Уака де Чена
33°36′53.85″S 70°44′49.55″W / 33.6149583°S 70.7470972°W
Эта статья была переведена из статьи Fortaleza incaica de Chena в испанской Википедии и требует корректуры . ( декабрь 2020 г. ) |

Уака-де-Чена , также известная как Чена-Пукара , — стоянка инков на горе Чена, в бассейне Сан-Бернардо , на границе коммун Калера-де-Танго и Майпо в Чили . [ 1 ] Тала Канта Илабе была последней Инкой, которая праздновала Инти Райми в своем Ушну .
Этимология
[ редактировать ]Слово Чена означает пума в эстральном цикле на языке кечуа . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Это место было построено инками Кулласую . Крепость на горе Чена, или пукара, расположена на мысе Кукара, у въезда на дорогу Катемито. [ 3 ] В 1976 году археолог Рубен Стеберг опубликовал отчет «Крепость Чена и ее связь с оккупацией инками центрального Чили». [ 4 ] Топографическую съемку осуществил инженер Ганс Нимейер .
Южное святилище
[ редактировать ]В настоящее время, несмотря на разногласия по поводу его оккупации инками в доколумбовые времена, [ нужны дальнейшие объяснения ] Пукара-де-Чена признана самым южным святилищем инков. [ нужна ссылка ]
Архитектура
[ редактировать ]Эта крепость состоит из девяти ограждений, расположенных на вершине холма, и двух окружающих стен, которые первоначально интерпретировались как оборонительные сооружения. Первая попытка новой интерпретации их функции была опубликована в 1991 году. В ней указывается, что периметр стенок пукары предполагает форму животного, возможно, кошачьего . [ 5 ] и приходит к выводу, что это были не оборонительные стены, а скорее изображение трех областей инков космовидения . [ нужна ссылка ]
Форма кошачьей, такая же, как у Куско.
[ редактировать ]Эта форма, похожая на форму животного (уникальная в Чили), близка фигуре пумы , также была представлена в макете кардинального города Империи инков которая Куско .
Сармьенто де Гамбоа указал, что строитель города задумал его в форме пумы. [ 6 ] Фернандо и Эдгардо Элорриета описывают большое количество построек инков, расположенных в священной долине, как напоминающие формы животных, некоторые из них связаны с созвездиями, виденными в ночном небе. [ 7 ] Они также описывают связь этих зданий с астрономией.
На заднем конце этого животного имеются отверстия для дверей, коридоров и перегородок между стенами, которые позволяют пройти первому лучу солнца в дни солнцестояния и равноденствия . Первый луч солнца в день зимнего солнцестояния (21 июня) проходит через четыре двери в одном направлении. Несколько месяцев спустя, во время рассвета летнего солнцестояния (21 декабря), последний луч солнца следует по пути в противоположном направлении. [ нужна ссылка ]
Уака де Чена
[ редактировать ]Уака ) — ( кечуаньская вака священное место, пространство ритуального использования. Предыдущие описания, кажется, указывают на то, что Пукара Чены была и остается вакой.
Эта андская сакрализация географии имеет давние прецеденты в Андах, и ее не следует рассматривать исключительно как инков, даже если Тавантинсую адаптировал ее в соответствии со своими политическими интересами. Кроме того, не следует полагать, что такое географическое восприятие может быть только применительно к ядерному региону Анд, куда бы ни направлялись государственные служащие Тавантинсуйу или его влияние, там также распространялся этот особый способ восприятия и организации физического мира».
Причины, почему это хуака, а не пукара
[ редактировать ]Причины, которые поддерживают это место как церемониальный, а не военный комплекс:
- Оружия при раскопках обнаружено не было; вода находится в 2,5 км; жилье вмещает 6 человек, что недостаточно для гарнизона, который должен был защищать обширные стены по периметру;
- Пукара имеет зооморфную форму (похожа на «пуму»), и это характерно для церемониальных центров инков;
- При наблюдении пукара состоит из трех отдельных пространств (первая стена по периметру, вторая стена по периметру и центральные ограждения), которые можно интерпретировать как типичный «Тричасти инков Пачакути Ямки » (нижняя зона, наземная зона и небесная зона);
- Наконец, в первичном вольере можно наблюдать существование одного Ушну (места наблюдения). Любопытно, что можно проследить совершенно прямую линию между ушну Чены и местом захода Солнца в дни каждого зимнего солнцестояния (на горном хребте Ла Коста).
