Коренные народы Боливии
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() 20-62% Боливии населения [1] [2] | |
Языки | |
Существует множество различных типов языков аймара , гуарани , кечуа , испанского и других языков коренных народов. | |
Религия | |
Католицизм , Евангелизм , Неверие , Родные религии | |
Родственные этнические группы | |
Аймара , гуарани , кечуа , метисы в Боливии |
Коренные народы Боливии , или коренные боливийцы , — это боливийцы, имеющие коренное происхождение. Они составляют от 20 до 60% населения Боливии , насчитывающего 11 306 341 человек. [1] в зависимости от различных оценок и, в частности, от выбора « Местисы » доступны в качестве ответа в данной переписи, и в этом случае большая часть населения идентифицирует себя как метисы, [1] и они принадлежат к 36 признанным этническим группам. Аймара и кечуа — самые крупные группы. [3] География Боливии включает Анды , Гран-Чако и тропические леса Амазонки .
Еще 30–68% населения составляют метисы, имеющие смешанное европейское и коренное происхождение. [1]
Земли
[ редактировать ]
Земли, которыми коллективно владеют коренные боливийцы, являются землями коренных общин или Tierras Comunitarias de Origen (TCO). Эти земли охватывают 11 миллионов гектаров . [3] и включают в себя такие сообщества, как национальный парк Каа-Ия-дель-Гран-Чако и природную зону комплексного управления , национальный парк и территория коренных народов Исиборо-Секюр , биосферный заповедник и общинные земли Пилон-Лахас , а также земли коренных общин реки Юки-Ичило .
Права
[ редактировать ]
В 1991 году правительство Боливии подписало Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 года , важную обязательную международную конвенцию, защищающую права коренных народов . 7 ноября 2007 года правительство приняло Закон № 3760, утвердивший Декларацию ООН о правах коренных народов . [3]
В 1993 году Закон о конституционной реформе признал права коренных народов. [4]
Социальные протесты и политическая мобилизация
[ редактировать ]Революция: 1952 г.
[ редактировать ]Исторически коренные народы Боливии в течение многих лет страдали от маргинализации и отсутствия представительства. [4] Однако именно в последние десятилетия двадцатого века произошел всплеск политической и социальной мобилизации в общинах коренных народов. [4] 1952 года Боливийская национальная революция , которая освободила боливийцев и дала коренным народам гражданство, по-прежнему мало что дала для политического представительства общин коренных народов. [4] Именно в 1960-х и 1970-х годах социальные движения, такие как движение Катарайста, начали также учитывать интересы коренных народов. [4] Движение Катариста, состоящее из общин аймара, Ла-Паса и Альтиплано, пыталось мобилизовать сообщество коренных народов и добиваться политической идентичности коренных народов посредством основной политики и жизни. [5] Хотя движению Катариста не удалось создать национальную политическую партию, оно оказало влияние на многие крестьянские союзы, такие как Confederacion Sindical de Trabajadores Campesinos de Bolivia (Унитарная синдиальная конфедерация крестьянских рабочих в Боливии). [4] Каталистское движение 1970-х и 80-х годов вымерло к концу десятилетия, однако многие из тех же проблем и проблем снова возникли в 1990-х годах. [4]
Общественное движение: 1990-е и 2000-е годы
[ редактировать ]В 1990-е годы произошел большой всплеск политической мобилизации коренных народов. [4] Президент Санчес де Лосада провел такие реформы, как Закон о конституционной реформе 1993 года, чтобы признать права коренных народов в боливийской культуре и обществе. Однако многие из этих реформ потерпели неудачу, поскольку правительство продолжало принимать деструктивные экологические и антикоренные правила и положения. [4] Через год после принятия Закона о конституционной реформе 1993 года, признающего права коренных народов, Закон о народном участии 1994 года децентрализовал политические структуры, предоставив муниципальным и местным органам власти большую политическую автономию. [4] Два года спустя Закон о выборах 1996 года еще больше расширил политические права коренных народов, поскольку национальный конгресс перешел на гибридную пропорциональную систему, увеличив число представителей коренных народов. [4]
