Урарина
Урарина ) , — коренной народ перуанского бассейна Амазонки ( Лорето населяющий долины рек Чамбира , Уритуяку и Корриентес. [1] Согласно археологическим и историческим источникам, они на протяжении веков обитали в бассейне Чамбира на современном северо-востоке Перу . [2] Урарины называют себя кача (букв. «человек»), а этнологи знают их под этнонимом урарина.
Местное название Урарины — Симаку . [3] который Урарина считает уничижительным, поскольку это термин на языке кечуа, означающий «ненадежный». [4] Этноним «урарина» может быть из языка кечуа — идти вниз, ниже, и идти вниз, относясь к людям , или людям. означая Урарина на языке кечуа переводится как низший человек или люди снизу или ниже по течению . люди [5]
Общество и культура
[ редактировать ]Урарины Обществу и культуре уделяется мало внимания в растущей этнографической литературе региона, и лишь спорадические упоминания в энциклопедическом жанре Перуанской Амазонии . Сведения о народах урарина ограничиваются данными, сообщенными Кастильо. [6] немецкого этнолога Г. Тессмана в книге «Индейцы северо-восточного Перу» , [7] и наблюдениям миссионеров и современных искателей приключений.
Урарина — это полумобильное охотничье и садоводческое общество, население которого оценивается примерно в 2000 человек. [8] Поселения Урарина состоят из нескольких групп длинных домов , расположенных на возвышенностях ( рестингас ) или насыпях вдоль незатопляемых окраин многочисленных рек и ручьев бассейна Чамбира . Насыпи ограничены низменными территориями ( тауампа и бахиалес ), которые подвержены наводнениям во время ежегодного сезона дождей (примерно ноябрь – май).
Местная политика Урарины характеризуется переменчивым балансом сил между демами, объединенными родственными узами и эпизодическими политическими союзами, отношениями обмена и спорами. Окруженные дживароанцами и гуарани , говорящими на языке кокама- коренными народами верхней Амазонки , урарина имеют сложную анимистическую космологическую систему. [9] Он основан на аяуаски шаманизме , который частично основан на глубоко ритуализированном потреблении Brugmansia suaveolens .
Урарины обычно практикуют служение невестам , [10] [11] уксорилокальные модели послебрачного проживания , долговая кабала [12] и сороральная полигиния . В то время как мужчины уважаются за охотничье мастерство и шаманские навыки, женщины Урарины также известны своим мастерством: женщины являются непревзойденными производителями плетеных рогожек из пальмового волокна, гамаков и сетевых мешков. [13] [14]
Язык
[ редактировать ]Документация языка Урарина , [15] который был классифицирован как изолированный или неклассифицированный язык . Терренсом Кауфманом (1990) [16] сейчас ведется. [17] Лингвистическая работа среди ураринов была впервые начата SIL International . [18]
Мифология
[ редактировать ]У ураринов есть миф о потопе , в котором человек спасся от потопа, забравшись на дерево куди (амасиса, Erythrina elei); жена мужчины превратилась в термитное гнездо, прижавшееся к этому дереву, а двое их сыновей превратились в птиц. [19] Впоследствии этот мужчина обзавелся женой, другой женщиной, которая сначала вызвала последовательно гадюку, паука и гигантского кусачего муравья в безуспешной попытке ускользнуть от него. [20] В другом мифе о потопе Урарины потоп произошел по случаю фестиваля пива из маниоки в результате мочеиспускания дочери бога аяуаски , «положив начало хтоническому миру духов». [21]
Урарина продолжают рассказывать сложные мифы и истории о насилии , которому они подвергаются со стороны посторонних, которое исторически включало в себя принудительный труд , изнасилования , болезни , сожительство и жестокое обращение со стороны посторонних. [22] [23] Части Библии были впервые опубликованы в журнале Урарина в 1973 году; однако полная Библия не опубликована. [24]
