История Латинской Америки
Термин «Латинская Америка» возник в 1830-х годах, в первую очередь благодаря Мишелю Шевалье , который предположил, что этот регион может объединиться с «Латинской Европой» против других европейских культур. В первую очередь это относится к испано- и португалоязычным странам Нового Света .
До прибытия европейцев в конце 15 и начале 16 веков этот регион был домом для многих коренных народов, в том числе развитых цивилизаций, особенно южных: ольмеков , майя , муиска , ацтеков и инков . Регион перешел под контроль королевств Испании и Португалии , которые основали колонии и навязали католицизм и свои языки. Оба привозили африканских рабов в свои колонии в качестве рабочих, эксплуатируя крупные оседлые общества и их ресурсы. Испанская корона регулировала иммиграцию, разрешая путешествовать в Новый Свет только христианам. Процесс колонизации привел к значительному сокращению местного населения из-за болезней, принудительного труда и насилия. Они навязали свою культуру, уничтожив местные кодексы и произведения искусства. Религия колониальной эпохи играла решающую роль в повседневной жизни: испанская корона обеспечивала религиозную чистоту и агрессивно преследовала предполагаемые отклонения, такие как колдовство.
В начале девятнадцатого века почти все территории Испанской Америки добились независимости путем вооруженной борьбы, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико . Бразилия , которая стала монархией, отдельной от Португалии, стала республикой в конце девятнадцатого века. Политическая независимость от европейских монархий не привела к отмене рабства чернокожих в новых странах, она привела к политической и экономической нестабильности в Испанской Америке сразу после обретения независимости. Великобритания и Соединенные Штаты оказали значительное влияние в эпоху после обретения независимости, что привело к возникновению формы неоколониализма , при которой политический суверенитет оставался на месте, но иностранные державы обладали значительной властью в экономической сфере. Новые независимые страны столкнулись с внутренними и межгосударственными конфликтами, борясь с экономической нестабильностью и социальным неравенством.
20-й век принес вмешательство США и влияние « холодной войны » на регион: революции в таких странах, как Куба, повлияли на политику Латинской Америки. В конце 20-го и начале 21-го веков произошел сдвиг в сторону левых правительств, за которым последовало консервативное возрождение, а также недавнее возрождение левой политики в нескольких странах.
Происхождение термина и определение
[ редактировать ]Идея о том, что часть Америки имеет культурное или расовое родство со всеми романскими культурами, восходит к 1830-м годам, в частности, в трудах французского сен-симониста Мишеля Шевалье , который постулировал, что эта часть Америки была заселена. людьми « латинской расы » и что, следовательно, она могла бы объединиться с « латинской Европой » в борьбе с « тевтонской Европой », « англосаксонской Америкой » и « славянской Европой». [1] Позже эту идею подхватили латиноамериканские интеллектуалы и политические лидеры середины и конца девятнадцатого века, которые больше не смотрели на Испанию или Португалию как на культурные модели, а скорее на Францию. [2] Фактический термин «Латинская Америка» был придуман во Франции при Наполеоне III и сыграл роль в его кампании, направленной на то, чтобы подразумевать культурное родство с Францией, превратить Францию в культурного и политического лидера региона и назначить Максимилиана императором Мексики. [3]
В середине двадцатого века, особенно в Соединенных Штатах, существовала тенденция время от времени классифицировать всю территорию к югу от Соединенных Штатов как «Латинскую Америку», особенно когда дискуссия сосредоточивалась на ее современных политических и экономических отношениях с остальными странами. мира, а не только на его культурных аспектах. [4] Одновременно предпринимались попытки избежать этого чрезмерного упрощения, говоря о « Латинской Америке и Карибском бассейне », как в геосхеме Организации Объединенных Наций.
Поскольку концепция и определения Латинской Америки очень современны и восходят только к девятнадцатому веку, говорить об «истории Латинской Америки» до прихода европейцев — анахронизм. Тем не менее, многочисленные и разнообразные культуры, существовавшие в доколумбовый период, оказали сильное и непосредственное влияние на общества, возникшие в результате завоевания, и поэтому их нельзя упускать из виду. Они представлены в следующем разделе.
Доколумбовый период
[ редактировать ]То, что сейчас является Латинской Америкой, было заселено на протяжении тысячелетий, возможно, целых 30 000 лет. Существует множество моделей заселения Америки . Точная датировка ранних цивилизаций затруднена из-за небольшого количества текстовых источников. Однако высокоразвитые цивилизации процветали в разных местах, например, в Андах и Мезоамерике .
Самое раннее известное человеческое поселение в этом районе было обнаружено в Монте-Верде на юге Чили. Его заселение датируется примерно 14 000 лет назад, и существуют спорные свидетельства еще более раннего заселения. На протяжении тысячелетий люди распространились по всем частям Северной и Южной Америки и Карибским островам. Хотя регион, ныне известный как Латинская Америка, простирается от северной Мексики до Огненной Земли , разнообразие его географии, топографии, климата и обрабатываемых земель означает, что население было распределено неравномерно. Оседлое население постоянных поселений, поддерживаемое сельским хозяйством, дало начало сложным цивилизациям в Мезоамерике (центральная и южная Мексика и Центральная Америка) и высокогорным популяциям Анд кечуа и аймара , а также чибча .
Сельскохозяйственные излишки от интенсивного выращивания кукурузы в Мезоамерике, а также картофеля и выносливых зерновых культур в Андах смогли поддержать отдаленное население, выходящее за рамки фермерских домохозяйств и общин. Излишки позволили создать социальную, политическую, религиозную и военную иерархию, урбанизацию со стабильными сельскими поселениями и крупными городами, специализацию ремесленного труда и передачу продуктов через дань и торговлю. В Андах лам одомашнили и использовали для перевозки грузов; В Мезоамерике не было крупных домашних животных, которые могли бы помочь человеческому труду или обеспечить мясо. Мезоамериканские цивилизации разработали системы письменности; в Андах завязанный кипу возник как система бухгалтерского учета.
В Карибском регионе проживало оседлое население, заселенное араваками или таино , а на территории современной Бразилии многие народы тупианцев жили в постоянных поселениях. Полуоседлое население имело земледелие и оседлое село, но истощение почв потребовало переселения поселений. Население было менее плотным, а социальные и политические иерархии менее институционализированными. Неоседлые народы жили небольшими группами, с низкой плотностью населения и без земледелия. Они жили в суровых условиях. К первому тысячелетию нашей эры Западное полушарие было домом для десятков миллионов людей; точные цифры являются источником продолжающихся исследований и споров. [5]
Две последние великие цивилизации , ацтеки и инки , приобрели известность в начале четырнадцатого и середине пятнадцатого веков. Хотя империи коренных народов были завоеваны европейцами, субимперская организация густонаселенных регионов сохранилась. Присутствие или отсутствие коренного населения повлияло на то, как европейский империализм разыгрался в Америке. Доколумбовые цивилизации Мезоамерики и горных Анд стали источниками гордости для испанцев американского происхождения в позднюю колониальную эпоху и для националистов в эпоху после обретения независимости. [6] Для некоторых современных латиноамериканских национальных государств коренные корни национальной идентичности выражаются в идеологии indigenismo . Эти современные конструкции национальной идентичности обычно критикуют свое колониальное прошлое. [7]
Спорт в доколумбовый период
[ редактировать ]В результате империализма и колониализма историки отмечают распространение видов спорта, которые принесли футбол, бейсбол, бокс, крикет и баскетбол из империй в их колонии. В контексте Латинской Америки историки могут признать дисбаланс сил между колониальной элитой и теми, кто находится в более бедных условиях, изучая историю спорта. Например, еще в доколумбовой Мезоамерике соревнования по верховой езде были неотъемлемой частью досуговой деятельности жителей колоний. Однако многие колониальные чиновники воспользовались своей властью, лишив бедных людей доступа к игре, лишив бедных людей доступа к лошадям. Эта попытка контролировать и манипулировать населением колонии провалилась, поскольку многим коренным народам лошади были нужны для работы – труда, который принес бы пользу высшему классу, эксплуатирующему колонию.
Кроме того, лошади сыграли важную роль на заре латиноамериканского спорта. К таким примерам относятся упомянутые выше соревнования по верховой езде, чарреда в Мексике, другие конные мероприятия в регионе, который в конечном итоге станет Аргентиной и Уругваем, и т. д. Эти виды спорта дали коренным народам возможность практиковать ценности таланта, чести и командной работы. Он также был доступен для более бедных коренных жителей колонии, потому что лошади были доступны и не относительно дороги для людей более низкого класса, чем колониальная элита. [8]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Христофор Колумб высадился в Америке в 1492 году. Впоследствии основные морские державы Европы отправили экспедиции в Новый Свет для создания торговых сетей и колоний и обращения коренных народов в христианство . Испания сконцентрировалась на строительстве своей империи в центральной и южной частях Америки, отведенных ей Тордесильясским договором , из-за присутствия крупных оседлых обществ, таких как ацтеки , инки , майя и муиски , чьи человеческие и материальные ресурсы он мог эксплуатировать и большие концентрации серебра и золота . Португальцы построили свою империю в Бразилии , которая попала в сферу их влияния в результате Тордесильясского договора , путем освоения земель для производства сахара , поскольку там не хватало крупного и сложного общества или минеральных ресурсов.
