Jump to content

Уака де Чена

Координаты : 33 ° 36'53,85 "ю.ш., 70 ° 44'49,55" з.д.  / 33,6149583 ° ю.ш., 70,7470972 ° з.д.  / -33,6149583; -70,7470972

33°36′53.85″S 70°44′49.55″W / 33.6149583°S 70.7470972°W / -33.6149583; -70.7470972

Белая Пукара

Уака-де-Чена , также известная как Чена-Пукара , — стоянка инков на горе Чена, в бассейне Сан-Бернардо , на границе коммун Калера-де-Танго и Майпо в Чили . [ 1 ] Тала Канта Илабе была последней Инкой, которая праздновала Инти Райми в своем Ушну .

Этимология

[ редактировать ]

Слово Чена означает пума в эстральном цикле на языке кечуа . [ 2 ]

Это место было построено инками Кулласую . Крепость на горе Чена, или пукара, расположена на мысе Кукара, у въезда на дорогу Катемито. [ 3 ] В 1976 году археолог Рубен Стеберг опубликовал отчет «Крепость Чена и ее связь с оккупацией инками центрального Чили». [ 4 ] Топографическую съемку осуществил инженер Ганс Нимейер .

Южное святилище

[ редактировать ]

В настоящее время, несмотря на разногласия по поводу его оккупации инками в доколумбовые времена, [ нужны дальнейшие объяснения ] Пукара-де-Чена признана самым южным святилищем инков. [ нужна ссылка ]

Архитектура

[ редактировать ]

Эта крепость состоит из девяти ограждений, расположенных на вершине холма, и двух окружающих стен, которые первоначально интерпретировались как оборонительные сооружения. Первая попытка новой интерпретации их функции была опубликована в 1991 году. В ней указывается, что периметр стенок пукары предполагает форму животного, возможно, кошачьего . [ 5 ] и приходит к выводу, что это были не оборонительные стены, а скорее изображение трех областей инков космовидения . [ нужна ссылка ]

Форма кошачьей, такая же, как у Куско.

[ редактировать ]

Эта форма, похожая на форму животного (уникальная в Чили), близка фигуре пумы , также была представлена ​​в макете кардинального города Империи инков которая Куско .

Сармьенто де Гамбоа указал, что строитель города задумал его в форме пумы. [ 6 ] Фернандо и Эдгардо Элорриета описывают большое количество построек инков, расположенных в священной долине, как напоминающие формы животных, некоторые из них связаны с созвездиями, виденными в ночном небе. [ 7 ] Они также описывают связь этих зданий с астрономией.

На заднем конце этого животного имеются отверстия для дверей, коридоров и перегородок между стенами, которые позволяют пройти первому лучу солнца в дни солнцестояния и равноденствия . Первый луч солнца в день зимнего солнцестояния (21 июня) проходит через четыре двери в одном направлении. Несколько месяцев спустя, во время рассвета летнего солнцестояния (21 декабря), последний луч солнца следует по пути в противоположном направлении. [ нужна ссылка ]

Уака де Чена

[ редактировать ]

Уака ) — ( кечуаньская вака священное место, пространство ритуального использования. Предыдущие описания, кажется, указывают на то, что Пукара Чены была и остается вакой.

Эта андская сакрализация географии имеет давние прецеденты в Андах, и ее не следует рассматривать исключительно как инков, даже если Тавантинсую адаптировал ее в соответствии со своими политическими интересами. Кроме того, не следует полагать, что такое географическое восприятие может быть только применительно к ядерному региону Анд, куда бы ни направлялись государственные служащие Тавантинсуйу или его влияние, там также распространялся этот особый способ восприятия и организации физического мира».

Причины, почему это хуака, а не пукара

[ редактировать ]

Причины, которые поддерживают это место как церемониальный, а не военный комплекс:

  • Оружия при раскопках обнаружено не было; вода находится в 2,5 км; жилье вмещает 6 человек, что недостаточно для гарнизона, который должен был защищать обширные стены по периметру;
  • Пукара имеет зооморфную форму (похожа на «пуму»), и это характерно для церемониальных центров инков;
  • При наблюдении пукара состоит из трех отдельных пространств (первая стена по периметру, вторая стена по периметру и центральные ограждения), которые можно интерпретировать как типичный «Тричасти инков Пачакути Ямки » (нижняя зона, наземная зона и небесная зона);
  • Наконец, в первичном вольере можно наблюдать существование одного Ушну (места наблюдения). Любопытно, что можно проследить совершенно прямую линию между ушну Чены и местом захода Солнца в дни каждого зимнего солнцестояния (на горном хребте Ла Коста).

