Муиска война
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |


этой статье описывается война Муиски В . Муиска а населяли Тенза и Убаке, долины Альтиплано Кундибоясенсе , высокое плато колумбийских восточных хребтов Анд также во времена, предшествовавшие испанскому завоеванию . Их общество было в основном эгалитарным с небольшой разницей между элитным классом ( касиками ) и обычными людьми. Экономика Муиски была основана на сельском хозяйстве и торговле сырьем, таким как хлопок , кока , перья, морские улитки и золото , со своими соседями. Названные «Соляными людьми», они добывали соль из рассолов в Сипакире , Немоконе и Таусе, чтобы использовать ее для своей кухни и в качестве торгового материала.
Будучи в основном торговцами и фермерами, муиска также имела структуру бойцов, называемых воинами-геча . Между северной и южной частями Конфедерации Муиска велись сражения, в которых зипа , правившая саванной Боготы на юге, и зак Хунза на севере боролись за контроль над территориями. Руководители общин сражались вместе со своими воинами. Главным врагом муиски были люди панче , населявшие местность к западу от Альтиплано на холмах, ведущих к реке Магдалена . Укрепления воинов геча, привилегированного класса в их обществе, были построены в приграничном районе с Панче. Воины геча были вооружены духовыми трубками , копьями , дубинками и пращами ; и защищались длинными щитами и толстыми многослойными хлопчатобумажными мантиями. Сражения в истории Муиски описаны вокруг Чоконты ( ~1490 г. ) и Паски около 1470 г. Когда в марте 1537 года испанские конкистадоры вошли в Конфедерацию Муиска после долгой, смертоносной и бесплодной экспедиции из В Санта-Марте на побережье Карибского моря они не встретили большого сопротивления со стороны Муиски, за исключением более поздних сражений против Тундамы, правившей самой северной территорией вокруг Дуитамы . Испанцы, которые уже завоевали Муиску и основали Боготу , использовали воинов геча, чтобы подчинить Панче в битве при Токареме 20 августа 1538 года.
Знания о войне Муиска были предоставлены конкистадорами, которые впервые вступили в контакт с Муиска; Гонсало Хименес де Кесада , его брат Эрнан , Хуан де Сан-Мартин и Антонио де Лебриха . Более поздними учеными были Хуан де Кастельянос , Педро Симон и Лукас Фернандес де Пьедраита . Современные антропологические исследования пересмотрели некоторые отчеты ранних летописцев о воинственном статусе муиски, которых даже конкистадоры считали скорее торговцами и переговорщиками, чем воинами.
Предыстория [ править ]
Задолго до испанского завоевания Муиски высокие центральные равнины восточных хребтов Колумбийских Анд были заселены Муиской . Они основали довольно эгалитарное общество из небольших поселений, разбросанных по долинам и равнинам в горах, основанное в основном на сельском хозяйстве , торговле и добыче соли , что дало им название «Соляной народ». Альтиплано -Кундибоясенсе и соседние долины Убаке и Тенза на востоке, населенные, были в значительной степени изолированы от побережья поздней Колумбии, но через торговые пути и множество часто посещаемых рынков они были связаны с соседними группами коренных народов ; на западе и северо-западе — народы панче , музо и яриги , на севере — гуане , лаче и ува , в восточной части, в направлении обширных равнин Восточного Льяноса — , народы ачагуа гуаюпе и тегуа , а на юге — горы Сумапас Сутагао .
Муиска говорили на языке чибча , или на их родном языке, называемом муйскубун; «язык народа» и торговали со своими соседями сырьем, чтобы создать самодостаточную экономику, излишки которой обменивались на хлопок , золото , изумруды , перья, пчелиный воск (для тонкой обработки золота их из тундзё изделий ) и тропические фрукты. не растет на высоких равнинах. Люди были очень религиозными и почитали двух своих главных божеств Суэ , Солнца, и Чиа , его жену; Луна в их Солнца и храмах Луны в Сугамукси и Чиа соответственно. Каждое небольшое поселение, насчитывавшее максимум 100 бохио, возглавлялось касиком , а крупные города Баката и Хунза управлялись зипа и заке . Священным городом Солнца Сугамукси управлял жрец по имени ирака , а самой северной территорией возглавлял Тундама, базирующуюся на холмах вокруг бывшего озера Дуитама .
Ритуал инициации новой зипы проходил на их священном озере Гуатавита , где он покрывался золотой пылью и прыгал с плота в водах круглого озера на высоте 3000 метров (9800 футов) - ритуал, представленный в знаменитом Муиске. плот . Именно этот «Золотой Человек» лег в основу мифа об Эльдорадо , известного далеко за пределами Конфедерации Муиска их разрозненное собрание правителей , как называлось . Эта легенда стала главной целью испанского завоевания , которое более чем на год увело конкистадоров в Анды, из Санта-Марты , куда они ушли в начале апреля 1536 года. [1]
Описание [ править ]
Хотя ранние описания испанских летописцев повествуют о войне, более поздний пересмотр более ранних верований показал, что муиски были скорее сообществом торговцев , чем воинов. [2] Тем не менее, все исследователи согласны с тем, что у народа муиска в обществе были особые классы, предназначенные для воинов, и что сражения велись в основном для защиты своей территории от панче на западе и юго-западе, а также между собой; битвы между зипа и заке . [3] Слово чибча , означающее «война» или «враг», — саба . [4]
Воины геча [ править ]


