Jump to content

Мачигенга

На этом изображении изображена женщина Мачигенга, одетая в традиционную одежду. Фотография сделана в провинции Пангоа в Перу.

Мачигенга ( также Мацигенка , Мацигенга [ А 1 ] ) — коренные народы , живущие в высоких джунглях, или монтанья , на восточных склонах Анд и в бассейна Амазонки джунглях на юго-востоке Перу . Их население в 2020 году составило около 18 000 человек. Раньше они были охотниками-собирателями , но сегодня большинство из них занимаются оседлым земледелием . Основными выращиваемыми культурами являются маниока , кукуруза и бананы, но сегодня все большее значение приобретают коммерческие культуры, такие как кофе и какао. Раньше их основным источником белка были пекари и обезьяны, но сегодня рыба стала более важной, поскольку охотничьих животных становится все меньше из-за вторжения горных иммигрантов в этот район и эксплуатации газовых месторождений Камизеа . [ 1 ] Когда дело доходит до выращивания основных сельскохозяйственных культур, жители Мачигуэнга предпочитают самодостаточность, что стало возможным благодаря щедрому выделению земли на душу населения и отсутствию конфликтов на их территории. [ 2 ]

Культура

[ редактировать ]

У большинства мачигенга нет личных имен. Члены одной и той же группы идентифицируются по родственной терминологии, тогда как члены другой группы или племени называются по испанским именам. [ 3 ] [ 4 ]

Большинство Мацигенка сегодня являются христианами (в основном католиками), но обычно они все еще придерживаются анимистических взглядов. Духи и демоны влияют на повседневную жизнь, тогда как боги-творцы отстранились и безразличны к людям. Раньше шаманы играли заметную роль в местном обществе, но сегодня они менее заметны, и некоторые их функции перешли к целителям.

Несмотря на то, что матсигуенка весьма опытны в использовании растений и трав в качестве лекарств, они восприимчивы к новым инфекционным заболеваниям, приносимым из внешнего мира. Однако во многих общинах они были избавлены от Covid-19. Мацигенка носили хлопчатобумажную тунику ручной работы , сделанную женщинами, на местном испанском языке называемую кушмас , с V-образным вырезом для мужчин и прямым вырезом для женщин. [ 5 ] Они строят хижины, используя в качестве каркаса пальмовые шесты, а крышу покрывают пальмовыми листьями. [ 5 ] Уровень грамотности среди оседлых групп колеблется от 30% до 60%. [ 6 ] Каждой расширенной семейной группой управляет самопровозглашенный «глава». [ 5 ]

Семейная жизнь

[ редактировать ]

Раньше женщины выходили замуж примерно в 16 лет, а сегодня в семейные отношения обычно вступают несколько лет спустя. У женщин в среднем бывает от восьми до десяти беременностей. Как и во многих коренных племенах, уровень смертности среди младенцев высок. В течение первого года брака отношения часто нестабильны, и расставание является обычным явлением. Мацигенка являются уксорилокальными, что означает, что мужчина переезжает к жене, которая обычно все еще живет со своими родителями. В первые годы отношений они готовят собственный сад и строят дом недалеко от родителей женщины. Это означает, что отношения между матерями и дочерьми крепки, в то время как положение вступающих в брак мужчин, пришедших из других семейных созвездий, может восприниматься как уязвимое. [ 7 ] Раньше выдающиеся мужчины имели несколько жен.

