создал похожую, но светскую фигуру по имени Катрина , женский скелет, одетый в причудливую одежду того периода. [11] Посада начал выдвигать идею о том, что универсальность смерти порождает фундаментальное равенство всех людей. Его картины, изображающие скелеты в повседневной жизни и «Катрину», должны были отобразить произвольную и жестокую природу неравного общества. [27]

Современные художники начали восстанавливать стили Посады как национальную художественную цель, чтобы раздвинуть границы вкусов высшего сословия; Примером влияния Посады является Диего Риверы фреска «Сон воскресного дня в Центральном Аламеде» , на которой изображена Ла Катрина. Изображение скелета и ритуал Дня мертвых, проводившийся раньше под землей, стали коммерциализированы и одомашнены. Скелетные изображения стали образами фольклора, воплощая точку зрения Посады о том, что смерть — это уравниватель. [27]

Скелеты были одеты в экстравагантные платья с косами в волосах, меняя образ оригинальной «Катрины» Посады. В отличие от политического послания, которое имел в виду Посада, скелеты равенства превратились в скелетные образы, привлекательные для туристов и национальной фольклорной мексиканской идентичности. [27]

Одна из Хосе Гуадалупе Посады « Катрина» гравюр (1910–1913).

Почитание Санта-Муэрте было задокументировано в 1940-х годах в рабочих кварталах Мехико, таких как Тепито . [28] В настоящее время Санта-Муэрте можно найти по всей Мексике, а также в Соединенных Штатах и ​​Центральной Америке. [24] В честь этого народного святого созданы видеоролики, веб-сайты и музыка. [11] Новое религиозное движение Санта-Муэрте впервые привлекло широкое внимание общественности в Мексике в августе 1998 года, когда полиция арестовала известного гангстера Даниэля Арисменди Лопеса и обнаружила в его доме святилище святого. Это открытие, широко освещенное в прессе, породило в массовом сознании Мексики общую ассоциацию между Санта-Муэрте, насилием и преступностью. [29]

С 2001 года вера в Санта-Муэрте резко возросла, во многом благодаря ее репутации творящей чудеса. [30] Поклонение состоит примерно из 12 миллионов приверженцев, причем подавляющее большинство преданных сосредоточено в Мексике, США и Центральной Америке. В конце 2000-х годов основатель первой в Мексике церкви Санта-Муэрте Дэвид Ромо подсчитал, что в Мексике насчитывается около 5 миллионов преданных, что составляет примерно 5% населения страны. [31]

К концу 2000-х Санта-Муэрте стала вторым по популярности святым в Мексике после Святого Иуды . [32] и стала соперничать с «национальной покровительницей» страны, Девой Гваделупской . [21] Стремительный взлет этого Нового Религиозного Движения вызвал серьезные споры. В марте 2009 года мексиканская армия разрушила 40 придорожных святынь недалеко от границы с США. [32] в. В 2005 году Новое религиозное движение было привезено в США иммигрантами из Мексики и Центральной Америки и к 2012 году имело десятки тысяч последователей по всей стране, в основном в городах с большим мексиканским и мексикано-американским населением. [33] По состоянию на 2016-2017 гг. , преданность Санта-Муэрте является самым быстрорастущим новым религиозным движением в мире, насчитывающим около 12 миллионов последователей. [34] и единственное наиболее быстрорастущее новое религиозное движение в Америке . [8] Пандемия COVID-19 привела к дальнейшему росту Нового религиозного движения, поскольку многие считали, что оно защитит их от вируса. [35]

Атрибуты и иконография

[ редактировать ]
Белая Санта Муэрте.

Санта Муэрте — олицетворение смерти . [36] В отличие от других латиноамериканских народных святых, Санта Муэрте сама по себе не считается мертвым человеком. [36] Она связана с исцелением, защитой, финансовым благополучием и гарантией пути в загробную жизнь. [18]

Хотя в Латинской Америке есть и другие святые смерти, такие как Сан-Ла-Муэрте , Санта-Муэрте — единственная женщина-святая смерти в Америке. [18] Иконографически Санта-Муэрте представляет собой скелет, одетый в женскую одежду или в саван и несущий одновременно косу и земной шар. [36] [23] Санта-Муэрте отличается как женщина не по форме скелета, а скорее по одежде и волосам. Последнее было представлено верующим по имени Энрикета Ромеро. [30]

Два самых распространенных предмета, которые Санта Муэрте держит в руках, — это глобус и коса . Ее коса отражает ее происхождение как Мрачного Жнеца ( ла Парка средневековой Испании). [24] и может символизировать момент смерти, когда говорят, что он перерезает серебряную нить. Коса может символизировать сокращение негативных энергий или влияний. Коса как инструмент сбора урожая может также символизировать надежду и процветание. [10] У косы длинная ручка, что указывает на то, что она может дотянуться куда угодно. Земной шар символизирует огромную власть и господство Смерти над землей. [23] и его можно рассматривать как своего рода могилу, в которую мы все возвращаемся. [10]

Другие объекты, связанные с Санта-Муэрте, включают весы, песочные часы, сову и масляную лампу. [10] Весы намекают на справедливость, справедливость и беспристрастность, а также на божественную волю. [23] Песочные часы указывают время жизни на Земле, а также веру в то, что смерть — это не конец, поскольку песочные часы можно перевернуть, чтобы начать все сначала. [23] Песочные часы обозначают отношения Санта-Муэрте со временем, а также с мирами сверху и снизу. Это также символизирует терпение. Сова символизирует ее способность ориентироваться в темноте и ее мудрость; Говорят также, что сова действует как посланник. [37] Лампа символизирует разум и дух, освещающий путь во тьме невежества и сомнений. [10] Совы, в частности, связаны с мезоамериканскими божествами смерти, такими как Миктлантекутли , и рассматриваются как свидетельство преемственности поклонения смерти в Санта-Муэрте. [38] Некоторые последователи Санта-Муэрте считают, что она ревнует и что ее изображения не следует размещать рядом с изображениями других святых или божеств, иначе будут последствия. [25]