Выживание
[ редактировать ]Несмотря на проблемы их продолжающемуся культурному выживанию, включая экоцид , [25] неадекватное медицинское обслуживание, [26] [27] и культурное присвоение , [28] Урарина были вдохновлены насилием колониальных и постколониальных столкновений в Амазонии и сопротивлялись ему, особенно во время режима Альберто Фухимори . [29]
Права коренных народов
[ редактировать ]Современное сопротивление коренных народов включает проекты межкультурного образования, [30] [31] а также политическая мобилизация Урарина . [32] [33]
См. также
[ редактировать ]- Всеобщая декларация прав человека , (неполная) версия Урарины [7] от Национального координатора по правам человека
Примечания
[ редактировать ]- ^ Декан, Варфоломей, 2009 г. Общество Урарина, космология и история в перуанской Амазонии , Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды ISBN 978-0-8130-3378-5 [1]
- ^ (на испанском языке) Майерс, Томас П. и Бартоломью Дин «Доиспанская керамика из реки Чамбира, Лорето». Перуанская Амазонка , Лима, 1999 г., опубликовано Центром антропологии и практического применения Амазонки. 13(26):255-288
- ^ (на испанском языке) запись в испанской вики о Симаку
- ^ Пейн, Томас Э. (1997). Описание морфосинтаксиса: Руководство для профессиональных лингвистов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 13. ISBN 9780521588058 .
- ^ Для получения дополнительной информации см. Пас Солдан 1877:964; Спиноза Галарца 1979:305). : Итукалес ; У жителей бассейна Чамбира есть много разных названий, в том числе Ютукалис, Синкучускас; Чингакучускас; Аракуи; Аракуйес; Химакус; и Чамбирас (Grohs 1974:53, сн. 4; Velasco 1960: 267; Jouanen 1943, II: 471-2; Figueroa 1904: 163, 177);
- ^ Кастильо, 1958, 1961.
- ^ Тассманн, 1930, частичный испанский перевод 1987 г.
- ↑ Фотографии доктора Кнута Олавски . Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , (на испанском языке) Информационный бюллетень Peruecologico об Urarina.
- ^ Дин, Варфоломей. «Поэтика творения: космология Урарины и историческое сознание». Журнал литературы латиноамериканских индейцев , 1994, 10:22-45.
- ^ Дин, Варфоломей. «Запретный плод: неверность, близость и служение невестам среди урарин перуанской Амазонии», Журнал Королевского антропологического института , март 1995 г., Vol. 1 Выпуск 1, с87, 24с
- ^ Архив сексологии Хиршфельда , со ссылкой на Дина, 1995 г.
- ^ Дин, Варфоломей. «Общество Урарины, космология и история в перуанской Амазонии», Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды , 2009 г., ISBN 978-0-8130-3378-5
- ^ Дин, Варфоломей. «Множественные режимы ценности: неравный обмен и обращение богатства пальмового волокна уририны», Музейная антропология , февраль 1994 г., Vol. 18, № 1, стр. 3-20 доступно онлайн (платная подписка)
- ^ «Множественные режимы стоимости: неравный обмен и обращение обмениваемых товаров из пальмового волокна среди Урарины», Перуанская Амазонка , Специальный выпуск: «Идентичность и культура», Лима, Опубликовано Центром антропологии и практического применения Амазонки. 1995, с. 75-118
- ^ Урарина в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Классификация языков коренных народов Америки # Kaufman (1990), по состоянию на 9 июля 2006 г.
- ^ Олавски, Кнут (Университет Ла Троб). «Урарина – свидетельства учредительного порядка ОВС». Лейденские статьи по лингвистике 2.2, 43–68. доступно в Интернете, по состоянию на 5 июля 2006 г.]
- ^ Манус, Рональд и Филлис Манус. Текст и соответствие слов в серии Urarina Datos Etno-Linguísticos 65, SIL; 1979 г. , доступно в Интернете , по состоянию на 5 июля 2006 г.
