Неконтактные народы
Неконтактные народы – это группы коренных народов, живущие без устойчивого контакта с соседними общинами и мировым сообществом . Группы, которые решают оставаться вне контактов, называются коренными народами, находящимися в добровольной изоляции . [1] Правовая защита затрудняет оценку общего числа неконтактируемых народов, но оценки Межамериканской комиссии по правам человека в ООН и некоммерческой группы Survival International указывают на от 100 до 200 неконтактных племен общей численностью до 10 000 человек. [2] [3] [4] Большинство неконтактированных народов проживают в Южной Америке, особенно в северной Бразилии , где, по оценкам правительства Бразилии и National Geographic, проживает от 77 до 84 племен. [5]
Знания о неконтактируемых народах происходят в основном из встреч с соседними коренными общинами и аэрофотоснимков.
Определение
[ редактировать ]К неконтактным народам обычно относятся коренные народы, которые до сих пор остаются в значительной степени изолированными, сохраняя свой традиционный образ жизни и функционируя в основном независимо от каких-либо политических или правительственных образований. Однако европейские исследования и колонизация в период раннего Нового времени привели к тому, что коренные народы всего мира вступили в контакт с колониальными поселенцами и исследователями. Таким образом, большинство групп коренных народов имели ту или иную форму контактов с другими народами. Таким образом, термин «бесконтактный» относится к отсутствию устойчивого контакта с большей частью некоренного общества в настоящее время. [6]
Межамериканская комиссия по правам человека называет неконтактирующие народы «коренными народами, находящимися в добровольной изоляции». Эти группы характеризуются общим отказом от контактов с кем-либо, кроме своего народа. Это определение также включает группы, которые ранее поддерживали контакты с большинством некоренного населения, но решили вернуться в изоляцию и больше не поддерживать контакты. [7] Под такими неконтактными народами понимаются не живущие в анахроничном природном состоянии , а скорее современники современности. [8]
за 2009 год В отчете Организации Объединенных Наций «народы, вступившие в первоначальный контакт», также классифицируются как имеющие одинаковые характеристики, но начинающие регулярно общаться и интегрироваться в основное общество. [9]
Чтобы подчеркнуть свою способность оставаться бесконтактными или изолированными, международные организации подчеркивают, что их называют «коренными народами в изоляции» или «в добровольной изоляции». [1] В противном случае их также называли «скрытыми народами» или «неконтактными племенами». [1]
Исторически европейские колониальные идеи неконтактировавших народов и их колониальные притязания на них были основаны на воображении и поисках пресвитера Иоанна , короля богатого изолированного христианского королевства . [10] [11] а также Десять потерянных колен Израиля, называя неконтактированные народы «потерянными коленами». [12]
Отношения с посторонними
[ редактировать ]Международные организации подчеркнули важность защиты окружающей среды и земель коренных народов, важность защиты их от эксплуатации или злоупотреблений, а также важность отсутствия контактов для предотвращения распространения современных болезней. [13] [3] [9]
Историческая эксплуатация и злоупотребления со стороны групп большинства побудили многие правительства предоставить неконтактным людям свои земли и юридическую защиту. Многие коренные народы живут в национальных лесах или охраняемых территориях, таких как Вале-ду-Жавари в Бразилии. [14] или Северный Сентинельский остров в Индии. [15]
В 1961 году британский исследователь Ричард Мейсон был убит неконтактировавшим племенем амазонок, известным как Панара . [16] Панара жили в относительной изоляции до 1973 года, когда дорога BR-163 через их территорию была построена по правительственному проекту (Куяба-Сантарен). В результате племя было уничтожено недавно завезенными болезнями и пострадало от ухудшения состояния окружающей среды на своей земле. Из более чем 350 членов племени Панара более 250 погибли в первые двенадцать месяцев после первого контакта с поселенцами. [17]
