Мапуче
![]() Женщины мапуче из Тируа в 2015 году | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1 890 930 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Чили | 1,745,147 (2017) [ 1 ] |
Аргентина | 145,783 (2022) [ 2 ] |
Языки | |
Религия | |
Традиционный , Католицизм , Евангелизм (реже), Свидетели Иеговы . | |
Родственные этнические группы | |
карта | |
---|---|
Люди | Мапуче |
Язык | Мапуче |
Страна | Валмапу |
Мапуче i ( / m ə ˈ p uː tʃ chee / mə- POO - , [ 3 ] Мапуче и испанский: [maˈputʃe] ) — группа коренных жителей юго-центральной части Чили и юго-западной Аргентины , включая части Патагонии . Этот собирательный термин относится к обширной этнической группе, состоящей из различных групп, которые имеют общую социальную, религиозную и экономическую структуру, а также общее лингвистическое наследие в качестве носителей мапудунгуна . Их родина когда-то простиралась от долины Чоапа до архипелага Чилоэ , а затем распространилась на восток до Пуэльмапу . [ нужны разъяснения ] земля, включающая часть аргентинской пампы и Патагонии . Сегодня коллективная группа составляет более 80% коренных народов Чили и около 9% всего населения Чили. Мапуче сконцентрированы в регионе Араукания . Многие мигрировали из сельской местности в города Сантьяго и Буэнос-Айрес в поисках экономических возможностей, более 92% мапуче родом из Чили.
Традиционная экономика мапуче основана на сельском хозяйстве; их традиционная социальная организация состоит из больших семей под руководством лонко или вождя. Во время войны мапуче объединялись в более крупные группы и выбирали токи (что означает «топор» или «носитель топора»), чтобы возглавить их. Материальная культура мапуче известна своим текстилем и изделиями из серебра .
Во время прибытия испанцев пикунче реками населяли долины между Чоапой и Итатой , арауканские мапуче населяли долины между Итата и Толтен , к югу от них, уильиче и кунко жили так далеко на юге, как архипелаг Чилоэ . В семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках группы мапуче мигрировали на восток, в Анды и Пампасы , завоевывая, сливая и устанавливая отношения с пойя и пеуэнче . Примерно в то же время этнические группы регионов Пампа — пуэльче , ранкель и северный Аоникенк — вступили в контакт с группами мапуче. Теуэльче переняли язык мапуче и некоторые элементы их культуры в ходе так называемой арауканизации , во время которой Патагония перешла под эффективный сюзеренитет мапуче.
Мапуче на территориях, находящихся под властью Испании, особенно Пикунче , смешались с испанцами в колониальный период, образовав популяцию метисов , потерявшую свою коренную идентичность. Но общество мапуче в Араукании и Патагонии оставалось независимым до конца девятнадцатого века, когда Чили оккупировала Арауканию , а Аргентина завоевала Пуэльмапу . С тех пор мапуче стали подданными, а позже подданными и гражданами соответствующих государств. Сегодня многие мапуче и чилийские общины вовлечены в так называемый конфликт мапуче по поводу земли и прав коренных народов как в Аргентине, так и в Чили.
Этимология
[ редактировать ]
Исторически испанские колонизаторы Южной Америки называли народ мапуче арауканцами ( / ˌ æ r ɔː ˈ k eɪ n i ə n z / ARR -aw- KAY -nee-ənz ; [ 4 ] Испанский : araucanos ). Сейчас этот термин считается уничижительным [ 5 ] некоторыми людьми. По мнению других, важность термина «Араукана» заключается в универсальности эпического произведения «Араукана» , [ 6 ] написанный Алонсо де Эрсильей , и подвиги этого народа в их долгой и бесконечной войне против Испанской империи. Название, вероятно, происходит от топонима rag ko (исп. Arauco ), что означает «глиняная вода». [ 7 ] [ 8 ] Слово кечуа , означающее «бунтарь, враг», вероятно , авка не является корнем слова араукано . [ 7 ]
Ученые полагают, что различные группы мапуче ( Молуче , Уилличе, Пикунче и т. д.) называли себя Рече в ранний испанский колониальный период из-за того, что они называли своей чистой местной кровью, происходящей от re . , означающего «чистый», и che, означающего «чистый» люди". [ 9 ]
Имя мапуче используется как для обозначения пикунче, уилличе и молуче или нгулуче из Араукании , так и исключительно для молуче или нгулуче из Араукании. Однако мапуче - это относительно недавний эндоним, означающий «Люди Земли» или «Дети Земли», где мапу означает «земля» или «земля», а че означает «человек». Этот термин предпочитают использовать в отношении людей после войны в Арауко. [ 10 ]
Мапуче идентифицируют себя по географическому положению своих территорий, например:
- Пвельче или Пуэльче : «народ востока» оккупировал Пвел-мапу или Пуэль-мапу , восточные земли (Пампа и Патагония в Аргентине).
- Пикунче или Пикунче : «люди севера» оккупировали Пикун-мапу , «северные земли».
- Вилличе или Уилличе : «люди юга» оккупировали Вилли мапу , «южные земли».
- Певенче или Пеуэнче : «народ певена/пеуэна» занял Певен мапу , «землю дерева певен ( араукария араукана )»
- Лафкенче : «народ моря» оккупировал Лафкен мапу , «землю моря»; также известный как прибрежный мапуче .
- Нагче : «люди равнин» оккупировали Наг-Мапу , «землю равнин» (расположенную в секторах Кордильеры- де-Науэльбута и граничащих с ней низменных зон). Его эпическое и литературное название — Арауканы , а старое автохтонное название — Рече . [ 11 ] Древние мапуче токи («топороносцы»), такие как Леф-Трару («быстрый ястреб», более известный как Лаутаро ), Калльфюликан («синий кварцевый камень», более известный как Кауполикан – «полированный кремень») или Пелонтрару («Сияющий кремень» ). Каракара», более известный как Пелантаро ) были Нагче.
