Jump to content

Мапуче

(Перенаправлено с Мапуче )
Мапуче
Женщины мапуче из Тируа в 2015 году
Общая численность населения
в. 1 890 930
Регионы со значительной численностью населения
Чили 1,745,147 (2017) [ 1 ]
Аргентина 145,783 (2022) [ 2 ]
Языки
Религия
Традиционный , Католицизм , Евангелизм (реже), Свидетели Иеговы .
Родственные этнические группы
карта
Люди Мапуче
Язык Мапуче
Страна Валмапу

Мапуче i ( / m ə ˈ p chee / mə- POO - , [ 3 ] Мапуче и испанский: [maˈputʃe] ) — группа коренных жителей юго-центральной части Чили и юго-западной Аргентины , включая части Патагонии . Этот собирательный термин относится к обширной этнической группе, состоящей из различных групп, которые имеют общую социальную, религиозную и экономическую структуру, а также общее лингвистическое наследие в качестве носителей мапудунгуна . Их родина когда-то простиралась от долины Чоапа до архипелага Чилоэ , а затем распространилась на восток до Пуэльмапу . [ нужны разъяснения ] земля, включающая часть аргентинской пампы и Патагонии . Сегодня коллективная группа составляет более 80% коренных народов Чили и около 9% всего населения Чили. Мапуче сконцентрированы в регионе Араукания . Многие мигрировали из сельской местности в города Сантьяго и Буэнос-Айрес в поисках экономических возможностей, более 92% мапуче родом из Чили.

Традиционная экономика мапуче основана на сельском хозяйстве; их традиционная социальная организация состоит из больших семей под руководством лонко или вождя. Во время войны мапуче объединялись в более крупные группы и выбирали токи (что означает «топор» или «носитель топора»), чтобы возглавить их. Материальная культура мапуче известна своим текстилем и изделиями из серебра .

Во время прибытия испанцев пикунче реками населяли долины между Чоапой и Итатой , арауканские мапуче населяли долины между Итата и Толтен , к югу от них, уильиче и кунко жили так далеко на юге, как архипелаг Чилоэ . В семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках группы мапуче мигрировали на восток, в Анды и Пампасы , завоевывая, сливая и устанавливая отношения с пойя и пеуэнче . Примерно в то же время этнические группы регионов Пампа — пуэльче , ранкель и северный Аоникенк — вступили в контакт с группами мапуче. Теуэльче переняли язык мапуче и некоторые элементы их культуры в ходе так называемой арауканизации , во время которой Патагония перешла под эффективный сюзеренитет мапуче.

Мапуче на территориях, находящихся под властью Испании, особенно Пикунче , смешались с испанцами в колониальный период, образовав популяцию метисов , потерявшую свою коренную идентичность. Но общество мапуче в Араукании и Патагонии оставалось независимым до конца девятнадцатого века, когда Чили оккупировала Арауканию , а Аргентина завоевала Пуэльмапу . С тех пор мапуче стали подданными, а позже подданными и гражданами соответствующих государств. Сегодня многие мапуче и чилийские общины вовлечены в так называемый конфликт мапуче по поводу земли и прав коренных народов как в Аргентине, так и в Чили.

Этимология

[ редактировать ]
Диаграмма Эйлера этнических групп мапуче. Исторические номиналы, которые больше не используются, показаны белыми полями. Группы, принявшие язык и культуру мапуче или имеющие частичное происхождение от мапуче, показаны на периферии основного поля пурпурного цвета.

Исторически испанские колонизаторы Южной Америки называли народ мапуче арауканцами ( / ˌ æ r ɔː ˈ k n i ə n z / ARR -aw- KAY -nee-ənz ; [ 4 ] Испанский : araucanos ). Сейчас этот термин считается уничижительным [ 5 ] некоторыми людьми. По мнению других, важность термина «Араукана» заключается в универсальности эпического произведения «Араукана» , [ 6 ] написанный Алонсо де Эрсильей , и подвиги этого народа в их долгой и бесконечной войне против Испанской империи. Название, вероятно, происходит от топонима rag ko (исп. Arauco ), что означает «глиняная вода». [ 7 ] [ 8 ] Слово кечуа , означающее «бунтарь, враг», вероятно , авка не является корнем слова араукано . [ 7 ]

Ученые полагают, что различные группы мапуче ( Молуче , Уилличе, Пикунче и т. д.) называли себя Рече в ранний испанский колониальный период из-за того, что они называли своей чистой местной кровью, происходящей от re . , означающего «чистый», и che, означающего «чистый» люди". [ 9 ]

Имя мапуче используется как для обозначения пикунче, уилличе и молуче или нгулуче из Араукании , так и исключительно для молуче или нгулуче из Араукании. Однако мапуче - это относительно недавний эндоним, означающий «Люди Земли» или «Дети Земли», где мапу означает «земля» или «земля», а че означает «человек». Этот термин предпочитают использовать в отношении людей после войны в Арауко. [ 10 ]

Мапуче идентифицируют себя по географическому положению своих территорий, например:

  • Пвельче или Пуэльче : «народ востока» оккупировал Пвел-мапу или Пуэль-мапу , восточные земли (Пампа и Патагония в Аргентине).
  • Пикунче или Пикунче : «люди севера» оккупировали Пикун-мапу , «северные земли».
  • Вилличе или Уилличе : «люди юга» оккупировали Вилли мапу , «южные земли».
  • Певенче или Пеуэнче : «народ певена/пеуэна» занял Певен мапу , «землю дерева певен ( араукария араукана
  • Лафкенче : «народ моря» оккупировал Лафкен мапу , «землю моря»; также известный как прибрежный мапуче .
  • Нагче : «люди равнин» оккупировали Наг-Мапу , «землю равнин» (расположенную в секторах Кордильеры- де-Науэльбута и граничащих с ней низменных зон). Его эпическое и литературное название — Арауканы , а старое автохтонное название — Рече . [ 11 ] Древние мапуче токи («топороносцы»), такие как Леф-Трару («быстрый ястреб», более известный как Лаутаро ), Калльфюликан («синий кварцевый камень», более известный как Кауполикан – «полированный кремень») или Пелонтрару («Сияющий кремень» ). Каракара», более известный как Пелантаро ) были Нагче.
  • Вентече : «люди долин» оккупировали Венте мапу , «землю долин». [ 12 ]
Фотография Фелипе Гуамана Пома де Айала, изображающая противостояние мапуче (слева) и инков (справа).

