Пишите людям
Этот | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Южная Африка (особенно провинция Лимпопо ), Малави , Мозамбик , Зимбабве | |
Языки | |
В настоящее время венда , каранга и педи (ранее древнеюжноаравийские языки ) | |
Религия | |
Христианство , Ислам , Иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Суахили , Ширази , Хадрами |
Лемба , Ремба или Мвенье [1] — этническая группа , родом из Южной Африки , Малави , Мозамбика и Зимбабве, имеющая смешанное банту и йеменское наследие. В Южной Африке они особенно сконцентрированы в провинции Лимпопо (исторически вокруг Секукунеленда ) и провинции Мпумаланга .
С конца двадцатого века средства массовой информации и ученые стали уделять повышенное внимание общему происхождению лемба от семитских народов. [2] [3] [4] Генетический анализ Y-ДНК установил отцовское ближневосточное происхождение большинства населения лембы. [5] [6]
Этимология [ править ]
Было высказано предположение, что экзоним «Лемба» может происходить от слова «килемба » (скорее всего, распространившегося через от мвера производное «чилемба» ), слова на суахили, означающего тюрбан. Таким образом, в контексте слово «лемба» как этнический идентификатор переводится как « те, кто носит тюрбаны ». [7]
Другая теория состоит в том, что слово «лемба» может происходить от слова « лемби», термина, который встречается в нескольких северо-восточных языках банту и означает «неафриканец» или «уважаемый иностранец». [7] [8]
Сами «лемба» предпочитают имя Мвенье в качестве экзонима, но называют себя Сена (или Сана ) как эндоним города своего происхождения. [9]
История [ править ]
Устные традиции [ править ]
Возможно, самая старая зарегистрированная история происхождения народа лемба была задокументирована Анри-Александром Жюно (южноафриканским миссионером швейцарского происхождения). В 1908 году он писал:
Какой-то старый Балемба из страны Спелонкен и Дуйвельсклуф рассказал моему информатору следующую легенду:
- «[ Мы ] прибыли из очень отдаленного места, на другом берегу моря. Мы были на большой лодке. Ужасный шторм чуть не уничтожил нас всех. Лодка была разбита на две части. Половина из нас достигла берегов этой страны; остальных увезли вместе со второй половиной лодки, и мы не знаем, где они сейчас. Мы поднялись в горы и прибыли в Баньяи. Там мы поселились и через некоторое время двинулись на юг, в Трансвааль ; но мы не баньяи . [10]
Тюдор Парфит интерпретирует, что легенда о разрушении лодки и разделении племени, возможно, является способом объяснить тот факт, что кланы лемба можно найти в нескольких разных местах. Однако это в равной степени можно рассматривать и как выражение раздробленного чувства идентичности. [11]
Первоначальный Сена, скорее всего, находился в Йемене , а именно в древнем городе Сана (также известном как Санав ), который расположен в самой восточной части Хадрамаута . [2] [12]
Миграция в Африку [ править ]
Согласно устной традиции лемба, их предки мужского пола мигрировали из Эфиопии в Юго-Восточную Африку с целью добыть золото . [13] [14]
Лемба утверждают, что эта вторая группа поселилась в Танзании и Кении , построив то, что называлось еще одной Сеной, или «Сена II». Другие предположительно поселились в Малави , где сегодня проживают их потомки. Некоторые поселились в Мозамбике , а затем мигрировали в Зимбабве и Южную Африку . Они утверждают, что их предки построили Великий Зимбабве , ныне сохранившийся как памятник. Кен Муфука, зимбабвийский археолог , считает, что в этом архитектурном проекте могли участвовать либо лемба, либо венда , но он не считает, что они несли единоличную ответственность за его завершение. Писатель Тюдор Парфитт считает, что они, возможно, помогли построить огромный город. [15] (см. ниже). Большинство ученых, являющихся экспертами в этой области, полагают, что строительство ограды в Великом Зимбабве во многом связано с предками коренных жителей Шона . [16] [17] [18] Подобные работы были типичны для их древних цивилизаций. [16] [19] [20] [21]
