Jump to content

История инков

(Перенаправлен из истории инков )

«Сапа Инкакуна» . Живопись 18 -го века. Он изображает королевскую линию инков и принадлежит школе Куско , неизвестному автору.

Инки были наиболее заметны для создания империи инков , которая была сосредоточена в современной Южной Америке в Перу и Чили. [ 1 ] Это было около 4000 километров (2500 миль) от северной до южной вершины. [ 2 ] Империя инков длилась с 1438 по 1533 год. Это была самая большая империя в Америке на протяжении всей доколумбийской эпохи. [ 1 ] Штат инков был известен как Королевство Куско до 1438 года. В течение империи инков инки использовали завоевание и мирное ассимиляцию для включения территории современной Перу, а затем большая часть Западной Южной Америки, в их Империя, сосредоточенная на Андской горной цепи. Однако вскоре после гражданской войны инков последняя SAPA Inca (император) империи инков была захвачена и убита по приказу Конкистадора Франциско Писарро , отмечая начало испанского правления. Остатки империи отступили в отдаленные джунгли Вилькабамбы и установили небольшое государство Ne-Inca , которое было завоевано испанским в 1572 году.

Наименование кечуа для Империи после реформ под Пачакути была Тавантин Сую, которая может быть переведена в четыре региона или четыре Объединенных региона . Перед реформой орфографии кечуа она была написана на испанском языке как Тахуансинсуйо. [ 3 ] Tawantin -это группа из четырех вещей ( Tawa "Four" с суффиксом -ntin , который называет группу); Сую означает «регион» или «провинция». [ Примечание 1 ] Империя была разделена на четыре сую , чьи уголки встретились в столице, Куско ( Qosqo )

Исторические источники

[ редактировать ]

Испанские хроники

[ редактировать ]

Первыми письменными следами империи инков являются хроники, записанные различными европейскими авторами (позже были метиз и коренные хроники, которые также составили историю инков); Эти авторы составили «историю инков» на основе счетов, собранных по всей Империи. Первые летописцы должны были столкнуться с различными трудностями, чтобы перевести историю инков, поскольку, помимо языкового барьера, они столкнулись с проблемой интерпретации способа увидеть мир, совершенно отличный от того, к которому они привыкли. Это привело к существованию нескольких противоречий между колониальными текстами, пример этого представлен хронологиями правителей инков; Таким образом, во многих хрониках те же самые подвиги, факты и эпизоды приписываются различным правителям. [ 4 ]

Что касается хроники империи инков , важно отметить, что у ее различных авторов были определенные интересы при их написании. В случае испанских летописцев их заинтересован в том, чтобы узаконить завоевание по истории, по этой причине, во многих хрониках, указывается, что инки, полностью завоеванные с использованием насилия и, следовательно, не имели права на завоеванные территории. В другом случае хроники, связанные с католической церковью, стремились узаконить евангелизацию, описывая религию инков как работу дьявола, инков как сыновей Ноя , и пытаясь идентифицировать божествами инков библейскими убеждениями или европейским фольклором. [ 4 ] Аналогичным образом, были и другие хроники метизо и коренных народов, которые также заинтересовались превозносить империю или одну из панак , с которыми они были связаны, например, случай инков Гарласо де ла Вега , который в своей работе » Comentarios Reales de Los Incas «Показал идеализированной империи инков , где бедность не существовала, было распределено богатство, а ресурсы были эксплуатированы рационально.

Источники инков

[ редактировать ]

и У Ayllus Panakas были специальные песни, через которые они рассказали свою историю, эти песни были исполнены на определенных церемониях перед инков Sapa. Эти истории, посредством коллективной памяти, составляют первые исторические записи, собранные в «Хрониках». Другим ресурсом, используемым для записи истории, были некоторые плащи и доски, в которых содержались картины, представляющие истории правителей инков и биографию каждого из них. Эти объекты хранились в месте под названием Puquincha в Куско, под опекой специалистов в интерпретации их. Известно, что вице -король Франциско де Толедо послал короля Филиппа II четыре ткани, иллюстрирующие жизнь инков, добавив, что у местных художников не было такого же любопытства, как и из Испании. [ 4 ]

Кроме того, в Quipus были сохранены некоторые прошлые события , хотя неизвестно, как эти системы шнуров и узлов можно было использовать для хранения исторических событий, есть несколько хроников, которые описывают, что Quipus использовались для выздоровления подвигов правители. [ 4 ]

В целом, в империи инков был сильный акцент на сохранении заметных событий и фактов в исторических записях. Однако точность не всегда была оценена, и некоторые правители могли намеренно исключить или искаженную информацию, которую они считали нежелательной. Мария Росторовски называет это качество истории инков «политической амнезией», которая предполагала простые люди, но пострадавшие Панака или Айллус, фактор, который способствовал будущим противоречиям в европейских хрониках об инков. [ 4 ]

После встречи латиноамериканской и андской культуры написание было установлено как средства передачи и записи информации. Кроме того, начался процесс « смешения » и синкретизма , который породил переосмысление традиций и создание других. Все эти переосмысления являются частью естественного процесса во всех культурах, но для понимания истории инков необходимо дифференцировать, которые являются синкретическими или изобретенными аспектами, а которые нет. [ 4 ]