Доколумбовый период

[ редактировать ]

Археологические находки показали, что культура мапуче существовала в Чили и Аргентине еще с 600 по 500 год до нашей эры. [ 13 ] Генетически мапуче отличаются от соседних коренных народов Патагонии. [ 14 ] Это предполагает «разное происхождение или длительное разделение популяций мапуче и патагонии». [ 14 ]

Сообщается, что войска Империи инков достигли реки Мауле и провели там битву с мапуче между реками Мауле и Итата . [ 15 ] Большинство современных ученых полагают, что южная граница Империи инков проходила между Сантьяго и рекой Майпо или где-то между Сантьяго и рекой Мауле. [ 16 ] Таким образом, большая часть мапуче избежала власти инков. Благодаря своим контактам с захватчиками-инками мапуче впервые встретились с людьми из государственных организаций . Их контакты с инками дали им коллективное понимание, позволяющее отличить их от захватчиков и объединить их в рыхлые геополитические единицы, несмотря на отсутствие у них государственной организации. [ 17 ]

На момент прибытия первых испанцев в Чили наибольшая концентрация коренного населения наблюдалась на территории от реки Итата до острова Чилоэ – то есть в центре мапуче. [ 18 ] Население мапуче между рекой Итата и проливом Релонкави оценивалось историком Хосе Бенгоа в середине шестнадцатого века в 705 000–900 000 человек . [ 19 ] [ примечание 1 ]

Распространение доиспанских жителей Чили

Арауко война

[ редактировать ]

Испанская экспансия на территорию мапуче была ответвлением завоевания Перу . [ 20 ] В 1536 году Диего де Альмагро отправился на завоевание Чили, после переправы через реку Итата был перехвачен многочисленным отрядом арауканских мапуче, вооруженных множеством луков и пик, в битве при Рейногюэлене . Обескураженный свирепостью мапуче и очевидной нехваткой золота и серебра в этих землях, Альмагро решил в следующем году полностью отступить в Перу. В 1541 году Педро де Вальдивия добрался до Чили из Куско и основал Сантьяго . [ 21 ] Северные племена мапуче, известные как пикунче , недавно получили независимость от правления инков под командованием Мичималонко , который победил губернатора инков Киликанту. Это был тот же Мичималонко, который возглавил сопротивление Пикунче против испанцев между 1541 и 1545 годами. Его самое известное пятно — это разрушение Сантьяго . [ 22 ]

Картина «Эль-ховен Лаутаро» Педро Суберказо демонстрирует военный гений и опыт своего народа.

В 1550 году Педро де Вальдивия, стремившийся контролировать всю территорию Чили до Магелланова пролива , провел кампанию в южно-центральной части Чили, чтобы завоевать новые территории мапуче . [ 23 ] Между 1550 и 1553 годами испанцы основали несколько городов. [ примечание 2 ] в землях мапуче, включая Консепсьон , Вальдивию , Империал , Вильяррику и Ангол . [ 23 ] Испанцы также основали форты Арауко , Пурен и Тукапель . [ 23 ] Дальнейшие усилия испанцев по завоеванию большей территории привели к войне Арауко против мапуче, спорадическому конфликту, который длился почти 350 лет. Враждебность по отношению к завоевателям усугублялась отсутствием традиции принудительного труда, аналогичной мита инков , среди мапуче, которые в основном отказывались служить испанцам. [ 25 ]

С момента своего основания в 1550 по 1598 год мапуче часто осаждали испанские поселения в Араукании . [ 24 ] В 1553 году мапуче провели совет, на котором решили начать войну. Они выбрали своим « токи » (вождем военного времени) сильного человека по имени Кауполикан и его заместителем токи Лаутаро , потому что он служил вспомогательным средством испанской кавалерии; он создал первый кавалерийский корпус мапуче. Имея под своим командованием шесть тысяч воинов, Лаутаро атаковал форт в Тукапеле . Испанский гарнизон не смог выдержать штурм и отступил к Пурену. Лаутаро захватил и сжег форт и подготовил свою армию, будучи уверенным, что испанцы попытаются вернуть Тукапель. Вальдивия предпринял контратаку, но был быстро окружен. Он и его армия были убиты мапуче в битве при Тукапеле . [ 26 ] В 1554 году Лаутаро отправился разрушить Консепсьон, где в битве при Мариуэнью он победил губернатора Вильягра и опустошил город. В 1555 году Лаутаро отправился в город Ангол и разрушил его, он также вернулся в Консепсьон, восстановленный испанцами и снова разрушивший его. В 1557 году Лаутаро направился со своей армией, чтобы уничтожить Сантьяго, ведя по пути многочисленные сражения с испанцами, но он и его армия были опустошены в битве при Матакито .

С 1558 по 1598 год война представляла собой в основном конфликт низкой интенсивности . [ 27 ] Численность мапуче значительно уменьшилась после контакта с испанскими захватчиками; войны и эпидемии истребили население. [ 22 ] Другие погибли на золотых приисках, принадлежащих испанцам. [ 25 ]

Кауполикан от Никанор Плаза

В 1598 году отряд воинов из Пурена во главе с Пелантаро , возвращавшихся на юг после набега в районе Чильяна , устроил засаду на губернатора Мартина Гарсиа Оньеса де Лойолу и его войска. [ 28 ] пока они отдыхали, не приняв никаких мер предосторожности против нападения. Почти все испанцы погибли, за исключением священнослужителя по имени Бартоломе Перес, попавшего в плен, и солдата по имени Бернардо де Переда. Затем мапуче инициировали всеобщее восстание, которое разрушило все города на их родине к югу от реки Биобио.

В годы после битвы при Куралабе всеобщее восстание, развернувшееся среди мапуче и уильишей, привело к разрушению семи городов . Испанские города Ангол, Империал, Осорно , Санта-Крус-де-Оньес , Вальдивия и Вильяррика были разрушены или заброшены. [ 29 ] Город Кастро был захвачен союзом голландцев и мапуче в 1599 году, но отвоеван испанцами в 1600 году. Только Чильян и Консепсьон сопротивлялись осадам и набегам мапуче. [ 30 ] За исключением архипелага Чилоэ , вся чилийская территория к югу от реки Биобио была освобождена от испанского владычества. [ 29 ] В этот период народ мапуче пересек Анды, чтобы завоевать нынешние аргентинские провинции Чубут, Неукен, Ла-Пампа и Рио-Негро. [ нужна ссылка ]

Регистрация в Чили и Аргентине

[ редактировать ]
Корнелио Сааведра Родригес на встрече с главными лонкосами Араукании в 1869 году.

В девятнадцатом веке Аргентина и Чили пережили быструю территориальную экспансию. Аргентина основала колонию на Фолклендских островах в 1820 году, заселила Чубут валлийскими иммигрантами в 1865 году и завоевала Формозу, Мисьонес и Чако у Парагвая в 1870 году. Позже Аргентина также аннексировала Пуна-де-Атакама в 1898 году. Чили, с другой стороны, основала колонию на Фолклендских островах в 1820 году. колония у Магелланова пролива в 1843 году, заселила Вальдивию , Осорно и Льянкиуэ немецкими иммигрантами и завоевала земли Перу и Боливии . [ 31 ] [ 32 ] Позже Чили также аннексировала остров Пасхи . [ 33 ] В этом контексте Валмапу начали завоевывать Аргентина и Чили по двум причинам. Во-первых, аргентинское и чилийское государства стремились к территориальной преемственности. [ 34 ] и, во-вторых, он оставался единственным местом для расширения животноводства Аргентины и сельского хозяйства Чили . [ 35 ]

Между 1861 и 1879 годами Аргентина и Чили включили несколько территорий мапуче в Валмапу. В январе 1881 года, после решительной победы Чили над Перу в битвах при Чоррильосе и Мирафлоресе , Чили и Аргентина возобновили завоевание Валмапу. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

Историк Уорд Черчилль утверждал, что население мапуче сократилось с полумиллиона до 25 000 за одно поколение в результате оккупации и связанных с ней голода и болезней. [ 39 ] Завоевание Валмапу привело к тому, что многие мапуче были вынуждены покинуть свои дома и бродить в поисках убежища и еды. [ 40 ] Ученый Пабло Мираман утверждает, что введение государственного образования во время оккупации Валмапу оказало пагубное воздействие на традиционное образование мапуче. [ 41 ]

Древний флаг мапуче во время войны Арауко .