- ^ Дин 1994, с. 26
- ^ Дин 1994, с. 27
- ^ Дин 1994, с. 31
- ^ В Андерсоне, Мирден (ред.) Культурное формирование насилия: виктимизация, эскалация, реакция. Издательство Университета Пердью; 2004 г. ISBN 1-55753-373-3 Глава 21 , просмотрено в Интернете, доступ 5 июля 2006 г.
- ^ (на испанском языке) Дин, Варфоломей. «Амбивалентные обмены в Амазонке: дискурсивное формирование и насилие покровительства». Антропологический . 1999, (17):85-115.
- ^ Worldscriptures.org Онлайн-данные Urarina , доступ 5 июля 2006 г.
- ^ Без названия
- ^ Бартоломью Дин и др. , 2000 г. «Инициатива по ресурсам народов Амазонии: продвижение репродуктивных прав и развития сообществ в перуанской Амазонии». Здоровье и права человека: международный журнал. Специальное направление: репродуктивные и сексуальные права. Центр Франсуа-Ксавье по здоровью и правам человека при Гарвардского университета Школе общественного здравоохранения , Vol. 4, № 2,
- ^ «Здоровье и права человека» . www.hsph.harvard.edu . 4 (2). 2000. Архивировано из оригинала 3 марта 2001 г. Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Бартоломью Дин, 2004 г. «Цифровые вибрации и радиоволны в коренном Перу» в книге « Права интеллектуальной собственности коренных народов: юридические препятствия и инновационные решения ». (ред.) Мэри Райли, Серия «Современные индейские сообщества», 27–53, Нью-Йорк: Altamira Press, подразделение Rowman & Littlefield Publishers. [2] по состоянию на 9 июля 2006 г.
- ^ Дин, Варфоломей. «Государственная власть и коренные народы в перуанской Амазонии: потерянное десятилетие, 1990–2000». В книге «Политика этнической принадлежности коренных народов в государствах Латинской Америки» . Глава 7, Дэвид Мэйбери-Льюис (ред.) Издательство Гарвардского университета [3]
- ^ Фонда по исчезающим языкам и культурному выживанию «ОБНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ : Инициатива по ресурсам народа Амазонии; построение партнерства в области здравоохранения, образования и социальной справедливости, 31 октября 1997 г.», Ежеквартальный журнал «Культурное выживание», выпуск 21.3 и IK Monitor 3 (3) Исследования. [4]
- ^ Дин, Варфоломей. «Язык, культура и власть: межкультурное двуязычное образование среди ураринов перуанской Амазонии», «Практика антропологии специальный выпуск : обращение вспять языковой сдвиг в коренной Америке», опубликованный Обществом прикладной антропологии . 1999, 20(2):39-43. См. онлайн-цитат: Информационный центр образовательных ресурсов (ERIC), спонсируемый Институтом педагогических наук (IES) Министерства образования США [5].
- ^ Дин, Варфоломей и Джером М. Леви, редакторы «Рискуют быть услышанными»; Идентичность, права коренных народов и постколониальные государства, Мичиганский университет Press; 2003 г. ISBN 0-472-09736-9 (Глава 7: Дин, Варфоломей. На грани власти: гендерная иерархия и политика этнической мобилизации среди ураринов ) [6]
- ^ Джексон, Джин Э и Кей Б.Уоррен . «Движения коренных народов в Латинской Америке, 1992–2004 годы: противоречия, ирония, новые направления». Ежегодный обзор антропологии 2005, Vol. 34 Выпуск 1, с549-573, 25с ( http://arjournals.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.anthro.34.081804.120529 Краткий онлайн-обзор и платный полный доступ)
Ссылки
[ редактировать ]Варфоломей Дин: «Поэтика творения: космогония Урарины и историческое сознание». В: - ЖУРНАЛ ЛАТИНСКОЙ ИНДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ , Vol. 10 (1994)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Офис омбудсмена, Перу [8]
- Языковой музей [9]
- DGH в перуанских амазонках Джонатана Харриса