Jump to content

История евреев в Эквадоре

Расположение Эквадора в Южной Америке
Эквадорские евреи
Евреи Эквадора
יהדות אקוודורЭквадорское еврейство
Общая численность населения
290
Регионы со значительной численностью населения
Кито и Гуаякиль
Языки
испанский , идиш , ладино и иврит
Религия
иудаизм

История евреев Эквадора восходит к 16-17 векам, когда евреи-сефарды начали прибывать из Испании и Португалии в результате испанской инквизиции . Эквадорские евреи — члены небольшой еврейской общины на территории сегодняшнего Эквадора . [1] и они образуют одну из самых маленьких еврейских общин в Южной Америке .

История [ править ]

Ранние годы [ править ]

Первые евреи начали прибывать в Эквадор в 16-17 веках. С 1580 по 1640 год, когда Испания и Португалия были объединены в Пиренейский союз , король Испании Филипп II был единственным наследником престола. В это время многие португальцы «с подозрением относились к своей вере», поэтому евреи начали проникать в вице-королевство Перу , недавно основанную колонию, где надзор инквизиции был слабее. В результате Пиренейского союза большая часть Испанской Америки в течение этого шестидесятилетнего периода находилась под властью одной короны. В это время португальцы распространяли христианство, когда они прибыли во владения Испанской Америки, и термин «португальцы» был синонимом «обращенного еврея». В 1640 году союз распался, когда португальцы восстали против испанской монархии и герцог Браганса занял трон королевства Португалии под именем Иоанна IV .

«Новые христиане» в Испанской Америке не нашли поддержки со стороны инквизиторского режима и были вынуждены мигрировать в другие регионы перуанского наместничества, особенно в те, где у инквизиции не было судов. Вице-королевство Перу было чрезвычайно большим, и на территории все еще находились большие территории, на которых Инквизиция практически не присутствовала. Избегая крупных городских центров, евреи, которых называли еретиками, могли выжить, маскируя свою личную и групповую идентичность. Так началась тенденция расселения «новых христиан» в вице-королевстве Перу, откуда они мигрировали из его центра в менее населенные и менее контролируемые внешние регионы.

Относительно большое количество мигрантов направилось в сторону южной и северной части Чили, аудиенции Кито. Внутри Кито новая диаспора сначала направилась во внутренние районы Хуана Салинаса и Лойолы (позже преобразованные в поселок Лоха ), которые, согласно исследованиям Рикардо Ордоньеса Чирибоги, [2] [3] был важным пунктом назначения для многих мигрирующих сефардов . Впоследствии многие из этих семей мигрировали дальше на север, в Куэнку , а затем в самый северный поселок Чимборасо (Алауси, Паллатанга и Чимборасо), продолжая бегство от могущественной и жестокой инквизиционной руки. Ранние сефардские евреи, вероятно, прибыли в Куэнку и близлежащие поселения в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков, но есть свидетельства дополнительных волн еврейской миграции в этот район в более позднее время. Вполне возможно, что другие сефарды обосновались на колониальной территории с первых дней испанского завоевания, о чем свидетельствует наличие имен, связанных с завоевателями, прибывшими вместе с Себастьяном де Беналькасаром и Педро де Альварадо . В семнадцатом веке в Куэнке стали появляться землевладельцы с фамилиями неопределенного происхождения, в том числе Сааведра, Хадаад и Иглесиас. Мигранты также достигли северных Перуанских Анд, поскольку культурные и этнические влияния региона еще не были определены колониальными границами в такой степени, как сегодня. Скорее, эта культурно-историческая единица восходит к доколумбовым временам.

Эти обстоятельства во многом объясняют присутствие сефардов в золотых и торговых районах Кито и Калакали, таких как Лоха, [4] Сарума , Куэнка, Санта-Исабель, Юнгилья, Тарки, Чорделег и Сигсиг, а также в других горных перевалах или городах торговых путей между Гуаякилем и Кито, таких как Алауси Чапакото, Чимборасо Сент-Джозеф, Сан-Мигель-де-Чимборасо, Гуаранда, а также как и другие районы северного высокогорья Перу из-за их близости. Присутствие западно-сефардских евреев в Эквадоре долгие годы оставалось скрытым, поскольку они часто селились в очень отдаленных деревнях и тайно исповедовали иудаизм дома. Многие из этих криптоевреев до сих пор говорят на ладино . [5] [6] Некоторые говорят, что Антонио Хосе де Сукре , лидер борьбы за независимость в Южной Америке и герой Эквадора, который занимал пост президента Перу и президента Боливии , является потомком этих евреев. [7] Некоторые фамилии среди известных эквадорских семей свидетельствуют об их (в некоторых случаях криптоеврейском) сефардском происхождении; однако до Второй мировой войны активная еврейская иммиграция в Эквадор была очень незначительной.

