Коренные народы Колумбии
Общая численность населения | |
---|---|
1 905 617 (перепись 2018 г.) 4,31% населения Колумбии [1] [2] в. 5 200 000 (оценка) ~ 10% населения Колумбии [3] [4] [5] 1%, [6] 1.8%, [7] 2%, [8] [9] 4%, [10] 9.5% [11] или 10,4% [4] колумбийцев (внешние источники) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
По всей стране, особенно в Андском нагорье , Карибском регионе и регионе Амазонии. | |
Языки | |
Языки коренных народов и испанский | |
Религия | |
Римский католицизм , религии коренных американцев |
Коренные народы Колумбии — это этнические группы , населявшие Колумбию еще до испанской колонизации Колумбии , в начале 16 века.
Оценки процента колумбийцев, являющихся коренными народами, варьируются от 3% или 1,5 миллиона до 10% или 5 миллионов. Согласно переписи населения Колумбии 2018 года , они составляют 4,4% населения страны, принадлежащие к 115 различным племенам , по сравнению с 3,4% по переписи 2005 года . [1] [2] Однако исследование Latinobarómetro, проведенное в том же году, показало, что 10,4% колумбийских респондентов считают себя коренными народами. [4] [5] По последним оценкам, численность коренных народов Колумбии составляет около 9,5% населения и растет с рекордно низкого уровня в 1965 году, когда, по оценкам, только 1% колумбийцев были коренными народами. [12] По оценкам на 2023 год, Колумбия занимает седьмое место по проценту индейцев в Северной и Южной Америке, и только в Боливии , Чили , Эквадоре , Гватемале , Перу и Панаме процент индейцев выше, чем в Колумбии. [13]
Примерно две трети зарегистрированных коренных народов проживают в Ла-Гуахира , Каука , Нариньо , Кордова и департаментах Сукре . Бассейн Амазонки , малонаселенный регион, является домом для более чем 70 различных этнических групп коренных народов. [1]
Как исторически, так и в последнее время они подвергались насилию и притеснениям, начиная от кражи земли и заканчивая массовыми убийствами и целенаправленными убийствами активистов и политиков коренных народов. [14]
История населения
[ редактировать ]В доколумбовую эпоху общая численность населения Колумбии оценивалась примерно в 6–7 миллионов человек. [15] Однако после испанского завоевания население Колумбии сократилось всего до 750 тысяч человек, при этом коренные народы составляли 80% населения при численности в 600 тысяч человек. [16] этот показатель снизится После обретения независимости , когда население вырастет до 1,327 миллиона человек, при этом коренные жители составят 53% населения при численности в 700 тысяч человек. [17] По переписи 1912 года коренное население составляло 6,3% населения по сравнению с 13,8%, зарегистрированными в 1851 году, а позже по переписи 1993 года эта цифра снизилась до 1%. Однако из-за возросшего признания со стороны правительства процент зарегистрированных коренных жителей вырос с 1% до 3,4% по переписи 2005 года, а затем до 4,3% по переписи 2018 года. [18] Этот демографический спад можно объяснить либеральной политикой, проводимой новыми республиканскими элитами, которые пытались отменить коллективную собственность коренных народов на землю, ранее признанную испанской монархией , и вынуждали коренных жителей ассимилироваться в основной национальной культуре. [19] По состоянию на 2023 год общая численность населения Колумбии значительно выросла примерно до 52 миллионов человек, при этом чистокровные аборигены, по оценкам, составляют около 10% населения в 5,2 миллиона человек, причем причина увеличения связана с повышением осведомленности. среди колумбийцев об их коренной идентичности и из конституции 1991 года, которая предоставила больше законных прав коренным общинам. [20] Несмотря на сокращение процента от общей численности населения, коренные жители составляют значительную часть генетического происхождения колумбийцев. Исследование Рохаса и др. показало, что средний колумбиец (всех рас) состоит из 47% индейцев, 42% европейцев и 11% африканцев. [21] причем наиболее значительный вклад в это исследование внесли местные жители.
