Jump to content

История евреев в Сомали

История евреев в Сомали относится к историческому присутствию еврейских общин в стране Сомали на Африканском Роге.

Иудаизму на полуострове Сомали в исторических источниках уделяется мало внимания. Однако есть свидетельства еврейского присутствия в этом районе на протяжении веков: некоторые члены общины открыто исповедовали свою веру, а другие практиковали тайно. Многие из евреев в этом районе были аденитскими и йеменскими евреями, которые приехали в регион в качестве торговцев и поставщиков религиозных услуг. Однако в отчете 1949 года говорится, что «в итальянском и Британском Сомалиленде евреев не осталось». Хотя традиционное еврейство в Сомали известно, мало что известно о криптоевреях, которые тайно исповедуют свою веру. [1]

Еврейство в Сомали [ править ]

Присутствие еврейских общин в Сомали на протяжении всей истории было предметом множества спекуляций и споров. Исторические данные свидетельствуют о том, что небольшое количество евреев, примерно 100-200 человек, мигрировали в Сомали в начале 1900-х годов в качестве торговцев и поселились в прибрежных городах, таких как Бербера , Зейла и Брава. Однако в отчете Еврейского телеграфного агентства (JTA), опубликованном в 1949 году, говорилось, что «в итальянском и Британском Сомалиленде евреев не осталось». Несмотря на это, есть признаки того, что как традиционные, так и криптоевреи, возможно, продолжали проживать в Сомали даже после этого времени. [2]

Йеменские евреи в Сомали [ править ]

Считается, что волна йеменских евреев прибыла на территории Сомали в 1880-х годах и на другие дружественные Османской империи территории примерно в то же время, когда йеменцы иммигрировали в османский Иерусалим. С 1881 по 1882 год несколько сотен евреев уехали, но до 1914 года прибыло еще больше. Йеменско-сомалийские евреи были видными лидерами в сменявших друг друга правительствах Сомали в 1960-х и 1970-х годах. Однако в 1970-х годах, когда Сомали присоединилась к Лиге арабских государств, многие йеменские сомалийские евреи продали свой бизнес и эмигрировали. Сегодня современные йеменско-сомалийские евреи, по оценкам, насчитывают не более 5–10 торговых семей, широко расселенных вдоль побережья Бенадира и в северных городах Сомали. Руины исторических восточных синагог все еще можно найти в городе Оббиа в Сомали, но многие небольшие местные синагоги в таких городах, как Хафун, Алула и Бендер-Касим, были разрушены итальянскими фашистами в 1930-х годах. [ нужна ссылка ]

Хотя история традиционных еврейских общин в Сомали относительно хорошо известна, мало что известно о криптоевреях, которые исповедовали свою веру осторожно. Истинные масштабы еврейского присутствия и влияния в Сомали остаются темой продолжающихся исследований и дискуссий. [3]

Израиля Сомали и Отношения

Израиль был одной из первых стран, признавших независимость Сомали и Сомалиленда до их объединения.

В 1974 году Сомали присоединилась к Лиге арабских государств и согласилась с бойкотом Израиля со стороны Лиги арабских государств . [4] [ нужен лучший источник ]

В 2017 году президент Сомали Мохамед Абдуллахи «Фармаджо» Мохамед отказался встретиться с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху во время визита в Кению. Во время встречи глав африканских государств в Найроби Фармахо отказался идти на встречу с Нетаньяху. Этот шаг получил высокую оценку со стороны ХАМАС , при этом высокопоставленный член Муса Абу Марзук заявил, что «отношения имеют ценность и значение, их страна пользуется уважением и признательностью, а их народ имеет достоинство». Иззат ар-Ришк, еще один член ХАМАС, поблагодарил позицию президента Сомали, которая, по его словам, «отражает подлинность братской Республики Сомали, которая поддерживает Палестину и отвергает любую нормализацию отношений с образованием, оккупирующим землю и святые места». Эта позиция свидетельствует о продолжающейся напряженности между Сомали и Израилем, поскольку многие в Сомали солидарны с Палестиной и выступают против любой нормализации отношений с Израилем. [5]