В годы после оккупации экономика Араукании изменилась с выпаса овец и крупного рогатого скота на сельское хозяйство и добычу древесины . [ 42 ] Около 70% территории мапуче (Вальмапу) осталось в руках Аргентины. Потеря земель мапуче после оккупации вызвала серьезную эрозию , поскольку мапуче продолжали заниматься массовым выпасом скота на ограниченных территориях. [ 43 ]

Современный конфликт

[ редактировать ]

Земельные споры и жестокие столкновения продолжаются в некоторых районах мапуче, особенно в северных частях региона Араукания между Трайгеном и Лумако и вокруг них . В 2003 году Комиссия по исторической правде и новым методам лечения опубликовала отчет с целью разрядить напряженность, призывая к радикальным изменениям в обращении Чили со своим коренным населением, более 80% из которых составляют мапуче. Рекомендации включали официальное признание политических и «территориальных» прав коренных народов, а также усилия по продвижению их культурной самобытности. [ нужна ссылка ]

Хотя японские и швейцарские интересы активны в экономике Араукании ( Нгулу-Мапу ), две основные лесозаготовительные компании принадлежат Чили. [ нужна ссылка ] В прошлом фирмы засаживали сотни тысяч гектаров чужеродными породами, такими как сосна Монтерей , пихта Дугласа и эвкалипты , иногда заменяя естественные вальдивские леса , хотя сейчас такая замена и замена [ когда? ] забыл. [ нужна ссылка ]

Чили экспортирует древесину в Соединенные Штаты, почти вся древесина которой поступает из этого южного региона, на годовую стоимость около 600 миллионов долларов. Stand.earth , природоохранная группа, возглавила международную кампанию по сохранению древесины, в результате которой сеть Home Depot и другие ведущие импортеры древесины согласились пересмотреть свою политику закупок, чтобы «обеспечить защиту местных лесов в Чили». Некоторые лидеры мапуче хотят более сильной защиты лесов. [ нужна ссылка ]

В последние годы [ когда? ] Преступления, совершенные вооруженными повстанцами мапуче, преследуются в соответствии с законодательством о борьбе с терроризмом, первоначально введенным во время военной диктатуры Аугусто Пиночета для контроля над политическими диссидентами. Закон позволяет прокурорам скрывать доказательства от защиты на срок до шести месяцев и скрывать личности свидетелей, которые могут давать показания в суде за ширмами. Повстанческие группы, такие как Координадора Арауко Мальеко , используют различные тактики в более экстремальных случаях, таких как поджоги домов, церквей, транспортных средств, построек и пастбищ, что иногда приводит к гибели людей и угрозам конкретным целям. По состоянию на 2005 год протестующие из общин мапуче использовали эту тактику против собственности как транснациональных лесных корпораций, так и частных лиц. [ 44 ] [ 45 ] В 2010 году мапуче объявили множество голодовок, пытаясь добиться изменений в антитеррористическом законодательстве. [ 46 ] По данным французского сайта Orin21, по состоянию на 2019 год правительство Чили совершило нарушения прав человека в отношении мапуче на основании израильских военных методов и наблюдения. [ 47 ]

Добыча нефти и гидроразрыв на участке Вака Муэрта в Неукене, одном из крупнейших месторождений сланцевой нефти и сланцевого газа в мире, привели к образованию свалок шламовых отходов, загрязняющих окружающую среду недалеко от города Аньело , площадь которого составляет около 1200 тонн. км к югу от Буэнос-Айреса. В 2018 году мапуче подали в суд на Exxon, французскую компанию TotalEnergies и Pan American Energy . [ 48 ]

Культура

[ редактировать ]

Ко времени прибытия европейцев мапуче организовали и построили сеть фортов и оборонительных сооружений. Древние мапуче также строили церемониальные сооружения, такие как земляные курганы , обнаруженные недалеко от Пурена. [ 49 ] Мапуче быстро освоили железа обработку ( Пикунчи уже обрабатывали медь). [ 50 ] ) Мапуче научились верховой езде и использованию кавалерии на войне у испанцев , а также выращиванию пшеницы и овец .

За 300-летнее сосуществование испанских колоний и относительно четко очерченных автономных регионов мапуче у мапуче также развилась прочная традиция торговли с испанцами, аргентинцами и чилийцами. Такая торговля лежит в основе традиции обработки серебра мапуче, поскольку мапуче создавали свои украшения из большого и широко распространенного количества испанских, аргентинских и чилийских серебряных монет. Мапуче также изготавливали головные уборы из монет , которые назывались трарилонко и т. д.

Языки мапуче

[ редактировать ]
Семья мапуче , автор Клаудио Гай , 1848 год.

На языках мапуче говорят в Чили и Аргентине. Две живые ветви — Уильиче и Мапудунгун . было обнаружено Хотя это и не связано генетически, лексическое влияние кечуа . По оценкам лингвистов, в Чили осталось лишь около 200 000 человек, свободно говорящих на этом языке. Язык получает лишь символическую поддержку в системе образования. В последние годы его начали преподавать в сельских школах регионов Био-Био, Араукания и Лос-Лагос.

мапуче Носители чилийского испанского языка , которые также говорят на мапудунгуне, как правило, используют более безличные местоимения при разговоре по-испански. [ 51 ]

Космология и верования

[ редактировать ]
Совет арауканских философов , 1904 год.

Центральное место в космологии мапуче занимает идея творца по имени нгенечен , который воплощен в четырех компонентах: пожилой мужчина ( фуча/футра/ча чау ), пожилая женщина ( куде/кусе ), молодой мужчина и молодая женщина. Они верят в миры, известные как Вену Мапу и Минче Мапу . Кроме того, космология мапуче основана на сложных представлениях о духах, которые сосуществуют с людьми и животными в естественном мире, и повседневные обстоятельства могут диктовать духовные практики. [ 52 ]

Самая известная ритуальная церемония мапуче — это Нгиллатун , что в переводе означает «молиться» или «общая молитва». Эти церемонии часто представляют собой крупные общественные события, имеющие чрезвычайное духовное и социальное значение. Практикуются многие другие церемонии, и не все из них предназначены для публичного или общественного участия, а иногда ограничиваются семьей.

Основными группами божеств и/или духов в мифологии мапуче являются Пиллан и Вангулен (духи предков), Нген (духи в природе) и векуфе (злые духи).