История
[ редактировать ]Некоторые теории утверждают, что самое раннее человеческое поселение в Южной Америке датируется 43 000 годом до нашей эры, но нынешний научный консенсус среди археологов заключается в том, что человеческое жилье в Южной Америке датируется самое ранним периодом примерно 15 000 лет до нашей эры. [ нужна ссылка ] Антрополог Том Диллехей датирует самые ранние культуры охотников-собирателей на континенте почти 10 000 годом до нашей эры, то есть периодами позднего плейстоцена и раннего голоцена . [22] Согласно его свидетельствам, основанным на каменных убежищах, первые человеческие жители Колумбии, вероятно, были сосредоточены вдоль побережья Карибского моря и на склонах Андского высокогорья. [22] К тому времени эти регионы были покрыты лесами и имели климат, напоминающий сегодняшний. [22] Диллехей отметил, что Тибито , расположенный к северу от Боготы , является одним из старейших известных и наиболее широко распространенных мест раннего заселения человека в Колумбии, датируемый примерно 9790 годом до нашей эры. Есть свидетельства того, что к 9000 г. до н.э. высокогорья Колумбии были заняты значительным количеством людей-собирателей, а к 2000 г. до н.э. были постоянные деревенские поселения на севере Колумбии. [22]
Начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры, группы американских индейцев, в том числе Муиска , Кимбайя , Тайрона , Калима , Зену , Тьеррадентро , Сан-Агустин , Толима и Ураба, приобрели навыки в сельском хозяйстве, горном деле и металлообработке; а некоторые разработали политическую систему касикасгос с пирамидальной структурой власти, возглавляемой касиком .
Культура коренных народов Колумбии развилась из трех основных групп: кимбайя , населявших западные склоны Центральной Кордильеры ; чибчи; и Калина (Карибы). [22] Когда испанцы прибыли в 1509 году, они обнаружили процветающее и неоднородное индейское население, насчитывавшее около 6 миллионов человек. [23] принадлежали к нескольким сотням племен и в основном говорили на непонятных друг другу диалектах. [22] Двумя наиболее развитыми культурами американских индейцев в то время были муиска и тайронас , которые принадлежали к группе чибча и были опытными в сельском хозяйстве, горном деле и металлообработке. [22] Муиска жили в основном в нынешних департаментах Кундинамарка и Бояка , куда они бежали столетиями ранее после набегов воинственных карибов, некоторые из которых в конечном итоге мигрировали на острова Карибского моря ближе к концу первого тысячелетия нашей эры. [22] Тайроны, которые были разделены на две подгруппы, жили в низменностях Карибского бассейна и высокогорьях Сьерра -Невада-де-Санта-Марта . [22] Цивилизация Муиска была хорошо организована и состояла из отдельных провинций, управляемых общинными земельными законами и могущественными касиками , которые подчинялись одному из двух верховных лидеров. [22]
- Зипа Гуатавита покрывала его тело золотом, и на своем плоту Муиска он предлагал сокровища богине посреди священного озера. Эта старая традиция Муиска стала источником легенды об Эльдорадо .
- на равнине Зену Украшение в виде птицы из литого золота, служившее навершием посоха, датированное 490 г. н.э., . В этой культуре использовались сплавы с высоким содержанием золота. Гребень птицы выполнен типичной для Зену полуфилигранью . Обычная филигрань — это плетеная проволока, но Зену отливают свою.
- Подвески-фигурки Tairona из золота.
- Археологический парк Сан-Агустин ( объект Всемирного наследия ЮНЕСКО ), содержит самую большую коллекцию религиозных памятников и мегалитических скульптур в Латинской Америке. [24] и считается крупнейшим в мире некрополем .
