Одинаковый
Айни ( кечуа и аймара также пишутся как Айний или Айни ) может относиться либо к концепции взаимности или мутуализма среди людей Андских горных сообществ, либо к практике этой концепции. [1] Как существительное, закон айни утверждает, что все в мире взаимосвязано, и является единственной заповедью, которая управляет повседневной жизнью во многих сообществах, таких как К'эро . [2] В качестве глагола это часто относится к сотрудничеству между членами сообщества , когда один член дает другому, он или она имеет право получить что-то взамен. Среди известных практикующих айни — кечуа и аймара , а также множество других племен, живущих в Перу , Эквадоре и Боливии .
Айни в детстве
[ редактировать ]В таких сообществах, как Q'ero , пять принципов определяют андский образ жизни: мунай (любить), ячай (учиться, знать и помнить), ллан'кай (работать), каусай (жизнь) и айни ( взаимность). [3] Среди них айни считается наиболее важным принципом, поскольку он составляет основу жизни. Это связано с тем, что айни не ограничивается компенсацией за предыдущую помощь; более широкое определение айни - это обмен энергией между людьми, природой и вселенной. [4]
Примером этого может быть айни между человеком и деревом: дерево поливает человек, и дерево использует эту воду для преобразования углекислого газа в кислород и глюкозу. Кислород используется людьми для дыхания и выживания, а некоторое количество глюкозы может в конечном итоге попасть в продукты, которые люди используют, например, во фрукты. В свою очередь, люди преобразуют кислород обратно в углекислый газ для использования деревом, а также сажают семена, которые производит дерево, чтобы создать больше деревьев. Простой полив дерева также может принести плоды, в том числе: создание тени, ветрозащитных барьеров, почвенных якорей и многое другое. Таким образом, отношения, которые можно определить как айни, распространяются на все полезное, затрагивающее две стороны.
Айни как глагол
[ редактировать ]На практике общины кечуа и аймара применяют айни посредством взаимодействия между людьми. Считается, что это произошло из-за сурового климата Андского горного региона и мутуализма, необходимого для выживания людей, живущих там. [5]
Члены сообщества помогают другим членам в личных целях, когда необходима поддержка для таких видов деятельности, как строительство и посадка растений. Питание и напитки участникам обеспечивает принимающая сторона. Сторона, которой помогли, возвращает услугу, помогая тем, кто помог им, или другим, нуждающимся в помощи, завершая взаимность.
Его не следует путать с Mink'a , также родом из Андского региона, участникам которого обычно платят за такие услуги, как сбор урожая. [6]
Похожие концепции
[ редактировать ]В мире существует множество концепций, схожих с айни. Хотя ни один из них не является в точности таким же, как айни, все они в определенной степени демонстрируют мутуализм.
- Строительство сарая (Северная Америка)
- Баянихан (Филиппинский)
- Пчела (Северная Америка, Австралия)
- Дугнад (норвежский)
- Гадуги (Чероки)
- Калака (венгерский)
- Готонг-ройонг (индонезийский, малазийский)
- Харамби (Кения)
- Имедже (турецкий)
- Консорциум (Ирландия)
- Минка (Андский)
- Моба (сербский)
- Наффир (суданский)
- Талкут (финский)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мангейм, Брюс (осень 1986 г.). «Язык взаимности на южном перуанском языке кечуа». Антропологическая лингвистика . 28 (3): 267–273. JSTOR 30027956 .
- ^ «АЙНИ – сила взаимности | Мир Инков» . www.inka-world.com . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ Уильямс, Дж. Э. (2005). Андский кодекс: приключения и посвящения перуанских шаманов . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Издательство Hampton Roads. ISBN 1-57174-304-9 .
- ^ «АЙНИ – сила взаимности | Мир Инков» . www.inka-world.com . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Перу: Жизнь кечуа | Scholastic.com» . www.scholastic.com . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ Уолш-Дилли, Мэриголд (май 2012 г.). Переговоры о гибридности: моральная экономика и глобализация в горной Боливии (докторская диссертация). Корнелльский университет. hdl : 1813/31465 .