Ваорани люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
ок. 2500 (различные оценки после 2001 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Поселения ваорани: ок. 4000 . Кочевники « неконтактные »: Кочевники , Кочевники , Кочевники , Кочевники : ок. 250 . | |
Языки | |
Ваорани , испанский | |
Религия | |
Анимизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Кичва , Шуар , Ачуар , Сиона , Секойя , Шивиар , Сапаро , Кофан |
Ваорани Орельяна , ваодани или хуаорани , также известные как ваос , — народы из в Эквадоре . Напо , Пастаса и провинций коренные Альтернативное название Аука — это уничижительный экзоним, используемый соседними аборигенами кечуа , а также широко используемый испаноязычными. Аука ( враг на языке кечуа ) означает «дикарь».
Они насчитывают почти 4000 жителей и говорят на языке ваорани , также известном как хуоарани , вао , сапела и аука , языковом изоляте , который, как известно, не связан ни с каким другим языком.
Земли их предков расположены между реками Курарай и Напо , примерно в 50 милях (80 км) к югу от Эль-Коки . Этим землям — шириной примерно 120 миль (190 км) и протяженностью от 75 до 100 миль (120–160 км) с севера на юг — угрожают разведка нефти и незаконные лесозаготовки . В прошлом ваорани могли защищать свою культуру и земли как от врагов из числа коренных народов , так и от поселенцев силой оружия.
За последние 40 лет они перешли от общества охоты и собирательства к жизни в основном в постоянных лесных поселениях. Целых пять общин — тагаэри , уиньятаре , онаменане и две группы тароменане — отвергли все контакты с внешним миром и продолжают переселяться в более изолированные районы. [ не проверено в теле ]
Этимология
[ редактировать ]Слово Ваорани (множественное число от Вао «человек») на языке Вао означает «люди» или «мужчины» . До середины 20 века в него входили только родственники говорящего. Других представителей этой этнической группы называли ваодони , а чужаков называли и называют уничижительным термином «ководи» . Эта структура дублирует соглашения об именах внутри и вне группы, используемые многими народами. Это отражает период травматического конфликта с внешними силами во время каучукового бума 19-го и начала 20-го века и разведки нефти . [ нужна ссылка ]
Имя Ваорани (или альтернативное английское написание Ваодани ) представляет собой транслитерацию, выполненную англоговорящими -миссионерами лингвистами . Фонетическим эквивалентом, используемым носителями испанского языка, является хуаорани (что отражает отсутствие буквы w в испанском написании). Звуки, представленные английскими и испанскими буквами d и r, являются аллофонами языка ваорани (также известного как сабела, вао-тереро и уничижительно известного как аука ). [1]
Племенные подгруппы
[ редактировать ]Ваорани подразделяются на тоньямпаре, кенауэно, тиуэно, киуаро, дамуинтаро, сапино, тигуино, уамуно, даюно, кеуэруно, гарсакоча (река Ясуни), кемпери (река Кононако), мима, карууэ (река Кононако) и тагаэри . [2] [3]
Первая встреча, по рассказу Скотта Уоллеса
[ редактировать ]По словам журналиста Скотта Уоллеса, американские миссионеры в Эквадоре пытались связаться с ваорани в 1950-х годах, сбрасывая с воздуха подарки. Когда они попытались посадить небольшой самолет и связаться с племенем, шесть членов племени ваорани убили их копьями. [4] [5]
Культура
[ редактировать ]Мировоззрение
[ редактировать ]В традиционном мировоззрении анимистов ваорани нет различия между физическим и духовным мирами , а духи присутствуют во всем мире. Ваорани когда-то верили, что весь мир — это лес (и использовали одно и то же слово омэ для обоих). остается Тропический лес Ориенте важной основой их физического и культурного выживания. Для них лес — дом, а внешний мир считается небезопасным. [ нужна ссылка ]
Короче говоря, как выразился один ваорани: «Реки и деревья — это наша жизнь». [6] Во всей своей специфике лес вплетен в жизнь и мировоззрение каждого ваорани. Они обладают удивительно подробными знаниями о его географии и экологии. [ нужна ссылка ]
Охота составляет большую часть рациона ваорани и имеет культурное значение. Прежде чем отправиться на охоту или рыбалку, шаман общины часто молится о дне, чтобы обеспечить ее успех. Традиционно объектами охоты были обезьяны , птицы и дикие пекари , поскольку существовало обширное собрание табу на охоту и еду, например, запрещающее употребление в пищу оленей на том основании, что глаза оленя похожи на глаза человека. Ни на наземных хищников, ни на хищных птиц не ведется охота. Хотя охота и приносит радость, она имеет этические последствия: «Гуарани [ваорани] должны убивать животных, чтобы выжить, но они считали, что духи мертвых животных продолжают жить, и их нужно умилостивить, иначе они причинят вред в гневном возмездии». [7] Чтобы уравновесить оскорбление охоты, шаман демонстрировал уважение посредством ритуального приготовления яда кураре , используемого в ударных дротиках. Охота с такими дротиками считается не убийством, а поиском, по сути своего рода сбором урожая с деревьев. [8] [ нужна страница ]