В 2020 году сообщалось, что Израиль оказывал Сомали гуманитарную помощь в виде продуктов питания и медикаментов. [ нужна ссылка ]

В 2022 году президент Сомалиленда , полуавтономного региона Сомали, объявил, что в ближайшем будущем установит дипломатические отношения с Израилем. Этот шаг был встречен неоднозначной реакцией: некоторые хвалили его как шаг к модернизации и развитию, а другие критиковали его как предательство дела Палестины. [6] [ нужен лучший источник ]

Сомали Эфиопский на иудаизм

Иудаизм имеет богатую историю на Сомали, где присутствуют как эфиопские, так и южноаравийские направления. Хотя имеются ограниченные свидетельства того, что какие-либо сомалийские кланы приняли иудаизм в доисламскую эпоху, нельзя исключать обращение отдельных лиц и семей. Еврейское наследие маргинализированных сомалийских кланов, включая Йибир, можно проследить до Бета-Израиля или эфиопских евреев. К 16 веку население Сомали в значительной степени приняло ислам в качестве своей основной религии. [7]

Одним из факторов распространения иудаизма в регионе было влияние Эфиопской империи . Будучи могущественным королевством, которое управляло большей частью современного Сомалиленда, Эфиопия принесла с собой свою разновидность христианской ортодоксальности и элементы иудаизма. Об этом свидетельствует наличие еврейских археологических свидетельств в регионе, таких как древние кладбища в районе Харгейса в Сомалиленде, на которых выбита Звезда Давида. [8] Королевство Дамот , возглавляемое еврейской королевой Гудит , также оказало значительное влияние на распространение иудаизма в регионе. [ нужна ссылка ]

Помимо эфиопского иудаизма, на сомалийский полуостров также пришел южноаравийский иудаизм, в основном через юг Сомали и ограниченно через Сомалиленд. Еврейская община в Джибути, например, принадлежит влиятельной аденитской и йеменской еврейской диаспоре. [7]

Евреи Джибути [ править ]

Еще одна община сомалийского полуострова с историей — евреи Джибути. Еврейская община в Джибути ведет свою историю с 1800-х годов. Первые евреи, поселившиеся в Джибути, прибыли из Адена, который в то время был британской колонией. В основном это были евреи из Йемена, региона с большой и разнообразной еврейской общиной. Сообщество сыграло ключевую роль в развитии портового города Джибути, помогая застраивать территорию, известную тогда как Французский берег Сомали. Еврейское население достигло своего пика в 1930-х годах: в этом районе проживало около 1500 евреев. Однако с замедлением миграции между Йеменом и Джибути в начале 20 века большая часть сообщества состояла из коренных джибутийцев, которые обратились в христианство и женились на состоятельных семьях. [9]

В то время евреи отличались от своих соседей-мусульман тем, что носили длинные пейсы, называемые пайот, и одежду с белой бахромой, как у йеменских евреев. Кроме того, в 1902 году французские власти насчитали одиннадцать еврейских торговцев и указали, что они в основном работали ювелирами и ремесленниками. У них было несколько синагог, в том числе большая синагога в центре города на улице Рима. Хахамимов Джибути искали по всему региону из-за их галахических знаний и навыков.

Еврейка в традиционном головном уборе пайя. Джибути, 1922 год.

