Мачигенга

Мачигенга ( также Мацигенка , Мацигенга [ А 1 ] ) — коренные народы , живущие в высоких джунглях, или монтанья , на восточных склонах Анд и в бассейна Амазонки джунглях на юго-востоке Перу . Их население в 2020 году составило около 18 000 человек. Раньше они были охотниками-собирателями , но сегодня большинство из них занимаются оседлым земледелием . Основными выращиваемыми культурами являются маниока , кукуруза и бананы, но сегодня все большее значение приобретают коммерческие культуры, такие как кофе и какао. Раньше их основным источником белка были пекари и обезьяны, но сегодня рыба стала более важной, поскольку охотничьих животных становится все меньше из-за вторжения горных иммигрантов в этот район и эксплуатации газовых месторождений Камизеа . [ 1 ] Когда дело доходит до выращивания основных сельскохозяйственных культур, жители Мачигуэнга предпочитают самодостаточность, что стало возможным благодаря щедрому выделению земли на душу населения и отсутствию конфликтов на их территории. [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]У большинства мачигенга нет личных имен. Члены одной и той же группы идентифицируются по родственной терминологии, тогда как члены другой группы или племени называются по испанским именам. [ 3 ] [ 4 ]
Большинство Мацигенка сегодня являются христианами (в основном католиками), но обычно они все еще придерживаются анимистических взглядов. Духи и демоны влияют на повседневную жизнь, тогда как боги-творцы отстранились и безразличны к людям. Раньше шаманы играли заметную роль в местном обществе, но сегодня они менее заметны, и некоторые их функции перешли к целителям.
Несмотря на то, что матсигуенка весьма опытны в использовании растений и трав в качестве лекарств, они восприимчивы к новым инфекционным заболеваниям, приносимым из внешнего мира. Однако во многих общинах они были избавлены от Covid-19. Мацигенка носили хлопчатобумажную тунику ручной работы , сделанную женщинами, на местном испанском языке называемую кушмас , с V-образным вырезом для мужчин и прямым вырезом для женщин. [ 5 ] Они строят хижины, используя в качестве каркаса пальмовые шесты, а крышу покрывают пальмовыми листьями. [ 5 ] Уровень грамотности среди оседлых групп колеблется от 30% до 60%. [ 6 ] Каждой расширенной семейной группой управляет самопровозглашенный «глава». [ 5 ]
Семейная жизнь
[ редактировать ]Раньше женщины выходили замуж примерно в 16 лет, а сегодня в семейные отношения обычно вступают несколько лет спустя. У женщин в среднем бывает от восьми до десяти беременностей. Как и во многих коренных племенах, уровень смертности среди младенцев высок. В течение первого года брака отношения часто нестабильны, и расставание является обычным явлением. Мацигенка являются уксорилокальными, что означает, что мужчина переезжает к жене, которая обычно все еще живет со своими родителями. В первые годы отношений они готовят собственный сад и строят дом недалеко от родителей женщины. Это означает, что отношения между матерями и дочерьми крепки, в то время как положение вступающих в брак мужчин, пришедших из других семейных созвездий, может восприниматься как уязвимое. [ 7 ] Раньше выдающиеся мужчины имели несколько жен.
Язык
[ редактировать ]Язык мачигенга принадлежит к группе кампа мачи-пусеранской майпурской (араваканской) языковой семье, на которой в Перу говорят около 12 000 человек. [ 6 ] [ 8 ] Существует несколько диалектов мацигенки: мацигенка Верхней Урубамбы, диалект Нижней Урубамбы, диалект области Ману, собственно Мачигенга, и тот, который некоторые называют Нанти и считают собственным языком, но который люди Мацигенка считают разновидностью Мацигенка. .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Неправильная форма написания «Мачигенга» была создана как неологизм в шоу BBC « Жизнь с Мачигенгой» , вышедшем в эфир в 2009 и 2010 годах, которое подверглось резкой критике в журнале Anthropology News за май 2011 года ; см. также сериал об амазонском племени, обвиняемом в фальсификации сцен .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розенгрен, Д. «Мацигенка», в «Этнографическом путеводителе по Верхней Амазонке», изд. Сантос-Гранеро, Ф. и Ф. Баркли (2004)
- ^ Джонсон, Аллен (1983), «Сады Мачигенга», в Раймонде Б. Хеймсе; Уильям Т. Викерс (ред.), Адаптивные реакции коренных жителей Амазонии , Elsevier, стр. 29–63, doi : 10.1016/b978-0-12-321250-4.50006-3 , ISBN 978-0-12-321250-4
- ^ Снелл, Уэйн В. (1964). Родственные отношения в Мачигенге , стр. 17-25.
