Инки в Центральном Чили
История Чили |
---|
![]() |
Хронология • Годы в Чили |

Правление инков в Чили было недолгим, оно длилось с 1470-х по 1530-е годы, когда Империя инков была поглощена Испанией . Основные поселения Империи инков в Чили располагались вдоль рек Аконкагуа , Мапочо и Майпо . [1] Кильота в долине Аконкагуа, вероятно, была главным поселением инков. [1] Большую часть населения, завоеванного инками в Центральном Чили, составляли диагитас и часть промаукаев (также называемых пикунчес). Инки, по-видимому, проводили различие между «провинцией Чили» и «провинцией Копайапо», соседствующей с ней на севере. [2] [А] В долине Аконкагуа инки поселили людей из районов Арекипы и, возможно, также с озера Титикака . [3]
Расширение инков
[ редактировать ]Точная дата завоевания Центрального Чили Империей инков не известна. [4] Исследование керамики , проведенное в 2014 году, предполагает, что влияние инков в Центральном Чили началось еще в 1390 году. [5] [6] Тем не менее, общепринято, что Центральное Чили было завоевано во время правления Топа Инки Юпанки , и в большинстве ранних испанских хроник указывается, что завоевание произошло в 1470-х годах. [4]
Начиная с историков XIX века Диего Барроса Араны и Хосе Торибио Медины , различные ученые отмечали, что присоединение Центрального Чили к Империи инков было постепенным процессом. [4] Тем не менее, общепринято, что присоединение к империи произошло в результате войны, которая привела к серьезному сокращению населения в Поперечных долинах Норте -Чико , родины Диагиты . [7] Летописец Диего де Росалес рассказывает о восстании против инков на землях Диагуита в Кокимбо и Копьяпо , одновременно с Гражданской войной инков . [8] Это восстание было бы жестоко подавлено инками, которые устроили повстанцам «великое наказание». [8]
Одна из теорий утверждает, что Центральное Чили было завоевано Империей инков с востока после того, как войска инков пересекли Анды в долине Эрмосо (32°22’ ю.ш.) и перевале Успаллата (32°50’ ю.ш.). Эта атака с востока должна была быть предпринята для того, чтобы избежать более прямых, но негостеприимных маршрутов, пересекающих пустыню Атакама . [9] Хосе Торибио Медина утверждал в 1882 году, что инки вошли в Центральное Чили как с севера, так и с востока. [9]
Сообщается, что войска Империи инков достигли реки Мауле и вступили там в битву с мапуче из рек Мауле и Итата. [1] Тем не менее, место битвы неизвестно, поскольку историк Освальдо Силва предполагает, что она произошла недалеко от Консепсьона . [8]
Битва при Моле
[ редактировать ]Битва при Мауле относится к битве, которая произошла в связи с экспансией инков в Центральное Чили . Основное повествование принадлежит Гарсиласо де ла Вега, инков летописцу и испанца по происхождению.
Историк Освальдо Силва оспаривает окрестности реки Мауле как места битвы, утверждая вместо этого, что битва могла произойти где угодно между реками Майпо и Био-Био , в то время как он склонен расположить битву недалеко от Консепсьона в устье реки Био-Био. [8]
Традиционная точка зрения, основанная на трудах Гарсиласо де ла Вега, утверждает, что битва при Мауле остановила продвижение инков. Однако Освальдо Силва вместо этого предполагает, что именно социальная и политическая структура мапуче представляла главную трудность в установлении имперского правления. [8] [Б]
Отчет Гарсиласо де ла Вега
[ редактировать ]После захвата регионов северного Чили, Копьяпо , Кокимбо , Аконкагуа и долины Майпо вокруг того, что сейчас называется Сантьяго , [11] генерал инков Синчирука послал 20 000 человек в долину реки Мауле . [12] Народ Пикунче ; , населявший этот последний регион южнее долины Майпо вплоть до реки Итата , отказался подчиниться власти инков и призвал своих союзников к югу от Мауле Анталлы, Пинку и Кауки присоединиться к борьбе с этими захватчиками. [12] Это неповиновение дало им отличительное имя Пурумаукас от кечуа слова purum awqa , что означает «дикий враг». Позже испанцы исказили это название на Promaucaes .
