Gudit
Yudit | |
---|---|
Королева семян | |
Королева Симиена | |
Царствование | в. 960 г. н. э . – ок. 1000 г. н.э. |
Предшественник | Гидеон IV |
Рожденный | Бегвена , Аксумское королевство |
Умер | в. 1000 г. н.э. |
Супруг | Зенобиус |
Династия | Дом Гедеона |
Отец | Гидеон IV |
Религия | иудаизм |


Гудит ( Геэз : Гудит ) — эфиопское персонажа, также Йодит в Тигринье и амхарском языке известного классическое . имя как [ 1 ] Человек, стоящий за этими различными альтернативными именами, изображается как могущественная женщина-правительница, вероятно, идентичная Масобе Варку, дочери последнего аксумского царя Дил Наада , упомянутой в раннем арабском источнике . [ а ] Говорят, что она несет ответственность за опустошение и Аксумского королевства его сельской местности, а также за разрушение его церквей и памятников в 10 веке нашей эры в отместку за то, что церковь отрезала ей грудь и продала в рабство. Если она такая же, как Тирда Габаз в других эфиопских источниках, [ б ] Говорят также, что она пыталась истребить членов правящей династии. [ с ] Приписываемые ей деяния записаны в устной традиции и в различных исторических повествованиях.
Имя
[ редактировать ]Имя «Гудит» в повествовании о Геэзе положительно связывает ее с библейской Юдифью . [ 2 ] Было высказано предположение, что форма Гудит этимологически связана с амхарским словом « гуд» , которое имеет ряд значений от «урод» и «монстр» до «странный» и «чудесный». По словам Кэролайн Леви, ее альтернативное имя «Исато», помимо значения «огонь», имеет аналогичный набор значений. Имя для нее Тилталь, Гава, указывает на то, что она стала ассоциироваться с мусульманской королевой 16 века с таким именем. [ д ] что-то, что позволяет предположить, что традициям, касающимся Гудита, потребовались столетия, чтобы достичь своей окончательной формы. [ 2 ] В одном из эфиопских царских списков упоминается некая Тирда Габаз как последняя царица Аксума. Рассказы о ее подвигах почти идентичны историям, связанным с Масобой Варком. [ 3 ]
История и рассказы
[ редактировать ]Есть две версии традиции о Гудите.
- Она была принцессой Гедеона IV, короля еврейского королевства Бета-Исраэль ( Царство Симиен ). После того как ее отец погиб в битве с Аксумской империей , Гудит унаследовала его трон. В конце концов она победила аксумитян. [ 4 ]
- Она была изгнанной принцессой Аксума. Она вышла замуж за Зенобиса, сирийского принца, и приняла иудаизм. В конце концов, она завоевала Аксум вместе со своим мужем и жителями Хахайле, родины ее матери. [ 5 ]
Сведения о Гудите противоречивы и неполны. Пол Б. Хенце писал: «Говорят, что она убила императора, сама взошла на трон и правила 40 лет. Сообщения о ее жестоких преступлениях до сих пор ходят среди крестьян в сельской местности на севере Эфиопии». [ 6 ] Хенце продолжает в сноске:
Во время моего первого посещения скальной церкви Абреха и Ацбеха в восточном Тыграе в 1970 году я заметил, что ее замысловатый резной потолок почернел от копоти. Священник объяснил это работой Гудита, который завалил церковь сеном и поджег ее девять столетий назад. [ 7 ]
Существует традиция, что Гудит разграбил и сжег Дебре Дамо , амбу , которая в то время была сокровищницей и тюрьмой для родственников короля мужского пола; это может быть отголоском более позднего захвата и разграбления Амбы Гешена Ахмадом ибн Ибрагимом аль-Гази , он же Ахмад Грагн. [ 8 ]
Однако Джеймс Брюс представил традицию о том, что Дил Наад был свергнут Гудитом и что Мара Такла Хайманот (которую Брюс называет «Такла Хайманот») была двоюродной сестрой Гудит, которая сменила ее после нескольких членов ее собственной семьи. [ 9 ]
В устной традиции Гудит иногда отождествляют с мусульманской королевой XVI века Гаевой из Тыграя. [ 10 ]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Карло Конти Россини первым предложил, чтобы описание этой королевы-воительницы в « Истории патриархов Александрии» , где она была описана как Бани аль-Хамвия , следует читать как Бани аль-Дамута , и утверждал, что она была правительницей некогда -мощного королевства Дамот , и что она была родственницей одного из коренных народов Сидама южной Эфиопии . [ и ]
Современный историк Энрико Черулли обнаружил арабские документы, в которых упоминается мусульманская царица по имени Бадит, дочь Майи, жившая в десятом веке и правившая при династии Махзуми . [ 11 ] По словам историка Текесте Негаша, Гудит была кушитской царицей, жившей на озере Хайк в провинции Волло в Эфиопии. , могла возникнуть региональная борьба за власть Далее он объясняет, что между Аксумом и королевой Волло, которая имела связи с йеменскими торговцами через порт Зейла . [ 12 ] В сомалийском фольклоре также упоминается королева по имени Аравело , которая правила из Санаага большей частью внутренних районов Восточной Африки. [ 13 ]
В более поздних взглядах на вопрос этнической принадлежности Гудит было меньше уверенности в ее истинной личности и все же больше уверенности в маловероятности ее иудейской веры или связи с Бета-Исраэль . По словам Стивена Каплана:
Несмотря на популярность легенды о Юдифи и ее видное место в традициях как евреев, так и христиан по сей день, похоже, есть несколько веских причин отвергать изображение царицы Бани аль-Хамвии десятого века как фалаши. Хотя некоторые эфиопские источники действительно изображают Йодит как еврейку, они обычно идентифицируют ее как новообращенную, а не как продукт хорошо укоренившейся местной религиозной общины. Материал, записанный Брюсом и содержащий самое раннее полное описание легенды, следует считать подозрительным по нескольким причинам...