Растения, особенно деревья, продолжают представлять важный интерес для ваорани. Их запас ботанических знаний обширен: от знаний о материалах до ядов и , галлюциногенов лекарств. Они также связывают растения со своим собственным опытом, особенно с опытом выращивания. считают благоприятными Некоторые виды деревьев ваорани . Деревья с кроной , с ярко окрашенными молодыми листьями и поразительной трансформацией по мере взросления в высоких гигантов, «вызывают восхищение за свой одинокий характер... а также за их обильное переплетение» с другими растениями. Другими важными деревьями являются пионерские виды персиковой пальмы (используемой для изготовления копий и духовых ружей, а также фруктов) и быстрорастущая пробковая древесина, используемая в церемониальных целях. Персиковые пальмы ассоциируются с прошлыми поселениями и предками, которые там жили. [9] [ нужна страница ]
Шаманская этномедицина использует аяуаска . напиток [10] и недавно идентифицированный гриб ( Dictyonema huaorani ) с аналогичным веществом из рода Psilocybe . [11] [12]
Как и многие народы, ваорани поддерживают четкое различие между своей группой и внешними группами между ваорани людьми ( родственными ), ваорони (другими представителями их культуры, не связанными между собой родством) и ководи . Использование ваорани как термина для всей их культуры возникло в последние пятьдесят лет в процессе этногенеза . Этому способствовало создание ONHAE, радиослужбы и футбольной лиги. [ нужна ссылка ]
Понятие времени ваорани особенно ориентировано на настоящее, с немногими обязательствами, простирающимися назад или вперед во времени. Их одно слово, обозначающее будущие времена, баане , также означает «завтра». [13] [ нужна страница ]
Оружие
[ редактировать ]Основное охотничье оружие — духовая трубка . Это оружие обычно имеет длину от 3 до 4 метров. Используемые стрелы окунаются в яд кураре , который парализует мышцы животного, в которое оно попадает, так что оно не может дышать. Пух капока используется для создания воздухонепроницаемого уплотнения путем скручивания волокон вокруг конца дротика или стрелы. С появлением западных технологий в 20 веке многие ваорани теперь используют винтовки для охоты. [ нужна ссылка ]
Права на землю
[ редактировать ]В 1990 году ваорани завоевали права на этнический заповедник ваорани площадью 6 125,60 км2. 2 (2365,11 квадратных миль). Охраняемый статус национального парка Ясуни , который пересекается с заповедником Ваорани, обеспечивает некоторую степень защиты окружающей среды. В августе 2023 года эквадорцы одобрили референдум о прекращении бурения нефти в парке. [14]
См. также
[ редактировать ]- За вратами великолепия , документальный фильм 2005 года.
- Список из 1000 человек
- Операция Аука
- Стив Сэйнт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элсон, Бенджамин, изд. (1962). Эквадорские индийские языки (PDF) . Том. I. Мексика, DF: Университет Оклахомы, Летний институт лингвистики. стр. 8–9.
- ^ «ВАОРАНИ / хуорани / вао / ваодани / Амазония, Эквадор» . www.waorani.com .
- ^ «Межъязык и не только» . buenosairesherald.com .
- ^ Скотт Уоллес, Непокоренные: В поисках затерянных племен Амазонки , первое издание, Crown Publishers, США, 2011, стр. 228
- ^ « Сборник 599 Эфемер об инциденте в Ауке », Архив Уитон-колледжа. Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Мужчина 1995 , с. 1999.
- ^ Моряки 1996 .
- ^ Соперник 2002 .
- ^ Соперник 1993 .
- ^ Верука, Александра (2012), «Изменяющееся понимание шаманского искусства уаорани» (PDF) , Антропологические тетради , 18 (3), SI: Друство Антропологов: 47–56 , получено 15 февраля 2015 г.
- ^ Шмулл, Микаэла; и др. (2014), «Dictyonema huaorani (Agaricales: Hygrophoraceae), новый лихенизированный базидиомицет из Амазонии, Эквадора с предположительно галлюциногенными свойствами» , The Bryological , 117 (4), Bio one: 386–94, doi : 10.1639/0007-2745-117.4 .386 , S2CID 84084929 , получено 15 февраля 2015 г.
- ^ Обнаружен новый психоделический вид лишайника: Dictyonema huaorani , Psychedelic Frontier, 3 февраля 2015 г.
- ^ Соперник 2002 , с. 47.
- ^ «Перспектива | Эквадорский народ ваорани, живущий в условиях эксплуатации нефтяной промышленности» . Вашингтон Пост . 30 мая 2024 г. Проверено 31 мая 2024 г.
Литература
[ редактировать ]- Кейн, Джо (1995), Дикари , Альфред А. Кнопф, ISBN 0-679-41191-7
- Мужчина, Джон (1982). Кочевники джунглей Эквадора: ваорани. Книги Время-Жизнь. ISBN 7054 07047
- Соперница, Лаура (1993), «Рост генеалогических древ: понимание восприятия леса хуаорани», Мужчина , 28 лет (декабрь): 635–52, doi : 10.2307/2803990 , JSTOR 2803990 .
- Соперница, Лаура (2002), Путешествие по истории. Хуаорани Амазонского Эквадора , Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-11845-3 .
- Соперница, Лаура М (2016). Преобразования хуаорани в Эквадоре XXI века: путешествие в будущее . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-0119-9 .
- Робарчек, Клейтон; Робарчек, Кэрол (2008) [2002], Ваорани: Контексты насилия и войны , Мейсон, Огайо : Cengage Learning, ISBN 978-0-15-503797-7 .
- Симанс, Джо (1996), «Последний шаман» , Nova , PBS .
- Верука, Александра (2015). Хуаорани из западного фрагмента Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-53987-8 .
- Лоуренс Зиглер-Отеро (2004), Сопротивление в амазонском сообществе; Хуаорани организуется против глобальной экономики . Berghahn Books, Нью-Йорк, ISBN 1-57181-448-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конец копья , заархивировано из оригинала 03 марта 2015 г. Фильм о миссионерах, убитых ваодани.
- Известный документальный фильм о общине ваорани недалеко от Ясуни.