Инки переправились через реку Мауле и, следуя своему старому обычаю, отправили гонцов с требованием от этих пурумаука подчиниться власти инков или прибегнуть к оружию. Пурумаука решили умереть, прежде чем потерять свободу, и ответили, что победители будут хозяевами побежденных и что инки быстро увидят, как Пурумаука подчиняются. Через три или четыре дня после этого ответа прибыли пурумаука и их союзники и разбили лагерь перед лагерем инков с 18 000–20 000 воинов. Инки пробовали дипломатию, предлагая мир и дружбу, заявляя, что они не собираются отбирать их землю и имущество, а хотят дать им возможность жить как мужчины. Пурумаука ответили, что пришли не для того, чтобы тратить время на пустые слова и рассуждения, а для того, чтобы сражаться до тех пор, пока не победят или не умрут. Инки пообещали битву на следующий день. [12]
На следующий день обе армии покинули свои лагеря и сражались весь день, не получив преимущества, и обе потеряли много раненых и убитых. Ночью они оба удалились на свои позиции. На второй и третий день они боролись с одинаковыми результатами. В конце третьего дня битвы обе фракции увидели, что потеряли более половины своего числа убитыми, а живые почти все были ранены. На четвертый день ни одна из сторон не покинула свой укрепленный лагерь, так как надеялась защитить его в случае нападения противников. Пятый и шестой дни прошли таким же образом, но к седьмому Пурумаука и их союзники отступили и вернулись домой, заявляя о победе. [13]
Южная граница Империи
[ редактировать ]Большинство современных ученых полагают, что южная граница Империи инков расположена между Сантьяго и рекой Майпо или где-то между Сантьяго и рекой Мауле. [14] Традиционное мнение среди чилийских историков и историков Империи инков состоит в том, что границей была река Мауле. Эта точка зрения была впервые представлена Уильямом Прескоттом в 1847 году, а затем ей последовали Мигель Луис Амунатеги , Диего Баррос Арана , Рикардо Э. Латчем , Франсиско Антонио Энсина и Грета Мостны . [8] В отличие от этого, граница на реке Майпо была впервые оспорена в наше время Хосе Торибио Мединой в 1882 году, к которой позже присоединились Хайме Эйсагирре и Освальдо Силва . [8] [15] Некоторые ранние испанские конкистадоры также предполагают, что река Майпо или близлежащий район является границей, включая Педро Мариньо де Лобера , Эрнандо де Сантильян , Херонимо де Кирога , Херонимо де Вивар и Педро де Вальдивии письмо Карлу V, императору Священной Римской империи . [8]
С другой стороны, испанские летописцы Мигель де Олаваррия и Диего де Росалес утверждали, что вместо этого граница инков проходила гораздо южнее, у реки Био-Био . [14] Несмотря на эти разные претензии на границу Империи инков, войска инков, похоже, никогда не пересекали реку Био-Био. [8] [16] Как и в случае с другими границами Империи инков, южная граница состояла из нескольких зон. [4] [16] Сначала внутренняя полностью объединенная зона с митимами, защищенными линией пукар (крепостей), а затем внешняя зона с пукарами инков, разбросанными среди союзных племен. [16] Эта внешняя зона должна была располагаться между реками Майпо и Мауле. [4] [16]
Самая дальняя точка, которой достигли инки
[ редактировать ]Начиная с Медины Хосе Торибио, историки проводили различие между местами, достигнутыми инками, и фактической зоной, находившейся под имперским правлением. [8]
Хотя историк Хосе Бенгоа заключает, что войска инков, очевидно, никогда не пересекали реку Био-Био, [16] летописец Диего де Росалес сообщает о том, как инки пересекли реку, направляясь на юг до Ла-Империала и возвращаясь на север через Тукапель вдоль побережья. [8] В реконструкции Освальдо Сильвы событий, приведших к битве при Мауле, инки, возможно, достигли юга до района Консепсьон рядом с рекой Био-Био в начале 1530-х годов, прежде чем вернуться на север. [8]