Религия [ править ]
Хотя большинство лемба являются христианами, существует также значительное меньшинство лемба, исповедующее иудеи или мусульмане. [22] Эдит Брудер писала, что «с богословской точки зрения обычаи и ритуалы лемба раскрывают религиозный плюрализм и взаимозависимость этих различных практик» и рассматривают принадлежность к этим религиям «в культурном, а не в религиозном плане. Эта явно религиозная идентичность не мешает им объявляя себя евреями посредством религиозной практики и этнической идентификации». [23] В 1992 году Парфитт указал на сильный культурный компонент в отождествлении Лембы с иудаизмом. [24] В 2002 году Парфитт написал, что «те лемба, которые считают себя этническими евреями, не видят противоречия в регулярном посещении христианской церкви». [9]
В последние годы среди лемба произошел еврейский «ренессанс», многие из которых вернулись в религиозный иудаизм в соответствии с галахическими законами. Некоторые члены даже совершили алию . Многие религиозные праздники, которые из-за городской миграции и евангелизма в Африке отмечались меньше, сейчас отмечаются в большем количестве, и многие общины собираются вместе на пасхальные седеры по всему региону. [25] [26]
считающие себя евреями . Диетические законы, которым следуют некоторые лемба ,
Эти лемба практикуют законы питания, основанные на книгах Левит и Второзаконие . Разрешенные и запрещенные животные описаны в Левит 11:3–8 и Второзаконие 14:4–8. Запрещенные птицы перечислены в Левит 11:13–23 и Второзаконие 14:12–20. Лемба не едят грызунов, моллюсков или других «морских падальщиков», таких как ракообразные, в отличие от ислама, где употребление креветок разрешено. Смеси молока и мяса не готовят и не едят: в традиционных семьях лемба для каждого из них есть отдельные горшки. [27]
Некоторым лемба запрещено есть пищу людей, не принадлежащих к лемба. Лемба может есть только мясо, зарезанное другим лембой, а любую домашнюю утварь, соприкасающуюся с «нечистой» пищей, следует выбросить. Любой член лемба, нарушавший эти табу, подвергался остракизму, а некоторых даже исключали из сообщества.
евреев Галахический статус
В ортодоксальном иудаизме статус галахического еврея определяется документальным подтверждением непрерывной материнской линии происхождения , а когда такой линии происхождения не существует, он определяется обращением в иудаизм . Евреи, придерживающиеся ортодоксального или консервативного раввинизма, считают, что «еврейский статус по рождению» передается только от еврейки ее детям (если она сама еврейка по рождению или еврейка по обращению в иудаизм) независимо от еврейского статуса отец. Из-за отсутствия у лемба еврейского происхождения по материнской линии, ортодоксальный или консервативный иудаизм не признал бы их «галахическими евреями». Лембам необходимо будет пройти формальный процесс обращения, чтобы быть принятыми в качестве евреев. [ нужна ссылка ]
Реформаторские реконструктивистские и . конфессии [28] Караимы признают и евреи Хайманот отцовство. По мере того, как все больше становится известно о широко распространенной истории еврейского народа , реформистская ветвь иудаизма признала существование необычной линии происхождения за пределами европейских и коренных евреев Ближнего Востока. Особенно после публикации генетических результатов лембы американские еврейские общины обратились к людям, предлагая помощь, рассылая книги по иудаизму и соответствующие учебные материалы, а также инициируя связи с целью обучения лемба раввинистическому иудаизму. На данный момент лишь немногие лемба обратились в раввинистический иудаизм.
