Ачуар
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Эквадор : 7 тыс., [ 1 ] Перу : 12 тыс. | |
Языки | |
Шуарский язык , Ачуар Чичам | |
Религия | |
христианство , шаманизм , анимизм [ 2 ] | |
Родственные этнические группы | |
Шуар , Агуарунас |
Ачуар — коренной народ Америки , принадлежащий к семье Хивароан, наряду с шуарами , шиваарами, аваджунами и вампи (Перу). Они расселены по берегам рек Пастаса , Уасага и на границе между Эквадором и Перу. Слово «Ачуар» происходит от названия больших пальм «Ачу» ( Mauritia flexuosa ), которые в изобилии растут на болотах на их территории.
В прошлом ачуары традиционно боялись воинов Шуаров, известных своим неустанным преследованием врагов. Во время войны за Сенепу ачуары из Эквадора и Перу заключили союз и придерживались нейтральной позиции. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Домохозяйства
[ редактировать ]Жизнь ачуаров сосредоточена на домашнем хозяйстве, которое состоит из основной семейной ячейки, часто включающей близких родственников. Хотя идеалом ачуаров является автономия и независимость домохозяйств с точки зрения натурального хозяйства, [ 6 ] Обычно в обществе насчитывается от десяти до пятнадцати домохозяйств, разбросанных по территории, но все же находящихся на относительно близком расстоянии друг от друга. Каждая из этих группировок имеет тенденцию быть уксорилокальной . Браки, как правило, полигинные , партнеры в некоторой степени связаны между собой, или в некоторых случаях женщин забирают из близлежащих групп во время рейдов. Сожёны часто сестры [ 7 ] (см. сороральное многоженство ).
Стандартный дом ачуаров располагается возле реки или озера, но на некотором расстоянии от основных водных путей из-за комаров и для защиты хозяйства от набегов каноэ. [ 8 ] Он имеет форму большого овала, обычно без внешних стен для вентиляции, с высокой крышей с прямыми сторонами. Крышу часто делают из пальмовых листьев, а для балок дома используются пальмы двух типов. Временные стены строятся из больших пальм, когда опасность кажется близкой. Снаружи дом окружает большой двор и сады. Размер дома играет решающую роль в эго мужчины ачуар. Чем больше дом, в котором могут поместиться несколько жен и детей, тем больше вероятность, что мужчину будут считать юнтом или «великим человеком».
Конфликты внутри ачуарского общества минимальны. Между соседними племенами идет постоянная борьба, и когда напряженность значительно возрастает, ачуар находят убежище в больших защищенных домах, в которых проживают шесть-семь семей.
Задачи
[ редактировать ]Женщины и мужчины выполняют отдельные повседневные задачи, которые полезны для выживания семьи. Женщины собирают и несут дичь, иногда вместе со своими детьми, а также готовят еду. У них также есть возможность ловить рыбу корзинами или лесками, но в целом их роль связана с домашними обязанностями. Мужчины же работают в лесу и охотятся. Они также занимаются изготовлением инструментов, которые используют для охоты, таких как духовые ружья и капканы, и используют технику расчистки земель для расширения садов своих супругов. [ 9 ]
За садами ухаживают исключительно женщины, по крайней мере, три дня в неделю. Они включают в себя большое количество и разнообразие видов растений, но их ценность гораздо глубже, чем просто источник пищи. Женщины могут найти убежище в своих садах и выразить свое горе и страдания наедине, поскольку публичные эмоции отвергаются. Женщины также рожают там своих детей, демонстрируя важность садов в жизни ачуаров.
Ачуар следуют астрономическому календарю сезонных ресурсов, например рыбному сезону, который делится на дни, луны и год.
Помимо повседневной рутины, еще остается время для досуга. Тридцать пять процентов дня тратится на производство продуктов питания, оставляя остальную часть дня открытой. Мужчины и мальчики имеют больше времени для отдыха по сравнению с женщинами, которым еще нужно выполнить работу по дому. До свадьбы молодые мальчики целыми днями ничего не делают, пока девочки-подростки работают в саду. В остальное время женатые мужчины пьют маниоковое пиво и разговаривают друг с другом, одновременно занимаясь рукоделием, например работой по дереву.