Большая часть разногласий по поводу народов, с которыми не контактировали, возникла из-за желания правительств добывать природные ресурсы. В 1960-х и 1970-х годах федеральное правительство Бразилии пыталось ассимилировать и интегрировать коренные народы, живущие в джунглях Амазонки, чтобы использовать их земли для сельского хозяйства. [ нужна ссылка ] Их усилия встречались с переменным успехом и критикой, пока в 1987 году Бразилия не создала Департамент изолированных индейцев в рамках Fundação Nacional do Índio (Funai), Индийского агентства Бразилии. FUNAI успешно обеспечила себе охраняемые территории, что позволило некоторым группам населения оставаться относительно неконтактными до сегодняшнего дня. [ нужна ссылка ]
Иной результат произошел в Колумбии, когда с коренным народом нукак связалась группа евангелистов. Племя было восприимчиво к торговле и в конечном итоге переселилось, чтобы иметь более тесный контакт с поселенцами. Это привело к вспышке респираторных инфекций, жестоким столкновениям с наркоторговцами и гибели сотен нукаков, более половины племени. В конце концов, колумбийское правительство насильно переселило это племя в соседний город, где они получали еду и государственную поддержку, но, как сообщалось, жили в бедности. [18] [14]
Угрозы племени нукак, как правило, разделяются всеми изолированными народами, особенно желание внешнего мира эксплуатировать их земли. Это может включать лесозаготовку , скотоводство и сельское хозяйство, спекуляцию землей, разведку и добычу нефти, а также браконьерство . Например, тогдашний президент Перу Алан Гарсия заявил в 2007 году, что бесконтактные группы были всего лишь «выдумкой защитников окружающей среды, стремящихся остановить разведку нефти и газа». [19] Совсем недавно, в 2016 году, китайская дочерняя горнодобывающая компания в Боливии проигнорировала признаки того, что они посягают на неконтактные племена, и попыталась скрыть это. [20] Помимо коммерческих целей, другие люди, например, миссионеры . большой ущерб могут непреднамеренно нанести и [21]
Именно эти угрозы в сочетании с нападениями на их племя со стороны незаконных торговцев кокаином побудили группу индейцев Акра вступить в контакт с деревней в Бразилии, а затем и с федеральным правительством в 2014 году. Такое поведение предполагает, что многие племена знают о внешним миром и предпочитают не вступать в контакт, если это не мотивировано страхом или корыстью. Спутниковые снимки позволяют предположить, что некоторые племена намеренно мигрируют в сторону от дорог и лесозаготовок, чтобы оставаться в изоляции. [6]
Борцы за права коренных народов часто выступают за то, чтобы коренные народы, находящиеся в изоляции, оставались в покое, заявляя, что контакт будет мешать их праву на самоопределение как народов . [6] С другой стороны, опыт Бразилии показывает, что изолированные народы могут хотеть иметь торговые отношения и позитивные социальные связи с другими, но выбирают изоляцию из-за страха перед конфликтом или эксплуатацией. [22] Бразильская государственная организация FUNAI в сотрудничестве с экспертами-антропологами решила установить контролируемый первоначальный контакт с племенами. Организация управляет 15 торговыми постами на охраняемой территории, где племена могут торговать металлическими инструментами и кухонными принадлежностями. [19] Организация также вмешивается, чтобы предотвратить некоторые конфликты и провести вакцинацию . [13] Однако FUNAI критиковал политическую волю в Бразилии, сообщая, что в 2017 году страна получила только 15% запрошенного бюджета. [19] В 2018 году, после достижения консенсуса среди полевых агентов, FUNAI опубликовала видео и изображения нескольких племен, находящихся под их защитой. Хотя это решение подверглось критике, директор департамента изолированных индейцев Бруно Перейра ответил, что «чем больше общественность знает и чем больше дебатов вокруг этой проблемы, тем больше шансов защитить изолированных индейцев и их земли». Он рассказал, что организация сталкивается с растущим политическим давлением, требующим открыть земли для коммерческих компаний. Он также оправдал фотографию, объяснив, что FUNAI расследует возможную резню племени флечейрос . [23]