Астрономическая обсерватория Уака де Чена
[ редактировать ]Инки разработали астрономию, основанную на восходе и заходе Инти (Солнца), Квиллы (Луны) и некоторых планет и звезд, в частности Часки (Венеры) и Коллки (Плеяд). В 1996 году новая статья, опубликованная в инженерном журнале, предложила новую интерпретацию, согласно которой пукара могла быть ритуальным местом и астрономической обсерваторией , а не крепостью . Обилие специальной литературы свидетельствует о том, что астрономы инков проводили высокоточные наблюдения и строили обсерватории на всей занимаемой ими территории. Эти обсерватории были необходимы для разработки календарей сельскохозяйственного, религиозного, гражданского назначения и т. д. Боккас, [ 8 ] [ 9 ] подробно исследует это направление анализа.
Календарь
[ редактировать ]Из-за больших расстояний, которые обычно существовали между деревнями, и необходимости пересекать их пешком, предполагается, что каждое относительно важное поселение опиралось на обсерваторию, которая позволяла жителям управлять своим собственным календарем . Поселение инков, обнаруженное испанцами по прибытии в долину Сантьяго, конечно же, не было исключением. [ 10 ] [ 11 ] Была также известна дата прохождения Солнца через надир ( антизенит ), и оно образовывало временную ось при прохождении через зенит . Авени обнаружил в городе инков Вануку-Пампа два важных здания , ориентация которых резко отличается от остальной части города: они совпадают с осью (зенит-антизенит), которая позже станет известна как « стандартное время Куско », предполагая, что Инки, не имея возможности применять одни и те же сезонные критерии на всей территории своей империи (к югу от тропиков Солнце никогда не проходит через зенит, как в случае с Ченой), были вынуждены поддерживать согласованность календарей между отдаленными местами их империя и столица. В Чене мы не видели такого соответствия « часовому поясу Куско ».
Навыки наблюдательности
[ редактировать ]23 июня — праздник Инти Райми , Новый год инков. Инки, стоя в начале самой короткой красной линии, наблюдали первый луч Солнца, прошедший через щель между двумя стенами. Солнце поднималось за Ушну , или алтарем. Чтобы реконтекстуализировать этот праздник, эта дата была совмещена с праздником Сан-Хуан-Баутиста (24 июня), а также с праздниками Сан-Педро и Сан-Пабло (29 и 30 июня) в других городах.
Зимнее солнцестояние
[ редактировать ]Восход зимнего солнцестояния происходит в «ключевой» точке от ушну Чены: ближайшем пересечении горизонта (шнур Чены) и самом дальнем пересечении (горная цепь Ла Коста). Кроме того, именно в этом направлении находится вершина самого высокого холма (1,166 м над уровнем моря), достигающего вершины к югу от Куэста -Сапата . [ 12 ] Эта деталь может быть не совпадением, а, скорее, важным топографическим требованием, поскольку в различных культурах высокие холмы ассоциируются с поклонением воде. [ 13 ]
Определение географической оси Север-Юг
[ редактировать ]Чтобы определить астрономический или географический север, достаточно наблюдать точку восхода и точку захода звезды Вега (Альфа Лиры), Урку Чиллай или мачо-ламы у инков, примерно во время зимнего солнцестояния. Затем найдите середину, она представляет север. Этот простой метод, вероятно, позволил ранним астрономам определить ось Север-Юг. Следующая диаграмма была результатом более чем десятилетних наблюдений астрономических событий на месте и изображает систему астрономических наблюдений невооруженным глазом. Скорее всего, астрономы инков использовали его для создания уаки , а затем для реализации своих наблюдений за видимым движением звезд. [ нужна ссылка ]
Первый чек найден в Сантьяго
[ редактировать ]Во время празднования Инти Райми в 2006 году в Уака-де-Чена молодой археолог и альпинист Рикардо Мояно наблюдал восход солнца и обнаружил углубление на холмах, где восходит Солнце, аналогично месту Портесуэло-дель-Инка . До этого момента это название никогда не имело объяснения. На основании этого наблюдения, по мнению Стеберга, это могла быть первая линия чеков, найденная в Сантьяго. В Куско чеки состояли из воображаемых линий, которые начинались у Кориканчи и двигались наружу к каждой ваке, образуя в общей сложности 328 вака . Они выполняли функцию политического, социального и религиозного порядка. Кориканча был основным храмом культуры инков . [ нужна ссылка ] На рассвете в день равноденствия Солнце проходит через дверь восточного ограждения, а затем пересекает коридор. На закате он меняет курс. Диагональ коридора доступа обозначает линию Север-Юг. [ нужна ссылка ] С помощью этого простого метода и использования глины и камней в качестве строительных материалов астрономы инков добились очень точных наблюдений. [ нужна ссылка ]
Доиспанское кладбище
[ редактировать ]33 ° 36'39,94 "ю.ш., 70 ° 45'15,81" з.д. / 33,6110944 ° ю.ш., 70,7543917 ° з.д.