После обретения Израилем независимости в 1948 году государство организовало операцию «Ковер-самолет» в 1949 году, в ходе которой около 45 000 йеменских евреев, которым угрожали политические волнения, были эвакуированы из Йемена в Израиль. В операцию по эвакуации были включены двести евреев из Джибути. После массовой алии 1949 года община так и не восстановилась, и на протяжении десятилетий оставшиеся семьи постепенно покинули Джибути в пользу Израиля или Франции. Сегодня в Джибути осталось всего около 50 евреев, в основном французские эмигранты еврейского происхождения, а коренное население состоит из «всего нескольких изолированных, не связанных с ними евреев». Еврейские владения были заселены местными жителями исса, скромное кладбище и большая синагога (которая была переоборудована в офисные помещения в 2012 году, оставив только оригинальный внешний фасад) – единственные два еврейских строения, все еще сохранившиеся в стране. [10]

Йибир [ править ]

Йибир, также пишется как Йиббир или Йебир, представляет собой маргинализированный клан, проживающий в Сомали. Считается, что они имеют еврейские корни, а именно, их происхождение восходит к Бета-Израилю, также известному как эфиопские евреи. Йибир столкнулись с дискриминацией и маргинализацией в сомалийском обществе из-за своего предполагаемого еврейского происхождения.

Существуют ограниченные исторические свидетельства еврейского происхождения Йибира, но считается, что они, возможно, были обращены в иудаизм или что еврейские торговцы и купцы могли вступить в брак с представителями этого клана. Некоторые источники предполагают, что йибир сохранили еврейские обычаи и обычаи, такие как обрезание и кошерный забой животных. Однако их еврейская идентичность в значительной степени держалась в секрете из-за страха преследований.

Йибир традиционно ассоциировались с практикой традиционного исцеления и гадания, что привело к дальнейшей дискриминации в их отношении. Они также подвергаются маргинализации в экономическом и социальном плане, часто занимая самые низкие ступени сомалийского общества. [11]

Библиография и дополнительная литература [ править ]

  • Альтенмюллер Х., Дж. О., Ханвик, Р. С. О. Фэйи и Б. Спулер. Письма мусульманских народов Северо-Восточной Африки, Часть 1, Том 13. Лейден [ua]. (Брилл, 2003), 174.
  • Ангулван, Габриэль и Сильвен Виньера. Джибути, Красное море, Абиссиния. Париж. 1902, 415.
  • Арам, Бен И. Иудео-христианское наследие Сомали: предварительный обзор.' Африканский журнал евангелического богословия. 2003, 18–19.
  • Балиски, Пол Э. Волайтта Евангелисты: исследование религиозных инноваций в Южной Эфиопии, 1937–1975. Доктор философии. Диссертация, Шотландия. (Университет Абердина, 1997), 8–9.
  • Булхан, Хусейн А. Между тремя цивилизациями: археология социальной амнезии и тройное наследие Сомали. Том 1. Бетесда, Мэриленд. (Международное издательство Тайосан, 2013), 159.
  • Буллиет, Ричард. История мира до 1500 г. н. э. (занятие 22). Тропическая Африка и Азия. YouTube.com. 23 ноября 2010 г. (по состоянию на 23 сентября 2013 г.).
  • Дирие, Абдирахман М. Историческое присутствие евреев в Сомалиленде. The Times of Israel. 26 апреля 2019 г. https://blogs.timesofisrael.com/jews-historic-presence-in-somaliland/ (по состоянию на 8 марта 2021 г.).
  • Фишер, Ян. Джибутийский журнал; «Сомалийские евреи видят лучший день». Нью-Йорк Таймс. 15 августа 2000 г. https://www.nytimes.com/2000/08/15/world/djibouti-journal-somalia-s-hebrews-see-a-better-day.html (по состоянию на 21 января 2021 г.)
  • Хабле Селассие, Сергей. Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года. Аддис-Абеба. (Университет Хайле Селассие I, 1972), 225–232.
  • Херси, Али Абдирахман. Арабский фактор в истории Сомали: истоки и развитие арабского предпринимательства и культурного влияния на сомалийском полуострове. Калифорнийский университет, Лос-Анджелес: доктор философии. Диссертация, 1977, 141.
  • Джеймс, Флорида Неизвестный Африканский Рог. Лондон. (Г. Филип и сын. 1888), 70».

