Jump to content

Империя Тиуанако

(Перенаправлено из империи Тиуанако )
Государство Тиуанако
Тиауанако
600–1000
Средний горизонт
Средний горизонт
Капитал Тиуанако, Боливия
Общие языки Пукина [1]
Историческая эпоха Средний горизонт
• Учредил
600
• Упразднено
1000
Предшественник
Преемник
Культура Чили
Ванкаранская культура
культура пукара
День Империи
Сегодня часть Боливия
Перу
Чили

Государство Тиуанако ( испанский : Тиауанако или Тиауанаку ) было доколумбовым государством в западной Боливии, базирующимся в южной части бассейна озера Титикака . Тиуанако была одной из самых значительных андских цивилизаций . Его влияние распространилось на территории современных Перу и Чили и продолжалось примерно с 600 по 1000 год нашей эры. [2] Ее столицей был монументальный город Тиуанако , расположенный в центре основной территории государства в южной части бассейна озера Титикака. В этом районе есть явные свидетельства крупномасштабного сельскохозяйственного производства на возвышенных полях, которые, вероятно, поддерживали городское население столицы. Исследователи спорят о том, управлялись ли эти области бюрократическим государством (сверху вниз) или через федерацию сообществ с местной автономией (снизу вверх; см. обзор дебатов в Janusek 2004:57-73). [3] Когда-то Тиуанако считалось обширной военной империей, основанной главным образом на сравнении с более поздней Империей инков . Однако недавние исследования показывают, что называть Тиуанако империей или даже государством может ввести в заблуждение. В Тиуанако отсутствует ряд особенностей, традиционно используемых для определения архаичных государств и империй: ни на одном из объектов Тиуанако нет оборонительной архитектуры или изменений в оружейных технологиях, нет княжеских захоронений или других свидетельств правящей династии или формальной социальной иерархии, нет свидетельства наличия государственных дорог или аванпостов и отсутствия рынков. [4]

Тиуанако представлял собой мультикультурную сеть могущественных родословных, объединявших людей для строительства больших памятников. Эти рабочие праздники объединяли людей в мощные церемонии, и это, вероятно, была основная движущая сила, которая привлекала людей за сотни километров, которые, возможно, путешествовали туда в составе караванов лам , чтобы торговать, делать подношения и чтить богов. [5] Тиуанако превратился в самое важное место паломничества в Андах и один из крупнейших доколумбовых городов континента, максимальная численность населения которого достигла 10 000–20 000 человек примерно в 800 году нашей эры. [3]

За пределами основной территории в южной части бассейна озера Титикака существовали колонии Тиуанако на побережье Перу, где горные жители имитировали храмы и керамику Тиуанако, а также кладбища на севере Чили с тщательно продуманным погребальным инвентарем в стиле Тиуанако. Несмотря на явные связи с этими анклавами, существует мало свидетельств того, что лидеры Тиуанако контролировали территорию или людей между ними, то есть ее территория не была смежной. За некоторыми важными исключениями, влияние Тиуанако за пределами бассейна озера Титикака было «мягкой силой», которая переросла в мощную, широко распространенную и устойчивую культурную гегемонию.

Город Тиуанако расположен на высоте примерно 3800 метров (12 500 футов) над уровнем моря, что делает его самой высокогорной столицей государства древнего мира. [6]

Общий вид Каласасайя комплекса
Руины Пумапунку комплекса

Территория Тиуанако была основана около 110 г. н. э. в период позднего формирования, когда в южной части бассейна озера Титикака существовало несколько растущих поселений. Между 450 и 550 годами нашей эры другие крупные поселения были заброшены, в результате чего Тиуанако стал выдающимся центром региона. [2] Начиная примерно с 600 года нашей эры, его население быстро росло, вероятно, из-за массовой иммиграции из окружающей сельской местности, и большая часть города была построена или реконструирована. [3] Были возведены новые и более крупные резные монолиты, построены храмы и в больших масштабах производилась стандартизированная полихромная керамика. [7]

Крупный план резной каменной шиповой головки, встроенной в стену полуподземного (затонувшего) храма Тиуанако.

Влияние Тиуанако, наиболее четко задокументированное наличием украшенной керамики, распространилось на Юнгас и повлияло на многие другие культуры в Перу , Боливии , северной Аргентине и Чили . Некоторые статуи в Тиуанако были привезены из других регионов, где камни находились в подчиненном положении по отношению к богам Тиуанако. [8] Археологи задокументировали керамику Тиуанако на большом количестве мест в бассейне озера Титикака и за его пределами, что свидетельствует о широком влиянии символов Тиуанако и связанных с ним посланий силы.

