Что это такое
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Что ( Произношение на языке кечуа: [ˈmɪˌtʼa] ) [1] [2] была обязательной службой в обществе Империи инков . Его близкий родственник, обязательная на региональном уровне минка , до сих пор используется в общинах кечуа известна как фаэна и по-испански .
Мита фактически была формой дани правительству инков в форме труда, то есть барщины . Налоговый труд составлял большую часть налоговых поступлений штата инков; [3] кроме того, он использовался для строительства дорожной сети , мостов, сельскохозяйственных террас и укреплений в древнем Перу. Военная служба также была обязательной.
Все граждане, способные выполнять труд, были обязаны делать это определенное количество дней в году (основное значение слова мита — регулярный оборот или сезон ). Богатство Империи инков означало, что семье часто требовалось всего 65 дней на ведение сельского хозяйства; остальная часть года была полностью посвящена мите . Родственником миты (федеральной работы) является современная система кечуа минка или фаэна , которая в основном применяется в небольших деревнях. Минка была принята на вооружение в 1960-х годах для крупномасштабных федеральных проектов Перу .
Религиозное поклонение
[ редактировать ]Инки творчески развили существовавшую ранее систему не только обмена рабочей силой мит'а , но и обмена предметами религиозного почитания народов, которых они приняли в свою империю. Этот обмен обеспечил должное согласие между побежденными народами. В этом случае вака и пакарины стали важными центрами общего поклонения и точкой объединения их этнически и лингвистически разнообразной империи, принося единство и гражданство часто географически разным народам. В конечном итоге это привело к возникновению системы паломничества коренных жителей империи ко всем этим различным святыням до введения католицизма .
Огромное строительство дорог и сооружений было возможно частично только за счет использования мит'а . Все люди какое-то время работали на правительство. Этот труд был бесплатным для правления инков. Во времена инков мужчинам приходилось работать 65 дней в поле, чтобы обеспечить пропитанием свою семью. Когда пришла чья-то очередь, он присоединился к различным работам, в которых использовалось mit'a . Для заботы о семьях отсутствовавших на митъе был установлен общинный тип элементарного обеспечения и нужды . Люди работали на строительстве шоссе, строительстве домов для императора и знати, памятников, мостов, полей, принадлежавших священникам и императору, а также рудников.
Система
[ редактировать ]Все мужчины, начиная с пятнадцати лет, должны были участвовать в мит'а для выполнения общественных услуг. Это оставалось обязательным до пятидесяти лет. Однако правила инков были гибкими в отношении количества времени, которое можно было потратить на ход мит'а . Надзиратели были обязаны следить за тем, чтобы у человека после выполнения своего долга в митъе оставалось еще достаточно времени для ухода за собственной землей и семьей.
За строительство мостов и орояс отвечали местные этнические группы, которые разделили работу по системе мита , при этом население делилось на ханан и урин или ичук (ичок) и аллавка (аллаука) (верхние и нижние, слева и справа). Во времена вице-короля сохранялся андский метод распределения трудовых обязанностей между этническими группами, что позволяло продолжать эти общественные работы. [4] Военная мита забирала мужчин из своих айлусов для службы в государственных армиях. Весь труд в Андском мире выполнялся вахтовым методом, будь то поддержание тампуса , дорог, мостов или охрана складов или другие подобные задачи. Ремесленники пользовались особым статусом в государстве инков. Хотя они работали на государство, они не принимали участия в сельскохозяйственных или военных мит'ах . [5] Аграрная мита отличалась от рыболовной миты , и эти трудовые группы никогда не вмешивались в занятия друг друга. В сеньорио Чинча рыбаков насчитывалось десять тысяч, и они по очереди выходили в море, а в остальное время развлекались танцами и выпивкой. Испанец раскритиковал их как ленивых пьяниц за то, что они не выходили в море ежедневно и все сразу. Горнодобывающая мита осуществлялась также на уровне айлуса, местного лорда и, в крайнем случае, государства.
Значение термина мита выходит за рамки системы организации труда. В нем содержится некая андская философская концепция вечного повторения. Созвездие Плеяд, называемое cabrillas испанцами («козочки»), в сезон дождей было известно как unquy (на кечуа «болезнь», латиноамериканское « oncoy ») в сезон дождей mit'a и как qullqa (на кечуа «склад»). в сезон жатвы и изобилия. Времена года делились на сухую миту и дождливую миту . Дневная мита сменила ночную миту в повторении, которое отражало упорядоченность времени, которую туземцы концептуализировали как циклическую организационную систему порядка и хаоса. [6]
Категоризация земель
[ редактировать ]В период инков люди в основном зависели от обработки своей земли. Все поля Империи делились на четыре категории: Поле Храма, Императора, Куракаса (Куракаса) и Народа. Поля людей были полями, принадлежавшими больным, вдовам, старикам, женам солдат и земле своей.