- Вентече : «люди долин» оккупировали Венте мапу , «землю долин». [ 12 ]
История
[ редактировать ]Доколумбовый период
[ редактировать ]Археологические находки показали, что культура мапуче существовала в Чили и Аргентине еще с 600 по 500 год до нашей эры. [ 13 ] Генетически мапуче отличаются от соседних коренных народов Патагонии. [ 14 ] Это предполагает «разное происхождение или длительное разделение популяций мапуче и патагонии». [ 14 ]
Сообщается, что войска Империи инков достигли реки Мауле и провели там битву с мапуче между реками Мауле и Итата . [ 15 ] Большинство современных ученых полагают, что южная граница Империи инков проходила между Сантьяго и рекой Майпо или где-то между Сантьяго и рекой Мауле. [ 16 ] Таким образом, большая часть мапуче избежала власти инков. Благодаря своим контактам с захватчиками-инками мапуче впервые встретились с людьми из государственных организаций . Их контакты с инками дали им коллективное понимание, позволяющее отличить их от захватчиков и объединить их в рыхлые геополитические единицы, несмотря на отсутствие у них государственной организации. [ 17 ]
На момент прибытия первых испанцев в Чили наибольшая концентрация коренного населения наблюдалась на территории от реки Итата до острова Чилоэ – то есть в центре мапуче. [ 18 ] Население мапуче между рекой Итата и проливом Релонкави оценивалось историком Хосе Бенгоа в середине шестнадцатого века в 705 000–900 000 человек . [ 19 ] [ примечание 1 ]

Арауко война
[ редактировать ]Испанская экспансия на территорию мапуче была ответвлением завоевания Перу . [ 20 ] В 1536 году Диего де Альмагро отправился на завоевание Чили, после переправы через реку Итата был перехвачен многочисленным отрядом арауканских мапуче, вооруженных множеством луков и пик, в битве при Рейногюэлене . Обескураженный свирепостью мапуче и очевидной нехваткой золота и серебра в этих землях, Альмагро решил в следующем году полностью отступить в Перу. В 1541 году Педро де Вальдивия добрался до Чили из Куско и основал Сантьяго . [ 21 ] Северные племена мапуче, известные как пикунче , недавно получили независимость от правления инков под командованием Мичималонко , который победил губернатора инков Киликанту. Это был тот же Мичималонко, который возглавил сопротивление Пикунче против испанцев между 1541 и 1545 годами. Его самое известное пятно — это разрушение Сантьяго . [ 22 ]
В 1550 году Педро де Вальдивия, стремившийся контролировать всю территорию Чили до Магелланова пролива , провел кампанию в южно-центральной части Чили, чтобы завоевать новые территории мапуче . [ 23 ] Между 1550 и 1553 годами испанцы основали несколько городов. [ примечание 2 ] в землях мапуче, включая Консепсьон , Вальдивию , Империал , Вильяррику и Ангол . [ 23 ] Испанцы также основали форты Арауко , Пурен и Тукапель . [ 23 ] Дальнейшие усилия испанцев по завоеванию большей территории привели к войне Арауко против мапуче, спорадическому конфликту, который длился почти 350 лет. Враждебность по отношению к завоевателям усугублялась отсутствием традиции принудительного труда, аналогичной мита инков , среди мапуче, которые в основном отказывались служить испанцам. [ 25 ]
С момента своего основания в 1550 по 1598 год мапуче часто осаждали испанские поселения в Араукании . [ 24 ] В 1553 году мапуче провели совет, на котором решили начать войну. Они выбрали своим « токи » (вождем военного времени) сильного человека по имени Кауполикан и его заместителем токи Лаутаро , потому что он служил вспомогательным средством испанской кавалерии; он создал первый кавалерийский корпус мапуче. Имея под своим командованием шесть тысяч воинов, Лаутаро атаковал форт в Тукапеле . Испанский гарнизон не смог выдержать штурм и отступил к Пурену. Лаутаро захватил и сжег форт и подготовил свою армию, будучи уверенным, что испанцы попытаются вернуть Тукапель. Вальдивия предпринял контратаку, но был быстро окружен. Он и его армия были убиты мапуче в битве при Тукапеле . [ 26 ] В 1554 году Лаутаро отправился разрушить Консепсьон, где в битве при Мариуэнью он победил губернатора Вильягра и опустошил город. В 1555 году Лаутаро отправился в город Ангол и разрушил его, он также вернулся в Консепсьон, восстановленный испанцами и снова разрушивший его. В 1557 году Лаутаро направился со своей армией, чтобы уничтожить Сантьяго, ведя по пути многочисленные сражения с испанцами, но он и его армия были опустошены в битве при Матакито .
С 1558 по 1598 год война представляла собой в основном конфликт низкой интенсивности . [ 27 ] Численность мапуче значительно уменьшилась после контакта с испанскими захватчиками; войны и эпидемии истребили население. [ 22 ] Другие погибли на золотых приисках, принадлежащих испанцам. [ 25 ]

В 1598 году отряд воинов из Пурена во главе с Пелантаро , возвращавшихся на юг после набега в районе Чильяна , устроил засаду на губернатора Мартина Гарсиа Оньеса де Лойолу и его войска. [ 28 ] пока они отдыхали, не приняв никаких мер предосторожности против нападения. Почти все испанцы погибли, за исключением священнослужителя по имени Бартоломе Перес, попавшего в плен, и солдата по имени Бернардо де Переда. Затем мапуче инициировали всеобщее восстание, которое разрушило все города на их родине к югу от реки Биобио.
В годы после битвы при Куралабе всеобщее восстание, развернувшееся среди мапуче и уильишей, привело к разрушению семи городов . Испанские города Ангол, Империал, Осорно , Санта-Крус-де-Оньес , Вальдивия и Вильяррика были разрушены или заброшены. [ 29 ] Город Кастро был захвачен союзом голландцев и мапуче в 1599 году, но отвоеван испанцами в 1600 году. Только Чильян и Консепсьон сопротивлялись осадам и набегам мапуче. [ 30 ] За исключением архипелага Чилоэ , вся чилийская территория к югу от реки Биобио была освобождена от испанского владычества. [ 29 ] В этот период народ мапуче пересек Анды, чтобы завоевать нынешние аргентинские провинции Чубут, Неукен, Ла-Пампа и Рио-Негро. [ нужна ссылка ]
Регистрация в Чили и Аргентине
[ редактировать ]В девятнадцатом веке Аргентина и Чили пережили быструю территориальную экспансию. Аргентина основала колонию на Фолклендских островах в 1820 году, заселила Чубут валлийскими иммигрантами в 1865 году и завоевала Формозу, Мисьонес и Чако у Парагвая в 1870 году. Позже Аргентина также аннексировала Пуна-де-Атакама в 1898 году. Чили, с другой стороны, основала колонию на Фолклендских островах в 1820 году. колония у Магелланова пролива в 1843 году, заселила Вальдивию , Осорно и Льянкиуэ немецкими иммигрантами и завоевала земли Перу и Боливии . [ 31 ] [ 32 ] Позже Чили также аннексировала остров Пасхи . [ 33 ] В этом контексте Валмапу начали завоевывать Аргентина и Чили по двум причинам. Во-первых, аргентинское и чилийское государства стремились к территориальной преемственности. [ 34 ] и, во-вторых, он оставался единственным местом для расширения животноводства Аргентины и сельского хозяйства Чили . [ 35 ]