Астрономическая обсерватория Уака де Чена

[ редактировать ]

Инки разработали астрономию, основанную на восходе и заходе Инти (Солнца), Квиллы (Луны) и некоторых планет и звезд, в частности Часки (Венеры) и Коллки (Плеяд). В 1996 году новая статья, опубликованная в инженерном журнале, предложила новую интерпретацию, согласно которой пукара могла быть ритуальным местом и астрономической обсерваторией , а не крепостью . Обилие специальной литературы свидетельствует о том, что астрономы инков проводили высокоточные наблюдения и строили обсерватории на всей занимаемой ими территории. Эти обсерватории были необходимы для разработки календарей сельскохозяйственного, религиозного, гражданского назначения и т. д. Боккас, [ 8 ] [ 9 ] подробно исследует это направление анализа.

Календарь

[ редактировать ]

Из-за больших расстояний, которые обычно существовали между деревнями, и необходимости пересекать их пешком, предполагается, что каждое относительно важное поселение опиралось на обсерваторию, которая позволяла жителям управлять своим собственным календарем . Поселение инков, обнаруженное испанцами по прибытии в долину Сантьяго, конечно же, не было исключением. [ 10 ] [ 11 ] Была также известна дата прохождения Солнца через надир ( антизенит ), и оно образовывало временную ось при прохождении через зенит . Авени обнаружил в городе инков Вануку-Пампа два важных здания , ориентация которых резко отличается от остальной части города: они совпадают с осью (зенит-антизенит), которая позже станет известна как « стандартное время Куско », предполагая, что Инки, не имея возможности применять одни и те же сезонные критерии на всей территории своей империи (к югу от тропиков Солнце никогда не проходит через зенит, как в случае с Ченой), были вынуждены поддерживать согласованность календарей между отдаленными местами их империя и столица. В Чене мы не видели такого соответствия « часовому поясу Куско ».

Навыки наблюдательности

[ редактировать ]

23 июня — праздник Инти Райми , Новый год инков. Инки, стоя в начале самой короткой красной линии, наблюдали первый луч Солнца, прошедший через щель между двумя стенами. Солнце поднималось за Ушну , или алтарем. Чтобы реконтекстуализировать этот праздник, эта дата была совмещена с праздником Сан-Хуан-Баутиста (24 июня), а также с праздниками Сан-Педро и Сан-Пабло (29 и 30 июня) в других городах.

Зимнее солнцестояние

[ редактировать ]

Восход зимнего солнцестояния происходит в «ключевой» точке от ушну Чены: ближайшем пересечении горизонта (шнур Чены) и самом дальнем пересечении (горная цепь Ла Коста). Кроме того, именно в этом направлении находится вершина самого высокого холма (1,166 м над уровнем моря), достигающего вершины к югу от Куэста -Сапата . [ 12 ] Эта деталь может быть не совпадением, а, скорее, важным топографическим требованием, поскольку в различных культурах высокие холмы ассоциируются с поклонением воде. [ 13 ]

Определение географической оси Север-Юг

[ редактировать ]

Чтобы определить астрономический или географический север, достаточно наблюдать точку восхода и точку захода звезды Вега (Альфа Лиры), Урку Чиллай или мачо-ламы у инков, примерно во время зимнего солнцестояния. Затем найдите середину, она представляет север. Этот простой метод, вероятно, позволил ранним астрономам определить ось Север-Юг. Следующая диаграмма была результатом более чем десятилетних наблюдений астрономических событий на месте и изображает систему астрономических наблюдений невооруженным глазом. Скорее всего, астрономы инков использовали его для создания уаки , а затем для реализации своих наблюдений за видимым движением звезд. [ нужна ссылка ]

Первый чек найден в Сантьяго

[ редактировать ]

Во время празднования Инти Райми в 2006 году в Уака-де-Чена молодой археолог и альпинист Рикардо Мояно наблюдал восход солнца и обнаружил углубление на холмах, где восходит Солнце, аналогично месту Портесуэло-дель-Инка . До этого момента это название никогда не имело объяснения. На основании этого наблюдения, по мнению Стеберга, это могла быть первая линия чеков, найденная в Сантьяго. В Куско чеки состояли из воображаемых линий, которые начинались у Кориканчи и двигались наружу к каждой ваке, образуя в общей сложности 328 вака . Они выполняли функцию политического, социального и религиозного порядка. Кориканча был основным храмом культуры инков . [ нужна ссылка ] На рассвете в день равноденствия Солнце проходит через дверь восточного ограждения, а затем пересекает коридор. На закате он меняет курс. Диагональ коридора доступа обозначает линию Север-Юг. [ нужна ссылка ] С помощью этого простого метода и использования глины и камней в качестве строительных материалов астрономы инков добились очень точных наблюдений. [ нужна ссылка ]

Доиспанское кладбище

[ редактировать ]

33 ° 36'39,94 "ю.ш., 70 ° 45'15,81" з.д.  / 33,6110944 ° ю.ш., 70,7543917 ° з.д.  / -33,6110944; -70,7543917  ( Доиспанское кладбище )

У подножия холма также были обнаружены два кладбища, предположительно Диагита -Инка, отделенные друг от друга примерно на 600 метров (2000 футов). Диагитас проявляют особую озабоченность своими захоронениями, что демонстрирует их заботу о жизни после смерти, в которой лама играет первостепенную роль. Двойная керамика указывает на веру в существование двух миров, шаманы связующим звеном которых являются . Приход инков принес с собой традицию возведения алтарей и святилищ на самых высоких холмах долины.