Хронология

[ редактировать ]
Расширение империи инков в соответствии с хронологией Хоуленд Роу . 1463 был установлен как год для совместного правила Тупака Юпанка. [ 5 ]

Хронология, по словам перуанского историка Хосе Антонио Дель Бусто Бурбурбуру . [ 6 ] [ 7 ]

Год Примечания
Легендарный период 1285 Фонд Куско.
1305 Смерть Манко Капака и правление Синчи Рока .
Протоисторическая или

Монархический период

Саннарици 1320 Я скажу вам , Мэйта Капак и Кабак Юпанки
Ханан Куско 1370 Inca Roca , Yawar Waqaq и Viracocha Inca
Исторический или

Имперский период

Пачакути 1425 Совместная организация Амару в 1450 году
Тупак Юпанки 1471
Хуайна Капак 1488 До его смерти в 1528 году.

Хронология, основанная на произведениях « Сумма и повествования об инков » Хуана де Бетанзоса (1551) и « Господство инков » Педро Чиза де Леон (1880) [ 8 ]

Заказ Сапа еще Годы Заказ Сапа еще Годы
я Даже не Кабак 1240-1260 VII Кровь плачет 1360-1380
II Синчи Рока 1260-1280 VIII Viracocha Inca 1380-1400
Iii Lloque Yupanqui 1280-1300 IX Пачакути 1400-1440
IV Мэйта Капак 1300-1320 Х Тупак Юпанки 1440-1480
V КАКАК ЮПАНКИ 1320-1340 Xi Хуайна Капак 1480-1523
МЫ Все еще рок 1340-1360 Xii Inti Cusi Hualpa ( Huascar ) 1523-1532

1586 Бальбоа ( . ) [ 9 ] Он подвергается сильно критике за длину нескольких правлений и что это не совпадает с археологическими исследованиями. Включает в себя исправление Хоуленда Роу , принятую Кауфманом Дойгом , Энн Кендаллом , Олденом Мейсоном и Робертом Девиллером. [ 10 ]

Заказ Сапа еще Дата Длина Пересмотр Заказ Сапа еще Дата Длина Пересмотр
я Даже не Кабак 945-1006 61 год 1200-1230 VIII Viracocha Inca 1386-1438 50 лет 1410-1438
II Синчи Рока 1006-1083 77 лет 1230-1260 IX Пачакути 1438-1473 35 лет 1438-1471
Iii Lloque Yupanqui 1083-1161 78 лет 1260-1300 Х Тупак Юпанки 1473-1493 20 лет 1471-1493
IV Мэйта Капак 1161-1226 65 лет 1300-1320 Xi Хуайна Капак 1493-1525 32 года 1493-1528
V КАКАК ЮПАНКИ 1226-1306 80 лет 1320-1350 Xii Хуаскар 1525-1532 7 лет 1528-1532
МЫ Все еще рок 1306-1356 50 лет 1350-1380 Xiii Атахуалпа 1532-1533 1 год
VII Кровь плачет 1356-1386 30 лет 1380-1410

По словам Марии Росторовски , победа над Чанкой состоялась в первые годы 15 -го века . [ 11 ]

Пачакути 40 лет
Pachacuti & Amaru Yupanqui 5 - 6 лет
Pachacuti & Tupac Yupanqui 14 - 15 лет
TPAC в мягком 10 лет
Хуайна Капак 50 лет

Происхождение

[ редактировать ]
«Первая Ynca Manco Capac и Queen Coya Mama Ocllo Huaco, ее муж, оба ребенка солнца собирают дикарей». Иллюстрация 1752 года, извлеченная из Voyage Dans L'amérique Méridionale .

Братья Аяр

[ редактировать ]

Четыре пары братьев и их племена покинули Pacaritambo : Ayar Cachi и Mama Huaco, Ayar Uchu и Mama Ipacura или Cura, Ayar Auca и Mama Raua, а также Аяр Манко и Мама Окор. С вершины горы Ванакаври Аяр Качи с его стропи выстрелил камень на холм и превратил его в кебрада , затем он сделал то же самое с еще тремя холмами, заполнив четыре кардинальные очки. Его братья увидели его силу, и, не доверяя ему, они послали его, чтобы принести золотые предметы из Pacaritambo и заперли его большим камнем.

Избавившись от Аяра Качи, они жили в Ванакаври в течение года, они посадили картофель на задней части горы, а мама Хуако стала еще одной женой Аяра Манко. После года они переехали на холм под названием Матагуа, оттуда они посмотрели на долину Куско, а также жители и субъекты Алькавизы, который был вождем деревни с 30 домами, все соломенные и очень ветхие.