Между 1861 и 1879 годами Аргентина и Чили включили несколько территорий мапуче в Валмапу. В январе 1881 года, после решительной победы Чили над Перу в битвах при Чоррильосе и Мирафлоресе , Чили и Аргентина возобновили завоевание Валмапу. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Историк Уорд Черчилль утверждал, что население мапуче сократилось с полумиллиона до 25 000 за одно поколение в результате оккупации и связанных с ней голода и болезней. [ 39 ] Завоевание Валмапу привело к тому, что многие мапуче были вынуждены покинуть свои дома и бродить в поисках убежища и еды. [ 40 ] Ученый Пабло Мираман утверждает, что введение государственного образования во время оккупации Валмапу оказало пагубное воздействие на традиционное образование мапуче. [ 41 ]

В годы после оккупации экономика Араукании изменилась с выпаса овец и крупного рогатого скота на сельское хозяйство и добычу древесины . [ 42 ] Около 70% территории мапуче (Вальмапу) осталось в руках Аргентины. Потеря земель мапуче после оккупации вызвала серьезную эрозию , поскольку мапуче продолжали заниматься массовым выпасом скота на ограниченных территориях. [ 43 ]
Современный конфликт
[ редактировать ]Земельные споры и жестокие столкновения продолжаются в некоторых районах мапуче, особенно в северных частях региона Араукания между Трайгеном и Лумако и вокруг них . В 2003 году Комиссия по исторической правде и новым методам лечения опубликовала отчет с целью разрядить напряженность, призывая к радикальным изменениям в обращении Чили со своим коренным населением, более 80% из которых составляют мапуче. Рекомендации включали официальное признание политических и «территориальных» прав коренных народов, а также усилия по продвижению их культурной самобытности. [ нужна ссылка ]
Хотя японские и швейцарские интересы активны в экономике Араукании ( Нгулу-Мапу ), две основные лесозаготовительные компании принадлежат Чили. [ нужна ссылка ] В прошлом фирмы засаживали сотни тысяч гектаров чужеродными породами, такими как сосна Монтерей , пихта Дугласа и эвкалипты , иногда заменяя естественные вальдивские леса , хотя сейчас такая замена и замена [ когда? ] забыл. [ нужна ссылка ]
Чили экспортирует древесину в Соединенные Штаты, почти вся древесина которой поступает из этого южного региона, на годовую стоимость около 600 миллионов долларов. Stand.earth , природоохранная группа, возглавила международную кампанию по сохранению древесины, в результате которой сеть Home Depot и другие ведущие импортеры древесины согласились пересмотреть свою политику закупок, чтобы «обеспечить защиту местных лесов в Чили». Некоторые лидеры мапуче хотят более сильной защиты лесов. [ нужна ссылка ]
В последние годы [ когда? ] Преступления, совершенные вооруженными повстанцами мапуче, преследуются в соответствии с законодательством о борьбе с терроризмом, первоначально введенным во время военной диктатуры Аугусто Пиночета для контроля над политическими диссидентами. Закон позволяет прокурорам скрывать доказательства от защиты на срок до шести месяцев и скрывать личности свидетелей, которые могут давать показания в суде за ширмами. Повстанческие группы, такие как Координадора Арауко Мальеко , используют различные тактики в более экстремальных случаях, таких как поджоги домов, церквей, транспортных средств, построек и пастбищ, что иногда приводит к гибели людей и угрозам конкретным целям. По состоянию на 2005 год протестующие из общин мапуче использовали эту тактику против собственности как транснациональных лесных корпораций, так и частных лиц. [ 44 ] [ 45 ] В 2010 году мапуче объявили множество голодовок, пытаясь добиться изменений в антитеррористическом законодательстве. [ 46 ] По данным французского сайта Orin21, по состоянию на 2019 год правительство Чили совершило нарушения прав человека в отношении мапуче на основании израильских военных методов и наблюдения. [ 47 ]
Добыча нефти и гидроразрыв на участке Вака Муэрта в Неукене, одном из крупнейших месторождений сланцевой нефти и сланцевого газа в мире, привели к образованию свалок шламовых отходов, загрязняющих окружающую среду недалеко от города Аньело , площадь которого составляет около 1200 тонн. км к югу от Буэнос-Айреса. В 2018 году мапуче подали в суд на Exxon, французскую компанию TotalEnergies и Pan American Energy . [ 48 ]
Культура
[ редактировать ]Ко времени прибытия европейцев мапуче организовали и построили сеть фортов и оборонительных сооружений. Древние мапуче также строили церемониальные сооружения, такие как земляные курганы , обнаруженные недалеко от Пурена. [ 49 ] Мапуче быстро освоили железа обработку ( Пикунчи уже обрабатывали медь). [ 50 ] ) Мапуче научились верховой езде и использованию кавалерии на войне у испанцев , а также выращиванию пшеницы и овец .
За 300-летнее сосуществование испанских колоний и относительно четко очерченных автономных регионов мапуче у мапуче также развилась прочная традиция торговли с испанцами, аргентинцами и чилийцами. Такая торговля лежит в основе традиции обработки серебра мапуче, поскольку мапуче создавали свои украшения из большого и широко распространенного количества испанских, аргентинских и чилийских серебряных монет. Мапуче также изготавливали головные уборы из монет , которые назывались трарилонко и т. д.
Языки мапуче
[ редактировать ]
На языках мапуче говорят в Чили и Аргентине. Две живые ветви — Уильиче и Мапудунгун . было обнаружено Хотя это и не связано генетически, лексическое влияние кечуа . По оценкам лингвистов, в Чили осталось лишь около 200 000 человек, свободно говорящих на этом языке. Язык получает лишь символическую поддержку в системе образования. В последние годы его начали преподавать в сельских школах регионов Био-Био, Араукания и Лос-Лагос.
мапуче Носители чилийского испанского языка , которые также говорят на мапудунгуне, как правило, используют более безличные местоимения при разговоре по-испански. [ 51 ]
Космология и верования
[ редактировать ]
Центральное место в космологии мапуче занимает идея творца по имени нгенечен , который воплощен в четырех компонентах: пожилой мужчина ( фуча/футра/ча чау ), пожилая женщина ( куде/кусе ), молодой мужчина и молодая женщина. Они верят в миры, известные как Вену Мапу и Минче Мапу . Кроме того, космология мапуче основана на сложных представлениях о духах, которые сосуществуют с людьми и животными в естественном мире, и повседневные обстоятельства могут диктовать духовные практики. [ 52 ]
Самая известная ритуальная церемония мапуче — это Нгиллатун , что в переводе означает «молиться» или «общая молитва». Эти церемонии часто представляют собой крупные общественные события, имеющие чрезвычайное духовное и социальное значение. Практикуются многие другие церемонии, и не все из них предназначены для публичного или общественного участия, а иногда ограничиваются семьей.
Основными группами божеств и/или духов в мифологии мапуче являются Пиллан и Вангулен (духи предков), Нген (духи в природе) и векуфе (злые духи).
мапуче Центральное место в верованиях занимает роль мачи ( шамана). Обычно его занимает женщина, прошедшая обучение у старшего мачи, и она имеет многие характеристики, типичные для шаманов . Мачи выполняет церемонии лечения болезней, отражения зла, влияния на погоду, урожай, социальное взаимодействие и работу сновидений . Мачи часто обладают обширными знаниями о местных лекарственных травах . Поскольку биоразнообразие в сельской местности Чили сократилось из-за коммерческого сельского и лесного хозяйства, распространение таких знаний также сократилось, но народ мапуче возрождает их в своих общинах. Мачи обладают обширными знаниями о священных камнях и священных животных.