- Сьюдад-Пердида — крупное поселение, предположительно основанное около 800 г. н.э. Он состоит из серии из 169 террас, высеченных в склоне горы, сети выложенных плиткой дорог и нескольких небольших круглых площадей . Доступ к входу возможен, только поднявшись примерно на 1200 каменных ступенек через густые джунгли. [25]
Доколумбовая история
[ редактировать ]Сложность социальной организации и технологий коренных народов сильно различалась: от стратифицированных сельскохозяйственных вождеств до тропических фермерских деревень и кочевых групп, занимающихся охотой и собирательством. [22] В конце колониального периода коренное население все еще составляло около половины всего населения. [22] В сельскохозяйственных вождествах высокогорья испанцы успешно внедрили институты, призванные обеспечить контроль над индейцами и, следовательно, использование их труда. [22] К концу шестнадцатого века колонисты организовали политическую и религиозную администрацию и начали попытки религиозного обращения американских индейцев в христианство, особенно в католицизм. [22]
Важнейшим институтом, регулировавшим жизнь и благополучие горных индейцев, было ресгардо — система резервации общинных землевладений. [22] Согласно этой системе, американским индейцам разрешалось использовать землю, но они не могли ее продать. [22] Подобно системе резерваций коренных американцев в Соединенных Штатах, ресгардо с некоторыми изменениями существует даже по сей день и является прочным связующим звеном между правительством и оставшимися горными племенами. [22] Однако по мере того, как давление на землю увеличивалось, вторжение белых поселенцев или метисов на земли резерватов ускорилось, часто без сопротивления со стороны правительства. [22]
В прошлом правительство, как правило, не пыталось принимать законы по вопросам, затрагивающим лесных индейцев. [22] В колониальный период римско-католическим миссиям была предоставлена юрисдикция над равнинными племенами. [22] При финансовой поддержке правительства в рамках ряда соглашений со Святым Престолом с 1887 по 1953 год евангелизация и образование этих индейцев были поручены миссиям, которые работали вместе с правительственными учреждениями. [22] Разделение резервистов прекратилось в 1958 году, и началась новая программа общественного развития, направленная на более полное вовлечение американских индейцев в национальное общество. [22]
Борьба коренных народов на этих землях за защиту своих владений от соседних землевладельцев и за сохранение своих традиций продолжалась до конца 20 века, когда конституция 1991 года включила многие требования американских индейцев. [22] Были созданы новые resguardos, а другие были воссозданы как среди лесных племен, так и среди горных сообществ. [22] Конституция 1991 года открыла особые политические и социальные арены для коренных народов и других групп меньшинств. [22] Например, это позволило создать специальную комиссию для разработки закона о признании черных общин, занимающих незаселенные земли в речных районах Тихоокеанского побережья. [22] Статья 171 обеспечивает специальное в Сенате представительство для индейцев и других этнических групп, а статья 176 обеспечивает особое представительство в Палате представителей : два места «для чернокожих общин, одно для индейских общин, одно для политических меньшинств и одно для колумбийцев, проживающих за границей». . [22] Статья 356 гарантирует территориальные и культурные права индейцев, и было принято несколько законов и указов, защищающих их. [22] В статье 356 несколько расплывчато упоминаются как «территориальные образования коренных народов», так и коренные resguardos . [22]
