Jump to content

Урарина

Урарина шаманка , 1988 год.

Урарина ) , коренной народ перуанского бассейна Амазонки ( Лорето населяющий долины рек Чамбира , Уритуяку и Корриентес. [1] Согласно археологическим и историческим источникам, они на протяжении веков обитали в бассейне Чамбира на современном северо-востоке Перу . [2] Урарины называют себя кача (букв. «человек»), а этнологи знают их под этнонимом урарина.

Местное название Урарины — Симаку . [3] который Урарина считает уничижительным, поскольку это термин на языке кечуа, означающий «ненадежный». [4] Этноним «урарина» может быть из языка кечуа идти вниз, ниже, и идти вниз, относясь к людям , или людям. означая Урарина на языке кечуа переводится как низший человек или люди снизу или ниже по течению . люди [5]

Общество и культура

[ редактировать ]

Урарины Обществу и культуре уделяется мало внимания в растущей этнографической литературе региона, и лишь спорадические упоминания в энциклопедическом жанре Перуанской Амазонии . Сведения о народах урарина ограничиваются данными, сообщенными Кастильо. [6] немецкого этнолога Г. Тессмана в книге «Индейцы северо-восточного Перу» , [7] и наблюдениям миссионеров и современных искателей приключений.

Урарина — это полумобильное охотничье и садоводческое общество, население которого оценивается примерно в 2000 человек. [8] Поселения Урарина состоят из нескольких групп длинных домов , расположенных на возвышенностях ( рестингас ) или насыпях вдоль незатопляемых окраин многочисленных рек и ручьев бассейна Чамбира . Насыпи ограничены низменными территориями ( тауампа и бахиалес ), которые подвержены наводнениям во время ежегодного сезона дождей (примерно ноябрь – май).

Местная политика Урарины характеризуется переменчивым балансом сил между демами, объединенными родственными узами и эпизодическими политическими союзами, отношениями обмена и спорами. Окруженные дживароанцами и гуарани , говорящими на языке кокама- коренными народами верхней Амазонки , урарина имеют сложную анимистическую космологическую систему. [9] Он основан на аяуаски шаманизме , который частично основан на глубоко ритуализированном потреблении Brugmansia suaveolens .

Урарины обычно практикуют служение невестам , [10] [11] уксорилокальные модели послебрачного проживания , долговая кабала [12] и сороральная полигиния . В то время как мужчины уважаются за охотничье мастерство и шаманские навыки, женщины Урарины также известны своим мастерством: женщины являются непревзойденными производителями плетеных рогожек из пальмового волокна, гамаков и сетевых мешков. [13] [14]

Урарина за плетением , 1988 год.

Документация языка Урарина , [15] который был классифицирован как изолированный или неклассифицированный язык . Терренсом Кауфманом (1990) [16] сейчас ведется. [17] Лингвистическая работа среди ураринов была впервые начата SIL International . [18]

Мифология

[ редактировать ]

У ураринов есть миф о потопе , в котором человек спасся от потопа, забравшись на дерево куди (амасиса, Erythrina elei); жена мужчины превратилась в термитное гнездо, прижавшееся к этому дереву, а двое их сыновей превратились в птиц. [19] Впоследствии этот мужчина обзавелся женой, другой женщиной, которая сначала вызвала последовательно гадюку, паука и гигантского кусачего муравья в безуспешной попытке ускользнуть от него. [20] В другом мифе о потопе Урарины потоп произошел по случаю фестиваля пива из маниоки в результате мочеиспускания дочери бога аяуаски , «положив начало хтоническому миру духов». [21]

Урарина продолжают рассказывать сложные мифы и истории о насилии , которому они подвергаются со стороны посторонних, которое исторически включало в себя принудительный труд , изнасилования , болезни , сожительство и жестокое обращение со стороны посторонних. [22] [23] Части Библии были впервые опубликованы в журнале Урарина в 1973 году; однако полная Библия не опубликована. [24]

Выживание

[ редактировать ]

