Jump to content

Происхождение мапуче

Приблизительная степень распространения коренных культур в Чили на момент прибытия испанцев. Пикунче , Мапуче, Уильиче и Кунко являются частью макроэтнической группы мапуче.

Происхождение мапуче является предметом исследований уже более века. Генетика мапуче не демонстрирует слишком явного сходства с какой-либо другой известной коренной группой Америки, и то же самое касается лингвистики, где язык мапуче считается изолированным языком . Археологические данные показывают, что культура мапуче существовала в Чили по крайней мере с 600 по 500 год до нашей эры. [1] Мапуче поздно прибыли в свои самые южные ( архипелаг Чилоэ ) и самые восточные ( Пампасы ) районы расселения, однако история мапуче на севере, в сторону пустыни Атакама, может быть старше, чем предполагают исторические поселения. Мапуче получили значительное влияние от доинкских ( Тиуанако ?), инков и испанских народов, но глубокие корни мапуче предшествуют этим контактам. считают, что контакты и конфликт с Испанской империей Такие ученые, как Том Диллехей и Хосе Бенгоа, оказали глубокое влияние на формирование этнической принадлежности мапуче.

Таким образом, мапуче считаются автохтонными по происхождению, а некоторые генетические исследования, а также археологические и лингвистические гипотезы намекают на их происхождение или влияние со стороны Амазонки в далеком прошлом.

Ранние теории

[ редактировать ]
Реплика керамической чаши Диагита из северного Чили. Теория Рикардо Э. Латчема утверждает, что мапуче вторглись с востока на южные земли Диагиты.

Гипотеза, выдвинутая Рикардо Э. Латчемом и позже расширенная Франсиско Антонио Энсиной , предполагает, что мапуче мигрировали в современное Чили из пампасов к востоку от Анд. [1] Гипотеза далее утверждает, что до мапуче существовала культура « чинча-диагита », которая географически была разделена пополам мапуче, проникающими с горных перевалов вокруг истоков реки Каутин . [1] [2] Хотя гипотеза Лэтчема согласуется с лингвистическими особенностями [2] он отвергается современными учеными из-за отсутствия убедительных доказательств и возможности альтернативных гипотез. [1]

Томас Гевара выдвинул другую гипотезу, утверждающую, что ранние мапуче жили на побережье, эксплуатируя богатые морские ресурсы, и лишь позже двинулись вглубь страны по крупным рекам. [3] Гевара добавляет, что мапуче будут потомками северных чанго , малоизвестного прибрежного народа, переселившегося на юг. [4] Слабые лингвистические данные связывают язык чанго XIX века (называемый чилуэно или арауко) с мапудунгуном. [5] [6]

Археология и топонимия

[ редактировать ]

Ученый Альберто Тривера считает, что нет никакой преемственности между человеческой культурой, наблюдаемой на археологических раскопках позднего плейстоцена в Монте-Верде , и какой-либо исторической группой. [7] Археологические находки показали существование культуры мапуче в Чили еще с 600 по 500 год до нашей эры. [1] В 1954 году Грета Мостная постулировала идею о связи мапуче с археологической культурой Эль-Молье в поперечных долинах Норте -Чико . [8] Керамика Мапуче- Питрен немного датируется керамикой Эль-Молье, с которой она имеет много общего. [9] Различные археологи, в том числе Грета Мостны, придерживаются мнения, что культура Эль-Молье, в свою очередь, связана с культурами северо-запада Аргентины , главным образом Канделарии, которые, в свою очередь, предположительно связаны с более северными культурами «тропических джунглей». [9] [10] Тембетас , пирсинг нижней губы, обычно связанный с культурами коренных народов Бразилии. Находки были зарегистрированы в Центральном Чили, при этом ученые расходятся во мнениях, являются ли эти элементы результатом миграций или какого-либо другого типа древних контактов с северо-западом Аргентины. [11] [А]