Население быстро росло с 600 до 800 человек, это место стало важной региональной державой в южных Андах . Уильям Х. Исбелл заявляет, что «между 600 и 700 годами Тиауанако претерпел драматические преобразования, которые установили новые монументальные стандарты гражданской архитектуры и значительно увеличили постоянное население». [9] По предварительным оценкам, город занимал площадь около 6,5 квадратных километров и в нем проживало от 15 000 до 30 000 жителей. [10] Согласно более поздним исследованиям, максимальный размер этого места составляет от 3,8 до 4,2 квадратных километров, а население - от 10 000 до 20 000 человек. Вместо большого постоянного населения количество людей в Тиуанако, вероятно, резко колебалось в зависимости от сезона, поскольку люди совершали длительные визиты для участия в рабочих вечеринках и фестивалях. [3]

В остальной части южной части бассейна озера Титикака были обнаружены сотни небольших поселений. Одними из крупнейших и наиболее важных были Лукурмата, Кея Кунту, Кирави, Вака Кала, Сонаджи, Кала Уюни и Кхонхо Ванкане. [3]

Колонии и диаспора

[ редактировать ]

Археологи, такие как Пол Гольдштейн, показали, что диаспора Тиуанако распространилась за пределы района Альтиплано и в долину Мокегуа в Перу. После 750 года нашей эры присутствие Тиуанако на территории Чен Чен и комплексе Омо, где был построен церемониальный центр, растет. Раскопки в поселениях Омо обнаруживают признаки схожей архитектуры, характерной для Тиуанако, такие как храм и террасный курган. [11] доказательства подобных типов искусственной деформации черепа в погребениях между стоянкой Омо и основным памятником Тиуанако. В качестве аргумента также используются [12]

Тиуанако основал несколько колоний на расстоянии 300 км. Одной из наиболее изученных является колония в долине Мокегуа в Перу, которая находится в 150 км от озера Титикака и процветала между 400 и 1100 годами. Эта колония была сельскохозяйственным и горнодобывающим центром, производящим медь и серебро. [13] в Чили Небольшие колонии были также созданы в долине Асапа .

По мере роста населения развивались профессиональные ниши, и люди начали специализироваться на определенных навыках. Увеличилось количество ремесленников , занимавшихся гончарным, ювелирным и текстильным производством. Как и у более поздних инков, у Тиуанако было мало коммерческих или рыночных институтов. Вместо этого культура опиралась на перераспределение элиты. [14] С этой точки зрения на Тиуанако как на бюрократическое государство элиты контролировали экономическую продукцию, но ожидалось, что они предоставят каждому простолюдину все ресурсы, необходимые для выполнения его или ее функций. Избранные профессии включают земледельцев, пастухов, скотоводов и т. д. Такое разделение профессий сопровождалось иерархическим расслоением . [15] Элиты получили свой статус благодаря контролю над излишками продовольствия, получаемыми из всех регионов, которые они затем перераспределяли между всем народом. Контроль над стадами лам стал очень важным для Тиуанако. Животные были необходимы для перевозки основных и престижных товаров.

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Расположение Тиуанако между озером и засушливым высокогорьем обеспечило ключевые ресурсы рыбы, диких птиц, растений и пастбища верблюдовых , особенно лам . [16] Экономика Тиуанако была основана на эксплуатации ресурсов озера Титикака, выпасе лам и альпак и организованном сельском хозяйстве на возвышенных полях. Тиуанако потребляли мясо ламы, картофель, киноа, фасоль и кукурузу. Из-за переменчивого климата в высокогорных регионах возможность хранения продуктов питания стала важной, что побудило к разработке технологий сублимированного картофеля и вяленого мяса. [3]

Бассейн Титикака, занимающий около 200 км, представляет собой наиболее продуктивную среду в этом районе с предсказуемыми и обильными осадками благодаря наличию озера Титикака. [17] Этот водоем обеспечивает более высокую температуру и более влажную среду. На востоке Альтиплано представляет собой область очень засушливой и засушливой земли. [10] Бассейн Титикака также представляет собой уникальный ландшафт со множеством источников воды, от природных источников до крупных рек, таких как река Тиуанако. [17] Обилие водных ресурсов имело решающее значение для развития Тиуанако, поскольку они предоставили большие площади плодородных земель, которые культура Тиуанако освоила и расширила до сельскохозяйственных территорий с использованием крупных ирригационных проектов, таких как поднятые поля, террасы и коча. [18]