Как и во многих культурах, у мапуче есть миф о потопе ( эпу ) о крупном наводнении, в ходе которого мир разрушается и воссоздается. В мифе участвуют две противоборствующие силы: Кай Кай (вода, приносящая смерть через наводнения) и Трен Трен (сухая земля, приносящая солнечный свет). В потопе утонет почти все человечество; те немногие, кто не утонул, выживают благодаря каннибализму . Наконец осталась всего одна пара. Мачи говорит им, что они должны отдать своего единственного ребенка водам, что они и делают, и это восстанавливает порядок в мире.
Частью ритуала мапуче являются молитвы и жертвоприношения животных, необходимые для поддержания космического баланса. Эта вера сохранилась и по сей день. В 1960 году, например, мачи принесли в жертву маленького мальчика, бросив его в воду после землетрясения и цунами . [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Мапуче включили в себя памятную историю своей долгой независимости и сопротивления с 1540 года (испанцы, а затем чилийцы и аргентинцы) и договора с правительствами Чили и Аргентины в 1870-х годах. Воспоминания, истории и верования, часто очень местные и специфические, составляют значительную часть традиционной культуры мапуче. В той или иной степени эта история сопротивления среди мапуче продолжается и по сей день. В то же время подавляющее большинство мапуче в Чили идентифицируют себя с государством как чилийцы, аналогично тому, как подавляющее большинство в Аргентине идентифицируют себя как аргентинцы. [ нужна ссылка ]
Этноботаника
[ редактировать ]
Церемонии и традиции
[ редактировать ]Мы, Трипанту, мапуче — это празднование Нового года .
Текстиль
[ редактировать ]
Одним из самых известных видов искусства мапуче является текстиль . Самые старые данные о текстиле в самых южных районах американского континента (сегодня юг Чили и Аргентина) обнаружены в некоторых археологических раскопках, например, на кладбище Питрен недалеко от города Темуко и на месте Альбоянко в регионе Биобио , оба из которых Чили; и кладбище Реболледо Арриба в провинции Неукен (Аргентина). Исследователи обнаружили свидетельства существования тканей, изготовленных с использованием сложных технологий и рисунков, датированных 1300–1350 годами нашей эры. [ 56 ]
Женщины мапуче занимались прядением и ткачеством. Знания как о технике ткачества, так и о узорах текстиля, характерных для данной местности, обычно передавались внутри семьи: матери, бабушки и тети обучали девочку навыкам, которым они научились у старших. Женщины, преуспевшие в текстильном искусстве, удостоились больших наград за свои достижения и внесли экономический и культурный вклад в развитие своей родственной группы. О важности ткачества свидетельствует ожидание, что мужчина даст большее приданое за невесту, которая была опытным ткачом. [ 57 ]
Кроме того, мапуче использовали свои ткани как важный излишек и товар для биржевой торговли. Многочисленные отчеты шестнадцатого века описывают их обмен текстилем с другими коренными народами и с колонистами в недавно построенных поселениях. Такая торговля позволила мапуче получить те товары, которые они не производили и не пользовались большим уважением, например, лошадей. Объемы тканей, изготовленных женщинами-аборигенами и продаваемых в Араукании и на севере Патагонии в Аргентине, были значительными и представляли собой жизненно важный экономический ресурс для семей коренных народов. [ 58 ] Производство тканей во времена до европейского заселения предназначалось для использования помимо внутреннего потребления. [ 59 ]
В настоящее время ткани, сотканные мапуче, продолжают использоваться для бытовых целей, а также для подарков, продажи или обмена. Большинство женщин мапуче и членов их семей теперь носят одежду иностранного дизайна и сшитую из материалов промышленного происхождения, но они продолжают ткать пончо, одеяла, ленты и ремни для регулярного использования. Многие ткани ткутся для торговли и во многих случаях являются важным источником дохода для семей. [ 60 ] Глазурованные горшки используются для окрашивания шерсти. [ 61 ] [ ненадежный источник? ] Многие женщины мапуче продолжают ткать ткани по обычаям своих предков и таким же образом передают свои знания: в быту, от матери к дочери, от бабушек к внучкам. Эта форма обучения основана на имитации жестов, и лишь в редких случаях и при крайней необходимости ученик получает четкие инструкции или помощь от своих инструкторов. Знания передаются так же, как ткут ткань: плетение и передача знаний идут рука об руку. [ 57 ]
Ручной клуб
[ редактировать ]У мапуче есть традиционная каменная ручная дубинка, которая называется клава (по-испански «дубинка»). Имеет длинное плоское тело. Другое название — клава просто окева ; по-испански его также можно назвать clava cefalomorpha . Он имеет определенное ритуальное значение как особый знак различия, который носят вожди племен. Известны многие виды клубов.