мапуче Центральное место в верованиях занимает роль мачи ( шамана). Обычно его занимает женщина, прошедшая обучение у старшего мачи, и она имеет многие характеристики, типичные для шаманов . Мачи выполняет церемонии лечения болезней, отражения зла, влияния на погоду, урожай, социальное взаимодействие и работу сновидений . Мачи часто обладают обширными знаниями о местных лекарственных травах . Поскольку биоразнообразие в сельской местности Чили сократилось из-за коммерческого сельского и лесного хозяйства, распространение таких знаний также сократилось, но народ мапуче возрождает их в своих общинах. Мачи обладают обширными знаниями о священных камнях и священных животных.

Дочь покойного Килапана

Как и во многих культурах, у мапуче есть миф о потопе ( эпу ) о крупном наводнении, в ходе которого мир разрушается и воссоздается. В мифе участвуют две противоборствующие силы: Кай Кай (вода, приносящая смерть через наводнения) и Трен Трен (сухая земля, приносящая солнечный свет). В потопе утонет почти все человечество; те немногие, кто не утонул, выживают благодаря каннибализму . Наконец осталась всего одна пара. Мачи говорит им, что они должны отдать своего единственного ребенка водам, что они и делают, и это восстанавливает порядок в мире.

Частью ритуала мапуче являются молитвы и жертвоприношения животных, необходимые для поддержания космического баланса. Эта вера сохранилась и по сей день. В 1960 году, например, мачи принесли в жертву маленького мальчика, бросив его в воду после землетрясения и цунами . [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]

Мапуче включили в себя памятную историю своей долгой независимости и сопротивления с 1540 года (испанцы, а затем чилийцы и аргентинцы) и договора с правительствами Чили и Аргентины в 1870-х годах. Воспоминания, истории и верования, часто очень местные и специфические, составляют значительную часть традиционной культуры мапуче. В той или иной степени эта история сопротивления среди мапуче продолжается и по сей день. В то же время подавляющее большинство мапуче в Чили идентифицируют себя с государством как чилийцы, аналогично тому, как подавляющее большинство в Аргентине идентифицируют себя как аргентинцы. [ нужна ссылка ]

Этноботаника

[ редактировать ]
Высота чемамулла ( погребальной статуи мапуче) по сравнению с человеком.

Церемонии и традиции

[ редактировать ]

Мы, Трипанту, мапуче — это празднование Нового года .

Текстиль

[ редактировать ]
Традиционное пончо мапуче выставлено в Музее ремесел Чили.

Одним из самых известных видов искусства мапуче является текстиль . Самые старые данные о текстиле в самых южных районах американского континента (сегодня юг Чили и Аргентина) обнаружены в некоторых археологических раскопках, например, на кладбище Питрен недалеко от города Темуко и на месте Альбоянко в регионе Биобио , оба из которых Чили; и кладбище Реболледо Арриба в провинции Неукен (Аргентина). Исследователи обнаружили свидетельства существования тканей, изготовленных с использованием сложных технологий и рисунков, датированных 1300–1350 годами нашей эры. [ 56 ]

Женщины мапуче занимались прядением и ткачеством. Знания как о технике ткачества, так и о узорах текстиля, характерных для данной местности, обычно передавались внутри семьи: матери, бабушки и тети обучали девочку навыкам, которым они научились у старших. Женщины, преуспевшие в текстильном искусстве, удостоились больших наград за свои достижения и внесли экономический и культурный вклад в развитие своей родственной группы. О важности ткачества свидетельствует ожидание, что мужчина даст большее приданое за невесту, которая была опытным ткачом. [ 57 ]

Кроме того, мапуче использовали свои ткани как важный излишек и товар для биржевой торговли. Многочисленные отчеты шестнадцатого века описывают их обмен текстилем с другими коренными народами и с колонистами в недавно построенных поселениях. Такая торговля позволила мапуче получить те товары, которые они не производили и не пользовались большим уважением, например, лошадей. Объемы тканей, изготовленных женщинами-аборигенами и продаваемых в Араукании и на севере Патагонии в Аргентине, были значительными и представляли собой жизненно важный экономический ресурс для семей коренных народов. [ 58 ] Производство тканей во времена до европейского заселения предназначалось для использования помимо внутреннего потребления. [ 59 ]

В настоящее время ткани, сотканные мапуче, продолжают использоваться для бытовых целей, а также для подарков, продажи или обмена. Большинство женщин мапуче и членов их семей теперь носят одежду иностранного дизайна и сшитую из материалов промышленного происхождения, но они продолжают ткать пончо, одеяла, ленты и ремни для регулярного использования. Многие ткани ткутся для торговли и во многих случаях являются важным источником дохода для семей. [ 60 ] Глазурованные горшки используются для окрашивания шерсти. [ 61 ] [ ненадежный источник? ] Многие женщины мапуче продолжают ткать ткани по обычаям своих предков и таким же образом передают свои знания: в быту, от матери к дочери, от бабушек к внучкам. Эта форма обучения основана на имитации жестов, и лишь в редких случаях и при крайней необходимости ученик получает четкие инструкции или помощь от своих инструкторов. Знания передаются так же, как ткут ткань: плетение и передача знаний идут рука об руку. [ 57 ]

Ручной клуб

[ редактировать ]
Памятник в виде гигантской клавы просто окева , расположенный на Авенида Президенте Эдуардо Фрей Монтальва , Каньете, Чили.

У мапуче есть традиционная каменная ручная дубинка, которая называется клава (по-испански «дубинка»). Имеет длинное плоское тело. Другое название — клава просто окева ; по-испански его также можно назвать clava cefalomorpha . Он имеет определенное ритуальное значение как особый знак различия, который носят вожди племен. Известны многие виды клубов.

Это предмет, связанный с мужской силой. Он состоит из диска с прикрепленной ручкой; край диска обычно имеет полукруглую выемку. Во многих случаях лицо, изображенное на диске, имеет вырезанный рисунок. Рукоятка цилиндрическая, обычно большего диаметра в месте соединения с диском. [ 62 ] [ 63 ]

Серебряная работа

[ редактировать ]
Рисунок трапелакучи, серебряного украшения.

Во второй половине восемнадцатого века серебряные мастера мапуче начали производить большое количество серебряных украшений. [ 64 ] Всплеск активности серебряных дел может быть связан с парламентом Негрете 1726 года , который уменьшил военные действия между испанцами и мапуче и позволил увеличить торговлю между колониальным Чили и свободными мапуче. [ 64 ] В этом контексте растущей торговли мапуче в конце восемнадцатого века начали принимать оплату серебряными монетами за свою продукцию, обычно за крупный рогатый скот или лошадей. [ 64 ] Эти монеты и серебряные монеты, полученные в ходе политических переговоров, служили сырьем для мастеров-металлистов мапуче ( Mapudungun : rüxafe ). [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Старые серебряные подвески мапуче часто включали нерасплавленные серебряные монеты, что помогло современным исследователям датировать эти предметы. [ 65 ] Основная часть испанских серебряных монет возникла в результате добычи полезных ископаемых в Потоси в Верхнем Перу . [ 66 ]

Большое разнообразие дизайнов серебряных украшений объясняется тем, что дизайны были созданы для идентификации различных рейнма (семьй), лоф мапу (земель), а также конкретных лонко и мачи . [ 67 ] Серебряные украшения мапуче также подвергались изменениям в моде, хотя дизайн, связанный с философскими и духовными концепциями, не претерпел серьезных изменений. [ 67 ]