С началом пахоты люди начинали работать сначала на полях вдов, больных и жен солдат под руководством сельских надзирателей. Затем они работали на своем поле. Затем они работали на полях Храма и Кураки и, наконец, приступили к работе на полях Императора. Работая на поле Императора, они обычно носили свои лучшие одежды, а мужчины и женщины распевали песни, восхваляющие Инку.
Когда люди были заняты войной, их поля обрабатывали люди, занимавшиеся митой . Таким образом, солдаты отправлялись на войну, обезопасив и защищая свои поля и семью, что повышало лояльность и сосредоточенность со стороны солдат инков.
Испанское правление
[ редактировать ]При вице-короле Франсиско де Толедо общины были обязаны предоставлять одну седьмую часть своей мужской рабочей силы в любой момент времени на общественные работы, шахты и сельское хозяйство. Эта система стала невыносимым бременем для общин инков, и злоупотребления ею стали обычным явлением. принял новые законы, Происходили жалобы и восстания, и Филипп III но они имели лишь ограниченный эффект. Инки и испанские миты служили разным целям. инков Мита обеспечивала общественные блага, такие как обслуживание дорожных сетей и сложные системы орошения и земледелия, которые требовали межобщинной координации труда. [7] Большинство подданных инков выполняли свои обязательства мит'а в своих родных общинах или рядом с ними, часто в сельском хозяйстве; служба в шахтах была крайне редкой. [8] Напротив, испанская мита действовала как субсидия частным горнодобывающим предприятиям и испанскому народу, который использовал налоговые поступления от добычи серебра в основном для финансирования европейских войн. [9]
Исследование 2021 года, опубликованное в Журнале экономической истории, показало, что колониальная система мита в Перу привела к уничтожению коренного населения мужского пола. [10]
Работа в шахтах
[ редактировать ]Испанские конкистадоры также использовали ту же систему труда для снабжения рабочей силой, необходимой им для серебряных рудников, которые были основой их экономики в колониальный период. Под руководством вице-короля Франсиско де Толедо, который был отправлен в Перу в 1569 году, система мита значительно расширилась, поскольку Толедо стремился увеличить добычу серебра на серебряном руднике Потоси .
Толедо осознавал, что без стабильного, надежного и недорогого источника рабочей силы горнодобывающая промышленность не сможет расти теми темпами, которых требовала испанская корона. Под руководством Толедо первые рекруты мита прибыли в Потоси в 1573 году из регионов, непосредственно окружающих рудник Потоси. На пике своего развития вербовка в Потосийскую миту охватывала территорию площадью почти 200 000 квадратных миль (520 000 км2). 2 ) и включал большую часть южного Перу и современной Боливии.
Конкистадоры использовали концепцию мит'а для удовлетворения своих нужд. Мита считается древним и оригинальным вариантом обязательной государственной службы. Испанская система мита оказала серьезное воздействие на коренное население, которое состояло из трудоспособных рабочих в то время, когда их общины переживали демографический коллапс. Это также привело к тому, что местные жители покинули свои общины, чтобы избежать миты . Из-за того, что меньше рабочих могли работать на полях, сельскохозяйственное производство упало, что привело к голоду и недоеданию многих коренных общин в регионе.
Исследования Мелиссы Делл показали, что мит'а по добыче полезных ископаемых привел к негативным долгосрочным последствиям для регионов, где это произошло. [11] Это включало более низкий уровень образования и потребления домохозяйств, менее развитую дорожную сеть и снижение предоставления общественных благ (из-за очень небольшого количества гасиенд , владельцы которых обычно поддерживали большее предоставление общественных благ). [11] [12] [13]
Митмы Система переселения
[ редактировать ]Трудовую дань мит'а означает не следует путать с соответствующей политикой инков по преднамеренному переселению, обозначаемой кечуа словом митма ( mitmaq «чужой» или «новичок») или его латиноамериканскими формами, mitima или mitimaes (множественное число). Это включало переселение целых групп людей инковского происхождения в качестве колонистов на новые земли, населенные недавно завоеванными народами. Целью было распределить лояльных подданных инков по всей империи, чтобы ограничить угрозу локальных восстаний.