Это предмет, связанный с мужской силой. Он состоит из диска с прикрепленной ручкой; край диска обычно имеет полукруглую выемку. Во многих случаях лицо, изображенное на диске, имеет вырезанный рисунок. Рукоятка цилиндрическая, обычно большего диаметра в месте соединения с диском. [ 62 ] [ 63 ]
Серебряная работа
[ редактировать ]
Во второй половине восемнадцатого века серебряные мастера мапуче начали производить большое количество серебряных украшений. [ 64 ] Всплеск активности серебряных дел может быть связан с парламентом Негрете 1726 года , который уменьшил военные действия между испанцами и мапуче и позволил увеличить торговлю между колониальным Чили и свободными мапуче. [ 64 ] В этом контексте растущей торговли мапуче в конце восемнадцатого века начали принимать оплату серебряными монетами за свою продукцию, обычно за крупный рогатый скот или лошадей. [ 64 ] Эти монеты и серебряные монеты, полученные в ходе политических переговоров, служили сырьем для мастеров-металлистов мапуче ( Mapudungun : rüxafe ). [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Старые серебряные подвески мапуче часто включали нерасплавленные серебряные монеты, что помогло современным исследователям датировать эти предметы. [ 65 ] Основная часть испанских серебряных монет возникла в результате добычи полезных ископаемых в Потоси в Верхнем Перу . [ 66 ]
Большое разнообразие дизайнов серебряных украшений объясняется тем, что дизайны были созданы для идентификации различных рейнма (семьй), лоф мапу (земель), а также конкретных лонко и мачи . [ 67 ] Серебряные украшения мапуче также подвергались изменениям в моде, хотя дизайн, связанный с философскими и духовными концепциями, не претерпел серьезных изменений. [ 67 ]
В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков активность и художественное разнообразие мапуче достигли своего апогея. [ 68 ] Предполагается, что у всех важных вождей мапуче девятнадцатого века был хотя бы один серебряный мастер. [ 64 ] К 1984 году ученый-мапуче Карлос Альдунате заметил, что среди современных мапуче не осталось живых серебряных дел мастеров. [ 64 ]
Литература
[ редактировать ]Культура мапуче шестнадцатого века имела устную традицию и не имела письменности. С этого времени была разработана система письма мапудунгуна, и письменность мапуче как на испанском , так и на мапудунгуне процветала. [ 69 ] Можно сказать, что современная литература мапуче состоит из устной традиции и двуязычных произведений испано-мапудунгун. [ 69 ] мапуче Известные поэты включают Себастьяна Кеупула, Педро Алонсо, Эликуру Чиуайлаф и Леонеля Лиенлафа. [ 69 ]
Когендерные взгляды
[ редактировать ]Среди мапуче в Ла-Араукании, помимо гетеросексуальных женщин -шаманок- мачи , есть шаманы-гомосексуалисты-мужчины -мачи-вейе , которые носят женскую одежду. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] Эти мачи-вейе впервые были описаны на испанском языке в хронике 1673 года. [ 73 ] У мапуче «духи интересуются гендерными беседами и выступлениями мачи, а не сексом под одеждой мачи». [ 74 ] При привлечении филе (обладающего духом) «И мужчины, и женщины мачи становятся духовными невестами, которые соблазняют и призывают своего филе – одновременно мужа и хозяина – овладеть их головами... Ритуальный трансвестизм мужских мачи ... обращает внимание на родственные гендерные категории духовного мужа и жены -мачи как пары ( куревен )». [ 75 ] Что касается «однополых идентичностей» [ 76 ] « мачи как специалисты по гендеру», [ 77 ] Было высказано предположение, что «женские бердачи ». среди мапуче раньше могли существовать [ 78 ]
Мапуче, чилийцы и чилийское государство
[ редактировать ]После обретения Чили независимости в 1810-х годах другие чилийцы начали воспринимать мапуче как чилийцев, что контрастировало с предыдущим восприятием их как отдельного народа или нации. [ 79 ] Однако не все согласились; Аргентинский писатель и президент XIX века Доминго Фаустино Сармьенто изложил свой взгляд на отношения мапуче и Чили, заявив: [ 80 ]
Между двумя чилийскими провинциями ( Консепсьон и Вальдивия ) есть участок земли, который не является провинцией, его язык другой, его населяют другие люди, и все же можно сказать, что он не является частью Чили. Да, Чили — это название страны, над которой развевается ее флаг и соблюдаются ее законы.
Цивилизующие миссионерские дискурсы и научный расизм
[ редактировать ]
События, связанные с крушением Ховена Даниэля у побережья Араукании в 1849 году, считаются «переломным моментом» или «точкой невозврата» в отношениях между мапуче и чилийским государством. [ 81 ] Это укрепило представление о мапуче как о жестоких варварах и показало, по мнению многих, что прежняя добрая воля чилийских властей была наивной. [ 81 ] [ 82 ]
В девятнадцатом веке зафиксированы различные случаи, когда мапуче становились предметом цивилизаторских миссионерских дискурсов со стороны представителей чилийского правительства и вооруженных сил. Например, Корнелио Сааведра Родригес в 1861 году призвал мапуче подчиниться чилийской государственной власти и «вступить в редукцию и цивилизацию». [ 83 ] Когда мапуче потерпели окончательное поражение в 1883 году, президент Доминго Санта-Мария заявил: [ 84 ]
Страна с удовлетворением увидела решенную проблему сокращения всей Араукании. Это событие, столь важное для нашей общественной и политической жизни и столь значимое для будущего республики, завершилось благополучно, с дорогостоящими и болезненными жертвами. Сегодня вся Араукания подчинена больше, чем материальным силам, моральной и цивилизованной силе республики...
Чилийская раса, как всем известно, представляет собой расу метисов, состоящую из испанских конкистадоров и арауканцев...
- Николас Паласиос в La Raza Chilena , с. 34.
После войны на Тихом океане (1879–1883) среди чилийского правящего класса произошел рост идей расового и национального превосходства. [ 85 ] Именно в этом контексте чилийский врач Николас Паласиос приветствовал «расу» мапуче, аргументируя это с научной расистской и националистической точки зрения. Он считал мапуче превосходящими другие племена, а чилийских метисов — смесью мапуче и вестготов из Испании. [ 86 ] Сочинения Паласиоса позже стали влиятельными среди чилийских нацистов . [ 87 ]
В результате оккупации Араукании (1861–1883 гг.) и Тихоокеанской войны Чили присоединила территории с новым коренным населением. Мапуче получили относительно благоприятное мнение как «исконные» чилийцы, контрастирующие с другими коренными народами, такими как аймара , которые воспринимались как «иностранные элементы». [ 88 ]
Современные взгляды
[ редактировать ]была опубликована «История цивилизации Араукании», Примерно четыре года назад в упомянутых «Аналах» в которой к нашим коренным предкам относятся как к дикарям, жестоким, развратным, лишенным морали, лишенным воинских навыков...
- Николас Паласиос , La raza chilena , с. 62.