В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков активность и художественное разнообразие мапуче достигли своего апогея. [ 68 ] Предполагается, что у всех важных вождей мапуче девятнадцатого века был хотя бы один серебряный мастер. [ 64 ] К 1984 году ученый-мапуче Карлос Альдунате заметил, что среди современных мапуче не осталось живых серебряных дел мастеров. [ 64 ]

Литература

[ редактировать ]

Культура мапуче шестнадцатого века имела устную традицию и не имела письменности. С этого времени была разработана система письма мапудунгуна, и письменность мапуче как на испанском , так и на мапудунгуне процветала. [ 69 ] Можно сказать, что современная литература мапуче состоит из устной традиции и двуязычных произведений испано-мапудунгун. [ 69 ] мапуче Известные поэты включают Себастьяна Кеупула, Педро Алонсо, Эликуру Чиуайлаф и Леонеля Лиенлафа. [ 69 ]

Когендерные взгляды

[ редактировать ]

Среди мапуче в Ла-Араукании, помимо гетеросексуальных женщин -шаманок- мачи , есть шаманы-гомосексуалисты-мужчины -мачи-вейе , которые носят женскую одежду. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] Эти мачи-вейе впервые были описаны на испанском языке в хронике 1673 года. [ 73 ] У мапуче «духи интересуются гендерными беседами и выступлениями мачи, а не сексом под одеждой мачи». [ 74 ] При привлечении филе (обладающего духом) «И мужчины, и женщины мачи становятся духовными невестами, которые соблазняют и призывают своего филе – одновременно мужа и хозяина – овладеть их головами... Ритуальный трансвестизм мужских мачи ... обращает внимание на родственные гендерные категории духовного мужа и жены -мачи как пары ( куревен )». [ 75 ] Что касается «однополых идентичностей» [ 76 ] « мачи как специалисты по гендеру», [ 77 ] Было высказано предположение, что «женские бердачи ». среди мапуче раньше могли существовать [ 78 ]

Мапуче, чилийцы и чилийское государство

[ редактировать ]

После обретения Чили независимости в 1810-х годах другие чилийцы начали воспринимать мапуче как чилийцев, что контрастировало с предыдущим восприятием их как отдельного народа или нации. [ 79 ] Однако не все согласились; Аргентинский писатель и президент XIX века Доминго Фаустино Сармьенто изложил свой взгляд на отношения мапуче и Чили, заявив: [ 80 ]

Между двумя чилийскими провинциями ( Консепсьон и Вальдивия ) есть участок земли, который не является провинцией, его язык другой, его населяют другие люди, и все же можно сказать, что он не является частью Чили. Да, Чили — это название страны, над которой развевается ее флаг и соблюдаются ее законы.

Цивилизующие миссионерские дискурсы и научный расизм

[ редактировать ]
Картина Раймона Монвуазена, изображающая Элизу Браво, которая, как говорят, пережила крушение Ховена Даниэля в 1849 году , а затем была похищена мапуче.

События, связанные с крушением Ховена Даниэля у побережья Араукании в 1849 году, считаются «переломным моментом» или «точкой невозврата» в отношениях между мапуче и чилийским государством. [ 81 ] Это укрепило представление о мапуче как о жестоких варварах и показало, по мнению многих, что прежняя добрая воля чилийских властей была наивной. [ 81 ] [ 82 ]

В девятнадцатом веке зафиксированы различные случаи, когда мапуче становились предметом цивилизаторских миссионерских дискурсов со стороны представителей чилийского правительства и вооруженных сил. Например, Корнелио Сааведра Родригес в 1861 году призвал мапуче подчиниться чилийской государственной власти и «вступить в редукцию и цивилизацию». [ 83 ] Когда мапуче потерпели окончательное поражение в 1883 году, президент Доминго Санта-Мария заявил: [ 84 ]

Страна с удовлетворением увидела решенную проблему сокращения всей Араукании. Это событие, столь важное для нашей общественной и политической жизни и столь значимое для будущего республики, завершилось благополучно, с дорогостоящими и болезненными жертвами. Сегодня вся Араукания подчинена больше, чем материальным силам, моральной и цивилизованной силе республики...

Чилийская раса, как всем известно, представляет собой расу метисов, состоящую из испанских конкистадоров и арауканцев...

- Николас Паласиос в La Raza Chilena , с. 34.

После войны на Тихом океане (1879–1883) среди чилийского правящего класса произошел рост идей расового и национального превосходства. [ 85 ] Именно в этом контексте чилийский врач Николас Паласиос приветствовал «расу» мапуче, аргументируя это с научной расистской и националистической точки зрения. Он считал мапуче превосходящими другие племена, а чилийских метисов — смесью мапуче и вестготов из Испании. [ 86 ] Сочинения Паласиоса позже стали влиятельными среди чилийских нацистов . [ 87 ]

В результате оккупации Араукании (1861–1883 ​​гг.) и Тихоокеанской войны Чили присоединила территории с новым коренным населением. Мапуче получили относительно благоприятное мнение как «исконные» чилийцы, контрастирующие с другими коренными народами, такими как аймара , которые воспринимались как «иностранные элементы». [ 88 ]

Современные взгляды

[ редактировать ]

была опубликована «История цивилизации Араукании», Примерно четыре года назад в упомянутых «Аналах» в которой к нашим коренным предкам относятся как к дикарям, жестоким, развратным, лишенным морали, лишенным воинских навыков...

- Николас Паласиос , La raza chilena , с. 62.

Современное отношение к мапуче со стороны некоренного населения Чили весьма индивидуально и неоднородно. Тем не менее, значительная часть некоренного населения Чили имеет предвзятое и дискриминационное отношение к мапуче. В исследовании 2003 года выяснилось, что среди выборки 41% людей старше 60 лет, 35% людей с низким социально-экономическим положением, 35% сторонников правых партий, 36% протестантов и 26% католиков были предвзято настроены против коренных народов Чили. Напротив, только 8% тех, кто учился в университетах, 16% сторонников левых партий и 19% людей в возрасте 18–29 лет были предвзятыми. [ 89 ] Особые предрассудки в отношении мапуче заключаются в том, что мапуче ленивы и алкоголичны; в некоторой меньшей степени мапуче иногда считают устаревшими и грязными. [ 90 ]

В 20 веке многие женщины мапуче мигрировали в крупные города, чтобы работать домашней прислугой ( испанский : nanas mapuches ). В Сантьяго многие из этих женщин поселились в Серро-Навиа и Ла-Пинтана . [ 91 ] Социолог Эрик Фассен назвал появление домашней прислуги мапуче продолжением колониальных отношений порабощения. [ 92 ]

Флаг Венуфойе, созданный в 1992 году организацией коренных народов « Consejo de Todas las Tierras ».