Пренебрежение и повторное открытие

[ редактировать ]

К сожалению, это важное место осталось без внимания. Его управление находится в руках муниципалитетов Калера-де-Танго и Сан-Бернардо, которые не имеют необходимых ресурсов для надлежащего содержания и управления. Забор с колючей проволокой, судя по всему, был перенесен незаконно и теперь вторгается на территорию Уаки. Отсутствие подробных карт этого места у муниципалитетов Сан-Бернардо и Калера-де-Танго задержало расследование. В настоящее время на территории, где были обнаружены кладбища, расположенные западнее, находятся возделываемые поля. На вершине реконструкция, проведенная в 1960-х годах, практически разрушена, осталось только основание некоторых стен, а часть их полностью исчезла. Туристы случайно сняли камни со стен, чтобы разжечь костры. На знаках, установленных много лет назад, до сих пор упоминается использование пукары в военных целях как единственная функция. Никаких упоминаний о результатах, полученных в результате нового исследования, не существует. Срочно необходимы серьезные усилия, чтобы спасти и возродить эту важную часть доиспанского прошлого.

Современное религиозное использование

[ редактировать ]

В отличие от этой физической заброшенности, в последнее десятилетие различные группы и люди вновь открыли для себя Уаку. Сообщество кечуанцев аймара из Сантьяго выделяется, поскольку они ведут переговоры с властями, чтобы вернуть Уака-де-Чена в качестве ритуального пространства для нынешнего и будущих поколений потомков коренных народов Анд. Общины считают очень важным, чтобы потомки андских деревень восстановили это священное место (ныне находящееся в совершенно заброшенном состоянии) и, следовательно, создали собственное ритуальное пространство внутри города. Это позволило бы им установить физическую и духовную связь со своим культурным наследием. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

(на испанском языке)