Южноафриканские евреи европейского происхождения давно знали о лемба, но никогда не воспринимали их как евреев и не считали их чем-то большим, чем «интригующим диковинкой». [8] Как правило, лемба не считались евреями из-за отсутствия у них матрилинейного происхождения. Несколько раввинов и еврейских ассоциаций поддерживают признание их потомками « потерянных колен Израиля ». [8] В 2000-х годах Культурная ассоциация лемба обратилась в Совет еврейских депутатов Южной Африки с просьбой признать лемба евреями еврейской общиной. Ассоциация Лемба пожаловалась, что «мы, как и многие неевропейские евреи, просто являемся жертвами расизма со стороны европейского еврейского истеблишмента во всем мире». Они пригрозили начать кампанию «протеста и в конечном итоге уничтожить «еврейский апартеид »». [8]
При апартеиде в Южной Африке лемба не признавались как этническая группа, отличная от других чернокожих южноафриканцев. [29] Культурная ассоциация лемба сталкивается с неверными представлениями о своих целях, такими как идея о том, что лемба больше идентифицируют себя с европейским иудаизмом, стремятся присоединиться только к европейскому еврейству, а не к другим чернокожим евреям, и дистанцированы от южноафриканской политики. [29] Однако, хотя лемба отождествляют себя со своим религиозным иудаизмом, многие из них также исповедуют христианство. [29]
По словам Гидеона Шимони в его книге « Сообщество и совесть: евреи в апартеиде Южной Африки» (2003): «С точки зрения галахи лемба совершенно не сравнима с фалашами. [а] [Эфиопии]. Как группа они не имеют мыслимого статуса в иудаизме». [8]
Раввин Бернхард из Южной Африки заявил, что единственный способ для члена племени лемба быть признанным евреем - это пройти формальный галахический процесс обращения. После этого человека «встретят с распростертыми объятиями». [8]
В мае 2013 года синагога Хараре Лемба была открыта в арендуемом здании в Блаффхилле, Хараре, Зимбабве, при содействии Кулану (организации). [30]
По состоянию на 2015 год лемба строили свою первую синагогу в Великом Зимбабве, Мапакомхере, в районе Масвинго . [31]
Культура [ править ]
Лемба в Зимбабве разделены на 12 отдельных кланов, а именно Товакаре, Бубха, Селеман, Цадик, Шариф, Хамис, Бакар, Мани, Узингарими, Хаджи и Нгави. Чтобы укрепить связи между различными кланами, члены каждого клана обычно вступают в брак с представителями других кланов. Однако для лемба считается культурно неприемлемым и табу жениться на члене своего клана. Этот обычай помогает сохранить сплоченность сообщества Лемба и обеспечить преемственность среди людей. [27]
Брак [ править ]
Лемба следуют строгой практике эндогамных браков, препятствуя союзам между лемба и не-лемба; в основном против племен, среди которых они живут (которые они все вместе называют Сенджи ). Эндогамия также распространена среди многих групп.
Ограничения на смешанные браки между лемба и не-лемба делают практически невозможным для мужчины, не являющегося лемба, стать членом лемба. Мужчины лемба, вступающие в брак с женщинами не-лемба, изгоняются из общины, если женщины не соглашаются жить в соответствии с традициями лемба. Женщина, выходящая замуж за мужчину лемба, должна узнать о религии лемба и практиковать ее, следовать правилам питания лемба и практиковать другие обычаи лемба. Женщине не разрешается приносить в дом мужчины Лембы кухонную утварь из своего предыдущего дома. Первоначально женщине, возможно, придется побрить голову. Их дети должны быть воспитаны как Лемба. [4] Если бы у лемба были еврейские предки, бритье головы женщине, не принадлежащей к лемба, могло быть одним из серии ритуалов, которые первоначально были связаны с обращением первых женщин лемба в иудаизм. приобретали женщин с целью создания семьи.
лембы в Южной Роль Африке
По словам Тука, в 19 и начале 20 веков лемба пользовались большим уважением за свои навыки горного дела и обработки металлов среди окружающих племен, живших в регионе Зутпансберг в Южной Африке. В своей книге 1937 года он написал, что другие племена считают лемба чужаками. [13] [14] Согласно статьям, написанным в начале 1930-х годов, в 1920-е годы медицинские познания лемба снискали им уважение среди племен Южной Африки. [32] [33] Парфитт считает, что у колониальных европейцев были свои причины считать одни племена аборигенами Африки, а не другие, поскольку они заставили британцев поверить в то, что они имеют право находиться на континенте, как и другие мигранты. [9] Современные данные Y-ДНК подтверждают внеафриканское происхождение некоторых предков мужского пола лембы. Напротив, ведущий антрополог Зимбабве твердо относит их к африканским народам. [34]
