Айорео
Общая численность населения | |
---|---|
4,789 [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Парагвай | 2,600 [ 1 ] |
Боливия | 2,189 [ 2 ] |
Языки | |
Айорео • Испанский | |
Религия | |
Традиционная религия • Христианство [ 3 ] |
Айорео , (Айорео [ 4 ] Ayoréo, Ayoréode) — коренной народ Гран-Чако . [ 5 ] [ 6 ] Они живут на территории, окруженной реками Парагвай , Пилькомайо , Парапети и Гранде , охватывающей как Боливию , так и Парагвай . [ 7 ] Всего насчитывается около 5600 человек айорео. [ 7 ] Около 3000 живут в Боливии, а 2600 — в Парагвае. [ 7 ] Традиционно кочевые охотники-собиратели , большая часть населения была переведена на оседлый образ жизни миссионерами в двадцатом веке. [ 7 ] Немногим оставшимся айорео, с которыми не удалось связаться , угрожает вырубка лесов и потеря территории. [ 7 ]
Имя и язык
[ редактировать ]Народ айорео известен под многочисленными именами, включая Айорео, Айореоде, Гуараньока, Короино, Моро, Моротоко, Потуреро, Пьета Йоваи, Самокосио, Сиракузы, Такрат, Янайгуа и Сапоко. [ 8 ] [ 9 ] На языке айорео айорео означает «настоящие люди», а айореоде означает «человеческие существа». [ 10 ] [ 11 ]
Они говорят на языке айорео , который относится к замукоанской языковой семье Парагвая и Боливии. Для этого языка опубликованы грамматика и словарь, и 20% айорео грамотны. [ 8 ] Циракуа — диалект Айорео. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Впервые с айорео связались, когда иезуиты начали миссию Сан-Игнасио-Самуко в 1720-х годах с целью обратить людей в католицизм. [ 12 ] [ 13 ] Миссия была прекращена в 1740-х годах, и айорео оставались в покое до 1900-х годов. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Война в Чако (1932-1935) между Боливией и Парагваем привела на их территорию 100-тысячный солдат, а также новые болезни. [ 14 ] [ 15 ] Обе страны рассматривали айорео как проблему, и с 1940-х по 1970-е годы парагвайских солдат могли освобождать от службы за убийство айорео. [ 14 ] [ 15 ] За это время были украдены дети Айорео, в том числе двенадцатилетний мальчик по имени Икеби, которого отвезли на выставку. [ 14 ] [ 15 ] В 1940-х годах на территории Айорео была построена железная дорога Санта-Крус-Корумба, что облегчило доступ к территории и людям. [ 15 ]
Христианские миссионеры установили контакт с айорео в конце 1940-х годов, сначала с северными группами в Боливии, а затем с южными группами в Парагвае. [ 13 ] [ 15 ] Миссионерские группы были католическими , меннонитами и евангелистами , включая миссию «Новые племена» . [ 7 ] [ 13 ] [ 16 ] Вопреки учению Иисуса Христа , миссионеры использовали силу и манипуляции, чтобы переселить айорео с их земли на различные миссионерские станции в конце 1950-х годов. [ 7 ] [ 16 ] После этого земля была куплена для животноводства. [ 7 ] [ 16 ] Миссионеры также принесли на Айорео такие заболевания, как корь, что привело к гибели многих людей. [ 7 ] Находясь на миссионерских станциях, айорео пришлось вести оседлый образ жизни и отказаться от своей культуры, включая религию, внешний вид, музыку и диету. [ 7 ] [ 15 ] Миссионеры иногда убеждали айорео, живущих в миссиях, найти в лесу неконтактировавших айорео, чтобы они перешли на оседлый образ жизни и обратились в веру. [ 7 ] [ 15 ] Протестантские миссионеры возглавляли эти предприятия в 1979–1986 годах, чтобы найти группу Тотобиегосоде, что привело к международному протесту. [ 15 ] [ 16 ] В декабре 1986 года группа контактировавших с Айорео отправилась в лес, чтобы найти неконтактировавшего Айорео, чтобы проповедовать евангелизацию, но инцидент перерос в насилие, в результате которого погибло пять человек. [ 14 ] В июне 1998 года Тотобиегосодэ также напал на группу рабочих на своей территории. [ 14 ] В 2010 году экспедиция по поиску новых видов растений и насекомых, организованная Музеем естественной истории в Лондоне, была приостановлена, поскольку возникли опасения, что люди айорео могут быть встречены и потревожены. [ 17 ]