Современное отношение к мапуче со стороны некоренного населения Чили весьма индивидуально и неоднородно. Тем не менее, значительная часть некоренного населения Чили имеет предвзятое и дискриминационное отношение к мапуче. В исследовании 2003 года выяснилось, что среди выборки 41% людей старше 60 лет, 35% людей с низким социально-экономическим положением, 35% сторонников правых партий, 36% протестантов и 26% католиков были предвзято настроены против коренных народов Чили. Напротив, только 8% тех, кто учился в университетах, 16% сторонников левых партий и 19% людей в возрасте 18–29 лет были предвзятыми. [ 89 ] Особые предрассудки в отношении мапуче заключаются в том, что мапуче ленивы и алкоголичны; в некоторой меньшей степени мапуче иногда считают устаревшими и грязными. [ 90 ]
В 20 веке многие женщины мапуче мигрировали в крупные города, чтобы работать домашней прислугой ( испанский : nanas mapuches ). В Сантьяго многие из этих женщин поселились в Серро-Навиа и Ла-Пинтана . [ 91 ] Социолог Эрик Фассен назвал появление домашней прислуги мапуче продолжением колониальных отношений порабощения. [ 92 ]

Историк Гонсало Виал заявил, что Республика Чили имеет «исторический долг» перед мапуче. Координадора Арауко-Мальеко утверждает, что преследует цель «национального освобождения» мапуче с восстановлением суверенитета над своими землями. [ 79 ] Сообщается, что среди женщин-активисток мапуче существует тенденция отвергать феминизм, поскольку они считают, что их борьба выходит за рамки гендера. [ 91 ]
Мапучес и аргентинское государство
[ редактировать ]
Аргентинские власти XIX века, стремившиеся включить Пампасы и Патагонию в состав национальной территории, признали прочные связи Пуэльмапу- Мапуче с Чили. Это дало Чили определенное влияние на пампасы. Аргентинские власти опасались, что в возможной войне с Чили из-за Патагонии мапуче присоединятся к Чили. [ 93 ] В этом контексте Эстанислао Себальос опубликовал в 1878 году работу La Conquista de quince mil leguas ( «Завоевание пятнадцати тысяч лиг »), заказанную военным министерством Аргентины. В «La Conquista de quince mil leguas» мапуче были представлены как чилийцы, которые должны были вернуться в Чили. [ 94 ] Таким образом, мапуче косвенно считались внешними врагами. [ 94 ] Такая идея хорошо соответствовала экспансионистским планам Николаса Авельянеды и Хулио Аргентино Рока в отношении Пуэльмапу. [ 94 ] Однако представление о мапуче как о чилийцах является анахронизмом, поскольку мапуче предшествуют образованию современного государства Чили. [ 94 ] К 1920 году аргентинский национализм возродил идею о том, что мапуче являются чилийцами, в отличие от ученых 20-го века, базирующихся в Чили, таких как Рикардо Э. Латчам и Франсиско Антонио Энсина, которые выдвинули теорию о том, что мапуче возникли к востоку от Анд, прежде чем проникнуть в то, что впоследствии стало Чили. [ 13 ] [ 94 ]
Еще в 2017 году аргентинский историк Роберто Э. Порсель написал в коммюнике Национальной академии истории , что те, кто часто называют себя мапуче в Аргентине, были бы скорее метисами , воодушевленными сторонниками европейского происхождения, которые «не имеют никакого права на свои претензии». и насилие не только потому, что НЕ являются большинством из них арауканцами [так в оригинале], но и потому, что они [арауканцы] не входят в число наших коренных народов». [ 95 ]
Современная политика
[ редактировать ]На всеобщих выборах в Чили в 2017 году первые две женщины мапуче были избраны в Конгресс Чили ; Арасели Леукен Урибе от партии «Национальное обновление» и Эмилия Нуйядо от Социалистической партии . [ 96 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В 2012 году известная ткачиха-мапуче Анита Паилламиль в сотрудничестве с чилийским художником Гильермо Бертом создала выставку «Закодированный текстиль», которая объединила традиционное ткачество мапуче с дизайном QR-кода . [ 97 ]
- В чилийско-бразильском анимационном фильме 2020 года «Науэль и волшебная книга» представлены главные персонажи, Фрезия и Уэнчур, которые представляют ее одежду и ее племя.
- В 4X видеоигре Civilization VI мапуче представлена как игровая цивилизация (добавленная в расширении Rise and Fall ). Их лидером является Лаутаро , молодой токи-мапуче, известный тем, что возглавил сопротивление коренных народов против испанского завоевания в Чили и разработал тактику, которая будет продолжать использоваться мапуче во время длительного Арау-Исаба.
- В романе « Инес моей души » Исабель Альенде рассказывается о завоевании Чили Педро Вальдивией, а большая часть книги посвящена конфликту мапуче.
- Сюжет чилийского триллера 2021 года « Погружение » представляет собой борьбу за власть между отдыхающей семьей и тремя мужчинами-мапуче.
- В фильме 2023 года «Сайен» изображены жители деревни мапуче, сопротивляющиеся международной горнодобывающей компании, стремящейся добывать кобальт.
- В пакете расширения Trial of Allegiance для видеоигры Hearts of Iron IV с грандиозной стратегией IV игрок может играть за Чили и с соответствующими деревьями фокусов: либо восстановить королевство Араукания и Патагонию с признанным меньшинством мапуче, либо совершить переворот мапуче и освободить коренных жителей. Американцы как с Северного, так и с Южноамериканского континента.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, что архипелаг Чилоэ с его большим населением не включен в эту оценку.
- ^ Эти «города» часто были не более чем фортами. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2017 года» . Censo2017.cl. Архивировано из оригинала 25 января 2019 г. Проверено 01 марта 2019 г.
- ^ «Перепись 2022» [Перепись 2022]. Национальный институт статистики и переписи населения, Аргентинская Республика . ИНДЕКС . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Мапуче» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ «Арауканский» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ « AZ, воскресенье, 17 февраля 2008 г. » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 г. Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Ла Араукана - Чилийская память, Национальная библиотека Чили» . www.memoriachilena.gob.cl .
- ^ Jump up to: а б Мапуче о Араукано. Архивировано 5 ноября 2006 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
- ↑ Историческая справка арауканского народа. Архивировано 7 ноября 2006 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
- ^ http://www.revistahistoriaindigena.uchile.cl/index.php/RHI/article/download/40261/41815 [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Популяция рече-мапуче - чилийская память, Национальная библиотека Чили» .
- ^ «Популяция рече-мапуче - чилийская память, Национальная библиотека Чили» .
- ^ «Территориальные особенности мапуче Араукании» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 г. Проверено 11 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Бенго 2000, стр. 16–19
- ^ Jump up to: а б Кинг, Диего; Парга-Лозано, Карлос; Москосо, Хуан; Арес, Кристина; Энрикес-де-Саламанка, «Мерседес»; Фернандес-Онрадо, «Мерседес»; Абд-эль-Фатх-Халил, Седека; Алонсо-Рубио, Хавьер; Арнаис-Виллена, Антонио (2013). «Генетический профиль HLA индейцев мапуче (арауканцев) из Чили». Отчеты по молекулярной биологии . 40 (7): 4257–4267. дои : 10.1007/s11033-013-2509-3 . ПМИД 23666052 . S2CID 14709971 .
- ^ Бенгоа 2003, стр. 37–38.
- ^ Диллехей, Т .; Гордон, А. (1988). «Доиспанская деятельность и ее влияние в Араукании». В Диллехе, Том; Незерли, Патрисия (ред.). Граница государства инков (на испанском языке). стр. 183–196.
- ^ Бенгоа 2003, с. 40
- ^ Отеро 2006, с. 36.
- ^ Бенгоа 2003, с. 157
- ^ Виллалобос и др. 1974, стр. 91–93.
- ^ Виллалобос и др. 1974, стр. 96–97.
- ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 250–251.
- ^ Jump up to: а б с Виллалобос и др . 1974, стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б «Война при Арауко (1550–1656)» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 252–253.
- ^ Вивар, Херонимо де . «СХVI». Обширная и правдивая хроника и взаимоотношения королевств Чили (на испанском языке). Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 4 января 2009 года .
...вчера они убили апо и всех христиан, пришедших с ним, никому из которых не удалось спастись, и всех дежурных янакон, если не они спрятались
- ^ Диллехей 2007, с. 335.
- ^ Бенгоа 2003, стр. 320–321.
- ^ Jump up to: а б Виллалобос и др. 1974, с. 109.
- ^ Бенгоа 2003, стр. 324–325.
- ^ «Форт Булнес» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Вильялобос Р., Серхио ; Сильва Г., Освальдо ; Сильва В., Фернандо; Эстель М., Патрисио (1974). История Чили (изд. 1995 г.). Редакционный университет . стр. 456–458, 571–575. ISBN 956-11-1163-2 .
- ^ «Включение его в состав территории Чили» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Пинто 2003, с. 153.