Ссылки [ править ]

  1. ^ «В Сомалиленде осталось только трое евреев; все остальные члены общины уехали в Израиль» . Еврейское телеграфное агентство . 15 августа 1959 года.
  2. ^ «В Сомалиленде осталось только трое евреев; все остальные члены общины уехали в Израиль» . Еврейское телеграфное агентство . 15 августа 1949 года . Проверено 26 января 2023 г.
  3. ^ Кобрин, Нэнси. Последние два еврея Могадишо, живущие под огнем «Аш-Шабааб» .
  4. ^ «Почему Сомали должна выйти из Лиги арабских государств» . HuffPost Великобритания . 28 мая 2014 г. Проверено 26 января 2023 г.
  5. ^ «Президент Сомали отказывается встретиться с израильским Нетаньяху» . Ближневосточный монитор . 05.12.2017 . Проверено 26 января 2023 г.
  6. ^ «Репортаж: президент Сомали планирует переговоры с парламентом о возможных связях с Израилем | The Times of Israel» . www.timesofisrael.com . Проверено 26 января 2023 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Али, Авейс А. «Краткая история иудаизма на сомалийском полуострове» . Африканский Назарянский университет (24). Эфиопский иудаизм проник на Сомали через Сомалиленд, в то время как иудаизм южной Аравии проник на полуостров в основном через юг Сомали, а также через Сомалиленд, хотя и с ограниченным числом прибывших. Хотя нет убедительных доказательств того, что какие-либо сомалийские кланы приняли иудаизм в доисламскую эпоху, нельзя исключать обращение отдельных лиц и семей. Еврейское наследие маргинализированных сомалийских кланов, включая Йибир, является древним и восходит к Бета-Израилю, эфиопским евреям. К началу XVI века сомалийцы были, по крайней мере номинально, полностью исламизированы. 1 Ислам оставался очень поверхностным во внутренних районах сомалийского полуострова до 1800-х годов. 2 С 1500 года ни одно крупное коренное население Сомали, исповедующее иную религию, кроме ислама, не сообщалось. Влияние Великой Эфиопии Один из пяти населенных сомалийцами регионов сомалийского полуострова является частью современной Эфиопии. Хотя население этого сомалийского региона составляет ничтожные 6 000 000 человек по сравнению с общей численностью населения Эфиопии, составляющей 110 000 000 человек, площадь суши этого сомалийского региона составляет около 1/3 от общей территории Эфиопии. Однако следует отметить, что под своим старым названием Абиссиния Эфиопия управляла большей частью современного Сомалиленда, включая части полуавтономного региона Пунтленд.3 Город Зейла в Сомалиленде находился под властью Аксумского королевства еще в 900-х годах. прежде чем потерять стратегический город в пользу местных мусульман и их арабских единоверцев. Аксумит
  8. ^ Мире, Сада (март 2015 г.). «Картирование археологии Сомалиленда: религия, искусство, письменность, время, урбанизм, торговля и империя» . Исследовательские ворота . Университетский колледж Лондона : 121.
  9. ^ Руо, Ален (1997). «К истории арабов Джибути, 1896-1977» . Тетради по Африке . 37 (146): 319–334. дои : 10.3406/cea.1997.3516 .
  10. ^ Ангулван, Габриэль; Виньерас, Сильвен (1902). Джибути, Красное море, Абиссиния . Париж. п. 415. ИСБН  978-2012856394 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ «HF (Преследование – Дискриминация – Йибир – Оккупация – Каста) Сомали против государственного секретаря Министерства внутренних дел». Соединенное Королевство: Трибунал по вопросам убежища и иммиграции/Апелляционный орган по вопросам иммиграции .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e28ffc8d919995780bf929a02ad83b8__1718978760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/b8/9e28ffc8d919995780bf929a02ad83b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Jews in Somalia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)