Культура
[ редактировать ]Айорео разделены на семь кланов, с каждым кланом связана определенная фамилия. [ 12 ] Айорео имеют глубокую связь с Эми , их коллективной территорией. [ 7 ] Это кочевники-охотники-собиратели, но в сезон дождей они сеют небольшое количество сельскохозяйственных культур, включая кукурузу, фасоль и тыкву. [ 18 ] [ 19 ] Они охотятся в лесу на муравьедов, свиней, черепах и обезьян и собирают мед с квебекского дерева . [ 7 ] [ 18 ] [ 19 ] У них также есть форма шаманизма . [ 16 ] Шаманы могут быть любого пола и известны как презрение . [ 14 ] Вожди, называемые асутами , — это исключительно люди, выбранные для убийства большинства людей или животных. [ 14 ] Музыка является неотъемлемой частью культуры мэра, и песни передаются со временем. [ 19 ] Айорео, как правило, моногамны. [ 14 ] Есть записи о детоубийстве , когда младенцев хоронили заживо по разным причинам, например, когда ребенок рождается от женщины, не состоящей в установленных отношениях. [ 14 ]
Айорео традиционно были организованы в более чем 50 автономных, гибких местных групп. [ 7 ] Самая широко известная группа - Тотобиегосодэ (люди из мест, где пекари с ошейником ели свои сады). [ 15 ] Другие группы включают гарайгосодэ (те, кто живет в низинах), тачейгосодэ (люди из региона, где много агути), дирекедейнайгосодэ (люди, прибывшие на днях) и гуидайгосодэ (те, кто живет в деревнях); [ 7 ] [ 14 ] Дукодегосоде (Люди могил); Тиегосодэ (Люди реки) [ 20 ]
Люди в контакте
[ редактировать ]Люди, контактирующие с айорео, борются с бедностью и дискриминацией, особенно в городах. [ 7 ] [ 11 ] Рабочих мест мало, поэтому люди часто работают поденщиками на строительстве или в саду. [ 7 ] [ 11 ] [ 18 ] У молодежи мало возможностей, поэтому существует потребность в стипендиях в надежде, что образование позволит им избежать нынешней бедности. [ 7 ] [ 18 ] Члены иногда прибегают к попрошайничеству или проституции, чтобы выжить. [ 11 ] [ 21 ] Проститутки Айорео подвергаются высокому риску заражения ВИЧ, иногда они скрывают свое состояние и не обращаются за лечением, чтобы избежать дискриминации со стороны своего сообщества. [ 21 ] Айорео часто живут вместе в поселениях, таких как община Дегуи в Санта-Крус. [ 7 ] [ 11 ] Однако поселения, как правило, представляют собой трущобы с плохими условиями, например, дома из глины и тростника. [ 7 ] [ 11 ] Дискриминация особенно распространена в системе здравоохранения, где людям айорео приходится ждать приема в течение длительного времени, что может привести к тому, что они уклонятся от обращения за лечением. [ 11 ] [ 21 ] В 2010 году группа контактировавших с ними людей Айорео-Атетадиегосоде решила вернуться на землю своих предков, чтобы вести традиционный образ жизни, и другие группы могут последовать их примеру. [ 7 ]
Группы в добровольной изоляции
[ редактировать ]Сегодня в 6–7 группах насчитывается 100 неконтактированных людей Айорео. [ 7 ] Это единственные сохранившиеся неконтактированные племена в Южной Америке, не живущие в Амазонке . [ 22 ] Три группы находятся в северном регионе Гран -Чако на границе Боливии и Парагвая в районах национального парка Меданос-дель-Чако , национального парка Дефенсорес-дель-Чако и Човорека . [ 7 ] Остальные три-четыре группы находятся в южном районе края. [ 7 ]
