Семья
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Айллу Андах традиционная форма общины в , , семейный клан, — особенно среди кечуа и аймара . Они представляют собой модель местного самоуправления коренных народов в Анд регионе Южной Америки , особенно в Боливии и Перу .
Айллус функционировал до завоевания инков , во время инков и испанского колониального периода, и продолжает существовать по сей день — например, Андская община Окра . [1] Членство давало отдельным семьям больше разнообразия и безопасности на земле, которую они обрабатывали. [2] Айллус имел определенные территории и, по сути, представлял собой расширенную семью или родственные группы, но мог включать в себя неродственных членов. Их основной функцией было решение вопросов существования, а также вопросов, как ладить в семье и обществе в целом. Айллус произошел от звезд в космогонии инков, и точно так же, как звезды имели уникальные небесные местоположения, каждый айллу имел земное местоположение, определенное пакариной , мифической точкой возникновения линии уака . [3]
Текущая практика
[ редактировать ]Айллу — это слово как на языках кечуа , так и на языках аймара, обозначающее сеть семей в данной местности, часто с предполагаемым или вымышленным общим предком. [1] Мужскую голову айллу называют малку , что буквально означает « кондор », но этот титул можно более свободно перевести как «принц». [4]
Айллусы отличаются сравнительной самодостаточностью , общей территорией и отношениями взаимности. [1] Члены участвуют в совместном коллективном труде для внешних учреждений ( mit'a ), во взаимном обмене помощью ( кечуа : айни ), а также в дани трудовому труду сообщества ( минка , испанский : faena ). [5]
«Солидарность Айллу – это сочетание родственных и территориальных связей, а также символизма. (Альбо 1972; Дувиольс 1974; Цопик 1951; и Уриосте 1975). Эти исследования, однако, не объясняют, каким образом айллу представляет собой корпоративное целое, включающее в себя социальные принципы, вертикальность и метафору...
Айллу также относится к людям, которые живут на [общей] территории ( ллахта ) и кормят земные святыни этой территории». [6]
В Боливии представители айлусов направляются в Национальный совет айлусов и маркасов Кулласую (Конамак). Это тело выбирает Апу Малку своим главой .
Историческая функция и организация
[ редактировать ]Как соотносятся древняя и нынешняя организационная форма, неясно, поскольку испанские хроники не дают точного определения этого термина. [4]
Айллу были самодостаточными социальными единицами, которые давали образование своим детям, занимались сельским хозяйством или торговали всей едой, которую они ели, за исключением случаев катастроф, таких как годы Эль-Ниньо , когда они полагались на систему складов инков. [7] Каждый айллу владел участком земли, и члены имели взаимные обязательства друг перед другом. [8] часто У айллу был свой собственный вака , или второстепенный бог, обычно воплощавшийся в физическом объекте, таком как гора или скала. «Аюллусы были названы в честь конкретного человека или места». [4] : 248
В браке женщина, как правило, присоединялась к классу и айллу своего партнера, как и ее дети, но унаследовала свою землю от родителей и сохраняла свое членство в айллу по рождению. Так происходило большинство перемещений людей между айллу. Но человек также может присоединиться к айллу, приняв на себя ответственность членства. Сюда входили минка , общественная работа для общих целей, айни , или работа в натуральной форме для других членов айллу, и мита , форма налогообложения, взимаемая правительством инков и испанскими вице-королевствами. [7] [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Левеллен, Тед К. (2003). Политическая антропология: Введение . АВС-КЛИО. стр. 38–39. ISBN 978-0-89789-891-1 .
- ^ Бек, Роджер Б.; Блэк, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Шабака, Дахия Ибо (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 0-395-87274-Х .
- ^ Эрл, Тимоти К.; Джонсон, Аллен В. (1987). Эволюция человеческих обществ: от собирательной группы к аграрному государству . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 263 . ISBN 0-8047-1339-1 .
- ^ Jump up to: а б с Макьюэн, Гордон Ф., изд. (1996). «Айлу». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры . Том. 1. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 248.
- ^ Бахр, Энн Мари Б.; Марти, Мартин Э. (март 2005 г.). Коренные религии . Издательство информационной базы. стр. 135–136 . ISBN 978-0-7910-8095-5 .
- ^ Бастьен, Джозеф (1978). Гора Кондора: метафора и ритуал в андском айллу .
- ^ Jump up to: а б Инки: Повелители золота и славы . Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1992. с. 64 . ISBN 0-8094-9870-7 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 года.
- ^ Демарест, Артур Эндрю; Конрад, Джеффри В. (1984). Религия и империя: динамика экспансионизма ацтеков и инков . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 97. ИСБН 0-521-31896-3 .
- ^ Тейлор, Уильям Б.; Миллс, Кеннет (1 апреля 1998 г.). Колониальная испанская Америка: документальная история . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-7425-7408-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бастьен, Джозеф (1978). Гора Кондора: метафора и ритуал в андском айллу .
- Годой, Р. (1986). «Финансовая роль Андского айллу». Мужчина . 21 (4): 723–741. дои : 10.2307/2802905 . JSTOR 2802905 .
- Роу, Джон Х. (1946). «Культура инков во время испанского завоевания». Справочник южноамериканских индейцев . Том. 2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Модель инков» . mesacc.edu . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года.
- Виджани, Алессандро (февраль 2008 г.). «История и текущие дела айллу в боливийском контексте» (PDF) . Ахав. Журнал антропологии (12): 2–12. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2009 г.