Происхождение мапуче
Происхождение мапуче является предметом исследований уже более века. Генетика мапуче не демонстрирует слишком явного сходства с какой-либо другой известной коренной группой Америки, и то же самое касается лингвистики, где язык мапуче считается изолированным языком . Археологические данные показывают, что культура мапуче существовала в Чили по крайней мере с 600 по 500 год до нашей эры. [1] Мапуче поздно прибыли в свои самые южные ( архипелаг Чилоэ ) и самые восточные ( Пампасы ) районы расселения, однако история мапуче на севере, в сторону пустыни Атакама, может быть старше, чем предполагают исторические поселения. Мапуче получили значительное влияние от доинкских ( Тиуанако ?), инков и испанских народов, но глубокие корни мапуче предшествуют этим контактам. считают, что контакты и конфликт с Испанской империей Такие ученые, как Том Диллехей и Хосе Бенгоа, оказали глубокое влияние на формирование этнической принадлежности мапуче.
Таким образом, мапуче считаются автохтонными по происхождению, а некоторые генетические исследования, а также археологические и лингвистические гипотезы намекают на их происхождение или влияние со стороны Амазонки в далеком прошлом.
Ранние теории
[ редактировать ]Гипотеза, выдвинутая Рикардо Э. Латчемом и позже расширенная Франсиско Антонио Энсиной , предполагает, что мапуче мигрировали в современное Чили из пампасов к востоку от Анд. [1] Гипотеза далее утверждает, что до мапуче существовала культура « чинча-диагита », которая географически была разделена пополам мапуче, проникающими с горных перевалов вокруг истоков реки Каутин . [1] [2] Хотя гипотеза Лэтчема согласуется с лингвистическими особенностями [2] он отвергается современными учеными из-за отсутствия убедительных доказательств и возможности альтернативных гипотез. [1]
Томас Гевара выдвинул другую гипотезу, утверждающую, что ранние мапуче жили на побережье, эксплуатируя богатые морские ресурсы, и лишь позже двинулись вглубь страны по крупным рекам. [3] Гевара добавляет, что мапуче будут потомками северных чанго , малоизвестного прибрежного народа, переселившегося на юг. [4] Слабые лингвистические данные связывают язык чанго XIX века (называемый чилуэно или арауко) с мапудунгуном. [5] [6]
Археология и топонимия
[ редактировать ]Ученый Альберто Тривера считает, что нет никакой преемственности между человеческой культурой, наблюдаемой на археологических раскопках позднего плейстоцена в Монте-Верде , и какой-либо исторической группой. [7] Археологические находки показали существование культуры мапуче в Чили еще с 600 по 500 год до нашей эры. [1] В 1954 году Грета Мостная постулировала идею о связи мапуче с археологической культурой Эль-Молье в поперечных долинах Норте -Чико . [8] Керамика Мапуче- Питрен немного датируется керамикой Эль-Молье, с которой она имеет много общего. [9] Различные археологи, в том числе Грета Мостны, придерживаются мнения, что культура Эль-Молье, в свою очередь, связана с культурами северо-запада Аргентины , главным образом Канделарии, которые, в свою очередь, предположительно связаны с более северными культурами «тропических джунглей». [9] [10] Тембетас , пирсинг нижней губы, обычно связанный с культурами коренных народов Бразилии. Находки были зарегистрированы в Центральном Чили, при этом ученые расходятся во мнениях, являются ли эти элементы результатом миграций или какого-либо другого типа древних контактов с северо-западом Аргентины. [11] [А]
Сообщества мапуче на юге Норте-Чико – то есть в Петорке , Ла-Лигуа , Комбарбале и Чоапе – могут уходить корнями в доиспанские времена, по крайней мере, за несколько столетий до прибытия испанцев. [14] Топонимия мапуче также встречается на всей территории. [14] Хотя в колониальные времена происходила иммиграция мапуче на южные земли Диагиты, культура мапуче считается старше этой. [14] Дальше на север, на побережье региона Антофагаста, есть топонимы, которые, как утверждается, являются мапуче, включая Талтал. [15] и Кебрада Мамилья . [16]