UNAP (Union Nativa Ayoreo del Paraguay) перечисляет шесть угроз для Айорео, живущих в добровольной изоляции: животноводство и вырубка лесов, продажа и выделение территории Айорео, поиски нефти, миссионеры, ищущие контактов, незаконный сбор ресурсов территории и вторжение на территорию различными группы. [ 7 ] Скотоводство и последующая вырубка лесов часто являются незаконными, разрушают территорию и ресурсы, такие как вода, и увеличивают вероятность нежелательного контакта. [ 7 ] Различные законы дают айорео право собственности на землю, на которой они живут, что запрещает людям въезд на землю или ее продажу, однако около восьми миллионов гектаров все еще перераспределены. [ 7 ] Владельцы часто заявляют, что на их земле никто не живет, несмотря на доказательства, доказывающие обратное. [ 7 ] Испытание нефти на Айорео беспокоит местных жителей, рискует контактировать с ними и нарушает право айорео на консультации и право собственности на землю. [ 7 ] Пытаясь евангелизировать айорео, миссионеры рискуют распространить болезни и нарушить законы, защищающие коренные народы от контактов. [ 7 ] Сбор ресурсов отнимает все необходимое у людей, живущих на территории, и сопряжен с риском контакта. [ 7 ] Нарушение территорий происходит, когда группы без разрешения проникают на территорию Айорео, что создает большой риск контакта и может вытеснить живущих там людей. [ 7 ]
Арегеде'урасаде
[ редактировать ]Семнадцать жителей айорео-тотобиегосоде вступили в контакт в 2004 году из-за обширной вырубки лесов на их территории и сейчас находятся на стадии первоначального контакта. [ 18 ] [ 23 ] Группа назвала себя Areguede'urasade, что означает группа Арегеде. [ 10 ] Пока они жили в лесу, они изо всех сил старались избегать контактов, были вынуждены бежать от любых признаков посторонних и общаться свистом, чтобы их не услышали. [ 10 ] Иногда им приходилось разбивать лагерь на небольших участках леса, оставшихся вокруг пастбищ для скота. [ 10 ] Лукас Бессир записал одну историю, произошедшую до контакта с членом Арегеде'урасаде, которая отражает травматический опыт, который пережили люди:
«Мы видели следы. Койньоне [термин айорео для белых людей], Незнакомцы. Где? Было жарко. Мы бежали далеко. Фааар. Опухшие языки. Мы плакали. Ползет низко. Резервуар для воды. Он был полон. Один Койной. Толстый. Красная рубашка. Кровь в воде. Дрожь внизу. Мы побежали. [ 10 ]
С Арегеде'урасаде связалась другая группа Тотобьегосоде, которая была переведена в оседлый образ жизни в 1986 году Миссией Новых Племен. [ 10 ] Когда два племени стали одним, Арегеде'урасаде были вынуждены отказаться от своей культуры, принять христианство и выполнять рабские обязанности для первоначальной группы Тотобиегосодэ. [ 10 ] Среди участников были замечены серьезные проблемы со здоровьем в результате лечения после контакта. [ 10 ]
Политическое представительство
[ редактировать ]В Боливии народ айорео представлен организацией CANOB (Центральная коренная айореа Боливийского Востока). [ 24 ] Главный офис CANOB находится в Санта-Крус-де-ла-Сьерра. [ 24 ] CANOB имеет четыре права собственности на земли коренных народов , население которых колеблется от 157 до 384 человек. [ 25 ] В 2002 году в Парагвае была основана организация айорео, UNAP (Unión Nativa Ayoreo del Paraguay или Союз коренных жителей айорео Парагвая), штаб-квартира которой находится на границе между регионами Кампо-Лоро и Эбетоге. [ 24 ] Матео Сободе Чикеной и Якамай Чикеной — бывшие президенты UNAP, которые писали в защиту айорео в изоляции и делились своими личными историями. [ 12 ] Обе организации провели совместные встречи из-за транснационального характера территории Айорео. [ 7 ] Организацию Тотобегосодэ представляет собственная организация OPIT. [ 7 ] Существует также организация, которая специально представляет общины айорео вокруг реки Парагвай, — Совет лидеров Верхнего Парагвая. [ 7 ] Различные неправительственные организации (НПО) поддерживают организации Айорео, такие как APCOB, GAT (Gente, Ambiente, Territorio), которые работают с OPIT. [ 7 ] ЮНАП и НПО Iniciativa Amotocodie (IA) контролируют территорию Айорео, чтобы подтвердить присутствие групп, находящихся в изоляции, с помощью таких знаков, как ямы, вырубленные в деревьях для сбора меда. [ 7 ]