К 1991 году в 587 резервах страны проживало 800 271 человек, в том числе 60 503 семьи. [22] Общее региональное распределение этих резервистов было следующим: Амазония - 88; Льянос , 106; Карибская низменность — 31 год; Андское нагорье , 104; и Тихоокеанские низменности , 258. [22] Их общая площадь составляла 27 900 000 гектаров (108 000 квадратных миль), или около 24 процентов территории страны. [22] Сегодня в Колумбии может быть до 710 резервистов в 27 из 32 департаментов. [22]
Местная политическая организация
[ редактировать ]Отдельные группы коренных народов имеют различные структуры управления. Ряд групп коренных народов представлен Национальной организацией коренных народов Колумбии (ONIC - Organización Nacional Indígena de Colombia). Растущая организованность и агитация резко расширили земельную базу коренных народов за последние сорок лет. В период с 1960 по 1990 год правительство зарегистрировало более 200 новых заповедников, из которых к 1997 году 334 из них действовали как автономные муниципалитеты. [26]
Территории
[ редактировать ]Коренные народы владеют значительными частями территории Колумбии, главным образом в форме заповедников коренных народов ( испанский : resguardos ), которые охватывают одну треть земли страны. [1] В отделе по делам коренных народов Министерства внутренних дел зарегистрировано 567 заповедников общей площадью около 365 004 км2. 2 в которых проживают 800 272 человека в 67 503 семьях. [27]
Национальная конституция Колумбии 1991 года определила территориальные образования ( Entidades Territoriales ) как департаменты, районы, муниципалитеты и территории коренных народов.В пределах Территории коренных народов (ETI) люди имеют автономию в управлении своими интересами и в пределах конституции имеют право управлять ресурсами и определять налоги, необходимые для выполнения своих обязанностей. ETI должны быть определены правительством в соответствии с Органическим законом об управлении земельными ресурсами.Однако этот закон еще не принят, поэтому на практике территории не регулируются. [28]
Территории с преобладанием коренного населения
[ редактировать ]Отделы
[ редактировать ]Отделение | Общая численность населения (2018 г.) | Коренное население [29] | Процент [29] |
---|---|---|---|
Амазонка | 66,056 | 38,130 | 57.7 |
Гуайния | 44,431 | 33,280 | 74.9 |
Ваупес | 37,690 | 30,787 | 81.7 |
Вичада | 76,642 | 44,578 | 58.2 |
Муниципалитеты
[ редактировать ]Основные этнические группы
[ редактировать ]По данным Национальной организации коренных народов Колумбии (ONIC), в Колумбии насчитывается 102 группы коренных народов. [31] Этническими группами с наибольшим числом членов являются вайю (380 460), зену (307 091), наса (243 176) и пастос (163 873). Эти народы составляют 58,1% коренного населения Колумбии. [32]
Горные народы относятся к культурам Анд и Сьерра -Невада-де-Санта-Марта , а равнинные народы относятся к жителям Чоко , Амазонии , Гуахиры и побережья Карибского в Колумбии .
Борьба за права
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2012 г. ) |
Коренные жители составляют 4,4–10% населения Колумбии, и их уровень доходов, а также показатели человеческого развития, поскольку условия образования и здравоохранения отстают от показателей остальных колумбийцев. [34] За последние двадцать лет значительно возрос интерес к проблемам коренных народов во всем мире. Поэтому Организация Объединенных Наций провозгласила открытие Международного десятилетия коренных народов мира и в Латинской Америке 10 декабря 1994 года, и в Латинской Америке. Больше, чем в любом другом регионе, этот период характеризовался волной движений коренных народов, которые практиковали растущую политическую власть, начиная с сопротивления штата Чьяпас в 1994 году до падения правительств Эквадора и Боливии.