Длительный эффект
[ редактировать ]Районы Мита исторически имели более низкий уровень образования, и сегодня они остаются менее интегрированными в дорожные сети. Наконец, данные последней сельскохозяйственной переписи свидетельствуют о том, что жители районов мита с гораздо большей вероятностью будут натуральными фермерами, поскольку гасиенды , сельские поместья с прикрепленной рабочей силой, были запрещены в округах мита, чтобы минимизировать конкуренцию, с которой столкнулось государство при доступе к дефицитному мита. труд. Именно элита гасиенд обладала политическими связями, необходимыми для обеспечения общественных благ, таких как дороги. [14] Именно элита гасиенд лоббировала строительство дорог как можно большему числу гасиенд, и эмпирические данные связывают дороги с расширением участия на рынке и повышением доходов домохозяйств. [15]
Тот факт, что фермеры из районов мита не имеют большего доступа к дорогам с твердым покрытием, означает, что они не могут транспортировать урожай на более крупные региональные рынки. Вряд ли эти фермеры просто не желают участвовать в рынке. В случае Перу , на протяжении 1980-х годов «Светлый путь» , как часть своей маоистской идеологии, пытался отвратить фермеров от коммерческого земледелия; их усилия были в значительной степени непопулярны и встретили сопротивление. [16]
Совсем недавно, в 2004 году, жители Илаве , района Мита , линчевали своего местного мэра, отчасти из-за его неспособности выполнить обещания проложить подъездную дорогу к городу и построить местный рынок. В целом, бывшие районы Мита страдают от более низких экономических показателей, о чем свидетельствует в целом более низкий уровень потребления домохозяйств и увеличение темпов замедления роста. Без гасиенд, способных конкурировать с более эксплуататорской испанской системой, районы мита подвергались большему экономическому и медицинскому давлению со стороны своих рабочих. Мелисса Делл показала, что последствия этого неравенства сохранились и после окончания системы мита, поскольку районы мита были менее интегрированы в большую дорожную сеть. [17]
Государственное заявление в современном Перу
[ редактировать ]Единственный пример повторного применения миты в стиле инков в современном государстве в качестве государственной политики произошел в Перу во время двух правительств Народного действия под руководством президента Фернандо Белаунде Терри (1963–1968 и 1980–1985). При этом правительстве было создано государственное учреждение под названием «Cooperación Popular» (Народное сотрудничество), вдохновленное стратегией трудовой дани в мита инков . За 10 лет работы этого учреждения в Перу было реализовано больше инфраструктурных проектов, чем за большую часть 140-летней республиканской эпохи (с 1821 по 1963 год). Результатом стали сотни километров дорог, акведуков , коммунальных и муниципальных работ и других объектов инфраструктуры. [18] [19]
Народное сотрудничество
[ редактировать ]Принцип этого учреждения был довольно прост: учитывая довольно скудные экономические ресурсы перуанского государства в начале 1960-х годов, общественные работы, которые это учреждение должно было выполнять, должны были «софинансироваться» бенефициарами, а именно за счет вклада рабочей силы.
По оценкам, в любом проекте общественных работ в Перу от 60 до 70% затрат уходит на приобретение материалов, а оставшиеся 30–40% — это затраты на рабочую силу. Применяя принцип инкан- мита , правительство финансировало приобретение товаров, а бенефициары предоставляли трудовые услуги без заработной платы; это позволило перуанскому государству сэкономить 30–40% на общественных работах в этот период - эти сбережения были инвестированы в дальнейшие проекты общественных работ. Бенефициары, в свою очередь, предоставили свою коммунальную рабочую силу в обмен на ускоренное развитие своих сообществ и расширение инфраструктуры в Перу.
Южнокорейская комиссия
[ редактировать ]В 1964 году правительство Республики Корея узнало о значительных результатах, достигнутых в Перу, и направило комиссию для встречи с правительством Перу. Комиссия изучила методологию и организацию перуанского института трудовой дани, а также возможность его применения в Республике Корея. После нескольких месяцев пребывания в Перу комиссия вернулась в Южную Корею и внедрила собственную современную версию Incan mit'a в корейские производственные системы, включая обрабатывающую промышленность. Результаты, полученные в Корее, оказались даже более позитивными, чем полученные в Перу, благодаря иному подходу к развитию. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Минка (обязательные общественные работы кечуанского языка, также известные как фаэна )
- Взаимность (личная взаимность кечуа)
- Распределение
- Энкомьенда
- рутинная работа
- Дань
Примечания
[ редактировать ]- ^ Теофило Лайме Аджакопа, Словарь английского языка, Ла-Пас, 2007 (англо-испанский словарь)
- ^ Diccionario Quechua - Español - Quechua, Academía Mayor de la Lengua Quechua, региональное правительство Куско, Куско, 2005 (кечуа-испанский словарь)
- ^ Теренс Н. Д'Алтрой; и др. (апрель 1984 г.). «Основные финансы, финансы богатства и хранение в политической экономии инков» . Современная антропология . 26 (2). Фонд антропологических исследований Веннера-Грена: 188. doi : 10.1086/203249 . ISSN 0011-3204 . S2CID 153354787 . Проверено 15 августа 2022 г.
Большая часть экономической продукции государства производилась за счет барщинного налога на труд.
