История евреев в Бессарабии.
История евреев Бессарабии , исторического региона в Восточной Европе , насчитывает сотни лет.
Ранняя история
[ редактировать ]Евреи упоминаются в Молдавском княжестве с самого начала , но они не составляли значительного числа. Их основной деятельностью в Молдавии была торговля , но они не могли конкурировать с греками и армянами , знавшими левантийскую торговлю и отношения. [ нужна ссылка ]
Несколько раз, когда еврейские купцы создавали монополии в некоторых местах северной Молдавии, молдавские правители отправляли их обратно в Галичину и Подолье . Одним из таких примеров был период правления Петру Шчиопула (1583–1591), который отдавал предпочтение английским купцам во главе с Уильямом Харборном . [ 1 ]
В 18 веке в Молдавии стало селиться больше евреев. Некоторые из них руководили переправами через Днестр , заменяя молдаван и греков, пока капитан Сороки не потребовал их изгнания.
Другие торговали спиртными напитками ( горилками ), сначала привезенными из Украины , а затем строили усадьбах местные велницы (доиндустриальные винокуренные заводы) на боярских . Число евреев значительно увеличилось во время Русско-турецкой войны (1806–1812) , когда была открыта граница Подолья и Молдавии. [ 1 ]
Когда эта война закончилась, в 1812 году Бессарабия (восточная половина Молдавского княжества ) была присоединена к Российской империи.
Бессарабская губерния (1812–1917).
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Статус
[ редактировать ]Статутный закон ( Aşezământul ) Бессарабской губернии 1818 года упоминает евреев как отдельное государство (социальный класс), которое далее разделялось на купцов, торговцев и земледельцев. В отличие от других государств, евреям не разрешалось владеть сельскохозяйственными землями, за исключением «только пустых участков, находящихся в собственности государства, для обработки и строительства фабрик». Евреям было разрешено хранить и контролировать продажу спиртных напитков в государственных и частных поместьях, владеть «мельницами, велницами , пивоварнями и подобными владениями», но им категорически запрещалось «править христианами». По переписи 1817 года в Бессарабии насчитывалось 3826 еврейских семей (по оценкам, 19 тысяч человек, или 4,2% от общей численности населения). [ 1 ]
Сельские колонии
[ редактировать ]В течение следующих поколений еврейское население Бессарабии значительно выросло. В отличие от большей части остальной части Российской империи , в Бессарабии евреям было разрешено селиться на ярмарках и в городах. Царь Николай I издал указ (указ), разрешавший евреям селиться в Бессарабии «в большем количестве», давая оседлым евреям два года без уплаты налогов. В то же время евреям Подольской и Херсонской губерний было предоставлено пять лет освобождения от налогов при условии, что они пересекут Днестр и поселятся в Бессарабии. [ 2 ]
В результате торговой деятельности было недостаточно для поддержания всех евреев, что побудило царские власти создать 17 еврейских сельскохозяйственных колоний:
В Сорокском уезде
[ редактировать ]- Думбрэвени (ныне часть коммуны Вэдень )
- Брачова (Бричево, ныне Бричева, часть коммуны Тырнова в Дондюшанском районе)
- Мэркулешть (Старэука/Старовка, какое-то время)
- Выртожани (Вертюжени, Штеап на какое-то время)
- Люблин (позже Немировка, ныне Нимереука)
- Ты сука
- Згурита
- Марамонова
- Константиновка
В уезде Орхей
[ редактировать ]- Шибца (ныне Шипка)
- Николаевка-Благодати (ныне Некулэевка )
- Теленешть Ной
- Гратиешть частью коммуны Грэтешть в секторе Рышкань Кишинева и Гулбоака находятся под совместным управлением (оба сейчас являются )
В Бельцком уезде
[ редактировать ]- Александрень (ныне часть коммуны Александрень Сынжерейского района )
- Валя луй Влад (ныне часть коммуны Думбравица Сынжерейского района)
В уезде Хотин
[ редактировать ]- Ломакина (теперь в Нистровский район , Область Украины Черниговская )
В Тигинском уезде
[ редактировать ]- Романэуцы (Романовка) (сейчас в черте города Бессарабка )
В этих деревнях поселилось 10 589 евреев, образовавших 1082 двора. Этот план был заимствован из идей австрийского императора Иосифа II в отношении евреев Буковины , но он стал непрактичным, поскольку евреи предпочитали покинуть Буковину, чем селиться в деревнях. Впечатление о том, что евреи не будут оставаться в сельской местности, было опровергнуто русским царем, поскольку его колонизация поначалу казалась успешной. Однако через несколько лет евреи в этих сельских колониях отдали предпочтение торговой деятельности скотом, кожей, шерстью, табаком, а их сельскохозяйственные земли в основном сдавались в аренду крестьянам-христианам. Спустя годы многие из этих евреев переехали на ярмарки и продали свою землю молдаванам. По переписи 1856 г. в Бессарабии проживал 78 751 еврей (около 8% от общей численности населения в 990 000 человек). [ 2 ]
Конец 19 и начало 20 веков
[ редактировать ]- 1889: В Бессарабии проживало 180 918 евреев из общей численности населения в 1 628 867 человек, или 11,11%.