Сообщества мапуче на юге Норте-Чико – то есть в Петорке , Ла-Лигуа , Комбарбале и Чоапе – могут уходить корнями в доиспанские времена, по крайней мере, за несколько столетий до прибытия испанцев. [14] Топонимия мапуче также встречается на всей территории. [14] Хотя в колониальные времена происходила иммиграция мапуче на южные земли Диагиты, культура мапуче считается старше этой. [14] Дальше на север, на побережье региона Антофагаста, есть топонимы, которые, как утверждается, являются мапуче, включая Талтал. [15] и Кебрада Мамилья . [16]

на канализированных полях и возвышенных полях Археологические находки, указывающие на возделывание мапуче , предполагают, что эти методы, вероятно, были завезены либо из озера Титикака в Альтиплано , либо из низменностей Амазонки. [17] [18]

Мапуче поздно прибыли на архипелаг Чилоэ , где есть различные топонимы с этимологией Чоно, несмотря на то, что основным языком коренных народов архипелага на момент прибытия испанцев был величе (мапуче). [19] Это соответствует представлениям этнолога Рикардо Э. Латчема , который считает, что чоно, как и другие кочевники-мореплаватели, могут быть остатками более широко распространенных групп коренных народов, которые были вытеснены на юг в результате «последовательных вторжений» более северных племен. [20]

Генетические исследования

[ редактировать ]

Генетически мапуче отличаются от соседних коренных народов Патагонии. [21] Это интерпретируется как предположение либо о «разном происхождении, либо о длительном разделении популяций мапуче и патагонии». [21] Исследование 1996 года, сравнивающее генетику коренных народов Аргентины, не выявило существенной связи между мапуче и другими группами. [22] Исследование генетики человеческого лейкоцитарного антигена мапуче из Каньете, проведенное в 2019 году , выявило сходство с различными группами коренных народов Северной и Южной Америки. Примечательно, что помимо сходства с близлежащими группами, исследование выявило также сходство с отдаленными группами, такими как алеуты , эскимосы , жители островов Тихого океана , айны из Японии, негидальцы из Восточной Сибири и рапа-нуи с острова Пасхи . [23]

На основании анализа мДНК различных групп коренных народов Южной Америки считается, что мапуче, по крайней мере частично, являются потомками народов из бассейна Амазонки, которые мигрировали в Чили двумя маршрутами; один через высокогорье Центральных Анд, а другой через восточную часть Гран-Чако и северо-запад Аргентины . [8]

Исследование 2023 года установило, что мапуче в целом ближе к другим группам Патагонии, чем к племенам Центральных Анд или Амазонки. [24] Мапуче генетически отделились от коренных групп южной Патагонии в среднем голоцене . После этого генетический поток от племен Амазонки и Центральных Анд был ограничен, несмотря на свидетельства культурного распространения из этой области и короткий период правления инков в Центральном Чили . [24] В исторические времена самая южная из групп мапуче, уилличе архипелага Чилоэ, включила в себя гены южных патагонских племен. [24]

Лингвистика

[ редактировать ]
Карта аравакских языков в Южной Америке
Карта пано-таканских языков Южной Америки
Реконструированное распространение араваканского ( слева) и пано-такананского языков (справа). Было высказано предположение, что обе языковые семьи связаны с мапуче.

нет Единого мнения о языковой принадлежности языка мапуче , мапудунгун, . В начале 1970-х годов было высказано предположение о значительном лингвистическом родстве между языками мапуче и майя . [25] Лингвист Мэри Ричи Ки заявила в 1978 году, что арауканские языки, включая мапуче, генетически связаны с пано-такананскими языками , с языками чонан и языками кавэскар . [25] Крез (1989, 1991) выдвинул гипотезу о родстве мапудунгуна с аравакскими языками . Слово «каменный топор» на языке мапуче — токи, похожее на юрумангуи тотоки («топор») из Колумбии. [26]

Язык мапуче имеет много общих слов с языками кечуа , аймара и пукина . Однако это отражает более позднее влияние андской культуры и, возможно, мигрирующего населения на уже существующие мапуче. [27] Это региональное языковое влияние, возможно, пришло с миграционной волной, возникшей в результате распада Империи Тиуанако около 1000 г. н.э. [27] [18] Йолкески (2016) считает, что лексическое сходство мапуче с языковыми семьями кунза , мочика , уру-чипая , аравак , пано , чолон-хибито и кечуа обусловлено контактом. [6]

Историография и поздний этногенез

[ редактировать ]
Фотография Уамана Помы де Аяла, изображающая противостояние мапуче (слева) и инков (справа) во время битвы при Мауле .