Во время европейской колонизации западного полушария большая часть коренного населения умерла, в основном от болезней. В результате так называемого « Колумбийского обмена » такие болезни, как оспа и корь, уничтожили население, не имевшее иммунитета. Численность коренного населения изучается в современную эпоху историками. [9] [10] [11] но монах-доминиканец Бартоломе де лас Касас поднял тревогу в первые дни испанского поселения в Карибском бассейне в своем «Кратком отчете о разрушении Индии» .
Завоеватели и колонисты Латинской Америки также оказали большое влияние на население Латинской Америки. Испанские конкистадоры совершали жестокие акты насилия против туземцев. По словам Бартоломе де лас Касаса , европейцы загоняли коренное население до смерти, разделяли мужчин и женщин, чтобы они не могли воспроизводить потомство, а также выслеживали и убивали всех сбежавших туземцев с собаками. Лас Касас утверждал, что испанцы заставляли туземцев работать день и ночь в шахтах и «проверяли остроту их клинков». [12] на туземцах. По оценкам Лас Касаса, около трех миллионов местных жителей погибли от войны, рабства и переутомления. Говоря о жестокости, Лас Касас сказал: «Кто в будущих поколениях поверит этому? Я сам пишу это как знающий очевидец, с трудом могу в это поверить».
Поскольку испанцы теперь были у власти, местная культура и религия были запрещены. Испанцы даже дошли до того, что сожгли Кодексы майя (как книги). Эти кодексы содержали информацию об астрологии, религии, богах и ритуалах. Известно, что сегодня существуют четыре кодекса; это Дрезденский кодекс, Парижский кодекс, Мадридский кодекс и Кодекс HI. [13] Испанцы также переплавили бесчисленное количество золотых произведений искусства, чтобы вернуть золото в Испанию, и уничтожили бесчисленное количество произведений искусства, которые они считали нехристианскими.
Религия колониальной эпохи
[ редактировать ]- Путешествие в Новый Свет
Испанская корона регулировала иммиграцию в свои заморские колонии, при этом путешественники должны были зарегистрироваться в Торговой палате Севильи. Поскольку корона хотела исключить всех, кто не был христианином (евреями, криптоевреями и мусульманами), выдающими себя за христиан, биография путешественников проверялась. Возможность регулировать потоки людей позволила испанской короне сохранить религиозную чистоту своей заморской империи. Испанская корона была строгой в своих попытках разрешить проход в Новый Свет только христианам и требовала подтверждения религии посредством личных свидетельств. Конкретные примеры людей, имеющих дело с Короной, позволяют понять, как религия повлияла на переход в Новый Свет.
Франциска де Фигероа, афро-иберийская женщина, стремившаяся въехать в Америку, в 1600 году подала прошение испанской короне, чтобы получить лицензию на плавание в Картахену. [14] Эльвира де Медина писала, что от ее имени у нее был свидетель, подтверждающий ее религиозную чистоту: «Этот свидетель знает, что она, ее родители, ее бабушка и дедушка были и остаются старыми христианами и принадлежат к незапятнанному касте и происхождению. Они не принадлежат к мавританской или еврейской касте. или тех, кто недавно обратился в Нашу Святую Католическую Веру». [15] Несмотря на расовую принадлежность Франциски, ей разрешили въезд в Америку в 1601 году, когда был представлен «Указ Его Величества», который гласил: «Мои президенты и официальные судьи по делу о сокращении Севильи. Я приказываю вам разрешить проход в провинцию». Картахены для Франциски де Фигероа...» [16] Этот пример указывает на важность религии при попытке поехать в Америку в колониальные времена. Чтобы обратиться к Короне и получить доступ к путешествиям, люди должны были действовать в соответствии с принципами христианства.
- Религия в Латинской Америке
В Новом Свете религия все еще была распространенной проблемой, которую приходилось учитывать в повседневной жизни. Многие законы были основаны на религиозных верованиях и традициях, и часто эти законы противоречили законам многих других культур колониальной Латинской Америки. Одно из центральных столкновений произошло между африканской и иберийской культурами; Эта разница в культуре привела к агрессивному преследованию ведьм, как африканских, так и иберийских, по всей Латинской Америке. Согласно европейской традиции, «считалось, что ведьма – бруха – отвергает Бога и таинства и вместо этого поклоняется дьяволу и соблюдает субботу ведьм ». [17] Такое отвержение Бога рассматривалось как мерзость и не терпелось властями ни в Испании, ни в Латинской Америке. Конкретный пример — суд над Паулой де Эгилуз — показывает, как обращение к христианству может помочь смягчить наказание даже в случае суда над ведьмами.
Паула де Эгилуз была женщиной африканского происхождения, родившейся в Санто-Доминго и выросшей рабыней, когда-то в юности она научилась ремеслу ведьм и была общеизвестна как волшебница. «В 1623 году Паулу обвинили в колдовстве (брухерия), гадании и вероотступничестве (заявления, противоречащие церковному учению)». [18] Паулу судили в 1624 году, и она начала слушания, не зная, как Корона ведет судебное разбирательство. Если человек надеялся смягчить приговор, необходимо было обратиться к христианству и провозгласить веру. Быстро научившись, Паула правильно «прочитала Молитву Господню, Символ веры, Salve Regin и Десять заповедей» перед вторым слушанием суда над ней. Наконец, на третьем слушании суда Паула закончила свои показания, «попросив нашего Господа простить [меня] за эти ужасные грехи и ошибки и прося… милосердного наказания». [19] Обращение к христианству и исповеданию веры позволило Пауле вернуться к своей прежней жизни в качестве рабыни с минимальным наказанием. Испанская корона придавала большое значение сохранению христианства в Латинской Америке, это сохранение христианства позволило колониализму править Латинской Америкой более трехсот лет.
Революции девятнадцатого века: постколониальная эпоха
[ редактировать ]Следуя модели Американской и Французской революций , большая часть Латинской Америки обрела независимость к 1825 году. Независимость разрушила старый общий рынок , существовавший при Испанской империи после реформ Бурбонов , и создала возросшую зависимость от финансовых инвестиций, предоставляемых странами, которые уже началась индустриализация ; поэтому западноевропейские державы, в частности Великобритания и Франция, и США начали играть важную роль, поскольку регион стал экономически зависимым от этих стран. Независимость также создала новый, сознательно «латиноамериканский» правящий класс и интеллигенцию, которая временами избегала испанских и португальских моделей в своем стремлении изменить свое общество. Эта элита смотрела на другие католические европейские модели – в частности, на Францию – как на новую латиноамериканскую культуру , но не искала вклада коренных народов.
Неудачные попытки Испанской Америки сохранить вместе большинство первоначальных крупных государств, возникших после обретения независимости — Великая Колумбия , Федеративная Республика Центральной Америки. [20] и Соединенных Провинциях Южной Америки — привело к ряду внутренних и межгосударственных конфликтов, от которых пострадали новые страны. Бразилия, в отличие от своих латиноамериканских соседей, осталась единой монархией и избежала проблемы гражданских и межгосударственных войн. Внутренние войны часто представляли собой борьбу между федералистами и центристами, которые в конечном итоге утверждали себя посредством военных репрессий против своих противников в ущерб гражданской политической жизни. Новые нации унаследовали культурное разнообразие колониальной эпохи и стремились создать новую идентичность, основанную на общем европейском (испанском или португальском) языке и культуре. Однако внутри каждой страны существовали культурные и классовые различия, которые создавали напряженность и наносили ущерб национальному единству.
В течение следующих нескольких десятилетий шел долгий процесс создания чувства национальности . Большинство новых национальных границ было создано вокруг зачастую многовековых юрисдикций audiencia Бурбонов или интендантств , которые стали областями политической идентичности. Во многих регионах границы были нестабильными, поскольку новые государства вели войны друг с другом за доступ к ресурсам, особенно во второй половине девятнадцатого века. Наиболее важными конфликтами были Парагвайская война (1864–70; также известная как Война Тройственного союза) и Война на Тихом океане (1879–84). В Парагвайской войне Аргентина, Бразилия и Уругвай столкнулись с Парагваем, который потерпел полное поражение. В результате Парагвай пережил демографический коллапс : население выросло с примерно 525 000 человек в 1864 году до 221 000 в 1871 году, и из этого последнего населения только около 28 000 составляли мужчины. В войне на Тихом океане Чили разгромила объединенные силы Боливии и Перу. Чили получила контроль над богатыми селитрой районами, ранее контролировавшимися Перу и Боливией, и Боливия стала страной, не имеющей выхода к морю. К середине столетия регион также столкнулся с растущими Соединенными Штатами, стремившимися расширить свое влияние на североамериканском континенте и расширить свое влияние в полушарии. В В результате американо-мексиканской войны (1846–1848 гг.) Мексика потеряла более половины своей территории в пользу Соединённых Штатов. В 1860-х годах Франция попыталась косвенно контролировать Мексику . В Южной Америке Бразилия укрепила свой контроль над большими участками бассейна Амазонки за счет своих соседей. В 1880-х годах Соединенные Штаты проводили агрессивную политику по защите и расширению своих политических и экономических интересов во всей Латинской Америке, кульминацией которой стало создание Панамериканской конференции , успешное завершение строительства Панамского канала и интервенция Соединенных Штатов в последняя кубинская война за независимость .