Священная нгома [ править ]
Традиция лемба рассказывает о священном объекте, нгома лунгунду или «гремящем барабане», который они принесли из места, называемого Сена. Их устная история утверждает, что нгома была библейским Ковчегом Завета , сделанным Моисеем . [35] Парфитт, профессор SOAS Лондонского университета , в 2008 году написал книгу «Потерянный ковчег Завета» о повторном открытии этого объекта. [36] Его книга была адаптирована в телевизионном документальном фильме, который транслировался на канале History Channel , прослеживая утверждение Лембы о том, что нгома лунгунда был легендарным Ковчегом Завета. Следуя рассказам восьмого века о Ковчеге в Аравии, Парфитт узнал о городе-призраке, который назывался Сена в Хадрамауте . [37]
Парфитт предположил, что нгома была связана с Ковчегом Завета, потерянным в Иерусалиме после разрушения города вавилонским царем Навуходоносором II в 587 году до нашей эры. [37] Он считает, что нгома является потомком библейского Ковчега, который, возможно, был разрушен или восстановлен, когда к нему добавлялось больше материала, поскольку артефакт начал изнашиваться. Он говорит, что ковчег/нгома был перенесен в Африку его жрецами-хранителями. Устная история народа Лемба утверждает, что Ковчег взорвался 700 лет назад. [38] и был восстановлен на его руинах. [39] [40]
Парфитт полагает, что он обнаружил нгому в музее Хараре , Зимбабве, в 2007 году. В последний раз она была выставлена в 1949 году колониальными властями в Булавайо. Они привезли его в Хараре для защиты во время борьбы за независимость , а позже он был потерян в музее. [41] [35] Парфитт сказал, что, по его мнению, нгома была старейшим деревянным артефактом в Зимбабве. В феврале 2010 года «Лемба нгома лунгунду» была выставлена в музее вместе с празднованием как ее истории, так и истории лемба. [41]
Парфитт говорит, что нгома/ковчег использовался в сражениях. Если он разваливается, его восстанавливают. По его словам, нгома, возможно, была построена из останков первоначального Ковчега. «Так что это ближайший потомок Ковчега, о котором мы знаем», — говорит Парфитт. «Многие говорят, что эта история надумана, но устные традиции лембы подтверждены наукой», - сказал он. [35] Нгома выставлялась в Музее гуманитарных наук Зимбабве, но в 2008 году исчезла. История Парфита и нгомы была обновлена в 2014 году в документальном фильме ZDF «Тудор Парфит и потерянное колено Израиля». [42]
Лемба не прикасались к нгоме , поскольку считали ее глубоко священным объектом. Его несли на шестах, вставленных в кольца, прикрепленные к каждой стороне нгомы . Единственными членами племени, которым было разрешено приближаться к нему, были мужчины-члены его наследственного жречества, поскольку в их обязанность входило охранять его. Другие лемба боялись, что если они когда-нибудь прикоснутся к нему, то будут «поражены огнём Божьим», который вырвется из объекта. Лемба продолжают считать нгому священным ковчегом. [43] [ нужна страница ]
и связи исламские Еврейские
Многие досовременные верования и практики лемба могут быть предположительно связаны с авраамическими религиями . Эбрагим Муса писал, что «Историки религии обнаружили у лемба определенные религиозные и культурные обычаи, которые безошибочно напоминают ближневосточные ритуалы, и в их языке есть отражения иврита и арабского языка ». [44]
По словам Рудо Мативхи, [4] практики и убеждения, связанные с иудаизмом, включают следующее:
- Они соблюдают Шаббат .
- Они восхваляют Нвали (божество) за заботу о лемба и идентифицируют себя как часть избранного народа .
- Они учат своих детей чтить своих матерей и отцов. (Это характерно для многих национальностей и религий.)
- Они воздерживаются от употребления в пищу свиней и других животных, запрещенных Торой , а также запрещают определенные сочетания разрешенных продуктов.
- Они практикуют ритуальный забой животных и ритуальную подготовку мяса к употреблению — скорее ближневосточную практику, чем обычную для африканских национальностей. [45]
- Они практикуют мужское обрезание ; согласно работе Жюно в 1927 году, [46] окружающие племена считали лемба мастерами и инициаторами этой практики с их церемониями обрезания, включающими чтение на иврите, арабском языке и суахили.
- Традиционно лемба хоронят лицом на север (в сторону Иерусалима, поскольку Зимбабве находится в южном полушарии), а во время похорон на могилы кладут камни.
- С конца 20-го века из-за растущего интереса к их возможному еврейскому происхождению они размещают звезды Давида на своих надгробиях.
- Лемба не рекомендуется вступать в брак с не-лембой.