на канализированных полях и возвышенных полях Археологические находки, указывающие на возделывание мапуче , предполагают, что эти методы, вероятно, были завезены либо из озера Титикака в Альтиплано , либо из низменностей Амазонки. [17] [18]
Мапуче поздно прибыли на архипелаг Чилоэ , где есть различные топонимы с этимологией Чоно, несмотря на то, что основным языком коренных народов архипелага на момент прибытия испанцев был величе (мапуче). [19] Это соответствует представлениям этнолога Рикардо Э. Латчема , который считает, что чоно, как и другие кочевники-мореплаватели, могут быть остатками более широко распространенных групп коренных народов, которые были вытеснены на юг в результате «последовательных вторжений» более северных племен. [20]
Генетические исследования
[ редактировать ]Генетически мапуче отличаются от соседних коренных народов Патагонии. [21] Это интерпретируется как предположение либо о «разном происхождении, либо о длительном разделении популяций мапуче и патагонии». [21] Исследование 1996 года, сравнивающее генетику коренных народов Аргентины, не выявило существенной связи между мапуче и другими группами. [22] Исследование генетики человеческого лейкоцитарного антигена мапуче из Каньете, проведенное в 2019 году , выявило сходство с различными группами коренных народов Северной и Южной Америки. Примечательно, что помимо сходства с близлежащими группами, исследование выявило также сходство с отдаленными группами, такими как алеуты , эскимосы , жители островов Тихого океана , айны из Японии, негидальцы из Восточной Сибири и рапа-нуи с острова Пасхи . [23]
На основании анализа мДНК различных групп коренных народов Южной Америки считается, что мапуче, по крайней мере частично, являются потомками народов из бассейна Амазонки, которые мигрировали в Чили двумя маршрутами; один через высокогорье Центральных Анд, а другой через восточную часть Гран-Чако и северо-запад Аргентины . [8]
Исследование 2023 года установило, что мапуче в целом ближе к другим группам Патагонии, чем к племенам Центральных Анд или Амазонки. [24] Мапуче генетически отделились от коренных групп южной Патагонии в среднем голоцене . После этого генетический поток от племен Амазонки и Центральных Анд был ограничен, несмотря на свидетельства культурного распространения из этой области и короткий период правления инков в Центральном Чили . [24] В исторические времена самая южная из групп мапуче, уилличе архипелага Чилоэ, включила в себя гены южных патагонских племен. [24]
Лингвистика
[ редактировать ]нет Единого мнения о языковой принадлежности языка мапуче , мапудунгун, . В начале 1970-х годов было высказано предположение о значительном лингвистическом родстве между языками мапуче и майя . [25] Лингвист Мэри Ричи Ки заявила в 1978 году, что арауканские языки, включая мапуче, генетически связаны с пано-такананскими языками , с языками чонан и языками кавэскар . [25] Крез (1989, 1991) выдвинул гипотезу о родстве мапудунгуна с аравакскими языками . Слово «каменный топор» на языке мапуче — токи, похожее на юрумангуи тотоки («топор») из Колумбии. [26]
Язык мапуче имеет много общих слов с языками кечуа , аймара и пукина . Однако это отражает более позднее влияние андской культуры и, возможно, мигрирующего населения на уже существующие мапуче. [27] Это региональное языковое влияние, возможно, пришло с миграционной волной, возникшей в результате распада Империи Тиуанако около 1000 г. н.э. [27] [18] Йолкески (2016) считает, что лексическое сходство мапуче с языковыми семьями кунза , мочика , уру-чипая , аравак , пано , чолон-хибито и кечуа обусловлено контактом. [6]
Историография и поздний этногенез
[ редактировать ]Вехой в этногенезе мапуче, возможно, стал их контакт с захватчиками инков , который дал им коллективное осознание, позволяющее проводить различие между ними и захватчиками и объединять их в рыхлые геополитические единицы, несмотря на отсутствие у них государственной организации. [28]