Экологическая несправедливость стала поляризующей проблемой, поскольку многие общины коренных народов протестовали против поддерживаемой правительством приватизации и уничтожения природных ресурсов и ландшафтов. [6] Производство листьев коки является важным сектором боливийской экономики и культуры, особенно для крестьян и коренных народов. [7] Искоренение производства коки, активно поддержанное США и их войной с наркотиками, а также правительством Боливии, вызвало бурные протесты коренного населения. [6] Один из главных лидеров движения за лист коки, Эво Моралес стал ярым противником усилий государства по искоренению коки. Напряженность из-за листьев коки началась в районе Чапаре в 2000 году и переросла в насилие, когда начались протесты против полицейских и местных жителей. В это время протестующие организовали блокаду дорог и остановили движение в знак протеста против низких цен. [8] Производители листьев коки продолжали сопротивляться политике правительства в отношении производства, ведущей к дальнейшей девальвации песо, и захватили контроль над крестьянской конфедерацией (Confederation Sindical Unica de Trabajadores Campesinos de Bolivia). [9] Под руководством Эво Моралеса кокаселеро смогли сформировать коалиции с другими социальными группами и в конечном итоге создать политическую партию « Движение к социализму» (MAS). [7]
Точно так же «Водная война» 2000 года привлекла к этим протестам внимание всей страны. [10] « Водная война » началась в городе Кочабамба, где частная компания Bechtel начала повышать тарифы на воду после того, как правительство заключило контракт на приватизацию системы водоснабжения Кочабамбы. [10] Когда жители Кочабамбы поняли, что не могут позволить себе платить за этот ресурс, они начали протестовать в союзе с городскими рабочими, сельскими крестьянами и студентами. [9] Массовый протест привел к введению чрезвычайного положения, поскольку столкновения с полицией и протестующими стали более жестокими. [5] Протесты были в основном успешными и привели к отмене приватизации. [5]
Кроме того, в 2003 году, когда зависимость экономики Боливии от природных ресурсов возросла, сопротивление пришло со стороны коренного населения Боливии в форме «газовых войн». [11] Этот конфликт, кульминацией которого стали «Войны за воду», объединил фермеров, выращивающих коку, профсоюзы и граждан в знак протеста против продажи запасов газа Боливии Соединенным Штатам через порт Чили. [10] И снова коренные народы вместе с шахтерами, учителями и обычными гражданами участвовали в блокаде дорог и нарушении движения транспорта. [10] Политика протестов в поддержку социальных и экономических реформ была последовательным методом мобилизации и включения коренных народов в политический процесс. [10] Они добились успешных результатов и создали платформу для защиты прав коренных народов. Эти протестные движения вскоре открыли путь правовым и политическим изменениям и представительству.
Коренной март 2011 года
В 2011 году боливийские активисты коренных народов начали длительный марш протеста от равнин Амазонки до столицы страны против плана правительства построить 306-километровое шоссе через национальный парк на территории коренных народов. [12]
Центральный TIPNIS , Конфедерация коренных народов Боливии (CIDOB) и конфедерация горных коренных народов CONAMAC – при поддержке других групп коренных народов и защитников окружающей среды – организовали марш из Тринидада, Бени, в столицу страны Ла-Пас в знак протеста против проекта, начав 15 августа 2011 г. [13]
«Одна из последних тактик, использованных правительствами для обхода споров между коренными народами, - это консультации с некоренными коренными общинами. Это произошло с общинами в случае с проектом дороги через Боливийский национальный парк Исиборо-Секюр и территорию коренных народов (TIPNIS)». Международное давление усилилось после того, как правительство Эво Моралеса жестоко подавило крупный марш коренных народов против строительства дороги в рамках «резни в Чапарине». [14]
Это привело к « резне в Чапарине ». 25 сентября 2011 года национальная полиция жестоко подавила участников марша коренных народов, протестовавших против строительства предложенного правительством шоссе через территорию коренных народов и национальный парк ТИПНИС. [15]
Эво Моралес и многонациональное государство
[ редактировать ]Одним из крупнейших успехов коренного населения Боливии стало избрание Эво Моралеса , бывшего лидера кокалеро и первого президента Боливии из числа коренных народов. [16] Президент Эво Моралес попытался создать многонациональное и постколониальное государство, чтобы расширить коллективные права коренного населения. [17] Конституция 2009 года признала наличие различных общин, проживающих в Боливии, и дала коренным народам право на самоуправление и автономию на территориях своих предков. [17] В дополнение к Конституции Рамочный закон об автономиях и децентрализации 2010 года изложил юридические правила и процедуры, которые коренные общины должны предпринять для получения автономии. [16] Благодаря этим усилиям по децентрализации Боливия стала первым многонациональным государством в Южной Америке. [18] Однако многие общины коренных народов утверждают, что процесс получения автономии неэффективен и длителен. [17] Помимо проблем коренных народов, существуют внутренние проблемы и конкурирующие интересы между ограничительной правовой базой Боливии, либеральной политикой и концепцией самоуправления коренных народов. [16] Тем не менее, добавление субавтономий в правительство Боливии позволило добиться успехов во включении коренных общин в политический процесс.