Поднятые поля

[ редактировать ]

Культура Тиуанако разработала множество самобытных методов ведения сельского хозяйства. Эти поля, известные как на «затопленных полях земледелие » ( сука куллу ), широко использовались в региональном сельском хозяйстве вместе с орошаемыми полями, пастбищами, террасными полями и искусственными прудами. [10] Вода из рек Катари и Тиуанако использовалась для орошения поднятых полей, простирающихся до 130 км2. 2 (50 квадратных миль). В бассейне Титикака эти поля представляли собой большие посадочные площадки шириной от 5 до 20 метров (16–66 футов) и длиной 200 метров (660 футов). [17]

Искусственно возведенные посадочные насыпи были разделены неглубокими каналами, наполненными водой. [18] Каналы поставляют влагу для выращивания сельскохозяйственных культур, но они также поглощают тепло от солнечной радиации в течение дня. Это тепло постепенно излучается в очень холодные ночи и обеспечивает теплоизоляцию от эндемических морозов в регионе. [19] Следы подобного управления ландшафтом были обнаружены в регионе Льянос-де-Моксос (амазонские поймы Моксоса). Со временем каналы также использовались для выращивания съедобной рыбы. Образовавшийся в канале ил от небольших водных растений выкапывали для удобрения, постоянно обеспечивая богатую питательными веществами почву для сельскохозяйственных культур. [18]

Несмотря на трудоемкость, сука куллу дает впечатляющие урожаи. В то время как традиционное сельское хозяйство в регионе обычно дает 2,4 метрических тонны картофеля с гектара, а современное сельское хозяйство (с использованием искусственных удобрений и пестицидов) дает около 14,5 метрических тонн картофеля с гектара, сельское хозяйство сука-куллу дает в среднем 21 тонну с гектара. [10] Современные исследователи сельского хозяйства вновь ввели технику сука куллу . Примечательно, что на экспериментальных месторождениях Сука-Куллу, воссозданных в 1980-х годах Аланом Колата и Освальдо Риверой из Чикагского университета, добыча снизилась лишь на 10% после заморозков 1988 года, уничтоживших 70-90% остальной добычи в регионе. [20]

Хотя в экспериментах можно получить впечатляющие урожаи, эти поля уязвимы для картофельных паразитов и при постоянном использовании менее эффективны, чем традиционные неорошаемые поля. Это привело к тому, что независимые исследователи, такие как Бэнди (2005), предположили, что поднятые поля на самом деле не были сверхпродуктивными, отметив, что местные жители не продолжали использовать их после того, как эксперименты и программы развития закончились в 1990-х годах. [21] Вместо этого их использовали в более масштабных посевах, поскольку их можно было сажать и собирать раньше, чем на других полях. По сути, это позволяло собирать два урожая в год: один для проведения праздников, а другой для ежедневного потребления. Координация этого графика труда была ключевым занятием для ведущих семей в Тиуанако, поскольку им приходилось привлекать добровольцев для обработки возделываемых полей в дополнение к своим собственным полям.

Пример террасного земледелия в Перу

Другой техникой, используемой Тиуанако, было использование террасных сооружений на холмах и склонах гор. Эти террасы круглый год обеспечивали водой воду из резервуаров, расположенных на возвышенностях в горах. [17] Эти террасы превратили склоны холмов в ступенчатые структуры, которые хорошо увеличивали пространство для сельского хозяйства на меньшей и более ограниченной территории, были менее уязвимы к морозу на больших высотах и, что наиболее важно, хорошо удерживали воду. [22] Сегодня эти поля были модифицированы современным сельским хозяйством. [22] Стены ступенчатой ​​конструкции были сняты для распашки и строительства скорректированных границ участка. Это привело к усилению эрозии и уклону местности. [22]

Еще одной техникой, используемой Тиуанако, были коча . Это затонувшие участки суши, также известные как мини-бассейны, соединенные системой каналов. [17] Они использовались в качестве сельскохозяйственных полей, пастбищ и водоемов и часто до сих пор встречаются в ландшафте в виде скоплений. Их затонувшая природа позволяла скапливаться воде. Это было особенно полезно в периоды засухи, поскольку в этих минибассейнах сохранялась часть влаги. [17] Иногда эти функции использовались для нескольких целей одновременно. [23]