Историк Гонсало Виал заявил, что Республика Чили имеет «исторический долг» перед мапуче. Координадора Арауко-Мальеко утверждает, что преследует цель «национального освобождения» мапуче с восстановлением суверенитета над своими землями. [ 79 ] Сообщается, что среди женщин-активисток мапуче существует тенденция отвергать феминизм, поскольку они считают, что их борьба выходит за рамки гендера. [ 91 ]

Мапучес и аргентинское государство

[ редактировать ]
Флаг Аргентины Теуэльче-Мапуче

Аргентинские власти XIX века, стремившиеся включить Пампасы и Патагонию в состав национальной территории, признали прочные связи Пуэльмапу- Мапуче с Чили. Это дало Чили определенное влияние на пампасы. Аргентинские власти опасались, что в возможной войне с Чили из-за Патагонии мапуче присоединятся к Чили. [ 93 ] В этом контексте Эстанислао Себальос опубликовал в 1878 году работу La Conquista de quince mil leguas ( «Завоевание пятнадцати тысяч лиг »), заказанную военным министерством Аргентины. В «La Conquista de quince mil leguas» мапуче были представлены как чилийцы, которые должны были вернуться в Чили. [ 94 ] Таким образом, мапуче косвенно считались внешними врагами. [ 94 ] Такая идея хорошо соответствовала экспансионистским планам Николаса Авельянеды и Хулио Аргентино Рока в отношении Пуэльмапу. [ 94 ] Однако представление о мапуче как о чилийцах является анахронизмом, поскольку мапуче предшествуют образованию современного государства Чили. [ 94 ] К 1920 году аргентинский национализм возродил идею о том, что мапуче являются чилийцами, в отличие от ученых 20-го века, базирующихся в Чили, таких как Рикардо Э. Латчам и Франсиско Антонио Энсина, которые выдвинули теорию о том, что мапуче возникли к востоку от Анд, прежде чем проникнуть в то, что впоследствии стало Чили. [ 13 ] [ 94 ]

Еще в 2017 году аргентинский историк Роберто Э. Порсель написал в коммюнике Национальной академии истории , что те, кто часто называют себя мапуче в Аргентине, были бы скорее метисами , воодушевленными сторонниками европейского происхождения, которые «не имеют никакого права на свои претензии». и насилие не только потому, что НЕ являются большинством из них арауканцами [так в оригинале], но и потому, что они [арауканцы] не входят в число наших коренных народов». [ 95 ]

Современная политика

[ редактировать ]

На всеобщих выборах в Чили в 2017 году первые две женщины мапуче были избраны в Конгресс Чили ; Арасели Леукен Урибе от партии «Национальное обновление» и Эмилия Нуйядо от Социалистической партии . [ 96 ]