Язык мачигенга принадлежит к группе кампа мачи-пусеранской майпурской (араваканской) языковой семье, на которой в Перу говорят около 12 000 человек. [ 6 ] [ 8 ] Существует несколько диалектов мацигенки: мацигенка Верхней Урубамбы, диалект Нижней Урубамбы, диалект области Ману, собственно Мачигенга, и тот, который некоторые называют Нанти и считают собственным языком, но который люди Мацигенка считают разновидностью Мацигенка. .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Неправильная форма написания «Мачигенга» была создана как неологизм в шоу BBC « Жизнь с Мачигенгой» , вышедшем в эфир в 2009 и 2010 годах, которое подверглось резкой критике в журнале Anthropology News за май 2011 года ; см. также сериал об амазонском племени, обвиняемом в фальсификации сцен .
  1. ^ Розенгрен, Д. «Мацигенка», в «Этнографическом путеводителе по Верхней Амазонке», изд. Сантос-Гранеро, Ф. и Ф. Баркли (2004)
  2. ^ Джонсон, Аллен (1983), «Сады Мачигенга», в Раймонде Б. Хеймсе; Уильям Т. Викерс (ред.), Адаптивные реакции коренных жителей Амазонии , Elsevier, стр. 29–63, doi : 10.1016/b978-0-12-321250-4.50006-3 , ISBN  978-0-12-321250-4
  3. ^ Снелл, Уэйн В. (1964). Родственные отношения в Мачигенге , стр. 17-25.
  4. ^ Джонсон, Аллен В. Лесные семьи: индейцы мацигенка перуанской Амазонки . Калифорнийский университет Press , 2003. стр. 9-10 . Получено из Google Книги 1 апреля 2012 г. ISBN   978-0-520-23242-6 .
  5. ^ Jump up to: а б с СЕРТ (2008). «Индейцы мачигенга» . Христианская группа чрезвычайной помощи. Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 года . Проверено 14 января 2009 г.
  6. ^ Jump up to: а б Гордон, Рэймонд Дж. младший (ред.). «Мачигенга » Этнолог января , Получено 14
  7. ^ Розенгрен, Дэн (2017). «Брак в стиле Мацигенка: НЕКОТОРЫЕ критические размышления о брачной практике», стр. 15–35, в книге Валентайна П., С. Беккермана и К. Алеса «Антропология брака в низменностях Южной Америки». [Университетское издательство Флориды].
  8. ^ Родные языки Америки (2007). «Индийский язык мачигенга» . www.native-languages.org . Проверено 14 января 2009 г.

Розегрен, Д. 2004. «Мацигенка», в «Этнографическом путеводителе по Верхней Амазонке», в «Этнографическом путеводителе по Верхней Амазонке», стр. 1–157, изд. Сантос-Гранеро, Ф. и Ф. Баркли. Бальбоа: Смитсоновский институт тропических исследований и Лима: Французский институт андских исследований.