Над образом Санта-Муэрте работали многие художники, особенно американские художники мексиканского происхождения. Одним из изображений, считающихся наиболее противоречивыми в Мексике, является слияние Санта-Муэрте и Девы Гваделупской в ​​то, что иногда называют Гуада-Муэрте. Этот образ вызвал у многих мексиканцев весьма полемический характер, поскольку на нем изображена Санта Муэрте, одетая как Дева Гваделупская, в синее покрывало со звездами, красное платье, с огненно-желтым нимбом за головой и часто в молящейся позе. Согласно источникам новостей, это настолько огорчило католическую церковь , что лидеры Санта-Муэрте в Мексике посоветовали воздержаться от его использования, в то время как в общине Санта-Муэрте некоторые лидеры и приверженцы возмущены тем, что их могущественного, грозного народного святого отождествляют с совершенно отдельная сущность, Дева Гваделупская, поскольку практики на многих уровнях различны. [39] [40]

Почитание

[ редактировать ]

Ритуалы, связанные с Санта-Муэрте

[ редактировать ]
Статуэтки Санта-Муэрте на продажу на рынке Сонора, Мехико.

Ритуалы, посвященные Санта-Муэрте, включают шествия и молитвы с целью сотворения чуда. [12] Некоторые верующие Санта-Муэрте остаются членами католической церкви. [22] в то время как другие разрывают связи с католической церковью и основывают независимые церкви и храмы Санта-Муэрте. [41] Алтари Санта-Муэрте обычно содержат одно или несколько изображений святого, обычно окруженных любым или всеми из следующих предметов: сигаретами, цветами, фруктами, благовониями, водой, алкогольными напитками, монетами, конфетами и свечами. [23] [12] Табак также используется для личного очищения и для очищения статуй Санта-Муэрте. [42]

Согласно распространенному мнению, Санта-Муэрте очень могущественна и считается дарующей множество чудес. Ее изображения считаются святыми и могут даровать чудеса в обмен на веру верующего. Как Сеньору де ла Ноче («Леди Ночи»), к ней часто обращаются те, кто подвергается опасности работы в ночное время, например, водители такси, владельцы баров, полицейские, солдаты и секс-работники. Таким образом, преданные полагают, что она может защитить от нападений, несчастных случаев, насилия с применением огнестрельного оружия и всех видов насильственной смерти. [43]

Сеть Санта Муэрте.

Ее чучела одеты по-разному в зависимости от того, что просят. Обычно ее облачения представляют собой одежды разного цвета, но нередко чучела одеты как невеста (для тех, кто ищет мужа). [23] или в одеждах европейских средневековых монахинь , похожих на одежды католических святых. [11] Цвета вотивных свечей и облачений Санта-Муэрте связаны с типом поданных прошений. [44]

Белый — наиболее распространенный цвет и символизирует благодарность, чистоту или очищение от негативных влияний. Красный – любовь, страсть и страсть. Это также может означать эмоциональную стабильность. Цвет золота означает экономическую мощь, успех, деньги и процветание. Зеленый символизирует справедливость, юридические вопросы или единство с близкими. Янтарный или темно-желтый указывает на здоровье. Изображения с этим цветом можно увидеть в реабилитационных центрах, особенно от наркозависимости и алкоголизма. [45] Черный представляет собой полную защиту от черной магии или колдовства или, наоборот, от негативной магии или силы, направленной против соперников и врагов. Синие свечи и изображения святого указывают на мудрость, которую предпочитают студенты и получившие образование. Коричневый используется для вызова духов извне, а фиолетовый, как и желтый, обычно символизирует здоровье. [44] Совсем недавно верующие использовали черные, фиолетовые, желтые и белые свечи, чтобы молить Санта-Муэрте об исцелении и защите от коронавируса, как задокументировано Кингсбери и Чеснат, ведущими исследователями Санта-Муэрте. [46] Другие более поздние цвета включают серебро, прозрачный и красный с черным платьем Санта-Муэрте, которые используются для особых петиций. [47]

Преданные могут подарить ей полихромную семицветную свечу, которая, по мнению Чеснута, была заимствована из свечи семи сил Сантерии , синкретической афро-кубинской веры, привезенной в Мексику кубинскими мигрантами. [48] Здесь семь цветов — золото, серебро, медь, синий, фиолетовый, красный и зеленый. [23] [10] Помимо свечей и облачений, каждый верующий по-своему украшает свой образ, используя доллары США, золотые монеты, украшения и другие предметы. [12]

У Санта-Муэрте нет официального ежегодного праздника, но 2 ноября, День мертвых, похоже, становится излюбленной датой. Многие более крупные святыни и храмы ежегодно отмечают дату своего основания. Самым ярким из них является 1 ноября, когда верующая Энрикета Ромеро празднует ее в своем историческом храме Тепито, где знаменитое изображение одето как невеста. [22] Другие отмечают ее день 15 августа. [23]

Места поклонения

[ редактировать ]
Верующий прикасается к стеклу первой общественной святыни Санта-Муэрте, Тепито , Мехико.