- ^ Джонсон, Аллен В. Лесные семьи: индейцы мацигенка перуанской Амазонки . Калифорнийский университет Press , 2003. стр. 9-10 . Получено из Google Книги 1 апреля 2012 г. ISBN 978-0-520-23242-6 .
- ^ Jump up to: а б с СЕРТ (2008). «Индейцы мачигенга» . Христианская группа чрезвычайной помощи. Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 года . Проверено 14 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Рэймонд Дж. младший (ред.). «Мачигенга » Этнолог января , Получено 14
- ^ Розенгрен, Дэн (2017). «Брак в стиле Мацигенка: НЕКОТОРЫЕ критические размышления о брачной практике», стр. 15–35, в книге Валентайна П., С. Беккермана и К. Алеса «Антропология брака в низменностях Южной Америки». [Университетское издательство Флориды].
- ^ Родные языки Америки (2007). «Индийский язык мачигенга» . www.native-languages.org . Проверено 14 января 2009 г.
Розегрен, Д. 2004. «Мацигенка», в «Этнографическом путеводителе по Верхней Амазонке», в «Этнографическом путеводителе по Верхней Амазонке», стр. 1–157, изд. Сантос-Гранеро, Ф. и Ф. Баркли. Бальбоа: Смитсоновский институт тропических исследований и Лима: Французский институт андских исследований.
Розенгрен, Д. 2017. «Брак в стиле мацигенка: некоторые критические размышления о брачной практике», стр. 15–35, в книге Валентайн П., С. Беккерман и К. Алес «Антропология брака в низменностях Южной Америки». [ Университетское издательство Флориды]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рассказчик (1987), роман Марио Варгаса Льосы , включающий изложение космологии Мачигенги.
- Бакш, М. (1990) Распределение времени среди мачигенга Каманы (Перу) . Нью-Хейвен, Коннектикут: HRAF Press.
- Кэмпбелл, Лайл. (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509427-1 .
- Дейерменджян, Г. (1988) Земельные права, культурное выживание и инновации среди коренных народов западного бассейна Амазонки: случай Мачигенги. Магистерская диссертация, Университет Кларка, Департамент международного развития.
- Генрих Дж и др. (2005) «Экономический человек» в межкультурной перспективе: поведенческие эксперименты в 15 малых обществах», Поведенческие науки и науки о мозге 28:795-+
- Оль, Дж. 2004. Экономика Мацигенки – экотуризм как шанс на устойчивое развитие? , к.т.н. диссертация, Грайфсвальдский университет, Грайфсвальд.
- Оль, Дж. 2004, Эко-туризм как возможность сделать это возможным? Эшборн, Германия, Немецкое общество технического сотрудничества (GTZ) GmbH.
- Ол Дж., А. Везель, Г.Х. Шепард-младший и Д.В. Ю. 2007. «Подсечное земледелие на населенной охраняемой территории: общины коренных жителей Мацигенка в национальном парке Ману, Перу», в журнале « Окружающая среда, развитие и устойчивое развитие».
- Оль-Шахерер Дж., Г.Х. Шепард младший, Х. Каплан, К.А. Перес, Т. Леви и Д.В. Ю. 2007. «Устойчивость натуральной охоты общин коренных народов мацигенка в национальном парке Ману , Перу», Conservation Biology 21: 1174–1185.
- Оль-Шахерер Дж., Э. Маннигель, К. Киркби, Г.Х. Шепард-младший и Д.В. Ю. 2008. «Экотуризм коренных народов Амазонки: тематическое исследование «Casa Matsiguenka» в национальном парке Ману, Перу», Охрана окружающей среды .
- Солис Фонсека, Густаво. (2003). Языки перуанской Амазонки , Лима: издание по запросу.
- Панкорбо, Луис: Рио-де-Америка , Лаэрт. Барселона, 2003 год.