Некоторые из этих практик и традиций не являются исключительно еврейскими; они свойственны мусульманам Ближнего Востока и Африки, а также другим африканским племенам и другим неафриканским народам. В конце 1930-х годов У. Д. Хаммонд-Тук написал книгу, в которой определил практики лембы, аналогичные практикам арабов-мусульман: например, их практика эндогамии, кодифицированная мусульманами и евреями, а также некоторые диетические ограничения. Есть много общего между Лембой и еврейским убийством животных. Известный лемба как кушиша (происходит от термина шчита ), только обрезанный человек лемба, придерживающийся кашрута, может зарезать животное. Если животное убивает не лемба или необрезанный самец, даже если оно убито тем же способом, что и лемба, более широкое сообщество не сможет есть мясо. [47] Лемба также занимаются ритуальным питьем, особенно по праздникам. Стоит отметить, что, учитывая строгую приверженность лемба диетическим и обычайным законам, если бы они были потомками мусульман, маловероятно, чтобы они принимали участие в такой деятельности, учитывая, что это харам , что предполагает более тесную связь с иудаизмом, чем с исламом.
В конце 20-го века британский ученый Тюдор Парфитт , эксперт по маргинализированным еврейским группам, принял участие в исследовании утверждений Лембы. Он помог проследить происхождение их предков до Сенны, древнего города, который, по их мнению, находился на Аравийском полуострове , на территории современного Йемена . В интервью, которое было показано на канале NOVA в 2000 году, Парфитт сказал, что его поразило сохранение лемба ритуалов, которые казались еврейскими и/или семитскими:
Во-вторых, они придавали чрезвычайное значение ритуальному забою животных, что вовсе не является африканским явлением. Конечно, оно не только иудейское, но и исламское, но оно определенно с Ближнего Востока , а не из Африки. А то, что каждому парню давали нож, которым он всю жизнь совершал свой ритуал и носил в могилу. Мне это показалось удивительно, ощутимо семитским Ближним Востоком. [45]
В статье 1931 года Х.А. Стейт описал их как арабо-банту с арменоидными чертами лица, в среднем с более длинными и тонкими лицами, чем у среднего банту, их губы тоньше, носы длиннее и более горбинные, а глаза меньше и темнее. и более глубокие. [48]
Генетика [ править ]
ДНК Однородительская
Согласно исследованиям Y-хромосомы , проведенным Амандой Б. Спердл и Трефором Дженкинсом (1996), Марком Г. Томасом и соавт. (2000) и Himla Soodyall (2013), лемба по отцовской линии наиболее тесно связаны с семитоязычным населением Западной Азии (гаплогруппа J = 51,7%); выходцы из Центральной и Южной Азии ( LT , K , R , F = 24,5%); с незначительным вкладом мужчин, говорящих на языке банту . [49] [50] [6]
Исследование Томаса и др. (2000) выявили, что значительное количество мужчин лемба являются носителями определенного гаплотипа Y-хромосомы , известного как модальный гаплотип Коэна (CMH), а также гаплогруппы гаплогруппы J Y-ДНК , которая встречается у некоторых евреев. а также среди других групп населения, живущих на Ближнем Востоке и в Аравии. [50]
Среди евреев маркер CMH наиболее распространен у коэнов , или потомственных священников. Как рассказывается в устной традиции Лемба, члены клана Буба «играли ведущую роль в выводе Лемба из Израиля». [51] Генетическое исследование показало, что 50% мужчин клана Буба имели маркер Коэна, и эта доля выше, чем среди всего еврейского населения. [52]
Чтобы более точно определить происхождение народа лемба, в 2002 году Парфитт и другие исследователи провели более масштабное исследование, чтобы сравнить дополнительных субъектов лемба (кланы которых были зарегистрированы) с мужчинами из Южной Аравии и Африки , а также евреями -ашкенази и сефардами . [53] Они обнаружили, что существуют значительные сходства между маркерами Лембы и маркерами людей Хадрамаута в Йемене . Они также узнали, что население Сены , Йемен, появилось относительно недавно, поэтому его члены и лемба не имели общих предков. [53]
Совсем недавно Мендес и др. (2011) заметили, что умеренно высокая частота изученных образцов Лембы несет гаплогруппу T Y-ДНК , которая также считается ближневосточным происхождением. Носители Lemba T принадлежали исключительно к T1b, который встречается редко и не был обнаружен у коренных евреев Ближнего Востока или Северной Африки. T1b наблюдался с низкой частотой у евреев-ашкенази, а также у некоторых левантийских популяций. [54] Некоторые женщины лемба также носили с собой маркеры, обозначающие их происхождение с Ближнего Востока.
