История евреев в Молдове
Общая численность населения | |
---|---|
Восток. от 85 000 до 120 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | 80,000–100,000 [1] |
Молдавия | от 4 000 до 15 000–20 000 [2] [3] |
Румыния | ~1,000 |
Языки | |
Иврит (в Израиле), румынский , русский , идиш | |
Религия | |
иудаизм |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев до Молдовы , восходит к I веку н.э. когда римские евреи жили в городах провинции Нижней Мезии . Бессарабские евреи проживают в этом районе уже некоторое время. Между 4-7 веками нашей эры Молдова была частью важного торгового пути между Азией и Европой и граничила с Хазарским каганатом , где иудаизм был государственной религией. [4] Перед Второй мировой войной жестокие антисемитские движения в Бессарабском регионе серьезно повлияли на еврейское население региона. В 1930-х и 40-х годах, при румынских правительствах Октавиана Гоги и Иона Антонеску , организованные правительством погромы и массовые депортации привели к концентрации и последующему истреблению еврейских граждан, что привело к уничтожению от 45 000 до 60 000 евреев по всей Бессарабии. [5] [6] Общее число румынских и украинских евреев, погибших на территориях под управлением Румынии, составляет от 280 000 до 380 000 человек. [5]
Сегодня еврейская община Молдовы возродилась и представлена в первую очередь организацией Еврейская община Республики Молдова (JCM). В нынешнем виде группа была зарегистрирована в 1997 году, но ее корни уходят корнями в основание Союза еврейских общин Бессарабии 3 ноября 1935 года. [7] По оценкам группы, общая численность молдавских евреев в 2022 году составит ок. 20 000. [8] Всемирный еврейский конгресс (аффилированным членом которого является JCM) заявляет, что произошло «широкое развитие национального самосознания и возвращение евреев Молдовы к своим корням, при этом еврейская идентичность и культура прославляются в количество форм». [9] Дипломатические отношения с Израилем начались в 1992 году, израильское консульство находится в столице страны Кишиневе . С 2014 года Молдова является страной-наблюдателем Международного альянса памяти Холокоста , а с 2019 года приняла для официального использования Рабочее определение антисемитизма IHRA . открылся Музей еврейской истории . в Оргееве 30 января 2023 года [10]
В Кишиневе есть один еврейский детский сад, две еврейские школы и муниципальная еврейская библиотека имени Ицика Мангера . Еврейская газета «Наш голос» («Наш голос») издается два раза в месяц Еврейской общиной Республики Молдова. [9] В Кишиневе есть Еврейский культурный центр, а также семь синагог , синагоги также имеются в Оргееве , Сороках и Тирасполе , а «Мемориалы Кишиневскому гетто, жертвам фашизма, жертвам кишиневского погрома являются местами для памяти в Кишиневе». [9] Другие организации включают Хабад Любавич Молдова и Кедем .
Конституция Молдовы гарантирует право на свободу вероисповедания и полное отделение церкви от государства, отмечая при этом «исключительную важность» православия. [8] Отрицание Холокоста и оскорбление памяти о Холокосте являются уголовными преступлениями. [8] «Производство, продажа, распространение или публичное использование фашистских , расистских или ксенофобских символов или идеологии, за исключением случаев, когда они используются в искусстве, науке или образовании. Закон запрещает пропаганду ксенофобии, расизма, фашизма, ненависти и насилия в отношении этнических меньшинств». по расовым или религиозным признакам». [8] С 2015 года 27 января ежегодно признается Национальным днем памяти жертв Холокоста. [9] В 2016 году парламент Молдовы одобрил итоговый отчет Международной комиссии по Холокосту в Румынии Эли Визеля . Дискриминация по признаку религиозной принадлежности является незаконной, а разжигание религиозной и национальной розни было признано незаконным в мае 2022 года. [8]
Бессарабские евреи [ править ]
Ранняя история [ править ]
- 1889: В Бессарабии проживало 180 918 евреев при общей численности населения 1 628 867 человек.
- 1897: Еврейское население выросло до 225 637 из 1 936 392 человек. [11]
- 1903: В Кишиневе (Кишинев) в российской Бессарабии проживало 50 000 евреев, или 46%, из примерно 110 000 человек. Хотя евреи почти не существовали в сельской местности, они присутствовали во всех крупных городах с конца 18 - начала 19 века. Еврейская жизнь процветала: только в Кишиневе было 16 еврейских школ и более 2000 учеников.