- 1897: Еврейское население выросло до 225 637 из 1 936 392 человек, или 11,65%.
- 1903: В Кишиневе (тогда известном как Кишинев ), в российской Бессарабии, еврейское население составляло 50 000 человек, или 46%, из примерно 110 000 человек. Еврейская жизнь процветала: только в Кишиневе было 16 еврейских школ и более 2000 учеников.
Кишиневский погром
[ редактировать ]16 февраля 1903 г.: Кишиневский погром .
В 1903 году украинский мальчик- христианин Михаил Рыбаленко был найден убитым в городе Дубоссары , примерно в 40 километрах (25 миль) к северо-востоку от Кишинева; город находится на левом берегу реки Днестр и не входил в состав Бессарабии. Хотя было ясно, что мальчика убил родственник (который позже был найден), правительство назвало это ритуальным заговором убийства, организованным евреями. Толпу спровоцировали Павел Крушеван , редактор русскоязычной антисемитской газеты « Бессарабия» , и вице-губернатор Устругов. [ нужна ссылка ] Газета регулярно обвиняла еврейскую общину в многочисленных преступлениях и неоднократно публиковала такие заголовки, как «Смерть евреям!» и «Крестовый поход против ненавистной расы!» [ 3 ] Они использовали древнюю клевету против евреев (что мальчика убили, чтобы использовать его кровь для приготовления мацы ).
Вячеслав Плеве Министр внутренних дел якобы отдал приказ не останавливать беспорядков. Однако погром продолжался три дня без вмешательства полиции. Сорок семь (некоторые говорят, что 49) евреев были убиты, 92 тяжело ранены, 500 легко ранены и более 700 домов разрушены. Несмотря на протесты во всем мире, только двое мужчин были приговорены к семи и пяти годам заключения, а 22 человека были приговорены к одному или двум годам заключения. Этот погром считается первой инспирированной государством акцией против евреев в 20 веке. [ нужна ссылка ] и сыграл важную роль в убеждении десятков тысяч российских евреев уехать на Запад и в Палестину . [ нужна ссылка ] Многие молодые евреи, в том числе Мендель Португали , пытались защитить общину.
1917–1940
[ редактировать ]Молдавская Демократическая Республика
[ редактировать ]В Земсовете бессарабских евреев представляли:
- Исак Герман , 60 лет, адвокат из Кишинева
- Евгений Кенигшац , 58 лет, юрист, Кишинев
- Сэмюэл Лихтманн , 60 лет, государственный служащий
- Моисей Слуцкий , 62 года, врач, Кишинев
- Гутман Ландау , 40 лет, госслужащий
- Мендель Штейнберг
Первые четверо воздержались при голосовании за союз Бессарабии с Румынией 9 апреля [ OS 27 марта] 1918 года, а двое последних отсутствовали.
Великая Румыния
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2009 г. ) |
- 1920: Еврейское население выросло до ок. 267 000.
- 1930: румынская перепись зарегистрировала 270 000 евреев.
Холокост
[ редактировать ]В 1941 году в Бессарабию вошли айнзацкоманды , немецкие мобильные отряды убийц, набранные из нацистских СС и которыми командовал Отто Олендорф . Они сыграли важную роль в убийстве многих евреев в Бессарабии, которые не бежали от немецкого наступления. 8 июля 1941 года Михай Антонеску , заместитель премьер-министра и в то время правитель Румынии, сделал заявление перед Советом министров:
- … Рискуя быть непонятым некоторыми традиционалистами, которые могут быть среди вас, я за насильственную миграцию всего еврейского элемента из Бессарабии и Буковины , который должен быть переброшен за границу. Также я за вынужденную миграцию украинского элемента , которому сейчас здесь не место. Меня не волнует, окажемся ли мы в истории варварами . Римская империя совершила ряд варварских действий с современной точки зрения и, тем не менее, стала величайшим политическим урегулированием. Никогда еще не было более подходящего момента. При необходимости стреляйте из пулемета. (Эту цитату можно найти в «Стенограммах Совета министров правительства Иона Антонеску», том IV, период июль – сентябрь 1941 года, Бухарест, 2000 год, стр. 57) ( Stenogramele şedinţelor Consiliului de Miniştri, Guvernarea Ion Antonescu , том IV, период июль-сентябрь 1941 г., Бухарест, апрель 2000 г., страница 57).