Исследование, проведенное Химлой Судьялом (2013), показало, что неафриканский компонент Y в Лембе составляет от 73,7% до 79,6%. Однако в целом исследование показывает, что Y-хромосомы, которые обычно связаны с еврейским происхождением, не были обнаружены с помощью анализа с более высоким разрешением. Кажется более вероятным, что арабские торговцы, которые, как известно, создали торговые сети на большие расстояния, протянувшиеся на тысячи километров вдоль западного края Индийского океана, от Софалы на юге до Красного моря на севере и за его пределами, до Хадрамут, в Индию и даже в Китай примерно с 900 г. н. э., скорее всего, связаны с происхождением неафриканских мужчин-основателей племени лемба/ремба. [6]
В публикации 2016 года Химла Судьял и Дженнифер Дж. Р. Кромберг заявляют, что:
Когда использовались группы крови и маркеры сывороточного белка, лемба были неотличимы от соседей, среди которых они жили; то же самое было верно и для митохондриальной ДНК, которая представляла собой вклад самок в их генофонд. Однако Y-хромосомы, которые представляли их историю благодаря мужскому вкладу, показали связь с неафриканскими предками. При попытке выяснить наиболее вероятный географический регион происхождения неафриканских Y-хромосом у лембы лучшее, что можно было сделать, — это сузить его до региона Ближнего Востока. Хотя в исследовании с более высоким разрешением не было обнаружено никаких доказательств расширенного CMH 11, CMH, тем не менее, присутствовал в размере 8,8%, что составляет один мутационный шаг от расширенной формы. [55]
Представительство в других средствах массовой информации [ править ]
- Документальный фильм Четвертого канала по мотивам «Путешествия Парфита в исчезнувший город» (первое издание 1992 года).
- Документальный фильм PBS Nova : «Затерянные племена Израиля » включает материалы о лембах. [56] На веб-сайте есть стенограмма интервью с Тюдором Парфитом, основанная на его работе с ними. [57]
- Уильям Расделл, исследователь, фотограф и художник, разработал полевое фотографическое исследование JAD, в ходе которого жители лемба в Зимбабве снабжаются компактной камерой для документирования аспектов их повседневной жизни. [58]
- Еврейский журнал: Пасхальный седер в сельской местности Зимбабве? [59]
- Статья в телеканале Aljazeera: Лемба в Зимбабве строит синагогу [60] подробно рассказывает об усилиях лемба по возобновлению религиозного иудаизма внутри сообщества.
- Микки Фейнберг: Зимбабве с любовью [47] подробно описывая его пребывание среди лемба в Хараре
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Термин Фалаша теперь считается уничижительным, и имени Бета Исраэль . предпочтение отдается
Ссылки [ править ]
- ^ Парфитт, Тюдор (4 апреля 2000 г.). Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 40. ИСБН 978-0-375-72454-1 . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парфит, Тюдор (1993/2000) Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля, Нью-Йорк: Random House (2-е издание)
- ^ Парфитт (2002), «Лемба», с. 39
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вурига, Рабсон (1999) «История философа-лемба и его народа» , Кулану 6 (2): стр. 1,11–12. Архивировано 16 мая 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», Am. Дж. Хум. Жене. , 59 (5): 1126–33, PMC 1914832 , PMID 8900243
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Судьял, Х (2013). «Возврат к происхождению лембы: отслеживание происхождения Y-хромосом у южноафриканской и зимбабвийской лембы» . Южноафриканский медицинский журнал . 103 (12) . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парфитт, Тюдор (1992) Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля. полную пояснительную записку смотрите на стр. 263.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шимони, Гидеон (2003). Сообщество и совесть: евреи в условиях апартеида в Южной Африке . Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Брандейса . п. 178. ИСБН 978-1-58465-329-5 . Проверено 13 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Парфитт, Тюдор. (2002), «Лемба: африканское иудействующее племя», в книге «Иудаистские движения: исследования границ иудаизма » под редакцией Парфита, Тюдора и Тревизана-Семи, Э., Лондон: Рутледж Керзон, стр. 42–43.