- 19–21 апреля 1903 г. — Кишиневский погром .
- 1920: Еврейское население выросло примерно до 267 000 человек.
- 1930: Румынская перепись зарегистрировала 270 000 евреев. [12]
Кишиневский погром [ править ]
В 1903 году русский мальчик- христианин Михаил Рыбаченко был найден убитым в городе Дубоссары (Дубоссары), в 37 км к северо-востоку от Кишинева. Русскоязычная убийство антисемитская газета «Бессарабка» начала распространять слухи о том, что было частью еврейского ритуала . В этой газете публиковались слухи о евреях, которые принесли разорение местному еврейскому населению. Что касается убийства, то сообщалось, что перед своим исчезновением потерпевший посетил магазин еврейского табачного киоска. [13] Другие антисемитские газеты призывали к погрому. [14] Хотя официальное расследование установило отсутствие какого-либо ритуального характера в убийстве и в конечном итоге установило, что мальчика убил родственник (которого позже нашли), волнения, вызванные этими и другими слухами, вылились в крупный погром во время Пасхи. праздники. Погром продолжался три дня без вмешательства полиции. Сорок семь (некоторые говорят, что 49) евреев были убиты, 92 тяжело ранены, 500 легко ранены и более 700 домов разрушены. [15]
Многие молодые евреи, в том числе Мендель Португали , пытались защитить общину. Был протест со стороны выдающихся русских писателей Льва Толстого и Максима Горького , а также протесты евреев и неевреев в Европе и Соединенных Штатах . Хаим Нахман Бялик написал о погроме в своем стихотворении «Город резни», а Владимир Короленко в своей книге « Дом № 13 ». [16]
Холокост [ править ]
До двух третей бессарабских евреев бежали еще до отступления советских войск. 110 033 человека из Бессарабии и Буковины (в последнюю в то время входили уезды Чернауцы, Сторожинец, Рэдэуцы, Сучава, Кымпулунг и Дорогой - примерно 100 000 евреев) - все, за исключением небольшого меньшинства евреев, которые не бежали в 1941 году - были депортирован в Приднестровье , регион, который находился под военным контролем Румынии в 1941–44.
- 1941: Айнзацкоманды , немецкие мобильные отряды уничтожения, созданные из ( СС нацистских шуцстаффелей ) под командованием Отто Олендорфа, вошли в Бессарабию. Они сыграли важную роль в убийстве многих евреев в Бессарабии, которые не бежали перед лицом немецкого наступления.
- 8 июля 1941 года: Ион Антонеску , тогдашний правитель Румынии, сделал заявление перед Советом министров:
- ... Рискуя быть непонятым некоторыми традиционалистами, которые могут быть среди вас, я за насильственную миграцию всего еврейского элемента из Бессарабии и Буковины , который должен быть переброшен за границу. Также я за вынужденную миграцию украинского элемента , которому сейчас здесь не место. Меня не волнует, если мы окажемся в истории варварами . Римская империя совершила ряд варварских действий с современной точки зрения и, тем не менее, стала величайшим политическим урегулированием. Никогда еще не было более подходящего момента. При необходимости стреляйте из пулемета. [17]
Отряды убийств айнзацгруппы D вместе со специальными невоенными подразделениями, приданными немецкому Вермахту и румынской армии, участвовали во многих массовых убийствах в Бессарабии (более 10 000 за один месяц войны, в июне-июле 1941 г.), депортируя других тысяч в Приднестровье. С 1941 по 1942 год число евреев, депортированных в отдаленные районы СССР и зоны боевых действий по приказу маршала Антонеску, достигло 56 089 человек. [18] Огромное количество этого населения погибло во время оккупации этих территорий. [18]
В нацистских гетто, организованных в ряде городов, а также в нацистских концентрационных лагерях (в этих лагерях также находилось сопоставимое количество евреев из Приднестровья) многие люди умерли от голода или плохих санитарных условий или были расстреляны специальными нацистскими подразделениями непосредственно перед прибытием. советских войск в 1944 году. Румынская военная администрация Приднестровья вела очень скудный учет людей в гетто и лагерях. Единственное точное число, найденное в румынских источниках, составляет 59 392 человека, погибших в гетто и лагерях с момента их открытия до середины 1943 года. [19] В это число входят все интернированные независимо от их происхождения, но не включены те, кто погиб по дороге в лагеря, те, кто погиб в период с середины 1943 года по весну 1944 года, а также те, кто погиб сразу после оккупации румынской армией. Приднестровья (см., например, резню в Одессе ).