По поводу этимологии слова güecha были представлены различные гипотезы. По словам Педро Симона , «геча» означало «храбрый». [5] в то время как Эсекьель Урикоэчеа указывает на свое происхождение от zuecha , что означает «дядя»; «брат матери». [5] Наследственная линия в обществе Муиска была материнской . Урикоэчеа описал этот термин как комбинацию слов gue- («деревня») и cha , что означает «мужчина» или «мужчина»; «житель деревни». [5] Имя guecha было изменено на современном колумбийском испанском языке на guache , что означает «нецивилизованный», «грубый». [6]
Воины геча пользовались особыми привилегиями и считались высшим классом общества. [3] Они стояли ниже священников, но выше простых людей. [7] И Педро Симон, и Лукас Фернандес де Пьедраита описывают воинов геча как сильных и храбрых людей, набранных из людей в различных деревнях Конфедерации Муиска. [8] [9] Они прошли годы боевой подготовки, прежде чем были назначены воинами геча. Их внешний вид отличался от остальных людей, среди которых у мужчин были длинные волосы. Чтобы быть более эффективными и безопасными в бою, воины геча коротко стриглись. [8] Хотя украшения не были распространены среди простых людей, а после введения Кодекса Немекен даже были запрещены, воины геча носили такие драгоценности, как золотые носовые части или тумбага , нагрудные части, серьги и короны с цветными перьями. Количество серег указывало на количество побежденных врагов. Их тела были расписаны чернилами дерева Genipa americana . [10]
Оружие и защита [ править ]
охоты воины использовали дубинки , отравленные дротики с духовыми трубками , копья и пращи , подобные атлатлям Мезоамерики Для своих сражений и для . [11] Луки и стрелы не были произведены самими муиска, а были взяты у покоренных рабов -панче . [10] Чтобы защитить себя от отравленных стрел, которые использовали Панче, воины геча покрывались несколькими слоями хлопчатобумажных мантий . [12] Чтобы защитить себя, они используют длинные щиты. [11]
Укрепления [ править ]


На границах территорий Муиска лидеры организовали укрепления воинов геча для защиты своей территории. Хотя наличие каменной крепости в Кахике вызывает серьезные сомнения, существовала ли она еще до завоевания, [13] были описаны укрепления вокруг Конфедерации. [14]
Урегулирование | Отделение | Сосед(и) | Высота (м) городской центр | Карта |
---|---|---|---|---|
San Francisco | Кундинамарка | Скамейки | 1520 | ![]() |
Анолайма | Кундинамарка | Скамейки | 1657 | ![]() |
Сан-Антонио Текендама | Кундинамарка | Скамейки | 1540 | ![]() |
Действительно | Кундинамарка | Скамейки | 1384 | ![]() |
Тибакуй | Кундинамарка | Панче , Сутагао | 1647 | ![]() |
Сильвания | Кундинамарка | Сутагао | 1470 | ![]() |
темный | Кундинамарка | Гуаюпе | 2080 | ![]() |
Чоконта | Кундинамарка | между Зипой и Заке | 2655 | ![]() |
Турмеке | Бояка | между Зипой и Заке | 2389 | ![]() |
Битвы [ править ]

