Jump to content

Ваорани люди

(Перенаправлено с народа хуаорани )
Ваорани
Общая численность населения
ок. 2500 (различные оценки после 2001 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Поселения ваорани: ок. 4000 . Кочевники « неконтактные »: Кочевники , Кочевники , Кочевники , Кочевники : ок. 250 .
Языки
Ваорани , испанский
Религия
Анимизм , Христианство
Родственные этнические группы
Кичва , Шуар , Ачуар , Сиона , Секойя , Шивиар , Сапаро , Кофан
Деревня Уаорани в Эквадоре.

Ваорани Орельяна , ваодани или хуаорани , также известные как ваос , — народы из в Эквадоре . Напо , Пастаса и провинций коренные Альтернативное название Аука — это уничижительный экзоним, используемый соседними аборигенами кечуа , а также широко используемый испаноязычными. Аука ( враг на языке кечуа ) означает «дикарь».

Они насчитывают почти 4000 жителей и говорят на языке ваорани , также известном как хуоарани , вао , сапела и аука , языковом изоляте , который, как известно, не связан ни с каким другим языком.

Земли их предков расположены между реками Курарай и Напо , примерно в 50 милях (80 км) к югу от Эль-Коки . Этим землям — шириной примерно 120 миль (190 км) и протяженностью от 75 до 100 миль (120–160 км) с севера на юг — угрожают разведка нефти и незаконные лесозаготовки . В прошлом ваорани могли защищать свою культуру и земли как от врагов из числа коренных народов , так и от поселенцев силой оружия.

За последние 40 лет они перешли от общества охоты и собирательства к жизни в основном в постоянных лесных поселениях. Целых пять общин — тагаэри , уиньятаре , онаменане и две группы тароменане отвергли все контакты с внешним миром и продолжают переселяться в более изолированные районы. [ не проверено в теле ]

Этимология

[ редактировать ]

Слово Ваорани (множественное число от Вао «человек») на языке Вао означает «люди» или «мужчины» . До середины 20 века в него входили только родственники говорящего. Других представителей этой этнической группы называли ваодони , а чужаков называли и называют уничижительным термином «ководи» . Эта структура дублирует соглашения об именах внутри и вне группы, используемые многими народами. Это отражает период травматического конфликта с внешними силами во время каучукового бума 19-го и начала 20-го века и разведки нефти . [ нужна ссылка ]

Имя Ваорани (или альтернативное английское написание Ваодани ) представляет собой транслитерацию, выполненную англоговорящими -миссионерами лингвистами . Фонетическим эквивалентом, используемым носителями испанского языка, является хуаорани (что отражает отсутствие буквы w в испанском написании). Звуки, представленные английскими и испанскими буквами d и r, являются аллофонами языка ваорани (также известного как сабела, вао-тереро и уничижительно известного как аука ). [1]

Племенные подгруппы

[ редактировать ]

Ваорани подразделяются на тоньямпаре, кенауэно, тиуэно, киуаро, дамуинтаро, сапино, тигуино, уамуно, даюно, кеуэруно, гарсакоча (река Ясуни), кемпери (река Кононако), мима, карууэ (река Кононако) и тагаэри . [2] [3]

Первая встреча, по рассказу Скотта Уоллеса

[ редактировать ]

По словам журналиста Скотта Уоллеса, американские миссионеры в Эквадоре пытались связаться с ваорани в 1950-х годах, сбрасывая с воздуха подарки. Когда они попытались посадить небольшой самолет и связаться с племенем, шесть членов племени ваорани убили их копьями. [4] [5]

Культура

[ редактировать ]

Мировоззрение

[ редактировать ]

В традиционном мировоззрении анимистов ваорани нет различия между физическим и духовным мирами , а духи присутствуют во всем мире. Ваорани когда-то верили, что весь мир — это лес (и использовали одно и то же слово омэ для обоих). остается Тропический лес Ориенте важной основой их физического и культурного выживания. Для них лес — дом, а внешний мир считается небезопасным. [ нужна ссылка ]

Короче говоря, как выразился один ваорани: «Реки и деревья — это наша жизнь». [6] Во всей своей специфике лес вплетен в жизнь и мировоззрение каждого ваорани. Они обладают удивительно подробными знаниями о его географии и экологии. [ нужна ссылка ]

Охота составляет большую часть рациона ваорани и имеет культурное значение. Прежде чем отправиться на охоту или рыбалку, шаман общины часто молится о дне, чтобы обеспечить ее успех. Традиционно объектами охоты были обезьяны , птицы и дикие пекари , поскольку существовало обширное собрание табу на охоту и еду, например, запрещающее употребление в пищу оленей на том основании, что глаза оленя похожи на глаза человека. Ни на наземных хищников, ни на хищных птиц не ведется охота. Хотя охота и приносит радость, она имеет этические последствия: «Гуарани [ваорани] должны убивать животных, чтобы выжить, но они считали, что духи мертвых животных продолжают жить, и их нужно умилостивить, иначе они причинят вред в гневном возмездии». [7] Чтобы уравновесить оскорбление охоты, шаман демонстрировал уважение посредством ритуального приготовления яда кураре , используемого в ударных дротиках. Охота с такими дротиками считается не убийством, а поиском, по сути своего рода сбором урожая с деревьев. [8] [ нужна страница ]

Мужчины и женщины хуаорани в провинции Орельяна

Растения, особенно деревья, продолжают представлять важный интерес для ваорани. Их запас ботанических знаний обширен: от знаний о материалах до ядов и , галлюциногенов лекарств. Они также связывают растения со своим собственным опытом, особенно с опытом выращивания. считают благоприятными Некоторые виды деревьев ваорани . Деревья с кроной , с ярко окрашенными молодыми листьями и поразительной трансформацией по мере взросления в высоких гигантов, «вызывают восхищение за свой одинокий характер... а также за их обильное переплетение» с другими растениями. Другими важными деревьями являются пионерские виды персиковой пальмы (используемой для изготовления копий и духовых ружей, а также фруктов) и быстрорастущая пробковая древесина, используемая в церемониальных целях. Персиковые пальмы ассоциируются с прошлыми поселениями и предками, которые там жили. [9] [ нужна страница ]