Местные группы
[ редактировать ]Местные группы Айорео: [ 26 ] [ 27 ]
- Амомегосод
- Атетадиегосоде
- Кочойгосоде
- Дикедейнагосоде (Unirequedéjnagosode)
- Дукодегосоде
- Эмпепайгосоде
- Воротабуйгосодэ
- Гуэдогосоде
- Иджнапуигосодэ
- Джачайгосодэ
- Ñamacodegosode
- Паджогосоде
- Тиегосодэ
- Тотобьегосодэ
- Немедленный выпуск
- Тунупегосодэ
- Уехамитогосоде
Айорео, Парагвай :
- Амомегосод
- Чаботодиегосоде
- Cuterepajógosode
- Даджегеогосоде
- Дукодегосоде
- Эрапепаригосоде
- Гуидайгосоде
- Тиегосодэ
- Тотобьегосодэ
Айорео, Боливия :
- Карабьягосоде
- Кочокойгосоде
- Кукойнайгосоде
- Direquedéjnagosipísode (Unirequedéjnagosode)
- Дорожобиегосоде
- Джачайгосодэ
- Джнупедогосоде
- Паджогосоде
- Пикадебугиозе
- Тьекедейнагосоде
- Тикийначуйгосуде
- Тогарогосоде
- Туйджнайгосоде
- Уехамитогосоде
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Союз уроженцев Айорео Парагвай и инициатива Amotodie
- ^ Перейти обратно: а б «Характеристика населения Боливии по данным переписи населения и жилищного фонда 2012 года» . Национальный институт статистики Республики Боливия . п. 29. Архивировано из оригинала 01 августа 2021 г. Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ "Айорео. Этнолог. Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ ВРМ 2005
- ^ fPcN 2004 , 0:25
- ^ Бремен 2000 , с. 275
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Союз коренных жителей Парагвая айорео и инициатива Амотоди
- ^ Перейти обратно: а б с «Аёрео» . Этнолог . СИЛ Интернешнл . Проверено 30 марта 2015 г.
- ^ Дело Айорео . Парагвай: Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA). 2010. ISBN 978-99953-898-2-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лучше 2014 года
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Инфанты 2012
- ^ Перейти обратно: а б с д Глаузер 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хиндери 2003
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шишиоли 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лучше 2008 года
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чикеной 2013
- ↑ Музей прекращает миссию в Парагвае из-за опасений по поводу племени , BBC News, 15 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гильермо 2008
- ^ Перейти обратно: а б с Холл 2004 г.
- ^ AYORÉ.ORG Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес-Энтрамбасагуас, Гранеро-Молина и Фернандес-Сола, 2013 г.
- ^ Видал, Джон (5 октября 2010 г.). «Вырубка лесов Чако христианской сектой ставит под угрозу землю Парагвая» . Guardian.co.uk .
- ^ «Появились семнадцать индейцев айорео-тотобиегосодэ из последней неконтактной коренной группы в Южной Америке за пределами бассейна Амазонки». Географический июнь 2004 г.: 13. Academic OneFile . Веб. 1 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Браунштейн, Хосе и Норма К. Мейхтри. Лидерство, представительство и социальный контроль в Гран-Чако . [Корриентес]: Университетское издательство Национального университета Северо-Востока, 2008. 106.
- ^ Фонд Тьерра (2011). Территории коренных крестьян в Боливии: между Лома-Санта и Пачамама . Ла-Пас: Фонд Тьерра.
- ^ AYORÉ.ORG Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Айорео, получено 5 мая.