Предположение о том, что царица фалашей Йодит, предполагаемая победительница Аксума, на самом деле является языческой царицей Сидамы, победительницей хадани, не так поразительна, как может показаться на первый взгляд. Превратив царицу из язычницы в еврейку, а ее основной сферой деятельности стал юг Аксума, христианская традиция аккуратно помещает ее в число основных категорий эфиопского политико-религиозного дискурса. Можно сказать, что на некоторых уровнях традиции Юдифи отражают темы Кебра Нагаст . И царица Савская, и Юдифь изображены обращенными в иудаизм. [ 14 ]
Исторические свидетельства
[ редактировать ]Это было во время правления папы Филофея Александрийского, когда Гудит начала свое восстание, ближе к концу правления короля, свергнувшего Абуна Петроса . По словам Таддессе Тамрата, «его собственная смерть в конфликте и военные поражения королевства были восприняты как божественное возмездие за страдания Абуна Петроса». [ 15 ]
Эта хронологическая синхронность с правлением патриарха Филофея и вмешательством царя Георгия II Макурийского дает нам дату ок. 960 для Гудита. Современный арабский историк Ибн Хаукаль приводит следующий отчет:
Страной хабаша вот уже много лет управляет женщина: она убила царя хабаша , которого звали Хадани [от Геэз хашани , современный аше или аце ]. До сегодняшнего дня она правит с полной независимостью в своей стране и приграничных районах страны Хадани , в южной части [страны] хабаши . [ ж ] [ 16 ]
Другой историк упоминает, что король Йемена послал в 969/970 году зебру правителю Ирака , которую тот получил в подарок от королевы аль-Хабаши. [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Йодит присутствует в видеоигре Age of Empires II HD: The African Kingdoms . [ 18 ] История основана на предании геэза о том, что она была правительницей, которая была сослана: вместе со своим сирийским мужем Занобисом она возвращается и, собрав людей со своей родины в Хахайле, разрушает Аксум и своим указом объявляет, что стала еврейкой. и будет преследовать левитов. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Фурра , королева народа Сидама.
- Аравело , королева Сомали.
- Королевство Симиен
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Несмотря на разные имена и другие вариации в этой истории, не может быть никаких сомнений в том, что эти две традиции имеют дело с одной и той же женщиной и одной и той же реальностью; а именно, что сильная женщина-правительница пришла к власти в Эфиопии, положила конец аксумскому правлению и уступило место династии Загве, которую потомки стали так презирать». ( Андерсен 2000 , стр. 31–32)
- ^ Однако в списке царей Гудит занимает 4-е место в очереди, а Тирда Габаз - 13-е ( Andersen 2000 , стр. 46).
- ^ Говорят, что Тирда Габаз убил почти всю королевскую семью Соломонового происхождения , за исключением королевского юноши, которому удалось бежать в Шаву, где знать дала ему убежище ( Andersen 2000 , стр. 46).
- ↑ Эта Гава была связана с фигурой в амхарской истории имама Ахмада Грагна, который вторгся в Эфиопию и почти сверг ее христианских правителей, пока поражение в районе Вайна-Дага не заставило силы вторжения отступить ( Andersen 2000 , стр. 39,n. 24).
- ^ Аргумент Конти Россини взят из резюме Таддессе Тамрата ( Тамрат 1972 , стр. 39).
- ^ Хабаша — арабская форма топонима «Абиссиния» (Эфиопия) ( Тамрат 1972 , стр. 39).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Андерсен 2000 , стр. 31, 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсен 2000 , стр. 39.
- ^ Андерсен 2000 , стр. 46.
- ^ Бриггс 2018 , с. 22.
- ^ Dict Afr Biog 2011 .