  • Бустаманте Диас, Патрисио (2006). «Сантьяго-дель-Нуэво-Экстремо, город без прошлого?» (PDF) . Городской и ландшафтный дизайн . 3 (9).
  • Бауэр Брайан, Дирборн Дэвид, Астрономия и Андская империя, Центр Андских исследований Бартоломе де Лас Касас, Куско, Перу, 1998.
  • Боккас, Максим; Бустаманте Диас, Патрисио; Гонсалес Варгас, Карлос; Монсальве Родригес, Карлос (1999). «Многообещающие археоастрономические исследования в Чили». В Эстебане — Сезар; Бельмонте, Хуан Антонио (ред.). Oxford VI и SEAC 99 «Астрономия и культурное разнообразие»: материалы международной конференции «Oxford VI & SEAC 99», состоявшейся в Museo de la Ciencia y el Cosmos, Ла-Лагуна, июнь 1999 г. Автономная организация музеев Кабильдо Тенерифе, OACIMC. стр. 115–123. ISBN  978-84-88594-24-2 .
  • Бустаманте Патрисио, Окружающая среда: каменные сооружения, ландшафт и астрономия в Эль-Чоапе, Чили (14.02.2005 - 1) Пукара-де-Чена
  • Бустаманте, Патрисио (1996). «Уака Серро Чена, священная архитектура народа инков». Чимин . 61 : 32–35.
  • Элорриета Салазар Фернандо и Элорриета Салазар Эдгардо, 1996, Священная долина инков, мифы и символы, Общество Пачаритампу Хатха, Куско, Перу.
  • Фор, Эдгар и др. «Учимся быть» ЮНЕСКО, Editorial Universitaria, Сантьяго, Чили, 1973.
  • Хуарес Бенито, Семинар по конфронтационной архитектуре, декабрь 2005 г., Перу, https://web.archive.org/web/20070207051834/https://www.pucp.edu.pe/fac/arquitectura/201event03.htm
  • Мунисага Агирре Карлос, Археология: некоторые городские и образовательные функции, предыстория исследования «Место свидетелей в Сантьяго, Чили». Журнал CODECI (Корпорация развития науки, Сантьяго, 1981 г.).
  • Отчет в журнале Siglo XXI, газете El Mercurio из Сантьяго, «Астрономическая археология, астрономы до Иллапеля» (5 сентября 1991 г.).
  • Галдамес, Освальдо Силва (1983). «Остановила ли битва при Мауле экспансию инков на юг Чили?» . Cuadernos de Historia (на испанском языке) (3): 7–25.
  • Сармьенто де Гамбоа, Педро. 1999. История инков. Dover Publications, Нью-Корк, США.
  • Стеберг Рубен, Крепость Чена и ее связь с оккупацией инков центрального Чили. Периодическая публикация № 23, Национальный музей естественной истории, Сантьяго, Чили, 1976 г.
  • Стеберг, Р. и М.Т. Планелла, 1998 г. Переоценка значения поперечного горного рельефа «Ла-Ангостура» в проблеме южной границы Тавантинсуйу. Тавантинсую, 5:166-169.
  • Стеберг Рубен.2006. Вокруг символизма Пукара-де-Чена, Городской и ландшафтный дизайн, Факультет архитектуры, городского планирования и ландшафта Центрального университета, Центр архитектурных, городских и ландшафтных исследований. Год 3 №9, 2006г.
  • Салливан Уильям, Тайна инков, Грихальбо, Барселона, Испания, 1999.
  • Англс Варгас, Виктор (1998), История инков Куско, Третье издание, Лима: Промышленная графика SA, Чавин 45.
  • Эспиноза Сориано, Вальдемар (1997), Лос Инкас, Третье издание, Лима: Amaru Editores.
  • Поррас Барренечеа, Рауль (1999), Наследие кечуа, Лима: Редакционный фонд мэра Национального университета Сан-Маркоса. ISBN   9972-46-069-Х .
  • Ростворовски, Мария (1953), Пачакутек Инка Юпанки, Лима: редакция Торреса Агирре.
  • Ростворовски, Мария (1995), История Тауантисуйо, Лима: Институт перуанских исследований.
  • Ростворовский, Мария, История инков, Лима: Редакционная статья Prolibro – Asociación Бруньо.
  1. ^ Код=2209769 О (Вокруг) Символике Пукары Чены - Dialnet
  2. ^ Индийская крепость CEA: Холм Чена
  3. ^ Option=com_content*task=view*id=130*Itemid=49 Муниципалитет Сан-Бернардо (корпоративный город) — индийская крепость на холме Чена
  4. ^ Стеберг, Рубен (1976). «Крепость Чена и ее связь с оккупацией инками центрального Чили » . Публикации Национального музея естественной истории - периодические публикации (на испанском языке). 23 :3–37.
  5. ^ «Астрономическая археология, астрономы до Иллапеля». Меркурий . 5 сентября 1991 года.
  6. ^ Сармьенто де Гамбоа, Педро (1999). История инков . ISBN  978-0-486-40441-7 . ОСЛК   1159601605 . [ нужна страница ]
  7. ^ Салазар, Эдгар Элорриета (1996). Священная долина инков: мифы и символы Общество Пачаританпу Хатха. OCLC   46704843 . [ нужна страница ]
  8. ^ Боккас, Максим; Бустаманте Диас, Патрисио; Гонсалес Варгас, Карлос; Монсальве Родригес, Карлос (1999). «Многообещающие археоастрономические исследования в Чили». В Эстебане — Сезар; Бельмонте, Хуан Антонио (ред.). Oxford VI и SEAC 99 «Астрономия и культурное разнообразие»: материалы международной конференции «Oxford VI & SEAC 99», состоявшейся в Museo de la Ciencia y el Cosmos, Ла-Лагуна, июнь 1999 г. Автономная организация музеев Кабильдо Тенерифе, OACIMC. стр. 115–123. ISBN  978-84-88594-24-2 .
  9. ^ Боккас, Максим (сентябрь 2004 г.). «Топография и астрономия: два вспомогательных инструмента в археологии» [Топография и астрономия: два вспомогательных инструмента в археологии] (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 36 . Аррика: 1037–1048. дои : 10.4067/S0717-73562004000400039 . JSTOR   27802388 .
  10. ^ Бауэр, Брайан С.; Дирборн, Дэвид Саймон Пол (1998). Астрономия и империя в Андах . Центр Андских региональных исследований «Бартоломе де Лас Касас». ISBN  978-9972-691-12-6 . [ нужна страница ]
  11. ^ Салливан, Уильям (1999). Тайна инков: Тайны затерянной цивилизации . Грихальбо. ISBN  978-84-253-3309-5 . [ нужна страница ]
  12. ^ карта IGM Santiago 3300-7030 в масштабе 1:250.000.
  13. ^ Касас, Йоханна Брода де (1 января 1971 г.). «Ацтекские праздники богов дождя » . Испанский журнал американской антропологии (на испанском языке). 6 : 245–327.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2597e3bd0d137a6da3e1197996b53fa0__1708938840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/a0/2597e3bd0d137a6da3e1197996b53fa0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Huaca de Chena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)