По словам Чеснута, Новое религиозное движение Санта-Муэрте «в целом неформально и неорганизовано». [21] Поскольку поклонение этому народному святому было и в значительной степени остается тайным, большинство ритуалов совершается у алтарей в домах верующих. [11] В последнее время по всей Мексике растет количество общественных святынь. Тот, что на улице доктора Вертиса в Колонии Докторес, уникален в Мехико, поскольку в нем есть статуи Хесуса Мальверде и Святого Иуды, а также Санта-Муэрте. Еще одна общественная святыня находится в небольшом парке на улице Матаморос, совсем рядом с Пасео де ла Реформа . [24]

Святыни также можно найти позади всевозможных магазинов и заправочных станций. По мере того, как почитание Санта-Муэрте становится все более общепринятым, магазины, специализирующиеся на религиозных товарах, таких как ботаники , продают все больше и больше атрибутов, связанных с ее поклонением. Историк Р. Эндрю Чеснат обнаружил, что многие ботаники как в Мексике, так и в США ведут бизнес за счет продажи атрибутов Санта-Муэрте, при этом многочисленные магазины зарабатывают до половины своей прибыли на товарах Санта-Муэрте. [37] Это справедливо даже для магазинов в очень известных местах, таких как Pasaje Catedral за собором Мехико , который в основном посвящен магазинам, торгующим католическими литургическими предметами. Ее изображение является основным продуктом в магазинах эзотерики. [12]

Есть те, кто теперь называют себя священниками или жрицами Санта-Муэрте, например Жаклин Родригес из Монтеррея . У нее есть магазин на Меркадо Хуарес в Монтеррее, где также можно найти тарологов , курандеро , травников и колдунов. [49]

Храм Пресвятой Смерти

[ редактировать ]
Возведение изображений Санта-Муэрте во время службы в честь Санта-Муэрте в Тепито , Мехико.

Создание первой публичной святыни этого образа начало менять то, как почитали Санта-Муэрте. С тех пор почитание быстро росло, и другие также выставили свои изображения на всеобщее обозрение. [11] В 2001 году Энрикета Ромеро построила храм для статуи Санта-Муэрте в натуральную величину в своем доме в Мехико, видимом с улицы. В святыне не проводятся католические мессы или оккультные обряды, но люди приходят сюда, чтобы помолиться и оставить подношения образу. [22] Чучело одето в одежду разных цветов в зависимости от сезона: семья Ромеро меняет платье каждый первый понедельник месяца. Эта статуя святой украшена большим количеством украшений на шее и руках, которые прикреплены к ее одежде. Его окружают оставленные ему подношения, в том числе: цветы, фрукты (особенно яблоки), свечи, игрушки, деньги, благодарственные письма за оказанные молитвы, сигареты и алкогольные напитки, которые его окружают. [22]

Энрикета Ромеро считает себя капелланом храма, и эту роль, по ее словам, она унаследовала от своей тети, которая начала эту практику в семье в 1962 году. [22] Святыня расположена на улице Альфарерия, 12 в Тепито , Колония Морелос . Для многих эта Санта-Муэрте является покровителем Тепито. [28] В доме также есть магазин, в котором продаются амулеты, браслеты, медальоны, книги, изображения и другие предметы; Самый популярный товар, продаваемый там, — вотивные свечи. [12]

В первый день каждого месяца Энрикета Ромеро или один из ее помощников проводят молитвы и чтение Розария Санта-Муэрте , которое длится около часа и основано на католических четках. [12] [37] Первого ноября празднуется годовщина храма Тепито Санта Муэрте, воздвигнутого Энрикетой Ромеро. Эта Санта-Муэрте одета как невеста и носит сотни золотых украшений, подаренных верующими в знак благодарности за сотворенные чудеса или в качестве просьбы о них. [28]

Официально празднование начинается ровно в полночь 1 ноября. Тысячи верующих приходят помолиться четками. Для очищения используется дым марихуаны вместо ладана , который традиционно используют католики для очищения, . Во время празднования подаются такие блюда, как торт, курица с кротом , горячий шоколад, кофе и атоле , во время которого выступают мариачи и группы маримбы . [28]

Вотивные свечи

[ редактировать ]
Свечи Санта-Муэрте в продуктовом магазине в пригороде Вашингтона, округ Колумбия.

Санта-Муэрте — многогранная святая, имеющая различное символическое значение, и ее преданные могут призывать ее по самым разным причинам. В магазинах и на рынках трав можно найти множество атрибутов Санта-Муэрте, таких как вотивные свечи , на лицевой стороне которых изображено ее изображение, и цвет, соответствующий их назначению. На обратной стороне свечей написаны молитвы, связанные со значением цвета, и иногда к ним могут прилагаться дополнительные молитвенные карточки. [50] Цветовая символика занимает центральное место в преданности и ритуале. С Санта-Муэрте ассоциируются три основных цвета: красный, белый и черный. [51]

Свечи ставятся на алтари, и верующие выбирают свечи определенного цвета в зависимости от обстоятельств. Некоторые сохраняют весь спектр цветных свечей, в то время как другие сосредотачиваются на одном аспекте духа Санта-Муэрте. К Санта Муэрте обращаются по вопросам сердца, здоровья, денег, мудрости и справедливости. Есть коричневая свеча мудрости, белая свеча благодарности и посвящения , черная свеча защиты и мести, красная свеча любви, похоти и страсти, золотая свеча — денежных дел, зеленая свеча — преступления и правосудия, фиолетовая свеча для исцеления. [52]

Черная свеча зажигается для молитвы, чтобы призвать защиту и месть Ла Флаки . Он связан с «черной магией» и колдовством. Его нечасто можно увидеть в религиозных местах , и обычно его хранят и зажигают в уединении дома. Чтобы не призывать официальных католических святых в незаконных целях, некоторые торговцы наркотиками зажигают черную свечу Санта-Муэрте, чтобы обеспечить защиту поставок наркотиков через границу. [52] Тем не менее, черные свечи также можно использовать для более мягких действий, таких как обращение заклинаний, а также для всех форм защиты и устранения энергетических блокировок. [51]