Многие историки, такие как Хосе Бенгоа , склонны считать, что собственно мапуче слились в единую этническую группу во время войны Арауко против испанцев. [17] По мнению ученых Тома Диллехэя и Франсиско Ротхаммера, эта точка зрения подтверждается археологическими данными, которые указывают на то, что ранее разбросанное коренное население начало жить в более плотных скоплениях населения в результате войн. [17]
Мнения мапуче и устные традиции
[ редактировать ]Среди мапуче, живущих вблизи побережья, есть те, кто считает, что они прибыли с моря . [17] Другие мапуче заявляют, что произошли от жителей Монте-Верде , самого раннего археологического памятника в Чили. [17]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Темблета ни в коем случае не является уникальной для Северо-Запада Аргентины, Чако и Бразилии, но она также была найдена в археологических памятниках в Сан-Педро-де-Атакама и Кондоруаси , а также известна в некоторых частях Африки и Азии. [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Бенго 2000, стр. 16–19
- ^ Перейти обратно: а б Крез, Роберт А. (1985). «21. Исследование диалекта мапуче». В Манелис Кляйн, Харриет; Старк, Луиза Р. (ред.). Языки южноамериканских индейцев: ретроспектива и перспектива . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 784–801. ISBN 978-0-292-77592-3 .
- ^ Бенгоа 2003, стр. 33–34.
- ^ Бенгоа 2003, с. 52.
- ^ Д'Анс, Андре-Марсель (1976). «Чилуэно о арауко, идиома лос-чангос-дель-норте-де-Чили, диалекто мапуче септентрионал» (PDF) . Estudios Atacameños (на испанском языке) (4): 113–118. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2014 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Жолкески, Марсело Пиньо Де Валери. 2016. Архео-эколингвистическое исследование тропических земель Южной Америки . Докторская диссертация, Университет Бразилиа .
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Ротхаммер, Франциско; Пудду, Джаннина; Фуэнтес-Гуахардо, Макарена (2017). «Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренных жителей Чили?» [Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренного населения Чили?]. Чунгара (на испанском языке). 49 (4). дои : 10.4067/S0717-73562017005000028 .
- ^ Перейти обратно: а б Ривера Диас, Марио А. (2004). «Краткий обзор предыстории Южного конуса: концепция маргинальности от формирующего до европейского контакта» (PDF) . Андский диалог (на испанском языке). 24 . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Мостный 1983 , с. 148–150.
- ^ «Территория и земли мапуче» (PDF) . Отчет Комиссии по исторической правде и новому курсу (Отчет) (на испанском языке). Том 3. с. 726 . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Мостный 1983 , с. 113–114.
- ^ Ирибаррен, Хорхе (1948). «Безот или тембета и его географическое распространение». Университетский журнал, 33 год, № 1. Сантьяго: Universidad Católica.
- ^ Перейти обратно: а б с Теллес 2008, с. 43.
- ^ Географический словарь Республики Чили (1899 г.), стр. 790.
- ^ Паяс Пуигарнау, Гетрудис; Виллена Арайя, Белен (15 декабря 2021 г.). «Запросы о значении золота в культуре мапуче. Исследование источников и нечто большее» [Запросы о значении золота в культуре мапуче. Обзор источников и не только] (PDF) . Исследования Атакаменьоса (на испанском языке). 67 . doi : 10.22199/issn.0718-1043-2021-0028 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Диллехей, Том Д .; Ротхаммер, Франциско (2013). «В поисках истоков и последствий для социальных прав мапуче в Южном конусе Южной Америки». Латиноамериканская древность . 24 (2): 149–163. дои : 10.7183/1045-6635.24.2.149 .
- ^ Перейти обратно: а б Диллехей, Том Д .; Пино Кивира, Марио ; Бонзани, Рене; Сильва, Клаудия; Валлнер, Йоханнес; Ле Кен, Карлос (2007) Культивируемые водно-болотные угодья и возникающие сложности на юге и центральной части Чили, а также последствия изменения климата на больших расстояниях . Античность 81 (2007): 949–960.