- ^ Хенце 2000 , с. 48.
- ^ Хенце 2000 , с. 48, №14.
- ^ Пакенхэм 1959 , с. 79.
- ^ Брюс 1804 , стр. 451–453.
- ^ Андерсен 2000 , стр. 37.
- ^ Тамрат 1977 , с. 106.
- ^ Негаш 2006 , стр. 123–124.
- ^ Рейн 1938 , стр. 568–578.
- ^ Каплан 1992 , стр. 128–129.
- ^ Тамрат 1972 , стр. 40–41.
- ^ Андерсен 2000 , стр. 32.
- ^ Манро-Хей 1991 , с. 101.
- ^ Маккой 2015 .
- ^ Андерсен 2000 , стр. 40.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Кнуд Тейдж (2000). «Царица эфиопов в истории, традициях и хронологии Эфиопии» Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 63 (1): 31–6 дои : 10.1017/S0041977X00006443 . JSTOR 1559587 .
- Бриггс, Филип (10 декабря 2018 г.). Эфиопия . Брэдт Путеводители. п. 22. ISBN 978-1-78477-099-0 .
- Брюс, Джеймс (1804 г.). Путешествие в поисках истока Нила . Том. 2. Джеймс Баллантайн . ISBN 978-3-7524-0515-6 .
- Фовель-Эмар, Франсуа-Ксавье (апрель 2013 г.). «Отчаянно ищу еврейское королевство Эфиопия: Бенджамин Туделский и Африканский Рог (двенадцатый век)». Зеркало . 88 (2): 383–404. дои : 10.1017/S0038713413000857 . JSTOR 23488846 . S2CID 163444188 .
- «Гудит» . Словарь африканской биографии . Издательство Оксфордского университета. 2011. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- Хенце, Пол Б. (2000). Слои времени: история Эфиопии . Издательство C. Hurst & Co. ISBN 978-1-850-65393-6 .
- Каплан, Стивен (1988). «Изобретение эфиопских евреев: три модели». Тетради по Африке . 33 (132): 645–658. дои : 10.3406/cea.1993.1497 . JSTOR 4392496 .
- Каплан, Стивен (1992). Бета-Израиль: Фалаша в Эфиопии: с древнейших времен до двадцатого века . Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN 978-0-814-74848-0 .
- Каплан, Стивен (2003). «Бета Исраэль». В Улиге, Зигберт; Бауси, Алессандро; Крамми, Дональд; Гольденберг, Гидеон; Йемам, Бая (ред.). Эфиопская энциклопедия . Том. 1. Харрасовиц Верлаг . п. 553. ИСБН 978-3-447-04746-3 .
- Каплан, Стивен (2007). «Бета Израиль». Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Томсон Гейл . стр. 499–508. ISBN 978-0-02-865931-2 .
- Маккой, Джессика (5 ноября 2015 г.). «Age of Empires II HD: Африканские королевства выпущены!» . Эпоха империй . Проверено 20 декабря 2022 г.
- Манро-Хей, Стюарт К. (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-748-60106-6 .
- Негаш, Тексты (2006). «Период Загве и зенит городской культуры в Эфиопии, около 930–1270 гг. Н.э.» Африка 1 (61): 123–124. JSTOR 40761842 .
- Пакенхэм, Томас (1959). Горы Расселаса: эфиопское приключение . Вайденфельд и Николсон .
- Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. ISBN 978-0-932-41519-6 .
- Квирин, Джеймс Артур (1992). Эволюция эфиопских евреев: история Бета Израиля (Фалаша) до Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-812-23116-8 .
- Рейн, Генри (октябрь 1938 г.). «Королева Аравейло» . Журнал Блэквуда . Том. 238. стр. 568–578. Архивировано из оригинала 27 июня 2001 года . Проверено 20 июня 2017 г.
- Симан, Дон (лето 1991 г.). «Этнографы, раввины и еврейская эпистемология: случай эфиопских евреев». Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 25 (4): 13–29. JSTOR 23260928 .
- Тамрат, Таддессе (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1271 гг. Кларендон Пресс . ISBN 978-0-198-21671-1 .
- Тамрат, Таддессе (1977). «Эфиопия, Красное море и Рог» . В Оливере, Роланде (ред.). Кембриджская история Африки . Том. 3. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-20981-6 .
- Евреи 10 века
- Монархи Африки X века
- Царствующие королевы X века
- Африканские женщины на войне
- Еврейские монархи
- еврейская королевская семья
- Евреи и иудаизм в Эфиопии
- Легендарный эфиопский народ
- Легендарные евреи
- Легендарные монархи
- Средневековые еврейские женщины
- Военная история Аксумского королевства
- Монархи в Эфиопии
- Люди из Аксумского королевства
- Королевы правят в Африке
- Женщины в войне X века
- Женщины в средневековой войне