инки янакуна и Америко Гордон полагают, что Археологи Том Диллехей добыли золото к югу от границы инков на свободной территории мапуче . Следуя этой мысли, основным мотивом экспансии инков на территорию мапуче был доступ к золотым рудникам . [14] Однако знание и использование золота среди мапуче началось не с инков, поскольку в культуре мапуче было свое собственное слово, милла , и культурное значение золота до экспансии инков. [17] Диллехей и Гордон также утверждают, что вся ранняя керамика мапуче в Вальдивии изготовлена по эскизам инков. [14] Влияние инков, возможно, проявляется даже на юге, вплоть до провинции Осорно (40–41° ю.ш.), в виде кечуа и кечуа- аймара топонимов . [18] С другой стороны, эти топонимы произошли в колониальные времена от населения Вальдивской системы фортов , которая служила исправительной колонией, связанной с перуанским портом Эль-Кальяо . [19]
Влияние
[ редактировать ]Общество Диагита
[ редактировать ]Инки оказали влияние на диагитов, которые переняли дизайн керамики из Куско и техники инков в сельском хозяйстве и обработке металлов. [7]
Империя инков, судя по всему, изгнала так называемых копиапо Томатас с земель Диагиты и поселила эту группу недалеко от Тарихи на юге Боливии. [20] Вместо этого чуруматы были переброшены наоборот, из окрестностей Тарихи в долину Эльки . [20]
Вокруг долины Эльки почти вся коренная топонимика принадлежит либо кечуа , либо мапуче . [21] В долине не известна топонимика Диагита (Какан). [21] Топонимия кечуа связана с присоединением долин к Империи инков в конце 15 - начале 16 веков. Некоторые топонимики мапуче относятся к правлению инков, но другие, вероятно, были его ровесниками или предшествовали ему. [21] [22]
Общество мапуче
[ редактировать ]Благодаря своим контактам с захватчиками инками, мапуче впервые встретились с людьми, имеющими государственную организацию . Их контакты с инками дали им коллективное понимание, позволяющее отличить их от захватчиков и объединить их в рыхлые геополитические единицы, несмотря на отсутствие у них государственной организации. [23]
Золотые и серебряные браслеты и «своего рода короны» использовались мапуче в районе Консепсьона во время прибытия испанцев, как отметил Херонимо де Вивар . Это интерпретируется либо как дары инков, военные трофеи от побежденных инков, либо как заимствование металлургии инков. [8] Инкам приписывают появление глинобитных построек в Центральном Чили. [24]
В результате правления инков в Чили язык мапуче заимствовал много слов из императорского языка кечуа . Однако некоторые слова, которые могут показаться заимствованными словами кечуа, такие как antu (солнце), Calcu (колдун), cuyen (луна) и chadi (соль), на самом деле, скорее всего, являются гораздо более старыми заимствованиями из языка Puquina . [6] [С]
Дорожная сеть
[ редактировать ]Инки использовали разветвленную дорожную сеть как в Чили, так и на остальной территории империи. К северу от долины Копьяпо основной трудностью для дорожной системы инков была нехватка воды, к югу от долины Копьяпо основной трудностью был неровный рельеф с множеством горных хребтов и долин . [9] Чтобы решить эти проблемы, инки приняли две стратегии и построили две дороги с севера на юг от долины Копьяпо до долины Майпо, каждая из которых соответствовала определенной стратегии. [9] Одна дорога, Продольная Андская дорога инков ( испанский : Camino Inca Longidunal Andino ), [26] поднялся высоко в Анды через вершины долин , где долины были менее глубокими . [9] Другой следовал по прибрежным равнинам. [9]