Сефардские имена в Эквадоре включают: Навон (мудрый), Морено (учитель), Габай (официальный), Пьедра (камень), Франко (свободный), Амзалаг (ювелир), Сабан (мыло), Эспиноза (шип), Нагар (плотник). , Хаддад (кузнец) и Хаким (медик).

20 век [ править ]

В 1904 году в Эквадоре было всего четыре признанных еврейских семьи, а опрос 1917 года показал наличие в стране 14 евреев. [8] После того, как Соединенные Штаты установили свою систему иммиграционных квот на основании Закона об иммиграции 1924 года , в Эквадор прибыло еще несколько евреев. Однако массовая еврейская иммиграция в Эквадор началась только после подъема нацизма и последовавшего за ним Холокоста в Европе. В 1933–1943 годах прибыло около 2700 евреев, а к 1945 году появилось 3000 новых еврейских иммигрантов, 85% из которых были беженцами из Европы.

В первые годы Второй мировой войны Эквадор все еще принимал определенное количество иммигрантов; В 1939 году, когда несколько стран Южной Америки отказались принять 165 еврейских беженцев из Германии на борт корабля «Кёнигштайн» , Эквадор предоставил им разрешения на въезд. [9] Тем не менее, в конечном итоге страна уступила политике избирательности. Согласно политике, еврейские иммигранты в Эквадор должны были работать в сельском хозяйстве, но вскоре власти предположили, что на самом деле иммигранты были торговцами, промышленниками и бизнесменами. В результате в 1938 году был принят закон, который обязывал любого еврея, не занятого в сельском хозяйстве или промышленности, покинуть страну. [10] Кроме того, право на въезд было ограничено только евреями, обладавшими минимум 400 долларами, которые они затем должны были инвестировать в промышленный проект.

В 1935 году Комитет по изучению иммиграционной индустрии в Республике Эквадор в Париже был основан Лигой Фриленда . Еврейская колонизация с целью создания еврейской родины в Эквадоре, Австралии или Суринаме. С правительством Эквадора было достигнуто соглашение о передаче 500 000 акров земли под юрисдикцию комитета сроком на 30 лет, на которых будут заселены иммигранты независимо от расы, религии или национальности. Также был обещан ряд уступок, таких как освобождение от налогов на три года, гражданство через год, освобождение от таможенных пошлин и бесплатный проезд поездом из порта во внутреннюю часть страны. Президент подписал соглашение несколько месяцев спустя при условии, что подробная программа будет представлена ​​к маю 1937 года и что комитет вложит 8000 долларов и расселит не менее 100 семей. Однако некоторые еврейские организации сочли землю, предложенную для этого плана, неприемлемой, заявив, что она находится слишком далеко от населенных пунктов и что климат слишком суров. Эти возражения привели к полному отказу от проекта.

После этой попытки Американский еврейский объединенный распределительный комитет и HICEM (слияние Общества помощи еврейским иммигрантам, Еврейской колонизационной ассоциации и EmigDirect, которая занималась транспортировкой через европейские порты; последняя немецкая организация прекратила свою деятельность в 1934 году) попытались создать куриное мясо. фермы для иммигрантов в других районах Эквадора, и 60 семей были расселены, но условия [ нужны разъяснения ] исключил успех этого предприятия, которое в конечном итоге провалилось. Большинство иммигрантов были бизнесменами и профессионалами, предпочитавшими заниматься своей профессией. Многие еврейские мастера обнаружили, что местная пробковая древесина отлично подходит для изготовления мебели, и начали производство. Позже эти иммигранты представили на эквадорском рынке мебель из железа и стали, ранее неизвестную в стране. Они также открыли магазины розничной торговли и открыли отели. Однако успех многих из этих иммигрантов вызвал напряженность среди сирийской и кубинской общин, которые ранее контролировали эти отрасли. Это давление привело к антиеврейским настроениям, но не к чему более существенному.

В 1940 году в Эквадоре было зарегистрировано 3000 евреев, подавляющее большинство из которых были беженцами из Германии. Большинство евреев Эквадора работали в прессе, торговле и медицине. Они также основали текстильные, фармацевтические и мебельные фабрики.

На пике своего развития, в 1950 году, еврейское население Эквадора оценивалось в 4000 человек, большинство из которых проживало в Кито. Несколько сотен также жили в Гуаякиле , несколько десятков - в Амбато , Риобамбе и Куэнке . В 1952 году был принят закон, требующий от каждого иностранца предоставить доказательство того, что он занимался профессией, указанной в его въездной визе. В ответ Всемирный еврейский конгресс (JWC) попытался помочь евреям, которые занимались бизнесом, но им разрешалось заниматься сельскохозяйственными работами только по визам. Однако попытки сельскохозяйственного поселения не увенчались успехом.