Экспорт природных ресурсов составлял основу экономики большинства стран Латинской Америки в девятнадцатом веке, что способствовало развитию богатой элиты. Реструктуризация колониальных экономических и политических реалий привела к значительному разрыву между богатыми и бедными, при этом земельные элиты контролировали подавляющее большинство земель и ресурсов. В Бразилии , например, к 1910 году 85% земли принадлежало 1% населения. В частности, этими богатыми землевладельцами были монополизированы добыча золота и выращивание фруктов. Эти «Великие Хозяева» полностью контролировали местную деятельность и, более того, были основными работодателями и основным источником заработной платы. Это привело к созданию общества крестьян , чья связь с более широкими политическими реалиями оставалась в плену у сельскохозяйственных и горнодобывающих магнатов.
Повсеместная , военачальников , политическая нестабильность и характер экономики привели к появлению каудильо чья власть зависела от их военного мастерства и способности оказывать покровительство . Политические режимы были, по крайней мере теоретически, демократическими и принимали форму либо президентского , либо парламентского правительства. Оба были склонны к захвату власти каудильо или олигархией . Политический ландшафт был занят консерваторами , которые считали, что сохранение старых социальных иерархий служит лучшей гарантией национальной стабильности и процветания, и либералами , которые стремились добиться прогресса путем высвобождения экономики и индивидуальной инициативы. Народные восстания часто оказывали влияние и подавлялись: 100 000 человек были убиты во время подавления колумбийского восстания между 1899 и 1902 годами во время Тысячедневной войны . Некоторым государствам все же удалось добиться некоторой демократии: Уругваю и частично Аргентине , Чили , Коста-Рике и Колумбии . Остальные были явно олигархическими или авторитарный , хотя эти олигархи и каудильо иногда пользовались поддержкой большинства населения. Все эти режимы стремились сохранить прибыльное положение Латинской Америки в мировой экономике как поставщика сырья.
20 век
[ редактировать ]1900–29
[ редактировать ]К началу века Соединенные Штаты продолжили свою интервенционистскую позицию, направленную на прямую защиту своих интересов в регионе. Это было официально сформулировано в Теодора Рузвельта » «Доктрине большой палки , которая модифицировала старую доктрину Монро , целью которой было просто сдержать европейское вмешательство в полушарии. По завершении испано-американской войны новое правительство Кубы и Соединенных Штатов подписало в 1902 году поправку Платта , которая разрешала Соединенным Штатам вмешиваться в кубинские дела, когда Соединенные Штаты сочли это необходимым. В Колумбии Соединенные Штаты добивались концессии территории в Панаме для строительства долгожданного канала через перешеек. Правительство Колумбии выступило против этого, но восстание в Панаме предоставило Соединенным Штатам возможность. Соединенные Штаты поддержали независимость Панамы, и новое государство предоставило уступку. Это были не единственные интервенции, проведенные Соединенными Штатами в регионе. В первые десятилетия двадцатого века произошло несколько военных вторжений в Центральную Америку и Карибский бассейн, в основном для защиты коммерческих интересов, которые стали известны как «Вторжение в Центральную Америку и Карибский бассейн». Банановые войны ».
Крупнейший политический переворот второго десятилетия века произошел в Мексике. В 1908 году президент Порфирио Диас , находившийся у власти с 1884 года, пообещал, что уйдет в отставку в 1910 году. Франсиско И. Мадеро , умеренный либерал, целью которого была модернизация страны, предотвращая при этом социалистическую революцию , начал избирательную кампанию в 1910. Однако Диас передумал и снова баллотировался на пост. Мадеро был арестован в день выборов, и Диас был объявлен победителем. Эти события спровоцировали восстания, ставшие началом Мексиканской революции . Были организованы революционные движения, и появилось несколько ключевых лидеров: Панчо Вилья на севере, Эмилиано Сапата на юге и Мадеро в Мехико. Силы Мадеро разгромили федеральную армию в начале 1911 года, взяли на себя временный контроль над правительством и выиграли вторые выборы позже, 6 ноября 1911 года. Мадеро предпринял умеренные реформы для внедрения большей демократии в политическую систему, но не смог удовлетворить многих региональных лидеров в ситуация стала революционной. Неспособность Мадеро решить проблему аграрные претензии заставили Сапату порвать с Мадеро и возобновить революцию. 18 февраля 1913 года Викториано Уэрта , консервативный генерал, организовал государственный переворот при поддержке США; Мадеро был убит четыре дня спустя. Другие революционные лидеры, такие как Вилья, Сапата и Венустиано Карранса, продолжали оказывать военное сопротивление федеральному правительству, которое теперь находится под контролем Уэрты. Союзники Сапата и Вилья взяли Мехико в марте 1914 года, но оказались за пределами своих элементов в столице и отошли в свои бастионы. Это позволило Каррансе взять на себя контроль над центральным правительством. Затем он организовал репрессии повстанческих армий Вильи и Сапаты, возглавляемых, в частности, генералом Альваро Обрегоном . Конституция Мексики 1917 года , до сих пор действующая, была провозглашена, но поначалу мало соблюдалась. Усилия против других революционных лидеров продолжались. Сапата был убит 10 апреля 1919 года. Сам Карранса был убит 15 мая 1920 года, в результате чего у власти остался Обрегон, который был официально избран президентом позже в том же году. Наконец, в 1923 году была убита и Вилья. С устранением главных соперников Обрегон смог консолидировать власть и в Мексике вернулся относительный мир. В соответствии с Конституцией действует либеральное правительство, но некоторые чаяния рабочего и сельского класса остались нереализованными. (См. также, Аграрно-земельная реформа в Мексике .)
Престиж Германии и немецкой культуры в Латинской Америке оставался высоким после войны, но не восстановился до довоенного уровня. [21] [22] Действительно, в Чили война положила конец периоду научного и культурного влияния, который писатель Эдуардо де ла Барра презрительно называл «немецким колдовством» ( испанский : el embrujamiento alemán ). [23]
Спорт
[ редактировать ]Спорт становился все более популярным, привлекая восторженных болельщиков на большие стадионы. [24] Международный олимпийский комитет (МОК) работал над поощрением олимпийских идеалов и участия. После Латиноамериканских игр 1922 года в Рио-де-Жанейро МОК помог создать национальные олимпийские комитеты и подготовиться к будущим соревнованиям. Однако в Бразилии спортивное и политическое соперничество замедлило прогресс, поскольку противостоящие фракции боролись за контроль над международным спортом. в На летних Олимпийских играх 1924 года Париже и летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме значительно возросло участие латиноамериканских спортсменов. [25] Английские и шотландские инженеры привезли футбол в Бразилию в конце 1800-х годов. Международный комитет YMCA Северной Америки и Американская ассоциация игровых площадок сыграли важную роль в подготовке тренеров. . [26]
1930–45
[ редактировать ]Великая депрессия стала серьезным испытанием для региона. Крах мировой экономики означал, что спрос на сырье резко упал, что подорвало экономику многих стран Латинской Америки. Интеллигенция и правительственные лидеры в Латинской Америке отвернулись от старой экономической политики и обратились к индустриализации замещения импорта . Целью было создание самодостаточной экономики, которая имела бы свои собственные промышленные сектора и крупный средний класс и была бы невосприимчива к взлетам и падениям мировой экономики. Несмотря на потенциальные угрозы коммерческим интересам США, администрация Рузвельта (1933–1945) понимала, что Соединенные Штаты не могут полностью противостоять импортозамещению. Рузвельт реализовал политику добрососедства и разрешил национализацию некоторых американских компаний в Латинской Америке. Президент Мексики Ласаро Карденас национализировал американские нефтяные компании , на базе которых он создал Pemex . Карденас также курировал перераспределение части земли, оправдав надежды многих с начала Мексиканской революции. Поправка Платта также была отменена, освободив Кубу от юридического и официального вмешательства Соединенных Штатов в ее политику. Вторая мировая война также объединила Соединенные Штаты и большинство стран Латинской Америки. [27]
Эпоха холодной войны (1945–92)
[ редактировать ]Экономика многих стран Латинской Америки продолжала расти и после Второй мировой войны, но не так быстро, как они надеялись. Когда после заключения мира трансатлантическая торговля возобновилась, Европа выглядела так, как будто ей понадобится экспорт латиноамериканских продуктов питания и сырья. Политика индустриализации импортозамещения, принятая в Латинской Америке, когда экспорт замедлился из-за Великой депрессии и последующей изоляции во время Второй мировой войны, теперь стала предметом международной конкуренции. Те, кто поддерживал возвращение к экспорту товаров, в которых Латинская Америка имела конкурентное преимущество, не соглашались со сторонниками расширения промышленного сектора. Восстановление Европы, включая Германию, с помощью США после Второй мировой войны не привело к увеличению спроса на латиноамериканский экспорт. В Латинской Америке большая часть твердой валюты, заработанной за счет участия в войне, пошла на национализацию предприятий, принадлежащих иностранцам, и погашение их долгов. Ряд правительств установили политику тарифов и обменного курса , которая подорвала экспортный сектор и помогла городскому рабочему классу. В послевоенный период рост замедлился, и к середине 1950-х годов оптимизм послевоенного периода сменился пессимизмом. [28]
войны политика Соединенных Штатов в отношении Латинской Америки была сосредоточена на том, что они считали угрозой коммунизма После Второй мировой и Советского Союза интересам Западной Европы и Соединенных Штатов. Хотя страны Латинской Америки были верными союзниками в войне и извлекли из нее некоторые выгоды, в послевоенный период регион не процветал, как ожидалось. Латинская Америка боролась в послевоенный период без крупномасштабной помощи со стороны США, которые направили свои ресурсы на восстановление Западной Европы, включая Германию. В Латинской Америке росло неравенство, что имело политические последствия в отдельных странах. США вернулись к политике интервенционизма, когда почувствовали угрозу своим политическим и экономическим интересам. После распада советского блока в конце 1980-х и начале 1990-х годов, включая сам Советский Союз, Латинская Америка стремилась найти новые решения давних проблем. После распада советского союза Куба вступила в особый период. серьезных экономических потрясений, высокого уровня смертности и нехватки продовольствия.