Молдавская Советская Социалистическая Республика [ править ]
После Второй мировой войны число евреев в Молдавской Советской Социалистической Республике значительно увеличилось, достигнув пика в 98 001 в 1970 году. [20] Во время алии и иммиграции в Советский Союз 1970-х годов на Запад, и особенно в конце 1980-х годов, многие из них эмигрировали в Израиль, США, Канаду, а некоторые - в Австралию и Западную Европу. Последняя советская перепись 1989 года зарегистрировала в Советской республике 65 672 еврея. [21]
Современная ситуация [ править ]
По состоянию на 2014 год в Молдове проживает около 15 000 евреев, в том числе более 10 000 только в Кишиневе. В то же время в Израиле проживают 75 492 молдавских еврея, а также небольшие общины в других частях мира, таких как Россия, США, Великобритания, Германия, Румыния, Австралия и т. д.
С 2015 года 27 января ежегодно признается Национальным днем памяти жертв Холокоста. [9] В 2016 году парламент Молдовы одобрил итоговый отчет Международной комиссии по Холокосту в Румынии Эли Визеля . Дискриминация по признаку религиозной принадлежности является незаконной, а разжигание религиозной и национальной розни было признано незаконным в мае 2022 года. [8]
Однако антисемитизм по-прежнему является обычным явлением; несколько церквей и политических организаций до сих пор ссылаются на антисемитскую риторику. Кроме того, в стране действуют крайне правые и неонацистские группировки. Поскольку в советские времена религия была жестко ограничена, вполне вероятно, что в Молдове гораздо больше людей этнического еврейского происхождения, чем тех, кто исповедует эту религию, но многие могут просто не знать об этом.
В 2024 году Лига действия и защиты (базирующаяся в Брюсселе ) и Европейская еврейская ассоциация опубликовали опрос, в котором приняли участие 1000 молдаван. По результатам опроса (сообщает The Times of Israel ), «большинство из 923 респондентов указали, что они либо нейтрально относятся к евреям (27%), либо связывают их (35%) с «положительными» качествами, в том числе « уважение, интеллигентные, умные, нормальные люди, способные, обычные, образованные». 19% процентов, сообщивших о негативной реакции, ассоциировали евреев с такими понятиями, как «жадные, расчетливые, хитрые, предатели, распятие Христа, плохие люди, чужая культура, шарлатаны, спекулянты, грязные, лживые, эгоистичные». Почти половина респондентов, или 48%, заявили, что не любят евреев, при этом 13% заявили, что они «действительно не любят» их, а 40% заявили, что им «действительно нравятся» евреи. По сравнению с представителями других национальностей, евреи понравились в опросе больше, чем цыгане (28%), поляки (34%); иммигранты (34%) и гагаузы (39%), тюркская этническая группа».
В ответ на опрос директор лоббистской группы Европейской еврейской ассоциации раввин Менахем Марголин заявил, что «в Молдове сохраняется глубоко укоренившийся антисемитизм. население несет на себе основную тяжесть такого тревожно большого количества стереотипов и образов». [22]
Известные цифры [ править ]
- Антон Рубинштейн (1829-1894). Композитор, пианист, дирижер.
- Иегуда Лейб Цирельсон (1859-1941). Раввин , писатель.
- Меир Дизенгоф (1861-1936). Первый мэр Тель-Авива , Израиль .
- Шмуэль Коэн (1870–1940). Автор государственного гимна Израиля « Атиква ».
- Анна Тумаркина (1875–1951). Философ и психолог .
- Лев Берг (1876-1950). Ихтиолог , географ и зоолог .
- Льюис Майлстоун (1895–1980). Кинорежиссер, первый обладатель двух премий Американской киноакадемии.
- Довид Кнут (1900–1955). Поэт и участник французского Сопротивления .
- Lazar Dubinovschi (1910-1982), sculptor.
- Ливиу Деляну (1911–1967). Поэт и писатель, автор гимна МССР .
- Яаков Ярдаур (1912-1997), Лехи боевик
- Изи Даймонд (1920–1988). Сценарист , лауреат премии «Оскар» .
- Исидор Бурдин (1914–1999). Дирижер и композитор, способствовавший возрождению народной музыки в Молдове .