Достижения
[ редактировать ]В 2015 году боливийцы снова вошли в историю, выбрав первого председателя Верховного суда , представителя коренных народов, пастора Кристину Мамани . [ нужна ссылка ] Судья Мамани — адвокат из боливийской горной общины аймара. [19] Она победила на выборах, набрав наибольшее количество голосов. [19] Верховный суд состоит из девяти членов и девяти альтернативных судей, каждый из которых представляет девять департаментов Боливии. [20] Судьи избираются на всенародных беспартийных выборах сроком на шесть лет. [20]
Группы
[ редактировать ]Доколумбовые культуры
[ редактировать ]- Тиуанако , 300–1000 гг. н.э.
- Культуры Молло , 1000–1500 гг. н. э.
- Лупака
- Прудовые люди
- Люди пайягуа
- Уру-Мурато
Современные группы
[ редактировать ]- Араона ( Кавина ) [21]
- Аймара , Анды [21]
- Айорео , Грейт-Чако [21]
- Бауре , Департамент Бени [21]
- Бороро , департамент Санта-Крус [21]
- Каллавалла , Анды [21]
- Каничана ( Kanichana ), низменность [21]
- Кавиненьос , северная Боливия [21]
- Каюбаба ( Каювава , Каюваба ), департамент Бени [21]
- Чакобо , северо-запад департамента Бени [21]
- Чане ( Изосеньо ), департамент Санта-Крус
- Чипайя ( Пукина ), Отдел золота [21]
- Чикитано ( Чикито , Тарапекоси ), департамент Санта-Крус [21]
- That Come (Тат Экса, Уарайо , Тиатинагуа), северо-запад Боливии. [21]
- Гуарани , восточноболивийский гуарани или чиригуано [21]
- Гуараю [21]
- Гуато
- Игнасиано ( Мошо ), Бени [21]
- Итене ( Итенео , Итенез ), Бени [21]
- Итонама ( Мачото , Сарамо ) [21]
- Проверять
- Хора ( Время ) [21]
- Леко ( Рика ), восточная часть озера Титикака [21]
- Инженер ( Максинери ), отдел Пандо [21]
- Идем дальше , Бенни [21]
- Нивакл , Ашлуслай , Акслуслай , Чулупи , Грейт-Чако
- Пакауара ( Пакавара ), Бени [21]
- Пауна , Нуфло де Суарес [21]
- Паусерна ( Гуараю-Та , Пауцерн , Паусерна-Гуарасугве ), Бени [21]
- Кечуа ( Кечуа ), Боливия [21]
- Рейесано ( Маропа , Сан-Борхано ), Бени [21]
- Саравеца , Санта-Крус [21]
- Синабо ( Мьянма Чи , Мьянма ) [21]
- Сирионо ( Миа ), Бени и Санта-Крус [21]
- Такана ( Takana ), департамент Ла-Пас [21]
- Тапьете ( Гуасуранго , Джанагуа , Тирумбае , Янайгуа ), департамент Тариха [21]
- Тоба ( Кум ), Министерство здравоохранения [21]
- Торомона ( Торомоно ), департамент Ла-Пас [21]
- Тринитарио ( Мохос , Моксос ), Бени [21]
- Цимане ( Чимане , Мосетен ), Бени [21]
- Уру ( Иру-Иту , Морато , Мурату ), департамент Оруро [21]
- Вичи ( Ноктен , Ноктен , Октенай , Венхайек ), департамент Тариха [21]
- Яминава ( Джаминава , Яманава , Яминауа ), департамент Пандо [21]
- Юки ( Биа , Юки ) [21]
- Yuracare ( Yura ), Beni and Cochabamba Departments [21]
См. также
[ редактировать ]- Демография Боливии
- Метисы в Боливии
- Белые боливийцы
- Конфедерация коренных народов Боливии
- Андская музыка
- Андский текстиль
- Экеко , андский бог изобилия
- Форт Самайпата , археологический памятник.