Вехой в этногенезе мапуче, возможно, стал их контакт с захватчиками инков , который дал им коллективное осознание, позволяющее проводить различие между ними и захватчиками и объединять их в рыхлые геополитические единицы, несмотря на отсутствие у них государственной организации. [28]

Многие историки, такие как Хосе Бенгоа , склонны считать, что собственно мапуче слились в единую этническую группу во время войны Арауко против испанцев. [17] По мнению ученых Тома Диллехэя и Франсиско Ротхаммера, эта точка зрения подтверждается археологическими данными, которые указывают на то, что ранее разбросанное коренное население начало жить в более плотных скоплениях населения в результате войн. [17]

Мнения мапуче и устные традиции

[ редактировать ]

Среди мапуче, живущих вблизи побережья, есть те, кто считает, что они прибыли с моря . [17] Другие мапуче заявляют, что произошли от жителей Монте-Верде , самого раннего археологического памятника в Чили. [17]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Темблета ни в коем случае не является уникальной для Северо-Запада Аргентины, Чако и Бразилии, но она также была найдена в археологических памятниках в Сан-Педро-де-Атакама и Кондоруаси , а также известна в некоторых частях Африки и Азии. [12] [13]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Бенго 2000, стр. 16–19
  2. ^ Перейти обратно: а б Крез, Роберт А. (1985). «21. Исследование диалекта мапуче». В Манелис Кляйн, Харриет; Старк, Луиза Р. (ред.). Языки южноамериканских индейцев: ретроспектива и перспектива . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 784–801. ISBN  978-0-292-77592-3 .
  3. ^ Бенгоа 2003, стр. 33–34.
  4. ^ Бенгоа 2003, с. 52.
  5. ^ Д'Анс, Андре-Марсель (1976). «Чилуэно о арауко, идиома лос-чангос-дель-норте-де-Чили, диалекто мапуче септентрионал» (PDF) . Estudios Atacameños (на испанском языке) (4): 113–118. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2014 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Жолкески, Марсело Пиньо Де Валери. 2016. Архео-эколингвистическое исследование тропических земель Южной Америки . Докторская диссертация, Университет Бразилиа .
  7. ^ Триверо Ривера 2005, с. 27.
  8. ^ Перейти обратно: а б Ротхаммер, Франциско; Пудду, Джаннина; Фуэнтес-Гуахардо, Макарена (2017). «Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренных жителей Чили?» [Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренного населения Чили?]. Чунгара (на испанском языке). 49 (4). дои : 10.4067/S0717-73562017005000028 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Ривера Диас, Марио А. (2004). «Краткий обзор предыстории Южного конуса: концепция маргинальности от формирующего до европейского контакта» (PDF) . Андский диалог (на испанском языке). 24 . Проверено 19 декабря 2019 г.
  10. ^ Мостный 1983 , с. 148–150.
  11. ^ «Территория и земли мапуче» (PDF) . Отчет Комиссии по исторической правде и новому курсу (Отчет) (на испанском языке). Том 3. с. 726 . Проверено 21 декабря 2019 г.
  12. ^ Мостный 1983 , с. 113–114.
  13. ^ Ирибаррен, Хорхе (1948). «Безот или тембета и его географическое распространение». Университетский журнал, 33 год, № 1. Сантьяго: Universidad Católica.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Теллес 2008, с. 43.
  15. ^ Географический словарь Республики Чили (1899 г.), стр. 790.