Около 1000 года нашей эры производство керамики Тиуанако прекратилось, поскольку крупнейшая колония штата (Мокегуа) и городской центр столицы были заброшены в течение нескольких десятилетий. [24] Конечную дату существования государства Тиуанако иногда продлевают до 1150 года нашей эры, но это учитывает только поднятые поля, а не городскую оккупацию или производство керамики. Одно из предлагаемых объяснений заключается в том, что сильная засуха сделала системы поднятых полей неэффективными, излишки продовольствия упали, а вместе с этим и власть элиты, что привело к краху государства. [10] Однако эта версия была оспорена, [25] отчасти из-за более точных культурных и климатических хронологий, которые теперь позволяют предположить, что засуха началась только после коллапса. [24] [26]

Это усиливает поддержку альтернативных теорий коллапса, которые предполагают, что внутренняя социальная динамика привела к упадку Тиуанако. В некоторых районах столицы наблюдаются признаки намеренного разрушения, хотя это могло произойти в любой момент. Монолитные ворота, подобные Воротам Солнца, были опрокинуты и сломаны. [13] К концу периода Тиуанако V комплекс Путуни был сожжен, а кувшины для хранения продуктов разбиты. Это указывает на событие разрушения, за которым следует закрытие объекта. колонии в Мокегуа и на острове Исла-дель-Соль . Примерно в это же время были заброшены [27]

Было высказано предположение, что распад империи Тиуанако вызвал миграционную волну на юг, приведшую к ряду изменений в обществе мапуче в Чили. [28] [29] Это объясняет, как язык мапуче получил множество заимствований из языка пукина , включая анту (солнце), кальку (колдун), куен (луна), чади (соль) и нюке (мать). [28] Том Диллехей и его коллеги предполагают, что упадок Тиуанако привел бы к распространению сельскохозяйственных технологий на земли мапуче на юге центральной части Чили . Эти методы включают поднятые поля озера Буди и канализированные поля, обнаруженные в долине Лумако . [29]

...рассредоточение населения в поисках новой подходящей среды могло вызвать волновой эффект миграции и распространения технологий на большие расстояния в южно-центральных и южных Андах между 1100 и 1300 годами нашей эры...

- Том Диллехей и коллеги. [29]
Ворота Солнца

Все, что известно о религиозных верованиях Тиуанако, основано на археологических интерпретациях и некоторых мифах, которые, возможно, были переданы инкам и испанцам. Кажется, они поклонялись многим богам.

Ворота Солнца представляют собой монолитное сооружение правильных немонументальных размеров. Его размеры позволяют предположить, что на этом месте существовали и другие здания обычного размера. Они были найдены в Каласасае , но из-за сходства с другими воротами, найденными в Пумапунку , считается, что изначально они были частью ряда дверных проемов там. [10] Он известен своим необычным большим фризом. Считается, что это представляет собой главную фигуру божества, окруженную либо календарными знаками, либо природными силами для поклонения сельскому хозяйству. Наряду с Виракочой во Воротах Солнца находится еще одна статуя. Считается, что эта статуя связана с погодой:

небесный верховный бог, олицетворявший различные элементы природных сил, тесно связанных с продуктивным потенциалом экологии Альтиплано: солнце, ветер, дождь, град – короче говоря, олицетворение атмосферы, которая самым непосредственным образом влияет на сельскохозяйственное производство как положительным, так и отрицательным образом. [10]

У него двенадцать лиц, закрытых солнечной маской, а у основания тридцать бегущих или стоящих на коленях фигур. [10] Некоторые ученые полагают, что эта статуя представляет собой изображение календаря с двенадцатью месяцами и тридцатью днями в каждом месяце. [10]

Другие свидетельства указывают на систему поклонения предкам в Тиуанако. Сохранение, использование и реконфигурация связок мумий и останков скелетов, как и у более поздних инков, могут указывать на то, что это так. [10] Более поздние культуры в этом районе использовали большие «надземные погребальные камеры для социальной элиты… известные как « чульпа ». [10] Подобные, хотя и меньшие по размеру, сооружения были найдены на территории Тиуанако. [10]