Ссылки
[ редактировать ]- Бремен, Вокер фон (2000). «Динамика адаптации к рыночной экономике среди айореоде северо-западного Парагвая» . В Швейцере, Питер П.; Бизель, Меган; Хичкок, Роберт К. (ред.). Охотники и собиратели в современном мире. Конфликт, сопротивление и самоопределение . Книги Бергана. стр. 275–286. ISBN 1-57181-101-Х .
- Бессир, Лукас Б. (2008, весна). Изоляция. Ежеквартальный журнал «Культурное выживание», 32, 38–45.
- Бессир, Лукас Б. (2014). Узрите Черного каймана: хроника жизни Айорео. Издательство Чикагского университета.
- Чикеной, М.С. (2013). Народ Айорео. В П. Ламберте и А. Никсоне (ред.), Парагвайский читатель: история, культура, политика (342–347). Дарем; Лондон: Издательство Университета Дьюка.
- ФПКН Германия (2004). Гран-Чако: Смерть в пустыне (документальный фильм) (на немецком языке). Друзья народов, близких к природе. Архивировано из оригинала (как загружаемого, так и потокового видео) 10 мая 2009 г. Проверено 30 апреля 2009 г.
- Глаузер, Б. (2011). Быть коренным народом: концепция коренного населения, беседа с двумя лидерами Айорео. В С. Венкатешваре и Э. Хьюзе (ред.), «Политика коренных народов: диалоги и размышления об активизме коренных народов» (21–44). Лондон; Нью-Йорк: Зед.
- Гильермоприето, А. (2008, 07). Новый порядок Боливии. National Geographic, 214, 88–95, 97–98, 100–103.
- Хиндери, Д.Л. (2003). Транснациональные нефтяные корпорации в неолиберальную эпоху: Enron, Shell и политическая экология конфликта из-за трубопровода Куяба в боливийской Чикитании
- Инфантас, А. (18 декабря 2012 г.). Боливийские индейцы айорео, пожранные городом. ИПС – Пресс-служба Интера.
- Инициатива Амотокоди (2005–2007 гг.). «Этническая группа айорео» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 30 апреля 2009 г.
- Лопес-Энтрамбасагуас, О.М., Гранеро-Молина, Х. и Фернандес-Сола, К. (2013). Этнографическое исследование ВИЧ/СПИДа среди секс-работников Айорео: культурные факторы и восприятие риска. Журнал клинического ухода . 22 (22–23), 3337–3348.
- Шишиоли, А. (2003). Парагвай: «Те, кто живут в стране пекари». Глобальная информационная сеть.
- Себаг, Люсьен (1965a). «Шаманизм Айорео» . Мужчина (на французском языке). 5 (1). Париж: 5–32. дои : 10.3406/hom.1965.366686 .
- Себаг, Люсьен (1965b). «Шаманизм Айорео (II)» . Мужчина (на французском языке). 5 (2). Париж: 92–122. дои : 10.3406/hom.1965.366715 .
- Интернационал выживания (2009). «Аёрео-Тотобиегосодэ» . Survival International • Движение племенных народов. На сайте представлены новости, изображения, песни.
- Интернационал выживания. «До контакта — в бегах» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 г. Проверено 1 мая 2009 г.
- Союз коренных народов Парагвая и Инициатива Амотоди (2013). В Д. М. Рубио и CEF Кальво (ред.), Коренные народы в добровольной изоляции и первоначальных контактах.
- WRM (июль 2005 г.). «Парагвай: две хорошие новости для Тотобегосоде и человечества» . Всемирное движение тропических лесов. Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 30 апреля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ФПКН Германия (2004). Гран-Чако: Смерть в пустыне (документальный фильм) (на немецком языке). Друзья народов, близких к природе . Архивировано из оригинала (как загружаемого, так и потокового видео) 10 мая 2009 г. Проверено 30 апреля 2009 г.
- Житель Айорео рассказывает о своей первой встрече с бульдозером (потоковое видео) . Интернационал выживания. Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 г.
- «Аёрео-Тотобиегосодэ» . Survival International • Движение племенных народов. На сайте представлены новости, изображения, песни.