Они сочли это хорошим местом, поэтому они согласились завоевать и заполнить его, они также согласились с тем, что один из них должен был остаться в Ванакаври, чтобы стать Уакой и заступить в Солнце, отца, чтобы увеличить своих детей и отправить хорошие времена. Аяр Учу росло большие крылья и предложил себя, он полетел и после того, как он был на «небесах», вернулся и сказал Аяру Манко переименовать себя в Манко Капак , потому что это то, что командует Солнцем , и отправиться в то место, которое они видели, потому что жители получит их хорошо; Он также дал ему свою жену маму Кура, чтобы служить ему. Сказав все это, Аяр Учу превратился в каменную фигуру с крыльями. Манко Капак, Аяр Аука, четыре женщины и их соответствующий Айллус , отправились навестить Алькавизу. Перед тем, как войти в свою землю, в соседнем городе под названием Акамама, мама Хуако ударила мужчину с боласом , мгновенно убивая его, а затем разрывая его сердце, люди боялись ее и бежали в долину Гуалласа. Оттуда группа гуляла и поговорила с Алькавизой, которая приняла их. И поэтому был основан город Куско, братья сделали свой дом для них и четырех женщин, с семенами, которые они принесли из PACARITAMBO они посвятили себя посадке кукурузы. Аяр Аука умер через два года и не имел детей; В то время как у Манко Капака и Мамы Окор были только один, Синчи Рока . [ 12 ]

Это было так, как сказал Хуан де Бетанцос , различные версии этой истории связаны: Бернабе Кобо , Педро Сармьенто де Гамбоа , Мартин де Муруа , Педро Чиза де Леон , Хуан де Санта -Круз Пачакути и Кристобабал де Молина .

Портреты Манко Капак и Мама Оклло. Обложка первого издания на французском языке (1633) из Comentarios Reales de Los Incas , под названием: «История инков, короли Перу».

Manco Capac и Mama Ocllo

[ редактировать ]

Эта легенда была рассказана инко Гарсиласо де ла -Вега , хрониклером Местизо , который был потомком Тупака Юпанки на стороне его матери.

Солнце Манко , видя государство, в котором жили люди, жалели на них и послали своего сына по имени Капак , и дочь по имени мама Оклло , чтобы цивилизовать жителей земли. С этим мандатом солнце помещало своих детей в озеро Титикака и сказало им, куда бы они ни ходили, и где бы они ни остановились, чтобы поесть или спать, им придется погрузить золотой стержень в землю, где этот стержень погрузился Всего один удар, солнце хотело, чтобы они остановились на этом и сделали свой дом. Таким образом, они покинули озеро Титикака и шли на север, где бы они ни остановились, они сунули золотой жезл в землю, и он никогда не затонул. Они прошли через небольшую гостиницу или дом под названием Paqariq Tampu , и оттуда они прибыли в долину Куско, которая была чистой пустыней. Первая остановка, которую они сделали, была на холме под названием Huanacauri , там Манко Капач попытался погрузить золотой стержень в землю, что очень легко затонуло на первом ударе, который они дали, настолько, что они больше не видели его. Затем он сказал своей сестре и жене: «В этой долине наш отец, Солнце, командует, что мы останавливаемся и делаем наше место и жилище, чтобы исполнить его волю». Они оба ушли от Хуанакаури , каждый из которых сам по себе вызывает людей, Манко Капак на севере и мама Окоро на юге. Они сказали всем мужчинам и женщинам, с которыми они встретились, что их отец, Солнце , послал их с небес, чтобы они были их учителями и благотворителями для жителей всей этой земли, чтобы вывести их из свирепой жизни, которую они имели, и показать им, как жить как мужчины. Люди, удивляясь, с одной стороны, увидев эти двое, одетые с украшениями, которые дало им солнце, их уши пронзили и были открыты, как и их потомки, [ Примечание 2 ] И, с другой стороны, любят обещания, которые им сказали, они верили все, что они сказали, обожали и почитали их как детей Солнца и подчинились царям.

Видя, что многие люди следили за ними, они приказали некоторым позаботиться о том, чтобы кормить всех, работая на земле, чтобы голод не распространял их снова по горам, а также дал им указание с учетом того, как им приходилось строить свои хижины и дома Полем Таким образом, они начали заполнять город Куско , разделенные на два, которые они называли Ханан Куско (верхняя часть) и Хурин Куско (нижняя часть), аналогично, они разделили линии, установив Ханан Айллу и Хурин Айллу , и верх и нижние районы, Ханан Сая и Хурин Сая . Те, кто был принесен Манко населением Ханана Куско и те, которые были принесены заселиваемым Хурином Куско. [ 13 ]

Большинство историй согласны с тем, что первые инки покинули озеро Титикака .

Историческое объяснение

[ редактировать ]

Весьма вероятно, что этническая группа инков началась как караван пукине иммигрантов, на говорящих Группа, известная как аймары . Есть археологические доказательства, обнаруженные Фрэнсисом де Кастельнау в 1845 году и подтверждены Максом Уле , что Тиванаку подвергся нападению, когда он был населен, поскольку были обнаружены незаконченные конструкции. Точными причинами разрушения штата Тиванаку, возможно, были скорость и сила вторжений, что дало мало времени для организации надлежащей защиты, поддержки, оказываемой завоеванными вождями по отношению к захватчикам или обоим. [ 14 ]

Караван наткнулся на Pacaritambo , и после нескольких лет оседления Manco Capac ушел с группой из 10 Ayllus. Они достигли горы Ванакаври , и оттуда они планировали взять долину Хуатанай (Куско), которая принадлежала нескольким местным Айллусу. Несмотря на успех в завоевании, основание города подвергалась риску. Их статус иностранных захватчиков представлял угрозу потенциальных войн от их более могущественных и более крупных соседних вождей, а также потенциал для будущих восстаний от тех, кто будет завоеван, стремясь вернуть себе землю. [ 15 ]

Королевство Куско

[ редактировать ]
Приблизительная реконструкция главной квадраты Куско, Хуакайпата .