Колата предполагает, что, как и более поздние инки, жители Тиуанако, возможно, практиковали подобные ритуалы и обряды по отношению к умершим. В Восточном здании Акапаны есть свидетельства захоронения предков. Человеческие останки в Восточной Акапане, похоже, предназначены не столько для показа, сколько для надлежащего захоронения. На скелетах видно множество порезов, которые, скорее всего, остались в результате удаления кожи или экскарнации после смерти. Затем останки были собраны и захоронены, а не оставлены на открытом воздухе. [8]

Тиуанако приносили человеческие жертвоприношения на крыше здания, известного как Акапана. Людей выпотрошили и разорвали на части вскоре после смерти и выставили на всеобщее обозрение. Предполагается, что этот ритуал был формой посвящения богам. Тип человеческих жертвоприношений включал в себя разрубание жертв на куски, расчленение, воздействие стихии и хищников перед тем, как их выбросить в мусор. [27] Исследования показали, что один человек, принесенный в жертву, не был уроженцем бассейна Титикака, что оставляет возможность предположить, что в жертву, скорее всего, приносили людей из других обществ. [10]

Архитектура и искусство

[ редактировать ]
Стела Понсе во дворе храма Каласасайя в Тиуанако.

Архитектура и скульптура

[ редактировать ]

Монументальная архитектура Тиуанако характеризуется большими камнями исключительной обработки. В отличие от стиля каменной кладки более поздних инков , каменная архитектура Тиуанако обычно использует прямоугольные блоки из тесаного камня, уложенные регулярными рядами. Их монументальные сооружения часто были оснащены сложной дренажной системой. Дренажные системы структур Акапана и Пумапунку включают водоводы, сложенные из блоков красного песчаника, скрепленных тройными (медь/мышьяк/никель) бронзовыми архитектурными скобами. IАрхитектурные скобы Акапаны образной формы были созданы методом холодной ковки слитков. Напротив, судороги Пумапунку создавались путем заливки расплавленного металла в I-образные розетки. [30] Блоки имеют плоские поверхности, которые не требуют подгонки при установке, поскольку канавки позволяют перемещать блоки на место с помощью веревок. Основная архитектурная привлекательность этого места заключается в резных изображениях и рисунках на некоторых из этих блоков, резных дверных проемах и гигантских каменных монолитах. [31]

Карьеры, поставлявшие каменные блоки для Тиуанако, лежат на значительном расстоянии от этого участка. В результате петрографического анализа было установлено, что красный песчаник, используемый в конструкциях этого объекта, был добыт из карьера, находящегося в 10 километрах (6,2 мили) от него — примечательное расстояние, учитывая, что самый большой из этих камней весит 131 метрическую тонну . [32] Зеленые камни андезита , которые использовались для создания сложнейших резных фигурок и монолитов, происходят с полуострова Копакабана, расположенного за озером Титикака . [32] Одна из теорий состоит в том, что эти гигантские андезитовые камни весом более 40 тонн были перевезены примерно на 90 километров (56 миль) через озеро Титикака на тростниковых лодках , а затем кропотливо протащили еще 10 километров (6,2 мили) до города. [33]

Скульптура Тиуанако обычно состоит из блочных колоннообразных фигур с огромными плоскими квадратными глазами и украшенных мелкой рельефной резьбой. Они часто держат в руках ритуальные предметы, такие как Стела Понсе или Монолит Беннета. Некоторые были найдены с отрубленными головами, как, например, фигура на Акапане, которая, возможно, представляет собой шамана-пуму. Эти изображения позволяют предположить, что в культуре практиковалось ритуальное обезглавливание людей. В качестве дополнительного доказательства под Акапаной были найдены обезглавленные скелеты.

Антропоморфный сосуд

Другое искусство

[ редактировать ]

Жители Тиуанако также изготавливали керамику и текстиль с яркими цветами и ступенчатыми узорами. Распространенные формы текстиля включали гобелены и туники. Важным керамическим артефактом является киру , чаша для питья, которую ритуально разбивали после церемоний и помещали вместе с другими вещами в захоронения. Со временем стиль керамики менялся. Самая ранняя керамика представляла собой «грубо отполированную коричневую посуду с глубокими насечками и полированную полихромную резную посуду». Позже стиль Кейя стал популярным во время фазы Тиуанако III, «типичным примером которого являются сосуды из мягкой светло-коричневой керамической пасты». Эта керамика включала чаши для возлияния и вазы с выпуклым дном. [34] Бог -посох был распространенным мотивом в искусстве Тиуанако. [35]