Розенгрен, Д. 2017. «Брак в стиле мацигенка: некоторые критические размышления о брачной практике», стр. 15–35, в книге Валентайн П., С. Беккерман и К. Алес «Антропология брака в низменностях Южной Америки». [ Университетское издательство Флориды]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Рассказчик (1987), роман Марио Варгаса Льосы , включающий изложение космологии Мачигенги.
  • Бакш, М. (1990) Распределение времени среди мачигенга Каманы (Перу) . Нью-Хейвен, Коннектикут: HRAF Press.
  • Кэмпбелл, Лайл. (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-509427-1 .
  • Дейерменджян, Г. (1988) Земельные права, культурное выживание и инновации среди коренных народов западного бассейна Амазонки: случай Мачигенги. Магистерская диссертация, Университет Кларка, Департамент международного развития.
  • Генрих Дж и др. (2005) «Экономический человек» в межкультурной перспективе: поведенческие эксперименты в 15 малых обществах», Поведенческие науки и науки о мозге 28:795-+
  • Оль, Дж. 2004. Экономика Мацигенки – экотуризм как шанс на устойчивое развитие? , к.т.н. диссертация, Грайфсвальдский университет, Грайфсвальд.
  • Оль, Дж. 2004, Эко-туризм как возможность сделать это возможным? Эшборн, Германия, Немецкое общество технического сотрудничества (GTZ) GmbH.
  • Ол Дж., А. Везель, Г.Х. Шепард-младший и Д.В. Ю. 2007. «Подсечное земледелие на населенной охраняемой территории: общины коренных жителей Мацигенка в национальном парке Ману, Перу», в журнале « Окружающая среда, развитие и устойчивое развитие».
  • Оль-Шахерер Дж., Г.Х. Шепард младший, Х. Каплан, К.А. Перес, Т. Леви и Д.В. Ю. 2007. «Устойчивость натуральной охоты общин коренных народов мацигенка в национальном парке Ману , Перу», Conservation Biology 21: 1174–1185.
  • Оль-Шахерер Дж., Э. Маннигель, К. Киркби, Г.Х. Шепард-младший и Д.В. Ю. 2008. «Экотуризм коренных народов Амазонки: тематическое исследование «Casa Matsiguenka» в национальном парке Ману, Перу», Охрана окружающей среды .
  • Солис Фонсека, Густаво. (2003). Языки перуанской Амазонки , Лима: издание по запросу.
  • Панкорбо, Луис: Рио-де-Америка , Лаэрт. Барселона, 2003 год.
  • Шепард Г.Х. (1997) «Классификация существительных и этнозоологическая классификация в мачигенге, аравакском языке перуанской Амазонии», Журнал амазонских языков 1:20–57
  • Шепард Дж. (1997) «Охота на обезьян с мачигенга: медицина, магия, экология и мифология», доклад, представленный на собраниях Американской антропологической ассоциации.
  • Шепард Г.Х. (1998) «Психоактивные растения и этнопсихиатрические лекарства Мацигенки», Журнал психоактивных препаратов 30: 321-332.
  • Шепард Г.Х. (1999) «Использование ресурсов и экология Мацигенки на восточных склонах Кордильеры Вилькабамба», В: Шуленберг Т.С. (редактор) Быстрая биологическая оценка Северной Кордильеры Вилькабамба, Перу, том RAP, Рабочие документы № 11. Conservation International, Вашингтон, округ Колумбия
  • Шепард Г.Х. (1999) Фармакогнозия и чувства в двух амазонских обществах. В: Отдел антропологии. Калифорнийский университет, Беркли
  • Шепард Г.Х. (1999) «Шаманизм и разнообразие: взгляд Мацигенки», В: Поузи Д.А. (редактор) Культурные и духовные ценности биоразнообразия, том Глобальная оценка биоразнообразия ЮНЕП, Том 2. Экологическая программа Организации Объединенных Наций и публикации промежуточных технологий, Лондон, стр. 93–95
  • Шепард Г.Х., Румменхеллер К. (2000) «Рай для кого? Коренное население и национальный парк Ману (Перу)». В: XXII Бразильское собрание антропологов. Исследовательский форум 3: «Социально-экологические конфликты и природоохранные подразделения», Бразилиа, Бразилия
  • Шепард Г.Х., Ю. Д.В., Лизарральде М., Итальяно М. (2001) «Классификация среды обитания тропических лесов мацигенка перуанской Амазонки», Журнал этнобиологии 21:1–38
  • Шепард Г.Х., Ю. Д.В. (2001) «Этноботаническая проверка спутниковых изображений: пересечение традиционных и научных знаний», Debate Agrario 33:19–24.
  • Шепард Г.Х., Чикчон А. (2001) «Использование ресурсов и экология Мацигенки на восточных склонах Кордильеры Вилькабамба», В: Алонсо Ли (редактор) Социальные и биологические оценки Кордильер-де-Вилькабамба, Перу . Conservation International, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 164–174.
  • Шепард Г.Х. (2002) Приматы в Мацигенке, образ жизни и мировоззрение. В: Фуэнтес А., Вулф Л. (ред.) Приматы лицом к лицу. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, стр. 101–136.
  • Шепард Г.Х., Ю. Д.В. (2002) «Исчезающие культуры» (комментарий). Нью-Йоркское обозрение книг 50:92
  • Шепард Г.Х., Ю. Д.В., Нельсон Б., Лизарральде М., Итальяно М. (2004) «Этноботанические исследования и лесное разнообразие в Западной Амазонке», В: Маффи Л., Карлсон Т., Лопес-Зент Э (ред.) Этноботаника и сохранение биокультурное разнообразие , Ботанический сад Нью-Йорка (Достижения в области экономической ботаники), Нью-Йорк
  • Шепард Г.Х. (август 1998 г.) «Неконтактные местные группы и нефтехимические исследования в перуанской Амазонке», В: Конференция Международного общества антропологических и этнологических наук (ICAES) , Вильямсбург, Вирджиния.
  • Шепард Г.Х., Румменхеллер К., Ол Дж., Ю. Д.В. (в печати) «Проблемы в раю: коренное население, антропологическая политика и сохранение биоразнообразия в национальном парке Ману, Перу», Журнал устойчивого лесного хозяйства
  • Ю Д.В., Шепард Г.Х. (1998) «Красота в глазах смотрящего?», Nature 396:321-322.
  • Ю Д.В., Шепард Г.Х. (1999) «Тайна женской красоты», Nature 399:216
  • Ю Д.В., Пру С.М., Шепард Г.Х. (2008) «Мужественность, брак и парадокс лека», В: Свами В., Фернхэм А. (ред.) The Body Beautiful , Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, стр. 88–107.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 499167bae2af5954b76cc32e947bcf18__1721520720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/18/499167bae2af5954b76cc32e947bcf18.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Machiguenga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)