Язык
[ редактировать ]Этническая группа ачуар входит в состав соединения шуар и образует одну из четырех диалектных групп, составляющих языковую семью шуар (ачуар, шуар, агуаруна и уамбиса).
Ачуар говорят на шуарском языке и ачуар-шивиарском языке , диалектах дживароских языков . Ачуар-чичам или ачуар родственны другим языкам, таким как шуар-чичам, но они сильно отличаются от языка аваджунт (за исключением некоторых слов и фраз). По этой причине некоторые исследователи считают, что они не из семейства Дживароана. В ачуарском языке всего четыре гласных: а, е, и, у. Буква «е» произносится по-другому. Алфавит состоит из 21 буквы а, аа, ч, е, ее, я, ii, j, к, м, н, п, р, ы, ш, т, ц, ю, иу, ш, й.
Религия и космология
[ редактировать ]Шаманизм присутствует в образе жизни ачуаров, а колдовство иногда практикуется как специалистами по ритуалам, так и мирянами. Примером этого является институционализированная форма взаимного насилия, которая дает человеку право отменить любые вредные инциденты или материалы, отправленные другим человеком. Дживароанцы, подгруппой которых являются ачуары, приписывают особую форму панамазонского анимистического космологического феномена, известного как « амазонский перспективизм ». [ 10 ] в котором считается, что многие животные и растения обладают человеческой душой, хотя их телесный облик различен. Животные с человеческой душой имеют большое значение для ачуаров, поскольку представляют собой форму социализированной природы. Единственный способ добиться успеха для охотника — это жить в гармонии с дичью, на которую он охотится, и с ее духами-хранителями, известными как кунтиниу нукури (буквально: «матери дичи»). Отношения охотника как с добычей, так и с их «матерями-дичью» носят личный характер и развиваются на протяжении всей жизни, и эти отношения характеризуются преимущественно как родственные . Он должен следовать этим двум правилам: умеренно относиться к этим животным и проявлять уважение к животным, которых он убивает. Оба эти правила охоты закреплены в предостерегающих мифах.
Ачуар верят, что сущности, обладающие человеческой душой, способны общаться посредством языка и знаков. Иногда это происходит во время путешествий души, известных как арутам . встречи [ 11 ] которые представляют собой крайнее состояние самосознания и вызваны употреблением галлюциногенных напитков. Аяуаска — ритуальное таинство в религии Ачуар. [ 2 ] Сны очень важны для ачуаров, поскольку они не только показательны, но и могут быть предсказателями. Прежде чем заняться какой-либо формой хищнического поведения, будь то война, охота или рыбная ловля, мужчины часто настаивают на том, чтобы увидеть сон.
Самоконтроль — фундаментальный аспект верований ачуаров, которому учат в молодом возрасте. Мужчины проявляют дисциплину, чтобы продемонстрировать силу воли и силу, и лучшее место, чтобы продемонстрировать это, — собственный дом. Примерами самоконтроля могут быть отказ от обжорства, способность обходиться без сна и ничего не тратить зря. Кроме того, еще одна форма контроля будет заключаться в их выражениях и поведении, особенно перед посетителями. Крайне важно избегать зрительного контакта, иначе может возникнуть чувство агрессии, и во время разговора рот будет прикрыт. Слюна — единственный продукт организма, который подвергается публичному воздействию. Это связано с тем, что женская слюна считается источником ферментации маниокового пива, а мужская слюна социально включается в речь во время разговора.
За садами присматривает дух садов Нункуи. Женщины поют аненты , волшебные песни, как средство общения со своими растениями, нункуи и другими конкретными объектами. Песни очень личные, поэтому поются либо в голове, либо на инструменте, но всегда тайно. Каждый анент имеет в основном одинаковую мелодическую структуру, но разные тексты. Тем не менее, сады иногда могут быть опасными, особенно маниок, который, как полагают, обладает чертами вампиризма. Дети являются основной целью маниока, поэтому им не разрешается входить в сад без присмотра. Кровь драгоценна в глазах ачуаров, которые верят, что у каждого человека ограниченное количество крови, и в случае потери ее невозможно заменить, что ускоряет смерть.