К алтарям Санта-Муэрте подносят черные свечи, которые торговцы наркотиками использовали для защиты от насилия со стороны конкурирующих банд, а также для нанесения ущерба своим врагам в бандах и правоохранительных органах. По мере того, как война с наркотиками в Мексике обострялась, почитание Санта-Муэрте со стороны наркобаронов росло, и ее образ снова и снова можно увидеть в различных убежищах для наркоторговцев . По иронии судьбы, военные и полицейские, задействованные для разрушения святынь Белой Леди, составляют значительную часть ее приверженцев. Более того, хотя ее присутствие в мире наркотиков становится обычным явлением, продажа черных свечей бледнеет по сравнению с самыми продаваемыми белыми, красными и золотыми свечами. [53]

Одно из наиболее популярных применений Санта-Муэрте — в сердечных делах. Красная свеча, символизирующая любовь, похоть и страсть, полезна в различных любовных ситуациях. Ее первоначальной основной целью была любовная магия в колониальную эпоху в Мексике , которая произошла от любовной магии, привезенной из Испании. Испанская мрачная пресса, слитая с местными представлениями о смерти, лежит в основе существования Ла Флаки , так что использование любовной магии в Европе и магии доколумбовых времен, которая также слилась во время колонизации, возможно, утвердила святого как доктор сверхъестественной любви. [50]

В большинстве антропологических упоминаний Санта-Муэрте между 1940-ми и 1980-ми годами упоминается ее роль волшебницы-любовницы. [54] Свечу можно зажечь в честь Санта-Муэрте, чтобы привлечь определенного возлюбленного и обеспечить его любовь. Напротив, красной свече можно молиться о помощи в прекращении плохих отношений, чтобы начать новые. Эти любовные чудеса требуют особых ритуалов, чтобы увеличить силу их любовных врачей. Для ритуалов требуется несколько ингредиентов, включая красные розы и розовую воду для страсти, связующую палку для объединения влюбленных, корицу для процветания и некоторые другие, в зависимости от конкретного ритуала. [54]

В Соединенных Штатах

[ редактировать ]
Алтарь в саду Санта-Муэрте в Ричмонде в районе залива Сан-Франциско в Калифорнии.

Новое религиозное движение Санта-Муэрте было основано в США ок. В 2005 году привезен в страну иммигрантами из Мексики и Центральной Америки . [55] Американский религиовед Эндрю Чеснат предполагает, что к 2012 году в США насчитывалось десятки тысяч преданных. [56] Преданность Санта-Муэрте в первую очередь заметна в городах с большим мексиканским и мексикано-американским населением, таких как Нью-Йорк , Чикаго , Хьюстон , Сан-Антонио , Тусон и Лос-Анджелес . [25] [16] Только в Лос-Анджелесе существует пятнадцать религиозных групп, посвященных ей. [23] в том числе Храм Санта-Муэрте на Мелроуз-авеню в Восточном Голливуде . [57]

Во многих местах США ее популярность вышла за пределы латиноамериканских сообществ. Например, часовню вечного паломничества Сантисима Муэрте поддерживает женщина датского происхождения , а часовню Сантисима Муэрте в Новом Орлеане была основана в 2012 году белым верующим неиспаноязычного происхождения. [58] [59]

Как и в Мексике, некоторые элементы католической церкви в Соединенных Штатах пытаются бороться с поклонением Санта-Муэрте, особенно в Техасе, Нью-Мексико и особенно в Чикаго. [25] [16] [60] [61] По сравнению с католической церковью в Мексике, официальная реакция в США более сдержанная. Конференция католических епископов США не высказала официальной позиции по этому самому быстрорастущему новому религиозному движению в стране и во всем мире. [16] Противодействие почитанию Санта-Муэрте приняло жестокий оборот в конце января 2013 года, когда один или несколько вандалов разбили статую народного святого, которая появилась на муниципальном кладбище Сан-Бенито, штат Техас , ранее в том же месяце. [62]

Социология

[ редактировать ]
Святая Смерть

Новое религиозное движение Санта-Муэрте присутствует во всех социальных классах мексиканского общества, хотя большинство его приверженцев либо частично заняты , либо принадлежат к городскому рабочему классу . [17] [63] Большинство из них — молодые люди в возрасте от двадцати до тридцати лет, а также в основном женщины. [17] [55] Среди мексиканцев появилось большое количество последователей, которые разочаровались в доминирующей институциональной католической церкви и, в частности, в неспособности авторитетных католических святых избавить их от бедности и насилия. [16] [17]

Преданность базируется в основном среди людей с ограниченными ресурсами, исключенных из формальной рыночной экономики , а также из судебной и образовательной систем, прежде всего в городских районах и в самых сельских районах. [23] Преданность Санта-Муэрте рассматривается некоторыми учеными как «культ кризиса». Преданность святому-скелету быстро возросла во время экономических и социальных трудностей, которые, как правило, больше всего затрагивают рабочий класс. [17] Санта-Муэрте, как правило, привлекает тех, кто находится в чрезвычайно трудных или безнадежных ситуациях, но также привлекает меньшие слои профессионалов среднего класса и даже богатых людей. [11] [44] Некоторые из ее самых преданных последователей — это те, кто совершает мелкие преступления, часто совершаемые от отчаяния, например, работники секс-индустрии и мелкие воры. [17] [23]

Поклонение Санта-Муэрте привлекает и тех, кто не склонен искать духовного утешения в традиционной католической церкви, поскольку она является частью мексиканского истеблишмента; многие последователи Санта-Муэрте живут на грани закона или вообще за его пределами. [17] Многие уличные торговцы , таксисты , продавцы контрафактной продукции , уличные люди, секс-работники, карманники, торговцы наркотиками и члены банд, которые следуют за мексиканским народным святым, не являются исповедующими католиками или протестантами. [17] [23]