- Шепард Г.Х. (1997) «Классификация существительных и этнозоологическая классификация в мачигенге, аравакском языке перуанской Амазонии», Журнал амазонских языков 1:20–57
- Шепард Дж. (1997) «Охота на обезьян с мачигенга: медицина, магия, экология и мифология», доклад, представленный на собраниях Американской антропологической ассоциации.
- Шепард Г.Х. (1998) «Психоактивные растения и этнопсихиатрические лекарства Мацигенки», Журнал психоактивных препаратов 30: 321-332.
- Шепард Г.Х. (1999) «Использование ресурсов и экология Мацигенки на восточных склонах Кордильеры Вилькабамба», В: Шуленберг Т.С. (редактор) Быстрая биологическая оценка Северной Кордильеры Вилькабамба, Перу, том RAP, Рабочие документы № 11. Conservation International, Вашингтон, округ Колумбия
- Шепард Г.Х. (1999) Фармакогнозия и чувства в двух амазонских обществах. В: Отдел антропологии. Калифорнийский университет, Беркли
- Шепард Г.Х. (1999) «Шаманизм и разнообразие: взгляд Мацигенки», В: Поузи Д.А. (редактор) Культурные и духовные ценности биоразнообразия, том Глобальная оценка биоразнообразия ЮНЕП, Том 2. Экологическая программа Организации Объединенных Наций и публикации промежуточных технологий, Лондон, стр. 93–95
- Шепард Г.Х., Румменхеллер К. (2000) «Рай для кого? Коренное население и национальный парк Ману (Перу)». В: XXII Бразильское собрание антропологов. Исследовательский форум 3: «Социально-экологические конфликты и природоохранные подразделения», Бразилиа, Бразилия
- Шепард Г.Х., Ю. Д.В., Лизарральде М., Итальяно М. (2001) «Классификация среды обитания тропических лесов мацигенка перуанской Амазонки», Журнал этнобиологии 21:1–38
- Шепард Г.Х., Ю. Д.В. (2001) «Этноботаническая проверка спутниковых изображений: пересечение традиционных и научных знаний», Debate Agrario 33:19–24.
- Шепард Г.Х., Чикчон А. (2001) «Использование ресурсов и экология Мацигенки на восточных склонах Кордильеры Вилькабамба», В: Алонсо Ли (редактор) Социальные и биологические оценки Кордильер-де-Вилькабамба, Перу . Conservation International, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 164–174.
- Шепард Г.Х. (2002) Приматы в Мацигенке, образ жизни и мировоззрение. В: Фуэнтес А., Вулф Л. (ред.) Приматы лицом к лицу. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, стр. 101–136.
- Шепард Г.Х., Ю. Д.В. (2002) «Исчезающие культуры» (комментарий). Нью-Йоркское обозрение книг 50:92
- Шепард Г.Х., Ю. Д.В., Нельсон Б., Лизарральде М., Итальяно М. (2004) «Этноботанические исследования и лесное разнообразие в Западной Амазонке», В: Маффи Л., Карлсон Т., Лопес-Зент Э (ред.) Этноботаника и сохранение биокультурное разнообразие , Ботанический сад Нью-Йорка (Достижения в области экономической ботаники), Нью-Йорк
- Шепард Г.Х. (август 1998 г.) «Неконтактные местные группы и нефтехимические исследования в перуанской Амазонке», В: Конференция Международного общества антропологических и этнологических наук (ICAES) , Вильямсбург, Вирджиния.
- Шепард Г.Х., Румменхеллер К., Ол Дж., Ю. Д.В. (в печати) «Проблемы в раю: коренное население, антропологическая политика и сохранение биоразнообразия в национальном парке Ману, Перу», Журнал устойчивого лесного хозяйства
- Ю Д.В., Шепард Г.Х. (1998) «Красота в глазах смотрящего?», Nature 396:321-322.
- Ю Д.В., Шепард Г.Х. (1999) «Тайна женской красоты», Nature 399:216
- Ю Д.В., Пру С.М., Шепард Г.Х. (2008) «Мужественность, брак и парадокс лека», В: Свами В., Фернхэм А. (ред.) The Body Beautiful , Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, стр. 88–107.