Смерть
[ редактировать ]Традиционная форма захоронения ачуаров – помещение умершего в выдолбленное бревно, напоминающее каноэ. Во время похорон главы семьи каноэ закапывают посреди дома в память о продолжающемся присутствии покойного. Одно из духовных убеждений ачуаров относительно смерти - это роль оставшихся частей тела мертвого тела. Эти конечности обретают собственную жизнь и принимают тела некоторых животных.
История
[ редактировать ]Западные люди впервые написали об ачуарах в 1548 году. Они избегали длительных контактов с европейцами до 20 века. Христианские миссионеры закрепились в обществе ачуаров в 1940-х и 1950-х годах. [ 2 ]
Некоренное влияние
[ редактировать ]Из-за освоения тропических лесов Амазонки численность и средства к существованию народа ачуар сокращаются. Когда в 1964 году на Амазонке была обнаружена нефть, нефтяные компании начали предъявлять претензии на землю для развития и получения прибыли. Такие претензии, их развитие и история жестоких нападений на нефтяные инвестиционные объекты по всей Амазонке привели к тому, что Ачуар был исключен из части эксплуатационных и буровых площадей на территории, на которую традиционно претендует Ачуар. Контакты с некоренными народами также стали свидетелями появления новых заболеваний (включая новые ЗППП) и конфликтов, связанных с загрязнением окружающей среды в результате разливов нефти, неправильной деловой практикой и насильственными взаимодействиями.
Во многих, но не во всех случаях, разливы нефти различной степени тяжести не были устранены простым захоронением. Крупные нефтепроводы проходят над реками, в которых Ачуар купается и пьет. Когда эти нефтепроводы ломаются, загрязнение может произойти и уже произошло, что приводит к деградации ресурсов и ограничению доступа Ачуара к историческим источникам пресной (но неочищенной) воды. Между сотрудниками нефтяной компании и коренным народом Ачуар возникли жестокие конфликты с некоренным населением. Как и на большей части бассейна Амазонки, сексуальные практики коренных народов отличаются от таковых у некоренного населения, а современные практики «безопасного секса» очень плохо распространены, что ставит под угрозу их население и культуру. Как следствие, некоторые защитники утверждают, что контакты с некоренными жителями являются причиной большинства смертей среди коренных народов.
Хайме Варгас Варгас
[ редактировать ]Хайме Варгас Варгас — лидер коренных народов, возглавляющий Конфедерацию коренных народов Эквадора и принимавший участие в эквадорских протестах 2019 года . [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Местоположение народа ачуар». Архивировано 2 декабря 2014 года в Wayback Machine. Ачуар перуанской Амазонки. (получено 10 октября 2011 г.)
- ^ Jump up to: а б с «Ачуар: Культура» BBC: Перуанские джунгли. (получено 4 июля 2011 г.)
- ^ «11. Ачуар | Территория коренных народов и управление» (на испанском языке) . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Индигенас Ачуар» . 12 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2017 г. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Богини Шуар и Ачуар будут выбраны в Макасе» . Вселенная (на испанском языке). 25 октября 2014 г. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Дескола 1994: 108.
- ^ Взлетает 1994: 9
- ^ Дескола 1994: 111.
- ^ «Ачуар | БДПИ» . bdpi.cultura.gob.pe . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ см. также вкладку о бразильском антропологе Эдуардо Вивейросе де Кастро , который много писал на тему амазонского перспективизма.
- ^ Краткое описание взаимоотношений между телом, душой и самотождественностью ачуаров, а также роль встреч с арутамами см. Taylor 1996.
- ^ «Хайме Варгас, ключевой лидер коренных народов Эквадора» . Третий (на испанском языке). 10 октября 2019 г. Проверено 17 октября 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Коалиция защиты Амазонки. «Племя на границе Перу, Колумбии и Эквадора боятся смерти от нефти»
- Дескола, Филипп. 1994. В Обществе природы: местная экология Амазонии , перевод с французского Норы Скотт. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. [1986]
- Дескола, Филипп. 1996. Копья сумерек: Жизнь и смерть в джунглях Амазонки , перевод с французского Джанет Ллойд. Лондон: Издательство Харпер Коллинз. [1993]
- Тейлор, Энн Кристина. 1996. «Тело души и его состояния: амазонский взгляд на природу человеческого бытия», Журнал Королевского антропологического института, 2 (2): 201-215.