Глубокую тревогу для США вызвали две революции, которые угрожали и подпитывали их доминирование в регионе. Гватемальская революция (1944–54) привела к смене поддерживаемого США режима Хорхе Убико в 1945 году, за которым последовали выборы. Был избран реформист Хуан Хосе Аревало (1945–51) и начал проводить популистские реформы. Реформы включали земельные законы, которые угрожали интересам крупных предприятий, принадлежащих иностранцам, закон о социальном обеспечении, компенсации рабочим, законы, разрешающие профсоюзам организовываться и забастовку, а также всеобщее избирательное право, за исключением неграмотных женщин. Его правительство установило дипломатические отношения с Советским Союзом в апреле 1945 года, когда Советский Союз и США объединились против держав Оси. Коммунисты заняли руководящие позиции в рабочем движении. В конце его срока был избран его тщательно подобранный преемник, популист и националист Хакобо Арбенс . Арбенс предложил передать капитал в руки гватемальцев, построить новую инфраструктуру и провести значительную земельную реформу посредством Указа 900. . Учитывая то, что США считали перспективой еще более радикальных перемен в Гватемале, они поддержали переворот против Арбенса в 1954 году, свергнув его. [29] [30] [31] Аргентинец Че Гевара был в Гватемале во время президентства Арбенса; Переворот, свергнувший Арбенса, был поучительным для него и для латиноамериканских стран, стремящихся к значительным структурным изменениям. [32] США В 1954 году Центральное разведывательное управление способствовало успешному военному перевороту против Арбенса.
1959 года Кубинская революция под руководством кубинского юриста Фиделя Кастро свергла режим Фульхенсио Батисты , а 1 января 1959 года стало победой революции. Революция стала огромным событием не только в истории Кубы, но и в истории Латинской Америки и мира. Почти сразу же США отреагировали враждебно по отношению к новому режиму. Когда революционеры начали консолидировать власть, многие кубинцы из среднего и высшего класса уехали в США, вероятно, не ожидая, что режим Кастро продержится долго. Куба стала более бедной и черной страной, и Кубинская революция стремилась преобразовать социальное и экономическое неравенство и политическую нестабильность предыдущих режимов в более социально и экономически равные. Правительство сделало акцент на грамотности как на ключе к общему улучшению ситуации на Кубе, по сути искоренив неграмотность после первой крупной кампании по повышению грамотности. Школы стали средством привития кубинским студентам идей национализма, солидарности с третьим миром и марксизма. . [ нужна ссылка ] Куба также взяла на себя обязательство обеспечить всеобщее здравоохранение , поэтому образование врачей и строительство больниц были главными приоритетами. Куба также стремилась диверсифицировать свою экономику, до этого основанную главным образом на сахаре, а также на табаке . [33]
США попытались свергнуть Кастро, используя шаблон успешного государственного переворота 1954 года в Гватемале. в апреле 1961 года Во время вторжения в залив Свиней Куба заключила официальный союз с Советским Союзом . В феврале 1962 года США ввели эмбарго на торговлю с Кубой, которое остается в силе с 2021 года. [34] В феврале 1962 года США оказали давление на членов Организации американских государств, чтобы те изгнали Кубу, пытаясь изолировать ее. В ответ на «Залив Свиней» Куба призвала к революции в Америке. В конечном итоге эти усилия провалились, особенно в случае с Че Геварой в Боливии, где он был изолирован, схвачен и казнен.
Когда США обнаружили, что Советский Союз разместил ракеты на Кубе в 1962 году, они быстро отреагировали столкновением, которое теперь называется Кубинским ракетным кризисом , которое закончилось соглашением между США и Советским Союзом, который не консультировался с Кубой по поводу его условий. . Одним из условий соглашения было то, что США прекратят попытки вторжения на Кубу, что является гарантией ее суверенитета. Однако США продолжали попытки отстранить Кастро от власти путем его убийства. Советский Союз продолжал материально поддерживать кубинский режим, предоставляя нефть и другую нефтехимическую продукцию , техническую поддержку и другую помощь в обмен на кубинский сахар и табак. [35]
С 1959 по 1992 год Фидель Кастро правил как каудильо , или сильный человек, доминируя в политике и на международной арене. Его приверженность социальному и экономическому равенству привела к положительным изменениям на Кубе, включая улучшение положения женщин, искоренение проституции , сокращение бездомности и повышение уровня жизни большинства кубинцев. Однако на Кубе отсутствует свобода выражения мнений; за несогласными следили Комитеты защиты революции , а поездки были ограничены. [36] В 1980 году Кастро сказал кубинцам, которые хотели уйти, сделать это, пообещав, что правительство не будет их останавливать. переправил Лодочный подъемник «Мариэль» около 125 000 кубинцев из кубинского порта Мариэль через пролив в США, где президент США Картер . их первоначально приветствовал [37]
Кубинская революция оказала огромное влияние не только на Кубу, но и на Латинскую Америку в целом и на мир. Кубинская революция была для многих стран вдохновением и образцом, но для США она стала вызовом их власти и влиянию в Латинской Америке. После того как левые пришли к власти в Чили (1970 г.) и Никарагуа (1979 г.), Фидель Кастро посетил их обоих, выражая кубинскую солидарность. В Чили Сальвадор Альенде и коалиция левых «Единство народа » одержали победу на выборах в 1970 году и просуществовали до насильственного военного переворота 11 сентября 1973 года. В Никарагуа левые удерживали власть с 1979 по 1990 год. США были обеспокоены распространением коммунизма в Латинской Америке, а президент США Дуайт Эйзенхауэр ответил на угрозу, которую он видел в диктаторе Доминиканской Республики Рафаэле Трухильо , который выразил желание искать союза с Советским Союзом. В 1961 году Трухильо был убит из оружия, поставленного ЦРУ. [38] Президент США Джон Ф. Кеннеди инициировал Альянс за прогресс в 1961 году, чтобы установить экономическое сотрудничество между США и Латинской Америкой и выделить 20 миллиардов долларов на реформы и меры по борьбе с повстанцами. Реформа провалилась из-за лежащей в ее основе упрощенной теории и отсутствия опытных американских экспертов, понимающих латиноамериканские обычаи. [ нужна ссылка ]
С 1966 по конец 1980-х годов советское правительство модернизировало военный потенциал Кубы, и Куба активно участвовала в иностранных интервенциях , помогая перемещениям в нескольких странах Латинской Америки и других частях мира. Наиболее заметными были МПЛА во время гражданской войны в Анголе и Дерг во время войны в Огадене . Они также поддерживали правительства и повстанческие движения в Сирии, Мозамбике, Алжире, Венесуэле, Боливии и Вьетнаме. [39] [40]
В Чили в послевоенный период экономическое развитие наблюдалось неравномерным. Горнодобывающий сектор ( медь , нитраты) продолжал оставаться важным, но также возник промышленный сектор. Сельскохозяйственный сектор находился в стагнации, и Чили пришлось импортировать продукты питания. После выборов 1958 года Чили вступила в период реформ. , Было введено тайное голосование Коммунистическая партия была повторно легализована, а в деревне вырос популизм. В 1970 году демократические выборы привели к власти социалиста Сальвадора Альенде , реализовавшего множество реформ, начатых в 1964 году при христианском демократе Эдуардо Фрее . Экономика продолжала зависеть от экспорта полезных ископаемых, и значительная часть населения не получала никаких выгод от процветания и современности некоторых секторов. В Чили существовала давняя традиция стабильной избирательной демократии. На выборах 1970 года от коалиции левых был избран кандидат от партии Unidad Popular («народное единство») Альенде. Альенде и его коалиция находились у власти в течение трех лет на фоне растущей враждебности со стороны США. В 1973 году при поддержке США чилийские военные устроили кровавый переворот. Аугусто Пиночет тогда находился у власти до 1990 года.