Признавая множество проблем с контактами, Совет ООН по правам человека в 2009 г. [9] и Межамериканская комиссия по правам человека в 2013 г. [7] представил руководящие принципы и рекомендации, которые включали право выбора самоизоляции. [24] [12]
Поступали сообщения о человеческих сафари на индийских Андаманских островах и в перуанской Амазонке , где туристические компании пытаются помочь туристам увидеть неконтактировавших или недавно контактировавших людей. Эта практика является спорной. [25]
По регионам
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]Сентинельский
[ редактировать ]Сентинельцы Южного с острова Северный Сентинел , который расположен недалеко от Андаманского острова в Бенгальском заливе , отвергают контакт. Попытки связаться с ними обычно отвергались, иногда с применением смертельной силы. Их язык заметно отличается от других языков Андаманских островов, что позволяет предположить, что они были изолированы на протяжении тысячелетий. [26] Эксперты назвали их самыми изолированными людьми в мире. [6] и, скорее всего, таковыми и останутся. [26]
Южная Америка
[ редактировать ]Боливия
[ редактировать ]Торомона — бесконтактный народ , живущий в верховьях рек Мадиди и Хит на северо-западе Боливии. [20] Правительство создало «эксклюзивную, заповедную и неприкосновенную» часть национального парка Мадиди для защиты Торомоны. [27] В 2016 году группа столкнулась с посягательством со стороны китайской горнодобывающей компании. [20]
проживает несколько Каа-Ия национального Гран- Чако . кочевых -собирателей В охотников парка
пакауара Считается, что живут в добровольной изоляции в департаменте Пандо . [28]
Бразилия
[ редактировать ]До 1970-х годов Бразилия безуспешно пыталась переселить кого-либо на земли, которые можно было обрабатывать в коммерческих целях. В 1987 году он создал Департамент изолированных индейцев внутри ФУНАИ , облегчив работу Сиднея Поссуэло и Хосе Карлоса Мейреллеса , и объявил долину Джавари на постоянной основе закрытой, ее площадь составляет 85 444 квадратных километра (32 990 квадратных миль). [14] В 2007 году FUNAI сообщило о присутствии 67 неконтактных коренных народов в Бразилии по сравнению с 40 в 2005 году. [29]
Ава — люди , живущие в тропических лесах восточной Амазонки . Всего около 350 членов, и 100 из них не имеют контактов с внешним миром. Они считаются находящимися под угрозой исчезновения из-за конфликтов с интересами лесозаготовок на их территории. [30]
Кавахива живут на севере Мату-Гросу . Они постоянно в движении и мало общаются с посторонними. Таким образом, они известны прежде всего по оставленным ими вещественным доказательствам: стрелам, корзинам, гамакам и общинным домам. [31]
Корубу Амазонки живут в нижней части долины Джавари в западной части бассейна . [32] Другие племена могут включать Уру-Эу-Вау-Вау и Химарима . могут существовать неконтактные народы На территории коренных народов Уру-Эу-Уау-Уау , территории коренных народов Кампа и изолированных народах реки Энвира .
В 2019 году в поле зрения СМИ попали отдельные изолированные группы из одного-двух человек. Два брата из племени Пирипкура продолжали жить в одиночестве в джунглях, но начали контакт с FUNAI после того, как погас огонь, который они поддерживали в течение 18 лет. Впоследствии они стали темой документального фильма « Пирипкура » . Другой человек, которого в просторечии называли « Человеком дыры », жил один на 8000 гектарах (20 000 акров), где он вырыл сотни ям для ведения сельского хозяйства и ловли ловушек. [33] Его нашли мертвым в гамаке в самодельном жилище в августе 2022 года.