Отряды убийств айнзацгруппы D со специальными невоенными подразделениями, прикрепленными к немецкой армии Вермахта и румынской армии, участвовали во многих массовых убийствах в Бессарабии (более 10 000 за один месяц войны, в июне-июле 1941 г.), а другие тысячи депортировали в Приднестровье . Большинство (до 2/3) евреев Бессарабии (207 тыс. по последней переписи 1930 г.) бежали еще до отступления советских войск. Однако 110 033 человека из Бессарабии и Буковины (в последнюю в то время входили уезды Чернауцы, Сторожинец, Рэдэуцы, Сучава, Кымпулунг и Дорогой: еще около 100 000 евреев) - все, за исключением небольшого меньшинства евреев, которые не бежали в 1941 г. — были депортированы в Приднестровье , регион, находившийся под военным контролем Румынии в 1941–1944 гг.
В гетто, организованных в нескольких городах, а также в лагерях (в этих лагерях находилось сопоставимое количество евреев из Приднестровья) множество людей погибло от голода, плохих санитарных условий или от расстрелов специальными нацистскими подразделениями непосредственно перед приходом советских войск. в 1944 году. Румынская военная администрация Приднестровья вела очень плохой учет людей в гетто и лагерях. Единственная точная цифра, найденная в румынских источниках, — это 59 392 человека, погибших в гетто и лагерях с момента их открытия до середины 1943 года. [ 4 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] В это число входят все интернированные независимо от их происхождения, но не включаются те, кто погиб по дороге в лагеря, те, кто погиб в период с середины 1943 года по весну 1944 года, а также тысячи людей, погибших сразу после действий румынской армии. взятие под контроль Приднестровья (см. Одесская резня ).
В июне – июле 1941 года около 10 000 человек (в основном мирные жители) были убиты во время военных действий в регионе в 1941 году немецкими частями айнзацгруппы D, а в некоторых случаях и некоторыми румынскими войсками. В Скулень несколько десятков местных евреев были убиты румынскими войсками. В Бельцах около 150 местных жителей были расстреляны айнзацгруппой (молодые женщины также были изнасилованы), а 14 военнопленных-евреев были расстреляны румынами. В Мэркулешть были расстреляны 486 советских военнопленных еврейского происхождения (многие были призваны на военную службу из местных жителей), которые были оставлены Советской армией из-за ран, чтобы избежать окружения. На окраине Оргеева было обнаружено около 40 трупов евреев, казненных немецкими или румынскими частями.
С 1941 по 1942 год 120 000 евреев из Бессарабии, всей Буковины и округа Дорохой в самой Румынии были депортированы в гетто и концентрационные лагеря в Приднестровье , и лишь небольшая часть вернулась в 1944 году. Те, кто умер, сделали это в большинстве случаев. нечеловеческие и ужасные условия. (В тех же гетто и лагерях находилось также много евреев из этого региона, ответственность за смерть которых лежит на румынских властям, оккупировавших его в 1941–44.)
Остальная часть 270-тысячной еврейской общины региона пережила Вторую мировую войну. В основном это были бессарабские евреи, которые благоразумно отступили перед уходом советских войск в середине июля 1941 года. Однако единственное хорошее, что можно сказать об их судьбе в 1941–1944 годах, — это то, что они выжили, поскольку условия, в которых они путешествовали, в глубь СССР (например, в Узбекистан) летом 1941 г. и условия их прибытия были очень плохими. Около 15 000 евреев из Черноуц и еще 5 000 из других районов Буковины был спасен тогдашним мэром города Траяном Поповичем . Тем не менее, ему не удалось спасти всех, и около 20 000 буковинских евреев были депортированы в Приднестровье . По окончании войны оставшаяся еврейская община Буковины решила переехать в Израиль .