В 1970-е и 1980-е годы в Центральной Америке разразился крупный и сложный политический конфликт. Администрация США Рональда Рейгана финансировала правые правительства и марионеточных борцов против левых вызовов политическому порядку. Ситуация усложнялась теологией освобождения , возникшей в католической церкви, и быстрым ростом евангелического христианства , которое было переплетено с политикой. Никарагуанская революция показала, что страна стала главным полем битвы в холодной войне . Хотя первоначальное свержение режима Сомосы в 1978–1979 годах было кровавым событием, война «контрас» 1980-х годов унесла жизни десятков тысяч никарагуанцев и стала предметом ожесточенных международных дебатов. [41] В 1980-е годы как СФНО (левая группа политических партий), так и Контрас (правая группа контрреволюционных групп) получили значительную помощь от сверхдержав времен холодной войны. Сандинисты допустили свободные выборы в 1990 году и после многих лет войны проиграли выборы. Они стали оппозиционной партией после мирной передачи власти. Гражданская война в Сальвадоре столкнула левых партизан против репрессивного правительства. Кровавая война там закончилась тупиком , и после распада Советского Союза мирное соглашение положило конец конфликту в 1992 году. В Гватемале гражданская война включала крестьян майя геноцид . В 1996 году было достигнуто мирное соглашение , и Католическая церковь призвала к созданию комиссии по установлению истины и примирению .
В религиозной сфере Римско-католическая церковь продолжала оставаться важным институтом в Латинской Америке девятнадцатого века. В ряде стран девятнадцатого века, особенно в Мексике, либералы рассматривали католическую церковь как непримиримое препятствие на пути модернизации, а когда либералы пришли к власти, антиклерикализм был записан в законах, таких как либеральная конституция Мексики 1857 года и Конституция Уругвая 1913 год, который секуляризовал государство. Тем не менее, большинство латиноамериканцев идентифицируют себя как католики, даже если они не посещают церковь регулярно. Многие следовали народному католицизму , почитали святых и отмечали религиозные праздники. Во многих общинах не было постоянного священника или даже посещения священниками, чтобы поддерживать контакт между официальной церковью и людьми. В 1950-х годах протестанты-евангелисты начали заниматься прозелитизмом в Латинской Америке. В Бразилии католические епископы организовались в национальный совет, целью которого было лучше противостоять конкуренции не только со стороны протестантов, но также со стороны светского социализма и коммунизма. Следующий Второй Ватиканский собор (1962–65), созванный Папой Иоанном XXIII , Католическая церковь инициировала серию крупных реформ, расширяющих права и возможности мирян. Папа Павел VI активно проводил реформы и стремился поставить Католическую церковь на сторону обездоленных (« преференциальный вариант для бедных »), а не оставаться оплотом консервативных элит и правых репрессивных режимов. Колумбийский католический священник Камило Торрес вступил в ряды колумбийского партизанского движения ELN , которое создавало себя по образцу Кубы, но погибло в своем первом бою в 1966 году. [42] В 1968 году Папа Павел приехал на встречу латиноамериканских епископов в Медельин , Колумбия. Перуанский священник Густаво Гутьеррес был одним из основателей теологии освобождения — термина, который он придумал в 1968 году, который иногда описывают как связывающий христианство и марксизм. Консерваторы считали церковь политизированной, а священники просят прозелитизировать левые позиции. Священники стали объектами «подрывной деятельности», например, сальвадорский иезуит Рутилио Гранде . Архиепископ Сальвадора Оскар Ромеро призвал положить конец преследованиям церкви и занял позицию социальной справедливости. Он был убит 24 марта 1980 года во время мессы. Теология освобождения легла в основу борьбы левых сил Никарагуа против диктатуры Сомосы, и когда они пришли к власти в 1979 году, в правящую группу входили некоторые священники.
Когда польский священнослужитель стал Папой Иоанном Павлом II после смерти Павла VI и недолгого папства Иоанна Павла I , он изменил прогрессивную позицию церкви, что стало очевидным на конференции латиноамериканских епископов в Пуэбле в 1979 году. Во время визита папы в Никарагуа в 1983 году он сделал выговор отцу Эрнесто Карденалю , который был министром культуры, и призвал священников уйти из политики. бразильского богослова Леонардо Боффа Ватикан заставил замолчать . Несмотря на позицию Ватикана против теологии освобождения, сформулированную в 1984 году кардиналом Йозефом Ратцингером , впоследствии Папой Бенедиктом XVI, многие католические священнослужители и миряне выступали против репрессивных военных режимов. После того, как в результате военного переворота был свергнут демократически избранный Сальвадор Альенде, Чилийская католическая церковь стала силой, выступающей против режима Аугусто Пиночета и выступающей за права человека . Однако Аргентинская церковь не последовала чилийскому образцу оппозиции. [43] Когда иезуит Хорхе Бергольо был избран Папой Франциском , его действия во время Грязной войны были проблемой, как показано в фильме «Два Папы» .
Хотя в большинстве стран католицизм не был официальной религией, протестантизм мало проник в регион до конца двадцатого века. Протестанты-евангелисты , особенно пятидесятники , занимались прозелитизмом и приобрели сторонников в Бразилии, Центральной Америке и других странах. В Бразилии пятидесятники имели долгую историю. Но в ряде стран, где правили военные диктатуры, многие католики следовали социальным и политическим учениям теологии освобождения и считались подрывными организациями. В этих условиях росло влияние религиозных некатоликов. Евангелические церкви часто быстро росли в бедных общинах, где небольшие церкви и их члены могли участвовать в экстатическом богослужении, часто много раз в неделю. Пасторы в этих церквях посещали семинарию и не предъявляли других институциональных требований. В некоторых случаях первые пасторы-евангелисты прибыли из США, но эти церкви быстро стали «латиноамериканизированными», а местные пасторы создавали религиозные общины. В некоторых странах они получили значительную власть и не подвергались преследованиям со стороны военных диктаторов, поскольку были в значительной степени аполитичны. [44] В Гватемале под командованием генерала Эфраина Риоса Монтта , христианина-евангелиста, крестьяне-католики майя подверглись нападкам как диверсанты и были убиты . Позже преступники предстали перед судом в Гватемале, в том числе Риос Монтт.
Эпоха после холодной войны
[ редактировать ]После распада Советского Союза началась холодная война, в ходе которой вмешательство США в Латинскую Америку предотвратило рассеивание советского влияния. Войны в Центральной Америке закончились свободными и справедливыми выборами в Никарагуа, на которых были отвергнуты левые сандинисты, мирный договор был заключен между фракциями в Сальвадоре, и закончилась гражданская война в Гватемале. Куба потеряла своего политического и экономического покровителя, Советский Союз, который больше не мог оказывать поддержку. Куба вступила в так называемый « Особый период» , когда экономика сильно сократилась, но революционное правительство, тем не менее, сохранило власть, а США оставались враждебными по отношению к его революции. Американские политики разработали « Вашингтонский консенсус» — набор конкретных рекомендаций по экономической политике, которые Вашингтон и базирующиеся в округе Колумбия институты, такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Всемирный банк считают стандартным пакетом реформ для охваченных кризисом развивающихся стран, разработали Вашингтонский консенсус. Министерство финансов США в 1980-е и 1990-е годы. Этот термин стал ассоциироваться с неолиберальной политики в целом и вовлечены в более широкую дискуссию о растущей роли свободного рынка, ограничениях государства и влиянии США на национальный суверенитет других стран. Политико-экономическая инициатива была институционализирована в Северной Америке НАФТА 1994 года , а также в других странах Америки посредством ряда аналогичных соглашений . Однако проект всеобъемлющей зоны свободной торговли Америки был отвергнут большинством стран Южной Америки на 4-м саммите стран Америки в 2005 году.
Долговой кризис возник после 1982 года, когда цены на нефть рухнули, и Мексика объявила, что не может выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Другие страны Латинской Америки последовали этому примеру, с гиперинфляцией и неспособностью правительств выполнить свои долговые обязательства, и эта эпоха стала известна как « потерянное десятилетие ». [45] Долговой кризис приведет к неолиберальным реформам, которые спровоцируют многие социальные движения в регионе. В Латинской Америке царил «обратный ход развития», проявляющийся в отрицательном экономическом росте, спаде промышленного производства и, следовательно, падении уровня жизни среднего и низшего классов. [46] Правительства сделали финансовую безопасность своей основной целью политики, а не социальных программ, приняв новую неолиберальную экономическую политику, которая осуществила приватизацию ранее национальных отраслей промышленности и неформального сектора труда. [45] Стремясь привлечь больше инвесторов в эти отрасли, правительства этих стран также пошли на глобализацию посредством более открытого взаимодействия с международной экономикой.