У подножия холма также были обнаружены два кладбища, предположительно Диагита -Инка, отделенные друг от друга примерно на 600 метров (2000 футов). Диагитас проявляют особую озабоченность своими захоронениями, что демонстрирует их заботу о жизни после смерти, в которой лама играет первостепенную роль. Двойная керамика указывает на веру в существование двух миров, шаманы связующим звеном которых являются . Приход инков принес с собой традицию возведения алтарей и святилищ на самых высоких холмах долины.
Пренебрежение и повторное открытие
[ редактировать ]Отказ
[ редактировать ]К сожалению, это важное место осталось без внимания. Его управление находится в руках муниципалитетов Калера-де-Танго и Сан-Бернардо, которые не имеют необходимых ресурсов для надлежащего содержания и управления. Забор с колючей проволокой, судя по всему, был перенесен незаконно и теперь вторгается на территорию Уаки. Отсутствие подробных карт этого места у муниципалитетов Сан-Бернардо и Калера-де-Танго задержало расследование. В настоящее время на территории, где были обнаружены кладбища, расположенные западнее, находятся возделываемые поля. На вершине реконструкция, проведенная в 1960-х годах, практически разрушена, осталось только основание некоторых стен, а часть их полностью исчезла. Туристы случайно сняли камни со стен, чтобы разжечь костры. На знаках, установленных много лет назад, до сих пор упоминается использование пукары в военных целях как единственная функция. Никаких упоминаний о результатах, полученных в результате нового исследования, не существует. Срочно необходимы серьезные усилия, чтобы спасти и возродить эту важную часть доиспанского прошлого.
Современное религиозное использование
[ редактировать ]В отличие от этой физической заброшенности, в последнее десятилетие различные группы и люди вновь открыли для себя Уаку. Сообщество кечуанцев аймара из Сантьяго выделяется, поскольку они ведут переговоры с властями, чтобы вернуть Уака-де-Чена в качестве ритуального пространства для нынешнего и будущих поколений потомков коренных народов Анд. Общины считают очень важным, чтобы потомки андских деревень восстановили это священное место (ныне находящееся в совершенно заброшенном состоянии) и, следовательно, создали собственное ритуальное пространство внутри города. Это позволило бы им установить физическую и духовную связь со своим культурным наследием. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ](на испанском языке)
- Бустаманте Диас, Патрисио (2006). «Сантьяго-дель-Нуэво-Экстремо, город без прошлого?» (PDF) . Городской и ландшафтный дизайн . 3 (9).
- Бауэр Брайан, Дирборн Дэвид, Астрономия и Андская империя, Центр Андских исследований Бартоломе де Лас Касас, Куско, Перу, 1998.
- Боккас, Максим; Бустаманте Диас, Патрисио; Гонсалес Варгас, Карлос; Монсальве Родригес, Карлос (1999). «Многообещающие археоастрономические исследования в Чили». В Эстебане — Сезар; Бельмонте, Хуан Антонио (ред.). Oxford VI и SEAC 99 «Астрономия и культурное разнообразие»: материалы международной конференции «Oxford VI & SEAC 99», состоявшейся в Museo de la Ciencia y el Cosmos, Ла-Лагуна, июнь 1999 г. Автономная организация музеев Кабильдо Тенерифе, OACIMC. стр. 115–123. ISBN 978-84-88594-24-2 .
- Бустаманте Патрисио, Окружающая среда: каменные сооружения, ландшафт и астрономия в Эль-Чоапе, Чили (14.02.2005 - 1) Пукара-де-Чена
- Бустаманте, Патрисио (1996). «Уака Серро Чена, священная архитектура народа инков». Чимин . 61 : 32–35.
- Элорриета Салазар Фернандо и Элорриета Салазар Эдгардо, 1996, Священная долина инков, мифы и символы, Общество Пачаритампу Хатха, Куско, Перу.
- Фор, Эдгар и др. «Учимся быть» ЮНЕСКО, Editorial Universitaria, Сантьяго, Чили, 1973.
- Хуарес Бенито, Семинар по конфронтационной архитектуре, декабрь 2005 г., Перу, https://web.archive.org/web/20070207051834/https://www.pucp.edu.pe/fac/arquitectura/201event03.htm
- Мунисага Агирре Карлос, Археология: некоторые городские и образовательные функции, предыстория исследования «Место свидетелей в Сантьяго, Чили». Журнал CODECI (Корпорация развития науки, Сантьяго, 1981 г.).
- Отчет в журнале Siglo XXI, газете El Mercurio из Сантьяго, «Астрономическая археология, астрономы до Иллапеля» (5 сентября 1991 г.).