Рост мобилизации коренных народов в Колумбии объясняется как реакция на кризис на различных уровнях: кризис представительства, вызванный недостатками политических партий с достаточным представительством, чтобы защитить интересы всех коллективов; кризис участия, являющийся результатом недостаточного участия граждан в делах государства; и кризис легитимации из-за дискриминации некоторых социальных групп. [35]
В ходе своей борьбы за права коренные жители отказались от вооруженной борьбы 1980-х годов, и новая стратегия включала формы правового либерализма, политику идентичности и использование транснациональных сетей, оказывающих давление на государство для достижения признания и уважения. [ нужна ссылка ] Это не всегда приводило к успеху и часто становилось жертвой культурного проекта неолиберализма. [ нужна ссылка ] Помимо культурных достижений, наблюдалась эскалация преследований и количества совершаемых против них нарушений. [ нужна ссылка ]
По данным Национальной организации коренных народов Колумбии (ONIC), в Колумбии проживают 102 коренных народа, и только 82 из них признаны правительством Колумбии. Одной из основных проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются общины коренных народов Колумбии, является отсутствие признания их права на консультацию. Бедность является еще одним важным аспектом для понимания современного положения коренных народов Колумбии, которое измеряется с использованием показателя неудовлетворенных основных потребностей (UBN), учитывая бедность людей, испытывающих недостаток в жизни, услугах и образовании. Факты показывают различия между зонами: зоны с наибольшим влиянием бедности, измеренные по стандарту UBN, - это Чоко, Сукре, Бояка, Нариньо и Кордова, где численность населения превышает 50% населения, а зоны с меньшим влиянием - в Боготе и департаментах. Эль-Валле, Атлантико и центральное кафе: Кальдас, Киндио и Рисаральда. концепция « побреза абсолюта» В 1986 году в стране в условиях кризиса управления и эскалации проблем, связанных с вооруженным конфликтом, была введена . С помощью политики борьбы с бедностью пытались закрепить присутствие государства в зонах, которые считались «маргинальными», особенно в тех областях, где проживало коренное население. [ нужна ссылка ]
Политика между 1986 и 1990 годами пыталась реабилитировать маргинальные зоны и их интеграцию для достижения развития; были созданы специальные учреждения для работы с общинами коренных народов, рассматривая их как фермерские сообщества, привычки и формы производства которых необходимо модернизировать. Как следствие, коренные меньшинства восстали, утверждая, что реинтеграция не в их компетенции, а именно государство должно реформировать его идеи и признать их коренным колумбийским населением. Цель заключалась в том, чтобы решить кризис управляемости путем ликвидации бедности, не исключая при этом местные потребности и стимулируя развитие с точки зрения разнообразия. Коренные общины считались маргинальными слоями населения, находящимися в неблагоприятном положении, крайне отсталым населением, которое необходимо было инкорпорировать и интегрировать в общество. Коренные народы не рассматривались как часть многообразия нации, участие которой было необходимо для ее построения. Эта концепция сохранилась со времен колонизации континента до сих пор: в целом разнообразие коренного населения, а также чернокожего населения по-прежнему рассматривается как негативный элемент, который необходимо сократить или полностью уничтожить, чтобы гарантировать развитие и модернизацию латиноамериканских обществ. [ нужна ссылка ]
Несмотря на Конституцию 1991 года, закрепившую многоэтнический и мультикультурный характер колумбийской нации, современные отношения между государством и общинами коренных народов кажутся противоречивыми, особенно из-за наличия требований автономии последних. До сегодняшнего дня правительство Колумбии признавало группы коренных народов только как сообщества, а это означает, что они считаются культурно разнообразными и, следовательно, требуют другого политического подхода, чтобы иметь возможность интегрировать их в национальное общество. Общинам были предоставлены различные формы участия, но всегда в соответствии с правовыми и конституционными нормами государства, определенными и установленными на протяжении всей истории. Хотя 1990-е годы были десятилетием мобилизации и в некотором смысле победой с точки зрения неолиберального мультикультурализма, после двадцати лет действия Конституции 1991 года люди осознали необходимость обращения к другим формам мобилизации, более чем Легальная мобилизация . Было показано, что признания равенства недостаточно; Коренные народы также потребовали своего права на различия, то есть доступа к определенным правам коренных народов.