Продольная Андская дорога инков проходит с широты долины Уаско с севера на юг, в основном вдоль ряда геологических разломов (включая разлом Валериано ). [26] [27] [28] Эта дорога проходит на высоте от 28° южной широты до 38° южной широты на высоте более 4000 метров над уровнем моря недалеко от аргентинско -чилийской границы. [26] [27] [28] На широте долины Чоапа дорога спускается примерно до 2000 м над уровнем моря. [28] Несколько дорог, пересекающих водораздел Анд, соединяют Продольную Андскую дорогу инков с параллельной дорогой инков в Аргентине. [29] Продольная Андская дорога инков позволяла получить доступ к нескольким горнодобывающим районам и имела много воды. С другой стороны, его климат отличается большим диапазоном суточных температур, и зимой он был недоступен из-за снегопадов . [9]
Прибрежная дорога позволяла двигаться с севера на юг более прямолинейно. Кроме того, климат здесь менее суровый, чем Продольная Андская дорога инков, и он доступен круглый год. [9] Эта дорога проходит в основном ок. В 30 км к востоку от Тихого океана , но в некоторых местах имеет выход к морю. Именно этот маршрут использовал Диего де Альмагро в 1536 году. [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Название и расположение «провинции Копайапо» совпадает с топонимом Копьяпо . [2]
- ↑ Аналогичным образом Хосе Бенгоа утверждает, что фактором, способствовавшим войне Арауко между испанцами и мапуче, было отсутствие традиции принудительного труда, такой как Андская мита, среди мапуче, которые в основном отказывались служить испанцам. [10]
- ^ Язык пукина также оказал влияние на кечуа, отсюда и путаница. Было высказано предположение, что крах Империи Тиуанако в 1000 г. н.э. вызвал миграционную волну на юг, которая привела к доинкскому влиянию Центральных Анд на общество и язык мапуче. [6] [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бенгоа 2003, стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Кортес Ларравиде, Энрике (2016). «Существовала ли в одноименной долине группа под названием Копьяпо? Размышления из колониальных свидетельств» . Журнал Historical Time (на испанском языке). 7 (12): 17–32.
- ^ Мостный 1983 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с д и Леон, Леонардо (1983). «Экспансия инков и сопротивление коренных народов в Чили, 1470–1536 гг.» (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 10 . Университет Тарапаки : 95–115. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ Корнехо, А. (2014). О хронологии начала введения Куско в Чили. Исследования Атакаменьоса 47 : 101–116.
- ^ Jump up to: а б с Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Ландео, Пабло (2015). «Afines quechua en el словарь мапуче Луиса де Вальдивии» [слова Акинса кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии]. Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2). дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ампуэро 1978, с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Сильва Галдамес, Освальдо (1983). «Остановила ли битва при Мауле экспансию инков на юг Чили?» . Тетради по истории (на испанском языке). 3 :7–25 . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стенберг, Р.; Карвахаль, Н. (1988). «Сеть дорог инков в южных пределах империи: участок долины Лимари – долины Майпо». В Диллехе, Том; Незерли, Патрисия (ред.). Граница государства инков (на испанском языке). стр. 153–1982.
- ^ Бенгоа 2003, стр. 252–253.
- ^ «Висенте де Карвалло и Гойенече: Историко-географическое описание Королевства Чили - Чилийская память, Национальная библиотека Чили» . www.memoriachilena.cl (на испанском языке) . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Реальные комментарии: 2da VII 19 — Wikisource» . es.wikisource.org (на испанском языке) . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ «Реальные комментарии: 2da VII 20 — Wikisource» . es.wikisource.org (на испанском языке) . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Диллехей, Т .; Гордон, А. (1988). «Доиспанская деятельность и ее влияние в Араукании». В Диллехе, Том; Незерли, Патрисия (ред.). Граница государства инков (на испанском языке). стр. 183–196.