- ^ Бенгоа 2000, с. 156.
- ^ Бенгоа 2000, стр. 275–276.
- ^ Ферран 1986, с. 547
- ^ Бенгоа 2000, стр. 277–278.
- ^ Уорд Черчилль, Немного о геноциде , 109.
- ^ Бенгоа 2000, стр. 232–233.
- ^ Пинто 2003, с. 205.
- ^ Пинто Родригес, Хорхе (2011). «Животноводство и животноводческие предприниматели в Араукании, 1900–1960» . История . 44 (2): 369–400.
- ^ Бенгоа 2000, стр. 262–263.
- ^ «Перенаправление» . Кооператива.cl. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Борьба мапуче за автономию в Чили». Архивировано 17 июня 2019 г. на Wayback Machine , Форум Spero.
- ^ «Голодовка мапуче в Чили подчеркивает реальную проблему, с которой сталкивается президент Себастьян Пинера». Архивировано 29 ноября 2014 г. на Wayback Machine , Sounds and Colors. веб-сайте
- ^ Зиневич, Беньямин (11 ноября 2019 г.). «Вы слышали о насилии в Чили. Вероятно, вы не слышали об их отношениях с израильской армией» . Независимый . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Группа Мапуче подает иск против транснациональных корпораций по поводу загрязнения из Вака Муэрта» . Буэнос-Айрес Таймс . стр. 2018–12–22 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ↑ Диллехей, Том , Памятники, империи и сопротивление: арауканское государство и ритуальные повествования (Cambridge University Press, Вашингтон, 2007)
- ^ Педро Мариньо де Лобера, в Cronica del Reino de Чили , гл. XXXI и XXXIII, упоминаются медные наконечники на пиках мапуче в битве при Андалиене и битве при Пенко . Медная металлургия процветала в Южной Америке, особенно в Перу, примерно с начала I тысячелетия нашей эры. Мапуче, возможно, научились обрабатывать медный металл в результате своего предыдущего взаимодействия с Империей инков или предшествующими перуанскими культурами, или это могло быть местное ремесло, которое развивалось независимо в регионе (медь распространена в Чили).
- ^ Уртадо Кубильос, Луз Марсела (2009). «Выражение безличности в чилийском испанском языке». Cuadernos de Linguística Hispánica (на испанском языке). 13 : 31–42.
- ^ Нгенечен и Дон Армандо Марилео
- ^ Басигалупо, Ана Мариэлла (2004). Марико Намба Вальтер, Ева Джейн Нойманн Фридман (ред.). Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . АВС-КЛИО. п. 419. ИСБН 978-1-57607-645-3 . Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ Басигалупо, Ана Мариэлла (2007). Шаманы Дерева Фойе: пол, сила и исцеление среди чилийских мапуче . Издательство Техасского университета. стр. 46–47. ISBN 978-0-292-71659-9 .
- ^ Аладама, Артуро Дж. (2003). Насилие и тело: раса, пол и государство . Издательство Университета Индианы. п. 326. ИСБН 978-0-253-21559-8 .
- ^ Бругноли и Осес де ла Гуардиа, 1995; Альварадо, 2002 г.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, 1992 г.; Мендес, 2009а.
- ^ Гаравалья, 1986; Палермо, 1994 г.; Мендес, 2009б.
- ^ Мендес, 2009б.
- ^ Уилсон, 1992; Альварадо, 2002 г.; Мендес, 2009а.
- ^ Иезуиты, Миссия мапуче - (28 мая 2009 г.). «Миссия иезуитов мапуче: майские новости...» Миссия иезуитов мапуче . Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ Несколько типов клав. Архивировано 12 марта 2014 г. в региональном родовом доме Wayback Machine Тесауро, Чили.
- ^ Изображение clava cephalomorpha Чилийский музей доколумбового искусства
- ^ Jump up to: а б с д и ж Альдунате, Карлос (1984). «Размышления о столовом серебре мапуче» . КУХСО . 1 . doi : 10.7770/cuhso-v1n1-art129 .
- ^ Jump up to: а б Кангисер Гомес, Мария Фернанда (2002). «Реставрация столового серебра мапуче: Музей Фонка, Винья-дель-Мар» (PDF) . Сохранять . 6 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Painecura 2012, стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Painecura 2012, стр. 27–28.
- ^ Painecura 2012, с. 30.
- ^ Jump up to: а б с Карраско, И. 2000. «Поэты мапуче в чилийской литературе» , Estudios Filológicas , 35, 139–149.
- ^ Басигалупо, 2007. стр. 111–114
- ^ Басигалупо, Ана Мариэлла. «Борьба за мужественность шаманов-мапуче: колониальная политика пола, сексуальности и власти в Южном Чили». Этноистория , вып. 51, нет. 3, лето 2004 г., стр. 489–533. EBSCO Хозяин .
- ^ Виласа, Апаресида. «Возрождение шаманов-мужчин-мапуче в католических священников: легитимизация однополой идентичности коренных народов в современном Чили» . В книге «Коренные христиане: формы и последствия христианства среди коренных народов Америки » под редакцией Робина М. Райта, Тейлора и Фрэнсиса, 2009 г., стр. 89–108. Центр электронных книг ProQuest.
- ^ Франсиско Нуньес де Пинеда-и-Баскунан. Счастливое пленение и причина длительных войн Чили . Сантьяго: Имрента эль Феррокаррил, 1863.
- ^ Донован, Патрисия (22 февраля 2007 г.). «Гендерное царство дерева фойе» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 03 января 2021 г.
- ^ Басигалупо, 2007. с. 87
- ^ Басигалупо, 2007. стр. 131–133
- ^ Басигалупо, Ана Мариэлла (апрель 2007 г.). Шаманы Дерева Фойе: пол, сила и исцеление среди чилийских мапуче . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71659-9 .
- ^ Басигалупо, 2007. с. 268, нет. 5:18
- ^ Jump up to: а б Ферстер, Рольф 2001. Общество мапуче и чилийское общество: исторический долг. Полис, журнал Боливарианского университета.
- ^ Каюкео, Педро (14 августа 2008 г.), «Эрнан Куриньир Линкокео, историк мапуче:« Нам есть что сказать о двухсотлетии Чили » , Azkintuwe.org ( на испанском языке)
- ^ Jump up to: а б Муньос Сугаррет, Хорхе (2010). «Кораблекрушение брига Ховен Даниэль, 1849 год. Коренные жители в историческом воображении Чили». Историческое время (на испанском языке) (1): 133–148.
- ^ Бенгоа 2000, стр. 163–165.
- ^ Феррандо Каун, Рикардо (1986). Так родилась Ла Фронтера... (Второе изд.). Антарктида, редакция. стр. 405–419. ISBN 978-956-7019-83-0 .
- ^ Феррандо Каун, Рикардо (1986). Так родилась Ла Фронтера... (на испанском языке) (Второе изд.). Антарктида, редакция. п. 583. ИСБН 978-956-7019-83-0 .