[ редактировать ]
  • В 2012 году известная ткачиха-мапуче Анита Паилламиль в сотрудничестве с чилийским художником Гильермо Бертом создала выставку «Закодированный текстиль», которая объединила традиционное ткачество мапуче с дизайном QR-кода . [ 97 ]
  • В чилийско-бразильском анимационном фильме 2020 года «Науэль и волшебная книга» представлены главные персонажи, Фрезия и Уэнчур, которые представляют ее одежду и ее племя.
  • В 4X видеоигре Civilization VI мапуче представлена ​​как игровая цивилизация (добавленная в расширении Rise and Fall ). Их лидером является Лаутаро , молодой токи-мапуче, известный тем, что возглавил сопротивление коренных народов против испанского завоевания в Чили и разработал тактику, которая будет продолжать использоваться мапуче во время длительного Арау-Исаба.
  • В романе « Инес моей души » Исабель Альенде рассказывается о завоевании Чили Педро Вальдивией, а большая часть книги посвящена конфликту мапуче.
  • Сюжет чилийского триллера 2021 года « Погружение » представляет собой борьбу за власть между отдыхающей семьей и тремя мужчинами-мапуче.
  • В фильме 2023 года «Сайен» изображены жители деревни мапуче, сопротивляющиеся международной горнодобывающей компании, стремящейся добывать кобальт.
  • В пакете расширения Trial of Allegiance для видеоигры Hearts of Iron IV с грандиозной стратегией IV игрок может играть за Чили и с соответствующими деревьями фокусов: либо восстановить королевство Араукания и Патагонию с признанным меньшинством мапуче, либо совершить переворот мапуче и освободить коренных жителей. Американцы как с Северного, так и с Южноамериканского континента.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Обратите внимание, что архипелаг Чилоэ с его большим населением не включен в эту оценку.
  2. ^ Эти «города» часто были не более чем фортами. [ 24 ]
  1. ^ «Перепись 2017 года» . Censo2017.cl. Архивировано из оригинала 25 января 2019 г. Проверено 01 марта 2019 г.
  2. ^ «Перепись 2022» [Перепись 2022]. Национальный институт статистики и переписи населения, Аргентинская Республика . ИНДЕКС . Проверено 8 марта 2024 г.
  3. ^ «Мапуче» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  4. ^ «Арауканский» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  5. ^ « AZ, воскресенье, 17 февраля 2008 г. » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 г. Проверено 25 сентября 2013 г.
  6. ^ «Ла Араукана - Чилийская память, Национальная библиотека Чили» . www.memoriachilena.gob.cl .
  7. ^ Jump up to: а б Мапуче о Араукано. Архивировано 5 ноября 2006 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
  8. Историческая справка арауканского народа. Архивировано 7 ноября 2006 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
  9. ^ http://www.revistahistoriaindigena.uchile.cl/index.php/RHI/article/download/40261/41815 [ только URL-адрес PDF ]
  10. ^ «Популяция рече-мапуче - чилийская память, Национальная библиотека Чили» .
  11. ^ «Популяция рече-мапуче - чилийская память, Национальная библиотека Чили» .
  12. ^ «Территориальные особенности мапуче Араукании» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 г. Проверено 11 февраля 2019 г.
  13. ^ Jump up to: а б Бенго 2000, стр. 16–19
  14. ^ Jump up to: а б Кинг, Диего; Парга-Лозано, Карлос; Москосо, Хуан; Арес, Кристина; Энрикес-де-Саламанка, «Мерседес»; Фернандес-Онрадо, «Мерседес»; Абд-эль-Фатх-Халил, Седека; Алонсо-Рубио, Хавьер; Арнаис-Виллена, Антонио (2013). «Генетический профиль HLA индейцев мапуче (арауканцев) из Чили». Отчеты по молекулярной биологии . 40 (7): 4257–4267. дои : 10.1007/s11033-013-2509-3 . ПМИД   23666052 . S2CID   14709971 .
  15. ^ Бенгоа 2003, стр. 37–38.
  16. ^ Диллехей, Т .; Гордон, А. (1988). «Доиспанская деятельность и ее влияние в Араукании». В Диллехе, Том; Незерли, Патрисия (ред.). Граница государства инков (на испанском языке). стр. 183–196.
  17. ^ Бенгоа 2003, с. 40
  18. ^ Отеро 2006, с. 36.
  19. ^ Бенгоа 2003, с. 157
  20. ^ Виллалобос и др. 1974, стр. 91–93.
  21. ^ Виллалобос и др. 1974, стр. 96–97.
  22. ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 250–251.
  23. ^ Jump up to: а б с Виллалобос и др . 1974, стр. 98–99.
  24. ^ Jump up to: а б «Война при Арауко (1550–1656)» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 30 января 2014 г.
  25. ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 252–253.
  26. ^ Вивар, Херонимо де . «СХVI». Обширная и правдивая хроника и взаимоотношения королевств Чили (на испанском языке). Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 4 января 2009 года . ...вчера они убили апо и всех христиан, пришедших с ним, никому из которых не удалось спастись, и всех дежурных янакон, если не они спрятались
  27. ^ Диллехей 2007, с. 335.
  28. ^ Бенгоа 2003, стр. 320–321.
  29. ^ Jump up to: а б Виллалобос и др. 1974, с. 109.
  30. ^ Бенгоа 2003, стр. 324–325.
  31. ^ «Форт Булнес» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 3 января 2014 г.
  32. ^ Вильялобос Р., Серхио ; Сильва Г., Освальдо ; Сильва В., Фернандо; Эстель М., Патрисио (1974). История Чили (изд. 1995 г.). Редакционный университет . стр. 456–458, 571–575. ISBN  956-11-1163-2 .
  33. ^ «Включение его в состав территории Чили» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 3 января 2014 г.
  34. ^ Пинто 2003, с. 153.
  35. ^ Бенгоа 2000, с. 156.
  36. ^ Бенгоа 2000, стр. 275–276.
  37. ^ Ферран 1986, с. 547
  38. ^ Бенгоа 2000, стр. 277–278.
  39. ^ Уорд Черчилль, Немного о геноциде , 109.
  40. ^ Бенгоа 2000, стр. 232–233.
  41. ^ Пинто 2003, с. 205.
  42. ^ Пинто Родригес, Хорхе (2011). «Животноводство и животноводческие предприниматели в Араукании, 1900–1960» . История . 44 (2): 369–400.
  43. ^ Бенгоа 2000, стр. 262–263.
  44. ^ «Перенаправление» . Кооператива.cl. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
  45. ^ «Борьба мапуче за автономию в Чили». Архивировано 17 июня 2019 г. на Wayback Machine , Форум Spero.
  46. ^ «Голодовка мапуче в Чили подчеркивает реальную проблему, с которой сталкивается президент Себастьян Пинера». Архивировано 29 ноября 2014 г. на Wayback Machine , Sounds and Colors. веб-сайте
  47. ^ Зиневич, Беньямин (11 ноября 2019 г.). «Вы слышали о насилии в Чили. Вероятно, вы не слышали об их отношениях с израильской армией» . Независимый . Проверено 3 января 2021 г.
  48. ^ «Группа Мапуче подает иск против транснациональных корпораций по поводу загрязнения из Вака Муэрта» . Буэнос-Айрес Таймс . стр. 2018–12–22 . Проверено 25 июня 2022 г.
  49. Диллехей, Том , Памятники, империи и сопротивление: арауканское государство и ритуальные повествования (Cambridge University Press, Вашингтон, 2007)
  50. ^ Педро Мариньо де Лобера, в Cronica del Reino de Чили , гл. XXXI и XXXIII, упоминаются медные наконечники на пиках мапуче в битве при Андалиене и битве при Пенко . Медная металлургия процветала в Южной Америке, особенно в Перу, примерно с начала I тысячелетия нашей эры. Мапуче, возможно, научились обрабатывать медный металл в результате своего предыдущего взаимодействия с Империей инков или предшествующими перуанскими культурами, или это могло быть местное ремесло, которое развивалось независимо в регионе (медь распространена в Чили).
  51. ^ Уртадо Кубильос, Луз Марсела (2009). «Выражение безличности в чилийском испанском языке». Cuadernos de Linguística Hispánica (на испанском языке). 13 : 31–42.
  52. ^ Нгенечен и Дон Армандо Марилео
  53. ^ Басигалупо, Ана Мариэлла (2004). Марико Намба Вальтер, Ева Джейн Нойманн Фридман (ред.). Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . АВС-КЛИО. п. 419. ИСБН  978-1-57607-645-3 . Проверено 15 июля 2011 г.
  54. ^ Басигалупо, Ана Мариэлла (2007). Шаманы Дерева Фойе: пол, сила и исцеление среди чилийских мапуче . Издательство Техасского университета. стр. 46–47. ISBN  978-0-292-71659-9 .
  55. ^ Аладама, Артуро Дж. (2003). Насилие и тело: раса, пол и государство . Издательство Университета Индианы. п. 326. ИСБН  978-0-253-21559-8 .
  56. ^ Бругноли и Осес де ла Гуардиа, 1995; Альварадо, 2002 г.
  57. ^ Jump up to: а б Уилсон, 1992 г.; Мендес, 2009а.
  58. ^ Гаравалья, 1986; Палермо, 1994 г.; Мендес, 2009б.
  59. ^ Мендес, 2009б.