По сути, они создали свое собственное Новое религиозное движение, которое отражает их реалии, трудности, идентичность и практики, особенно потому, что оно говорит о насилии и борьбе за жизнь, с которыми сталкиваются многие из этих людей. [17] [23] И наоборот, как полицейские, так и военные в Мексике можно причислить к верующим, просящим благословения на свое оружие и боеприпасы. [23]

в Мехико Хотя поклонение в основном происходит в бедных кварталах, Санта-Муэрте также почитается в богатых районах, таких как районы Кондеса и Койоакан . [64] Однако негативное освещение в СМИ поклонения и осуждения со стороны Католической церкви в Мексике и некоторых протестантских конфессий повлияло на общественное восприятие культа Санта-Муэрте. За исключением некоторых художников и политиков, некоторые из которых тайно проводят ритуалы, представители высших социально-экономических слоев относятся к этому почитанию с отвращением как к форме суеверия . [11]

Ассоциация с сообществом ЛГБТК+

[ редактировать ]

Санта-Муэрте также почитается и считается святой и защитником сообществ лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и гомосексуалистов (ЛГБТК+) в Мексике . [17] [65] [66] [67] [68] считают ЛГБТК+ людей изгоями и относятся к ним как к изгоям поскольку католическая церковь , евангелические церкви и мексиканское общество в целом . [17] [65] Многие представители ЛГБТК+ просят у нее защиты от насилия, ненависти, болезней и помощи в поисках любви. К ее заступничеству обычно прибегают на церемониях однополых браков, проводимых в Мексике. [69] [70] Ныне несуществующая церковь Iglesia Católica Tradicional México-Estados Unidos , также известная как церковь Санта-Муэрте, признавала однополые браки и проводила религиозные свадебные церемонии для гомосексуальных пар. [71] [72] [73] [74]

Ассоциация с преступностью

[ редактировать ]
Мужчина пускает дым на миниатюрное изображение Санта-Муэрте.

В мексиканской и американской прессе преданность Санта-Муэрте часто ассоциируется с насилием, преступностью и незаконной торговлей наркотиками. [75] Она является популярным религиозным деятелем в тюрьмах, как среди заключенных, так и среди персонала, а посвященные ей святыни можно найти во многих камерах. [76] [64] [77]

Алтари с изображениями Санта-Муэрте были найдены во многих убежищах для наркоторговцев как в Мексике, так и в США. [23] Среди наиболее печально известных приверженцев Санта-Муэрте — похититель Даниэль Арисменди Лопес , известный как Эль Мочаорехас , и Хильберто Гарсиа Мена , один из боссов Картеля Персидского залива . [64] [77] В марте 2012 года следственная полиция штата Сонора объявила, что они арестовали восемь человек по подозрению в убийстве , якобы принесшем в жертву женщину и двух десятилетних мальчиков Санта-Муэрте. [78]

В декабре 2010 года самопровозглашенный епископ Санта-Муэрте Давид Ромо был арестован по обвинению в управлении средствами банды похитителей людей, связанной с картелем . Он продолжает руководить своей церковью из тюремной камеры. Наркобароны, такие как картель La Familia Michoacana, пользуются уязвимостью «гангстерских пехотинцев» и принуждают к религиозному повиновению, чтобы придать своему делу священный смысл, который будет поддерживать дисциплину их солдат. [79]

Оппозиция и преследования

[ редактировать ]
Статуи Санта-Муэрте вместе с другими предметами мексиканского почитания ( Иисус , Мария ) продаются в магазине на Бродвее в центре Лос-Анджелеса.

С середины 20-го века и на протяжении 21-го века Новое религиозное движение Санта-Муэрте и ее последователи регулярно подвергались дискриминации , остракизму и социальному исключению как со стороны католической церкви, так и со стороны различных евангелистско - пятидесятнических протестантских церквей в Мексике и остальной части страны. Центральная Америка. [80] [81] [82] [83]

Католическая церковь осудила поклонение Санта-Муэрте в Мексике и Латинской Америке как кощунственное и сатанинское . [25] называя это «вырождением религии». [84] Когда Папа Франциск посетил Мексику в 2016 году, он в свой первый полный день в стране отверг Санта-Муэрте, осудив Санта-Муэрте как опасный символ наркокультуры ; [85] Санта-Муэрте называют наркосвятой . [1] [2]

Протестантские церкви Латинской Америки также осудили это как черную магию и обман. [11] Католическая церковь Мексики обвинила приверженцев Санта-Муэрте, многие из которых были крещены в католической религии, несмотря на разницу в вероисповедании и тот факт, что церкви и храмы Санта-Муэрте ввели отдельную практику крещения, в обращении к поклонению дьяволу. [16]

Католические священники регулярно отчитывают прихожан, говоря им, что смерть – это не человек, а этап жизни. [11] Однако Церковь не называет таких последователей еретиками , а вместо этого обвиняет их в инакомыслии . [86] Другая причина, по которой Мексиканская католическая церковь официально осудила поклонение Санта-Муэрте, заключается в том, что большинство ее обрядов созданы по образцу католической литургии . [23] а некоторые приверженцы Санта-Муэрте в конечном итоге отделились от католической церкви и начали бороться за контроль над церковными зданиями. [16]