Шаманская этномедицина использует аяуаска . напиток [10] и недавно идентифицированный гриб ( Dictyonema huaorani ) с аналогичным веществом из рода Psilocybe . [11] [12]

Как и многие народы, ваорани поддерживают четкое различие между своей группой и внешними группами между ваорани людьми ( родственными ), ваорони (другими представителями их культуры, не связанными между собой родством) и ководи . Использование ваорани как термина для всей их культуры возникло в последние пятьдесят лет в процессе этногенеза . Этому способствовало создание ONHAE, радиослужбы и футбольной лиги. [ нужна ссылка ]

Понятие времени ваорани особенно ориентировано на настоящее, с немногими обязательствами, простирающимися назад или вперед во времени. Их одно слово, обозначающее будущие времена, баане , также означает «завтра». [13] [ нужна страница ]

Духовка Хуаорани

Основное охотничье оружие — духовая трубка . Это оружие обычно имеет длину от 3 до 4 метров. Используемые стрелы окунаются в яд кураре , который парализует мышцы животного, в которое оно попадает, так что оно не может дышать. Пух капока используется для создания воздухонепроницаемого уплотнения путем скручивания волокон вокруг конца дротика или стрелы. С появлением западных технологий в 20 веке многие ваорани теперь используют винтовки для охоты. [ нужна ссылка ]

Права на землю

[ редактировать ]

В 1990 году ваорани завоевали права на этнический заповедник ваорани площадью 6 125,60 км2. 2 (2365,11 квадратных миль). Охраняемый статус национального парка Ясуни , который пересекается с заповедником Ваорани, обеспечивает некоторую степень защиты окружающей среды. В августе 2023 года эквадорцы одобрили референдум о прекращении бурения нефти в парке. [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Элсон, Бенджамин, изд. (1962). Эквадорские индийские языки (PDF) . Том. I. Мексика, DF: Университет Оклахомы, Летний институт лингвистики. стр. 8–9.
  2. ^ «ВАОРАНИ / хуорани / вао / ваодани / Амазония, Эквадор» . www.waorani.com .
  3. ^ «Межъязык и не только» . buenosairesherald.com .
  4. ^ Скотт Уоллес, Непокоренные: В поисках затерянных племен Амазонки , первое издание, Crown Publishers, США, 2011, стр. 228
  5. ^ « Сборник 599 Эфемер об инциденте в Ауке », Архив Уитон-колледжа. Проверено 24 февраля 2024 г.
  6. ^ Мужчина 1995 , с. 1999.
  7. ^ Моряки 1996 .
  8. ^ Соперник 2002 .
  9. ^ Соперник 1993 .
  10. ^ Верука, Александра (2012), «Изменяющееся понимание шаманского искусства уаорани» (PDF) , Антропологические тетради , 18 (3), SI: Друство Антропологов: 47–56 , получено 15 февраля 2015 г.
  11. ^ Шмулл, Микаэла; и др. (2014), «Dictyonema huaorani (Agaricales: Hygrophoraceae), новый лихенизированный базидиомицет из Амазонии, Эквадора с предположительно галлюциногенными свойствами» , The Bryological , 117 (4), Bio one: 386–94, doi : 10.1639/0007-2745-117.4 .386 , S2CID   84084929 , получено 15 февраля 2015 г.
  12. ^ Обнаружен новый психоделический вид лишайника: Dictyonema huaorani , Psychedelic Frontier, 3 февраля 2015 г.
  13. ^ Соперник 2002 , с. 47.
  14. ^ «Перспектива | Эквадорский народ ваорани, живущий в условиях эксплуатации нефтяной промышленности» . Вашингтон Пост . 30 мая 2024 г. Проверено 31 мая 2024 г.

Литература

[ редактировать ]
  • Кейн, Джо (1995), Дикари , Альфред А. Кнопф, ISBN  0-679-41191-7
  • Мужчина, Джон (1982). Кочевники джунглей Эквадора: ваорани. Книги Время-Жизнь. ISBN 7054 07047
  • Соперница, Лаура (1993), «Рост генеалогических древ: понимание восприятия леса хуаорани», Мужчина , 28 лет (декабрь): 635–52, doi : 10.2307/2803990 , JSTOR   2803990 .
  • Соперница, Лаура (2002), Путешествие по истории. Хуаорани Амазонского Эквадора , Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, ISBN  978-0-231-11845-3 .
  • Соперница, Лаура М (2016). Преобразования хуаорани в Эквадоре XXI века: путешествие в будущее . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN  978-0-8165-0119-9 .
  • Робарчек, Клейтон; Робарчек, Кэрол (2008) [2002], Ваорани: Контексты насилия и войны , Мейсон, Огайо : Cengage Learning, ISBN  978-0-15-503797-7 .
  • Симанс, Джо (1996), «Последний шаман» , Nova , PBS .
  • Верука, Александра (2015). Хуаорани из западного фрагмента Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-137-53987-8 .
  • Лоуренс Зиглер-Отеро (2004), Сопротивление в амазонском сообществе; Хуаорани организуется против глобальной экономики . Berghahn Books, Нью-Йорк, ISBN   1-57181-448-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52ae71f1ba6e8b1bcc2fffc6fa51b525__1721926380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/25/52ae71f1ba6e8b1bcc2fffc6fa51b525.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Waorani people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)