Объекты-чучела обычно изображали пастухов, трофейные головы, жертвенные жертвы и кошачьих, таких как пума и ягуары . Такие небольшие портативные предметы ритуального религиозного значения были ключом к распространению религии и влияния от основного объекта к центрам-спутникам. Они были созданы из дерева, гравированной кости и ткани и включали курильницы, резные деревянные галлюциногенные табакерки и сосуды с человеческими портретами. [35] Как и портреты Моче , портреты Тиуанако выражали индивидуальные особенности. [36] Одна из лучших коллекций сосудов с изображениями людей Тиуанако была найдена на острове Парити, центре паломничества на озере Титикака. Эти сосуды имеют индивидуальное человеческое сходство и содержат много информации о стилях одежды и украшений Тиуанако. Радиоуглеродное датирование показало, что они были захоронены в земле между 900 и 1050 годами нашей эры, поэтому, вероятно, они были сломаны в рамках ритуала оставления храма острова местной элитой и паломниками во время крушения Тиуанако. [37]

Лукурмата

[ редактировать ]

Лукурмата, расположенный в долине Катари, был большим поселением, имевшим тесные связи с Тиуанако. Впервые основанный почти две тысячи лет назад, он превратился в крупный церемониальный центр. После падения Тиуанако Лукурмата быстро пришла в упадок, снова став небольшой деревней.

Отношения с Вари

[ редактировать ]

Тиуанако разделяли доминирование на Среднем горизонте с культурой Вари (основанной в основном в центральном и южном Перу), хотя было обнаружено, что они построили важные объекты и на севере (руины Серро Папато). Их культура росла и падала примерно в одно и то же время; его центр находился в 500 милях к северу, в южных высокогорьях Перу. Отношения между двумя государствами неизвестны. Определенное взаимодействие между ними подтверждается их общей иконографией в искусстве. Важные элементы обоих этих стилей (например, раздвоенный глаз, трофейные головы и профильные фигуры с посохами), по-видимому, произошли от элементов более ранней культуры Пукара в северной части бассейна Титикака.

Тиуанако создали мощную идеологию, используя предыдущие символы Анд, которые были широко распространены во всей сфере их влияния. Они использовали обширные торговые пути и шаманское искусство. Искусство Тиуанако состояло из четких очерченных фигур, изображенных криволинейным стилем в натуралистической манере, в то время как искусство Вари использовало те же символы в более абстрактном, прямолинейном стиле с милитаристским стилем. [38]