Несмотря на многочисленные попытки католической церкви и протестантских церквей подорвать преданность Санта-Муэрте в Мексике и других местах, а также на религиозную дискриминацию и обвинения в адрес ее последователей, Новое религиозное движение Санта-Муэрте пережило стремительный рост и распространилось по всей Америке. на континенте с начала 2000-х годов, и один из ведущих академических экспертов Эндрю Чеснут считает его самым быстрорастущим новым религиозным движением в мире. [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винсент, Изабель (21 декабря 2021 г.). «Санта Муэрте и еще пять «религиозных» святых, которым поклоняются наркокартели» . Нью-Йорк Пост . Проверено 10 июня 2022 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фланнагин, Джейк (сентябрь 2014 г.). «Восстание наркосвятых» . Атлантика . Проверено 10 июня 2022 г.
  3. ^ Чеснут, Р. Эндрю (2016). «Исцеленные смертью: Санта-Муэрте, Курандера». В Ханте, Стивен Дж. (ред.). Справочник глобального современного христианства: движения, институты и преданность . Справочники Брилла по современной религии. Том. 12. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 336–353. дои : 10.1163/9789004310780_017 . ISBN  978-90-04-26539-4 . ISSN   1874-6691 .
  4. ^ Флорес Мартос, Хуан Антонио (2007). «Святая смерть в Веракрусе, Мексика: развоплощенные жизни и воплощенные практики» . Во Флоресе Мартосе, Хуане Антонио; Гонсалес, Луиза Абад (ред.). Этнографии смерти и культуры в Латинской Америке (на испанском языке). Куэнка : Издания Университета Кастильи-Ла-Манчи . стр. 273–304. ISBN  978-84-8427-578-7 .
  5. ^ Чеснут 2018 , стр. 6–7.
  6. ^ Кингсбери и Чеснат 2019 , Борьба Церкви не на жизнь, а на смерть с Санта-Муэрте , The Catholic Herald
  7. ^ Кингсбери и Чеснат 2020 , Колонизация смерти - крестовые походы американских евангелистов против Санта-Муэрте в знаковом храме в Тепито , Global Catholic Review
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснут, Р. Эндрю (26 октября 2017 г.). Санта Муэрте: самое быстрорастущее новое религиозное движение в Америке (выступление). Лекция. Портленд, Орегон : Портлендский университет . Архивировано из оригинала 7 февраля 2021 года . Проверено 14 августа 2021 г.
  9. ^ «Верующие Лос-Анджелеса в Санта-Муэрте говорят, что они не секта | Выставка бренда Madeleine | 89.3 KPCC» . 66.226.4.226. 10 января 2012 г. Проверено 9 февраля 2013 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Веласкес, Ориана (2007). El libro de la Santa Muerte [ Книга Санта-Муэрте ] (на испанском языке). Мехико: Editores Mexicanos Unidos, SA, стр. 13–18. ISBN  978-968-15-2040-3 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гарма, Карлос (10 апреля 2009 г.). «Эль культо а ля Санта Муэрте» [Культ Санта Муэрте]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 3 июля 2015 года . Проверено 7 октября 2009 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Вильярреал, Эктор (5 апреля 2009 г.). «La Guerra Santa de la Santa Muerte» («Священная война Санта-Муэрте»). Неделя тысячелетия (на испанском языке). Мехико: Миллениум. Архивировано из оригинала 16 октября 2009 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснут 2018 , стр. 26–50.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б , Р. Эндрю, Санта-Муэрте: самое быстрорастущее религиозное движение в мире, Amazon, 2023 г. |url= https://www.amazon.com/Muerte-Movimiento-Religioso-Crecimiento-Spanish/dp/B0C47NL6SB/ ref= sr_1_4?qid=1704480562&refinements=p_27%3AЭндрю+Каштан&s=books&sr=1-4%7C
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Каштан 2018 , с. 7.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Грей, Стивен (16 октября 2007 г.). «Санта Муэрте: Новый Бог в городе» . Время.com . Чикаго: Время. Архивировано из оригинала 31 октября 2007 года . Проверено 7 октября 2009 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лоренцен, Лоис Энн (2016). Пеллегрини, Анна; Ваджионе, Хуан Марко (ред.). «Санта Муэрте: святая обездоленных, враг церкви и государства» . Эмисферика . Том. 13, нет. 1. Нью-Йорк : Институт производительности и политики полушария . Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 14 августа 2021 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чеснут 2017 , с. 7.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каштан 2018 , с. 3.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каштан 2018 , с. 5.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Каштан 2018 , с. 8.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Веласкес, Ориана (2007). El libro de la Santa Muerte [ Книга Санта-Муэрте ] (на испанском языке). Мехико: Editores Mexicanos Unidos, SA, стр. 7–9. ISBN  978-968-15-2040-3 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Араужо Пенья, Сандра Алехандро; Барбоса Рамирес Марисела; Гальван Фалькон Сусана; Гарсия Ортис Ауреа; Урибе Ордас Карлос. «Культ Санта-Муэрте: описательное исследование» [Культ Санта-Муэрте: описательное исследование]. Журнал «Психология» (на испанском языке). Мехико: Лондонский университет . Проверено 7 октября 2009 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чеснут 2017 , стр. 26–50.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рамирес, Маргарет. « Святая Смерть» приходит в Чикаго» . Чикаго Трибьюн . Чикаго . Проверено 7 октября 2009 г.