В то время как некоторые более поздние ученые описывали муиска как сражающихся людей, конкистадоры, которые впервые вступили с ними в контакт, рассказывают другую историю. Конкистадоры Хуан де Сан-Мартин , Антонио де Лебриха , а также вождь и писатель Гонсало Хименес де Кесада сказали, что они были: [15]
...люди, которые хотят мира, а не войны, потому что, хотя их и много, у них мало оружия и они не агрессивны
...люди, которые хотят мира, а не войны, потому что, хотя их и много, оружие у них мало и не наступательно
Бои, которые велись, в основном велись против панче на западе, которых первые конкистадоры описывали как воинственных и каннибалистических . Педро Симон интерпретировал их имя, слово panche , как означающее «жестокий» и «убийца». [16] Между двумя основными частями Конфедерации Муиска; около в 1470 года Описаны два основных сражения зипа и заке, первое из которых произошло Паске . Во время сражений воины носили мумии на спине предков, чтобы произвести впечатление на врагов. Сражения велись согласно календарю Муиска , сложному лунно - солнечному календарю, который люди использовали для обозначения различных типов лет и месяцев. [17]
Muisca Confederation Муиска editКонфедерация
Два главных сражения, одно между северным и южным Муиской и одно с южными соседями, Сутагао , описаны летописцами, главным образом Де Пьедрахитой . [18] Первая битва произошла примерно в 1470 году в Паске между зипа Баката Сагуаманчика , возглавлявшим армию численностью около 30 000 воинов геча, и касиком Сутагао, что привело к победе первого и включению южного региона в состав Муиски. Конфедерация. [19]
Вторая битва, примерно двадцать лет спустя, произошла около Чоконты на севере Боготской саванны между зипа и заке . И здесь Сагуаманчика победил своего более сильного врага Мичуа, насчитывавшего около 60 000 воинов, в трехчасовом бою. Оба лидера погибли в результате кровопролитной битвы. [19] [20]
Испанское завоевание [ править ]

Когда испанские конкистадоры вошли на территорию Муиски в марте 1537 года и основали Чипату , они сначала не встретили большого сопротивления в северных частях. Пересекая Бояку в узкой части, они вошли в саванну Боготы , где в Немоконе , важном поселении, занимающемся добычей соли , они встретили первое сопротивление. [21] В рассказах измученных завоевателей говорится о нападениях сотен воинов на сильно сократившиеся войска Де Кесады , от которых испанцы отбивались. Большую часть времени муиска, отличные торговцы, пытались вести переговоры с испанскими захватчиками, чтобы помешать им использовать свои «громовые палки»; вооружение, неизвестное Муискам и вызывающее у них страх. Вскоре после того, как Конфедерация Муиска была завоевана и в августе 1538 года была основана столица Нового Королевства Гранада , Сантафе-де-Богота , конкистадоры использовали вечные конфликты Муиска с Панче, чтобы объединиться с зипа Сагипа и сражаться с Панче, имея всего 50 человек. Испанские солдаты и от 12 000 до 20 000 воинов геча в битве при Токареме 20 августа 1538 года. [22] [23]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ (на испанском языке) Страна Эльдорадо и Муискас - Эль Тьемпо
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родригес де Монтес, 2002, стр.1633.
- ^ (на испанском языке) Muyscubun: саба
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Родригес де Монтес, 2002, стр.1634.
- ^ (на испанском языке) Слова Муиска, которые мы, жители Боготы, используем, не зная об этом.
- ^ (на испанском языке) Муиска - Коренные народы
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родригес де Монтес, 2002, стр.1635.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.154.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родригес де Монтес, 2002, стр.1636.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на испанском языке) Топливо, оружие Муиска - Banco de la República
- ^ Родригес де Монтес, 2002, стр.1637.
- ^ Румынский, 2008, стр.298.
- ^ Родригес Монтес, 2002, стр.1639.
- ^ Корреа, 2005, стр.202.
- ^ (на испанском языке) Значение Панче по мнению Педро Симона .
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.158.
- ^ Де Пьедраита, 1688, стр.30-32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на испанском языке) Биография Сагуаманчика - Коренные народы
- ^ (на испанском языке) История Муиски - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Быстрое завоевание и обширное грабеж Гонсало Хименеса де Кесада
- ^ (на испанском языке) Битва при Токареме - Андский университет
- ^ Грут, Хосе Мануэль. 1869. Церковная и гражданская история Новой Гранады - Том I. Типография Focion Mantilla.
Библиография [ править ]
- Корреа, Франсуа. 2005. Империя Муиска: изобретение истории и колонизация власти , 201–226. Университет Ла Хавериана .
- Фернандес де Пьедраита , Лукас. 1688. Общая история завоеваний Нового Гранадского королевства . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Фрэнсис, Джон Майкл. 1993. «Muchas hipas, no minas» Муискас, торговое общество: испанские заблуждения и демографические изменения (МА) , 1-118. Университет Альберты .
- Хендерсон, Хоуп и Николас Остлер. 2005. Поселенческая организация Муиска и главный орган власти в Суте, Валье-де-Лейва, Колумбия: критическая оценка местных концепций дома для изучения сложных обществ. Журнал антропологической археологии 24. 148–178. .
- Родригес де Монтес, Мария Луиза. 2002. Los guechas или guechas в Кундинамарке — Воины геча в Кундинамарке , 1633–1646 гг.
- Роман, Анхель Луис. 2008. Основные потребности и воображаемая история коренных народов Кахики: обзор этого взгляда с использованием первоисточников (1593–1638) , 276–313. Университет Анд . По состоянию на 8 июля 2016 г.