- ^ Гойкович Видела, Фрэнсис (2002). «Осады Освальдо Сильвы Галдамеса: разгадывание основ дискурса». Журнал истории коренных народов (на испанском языке). 6 :7–28.
- ^ Jump up to: а б с д и Бенгоа 2003, с. 39
- ^ Паяс Пуигарнау, Гетрудис; Виллена Арайя, Белен (15 декабря 2021 г.). «Запросы о значении золота в культуре мапуче. Исследование источников и нечто большее» [Запросы о значении золота в культуре мапуче. Обзор источников и не только. Исследования Атакаменьоса (на испанском языке). 67 . doi : 10.22199/issn.0718-1043-2021-0028 .
- ^ Рамирес Санчес, Карлос (1997). Коренная ономастика Чили: Топонимия Осорно, Льянкиуэ и Чилоэ (на испанском языке). Сантьяго, Чили: Южный университет Чили .
- ^ Берналес Лилло, Марио (1984). «Диахронические аспекты в топонимии Вальдивии» . Анналы Чилийского университета (на испанском языке). 5 (5): 79–94.
- ^ Jump up to: а б Патиньо, Роберто (20 января 2019 г.). «Чуруматас и помидоры, чилийская связь в Тарихе» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Карвахаль Лазо, Герман. «Индигенская топонимия долины Эльки» . Academia.edu (на испанском языке). стр. 1–16. Архивировано из оригинала 19 мая 2022 г. Проверено 18 мая 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Теллес, Эдуардо (2008). Диагитас: Исследования (на испанском языке). Сантьяго , Чили: Akhilleus Editions. п. 43. ИСБН 978-956-8762-00-1 .
- ^ Бенгоа 2003, с. 40
- ^ Мостный 1983 , с. 157.
- ^ Диллехей, Том Д .; Пино Кивира, Марио ; Бонзани, Рене; Сильва, Клаудия; Валлнер, Йоханнес; Ле Кен, Карлос (2007) Культивируемые водно-болотные угодья и возникающие сложности на юге и центральной части Чили, а также последствия изменения климата на больших расстояниях . Античность 81 (2007): 949–960.
- ^ Jump up to: а б с Стеберг 1995, с. 187.
- ^ Jump up to: а б Стеберг 1995, с. 195.
- ^ Jump up to: а б с Стеберг 1995, с. 200.
- ^ Стеберг 1995, с. 190.
Библиография
[ редактировать ]- Ампуэро Брито, Гонсало (1978). Культура Диагита (на испанском языке). Департамент культурного развития Министерства образования .
- Бенгоа, Хосе (2003). История древних мапуче юга (на испанском языке). Сантьяго: Каталония . ISBN 956-8303-02-2 .
- Мостный, Грета (1983) [1981]. Предыстория Чили (на испанском языке) (6-е изд.). Сантьяго-де-Чили: Издательство университета .
- Стеберг, Рубен (1995). Инсталляции инков в северном и центральном Чили (PDF) (на испанском языке). Сантьяго: Управление библиотек, архивов и музеев . ISBN 956-244-035-4 . Проверено 5 февраля 2014 г.
- Вильялобос, Серджио ; Сильва, Освальдо; Сильва, Фернандо; Эстель, Патрисио (1974). История Чили (на испанском языке) (14-е изд.). Университетское издательство . ISBN 956-11-1163-2 .
- Инка Гарсиласо де ла Вега , Королевские комментарии , Часть вторая: Книга VII, Гл. 18, 19, 20.
- Висенте Карвалло-и-Гойенече , Описание Историческая география Королевства Чили , PDF E Libros из Memoria Chilena (История Чили 1542-1788)