  26. ^ Кингсбери, Кейт; Чеснут, Р. Эндрю (2021). «Синкретическая Санта-Муэрте: Святая смерть и религиозный бриколаж» . Религии . 12 (3): 220. дои : 10.3390/rel12030220 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фрагосо, Перла (2011). «От «прирученного черепа» к священной подрывной деятельности. Санта-Муэрте, новое религиозное воображаемое в Мексике» (PDF) . Отделение Столичного автономного университета Аскапоцалько . Проверено 15 марта 2021 г.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «La Santa Muerte de Tepito исполняется шесть лет» [Санта-Муэрте в Тепито исполняется шесть лет] (на испанском языке). Мехико: Радио Тресе. Архивировано из оригинала 6 февраля 2009 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  29. ^ Чеснут 2017 , стр. 15–16.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснут 2017 , с. 8.
  31. ^ Чеснут 2017 , стр. 8–9.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснут 2017 , с. 4.
  33. ^ Чеснут 2017 , стр. 9–11.
  34. ^ Чеснут, Р. Эндрю (6 октября 2015 г.). «Два главных лидера Санта-Муэрте в Мексике наконец встретились» . ХаффПост . Проверено 4 декабря 2016 г.
  35. ^ Броган, Мэри Кейт (26 августа 2022 г.). «Ученый говорит, что Санта-Муэрте, «новейший чумной святой», была маяком надежды во время COVID-19» . Новости ВКУ . Проверено 6 января 2023 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чеснут 2017 , с. 6.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чеснут 2017 , стр. 50–97.
  38. ^ «Миктлантекутли, ацтекский бог смерти – необъяснимая Мексика» . 9 декабря 2019 г.
  39. ^ https://wrldrels.org/wp-content/uploads/2016/02/Interview-with-R.-Andrew-Chesnut.pdf [ пустой URL PDF ]
  40. ^ Лара, Браво; Эстела, Бланка (декабрь 2013 г.). «Под вашей мантией мы находим прибежище: Поклонники Санта-Муэрте в столичном районе Гвадалахары» . Новая антропология . 26 (79): 11–28.
  41. ^ «Рост поклонения Санта-Муэрте и изгнания демонов в Мексике – VICE – США» . 28 сентября 2016 г. Проверено 4 декабря 2016 г.
  42. ^ Крессида Стоун, «Тайны Санта-Муэрте» , 2020, Weiser Press
  43. ^ Веласкес, Ориана (2007). El libro de la Santa Muerte [ Книга Санта-Муэрте ] (на испанском языке). Мехико: Editores Mexicanos Unidos, SA, стр. 11–12. ISBN  978-968-15-2040-3 .
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Мировые религии и духовность | Cronica De La Santa Muerte» . Has.vcu.edu . Проверено 9 февраля 2013 г.
  45. ^ Чеснут 201 , стр. 147–175.
  46. ^ Кингсбери, Кейт; Чеснут, Р. Эндрю (сентябрь 2020 г.). «Святая смерть во времена коронавируса: Санта-Муэрте, спасительная святая» . Международный журнал латиноамериканских религий . Природный экстренный сбор общественного здравоохранения. 4 (1). Издательство Университета Торонто : 194–217. дои : 10.1007/s41603-020-00110-6 . ISSN   2509-9965 . ПМЦ   7485595 . S2CID   221656092 .
  47. ^ см. Крессиду Стоун, « Тайны Санта-Муэрте: Путеводитель по молитвам, ритуалам и проклятиям », 2020 Weiser Press.
  48. ^ Чеснут 2017 , стр. 19–20, 26.
  49. ^ Харден Купер, Рикардо (14 февраля 2008 г.). «Санта Муэрте здесь хорошо продается » . Будущее (на испанском языке). Мехико . Проверено 7 октября 2009 г.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон, Джон (зима 1998 г.). «Santísma Muerte: происхождение и развитие мексиканского оккультного образа». Журнал Юго-Запада . 40 (4).
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кингсбери, Кейт и Чеснат, Р. Эндрю 2019, Мексиканское народное святое Санта-Муэрте - самое быстрорастущее новое религиозное движение на Западе
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснут 2017 , стр. 3–27.
  53. ^ Чеснут 2017 , стр. 102–103.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснут 2017 , стр. 133–147, 175–192.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснут 2017 , с. 13.
  56. ^ Чеснут 2018 , с. 11.
  57. ^ «Темпло а-ля Санта-Муэрте» . Архивировано из оригинала 22 мая 2009 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  58. ^ «Часовня вечного паломничества Сантисима Муэрте» . Проверено 15 мая 2011 г.
  59. ^ «Часовня Сантисима Муэрте в Новом Орлеане» . Проверено 5 марта 2014 г.
  60. ^ Мартин, Мишель (19 февраля 2012 г.). «Богоматерь Гваделупская борется со «Святой смертью» за преданность мексиканских верующих» . Наш воскресный гость. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 г.
  61. ^ Лоренцен, Лоис Энн (28 мая 2009 г.). «Святая смерть на границе США и Мексики» . Школа богословия Чикагского университета.
  62. ^ Родригес, Майкл; Хименес, Франсиско Э. (25 января 2013 г.). Вопросы и ответы – Оккультные эксперты высказали мнение по поводу «осквернения Святой Смерти». Новости Сан-Бенито, 25 января 2013 г. Получено с https://news.yahoo.com/q-occult-experts-weigh-saint-015947105.html .
  63. ^ Чеснут 2017 , стр. 11–12.
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пачеко Колин, Рикардо. «Культ Санта-Муэрте переходит из Тепито в Койоакан и Кондесу» [Культ Санта-Муэрте перемещается из Тепито в Койоакан и Кондесу]. La Cronica de Hoy (на испанском языке). Мехико . Проверено 7 октября 2009 г.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барсенас Барахас, Карина (сентябрь – декабрь 2019 г.). «ЛГБТ-ассигнования популярной религиозности» (PDF) . Неуважение: Журнал социальных наук (на испанском языке). 61 . Мехико : Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии (CIESAS): 98–113. doi : 10.29340/61.2135 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN   2448-5144 . Проверено 16 июня 2021 г. {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  66. ^ Вудман, Стивен (31 марта 2017 г.). «Как скелет народного святого смерти сбежал с мексиканскими трансгендерными женщинами» . США сегодня . ISSN   0734-7456 . Архивировано из оригинала 10 октября 2019 года . Проверено 17 ноября 2021 г.