Несмотря на проблемы их продолжающемуся культурному выживанию, включая экоцид , [25] неадекватное медицинское обслуживание, [26] [27] и культурное присвоение , [28] Урарина были вдохновлены насилием колониальных и постколониальных столкновений в Амазонии и сопротивлялись ему, особенно во время режима Альберто Фухимори . [29]

Права коренных народов

[ редактировать ]

Современное сопротивление коренных народов включает проекты межкультурного образования, [30] [31] а также политическая мобилизация Урарина . [32] [33]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Декан, Варфоломей, 2009 г. Общество Урарина, космология и история в перуанской Амазонии , Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды ISBN   978-0-8130-3378-5 [1]
  2. ^ (на испанском языке) Майерс, Томас П. и Бартоломью Дин «Доиспанская керамика из реки Чамбира, Лорето». Перуанская Амазонка , Лима, 1999 г., опубликовано Центром антропологии и практического применения Амазонки. 13(26):255-288
  3. ^ (на испанском языке) запись в испанской вики о Симаку
  4. ^ Пейн, Томас Э. (1997). Описание морфосинтаксиса: Руководство для профессиональных лингвистов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 13. ISBN  9780521588058 .
  5. ^ Для получения дополнительной информации см. Пас Солдан 1877:964; Спиноза Галарца 1979:305). : Итукалес ; У жителей бассейна Чамбира есть много разных названий, в том числе Ютукалис, Синкучускас; Чингакучускас; Аракуи; Аракуйес; Химакус; и Чамбирас (Grohs 1974:53, сн. 4; Velasco 1960: 267; Jouanen 1943, II: 471-2; Figueroa 1904: 163, 177);
  6. ^ Кастильо, 1958, 1961.
  7. ^ Тассманн, 1930, частичный испанский перевод 1987 г.
  8. Фотографии доктора Кнута Олавски . Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , (на испанском языке) Информационный бюллетень Peruecologico об Urarina.
  9. ^ Дин, Варфоломей. «Поэтика творения: космология Урарины и историческое сознание». Журнал литературы латиноамериканских индейцев , 1994, 10:22-45.
  10. ^ Дин, Варфоломей. «Запретный плод: неверность, близость и служение невестам среди урарин перуанской Амазонии», Журнал Королевского антропологического института , март 1995 г., Vol. 1 Выпуск 1, с87, 24с
  11. ^ Архив сексологии Хиршфельда , со ссылкой на Дина, 1995 г.
  12. ^ Дин, Варфоломей. «Общество Урарины, космология и история в перуанской Амазонии», Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды , 2009 г., ISBN 978-0-8130-3378-5
  13. ^ Дин, Варфоломей. «Множественные режимы ценности: неравный обмен и обращение богатства пальмового волокна уририны», Музейная антропология , февраль 1994 г., Vol. 18, № 1, стр. 3-20 доступно онлайн (платная подписка)
  14. ^ «Множественные режимы стоимости: неравный обмен и обращение обмениваемых товаров из пальмового волокна среди Урарины», Перуанская Амазонка , Специальный выпуск: «Идентичность и культура», Лима, Опубликовано Центром антропологии и практического применения Амазонки. 1995, с. 75-118
  15. ^ Урарина в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.) Значок закрытого доступа
  16. ^ Классификация языков коренных народов Америки # Kaufman (1990), по состоянию на 9 июля 2006 г.
  17. ^ Олавски, Кнут (Университет Ла Троб). «Урарина – свидетельства учредительного порядка ОВС». Лейденские статьи по лингвистике 2.2, 43–68. доступно в Интернете, по состоянию на 5 июля 2006 г.]
  18. ^ Манус, Рональд и Филлис Манус. Текст и соответствие слов в серии Urarina Datos Etno-Linguísticos 65, SIL; 1979 г. , доступно в Интернете , по состоянию на 5 июля 2006 г.
  19. ^ Дин 1994, с. 26
  20. ^ Дин 1994, с. 27
  21. ^ Дин 1994, с. 31