Он продолжался с самого начала урегулирования инков в Куско под правлением Манко Капака около 13 -го века до победы Куси Юпанки, впоследствии известной как Пачакути , против народа Шанки в. 1438 . Он разделен между двумя династиями, которые управляли Куско: Хурин и Ханан , оба были линиями, соответствующими двум половинам города: Хурин Куско (Нижний Куско) и Ханан Куско (Верхний Куско). Первый поддерживал полный контроль над религиозными и правительственными функциями от Манко Капака до Капака Юпанка , который перенес переворот инков Рока при поддержке членов Ханана Куско. С тех пор династия Хурина отвечала за священство, в то время как династия Ханан взяла под контроль гражданскую, политическую, экономическую, судебную и боевую деятельность. [ 16 ]

Царствование Манко Капак и -Рока часто называют «мифическими» из -за их связи с историями основания Куско и из -за сложности доказывания их существования вне счетов хроники на основе устной традиции Панакаса Синчи Полем Последний также влияет на остальных правителей, хотя с этим можно сделать больше благодаря археологическим исследованиям.

Правительства династии Хурина сосредоточилось на консолидации присутствия инков в окружении Куско через политические альянсы и завоевание меньшего айллуса. К концу правления Капака Юпанка Куско накопил значительную власть, хотя он все еще стоял за своими более крупными соседями: айармаками , чанками , люпаками и коллас . [ 17 ] Из правления инков Рока и, следовательно, из династии Ханан, Королевство Куско и последующие реформы его правителей получили основу, чтобы стать тем, что было бы империей инков .

Критический момент для преемственности государств наступил во время войны в Чанка-Инте, молодой принц Куси Юпаньки организовал защиту города вместе с несколькими дворянами после того, как его отец Виракоча и законные преемники инков Урко сбежали из Куско. После жесткого сопротивления им удалось оттолкнуть чанки и в конечном итоге покорить их. Его подвиг предоставил ему позицию новой Sapa Inca под названием Pachacuti, и реформы, представленные во время его правления, в сочетании с его экспансионистскими амбициями, привели к формированию Tawantinsuyu.

Все еще империя

[ редактировать ]

Пачакути

[ редактировать ]
Приблизительное расширение империи инков в первые годы под командованием Pachacuti.

Pachacuti реорганизовал королевство Куско в Tawantinsuyu, федералистскую систему , которая состояла из центрального правительства с Sapa Inca у его головы и четырех правительств провинций: Chinchasuyu (NW), Antisuyu (NE), Кунтисую (SW) и Qullasuyu (SE) ) в соответствии с четырьмя основными дорогами, которые покинули столицу. Считается, что Pachacuti построил Мачу -Пикчу , либо в качестве семейного дома, либо отступления.

Пачакути посылал шпионов в регионы, которые он хотел в своей империи, которые будут отчитываться над своей политической организацией, военной мощи и богатства. Затем он отправит лидерам этих земель сообщений, превозносив преимущества вступления в его империю, предлагая им подарки на предметы роскоши, такие как высококачественный текстиль, и пообещав, что они будут материально богаче в качестве предметных правителей инков. Наиболее принял правило инков как доверенное значение и мирно согласилось. Дети правителя затем будут доставлены в Куско для обучения о системах администрирования инков, а затем вернутся, чтобы управлять своими родными землями. Это позволило Inca представить детей бывшего правителя в знати инков и, если повезет жениться на своих дочерях в семьях на разных уголках империи.

Совместная добыча Amaru Topa все еще

[ редактировать ]

Пачакути решил назвать своего сына Амару своим соучредителем и преемником. [ 18 ] Однако он не проявит интереса к военным делам. [ 19 ] Из -за этого отсутствия военных возможностей Пачакути был вынужден изменить свое решение и заменить Амару. [ 20 ] Но до того, как это может произойти, со стороны суверена отрекся от. [ 21 ]

Совместная работа Тупака Юпанки

[ редактировать ]

Сын Пачакути Тупак Инк начал завоевания на севере в 1463 году и продолжил их в качестве инков Саты после смерти Пачакути в 1471 году. Его самым важным завоеванием было королевство Чимор , единственный серьезный соперник инков на побережье центральных Анд.

TPAC в мягком

[ редактировать ]

Он провел большую часть своего времени в военных кампаниях завоевания или «умиротворения» и даже исследования. Последний взял его в Кито на север и на реку Маул на юг, однако он также активно участвовал в правительстве. Таким образом, он провел первую общую перепись , распределяющую формы работы ( MIT'A и Minka ), назначил налоги, установил митимы , продолжил строительство дорог, распространял культ солнца и имплантировал календарь на основе его.

Хуайна Капак

[ редактировать ]

Сын Тупака Инка Хуайна Капак добавил значительную территорию к югу. В своем роде Тахуансинсую включали Перу, Юго -Западный Эквадор , Западный и Южная Центральная Боливия , северо -западная Аргентина , Северная Чили и небольшая часть юго -западной Колумбии .