  67. ^ Вильярреал, Даниэль (6 апреля 2019 г.). «Епископы советуют католикам прекратить поклоняться этой неофициальной ЛГБТК-святой смерти: хотя «Санта-Муэрте» не является санкционированной церковью святой, миллионы людей все еще почитают ее» . ЛГБТ-нация . Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 16 июня 2021 г.
  68. ^ «Архивы» . outinthebay.com . в заливе. 2012. Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 г.
  69. ^ «Церковь Санта-Муэрте женится на геях» . Эль Универсал – Общество . 03.03.2010 . Проверено 9 февраля 2013 г.
  70. ^ (Мексика) Общество – Здравоохранение > Область: Социальные проблемы. «Мексиканская церковь Санта-Муэрте провела свою первую гей-свадьбу и планирует провести еще девять» . ABC.es – Информационные агентства . Проверено 9 февраля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  71. ^ «Новая церковь Санта-Муэрте разрешает однополые свадьбы» . Лос21.com. 24 января 2012 г. Проверено 9 февраля 2013 г.
  72. ^ «La Santa Muerte празднует «гомосексуальные свадьбы» в Мексике - Мексика и традиции» (на испанском языке). Mexicoytradicion.over-blog.org. 2010-06-02 . Проверено 9 февраля 2013 г.
  73. ^ «Культ Санта-Муэрте женится на геях» . Tendenciagay.com. 11 января 2010 г. Проверено 9 февраля 2013 г.
  74. ^ «Церковь Святой Смерти в Мексике будет проводить гей-свадьбы» . Латиноамериканская газета Herald Tribune . 07.01.2010.
  75. ^ Чеснут 2017 , стр. 10, 14.
  76. ^ Чеснут 2018 , стр. 14–15.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеснат, Р. Эндрю; Бореалис, Сара (20 февраля 2012 г.). Санта-Муэрте – Хроника де ла Санта-Муэрте – Хронология Санта-Муэрте. Проект «Мировые религии и духовность» VCU, Университет Содружества Вирджинии, 20 января 2012 г. Получено с http://www.has.vcu.edu/wrs/profiles/SantaMuerte.htm .
  78. ^ «Официальные лица: трое убиты в качестве человеческих жертвоприношений в Мексике» . CNN.com . Си-Эн-Эн. 30 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 02 апреля 2012 г. Проверено 3 апреля 2012 г.
  79. ^ Грилло, Иоан (2011). Нарко . Блумсбери Пресс.
  80. ^ Честнат, Р. Эндрю; Иллескас, Хорхе Адриан (2018). «Святая смерть» . В Бланкарте, Роберто (ред.). Словарь религий Латинской Америки (на испанском языке). Мехико : Колледж Мексики / Фонд экономической культуры . стр. 573–585. ISBN  978-607-628-389-9 .
  81. ^ Бромли, Дэвид Г. (июнь 2016 г.). Чеснат, Р. Эндрю; Меткалф, Дэвид (ред.). «Санта Муэрте как новая опасная религия?» . Религии . 7 (6: «Смерть в Новом Свете: Восстание Санта-Муэрте»). Базель : MDPI : 65. doi : 10.3390/rel7060065 . eISSN   2077-1444 .
  82. ^ Гайтан Алькала, Фелипе (январь – июнь 2008 г.). «Святой среди проклятых: культ Санта-Муэрте в Мексике XXI века» . LiminaR: Социальные и гуманистические исследования (на испанском языке). 6 (1). Тустла Гутьеррес : Центр высших исследований Мексики и Центральной Америки (CESMECA) – Университет наук и искусств Чьяпаса : 40–51. дои : 10.29043/liminar.v6i1.265 . eISSN   2007-8900 . ISSN   1665-8027 . S2CID   142525950 .
  83. ^ Пердигон Кастаньеда, Джудит К. (январь – июнь 2008 г.). «Симбиотические отношения между Санта-Муэрте и Эль-Ниньо-де-лас-Суэртес» . LiminaR: Социальные и гуманистические исследования (на испанском языке). 6 (1). Тустла Гутьеррес : Центр высших исследований Мексики и Центральной Америки (CESMECA) - Университет наук и искусств Чьяпаса : 52–70. дои : 10.29043/liminar.v6i1.266 . eISSN   2007-8900 . ISSN   1665-8027 . S2CID   143388890 .
  84. ^ «Ватикан объявляет мексиканского Святого Смерти кощунственным» . BBC.co.uk. 9 мая 2013 г. Проверено 5 декабря 2013 г.
  85. ^ Кингсбери, Кейт и Чеснат, Р. Эндрю, 2019. Борьба Церкви не на жизнь, а на смерть с Санта-Муэрте.
  86. ^ Гарсиа Меза, Дэниел (1 ноября 2008 г.). «La «Niña blanca», более известная как La Santa Muerte» [Белая девушка, более известная как Санта-Муэрте]. Век Торреона (на испанском языке). Торреон, Мексика . Проверено 7 октября 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]

Академические книги

[ редактировать ]
  • Чеснат, Р. Эндрю, Преданные смерти: Санта Муэрте, Святой Скелет (2-е издание), Oxford University Press, 2017.
  • Чеснат, Р. Эндрю, Санта-Муэрте: самое быстрорастущее религиозное движение в мире , Amazon, 2023 г.
  • Эрнандес Эрнандес, Альберто, Санта-Муэрте: пространства, культы и религиозные обряды , El Colegio de la Frontera Norte, 2017.
  • Панстерс, Уил Г., Санта-Муэрте в Мексике: история, преданность и общество , University of New Mexico Press, 2019.
  • Иллескас, Хорхе Адриан, Смотри, слушай и молчи. Вера в Санта-Муэрте во время забега быков , УНАМ, 2018 год.

Академические журналы

[ редактировать ]

Монографии, гримуары и эссе

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c650df1abec9bea9b553f6e2c50521d6__1721285340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/d6/c650df1abec9bea9b553f6e2c50521d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santa Muerte - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)