  22. ^ В Андерсоне, Мирден (ред.) Культурное формирование насилия: виктимизация, эскалация, реакция. Издательство Университета Пердью; 2004 г. ISBN   1-55753-373-3 Глава 21 , просмотрено в Интернете, доступ 5 июля 2006 г.
  23. ^ (на испанском языке) Дин, Варфоломей. «Амбивалентные обмены в Амазонке: дискурсивное формирование и насилие покровительства». Антропологический . 1999, (17):85-115.
  24. ^ Worldscriptures.org Онлайн-данные Urarina , доступ 5 июля 2006 г.
  25. ^ Без названия
  26. ^ Бартоломью Дин и др. , 2000 г. «Инициатива по ресурсам народов Амазонии: продвижение репродуктивных прав и развития сообществ в перуанской Амазонии». Здоровье и права человека: международный журнал. Специальное направление: репродуктивные и сексуальные права. Центр Франсуа-Ксавье по здоровью и правам человека при Гарвардского университета Школе общественного здравоохранения , Vol. 4, № 2,
  27. ^ «Здоровье и права человека» . www.hsph.harvard.edu . 4 (2). 2000. Архивировано из оригинала 3 марта 2001 г. Проверено 11 апреля 2023 г.
  28. ^ Бартоломью Дин, 2004 г. «Цифровые вибрации и радиоволны в коренном Перу» в книге « Права интеллектуальной собственности коренных народов: юридические препятствия и инновационные решения ». (ред.) Мэри Райли, Серия «Современные индейские сообщества», 27–53, Нью-Йорк: Altamira Press, подразделение Rowman & Littlefield Publishers. [2] по состоянию на 9 июля 2006 г.
  29. ^ Дин, Варфоломей. «Государственная власть и коренные народы в перуанской Амазонии: потерянное десятилетие, 1990–2000». В книге «Политика этнической принадлежности коренных народов в государствах Латинской Америки» . Глава 7, Дэвид Мэйбери-Льюис (ред.) Издательство Гарвардского университета [3]
  30. ^ Фонда по исчезающим языкам и культурному выживанию «ОБНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ : Инициатива по ресурсам народа Амазонии; построение партнерства в области здравоохранения, образования и социальной справедливости, 31 октября 1997 г.», Ежеквартальный журнал «Культурное выживание», выпуск 21.3 и IK Monitor 3 (3) Исследования. [4]
  31. ^ Дин, Варфоломей. «Язык, культура и власть: межкультурное двуязычное образование среди ураринов перуанской Амазонии», «Практика антропологии специальный выпуск : обращение вспять языковой сдвиг в коренной Америке», опубликованный Обществом прикладной антропологии . 1999, 20(2):39-43. См. онлайн-цитат: Информационный центр образовательных ресурсов (ERIC), спонсируемый Институтом педагогических наук (IES) Министерства образования США [5].
  32. ^ Дин, Варфоломей и Джером М. Леви, редакторы «Рискуют быть услышанными»; Идентичность, права коренных народов и постколониальные государства, Мичиганский университет Press; 2003 г. ISBN   0-472-09736-9 (Глава 7: Дин, Варфоломей. На грани власти: гендерная иерархия и политика этнической мобилизации среди ураринов ) [6]
  33. ^ Джексон, Джин Э и Кей Б.Уоррен . «Движения коренных народов в Латинской Америке, 1992–2004 годы: противоречия, ирония, новые направления». Ежегодный обзор антропологии 2005, Vol. 34 Выпуск 1, с549-573, 25с ( http://arjournals.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.anthro.34.081804.120529 Краткий онлайн-обзор и платный полный доступ)

Варфоломей Дин: «Поэтика творения: космогония Урарины и историческое сознание». В: - ЖУРНАЛ ЛАТИНСКОЙ ИНДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ , Vol. 10 (1994)

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5baf9f82942b6ae9b0efaeb65f88f688__1681681620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/88/5baf9f82942b6ae9b0efaeb65f88f688.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urarina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)