- ^ Эрика Бекман, Имперские олицетворения: чилийский расизм и война в Тихом океане , Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн
- ^ Паласиос, Николас (1918) [1904]. Чилийская гонка (на испанском языке).
- ^ «Николас Паласиос (1854-1911)» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (2012). «Конституция и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 44 (1). Университет Тарапаки : 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 .
- ^ Аймерих, Хайме; Каналес, Мануэль; Виванко, Мануэль (2003). «Третье измерение исследования толерантности и недискриминации» (на испанском языке). Чилийский университет, факультет социологии, факультет социальных наук. Фонд: 60–74 . Проверено 17 января 2018 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Килакеа Р., Дэниел; Мерино Д., Мария Евгения; Саис В., Хосе Луис (2007). «Социальное представление и социальное воображение без видимой дискриминации» . Атенея . 496 (II): 81–103.
- ^ Jump up to: а б Косгроув, Серена (2010). "Чили". Лидерство с маргиналов: женщины и организации гражданского общества в Аргентине, Чили и Сальвадоре . Издательство Университета Рутгерса. п. 128. ИСБН 978-0-8135-4799-2 .
- ^ Годой Вальдес, Глория (13 сентября 2012 г.). «Французский социолог Эрик Фассен размышлял о сексуальном насилии и насилии» . uchile.cl (на испанском языке) . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Перри, Ричард О. (1980). «Аргентина и Чили: Борьба за Патагонию 1843–1881» . Америка . 36 (3): 347–363. дои : 10.2307/981291 . JSTOR 981291 . S2CID 147607097 .
- ^ Jump up to: а б с д и Лентон, Диана (14 августа 2020 г.). «Нация мапуче не является ни аргентинской, ни чилийской» . Узловой (на испанском языке) . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Порсель, Роберто Э. (22 августа 2017 г.). Мапуче на нашей территории – история и текущие события (PDF) (Отчет) . Проверено 05 января 2021 г.
- ^ «Исторический день в Конгрессе: первые два депутата-мапуче вступают в должность» . www.t13.cl. 11 марта 2018 года . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Сэндфорд, Мэгги (июль 2013 г.). «Что делает QR-код на этом одеяле?» . Смитсоновский журнал . Проверено 21 ноября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альварадо, Маргарита (2002) «Великолепие орнамента: пончо и чанунтуку» В: Дети ветра, Искусство народов Юга, XIX век. Буэнос-Айрес: Фонд PROA.
- Бенгоа, Хосе (2000). История народа мапуче: 19 и 20 века (Седьмое изд.). Издания ЛОМ . ISBN 956-282-232-Х .
- Бругноли, Паулина и Осес де ла Гуардиа, Соледад (1995). «Изучение фрагментов стоянки Альбоянко». В: Человек и пустыня, культурная перспектива , 9: 375–381.
- Коркуэра, Рут (1987). Андское текстильное наследие . Буэнос-Айрес: Принтеры SCA.
- Коркуэра, Рут (1998). Пончо с Огненной Земли . Буэнос-Айрес: Национальный фонд искусств.
- Чертуди, Сусана и Нарди, Рикардо (1961). «Арауканские ткани из Аргентины». В: Записные книжки Национального института фольклорных исследований , 2: 97–182.
- Гаравалья, Хуан Карлос (1986). «Земельный текстиль в колониальном контексте Ривер-Плейта: неудавшаяся промышленная революция?» В: Ежегодник IEHS , 1:45–87.
- Жозеф, Клод (1931). Арауканские ткани . Сантьяго-де-Чили: Имрента Сан-Франциско, Падре Лас Касас.
- Крадольфер, Сабина, Когда родство навязывает, дар располагает. Социальная организация, дар и идентичность в общинах мапуче провинции Неукен (Аргентина) (Берн и др., Питер Ланг, 2011) (Публикации Европейского университета. Серия 19 B: Общая этнология, 71).
- Мендес, Патрисия (2009a). «Текстильное наследие, самобытность коренных народов и экономические ресурсы аргентинской Патагонии». В: Интернет-журнал Ассоциации иберо-американских антропологов , 4, 1:11–53.
- Мендес, Патрисия (2009b). «Ткани коренных народов аргентинской Патагонии: четыре столетия торговли текстилем». В: Ежегодник ИНДИАНЫ , 26: 233–265.
- Миллан де Палавечино, Мария Делия (1960). «Аргентинская одежда». В: Записные книжки Национального института фольклорных исследований , 1: 95–127.
- Мурра, Джон (1975). Экономические и политические образования Андского мира. Лима: Институт перуанских исследований.
- Нарди, Рикардо и Роланди, Диана (1978). 1000 лет ткачества в Аргентине . Буэнос-Айрес: Министерство культуры и образования, государственный секретарь по культуре, Национальный институт антропологии.
- Пайнекура Антинао, Хуан (2012). Чару. Общество и мировоззрение серебряных дел мапуче .
- Палермо, Мигель Анхель (1994). «Экономика и женщины на юге Аргентины». В: Американская память 3: 63–90.
- Уилсон, Анжелика (1992). Женское искусство . Сантьяго-де-Чили: Изд. CEDEM, Коллекция декоративно-прикладного искусства № 3.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « Рецензии Николаса Хосе « Говорим на языках Земли: теория австралийско-чилийской постколониальной поэтики »: Cordite Poetry Review , 2014 г.
- « Фогарти и Гарридо: двуязычный разговор между четырьмя стихотворениями »: Cordite Poetry Review , 2012 г.
- « Трёхъязычная видимость в нашем Тихий океан: три поэта-мапуче »: Cordite Poetry Review , 2012
- Язык земли: мапуче в Аргентине и Чили : IWGIA – IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов , 2007 г., ISBN 978-87-91563-37-9
- Когда цветок возрождается: Жизнь и времена феминистки мапуче , 2002, ISBN 0-8223-2934-4
- Мужество на вкус крови: Сообщество мапуче Николаса Айлио и чилийское государство, 1906–2001 гг. , 2005 г., ISBN 0-8223-3585-9
- Неолиберальная экономика, демократический переход и требования мапуче прав в Чили , 2006 г., ISBN 0-8130-2938-4
- Шаманы Дерева Фойе: пол, сила и исцеление среди чилийских мапуче , 2007 г., ISBN 978-0-292-71658-2
- Грамматика мапуче , 2007 г., ISBN 978-3-11-019558-3
- «Работа снов мапуче» . Clas.berkeley.edu. Архивировано из оригинала 10 июня 2007 г.
- Банделье, Адольф Франциск (1907). «Арауканцы» . Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Эйм, Стефан (2010). Концептуализация религии мапуче в колониальном Чили (1545–1787) : http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/volltexte/2010/10717/pdf/Eim_Conceptualisation_of_Mapuche_Religion.pdf .
- Фарон, Луи (1961). Социальная структура мапуче, Исследования Иллинойса в области антропологии (Урбана: Университет Иллинойса Press).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