Многие люди в Колумбии предпочитают не идентифицировать себя как коренные народы из-за истории дискриминации против них и огромного разрыва в уровне благосостояния между теми, кто идентифицирует себя как коренные народы, и теми, кто этого не делает, в результате чего только 1% колумбийцев по переписи 1993 года идентифицировали себя как коренные народы. коренных народов, или менее миллиона человек. Однако во время последних переписей населения больше людей начали идентифицировать себя как коренные народы: с 3,4% по переписи 2005 года до 4,31% по переписи 2018 года. По оценкам многих ученых, истинное коренное население Колумбии составляет около 10% населения страны, или 5 миллионов человек. [ нужна ссылка ] то же самое можно сказать и об афроколумбийцах, которые, по оценкам, составляют около 20% от общей численности населения или 10 миллионов человек, несмотря на то, что по данным переписи 2018 года только 6% колумбийцев идентифицировали себя как афроколумбийцы. [36] [37] [38]
В настоящее время политическое участие коренных народов, как в национальных, так и в местных выборах, остается низким по разным причинам: фрагментация движения из-за нескольких групп внутри общин коренных народов Колумбии; потеря голосов лидерами некоренного населения и небольшое количество избирателей из-за того, что многие из тех, кто идентифицирует себя как коренное население, составляют небольшую часть населения страны, и большинство из них живут в сельской местности, не имея возможности голосовать.
Известные коренные колумбийцы
[ редактировать ]- Хунзауа (ок. 1470 г.), в составе заке Хунзы Конфедерации Муиска .
- Индия Каталина (ок. 1495–1538), переводчик и переводчик, выходец из Моканы .
- Акминсак г.), последний зак Хунзы (неизвестен – 1540 в составе Конфедерации Муиска .
- Агустин Агуалонго (1780–1824), военачальник сил роялистов во время колумбийской войны за независимость , выходец из Пасто .
- Хосе Мария Мело (1800–1860), седьмой президент Республики Новая Гранада , происхождения Пихао .
- Квинтин Ламе (1880–1967), коренной мятежник происхождения НАСА .
- Фелисиано Валенсия (1955–), сенатор Колумбии от Кауки , выходец из НАСА .
- Лоренцо Муэлас (1938–), активист из числа коренных народов мисакского происхождения.
- Мария Клеменсия Эррера Немерайема (1968–), из числа коренных народов Амазонки активистка , выходца из Витото .
- Аида Килькуэ (1973–), сенатор Колумбии от Кауки , выходец из НАСА .
- Лидо Пимиента (1986–), колумбийско-канадский автор песен и музыкант происхождения вайю .
- Марта Перальта Эпьею (1988–), сенатор Колумбии от Ла-Гуахиры , происхождения вайю .
- Луис Диас (1997–), колумбийский футболист происхождения вайю .
См. также
[ редактировать ]- Доколумбовые культуры Колумбии
- Испанское завоевание Муиски
- Испанское завоевание народов Чибчан
- Коренные народы Южной Америки
- Национальная организация коренных народов Колумбии (ONIC)
- Колумбийская мифология
- Колумбийский фольклор
- Археологические памятники в Колумбии
- Раса и этническая принадлежность в Колумбии
- Метисы Колумбии
- Конкордат 1928 г. (в основном посвящен миссионерской деятельности среди коренных народов)
Библиография
[ редактировать ]- Мессианская идеология Андского мира , Хуан М. Оссио Акунья , издание Игнасио Прадо Пастора
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Коренные народы Колумбии» . Международная рабочая группа по делам коренных народов. Проверено 11 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б https://www.dane.gov.co/files/investigaciones/boletines/grupos-etnicos/presentacion-grupos-etnicos-2019.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Раса/этническая принадлежность, к которой вы принадлежите» . Латинобарометр 2023 Колумбия . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет Латинобарометра за 2018 год» . Латинобарометр . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет латиноамериканского барометра » Латинский барометр Получено 30 , января
- ^ «Всемирная книга фактов» .
- ^ Лискано Фернандес, Франциско (2005). «Этнический состав трех культурных ареалов Америки в начале XXI века» ( PDF) . Конвергенция (на испанском языке). 38 (май – август): 185–232. ISSN 1405-1435 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2008 г.: см. таблицу на стр. 218.