По состоянию на 2021 год неконтактным людям в Бразилии угрожают незаконные захватчики земель, лесозаготовители и золотодобытчики. Кроме того, правительство Жаира Болсонару заявило о своем намерении развивать Амазонку и сократить размеры резерваций коренных народов. [34]
Колумбия
[ редактировать ]Благодаря созданию гигантских племенных заповедников и строгому патрулированию Колумбия теперь считается одной из стран, предлагающих максимальную защиту неконтактным коренным народам. [35]
Народ нукак — кочевые охотники-собиратели, живущие между реками Гуавиаре и Инирида на юго-востоке Колумбии, в верховьях северо-западного бассейна Амазонки . [36] , в том карабайо , юри и пассе В национальном парке Рио-Пуре . [37] [38] [39]
Эквадор
[ редактировать ]два изолированных коренных народа Эквадора В регионе Амазонки проживают : тагаери и тароменане . Оба являются восточными народами ваорани, живущими в национальном парке Ясуни . Эти полукочевые люди живут небольшими группами, питаясь охотой, собирательством и некоторыми сельскохозяйственными культурами. Они организованы в большие семьи. [21] С 2007 года действует национальная политика, которая требует: неприкасаемости; самоопределение; равенство; и никакого контакта. [21] В 2013 году более 20 тароменанов были убиты ваорани , другой группировкой хуаорани. [40]
Парагвай
[ редактировать ]Около 100 человек айорео , некоторые из которых принадлежат к племени Тотобиегосодэ, живут в лесу без каких-либо контактов. Они кочевники, охотятся, добывают пищу и занимаются ограниченным сельским хозяйством. Это последние неконтактированные народы к югу от бассейна Амазонки, проживающие в Амотокоди . [41] Угрозы для них включают безудержную незаконную вырубку лесов. [42] По данным Survival International , бразильская компания Yaguarete Porá SA превращает тысячи гектаров исконной территории племени айорео-тотобиегосоде в земли для разведения крупного рогатого скота. [43] Союз коренных жителей айорео Парагвая работает над их защитой при поддержке Iniciativa Amotocodie . [21]
Перу
[ редактировать ]Машко -Пиро — кочевые араваки -охотники-собиратели, населяющие национальный парк Ману в Перу . В 1998 году Международная рабочая группа по делам коренных народов оценила их число от 100 до 250. [44] Они говорят на диалекте языков пиро . [45] Во время вторжений на их земли племя ясно дало понять, что не желает, чтобы с ним связывались. [46] По состоянию на 2013 год все группы, похоже, выжили. Другие группы включают Мачигенга , Нанти , Ашанинка , Майоруна , Исконауа , Капанава , Йора , Мурунауа , Читонауа , Мастанахуа , Какатаибо и Пананухури . Многие из них говорят на диалектах панойских языков . [21] Есть пять заповедников для неконтактированных народов. Однако закон, призванный защитить эти народы, не препятствует экономической деятельности там. [21]
Венесуэла
[ редактировать ]В Венесуэле некоторые группы племен Хоти , Яномами и Пиароа живут в относительной изоляции. Министерство коренных народов не имеет политики, направленной конкретно на защиту этих людей. [21]
Индонезия
[ редактировать ]Ява
[ редактировать ]Бантен является домом для бадуй или канекес, которые делятся на Тангту (внутренний Бадуй) и Панампинг (внешний Бадуй) или Дангка . Внутренние бадуи избегают всех контактов с посторонними, в то время как внешние бадуи способствуют некоторым ограниченным контактам с внешним миром, Дангка - это самые отдаленные группы бадуй, которые не живут в регионе Канекес и поддерживают устойчивые контакты с внешним миром. [47]
Северное Малуку
[ редактировать ]О'Хонгана Маньява (Внутреннее Тобело или Тогутил) — полукочевая этническая группа, живущая во внутренней части острова Хальмахера . Недавно они столкнулись с деятельностью по добыче никеля на острове. [48]
Западная Новая Гвинея
[ редактировать ]Более 40 неконтактированных племен живут в регионе Западное Папуа в Индонезии, хотя контакт обычно устанавливается при их первой встрече. Хотя журналистам и организациям трудно въехать в Западное Папуа, ни одно правительственное учреждение не занимается защитой изолированных групп коренного населения. Правозащитные организации, в том числе Survival International , утверждают, что существует необходимость повышения осведомленности о существовании неконтактируемых племен, например, для предотвращения развития инфраструктуры вблизи их земель. С другой стороны, неясность информации о точном местонахождении и размере племени может помочь избежать поощрения контактов. [49]
Исторический
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]жили Девять пинтупи традиционной жизнью в пустыне Гибсон в Австралии до 1984 года, ранее отделившись от другой группы народа пинтупи .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Иши , представитель народа яхи Северной Калифорнии, оставался в добровольной изоляции от внешнего мира до 1911 года и был провозглашен «последним диким индейцем ».