- Мифология гуарани
- История боливийской национальности
- Каллавая , народные целители
- Янантин , дополнительный дуализм в андской философии
Библиография
[ редактировать ]- Мессианская идеология Андского мира , Хуан М. Оссио Акунья , издание Игнасио Прадо Пастора
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «ЦРУ — Всемирная книга фактов — Боливия» . ЦРУ . Проверено 7 октября 2013 г.
- ^ «Куда делись все коренные жители? В Боливии наблюдается 20-процентное снижение» . IndianCountryToday.com . 13 сентября 2018 года . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Коренные народы Боливии». Международная рабочая группа по делам коренных народов. Проверено 2 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Брыск, Элисон; Беннетт, Наташа (2012). «Голос в деревне: коренные народы соревнуются с глобализацией в Боливии». Коричневый журнал мировых отношений . 18 (2): 115–127. JSTOR 24590867 .
- ^ Перейти обратно: а б с Соль, Сандра (2006). «На пути к гегемонии: рост движений коренных народов Боливии» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Хили, Кевин (1991). «Политический подъем крестьянских производителей листьев коки в Боливии». Журнал межамериканских исследований и мировых отношений . 33 (1): 87–121. дои : 10.2307/166043 . JSTOR 166043 .
- ^ Перейти обратно: а б Малер, Джон (сентябрь 2013 г.). «Изменение масштабов движений коселеро в Перу и Боливии» (PDF) . Кэлхун: Международный архив Военно-морской аспирантуры .
- ^ Шефер, Тимо (2009). «Вовлечение современности: политическое развитие движений коренных народов в Боливии и Эквадоре, 1900–2008 гг.» . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 30 (2): 397–413. дои : 10.1080/01436590802681116 . JSTOR 40388122 . S2CID 154341239 .
- ^ Перейти обратно: а б Шоаи, Марал (2012). MAS и коренные народы Боливии (магистерская диссертация). Университет Южной Флориды – через Scholar Commons.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Арсе, Мойзес; Райс, Роберта (2009). «Общественный протест в постстабилизационной Боливии». Обзор латиноамериканских исследований . 44 (1): 88–101. дои : 10.1353/лар.0.0071 . JSTOR 20488170 . S2CID 144317703 .
- ^ ФАБРИКАНТ, НИКОЛЬ (2012). «Осадки истории». Мобилизация перемещенных лиц Боливии: политика коренных народов и борьба за землю . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 17–44. дои : 10.5149/9780807837511_fabricant.6 . ISBN 9780807872499 . JSTOR 10.5149/9780807837511_fabricant.6 .
- ^ «Боливийцы маршируют против плана развития» . Альджазира . 16 августа 2011 г.
- ^ «Протестующие Амазонки в Боливии возобновляют марш по дороге Типнис» . Би-би-си . 1 октября 2011 г.
- ^ Пик, Мануэла (22 декабря 2012 г.). «Неспособность проконсультироваться вызывает творчество коренных народов» . Альджазира .
- ^ Ахтенбург, Эмили (21 ноября 2013 г.). «Боливия: спустя два года после Чапарины все еще нет ответов» . НАКЛА .
- ^ Перейти обратно: а б с Токман, Джейсон; Кэмерон, Джон; Плата, Вильфредо (2015). «Новые институты самоуправления коренных народов в Боливии: между автономией и самодисциплиной». Этнические исследования Латинской Америки и Карибского бассейна . 10 : 37–59. дои : 10.1080/17442222.2015.1034442 . S2CID 5722035 .
- ^ Перейти обратно: а б с Токман, Джейсон; Кэмерон, Джон (2014). «Автономия коренных народов и противоречия плюринационализма в Боливии». Латиноамериканская политика и общество . 56 (3): 46–69. дои : 10.1111/j.1548-2456.2014.00239.x . JSTOR 43284913 . S2CID 146457127 .
- ^ Эллиот-Мейзель, Эмили (весна 2014 г.). «Сельская автономия коренных народов: случай децентрализации в Боливии» .
- ^ Перейти обратно: а б «Новые лица правосудия в Боливии» . НАКЛА . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Боливия – Судебная власть» . Countrystudies.us . Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к «Языки Боливии». Этнолог. Проверено 2 декабря 2013 г.