Tahuantinsuyu был лоскутным одеял из языков, культур и народов. Компоненты Империи не были единообразными лояльными, и не все местные культуры не были полностью интегрированы. Порции Чачапоя, которые были завоеваны, были почти открыто враждебны к инки, и знакомки инков отвергли предложение убежища в их королевстве после их неприятностей с испанским. Например, Chimu использовал деньги в своей торговле, в то время как империя инков в целом имела экономику, основанную на обмене и налогообложении товаров и труда роскоши (говорят, что сборщики налогов инков забрали бы главный вшей хромой и старой, как символическая дань).

Экономическая производительность была основана на коллективном труде, который был организован в пользу всей общине. Ани использовался для помощи отдельным членам нуждающегося сообщества, такими как больной член сообщества. Минка или командная работа представляли общественные работы, а Мита была налогом, уплаченным инка в виде труда. Инки не использовали валюту, экономические обмены были взаимностью и имели место на рынках, называемых Catus .

Гражданская война

[ редактировать ]

В 1525 году была эпидемия заболевания, неизвестной инков, обычно идентифицированная более поздними историками как оспа или кори, что вызвало гибель Хуайны Капак в Кито. [ 22 ] Прежде чем он умер, Хуайна Капак назначил Нинана Кайючи преемником, но он также заболел и умер в Томебамбе без ведома своего отца. Хотя группа Кюракас пыталась сохранить смерть инков SAPA и его преемника в секрете, чтобы избежать восстаний, [ 23 ] Хуаскар узнал от своей матери Раура Оклло, которая быстро отправилась из Кито в Куско. [ 24 ] Чума также убила двух правящих дворян в столице, оставив Хуаскара лучшим вариантом, чтобы сменить его отца, [ 25 ] Выбор, который был ратифицирован дворянами Cuzco. [ 23 ] Тем временем Атауалпа была в кампании с армией и осталась незамеченной. Он был фаворитом военных командиров; Самые влиятельные и способные командиры решили остаться с ним в Кито и Томебамбе . [ 26 ]

Хуаскар видел в Атауауле величайшую угрозу его власти, поскольку он провел десятилетие, сражаясь в кампаниях своего отца и получил поддержку многих. Он не выступал против своего оставшегося губернатора Кито, из уважения к желаниям своего покойного отца, но с двумя условиями: что он не проводил военные кампании, чтобы расширить свои территории и что он признал себя своим вассалом и заплатил ему дань. Атахуальпа согласилась. [ 27 ]

По мере того, как отношения со своим сводным братом постепенно ухудшились, он отправился в Томебамбу , где он заказал строительство нескольких зданий, предположительно в честь Хуаскара , но единственное, чего он достиг,-это увеличить интриги и недоверие правительства Куско. Сторонники Хуаскара видели в каждом действии Атауалпа признак измены, и сторонники Атаауальпы считали, что они хотят получить выгоды и богатство империи для себя, исключая их. Именно тогда Ullco Colla, Curaca из Tomebamba , отправила посланников в Huascar с новостями, что Atahualpa планирует восстать. [ 28 ]

Атауальпа , из Кито, послал подарки своему брату в знак уважения и признания, но Хуаскар убил посланников и послал других с уничижительными дарами (состоящих из женской одежды и украшений) и послания, приказывающего Атауалпе отправиться в Кужко. Атауальпа был убежден в Кито его генералами, что, если он отправится в Куско, он будет убит и что лучше победить Хуаскара , чтобы он вытеснил его у власти. [ 29 ]

Испанское завоевание

[ редактировать ]

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро исследовали юг от Панамы, достигнув территории инков к 1526 году. Было ясно, что они достигли богатой земли с перспективами великих сокровищ, и после еще одной экспедиции (1529) Писарро отправился в Испанию и получил королевское одобрение покорить регион и быть его наместником.

Испанский прибытие

[ редактировать ]

В то время испанцы вернулись в Перу, в 1532 году, война о правопреемстве между сыновьями Хуайны Капак Хуаскар и Атаауаулпа и беспорядки среди недавно завоеванных территорий - и, возможно, их, как говорили, скрывали город или золото в хранилище. Примечательно, что оспа , которая распространилась из Центральной Америки, значительно ослабила империю.

У Писарро не было грозной силы; Всего всего 170 человек, 1 пушка и только 27 лошадей, ему часто нужно было выходить из возможных конфронтаций, которые могли бы легко уничтожить его партию. Их первым помолвками была битва при Пуна , недалеко от современного Гуаякила , Эквадор ; Затем Писарро основал город Пиуру в июле 1532 года. Эрнандо де Сото был отправлен вглубь для изучения интерьера, и вернулся с приглашением встретиться с инков Атахуальпой, который победил своего брата в гражданской войне и отдыхал в Каджамарке с его Армия из 80 000 военнослужащих.

Писарро встретился с инками, которые принесли лишь небольшую свинью, и через переводчики потребовали, чтобы он обратился в христианство. Широко спорная легенда утверждает, что Atahualpa была вручена Библия и бросил ее на пол, испанцы предположительно истолковали это действие как адекватную причину для войны. Хотя некоторые летописцы предполагают, что Атауальпа просто не понимал понятия книги, другие изображают Атаауальпу как действительно любопытную и любознательную в этой ситуации. Несмотря на это, испанцы напали на свинью инков (см. Битву при Каджамарке ), захватив Атахуальпу.