См. также
[ редактировать ]- Изоляционизм
- Список современных этнических групп
- Человек из дыры
- Благородный дикарь
- Общество без гражданства
- Ничейная земля
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гранизо, Тарсичо. «Стражи лесов… или беженцы? Коренные народы в добровольной изоляции на Амазонке» . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Изолированное племя замечено в Бразилии» . Новости Би-би-си . 30 мая 2008 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холмс, Боб (22 августа 2013 г.). «Сколько неконтактных племен осталось в мире?» . Новый учёный . Проверено 3 июля 2016 г.
- ^ Отчет регионального семинара по коренным народам, находящимся в добровольной изоляции и находящимся в первоначальном контакте с бассейном Амазонки и Эль-Чако, Санта-Крус-де-ла-Сьерра, Боливия (20–22 ноября 2006 г.), представленный Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам Права человека (УВКПЧ) и Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA), E/C.19/2007/CRP.1, 28 марта 2007 г., п. 1.
- ^ «Более 100 племен существуют полностью изолированно от мирового общества» . Независимый . 8 марта 2018 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нувер, Рэйчел . «Антропология: печальная правда о неконтактируемых племенах» . Би-би-си . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Коренные народы в добровольной изоляции и первоначальных контактах в Америке: рекомендации по полному соблюдению их прав человека» (PDF) . Межамериканская комиссия по правам человека . 30 декабря 2013 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Международный, Выживание. «Неконтактный рубеж» . Интернационал выживания . Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Руководство по защите коренных народов, находящихся в добровольной изоляции и при первом контакте в бассейне Амазонки и Эль-Чако
- ^ Кноблер, А. (2016). Мифология и дипломатия в эпоху географических открытий . Европейская экспансия и реакция коренных народов. Брилл. ISBN 978-90-04-32490-9 . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Кротти, Кеннет (2004). Роль мифа и репрезентации в истоках колониализма (Тезис). Университет Мейнут . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кирш, Стюарт (1997). «Затерянные племена: коренные народы и социальное воображение». Антропологический ежеквартальный журнал . 70 (2): 58–67. дои : 10.2307/3317506 . JSTOR 3317506 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филлипс, Дом (5 апреля 2019 г.). «Бразилия: рискованная экспедиция по контакту с изолированным племенем объявлена успешной» . Хранитель . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаммер, Джошуа (март 2013 г.). «Затерянные племена Амазонки» . Смитсоновский журнал . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Сенгар, Решам. «Узнайте больше об этом 60 000-летнем племени Северного Сентинелского острова» . Таймс оф Индия . Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ «Дождь задерживает спасение исследователей» . Вестник . Глазго , Шотландия . 8 сентября 1961 г. с. 8 – через Новости Google.
- ^ Расширение границ в Амазонии, стр. 86 Марианна Шминк, Чарльз Х. Вуд, Университет Флориды. Центр латиноамериканских исследований (1991) ISBN 0-8130-0785-2
- ^ «Фотографии: впервые в Колумбии задокументированы неконтактные племена Амазонки» . Экологические новости Монгабая . 19 апреля 2012 года . Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клюгер, Джеффри (4 июня 2015 г.). «Неконтактные племена: этично ли оставлять их в покое?» . Время . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Боливия скрывает следы присутствия индейцев, с которыми не общались» . Интернационал выживания . 14 ноября 2008 года . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Шелтон, Дина; Ваз, Антенор; Кастильо, Беатрис; и др. (июнь 2013 г.). Коренные народы в добровольной изоляции и первоначальных контактах (PDF) . Институт содействия социальным исследованиям. ISBN 978-87-92786-32-6 . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Уокер, Роберт С.; Хилл, Ким Р. (2015). «Защита изолированных племен» . Наука . 348 (6239): 1061. Бибкод : 2015Sci...348.1061W . doi : 10.1126/science.aac6540 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 26045407 . S2CID 30371221 .
- ^ «Видео о неконтактных племенах амазонок в Бразилии вызывает дебаты» . Культура . 21 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2021 г. Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Грегг, Бенджамин (апрель 2019 г.). «Против самоизоляции как права человека коренных народов Латинской Америки» . Обзор прав человека . 20 (3): 313–333. дои : 10.1007/S12142-019-0550-X . S2CID 150900416 . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Хилл, Дэвид (25 февраля 2012 г.). « Человеческие сафари представляют угрозу для неконтактного племени амазонок» . Хранитель . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Самое изолированное племя в мире?» . Интернационал выживания . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Цитата: Столтон, Сью; Дадли, Найджел (31 мая 2010 г.). Аргументы в пользу охраняемых территорий: многочисленные выгоды от сохранения и использования . Скан Земли. ISBN 978-1-84407-881-3 .