- Галдамес, Освальдо Силва (1983). «Остановила ли битва при Мауле экспансию инков на юг Чили?» . Cuadernos de Historia (на испанском языке) (3): 7–25.
- Сармьенто де Гамбоа, Педро. 1999. История инков. Dover Publications, Нью-Корк, США.
- Стеберг Рубен, Крепость Чена и ее связь с оккупацией инков центрального Чили. Периодическая публикация № 23, Национальный музей естественной истории, Сантьяго, Чили, 1976 г.
- Стеберг, Р. и М.Т. Планелла, 1998 г. Переоценка значения поперечного горного рельефа «Ла-Ангостура» в проблеме южной границы Тавантинсуйу. Тавантинсую, 5:166-169.
- Стеберг Рубен.2006. Вокруг символизма Пукара-де-Чена, Городской и ландшафтный дизайн, Факультет архитектуры, городского планирования и ландшафта Центрального университета, Центр архитектурных, городских и ландшафтных исследований. Год 3 №9, 2006г.
- Салливан Уильям, Тайна инков, Грихальбо, Барселона, Испания, 1999.
- Англс Варгас, Виктор (1998), История инков Куско, Третье издание, Лима: Промышленная графика SA, Чавин 45.
- Эспиноза Сориано, Вальдемар (1997), Лос Инкас, Третье издание, Лима: Amaru Editores.
- Поррас Барренечеа, Рауль (1999), Наследие кечуа, Лима: Редакционный фонд мэра Национального университета Сан-Маркоса. ISBN 9972-46-069-Х .
- Ростворовски, Мария (1953), Пачакутек Инка Юпанки, Лима: редакция Торреса Агирре.
- Ростворовски, Мария (1995), История Тауантисуйо, Лима: Институт перуанских исследований.
- Ростворовский, Мария, История инков, Лима: Редакционная статья Prolibro – Asociación Бруньо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Код=2209769 О (Вокруг) Символике Пукары Чены - Dialnet
- ^ Индийская крепость CEA: Холм Чена
- ^ Option=com_content*task=view*id=130*Itemid=49 Муниципалитет Сан-Бернардо (корпоративный город) — индийская крепость на холме Чена
- ^ Стеберг, Рубен (1976). «Крепость Чена и ее связь с оккупацией инками центрального Чили » . Публикации Национального музея естественной истории - периодические публикации (на испанском языке). 23 :3–37.
- ^ «Астрономическая археология, астрономы до Иллапеля». Меркурий . 5 сентября 1991 года.
- ^ Сармьенто де Гамбоа, Педро (1999). История инков . ISBN 978-0-486-40441-7 . ОСЛК 1159601605 . [ нужна страница ]
- ^ Салазар, Эдгар Элорриета (1996). Священная долина инков: мифы и символы Общество Пачаританпу Хатха. OCLC 46704843 . [ нужна страница ]
- ^ Боккас, Максим; Бустаманте Диас, Патрисио; Гонсалес Варгас, Карлос; Монсальве Родригес, Карлос (1999). «Многообещающие археоастрономические исследования в Чили». В Эстебане — Сезар; Бельмонте, Хуан Антонио (ред.). Oxford VI и SEAC 99 «Астрономия и культурное разнообразие»: материалы международной конференции «Oxford VI & SEAC 99», состоявшейся в Museo de la Ciencia y el Cosmos, Ла-Лагуна, июнь 1999 г. Автономная организация музеев Кабильдо Тенерифе, OACIMC. стр. 115–123. ISBN 978-84-88594-24-2 .
- ^ Боккас, Максим (сентябрь 2004 г.). «Топография и астрономия: два вспомогательных инструмента в археологии» [Топография и астрономия: два вспомогательных инструмента в археологии] (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 36 . Аррика: 1037–1048. дои : 10.4067/S0717-73562004000400039 . JSTOR 27802388 .
- ^ Бауэр, Брайан С.; Дирборн, Дэвид Саймон Пол (1998). Астрономия и империя в Андах . Центр Андских региональных исследований «Бартоломе де Лас Касас». ISBN 978-9972-691-12-6 . [ нужна страница ]
- ^ Салливан, Уильям (1999). Тайна инков: Тайны затерянной цивилизации . Грихальбо. ISBN 978-84-253-3309-5 . [ нужна страница ]
- ^ карта IGM Santiago 3300-7030 в масштабе 1:250.000.
- ^ Касас, Йоханна Брода де (1 января 1971 г.). «Ацтекские праздники богов дождя » . Испанский журнал американской антропологии (на испанском языке). 6 : 245–327.