- ^ Саймон Шварцман. «Этническая принадлежность, условия жизни и дискриминация» (PDF) . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Руис-Линарес, Андрес; Адхикари, Каустубх; Акунья-Алонсо, Виктор; Квинто-Санчес, Мирша; Харамилло, Клаудия; Ариас, Уильям; Фуэнтес, Макарена; Писарро, Мэри; Эверардо, Паола; Авила, Франциско; Гомес-Вальдес, Хорхе (25 сентября 2014 г.). «Примесь в Латинской Америке: географическая структура, фенотипическое разнообразие и самовосприятие происхождения на основе 7342 человек» . ПЛОС Генетика . 10 (9): e1004572. дои : 10.1371/journal.pgen.1004572 . ISSN 1553-7404 . ПМЦ 4177621 . ПМИД 25254375 .
- ^ «Колумбия — страновое исследование» (PDF) .
- ^ «Раса/этническая принадлежность, к которой вы принадлежите» . Латинобарометр 2023 Колумбия . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Руэда, Рикардо (1974). Население Колумбии. Колумбийская ассоциация по изучению народонаселения. п. 78.
- ^ «Раса/этническая принадлежность, к которой вы принадлежите» . Латинобарометр 2023 Колумбия . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Александр, Иниго. «Коренное население Колумбии сталкивается с бедствием насилия» . Аль Джазира . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ https://www.banrep.gov.co/sites/default/files/paginas/lbr_colonial_graficos3.pdf .
- ^ Розенблат, 1954: 59.
- ^ Розенблат, 1954: 36-56.
- ^ Паласиос, Марко (2002). Колумбия. Раздробленная страна, разделенное общество . Издательская группа Норма. п. 373.
- ^ Учреждения коренных народов в 19 веке.
- ^ Оценки Latinobarómetro в 2018 и 2023 годах.
- ^ https://www.researchgate.net/publication/45822469.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Бушнелл, Дэвид и Рекс А. Хадсон. «Коренные народы». В Колумбии: страновое исследование (Рекс А. Хадсон, ред.), стр. 82–86. Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (2010 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ https://www.banrep.gov.co/sites/default/files/paginas/lbr_colonial_graficos3.pdf .
- ^ «Археологический парк Сан-Агустин» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ «Изучите сайт» . Фонд глобального наследия. Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 г.
- ^ Брыск, Элисон. 2000. От племенной деревни к глобальной деревне: права индейцев и международные отношения в Латинской Америке . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, стр. 267.
- ^ «С уважением к коренным народам» (на испанском языке). Фонд Хемера. Архивировано из оригинала 12 июля 2008 г. Проверено 1 августа 2008 г.
- ^ «Территориальные образования коренных народов» , TIG: Территория коренных народов и управление (на испанском языке) , получено 15 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Коренное население Колумбии» (PDF) . dane.gov . 16 сентября 2019 г.
- ^ «Этническое самопознание» . Колумбия на картах . 2018 . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Национальная организация коренных народов Колумбии | Коренные народы » Архивировано из оригинала 2 мая 2014 г. Проверено 0 августа 2012 г.
- ^ «Мир коренных народов 2020: Колумбия» . IWGIA — Международная рабочая группа по делам коренных народов . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Коренное население Колумбии» (PDF) . dane.gov . 16 сентября 2019 г.
- ^ «Статистическая заметность колумбийских этнических групп» (PDF) . dane.gov.co. Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Бенавидес Ванегас, Ф.С. (2009) Мобилизация коренных народов и их борьба за права в Колумбии» . COPAL.
- ^ «Колумбия находится под наблюдением из-за насилия в отношении коренных народов, в то время как дома бушуют протесты» . Культурное выживание. 04.12.2019 . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Домашняя страница Фонда Форда» . Фонд Форда. 12 марта 2024 г. Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Правительство Колумбии забыло свои коренные народы» . Международная амнистия. 05.08.2020 . Проверено 15 марта 2024 г.
13. http://juankbusaenz.blogspot.com/2011/