В результате отъезда румынской интеллигенции в 1940 и 1944 годах, буковинских немцев в 1940–41 годах, уцелевших буковинских евреев в 1945 году и насильственной репатриации буковинских поляков в Польшу Чернауцы стали одним из культурных и университетские «драгоценности» Австро-Венгрии и Румынии перестали существовать как таковые: их население (в 1930 году уже 100 тысяч человек) сильно сократилось. После войны некоторые буковинские украинцы из сельской местности, а также несколько украинцев из Подолья и Галичины в город переехали . Однако они, как правило, были исключены из советского аппарата и на более высокие должности в экономике и управлении, которые были сформированы в основном из людей, известных своей лояльностью к советской системе, отправленных из восточной Украины или из других частей СССР.
Сегодняшний день
[ редактировать ]проживало около 15 000 евреев К концу 1993 года в Республике Молдова . В том же году 2173 еврея эмигрировали в Израиль . Существовало два еврейских периодических издания, оба издавались в Кишиневе. Наибольшее распространение получил «Наш голос Наш голос» — אונדזער קול Ундзер кол («Наш голос») на идише и русском языке .
Демография
[ редактировать ]Евреи в Бессарабии | ||||||||||||
Графство | перепись 1817 года | перепись 1856 года | перепись 1897 года | перепись 1930 года | перепись 1941 года | 1942 | перепись 1959 года | перепись 1970 года | перепись 1979 года | перепись 1989 года | 2002, 2004 перепись | |
Хотинский уезд | Н/Д | Н/Д | в. 54 000 | 35,985 | Н/Д | Н/Д | Н/Д 1 | Н/Д 1 | Н/Д 1 | Н/Д 1 | Н/Д 1 | Украинская часть |
Н/Д 2 | Н/Д 2 | Н/Д 2 | Н/Д 2 | 107 2 | Молдавское побережье | |||||||
Сорокский уезд | Н/Д | Н/Д | в. 31 000 | 29,191 | Н/Д | Н/Д | Н/Д 3 | Н/Д 3 | Н/Д 3 | Н/Д 3 | 124 3 | |
Бельцкий уезд | Н/Д | Н/Д | в. 17 000 | 31,695 | Н/Д | Н/Д | Н/Д 4 | Н/Д 4 | Н/Д 4 | Н/Д 4 | 459 4 | |
Орхейский уезд | Н/Д | Н/Д | в. 26 000 | ... | Н/Д | Н/Д | Н/Д 5 | Н/Д 5 | Н/Д 5 | Н/Д 5 | 97 5 | |
Лапушнинский уезд | Н/Д | Н/Д | в. 53 000 | ... | Н/Д | Н/Д | Н/Д 6 | Н/Д 6 | Н/Д 6 | Н/Д 6 | 2,708 6 | |
Тигинский уезд | Н/Д | Н/Д | в. 16 000 | ... | Н/Д | Н/Д | Н/Д 7 | Н/Д 7 | Н/Д 7 | Н/Д 7 | 437 7 | |
Кагулский уезд | Н/Д | Н/Д | в. 11 000 | 4,434 | Н/Д | Н/Д | Н/Д 8 | Н/Д 8 | Н/Д 8 | Н/Д 8 | 67 8 | |
Исмаилский уезд | Н/Д | Н/Д | 6,306 | Н/Д | Н/Д | Н/Д 9 | Н/Д 9 | Н/Д 9 | Н/Д 9 | Н/Д 9 | ||
Округ Уайт Касл | Н/Д | Н/Д | в. 11 000 | 11,390 | Н/Д | Н/Д | Украинская часть | |||||
Н/Д 10 | Н/Д 10 | Н/Д 10 | Н/Д 10 | 1 10 | Молдавское побережье | |||||||
Общий | 19,130 | 78,751 | 225,637 [ 5 ] | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
1 района Черновицкой области Украины 4
2 Бриченский и районы Молдовы Единецкий
3 Окницкий , Дондюшанский , Дрокийский , Сорокский и Флорешть районы Молдовы.
4 Рышканский , Глодянский , Фэлешть , Сынжерейский и Унгеньский районы , а также муниципалитет Бэлць в Молдове.
5 Резинский , Солдэнешть , Теленецкий , Орхейский , Дубоссарский и Криуленьский районы Молдовы.
6 Кэлэрашь , Ниспорень , Страшены , Яловень , Хынчешть районы и муниципалитет Кишинева в Молдове
7 Анений Ной , Каушаны , Чимишлия и Районы Бессарабка , а также муниципалитет Тигина (Бендеры) в Молдове.
8 Леовский , Кантемирский , Кахульский и Тараклийский районы , а также Гагаузия в Молдове.
9 9 районов и 2 города области Украины Одесской
10 Штефан-Водэский район Молдовы
Источники:
- Всеобщая перепись населения Румынии от 29 декабря 1930 г. Том II: Раса, родной язык, религия. Бухарест, 1938 год.