Примечательно, что демократические правительства начали заменять военные режимы на большей части территории Латинской Америки, а сфера государства стала более инклюзивной (тенденция, которая способствовала социальным движениям), но экономические предприятия оставались эксклюзивными для нескольких элитных групп внутри общества. Неолиберальная реструктуризация последовательно перераспределяла доходы вверх, одновременно отрицая политическую ответственность за обеспечение прав на социальное обеспечение, а проекты развития во всем регионе увеличивали как неравенство, так и бедность. [45] Чувствуя себя исключенными из новых проектов, низшие классы взяли на себя ответственность за собственную демократию посредством активизации социальных движений в Латинской Америке.
Как городское, так и сельское население испытывало серьезные недовольства экономическими и глобальными тенденциями и выражало их в массовых демонстрациях. Одними из самых масштабных и жестоких были протесты против сокращения городских услуг для бедных, такие как Каракасо в Венесуэле и Аргентино в Аргентине. [47] В 2000 году во время водной войны в Кочабамбе в Боливии прошли крупные протесты против финансируемого Всемирным банком проекта, который должен был обеспечить город питьевой водой, но по цене, которую ни один житель не мог себе позволить. [48] Название номинированного на «Оскар» фильма « Даже дождь» намекает на тот факт, что жители Кочабамбы больше не могли по закону собирать дождевую воду ; В фильме показано протестное движение.
Сельские движения выдвинули требования, связанные с неравномерным распределением земли, перемещением населения из-за проектов развития и плотин, проблемами окружающей среды и коренных народов, неолиберальной реструктуризацией сельского хозяйства и недостаточными средствами к существованию. В Боливии работники коки организовались в профсоюз, и его главой стал Эво Моралес , этнический аймара . Кокалеро поддержали борьбу в водной войне в Кочабамбе. Сельско-городская коалиция превратилась в политическую партию « Движение за социализм (Боливия)» (MAS, «больше»), которая решительно выиграла президентские выборы 2005 года, сделав Эво Моралеса первым коренным президентом Боливии. Документальный фильм о кампании Cocalero показывает, как они были успешно организованы. [49]
Ряд движений получил значительную выгоду от транснациональной поддержки со стороны защитников природы и международных НПО . Америке . Например, Движение сельских безземельных рабочих (MST) в Бразилии является важным современным общественным движением в Латинской [47]
Движения коренных народов составляют значительную часть сельских социальных движений, в том числе в Мексике восстание сапатистов и широкое движение коренных народов в Герреро , [50] Также важны Конфедерация коренных народов Эквадора (CONAIE) и организации коренных народов в регионе Амазонки в Эквадоре и Боливии, панмайские общины в Гватемале, а также мобилизация коренных групп народов яномами в Амазонке, народов куна в Панаме, и народы Альтиплано аймара и кечуа в Боливии. [47]
21 век
[ редактировать ]Поверните налево
[ редактировать ]С 2000-х или 1990-х годов в некоторых странах к власти пришли левые политические партии. Уго Чавес в Венесуэле, Лула да Силва и Дилма Руссефф в Бразилии, Фернандо Луго в Парагвае, Нестор и Кристина Киршнер в Аргентине, Табаре Васкес и Хосе Мухика в Уругвае, правительства Лагоса и Бачелет в Чили, Эво Моралес в Боливии, Даниэль Ортега в Никарагуа, Мануэль Селайя в Гондурасе (хотя и свергнутый в результате 28 июня 2009 года государственного переворота ) и Рафаэль Корреа из Эквадора — все они являются частью этой волны левых политиков, которые также часто называют себя социалистами , латиноамериканцами или антиимпериалистами. .
Поворот направо и возрождение слева
[ редактировать ]Консервативная волна ( португальский : onda conservadora ) — политический феномен, возникший в середине 2010 года в Южной Америке. В Бразилии это началось примерно в то время, когда Дилма Руссефф в трудных выборах выиграла президентские выборы 2014 года , положив начало четвертому сроку пребывания Рабочей партии на высшем правительственном посту. [51] Кроме того, по мнению политического аналитика Межсоюзного департамента парламентских консультаций Антониу Аугусто де Кейруша, Национальный конгресс, избранный в 2014 году , можно считать самым консервативным со времен движения «редемократизации», отмечая рост числа парламентариев связаны с более консервативными сегментами, такими как сельские жители , военные , полицейские и религиозные .
Последующий экономический кризис 2015 года и расследования коррупционных скандалов привели к возникновению правого движения, которое стремилось спасти идеи экономического либерализма и консерватизма в противовес политике левых . [52]
Однако возрождение подъема левых политических партий в Латинской Америке благодаря их победам на выборах было инициировано Мексикой в 2018 году и Аргентиной в 2019 году и далее усилено Боливией в 2020 году вместе с Перу , Гондурасом и Чили в 2021 году и Колумбией. и Бразилия в 2022 году. [53] Однако правые кандидаты выиграли президентские выборы как в Эквадоре , так и в Аргентине в 2023 году. [54] [55]
См. также
[ редактировать ]- Экономическая история Латинской Америки
- Экологическая история Латинской Америки
- Историография # Латинская Америка
- Историография колониальной испанской Америки
- Латиноамериканская экономика
- Отношения Латинской Америки и Великобритании
- Список исторических журналов # Латинская Америка и Карибский бассейн
- Конференция по истории Латинской Америки
- Латиноамериканские исследования
- История Южной Америки
доколумбовый период
[ редактировать ]Южная Америка: |
Колонизация
[ редактировать ]Британская колонизация Америки , Датская колонизация Америки , Голландская колонизация Америки , Новые Нидерланды , Французская Новая Франция , Португальский , Русский , Испанский , Новая Испания , Конкистадор , Испанское завоевание Юкатана , Испанское завоевание Империи ацтеков , Испанские миссии в Калифорнии , Швед.
История по регионам
[ редактировать ]История по странам
[ редактировать ]Другие темы
[ редактировать ]- Латиноамериканцы
- Латиноамериканская интеграция
- Феминистская история в Латинской Америке
- История евреев в Латинской Америке
- Отношения Латинской Америки и США
- Латиноамериканский долговой кризис
- Территориальная эволюция Карибского бассейна
- История Южной Америки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миньоло, Уолтер (2005). Идея Латинской Америки Оксфорд: Уайли-Блэквелл. стр. 100-1 77–80. ISBN 978-1-4051-0086-1 .
- ^ МакГиннесс, Цели (2003). «В поисках «Латинской Америки»: раса и суверенитет в Америке в 1850-х годах» в Аппельбаум, Нэнси П. и др. (ред.). Раса и нация в современной Латинской Америке . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 87–107. ISBN 0-8078-5441-7
- ^ Честин, Джон Чарльз (2001). Рожденный в крови и огне: краткая история Латинской Америки . WW Нортон. п. 156 . ISBN 0-393-97613-0 .
- ^ Батленд, Гилберт Дж. (1960). Латинская Америка: региональная география . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. стр. 115–188. ISBN 0-470-12658-2 . Дозер, Дональд Маркванд (1962). Латинская Америка: интерпретирующая история . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 1–15 . Шульц, Тэд (1965). Латинская Америка . Компания Нью-Йорк Таймс. стр. 13–17. Олиен, Майкл Д. (1973). Латиноамериканцы: современные народы и их культурные традиции . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. стр. 1–5 . ISBN 0-03-086251-5 . Блэк, Ян Книпперс, изд. (1984). Латинская Америка: ее проблемы и перспективы: междисциплинарное введение . Боулдер: Вествью Пресс. стр. 362–378. ISBN 0-86531-213-3 . Брунс, Э. Брэдфорд (1986). Латинская Америка: Краткая интерпретирующая история (4-е изд.). Нью-Йорк: Прентис-Холл. стр. 224–227 . ISBN 0-13-524356-4 . Скидмор, Томас Э.; Питер Х. Смит (2005). Современная Латинская Америка (6-е изд.). Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 351–355 . ISBN 0-19-517013-Х .
- ^ Локхарт, Джеймс и Стюарт Б. Шварц, Ранняя Латинская Америка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1982, 31–60.
- ^ Брэйдинг, Д.А., Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991 г.
- ^ Маклауд, Мердо Дж. «Индигенизм» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 3, стр. 267–269. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера 1996.
- ^ Элси, Бренда (2017). «Спорт в Латинской Америке». В Эдельмане, Роберт (ред.). Оксфордский справочник по истории спорта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199858910 .
- ^ Шерберн Ф. Кук и Вудро Бора, Очерки истории народонаселения, 3 тома. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета, 1971–1979.
- ^ Дэвид П. Хениге, Числа из ниоткуда: дебаты о контактном населении американских индейцев , Норман: University of Oklahoma Press, 1998.
- ^ Нобелевский лауреат Дэвид Кук, Рожденный, чтобы умереть: болезнь и завоевание Нового Света, 1492-1650 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1998.
- ^ Зинн, Ховард (2015). Народная история Соединенных Штатов . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. п. 6.