- Сол Перлмуттер (1959 – настоящее время). Астрофизик , лауреат Нобелевской премии .
- Марина Таубер (1986-настоящее время). Политик , мэр Хора-де-Михлок и член парламента.
- Илан Шор (1987-настоящее время). Политик , мэр Оргеева и основатель молдавской политической партии «Шор».
См. также [ править ]
- Израильско-молдавские отношения
- История евреев в Кишиневе
- История евреев в Румынии
- История евреев в Приднестровье
- Еврейские корни в Украине и Молдове
Ссылки [ править ]
- ^ «Посольство Республики Молдова в Государстве Израиль» . israel.mfa.md . Архивировано из оригинала 30 марта 2018 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Еврейский виртуальный мир — Молдова» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ «Введение и история евреев в Молдове» .
- ^ «120 лет Кишиневскому (Кишинёвскому) погрому 1903 года» . Городской совет Кишинева – 120-летие Кишиневского (Кишиневского) погрома 1903 года . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Итоговый отчет Международной комиссии по Холокосту в Румынии» (PDF) . Мемориальный музей Холокоста США . 11 ноября 2004 года . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Солаш, Ричард (8 апреля 2012 г.). «Архив раскрывает новые подробности Холокоста в Молдове» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «О нас – JCM» . Еврейская община Республики Молдова . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Отчет о международной религиозной свободе за 2022 год: Молдова» . Государственный департамент США . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Община Молдовы (Республики) – Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Открытие Еврейского музея Оргеева – JCM» . Еврейская община Республики Молдова . 1 февраля 2023 г. Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Бессарабская губерния Archived 30 May 2016 at the Wayback Machine . (in Russian)
- ^ Нееврейское население (на румынском языке). Центральный институт статистики. стр. XXIV . Проверено 20 июля 2008 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Коэн, Ричард; Коэн, Ричард М. (2014). Израиль: сможет ли он выжить? . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 36–37. ISBN 978-1-4165-7568-9 .
- ^ Росснер, Рена (25 сентября 2018 г.). Сестры Зимнего леса . Орбита. ISBN 978-0-316-48329-2 .
- ^ Судья Эдвард Х. (1995). Пасха в Кишиневе: Анатомия погрома . Нью-Йорк Пресс. стр. 42–47. ISBN 0814742238 .
- ^ «Еврейская община Кишинева» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Цитата из « Стенограмм Совета министров правительства Иона Антонеску » , том IV, период июль – сентябрь 1941 года, Бухарест, 2000 год, стр. 57, июль-сентябрь 1941 года, Бухарест, 2000 год, стр. 57.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брезиану, Андрей; Спану, Влад (2007). Исторический словарь Молдовы . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 196. ISBN 978-0-8108-6446-7 .
- ^ Маршал Ион Антонеску . (на румынском языке)
- ^ Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР (in Russian)
- ^ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР. Archived 25 January 2016 at the Wayback Machine (in Russian)
- ^ Лидор, Ханаан. «Опрос по антисемитизму в Молдове демонстрирует большую враждебность наряду с широкой симпатией» . Таймс Израиля . Проверено 12 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Вайнер, Мириам; Государственный архив Украины (совместно с); Национальный архив Молдовы (в сотрудничестве) (1999). Еврейские корни в Украине и Молдавии: страницы прошлого и архивные описи . Секаукус, Нью-Джерси: Фонд Мириам Вайнер «Пути к корням». ISBN 978-0-96-565081-6 . OCLC 607423469 .
- Берзой, Антонина А. (1999). Вайнер, Мириам (ред.). Еврейские генеалогические исследования в Национальном архиве Молдовы: Введение (PDF) . Кишинев, Молдова: Национальный архив Молдовы. стр. 381–385. ISBN 978-0-965-65080-9 .
- Джинея, Клара; Копанский, Яков; Шойхет, Семен (1999). Вайнер, Мириам (ред.). Евреи Молдовы (PDF) . Молдова: Отдел еврейской истории и культуры Молдовы Института межэтнических исследований Академии наук Молдовы; Ассоциация еврейских организаций и общин Республики Молдова. стр. 395–400. ISBN 978-0-965-65080-9 .
- Вайнер, Мириам (1999). Города и поселки Молдовы: страницы прошлого и настоящего: историческая справка (PDF) . Секаукус, Нью-Джерси: Фонд Мириам Вайнер «Пути к корням». п. 349. ИСБН 978-0-965-65080-9 .