- ^ Дэни Махеча Р.; Карлос Эдуардо Фрэнки К., ред. (2013). Коренные народы в добровольной изоляции и первом контакте . Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA) и Институт содействия социальным исследованиям (IPES). стр. 104–109. ISBN 978-87-92786-32-6 .
- ^ Колитт, Рэймонд (17 января 2007 г.). «В Бразилии наблюдаются следы более изолированных племен Амазонки» . Рейтер. Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 19 октября 2014 г.
- ^ Чемберлен, Гетин (21 апреля 2012 г.). « Они убивают нас»: самое уязвимое племя в мире взывает о помощи» . Наблюдатель . Хранитель . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Уоллес, Скотт (23 мая 2016 г.). «Бразилия стремится спасти изолированное племя амазонок, которому угрожают лесорубы» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Раффаэле, Пол (апрель 2005 г.). «Вне времени» . Смитсоновский журнал . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Тхарур, Канишк (1 января 2019 г.). «Современное достоинство неконтактного племени» . Атлантика . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Уоллес, Скотт (17 сентября 2020 г.). «Трагическое нападение вызывает беспокойство за будущее изолированных племен Амазонки» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Плоткин, Марк (3 октября 2013 г.). « Потерянные племена спасены благодаря созданию огромного колумбийского парка» . Живая наука . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ «Нукак» . Интернационал выживания . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ «Стратегическая основа защиты коренных народов в условиях добровольной изоляции и первоначального контакта» (PDF) . www.amazoniasocioambiental.org .
- ^ ИнфоАмазония (19 июля 2018 г.). «Они подписывают указ о защите изолированных коренных народов Колумбии» (на испанском языке). Зритель . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Батлер, Ретт А. (19 апреля 2012 г.). «Фотографии: впервые в Колумбии задокументированы неконтактные племена Амазонки» . Экологические новости Монгабая . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ «Смерть в Амазонке» . Экономист . 8 ноября 2013 г.
- ^ Брайс, Артур (14 ноября 2008 г.). «Юридическая битва за лес – это победа парагвайских индейцев» . CNN . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Признаки присутствия индейцев, с которыми не контактировали, видны по мере того, как вокруг них вырубается лес» . Интернационал выживания . 13 сентября 2007 года . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Выживание называет победителя премии Greenwashing Award 2010» . Интернационал выживания . 20 января 2010 г. Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Диана Виндинг (1998). Женщины коренных народов: право на голос . Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA). стр. 40–. ISBN 978-87-984110-5-5 . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Педро Гарсия Йерро; Сорен Хвалкоф; Эндрю Грей (1 января 1998 г.). Освобождение через права на землю в перуанской Амазонии . ИГГИА. стр. 200–. ISBN 978-87-90730-05-5 . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ «На фото «неконтактное» перуанское племя Машко-Пиро» . Новости Би-би-си . 31 января 2012 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Пермана, CE (2001). Гендерное равенство в основных обычаях мира Бадуй (на индонезийском языке). Джакарта: Ведатама Видья Шастра.
- ^ «Знакомство с О'Хонганой Маньявой в лесу Хальмахера, «окруженном» никелевыми рудниками» . ппман (на индонезийском языке). 23 марта 2024 г. Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Вопросы и ответы: Неконтактные племена Папуа» . www.survival-international.org . Интернационал выживания . Проверено 16 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кабодевилья, Мигель Анхель и Агирре, Милагрос (2013). [ http://polificcion.files.wordpress.com/2013/09/una-tragedia-ocultada-corregida-2-1.pdf Una Tragedia Ocultada : история убийства в 2013 году более 20 неконтактировавших индейцев Тароменане вооруженным путем оседлые индейцы.
- Гро, Арнольд (2018). Методы исследования в контексте коренных народов . Спрингер.
- Уоллес, Скотт (2011). Непокоренные: в поисках последних неконтактированных племен Амазонки . Издательство Корона.