- ^ «Кодексы Майя» . о.com.
- ^ Макнайт, Афро-латиноамериканские голоса , стр. 52.
- ^ Макнайт, Афро-латиноамериканские голоса , с. 61.
- ^ Макнайт, Афро-латиноамериканские голоса , с. 64.
- ^ Макнайт, Афро-латиноамериканские голоса , с. 176.
- ^ Макнайт, Афро-латиноамериканские голоса , с. 175.
- ^ Макнайт, Афро-латиноамериканские голоса , с. 193.
- ^ Кристофер Минстер (2007). «Федеративная Республика Центральной Америки (1823-1840)» . О сайте.com . Проверено 1 мая 2009 г.
- ^ Сануэса, Карлос (2011). «Дебаты о «немецком колдовстве» и роли немецкой науки в Чили в конце XIX века» (PDF) . Идеи путешествий и их объекты. Научный обмен между Германией и Южной Америкой. Мадрид – Франкфурт-на-Майне: Iberoamericana – Vervuert (на испанском языке). стр. 29–40.
- ^ Пенни, Х. Гленн (2017). «Материальные связи: немецкие школы, вещи и мягкая сила в Аргентине и Чили с 1880-х годов до межвоенного периода» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 59 (3): 519–549. дои : 10.1017/S0010417517000159 . S2CID 149372568 . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Сануэса, Карлос (2011). «Дебаты о «немецком колдовстве» и роли немецкой науки в Чили в конце XIX века» (PDF) . Идеи путешествий и их объекты. Научный обмен между Германией и Южной Америкой. Мадрид – Франкфурт-на-Майне: Iberoamericana – Vervuert (на испанском языке). стр. 29–40.
- ^ Дэвид М.К. Шейнин, редактор, Спортивная культура в истории Латинской Америки (2015).
- ^ Сезар Р. Торрес, «Латиноамериканский «олимпийский взрыв» 1920-х годов: причины и последствия». Международный журнал истории спорта 23.7 (2006): 1088-1111.
- ^ Клаудия Гуэдес, «Изменение культурного ландшафта: английские инженеры, американские миссионеры и YMCA приносят спорт в Бразилию - с 1870-х по 1930-е годы». Международный журнал истории спорта 28.17 (2011): 2594-2608.
- ^ Виктор Балмер-Томас, Экономическая история Латинской Америки с момента обретения независимости (2-е изд. 2003 г.), стр. 189-231.
- ^ Гальперин Донги, Тулио. История современной Латинской Америки , 249–51.
- ^ Эбель, Роланд Х. «Хуан Хосе Аревало». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры , т. 1, 141–42.
- ^ Эбель, Роланд Х, «Якобо Арбенс». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры , т. 1, 120–122.
- ^ Шнайдер, Рональд М. Политическая история Латинской Америки: закономерности и личности. стр. 274–275
- ^ Роулендс, Дэвид Т. «Гватемала: переворот, радикализировавший Че Гевару». Green Left Weekly 1011 (2014): 18.
- ^ Лисс, Шелдон Б. «Куба с 1959 года». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры , т. 1, 314–315.
- ^ «Резолюция ООН, осуждающая торговое эмбарго Кубы». Архивировано 24 июня 2021 г., на Wayback Machine, доступ 24 июня 2021 г.
- ^ Лисс, Шелдон Б. «Куба с 1959 года». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры , т. 1, 315–16.
- ^ Лисс, Шелдон Б. «Куба с 1959 года». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры, т. 1, 316–17.
- ^ Ларзелер, Алекс. Кубинский лодочный подъемник 1980 года . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национального университета обороны, 1988 г.
- ^ « Убийство Рафаэля Трухильо » . 22 декабря 2016. Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Параметры: Журнал Военного колледжа армии США . Военный колледж армии США. 1977. с. 13. Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ «Иностранное вмешательство Кубы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 января 2017 г.
- ^ Бэйкуэлл, Питер. История Латинской Америки . стр.541-542
- ^ Бушнелл, Дэвид. «Камило Торрес Рестрепо». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры, т. 5, 258–59.
- ^ Гилл, Энтони Дж. Предоставление Цезарю? Религиозная конкуренция и католическая политическая стратегия в Латинской Америке, 1962–79. Рутледж, 2019.
- ^ Столл, Дэвид. Становится ли Латинская Америка протестантской?: политика роста евангелизма. Университет Калифорнии Пресс, 1990.
- ^ Jump up to: а б с Хершберг, Эрик и Фред Розен, ред. Латинская Америка после неолиберализма . Нью-Йорк: Североамериканский конгресс по Латинской Америке, 2006. Печать.
- ^ Эскобар, Артуро; Альварес, Соня Э., ред. (1992). Создание социальных движений в Латинской Америке . Боулдер, Колорадо: Вествью.
- ^ Jump up to: а б с Джонстон, Хэнк и Пол Алмейда, ред. Латиноамериканские социальные движения . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд, 2006. Печать.
- ^ «АМЕРИКА | В Боливии вспыхивает насилие» . Новости Би-би-си . 8 апреля 2000 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 г.
- ^ Моника Мачикао (24 января 2007 г.). «Кокалеро» . Ютуб . Архивировано из оригинала 27 июня 2021 года . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Овермайер-Веласкес, Ребекка. «Кампания против пятисотлетия в Герреро, Мексика: коренная идентичность и развенчание мифа о революции». Социологический журнал Беркли (2002): 79–112.
- ^ Булос, Гильерме. «Консервативная волна» . Проверено 11 октября 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) [ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Есть ли всплеск правых в Южной Америке? | DW | 28.10.2018» . DW.COM .
- ^ Тахер, Рахиб (9 января 2021 г.). «Чудесная победа MAS в Боливии и возрождение Розового прилива» . Научный обзор . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Бертелли, Микеле. «Он самый молодой избранный президент Эквадора. Что ждет Даниэля Нобоа впереди?» . Аль Джазира .
- ^ «Хавьер Милей: крайне правый аутсайдер Аргентины побеждает на президентских выборах» . 19 ноября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адам, Томас, изд. Германия и Америка: культура, политика и история (3 том, 2005 г.) , отрывок
- Бэйкуэлл, Питер, История Латинской Америки »(Blackwell History of the World (Blackwell, 1997)
- Бетелл, Лесли (редактор), Кембриджская история Латинской Америки , Cambridge University Press, 12 томов, 1984–2008 гг.
- Бернс, Э. Брэдфорд, Латинская Америка: краткая интерпретирующая история , мягкая обложка, Prentice Hall 2001, 7-е издание
- Гебель, Майкл, «Глобализация в Латинской Америке, c.1750-1950», New Global Studies 3 (2009) .
- Гальперин Донги, Тулио. Новейшая история Латинской Америки . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1993.
- Херринг, Хьюберт, История Латинской Америки: от истоков до наших дней , 1955. ISBN 0-07-553562-9
- Кауфман, Уилл и Хайди Слеттедал Макферсон, ред. Великобритания и Америка: культура, политика и история (3 том, 2005 г.), 1157 стр.; энциклопедический охват; отрывок
- Локхарт, Джеймс и Стюарт Б. Шварц . Ранняя Латинская Америка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1983.
- Маршалл, Билл, изд. Франция и Америка: культура, политика и история (3 том, 2005 г.) , отрывок
- Миньоло, Уолтер . Идея Латинской Америки . Оксфорд: Уайли-Блэквелл, 2005. ISBN 978-1-4051-0086-1 .
- Миллер, Рори. Великобритания и Латинская Америка в девятнадцатом и двадцатом веках . Лондон: Лонгман 1993.
- Миллер, Шон Уильям. Экологическая история Латинской Америки . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007.
- Шваллер, Джон Фредерик . История католической церкви в Латинской Америке: от завоевания до революции и далее (New York University Press; 2011) 319 страниц
- Триггер, Брюс и Уилкомб Э. Уошберн, ред. Кембриджская история коренных народов Америки (3 тома, 1996 г.)
- Кин, Бенджамин; Хейнс, Кейт (2013). История Латинской Америки (9-е изд.). Бостон: Уодсворт.
Историография
[ редактировать ]- Мурильо, Дана Веласко. «Современная местная история в испанско-американской историографии». Компас истории 15.7 (2017). DOI: 10.1111/hic3.12387.
Колониальная эпоха
[ редактировать ]- Адельман, Джереми , изд. Колониальное наследие: проблема устойчивости в истории Латинской Америки . Нью-Йорк: Рутледж, 1999.
- Алчон, Сюзанна Остин. Вредитель на земле: новые мировые эпидемии в глобальной перспективе . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2003.
- Андриен, Кеннет Дж. Человеческие традиции в колониальной испанской Америке . Уилмингтон: научные ресурсы 2002.
- Брэдинг, Д.А. Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1991.
- Каньисарес-Эсгерра, Хорхе . Как написать историю Нового Света: истории, эпистемологии и идентичности в атлантическом мире восемнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2001.