Таким образом, победа сравнительно маленьких испанских сил может быть связана с присутствием испанских лошадей, которые были неизвестны Inca до прибытия Писарро, а также с использованием оружия и пушек испанскими мужчинами. Кроме того, местные инвестиции в образование, которые оказали влияние на экономический рост и развитие, не равнялись уровням испанцев, а уровень счета перуанских индийцев составлял половину уровня счета испанских захватчиков. [ 30 ]

Писарро использовал захват атаауальпы, чтобы получить золото в качестве выкупа. Atahualpa предложил испанцам достаточно золота, чтобы заполнить комнату, в которой он был заключен в тюрьму, и вдвое больше серебра. Инки выполнили этот выкуп. В течение четырех месяцев было собрано почти 8 тонн золота. Писарро должен был позволить правителю инков свободно, когда выкуп был заплачен, но после этого он отказался освободить инки и вместо этого задушил его публично. Во время тюремного заключения Атауалпа был убит Хуашар. Испанцы утверждали, что это было по приказу Атахуальпы; Это было одно из обвинений, используемых против Атауалпы, когда испанцы, наконец, решили поставить его на смерть, в августе 1533 года.

Конец гражданской войны

[ редактировать ]

Chalcuchimac , Rumiñahui и Quizquiz были тремя основными генералами Атахуалпы во время войны.

Chalcuchimac, который также был заключен в тюрьму в Каджамарке после перевозки выкупа Атахуальпы, был обвинен в отравлении Тупака Хулпа на пути к Куско, за что он был приговорен к смерти. Отказываясь быть крещенным, Чалкучимак был сожжен заживо в 1533 году в Жакяхуане, недалеко от Куско. [ 31 ]

напасть на испанский гарнизон в Яудже испански занятых трех мест , одно из ( Quizquiz, который послал Чалкучимака, решил Сото потерпел поражение благодаря поддержке Франциско Писарро и Манко . Через некоторое время он атаковал Джауджа , но был побежден капитаном Габриэлем де Рохасом и Кордовой, командующим 40 испанцами и 3000 индийских вспомогательных (в основном Хуангас , которые защищали свой дом и поклялись в присяге Франциско Писарро во время захвата Атахуальпы), который поклялся Франциско Писарро во время захвата Атахуальпы), который поклялся Франциско Писаро Заставил его отступить в Huánuco Pampa , а оттуда на север он должен был столкнуться с многими враждебными населениями, которые были сторонниками Куско или считали испанцев как либераторов.

Руминахуи, кажется, сохранил необходимость противостоять испанским конкистадорам, как только они приземлились, но его проницательный совет, как непревзойденный солдат, не следил, и Атахуалпа предпочел смеяться над мнением его шпионов. Таким образом, Руминахуи оставался за пределами города с армией, состоящей из примерно 5000 солдат. [ 32 ] Когда стало ясно, что день был смертельным для армий Атаауальпы, Руминахуи дал приказ уйти в Кито и сумел спасти свои войска, не понесли никакой потери.

После смерти Атауаула Руминахуи понял, что испанцы также достигнут территорий под его юрисдикцией, и он готовился действовать соответственно. Тем не менее, он встретился с оппозицией со стороны Иллеска, который с мирной душой не хотел встречаться с иностранцами, чья сила он считал на грани непобедимости. Для Руминахуи эта слабость законного преемника Атаауальпы стала стимулом действовать. С оправданием банкета в память о умерших инков, он собрал всех родственников и верных Атаауальпы и, в середине партии, он все их арестовал. Руминахуи сначала сражался только против Себастьяна де Белалказара , но в конечном итоге его поддержали Диего де Альмагро и Педро де Альварадо . Его армия была также поддержана Quizquiz, который забрал с юга, а силы Зопе-зопахуа, Зопозопанги, Разо-Разо и Пинтаг II, однако, три армии сражались отдельно, что дало испанскому преимущество. Фактором, который больше всего повлиял на результат конфликта, были союзники испанцев, Каньяри и другие второстепенные этнические группы, которые позаботились обо всей войне, будь то борьба или транспорт. Несмотря на это, первые сражения были очень жестокими, и испанцы начали поражать, это было до битвы при горе Чимборазо . До того, как Кито упал, Румьяхуи сжег его, спрятал знаменитые сокровища Атаауальпы и убил 4000 колонн, Замбизас и Коллагуазос, коренных народов, которые получили Белалказара в качестве их свободного, который вошел в город в 1534 году. [ 33 ] [ 34 ]

Руминахуи отказался принять поражение, поэтому собирая новых союзников, он упал на Кито и преследовал Белалказара, который собирался в Риобамбу, чтобы встретиться с Педро де Альварадо и задержал второе вступление Белалказара в Кито на три месяца. Белалказар дал окончательный нападение на Руминахуи в Сигчос Пукара, в Котопакси . Руминахуи, хромающий и один, был захвачен и подвергся пыткам, чтобы дать информацию об предполагаемом скрытом сокровище Атааула, но никогда не говорил об этом ни слова. Столкнувшись со своими неудачными попытками, испанцы решили казнь Румьяхуи, Зопе-зопахуа, Кугалумба, Разо-Разо и Сины 25 июня 1535 года, некоторые были сожжены заживо, а другие с одинаково ужасными формами исполнения. [ 35 ]

Quizquiz, вместе с дворянином инков Хуайна Пэлкон, ушел в джунгли, чтобы спланировать стратегию, которой можно следовать в борьбе с испанским. Возможно, он хотел развить партизанскую драку , пока не погрузился в свои силы, против чего выступил Хуайна Пэлкон. Он, по -видимому, хотел понимания с испанским. В разгар горячих дискуссий, которая вспыхнула, Хуайна Пэлкон взяла копье и пронзила грудь Quizqiz, убив его в. 1535 .