- ^ Ибар Брюс, Хорхе (1960). «Очерк индейцев чонос и интерпретация их топонимии» . Анналы Чилийского университета . 117 : 61–70.
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Диего; Парга-Лозано, Карлос; Москосо, Хуан; Аресес, Кристина; Энрикес-де-Саламанка, «Мерседес»; Фернандес-Онрадо, «Мерседес»; Абд-эль-Фатх-Халил, Седека; Алонсо-Рубио, Хавьер; Арнаис-Виллена, Антонио (2013). «Генетический профиль HLA индейцев мапуче (арауканцев) из Чили». Отчеты по молекулярной биологии . 40 (7): 4257–4267. дои : 10.1007/s11033-013-2509-3 . ПМИД 23666052 . S2CID 14709971 .
- ^ Гойкочеа, Алисия Сусана; Сория, Марсело; Хаэдо, Ана; Кронье, Эмиль; Карнезе, Франсиско Рауль (1996). «Генетические дистанции в аборигенных популяциях Аргентины» . Аргентинский журнал биологической антропологии (на испанском языке). 1 (1) . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Арнаис-Виллена, Антонио; Хуарес, Игнасио Лопес-Нарес, Адриан; Паласио-Грюбер, Хосе; Ковбой, Кристиан; Тихо, Альваро; Х-Севилья, Алехандро; Король, Диаго; Мартин-Вилья, Хосе Мануэль (2019). «Частоты и значение генов HLA у индейцев из Чили Каньете-Мапуче». Иммунология человека . 80 (7): 419–420. дои : 10.1016/j.humimm.2019.04.015 . ПМИД 31101374 .
- ^ Перейти обратно: а б с Аранго-Исаза, Крещение; Каподиферро, Рамка Розария; Анинао, Мэри Джозеф; Бабикер, Хиба; Эшбахер, Саймон; Ахилли, Александр; Пост, Козимо; Кэмпбелл, Роберт; Мартинес, Филип И.; Хеггарти, Пол; Садовский, Скотт; Симидзу, Кентаро К.; Барбьери, Кьяра (5 июня 2023 г.). «Генетическая история Южных Анд от современных предков мапуче» Текущая биология дои : 10.1016/j.cub.2023.05.013 . hdl : 11584/378347 .
- ^ Перейти обратно: а б Ричи Ки, Мэри (1978). «Арауканские генетические отношения». Международный журнал американской лингвистики . 44 (4): 280–293. дои : 10.1086/465556 .
- ^ Виллем Ф.Х. Аделаар; Питер К. Муйсекн (10 июня 2004 г.). «Генетические связи языков южноамериканских индейцев» . Языки Анд . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 978-1-139-45112-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Мулиан, Родригес; Катрилео, Мэри ; Ландео, Пол (2015). «Родственные слова кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии » Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 . Получено 13 января ,
- ^ Бенгоа 2003, с. 40
Библиография
[ редактировать ]- Бенгоа, Хосе (2000). История народа мапуче: 19 и 20 века (на испанском языке) (Седьмое изд.). Издания ЛОМ . ISBN 978-956-282-232-9 .
- Бенгоа, Хосе (2003). История древних мапуче юга (на испанском языке). Сантьяго: Каталония. ISBN 978-956-8303-02-0 .
- Мостный, Грета (1983) [1981]. Предыстория Чили (на испанском языке) (6-е изд.). Сантьяго-де-Чили: Издательство университета .
- Теллес, Эдуардо (2008). Диагитас: Исследования (на испанском языке). Сантьяго , Чили: Akhilleus Editions. ISBN 978-956-8762-00-1 .
- Триверо Ривера, Альберто (2005). Первые поселенцы Чилоэ: Происхождение горизонта мапуче (на испанском языке). Сюке Мапуфёрлагет. ISBN 91-89629-28-0 .