- Молдавская перепись (2004 г.)
Согласно румынской переписи 1930 года, евреи были распределены в Бессарабии следующим образом:
- Хотинский уезд : Хотин , 5,781, Бричаны-Тырг , 5,354, Единцы-Тырг , 5,341, Липкань-Тырг 4,693, Сечени-Тырг , 4,200, Сулица-Тырг 4,152, Клишкауцы 452, Единцы-Сат , 398, другие населенные пункты 5614. Итого: 35 985
- Сорокский уезд : Сорока , 5417, Згурица , 2541, Бричева , 2431, Отачь-Тырг , 2781, Мэркулешть-Колония , 2319, Ваду-Рашку , 1958, Выртжени-Колония , 1834, Колония , 1,815, Думбрэвени, Флорештий-Ной 372, Котюжении Мари 367, Дондошани-Гарэ , 277, Люблин-Колони 274, Тырнова , 236, Окница-Гарэ , 200, другие населенные пункты 5,171. Итого: 29 191
- Бэлцьский уезд : Бэлць , 14 229, Фэлешть , 3 263, Рышкань-Тырг, 2 055, Унгень-Тырг , 1 368, Валя-луй-Тырг , 1 281, Скулень-Тырг , 1 204, Пырлица-Тырг , 1 ,064, Александрены-Тырг , 1,018, Шершни - Тырг 338, Глодень , 212, другие населенные пункты 5663. Итого: 31 695
- Орхейский уезд :
- Лапушнинский уезд :
- Тигинский уезд :
- Кагулский уезд : Леова , 2324, Кагул , 803, Баймаклия , 509, другие населенные пункты 798. Всего: 4434
- Исмаильский уезд : Килиа-Нуа , 1952, Исмаил , 1623, Болград , 1215, Рени , 1170, прочие населенные пункты 346. Всего: 6306
- Уезд Четатея-Албэ : Четатея-Албэ 4239, Тарутино 1546, Татар-Бунар 1194, Байрамча 805, Волинтири 420, Арчиз 342, Сарата 316, другие населенные пункты 2528. Итого: 11 390
По данным переписи 2004 года, в Бессарабской части Молдовы (без Приднестровья ) проживает 4000 евреев, в том числе:
- 2649 в Кишиневе ,
- 411 в Бельцах ,
- 385 в Тигине (Бендеры) ,
- 548 в других населенных пунктах, находящихся под контролем Кишинева, и
- 7 в пригороде Тигины (Бендеры) под контролем Тирасполя.
также проживало 867 евреев В Приднестровье , в том числе
См. также
[ редактировать ]- Батушанский
- История евреев в Молдове
- История евреев Буковины
- Еврейские корни в Украине и Молдове
- Еврейские земледельческие колонии в Российской империи
- Диана Думитру , молдавский исследователь Холокоста в Бессарабии
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Солонарь, Владимир (сентябрь 2006 г.). « «Образцовая провинция»: Объяснение Холокоста бессарабского и буковинского еврейства». Национальные документы . 34 (4): 471–500. дои : 10.1080/00905990600842106 . S2CID 129413315 .
- Вайнер, Мириам; Государственный архив Украины (совместно с); Национальный архив Молдовы (в сотрудничестве) (1999). Еврейские корни в Украине и Молдавии: страницы прошлого и архивные описи . Секаукус, Нью-Джерси: Фонд Мириам Вайнер «Пути к корням». ISBN 978-0-96-565081-6 . OCLC 607423469 .
- Евреи Бессарабии накануне войны (PDF) . Нью-Йорк: Уильям Морроу. 1993. ISBN 978-0-965-65080-9 – через Атлас Холокоста, ред. ред. сэр Мартин Гилберт. Перепечатано с разрешения издателя
- Резня, депортации и марши смерти в Бессарабии, июль 1941 г. (PDF) . Нью-Йорк: Уильям Морроу. 1993. ISBN 978-0-965-65080-9 – через Атлас Холокоста, ред. ред. сэр Мартин Гилберт. Перепечатано с разрешения издателя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ион Нистор, История Бессарабии , Черновцы, 1923, переиздание Кишинев, Cartea Moldoveneasca, 1991, стр. 201-02.
- ^ Перейти обратно: а б Ион Нистор, стр. 208–10.
- ^ «Еврейская община Кишинева» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Маршал Ион Антонеску , worldwar2.ro; по состоянию на 27 августа 2017 г.
- ^ " Молдавия ". Еврейская виртуальная библиотека.