Восстание инков Manco

[ редактировать ]

Сотрудник Писарро, Диего де Альмагро , попытался претендовать на себя. Манко попытался использовать эту внутрипространственную вражду в своих интересах, повторно переиграв Куско в 1536 году, но испанцы перевели город.

Туалет в Вилькабамбу

[ редактировать ]
Руины духа Пампа (Вилькабамба)

Затем Manco Inca отступил в горы Вилькабамбы и основал государство Ne-Inca , где он и его преемники управляли еще 36 лет, иногда совершая набег на испанцев или подстрекав против них. В 1572 году был обнаружен последний оплот инков, и последний правитель, Тупак Амару , сын Манко, был захвачен и казнен, положивший к концу империю инков.

Пост-испано-завоевание

[ редактировать ]
Брак капитана Мартина Гарсии Оньес де Лойола с Беатрисом Кларой Койей и Хуаном Энрикесом де Борджа с Аной Марией де Лойолой Кой, дочерью Мартина и Беатриса. В верхней части слева: Панака Сайри Тупака , семья Беатриса.

После падения Тахуансинсую новые испанские правители подавили людей и их традиции. Многие аспекты культуры инков были систематически разрушены, включая их сложную систему сельского хозяйства. Испанский использовал систему инков MITA (обязательная государственная служба), чтобы получить рабочих для шахт и плантаций. Один из членов каждой семьи был вынужден работать на золотых и серебряных шахтах, главным из которых был серебряный рудник в Потоси . Когда умер один член семьи, что обычно происходит в течение года или двух, семья должна была отправить замену.

основные языки империи, Кечуа и Аймара наняла Католическая церковь для евангелизации в Андском регионе. В некоторых случаях этих языков учили народам, которые первоначально говорили на других языках коренных народов. Сегодня Кечуа и Аймара остаются самыми распространенными америндскими языками .

Как только вице -король была установлена, условие знатимости инков не было принято энкомендерно , поскольку они считали, что этот социальный класс может возглавить восстания и революции, как это произошло во время восстания манко инков, однако на столетие было признано и принято.

Корона также стремилась объединить свою позицию, создав специальные колледжи для Куракаса. В них, в дополнение к правильному евангелизации, они выучили грамматику и науку. Вице -король Хосе де Армерендариз восстановил систему, с помощью которой знакомки инков, которые могли доказать, что их происхождение были Хидальго Кастилии признаны . Это привело к безумию со стороны коренного дворянства, которому пришлось доказать свои благородные титулы, чтобы узаконить свой статус. Но эта ситуация ухудшилась в 1780 году с восстанием Тупака Амару II , когда они потеряли эти привилегии.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Соня Альконини и Р. Алан Кови, ред. Оксфордский справочник инков . Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2018.
  • Андриен, Кеннет Дж. (2001). Андские миры . Университет Нью -Мексико Пресс. ISBN   978-0-8263-2358-3
  • Хемминг, Джон. (1970). Завоевание инков . ISBN   978-0-15-602826-4