- ^ Кансеко, Мария Ростворовски де Диес (1999). История государства инков (Переведено в цифровую печать, 2006 г., изд.). Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: Кембриджский университет. Пр. п. 63. ИСБН 978-0521637596 .
- ^ Кансеко, Мария Ростворовски де Диес (1999). История государства инков (Переведено в цифровую печать, 2006 г., изд.). Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: Кембриджский университет. Пр. п. 163. ИСБН 978-0521637596 .
- ^ Кансеко, Мария Ростворовски де Диес (1999). История государства инков (Переведено в цифровую печать, 2006 г., изд.). Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: Кембриджский университет. Пр. п. 184. ИСБН 978-0521637596 .
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки (перепечатано под ред.). Оксфорд: Паб Блэквелл. стр. 266 . ISBN 978-1405116763 .
- ^ Роу, Джон Х. (1946). «Культура инков во время испанского завоевания» (PDF) . Справочник южноамериканских индейцев . 2 : 183–330 (267–269) . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ Коул, Джеффри А. (1985). Потоси мита, 1573–1700: принудительный труд индейцев в Андах . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 20. ISBN 978-0804712569 .
- ^ Карпио, Мигель Анхель; Герреро, Мария Евгения (2021). «Вызвала ли колониальная мита коллапс населения? О чем говорят нынешние фамилии в Перу» . Журнал экономической истории . 81 (4): 1015–1051. дои : 10.1017/S0022050721000498 . ISSN 0022-0507 . S2CID 242076827 .
- ^ Перейти обратно: а б Мелисса Делл (ноябрь 2010 г.). «Постоянные последствия добычи Миты в Перу ». Эконометрика . 78 (6): 1863–1903. дои : 10.3982/ECTA8121 .
- ^ Натан Нанн (сентябрь 2009 г.). «Важность истории для экономического развития» (PDF) . Ежегодный обзор экономики . 1 : 65–92. doi : 10.1146/annurev. Economics.050708.143336 . S2CID 39442091 .
- ^ Мелисса Делл (2021). «Устойчивость и трансформация в экономическом развитии» . Индийское экономическое обозрение . 56 (2): 285–311. дои : 10.1007/s41775-021-00122-9 . S2CID 244846857 .
- ^ Штейн, Стив (1980). Популизм в Перу: появление масс и политика социального контроля (1. печатное изд.). Мэдисон, Висконсин: Univ. Висконсин Пр. п. 59. ИСБН 978-0299079901 .
- ^ Эскобаль, Хавьер. «Преимущества сельских дорог: расширение возможностей получения дохода для сельской бедноты» (PDF) . Оценка . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2014 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ МакКлинток, Синтия (1998). РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ФНОФМ Сальвадора и «Сияющий путь» Перу . Джорджтаунский университет. ISBN 978-1-878379-76-4 .
- ^ Делл, Мелисса (ноябрь 2010 г.). «Постоянные последствия добычи полезных ископаемых Мита в Перу». Эконометрика . 78 (6): 1863–1903. дои : 10.3982/ecta8121 .
- ^ Б, М. (30 сентября 1967 г.). «Народное сотрудничество в Перу» . Revista de Fomento Social (на испанском языке): 289–292. дои : 10.32418/rfs.1967.87.4079 . ISSN 2695-6462 .
- ^ «[Название не найдено]». Revista de Fomento Social . 1967. doi : 10.32418/rfs.1967.87 . ISSN 2695-6462 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кансеко, Мария Ростворовски де Диес (1999). История государства инков (Переведено в цифровую печать, 2006 г., изд.). Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521637596 .
- Коул, Джеффри А. (1985). Потоси мита, 1573–1700: принудительный труд индейцев в Андах . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0804712569 .
- Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки (перепечатано под ред.). Оксфорд: Паб Блэквелл. ISBN 978-1405116763 .
- Делл, Мелисса. «Горный мита: объяснение институциональной устойчивости» (PDF) . Стэнфорд Пресс . Проверено 12 марта 2013 г.
- Делл, Мелисса. «Постоянные последствия добычи полезных ископаемых Мита в Перу» (PDF) . Издательство Гарвардского университета . Проверено 12 марта 2013 г.
- Эскобаль, Хавьер. «Преимущества сельских дорог: расширение возможностей получения дохода для сельской бедноты» (PDF) . Оценка . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2014 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- Роу, Джон Х. (1946). «Культура инков во время испанского завоевания» (PDF) . Справочник южноамериканских индейцев . 2 : 183–330 . Проверено 12 марта 2013 г.
- Штейн, Стив (1980). Популизм в Перу: появление масс и политика социального контроля (1. печатное изд.). Мэдисон, Висконсин: Univ. Висконсин Пр. ISBN 978-0299079901 .