  1. ^ Хеггарти, П; Бересфорд-Джонс, Д. (2013). «Анды: лингвистическая история». В Нессе я; П. Беллвуд (ред.). Энциклопедия глобальной миграции людей . Оксфорд: Уайли-Блэквелл. стр. 401–9.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марш, Эрик (2019). «Временные точки перегиба в украшенной керамике: байесовское уточнение хронологии позднего формирования в южном бассейне озера Титикака, Боливия» . Латиноамериканская древность . 30 (4): 798–817. дои : 10.1017/laq.2019.73 . hdl : 11336/175804 . S2CID   213080578 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Янусек, Джон (2004). Самобытность и власть в древних Андах: города Тиуанако во времени . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN  978-0415946346 .
  4. ^ Гольдштейн, Пол (2007). «Схемы расселения и колонизация горных районов: новые модели и данные диаспоры Тиуанако» В Уильямсе, Вероника (ред.). Южные доколумбовые общества . Буэнос-Айрес. стр. 100-1 155–187. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Бэнди, Мэтью (2013). «Происхождение и раннее развитие Тиуанако: политическая и моральная экономика государства гостеприимства». Вранич, Алексей; Стэниш, Чарльз (ред.). Видения Тиуанако . Лос-Анджелес: Институт археологии Котсена. стр. 135–150. ISBN  978-0-917956-09-6 .
  6. ^ Эндрюс, Энтони П. (1995). Первые города . Канада: Сент-Реми Пресс. п. 158. ИСБН  0-89599-043-1 . Проверено 26 июля 2022 г.
  7. ^ Стэниш, Чарльз (2003). Древняя Титикака: эволюция сложного общества в Южном Перу и Северной Боливии . Издательство Калифорнийского университета. п. 166. ИСБН  978-0-520-23245-7 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блом, Дебора Э. и Джон В. Янусек. «Создавая место: люди как посвящения в Тиуанако», World Archeology (2004): 123–41.
  9. ^ Исбелл, Уильям Х. «Вари и Тиуанако: международная идентичность на среднем горизонте Центральной Анды». 731-751.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Колата, Алан Л. (1993). Тиуанако: портрет Андской цивилизации . Уайли-Блэквелл . ISBN  978-1-55786-183-2 .
  11. ^ Гольдштейн, Пол (1993). Храмы Тиуанако и расширение штата: Храм Затонувшего Суда Тиуанако в Мокегуа, Перу .
  12. ^ Хошауэр, Лиза М. (1995). Искусственная деформация черепа на стоянке Омо M10: комплекс Тиуанако из долины Мокегуа, Перу .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Опыт на границе: изменения в колонии Тиуанако с течением времени
  14. ^ Смит, Майкл Э. (2004), «Археология древней экономики», Анну. Преподобный Антроп. 33: 73-102.
  15. ^ Бан, Пол Г. Затерянные города . Нью-Йорк: Добро пожаловать, дождь, 1999.
  16. ^ Брюнс, К. (1994), Древняя Южная Америка , издательство Кембриджского университета , 424 стр.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Альбаррасин-Джордан, Хуан (сентябрь 1996 г.). «Система поселений Тиуанако: интеграция вложенных иерархий в долине Нижнего Тиуанако» . Латиноамериканская древность . 7 (3): 183–210. дои : 10.2307/971574 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   971574 . S2CID   155785477 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Колата, Алан Л. (июнь 1991 г.). «Технология и организация сельскохозяйственного производства в штате Тиуанако» . Латиноамериканская древность . 2 (2): 99–125. дои : 10.2307/972273 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   972273 . S2CID   3812420 .
  19. ^ Колата, Алан Л.; Ортлофф, Чарльз (май 1989 г.). «Термический анализ систем возвышенностей Тиуанако в бассейне озера Титикака в Боливии» . Журнал археологической науки . 16 (3): 233–263. дои : 10.1016/0305-4403(89)90004-6 . ISSN   0305-4403 .
  20. ^ Колата, Алан Л. Долина духов: Путешествие в затерянное царство аймара, Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья, 1996.
  21. ^ Бэнди, Мэтью (2005), «Энергетическая эффективность и политическая целесообразность в бассейне Титикака подняли полевое земледелие», Журнал антропологической археологии 24: 271-296.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кент, Джонатан Д. (июль 1989 г.). Деневан, Уильям М.; Мэтьюсон, Кент; Кнапп, Грегори (ред.). «Доиспанские сельскохозяйственные поля в Андском регионе. Материалы 45-го Международного конгресса американистов» . Американская древность . BAR International Series 359, Оксфорд, Англия, 1987. 54 (3). Богота, Колумбия, 1985 г.: 668–669. дои : 10.2307/280805 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   280805 . {{cite journal}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  23. ^ Гийе, Дэвид (1 января 1989 г.). «Андская экология и цивилизация: междисциплинарный взгляд на экологическую взаимодополняемость Анд. Под редакцией Сёзо Масуда, Исуми Симада и Крейга Морриса Эль Арбол и эль Боске в Андском обществе. Хуан Ансион с прологом Криса Э. Ван Дама Засушливое землепользование Стратегии и управление рисками в Андах: региональная антропологическая перспектива под редакцией Дэвида Л. Броумана» . Журнал истории леса . 33 (1): 44–45. дои : 10.2307/4005057 . ISSN   0094-5080 . JSTOR   4005057 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оуэн, Брюс (2005). «Отдаленные колонии и взрывной коллапс: два этапа диаспоры Тиуанако в дренаже Осмора». Латиноамериканская древность . 16 (1): 45–81. дои : 10.2307/30042486 . JSTOR   30042486 . S2CID   149450446 .
  25. ^ Калауэй, Майкл (2005). «Ледяные керны, отложения и крах цивилизации: поучительная история из озера Титикака». Античность . 79 (306): 778–790. дои : 10.1017/S0003598X00114929 . S2CID   131156410 .
  26. ^ Лехлейтнер, Франциска; и др. (2017). «Тропические осадки за последние два тысячелетия: свидетельства гидрологических качелей в низких широтах» . Природа . 7 : 45809. Бибкод : 2017NatSR...745809L . дои : 10.1038/srep45809 . ПМК   5381098 . ПМИД   28378755 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роль сокращения серебряной руды в расширении штата Тиуанако до залива Пуно, Перу
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Ландео, Пабло (2015). «Afines quechua en el словарь мапуче Луиса де Вальдивии» [слова Акинса кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии]. Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 . Проверено 13 января 2019 г.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Диллехей, Том Д .; Пино Кивира, Марио ; Бонзани, Рене; Сильва, Клаудия; Валлнер, Йоханнес; Ле Кен, Карлос (2007) Культивируемые водно-болотные угодья и возникающие сложности на юге и центральной части Чили, а также последствия изменения климата на больших расстояниях . Античность 81 (2007): 949–960.
  30. ^ Лехтман, Хизер Н., Макфарлейн и Эндрю В., 2005, « Металлургия бронзы в Южно-Центральных Андах: Тиуанако и Сан-Педро-де-Атакама ». Исследования атак , том. 30, с. 7-27.
  31. ^ Исбелл, WH, 2004, Дворцы и политика на Среднем горизонте Анд. в С.Т. Эвансе и Дж. Пиллсбери, ред., стр. 191–246. Дворцы Древнего Нового Света. Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Понсе Сангинес, К. и Г.М. Терразас, 1970, О происхождении каменного материала памятников Тиуанако. Номер публикации. 21. Национальная академия наук Боливии .
  33. ^ Хармон, П., 2002, «Экспериментальная археология, интерактивные раскопки» , журнал «Археология» , веб-страница «Онлайн-раскопки», «Археология» журнал .
  34. ^ Брэй, Тамара Л. Археология и политика еды и пиршеств в ранних государствах и империях, Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2003
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стоун-Миллер, Ребекка (2002) [1995]. Искусство Анд: от Чавина до Инки .
  36. ^ Родман, Эми Окленд (1992). Текстиль и этническая принадлежность: Тиуанако в Сан-Педро-де-Атакама .
  37. ^ Корписаари, Антти; Персинен, Мартти (2011). Парити: Церемониальная керамика Тиуанако на острове озера Титикака . Хельсинки: Финская академия наук и литературы.
  38. ^ Стоун-Миллер, Ребекка (2002) [1995]. Искусство Анд: от Чавина до Инки .