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Tawantin Suyu вытекает из кечуа «Тава» ( четыре суффикс «-ntin» ( вместе или объединенные ), к которому добавляется ), а затем «Сую» ( регион или провинция ), которая примерно воспринимает как « землю Четыре части вместе ».
  2. ^ Называется « Orejones дворян инков была традиция пронзительного уша » испанскими конкистадорами ( буквально «большими ушами»), у , согласно социальному статусу человека. Эти люди получили имя Rinriyuq («Тот с ушами»)
  1. ^ Jump up to: а беременный Шалли-Дженсен, Майкл, изд. (2017). Древний мир: необычные люди в необычайных обществах . Салем Пресс. ISBN  978-1-68217-190-5 .
  2. ^ "География" . nmai.si.edu . Получено 6 октября 2022 года .
  3. ^ Картрайт, Марк. «Инков цивилизация» . Всемирная история энциклопедии . Получено 27 сентября 2022 года .
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Rostworowski, María (2010). Инки (на испанском). Коммерция. стр. 17–25. ISBN  978-612-4069-47-5 .
  5. ^ Bravo Guerreira, María Concepción (1985). Время инков (на испанском). Альхамбра п. 84. ISBN  9788420513454 .
  6. ^ Del Busto Duturburu, Хосе Антонио (2000). Una Cronología приблизительно Del Tahuantinsuyo [ приблизительная хронология Tawantinsuyu ] (на испанском). Лима: Папский католический университет Перу . стр. 12–34. ISBN  9789972423505 .
  7. ^ Дель Бусто Д., Хосе Антонио (1996). Тупак Юпаньки (на испанском). Том 11. Редакционная Браса. п. 7
  8. ^ Наварра Ламарка, Карлос; Инохоса и Наверос, Эдуардо (1910). Сборник общей истории Америки (по -испански). Буэнос -Айрес: ángel Estrada y cía. п. 331.
  9. ^ Balboa Hair, Miguel (1951). Антарктика Разное (на испанском). Лима: Национальный университет Сан -Маркос. стр. 264–483.
  10. ^ Biadós Yacovazzo, Bernardo V. (2009). Хилтунен и то, как он критикует Zseminky of Habich и Ponce Sanginés Universidad San Francisco de Asís, La Paz. Оцифровано в 2015 году Университетом Калифорнии .
  11. ^ Rostworowski, María (2001). Pachacutec inca yupanqui (на испанском). Перуанский институт исследований. стр. 124–125. ISBN  978-9972-51-060-1 .
  12. ^ Бетанцос, Хуан (1551). Сумма и повествование об инков (на испанском). стр. 10–17.
  13. ^ Garcilaso de la Vega, Inca (1609). «Происхождение инков Перу» [Происхождение инков Перу]. Реальные комментарии инков [ Королевские комментарии инков ] (на испанском). стр. 49–51.
  14. ^ Espinoza Soriano, Waldemar (1990). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тахуансинсуо [ инков. Экономика, общество и государство в эпоху Tawantinsuyu. ] (На испанском) (2 -е изд.). стр. 36–37.
  15. ^ Эспиноза Сориано, Уолдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тахуансинсуо [ инков. Экономика, общество и государство в эпоху Tawantinsuyu. ] (На испанском). стр. 41–48.
  16. ^ Эспиноза Сориано, Уолдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тахуансинсуо [ инков. Экономика, общество и государство в эпоху Tawantinsuyu. ] (На испанском). п. 59
  17. ^ Эспиноза Сориано, Уолдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тахуансинсуо [ инков. Экономика, общество и государство в эпоху Tawantinsuyu. ] (На испанском). п. 65
  18. ^ Бусто Дутбурбуру, Хосе Антонио (20 марта 2024 г.). Приблизительная хронология Тахуансинсую . Папский католический университет Перу. п. 18. ISBN  9789972423505 .
  19. ^ Rostworowski, Mary (2008). Великий инки Загар. ISBN  978-2-84734-462-2 .
  20. ^ Фавр, Анри. Инки . Прессает университетские органы де Франс. п. 22
  21. ^ От Гамбоа, Педро Сармьенто. История инков .
  22. ^ Espinoza Soriano, Waldemar (1997). Los Incas (по -испански) (3 -е изд.). п. 104
  23. ^ Jump up to: а беременный Rostworowski, Mary (2002). История Tawantinsuyu (по -испански). FIMART SAC P. 172. ISBN  9972-51-029-8 .
  24. ^ Эррера, Аристид (2004). Историческое блуждание по Интернету (по -испански). Vol. п. 406. ISBN  9972-2908-2-4 .
  25. ^ Rostworowski, Mary (2002). История Tawantinsuyu (по -испански). FIMART SAC P. 171. ISBN  9972-51-029-8 .
  26. ^ Эррера, Аристид (2004). Историческое блуждание по Интернету (по -испански). Vol. п. 409. ISBN  9972-2908-2-4 .
  27. ^ Эррера, Аристид (2004). Историческое блуждание по Интернету (по -испански). Vol. п. 405. ISBN  9972-2908-2-4 .
  28. ^ Эррера, Аристид (2004). Историческое блуждание по Интернету (по -испански). Чинча: AHC Editions. п. 409. ISBN  9972-2908-2-4 .
  29. ^ Rostworowski, Mary (2002). История Tawantinsuyu (по -испански). FIMART SAC P. 174. ISBN  9972-51-029-8 .
  30. ^ Джуиф, Дачил-Тания; Батен, Джог (апрель 2013 г.). «На человеческом столице инков до и после испанского завоевания: было ли« доколониальное наследие »?» Полем Исследования в экономической истории . 50 (2): 227–241. doi : 10.1016/j.eeh.2012.12.002 - через Elsevier Science Direct.
  31. ^ Андраде Реймерс, Луис (1980). На пути к истинной истории об Атауалпе (на испанском). Дом эквадорской культуры. п. 388.
  32. ^ Ферро, Родриго (7 октября 2018 г.). "Румьяу Хеуи, Генерал, довольно " Ele Comercio (в испанском ) Получено 20132013
  33. ^ Прескотт, Уильям Х. (2011). История завоевания Перу . Digireads.com. ISBN  9781420941142 .
  34. ^ Веласко, Хуан де (1981). История Королевства Кито в Южной Америке [ История Королевства Кито в Южной Америке ] (на испанском). Аякучо библиотечный фонд. п. 142. ISBN  9788466000697 .
  35. ^ Cieza de León, Pedro (1998). Парма Кук, Александра; Дэвид Кук, Нобл (ред.). Открытие и завоевание Перу . Дарем: издательство Duke University Press. ISBN  9780822321460 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d94f81591c8cc485f6b3104522e8342__1723668060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/42/7d94f81591c8cc485f6b3104522e8342.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Incas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)