Политика правительства Эквадора в отношении еврейской эмиграции исторически носит неуверенный и нестабильный характер; например, в 1935 году он дал евреям разрешение селиться на территории площадью около 20 000 квадратных километров (7700 квадратных миль), но в 1938 году он издал приказ, согласно которому все еврейские жители, работающие в других областях, кроме сельского хозяйства, или неспособные развивать промышленность, будут будут обязаны покинуть страну.

Еврейская община сегодня [ править ]

Всего сегодня в Эквадоре проживает всего 290 евреев. Еврейская община страны преимущественно немецкого происхождения, но молодое поколение в основном говорит по-испански. Эквадорская еврейская община представляет собой однородную группу, которая способствовала прекрасной общинной организации. Например, Ассоциация благотворителей Израиля, основанная в 1938 году, является центральным органом по еврейским религиозным и культурным вопросам в Эквадоре. Другие еврейские организации в стране включают Сионистскую федерацию, Бней-Брит , Международную женскую сионистскую организацию (WIZO) и Маккаби. Сообщество также издает двуязычный испанско-немецкий бюллетень под названием Informaciones . В Эквадоре смешанные браки не являются такой большой проблемой, как в других местах, поскольку евреи образуют отдельный средний слой между высшими (традиционно католическими) классами и низшими классами коренного населения.

В Кито есть еврейская школа, Экспериментальный колледж Альберто Эйнштейна, основанная в 1973 году, которая обслуживает как евреев, так и неевреев, учащихся от детского сада до двенадцатого класса. В школе отмечают все еврейские праздники , преподают иврит и другие еврейские науки. [11] Школа имеет отличную репутацию и предлагает программу подготовки к поступлению в колледж. Еврейская община Кито также имеет собственное здание, дом для престарелых и синагогу, в которой проводятся службы по субботам и праздникам.

Эквадор традиционно поддерживал дружественные отношения с Израилем и часто поддерживал Израиль в Организации Объединенных Наций; Посольство Эквадора находится в Тель-Авиве. В конце 1960-х годов две страны разработали сеть технического сотрудничества и помощи, особенно в области развития сельского хозяйства и водных ресурсов. С 1948 года 137 эквадорских евреев эмигрировали в Израиль.

эквадорские Выдающиеся евреи

Эквадорские евреи добились известности в различных областях, включая академическую, промышленность и науку. Бенно Вайзер ( он же Бенджамин Варон), который был активным эквадорским журналистом, позже поступил на дипломатическую службу Израиля, работая в различных странах Латинской Америки. [12] Его брат Макс Вайзер был первым израильским консулом в Эквадоре. [13] Моселио Шехтер — исследователь, изучающий рост бактерий и деление клеток. [14]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Евреи в Эквадоре» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 22 января 2014 г.
  2. ^ Исследования Рикардо Ордоньеса Чирибоги
  3. ^ Сефардское наследие в провинции Лоха, автор Рикардо Ордоньес Чирибога.
  4. ^ Эквадорский журнал доктора. Барри Редер
  5. ^ Затерянные сефардские племена Латинской Америки
  6. ^ Лицо присутствия
  7. ^ «Эквадор | Путешествующий раввин» .
  8. ^ «Еврейская община Эквадора» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 20 июня 2018 г.
  9. ^ Тенорио, Рич. «Как крошечный Эквадор оказал огромное влияние на евреев, спасающихся от Холокоста» . www.timesofisrael.com . Проверено 26 апреля 2019 г.
  10. The Argus (Мельбурн, Вика: 1848–1957) Пт, 21 января 1938 г. Страница 11 ЕВРЕИ ИЗГНАНЫ ИЗ ЭКВАДОРА
  11. ^ «Добро пожаловать в образовательный отдел Альберто Эйнштейна» . www.einstein.k12.ec . Проверено 26 апреля 2019 г.
  12. ^ «Планкетт Лейк Пресс» . plunkettlakepress.com . Проверено 26 апреля 2019 г.
  13. ^ «Доктор Макс Вайзер назначен почетным консулом Израиля в Эквадоре» . Еврейское телеграфное агентство . 06.10.1955 . Проверено 26 апреля 2019 г.
  14. ^ «Дополнительный факультет — Моселио Шехтер» . www.bio.sdsu.edu . Проверено 26 апреля 2019 г.

Внешние ссылки [ править ]

Книги по этой теме: Los Gonzalez 1848-2018 Raul Gonzalez Tobar, Amazon, Barnes & Noble и т. д.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08afa54859d4e81680f5876dc1064a8a__1693971540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/8a/08afa54859d4e81680f5876dc1064a8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Ecuador - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)