  16. ^ Паяс Пуигарнау, Гетрудис; Виллена Арайя, Белен (15 декабря 2021 г.). «Запросы о значении золота в культуре мапуче. Исследование источников и нечто большее» [Запросы о значении золота в культуре мапуче. Обзор источников и не только] (PDF) . Исследования Атакаменьоса (на испанском языке). 67 . doi : 10.22199/issn.0718-1043-2021-0028 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Диллехей, Том Д .; Ротхаммер, Франциско (2013). «В поисках истоков и последствий для социальных прав мапуче в Южном конусе Южной Америки». Латиноамериканская древность . 24 (2): 149–163. дои : 10.7183/1045-6635.24.2.149 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Диллехей, Том Д .; Пино Кивира, Марио ; Бонзани, Рене; Сильва, Клаудия; Валлнер, Йоханнес; Ле Кен, Карлос (2007) Культивируемые водно-болотные угодья и возникающие сложности на юге и центральной части Чили, а также последствия изменения климата на больших расстояниях . Античность 81 (2007): 949–960.
  19. ^ Ибар Брюс, Хорхе (1960). «Очерк индейцев чонос и интерпретация их топонимии» . Анналы Чилийского университета . 117 : 61–70.
  20. ^ Триверо Ривера 2005, с. 41.
  21. ^ Перейти обратно: а б Кинг, Диего; Парга-Лозано, Карлос; Москосо, Хуан; Аресес, Кристина; Энрикес-де-Саламанка, «Мерседес»; Фернандес-Онрадо, «Мерседес»; Абд-эль-Фатх-Халил, Седека; Алонсо-Рубио, Хавьер; Арнаис-Виллена, Антонио (2013). «Генетический профиль HLA индейцев мапуче (арауканцев) из Чили». Отчеты по молекулярной биологии . 40 (7): 4257–4267. дои : 10.1007/s11033-013-2509-3 . ПМИД   23666052 . S2CID   14709971 .
  22. ^ Гойкочеа, Алисия Сусана; Сория, Марсело; Хаэдо, Ана; Кронье, Эмиль; Карнезе, Франсиско Рауль (1996). «Генетические дистанции в аборигенных популяциях Аргентины» . Аргентинский журнал биологической антропологии (на испанском языке). 1 (1) . Проверено 1 декабря 2019 г.
  23. ^ Арнаис-Виллена, Антонио; Хуарес, Игнасио Лопес-Нарес, Адриан; Паласио-Грюбер, Хосе; Ковбой, Кристиан; Тихо, Альваро; Х-Севилья, Алехандро; Король, Диаго; Мартин-Вилья, Хосе Мануэль (2019). «Частоты и значение генов HLA у индейцев из Чили Каньете-Мапуче». Иммунология человека . 80 (7): 419–420. дои : 10.1016/j.humimm.2019.04.015 . ПМИД   31101374 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Аранго-Исаза, Крещение; Каподиферро, Рамка Розария; Анинао, Мэри Джозеф; Бабикер, Хиба; Эшбахер, Саймон; Ахилли, Александр; Пост, Козимо; Кэмпбелл, Роберт; Мартинес, Филип И.; Хеггарти, Пол; Садовский, Скотт; Симидзу, Кентаро К.; Барбьери, Кьяра (5 июня 2023 г.). «Генетическая история Южных Анд от современных предков мапуче» Текущая биология дои : 10.1016/j.cub.2023.05.013 . hdl : 11584/378347 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Ричи Ки, Мэри (1978). «Арауканские генетические отношения». Международный журнал американской лингвистики . 44 (4): 280–293. дои : 10.1086/465556 .
  26. ^ Виллем Ф.Х. Аделаар; Питер К. Муйсекн (10 июня 2004 г.). «Генетические связи языков южноамериканских индейцев» . Языки Анд . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН  978-1-139-45112-3 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Мулиан, Родригес; Катрилео, Мэри ; Ландео, Пол (2015). «Родственные слова кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии » Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 . Получено 13 января ,
  28. ^ Бенгоа 2003, с. 40

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a8b8433d7c1139bc3ea659db7797dc3__1720204920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/c3/7a8b8433d7c1139bc3ea659db7797dc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origin of the Mapuche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)