Библиография

[ редактировать ]
  • Берманн, Марк Лукурмата Издательство Принстонского университета (1994) ISBN   978-0-691-03359-4 .
  • Брюнс, Карен Олсен, Древняя Южная Америка , Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, ок. 1994.
  • Гольдштейн, Пол, «Храмы Тиуанако и расширение государства: храм затонувшего суда Тиуанако в Модуэгуа, Перу», Latin American Antiquity , Vol. 4, № 1 (март 1993 г.), стр. 22–47, Общество американской археологии.
  • Хошауэр, Лиза М., Джейн Э. Буйкстра , Пол С. Гольдштейн и Энн Д. Вебстер, «Искусственная деформация черепа на стоянке Омо M10: комплекс Тиуанако из долины Мокегуа, Перу», Latin American Antiquity , Vol. 6, № 2 (июнь 1995 г.), стр. 145–64, Общество американской археологии.
  • Колата, Алан Л., «Сельскохозяйственные основы штата Тиуанако: взгляд из глубинки», American Antiquity , Vol. 51, № 4 (октябрь 1986 г.), стр. 748–762, Общество американской археологии.
  • Колата, Алан Л. (июнь 1991 г.), «Технология и организация сельскохозяйственного производства в штате Тиуанако», Latin American Antiquity , 2 (2): 99–125, doi : 10.2307/972273 , JSTOR   972273 , S2CID   3812420 .
  • Процен, Жан-Пьер и Стелла Э. Наир, «О реконструкции архитектуры Тиуанако», Журнал Общества историков архитектуры , Vol. 59, № 3 (сентябрь 2000 г.), стр. 358–71, Общество историков архитектуры.
  • Рейнхард, Йохан, «Чавин и Тиауанако: новый взгляд на два андских церемониальных центра». National Geographic Research 1 (3): 395–422, 1985.
  • ——— (1990), «Тиауанако, Священный центр Анд», Макфаррен, Питер (редактор), Путеводитель по Боливии для инсайдеров , Ла-Пас, стр. 151–81. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • ——— (1992), «Тиуанако: Ensayo sobre su coscovisión», Revista Pumapunku (на испанском языке), 2 : 8–66 .
  • Стоун-Миллер, Ребекка (2002) [ок. 1995], Искусство Анд: от Чавина до инков , Лондон: Темза и Гудзон .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de187c8c4ae28c6f6f79ae1ef75032e7__1720786200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/e7/de187c8c4ae28c6f6f79ae1ef75032e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiwanaku Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)