- Браун, Джонатан К. Латинская Америка: социальная история колониального периода , издательство Wadsworth, 2-е издание, 2004 г.
- Кросби, Альфред В. Колумбийский обмен: биологические и культурные последствия 1492 года . 30-летний юбилейный выпуск. Вестпорт: Прегер 2003.
- Деневан, Уильям М., изд. Коренное население Америки ок. 1492 . 2-е издание. Мэдисон: Университет Висконсина, 1992.
- Донахью-Уоллес, Келли. Искусство и архитектура вице-короля Латинской Америки, 1521-1821 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2008.
- Фишер, Джон Р. Экономические аспекты испанского империализма в Америке, 1492–1810 гг . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета, 1997.
- Гонсалес, Ондина Э. и Бьянка Премо, ред. Воспитание империи: дети в Иберии раннего Нового времени и колониальной Латинской Америке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2007.
- Харинг, Кларенс Х. , Испанская империя в Америке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1947.
- Хилл, Рут. Иерархия, коммерция и мошенничество в бурбонской испанской Америке . Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта, 2006.
- Хоберман, Луиза Шелл и Сьюзен Мигден Соколоу, ред. Города и общество в колониальной испанской Америке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1986.
- Хоберман, Луиза Шелл и Сьюзен Мигден Соколоу, ред. Деревня в колониальной испанской Америке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1986.
- Джонсон, Лайман Л. и Соня Липсетт-Ривера, ред. Лица чести: секс, стыд и насилие в колониальной Латинской Америке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1998.
- Каган, Ричард. Городские образы латиноамериканского мира, 1493-1793 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2000.
- Кинсбрунер, Джей. Колониальный испано-американский город: городская жизнь в эпоху атлантического капитализма . Остин: Техасский университет Press, 2005.
- Кляйн, Герберт С. , Американские финансы Испанской империи: королевские доходы и расходы в колониальной Мексике, Перу и Боливии, 1680-1809 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1998.
- Кляйн, Герберт С. и Бен Винсон III . Африканское рабство в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . 2-е издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2007.
- Ландерс, Джейн Г. и Барри М. Робинсон, ред. Рабы, подданные и подрывники: чернокожие в колониальной Латинской Америке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2006.
- Лейн, Крис, Разграбление Империи: пиратство в Америке, 1500–1750 гг . Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 1998.
- Лэннинг, Джон Тейт . Королевский протомедикато: регулирование медицинской профессии в Испанской империи . Эд. Джон Джей ТеПаске. Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1985.
- Локхарт, Джеймс и Шварц, Стюарт Б. , Ранняя Латинская Америка . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1983.
- Линч, Джон. Латиноамериканский мир в кризисе и переменах, 1598-1700 гг . Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1992.
- Маклауд, Мердо Дж ., Испанская Центральная Америка: социально-экономическая история, 1520–1720 гг . Переработанное издание. Остин: Техасский университет Press, 2007.
- Макнайт, Кэтрин Дж. Афро-латиноамериканские голоса: рассказы из иберо-атлантического мира раннего Нового времени, 1550–1812 гг. (Hackett Publishing Company, 2009)
- Малдун, Джеймс. Америка в испанском мировом порядке: оправдание завоеваний в семнадцатом веке . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1998.
- Майерс, Кэтлин Энн. Ни святые, ни грешники: написание жизни женщин в испанской Америке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2003.
- Пагден, Энтони. Испанский империализм и политическое воображение: исследования европейской и испано-американской социальной и политической теории, 1513–1830 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1990.
- Пакетт, Габриэль Б. Просвещение, управление и реформы в Испании и ее империи, 1759–1808 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2008.
- Пирс, Адриан. Британская торговля с Испанской Америкой, 1763-1808 гг . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета, 2008.
- Перри, Элизабет Мэри и Энн Дж. Круз, ред. Культурные встречи: влияние инквизиции в Испании и Новом Свете . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1991.
- Пауэрс, Карен Виейра. Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2005.
- Робинсон, Дэвид Дж., изд. Миграция в колониальной испанской Америке . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1990.
- Рассел-Вуд, AJR « Рабство и свобода в колониальной Бразилии» . 2-й. ред. Публикации Oneworld, 2002.
- Сафьер, Нил. Измерение нового мира: наука Просвещения и Южная Америка . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2008.
- Шварц, Стюарт Б. Все можно спасти: религиозная толерантность и спасение в атлантическом мире . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1981.
- Соколов, Сьюзен Мигден. Женщины колониальной Латинской Америки . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Штейн, Стэнли Дж. и Барбара Х. Штайн. Апогей Империи: Испания и Новая Испания в эпоху Карла III, 1759-1789 гг . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2003.
- Штейн, Стэнли Дж. и Барбара Х. Штайн. Серебро, торговля и война: Испания и Америка в создании Европы раннего Нового времени . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2000.
- Супер, Джон Д. Еда, завоевания и колонизация в Испанской Америке шестнадцатого века . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1988.
- Доверено, Марджори. Искусство Испании: Иберия и Латинская Америка 1450-1700 гг . Университетский парк: Penn State Press, 2007.
- Твинам, Энн. Общественная жизнь, частные тайны: пол, честь, сексуальность и незаконность в колониальной испанской Америке . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1999.
- Ван Осс, Церковь и общество AC в Испанской Америке . Амстердам: Аксант 2003.
- Вебер, Дэвид Дж. Барбарос: испанцы и их дикари в эпоху Просвещения . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2005.
Эпоха независимости
[ редактировать ]- Адельман, Джереми. Суверенитет и революция в Иберийской Атлантике . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2006.
- Андриен, Кеннет Дж. и Лайман Л. Джонсон, ред. Политическая экономия испанской Америки в эпоху революции, 1750-1850 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1994.
- Бланшар, Питер. Под флагами свободы: солдаты-рабы и войны за независимость в испанской Америке . Питтсбург: Университет Питтсбурга, 2008.
- Честин, Джон Чарльз. Американос: борьба Латинской Америки за независимость . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008.
- Дэвис, Кэтрин, Клэр Брюстер и Хилари Оуэн. Независимость Южной Америки: гендер, политика, текст . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета, 2007.
- Гальперин Донги, Тулио. Последствия революции в Латинской Америке . Нью-Йорк, Харпер и Роу [1973]
- Джонсон, Лайман Л. и Энрике Тандантер, ред. Очерки истории цен в Латинской Америке восемнадцатого века . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1990.
- Линч, Джон, изд. Латиноамериканские революции, 1808-1826 гг.: истоки старого и нового мира (Университет Оклахомы Press, 1994).
- Линч, Джон. Испано-американские революции, 1808–1826 (1973)
- Макфарлейн, Энтони. Война и независимость в Испанской Америке (2008).
- Расин, Карен. «Симон Боливар и друзья: последние биографии деятелей независимости Колумбии и Венесуэлы» History Compass 18 # 3 (февраль 2020 г.) https://doi.org/10.1111/hic3.12608
- Родригес, Хайме Э. Независимость испанской Америки (издательство Кембриджского университета, 1998)
современная эпоха
[ редактировать ]- Барклай, Глен. Борьба за континент: Дипломатическая история Южной Америки, 1917-1945 (1972) 214 стр.
- Балмер-Томас, Виктор. Экономическая история Латинской Америки с момента обретения независимости (2-е изд. Кембриджского университета, 2003 г.) онлайн
- Бернс, Э. Брэдфорд, Бедность прогресса: Латинская Америка в девятнадцатом веке . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press 1980.
- Дрино, Пауло и Алан Найт, ред. Великая депрессия в Латинской Америке (2014), отрывок
- Гилдерхус, Марк Т. Второй век: американо-латиноамериканские отношения с 1889 года (Rowman & Littlefield, 2000)
- Грин, Дункан, Тихая революция: подъем и кризис рыночной экономики в Латинской Америке , New York University Press, 2003 г.
- Киркендалл, Эндрю Дж. «Холодная война в Латинской Америке: состояние поля». Эссе H-Diplo № 119: Эссе H-Diplo State of Field (ноябрь 2014 г.) онлайн оценивает более 50 научных книг и статей.
- Петтина, Ванни. Компактная история холодной войны в Латинской Америке (University of North Carolina Press, 2022). См. обзоры 5 ученых и ответ Петтины онлайн.
- Шульц, Ларс, Под Соединенными Штатами: история политики США в отношении Латинской Америки , издательство Гарвардского университета, 1998 г.
- Скидмор, Томас Э. и Смит, Питер Х., Современная Латинская Америка , Oxford University Press, 2005 г.
- Штейн, Стэнли Дж. и Шейн Дж. Хант. «Основные течения в экономической историографии Латинской Америки», Journal of Economic History Vol. 31, № 1 (март 1971 г.), стр. 222–253 в JSTOR.
- Валенсуэла, Артуро . « Прерванное президентство в Латинской Америке » в журнале Journal of Democracy , том 15, номер 4, октябрь 2004 г.
- Вудворд, Ральф Ли, Позитивизм в Латинской Америке, 1850-1900: Совместимы ли порядок и прогресс? Лексингтон, Массачусетс, Хит [1971]