  60. ^ Уилсон, 1992; Альварадо, 2002 г.; Мендес, 2009а.
  61. ^ Иезуиты, Миссия мапуче - (28 мая 2009 г.). «Миссия иезуитов мапуче: майские новости...» Миссия иезуитов мапуче . Проверено 14 апреля 2017 г.
  62. ^ Несколько типов клав. Архивировано 12 марта 2014 г. в региональном родовом доме Wayback Machine Тесауро, Чили.
  63. ^ Изображение clava cephalomorpha Чилийский музей доколумбового искусства
  64. ^ Jump up to: а б с д и ж Альдунате, Карлос (1984). «Размышления о столовом серебре мапуче» . КУХСО . 1 . doi : 10.7770/cuhso-v1n1-art129 .
  65. ^ Jump up to: а б Кангисер Гомес, Мария Фернанда (2002). «Реставрация столового серебра мапуче: Музей Фонка, Винья-дель-Мар» (PDF) . Сохранять . 6 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  66. ^ Jump up to: а б Painecura 2012, стр. 25–26.
  67. ^ Jump up to: а б Painecura 2012, стр. 27–28.
  68. ^ Painecura 2012, с. 30.
  69. ^ Jump up to: а б с Карраско, И. 2000. «Поэты мапуче в чилийской литературе» , Estudios Filológicas , 35, 139–149.
  70. ^ Басигалупо, 2007. стр. 111–114
  71. ^ Басигалупо, Ана Мариэлла. «Борьба за мужественность шаманов-мапуче: колониальная политика пола, сексуальности и власти в Южном Чили». Этноистория , вып. 51, нет. 3, лето 2004 г., стр. 489–533. EBSCO Хозяин .
  72. ^ Виласа, Апаресида. «Возрождение шаманов-мужчин-мапуче в католических священников: легитимизация однополой идентичности коренных народов в современном Чили» . В книге «Коренные христиане: формы и последствия христианства среди коренных народов Америки » под редакцией Робина М. Райта, Тейлора и Фрэнсиса, 2009 г., стр. 89–108. Центр электронных книг ProQuest.
  73. ^ Франсиско Нуньес де Пинеда-и-Баскунан. Счастливое пленение и причина длительных войн Чили . Сантьяго: Имрента эль Феррокаррил, 1863.
  74. ^ Донован, Патрисия (22 февраля 2007 г.). «Гендерное царство дерева фойе» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 03 января 2021 г.
  75. ^ Басигалупо, 2007. с. 87
  76. ^ Басигалупо, 2007. стр. 131–133
  77. ^ Басигалупо, Ана Мариэлла (апрель 2007 г.). Шаманы Дерева Фойе: пол, сила и исцеление среди чилийских мапуче . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-71659-9 .
  78. ^ Басигалупо, 2007. с. 268, нет. 5:18
  79. ^ Jump up to: а б Ферстер, Рольф 2001. Общество мапуче и чилийское общество: исторический долг. Полис, журнал Боливарианского университета.
  80. ^ Каюкео, Педро (14 августа 2008 г.), «Эрнан Куриньир Линкокео, историк мапуче:« Нам есть что сказать о двухсотлетии Чили » , Azkintuwe.org ( на испанском языке)
  81. ^ Jump up to: а б Муньос Сугаррет, Хорхе (2010). «Кораблекрушение брига Ховен Даниэль, 1849 год. Коренные жители в историческом воображении Чили». Историческое время (на испанском языке) (1): 133–148.
  82. ^ Бенгоа 2000, стр. 163–165.
  83. ^ Феррандо Каун, Рикардо (1986). Так родилась Ла Фронтера... (Второе изд.). Антарктида, редакция. стр. 405–419. ISBN  978-956-7019-83-0 .
  84. ^ Феррандо Каун, Рикардо (1986). Так родилась Ла Фронтера... (на испанском языке) (Второе изд.). Антарктида, редакция. п. 583. ИСБН  978-956-7019-83-0 .
  85. ^ Эрика Бекман, Имперские олицетворения: чилийский расизм и война в Тихом океане , Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн
  86. ^ Паласиос, Николас (1918) [1904]. Чилийская гонка (на испанском языке).
  87. ^ «Николас Паласиос (1854-1911)» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 10 мая 2020 г.
  88. ^ Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (2012). «Конституция и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 44 (1). Университет Тарапаки : 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 .
  89. ^ Аймерих, Хайме; Каналес, Мануэль; Виванко, Мануэль (2003). «Третье измерение исследования толерантности и недискриминации» (на испанском языке). Чилийский университет, факультет социологии, факультет социальных наук. Фонд: 60–74 . Проверено 17 января 2018 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  90. ^ Килакеа Р., Дэниел; Мерино Д., Мария Евгения; Саис В., Хосе Луис (2007). «Социальное представление и социальное воображение без видимой дискриминации» . Атенея . 496 (II): 81–103.
  91. ^ Jump up to: а б Косгроув, Серена (2010). "Чили". Лидерство с маргиналов: женщины и организации гражданского общества в Аргентине, Чили и Сальвадоре . Издательство Университета Рутгерса. п. 128. ИСБН  978-0-8135-4799-2 .
  92. ^ Годой Вальдес, Глория (13 сентября 2012 г.). «Французский социолог Эрик Фассен размышлял о сексуальном насилии и насилии» . uchile.cl (на испанском языке) . Проверено 20 июня 2015 г.
  93. ^ Перри, Ричард О. (1980). «Аргентина и Чили: Борьба за Патагонию 1843–1881» . Америка . 36 (3): 347–363. дои : 10.2307/981291 . JSTOR   981291 . S2CID   147607097 .
  94. ^ Jump up to: а б с д и Лентон, Диана (14 августа 2020 г.). «Нация мапуче не является ни аргентинской, ни чилийской» . Узловой (на испанском языке) . Проверено 12 ноября 2020 г.
  95. ^ Порсель, Роберто Э. (22 августа 2017 г.). Мапуче на нашей территории – история и текущие события (PDF) (Отчет) . Проверено 05 января 2021 г.
  96. ^ «Исторический день в Конгрессе: первые два депутата-мапуче вступают в должность» . www.t13.cl. 11 марта 2018 года . Проверено 23 марта 2022 г.
  97. ^ Сэндфорд, Мэгги (июль 2013 г.). «Что делает QR-код на этом одеяле?» . Смитсоновский журнал . Проверено 21 ноября 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Альварадо, Маргарита (2002) «Великолепие орнамента: пончо и чанунтуку» В: Дети ветра, Искусство народов Юга, XIX век. Буэнос-Айрес: Фонд PROA.
  • Бенгоа, Хосе (2000). История народа мапуче: 19 и 20 века (Седьмое изд.). Издания ЛОМ . ISBN  956-282-232-Х .
  • Бругноли, Паулина и Осес де ла Гуардиа, Соледад (1995). «Изучение фрагментов стоянки Альбоянко». В: Человек и пустыня, культурная перспектива , 9: 375–381.
  • Коркуэра, Рут (1987). Андское текстильное наследие . Буэнос-Айрес: Принтеры SCA.
  • Коркуэра, Рут (1998). Пончо с Огненной Земли . Буэнос-Айрес: Национальный фонд искусств.
  • Чертуди, Сусана и Нарди, Рикардо (1961). «Арауканские ткани из Аргентины». В: Записные книжки Национального института фольклорных исследований , 2: 97–182.
  • Гаравалья, Хуан Карлос (1986). «Земельный текстиль в колониальном контексте Ривер-Плейта: неудавшаяся промышленная революция?» В: Ежегодник IEHS , 1:45–87.
  • Жозеф, Клод (1931). Арауканские ткани . Сантьяго-де-Чили: Имрента Сан-Франциско, Падре Лас Касас.
  • Крадольфер, Сабина, Когда родство навязывает, дар располагает. Социальная организация, дар и идентичность в общинах мапуче провинции Неукен (Аргентина) (Берн и др., Питер Ланг, 2011) (Публикации Европейского университета. Серия 19 B: Общая этнология, 71).
  • Мендес, Патрисия (2009a). «Текстильное наследие, самобытность коренных народов и экономические ресурсы аргентинской Патагонии». В: Интернет-журнал Ассоциации иберо-американских антропологов , 4, 1:11–53.
  • Мендес, Патрисия (2009b). «Ткани коренных народов аргентинской Патагонии: четыре столетия торговли текстилем». В: Ежегодник ИНДИАНЫ , 26: 233–265.
  • Миллан де Палавечино, Мария Делия (1960). «Аргентинская одежда». В: Записные книжки Национального института фольклорных исследований , 1: 95–127.
  • Мурра, Джон (1975). Экономические и политические образования Андского мира. Лима: Институт перуанских исследований.
  • Нарди, Рикардо и Роланди, Диана (1978). 1000 лет ткачества в Аргентине . Буэнос-Айрес: Министерство культуры и образования, государственный секретарь по культуре, Национальный институт антропологии.
  • Пайнекура Антинао, Хуан (2012). Чару. Общество и мировоззрение серебряных дел мапуче .
  • Палермо, Мигель Анхель (1994). «Экономика и женщины на юге Аргентины». В: Американская память 3: 63–90.
  • Уилсон, Анжелика (1992). Женское искусство . Сантьяго-де-Чили: Изд. CEDEM, Коллекция декоративно-прикладного искусства № 3.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd1275758a6351fe45b4e02a3de1c61f__1722540000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/1f/dd1275758a6351fe45b4e02a3de1c61f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mapuche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)