- ^ Жюно, Анри-Александр (1908). «Балемба Зуцпансберга». Фольклор: журнал Фольклорного соц . 19 : 279–280.
- ^ Парфитт, Тюдор (2002). «Гены, религия и история: создание дискурса о происхождении среди иудействующего африканского племени» . Юриметрика . 42 (2): 209–219. ISSN 0897-1277 . JSTOR 29762754 .
- ^ Затерянные племена Израиля , NOVA (PBS), 22 февраля 2000 г. Служба общественного вещания
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаммонд Тук, WD (1974). Бантуязычные народы Южной Африки . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 81–84, 115–116.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ван Вармело, Нью-Джерси (1966). «О языке и происхождении лембы». Вклад Гамбурга в африканистику . 5 . Немецкий институт африканских исследований: 273, 281–282.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Путешествие в исчезнувший город . Нью-Йорк: Винтаж (Random House). стр. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Великий Зимбабве (11–15 века)» . Метрополитен-музей - Хайльбрунн Хронология очерков истории искусства . МетПубликации.
- ^ Бич, ДН (1994). Прошлое Зимбабве: династические истории Шона и устные традиции.
- ^ Нельсон, Джо (2019). Историум . Большая картинка Пресс. п. 10.
- ^ Пвити, Гилберт (1996). Преемственность и изменения: археологическое исследование фермерских сообществ на севере Зимбабве 500–1700 гг. н.э. Исследования по африканской археологии, № 13, факультет археологии, Уппсальский университет, Уппсала:.
- ^ Ндоро, В. и Пвити, Г. (1997). Маркетинг прошлого: деревня Шона в Великом Зимбабве. Сохранение археологических памятников и управление ими 2 (3): 3–8.
- ^ Пикирайи, Иннокентий (2001). Культура Зимбабве: истоки и упадок южных штатов Замбеза . Роуман Альтамира. ISBN 978-0-7591-0091-6 .
- ^ Мандивенга, Ефрем (1 января 1989 г.). «История и« повторное обращение »варембы Зимбабве» . Журнал религии в Африке . 19 (2): 98–124. дои : 10.1163/157006689X00134 . ISSN 1570-0666 .
- ^ Брюдер, Эдит (2008). Черные евреи Африки: история, религия, идентичность . Издательство Оксфордского университета. п. 168. ИСБН 978-0195333565 . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Парфитт, Тюдор (1992) Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного племени Израиля Лондон: Ходдер и Стоутон.
- ^ Лидер, Сэнди. «Песах в Мапакомере, Зимбабве, некоторые основные моменты» . Кулану .
- ^ Журнал еврейский (13 апреля 2015 г.). «Что?! Пасхальный седер в сельской африканской деревне в ЗИМБАБВЕ?» . Еврейский журнал .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маэресера, Модрек Звакавапано. «Лемба/еврейская община Зимбабве: ее история, еврейская практика и проблемы» . Кулану .
- ^ «Отцовское происхождение» , Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ТАМАРКИН, НОЙ (2011). «Религия как раса, признание как демократия: лемба, «черные евреи» в Южной Африке». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 637 : 148–164. дои : 10.1177/0002716211407702 . JSTOR 41328571 . S2CID 143763785 .
- ^ Маэресера, Модрек. «Синагога Хараре — реальность» . Кулану .
- ^ Ценгель, Катя (24 мая 2015 г.). «Лемба в Зимбабве строят свою первую синагогу | Аль-Джазира Америка» . Америка.aljazeera.com . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Тревор, Тюдор Г. (декабрь 1930 г.). «Некоторые наблюдения о реликвиях доевропейской культуры в Родезии и Южной Африке». Дж. Королевский антропологический институт. Великобритании и Ирландии . 60 : 389–399. дои : 10.2307/2843783 . JSTOR 2843783 .
- ^ Жак, преподобный А.А. (1931). «Заметки о племени лемба Северного Трансвааля». Антропос . XXVI (1/2): 245–251. JSTOR 40446148 .
- ^ Парфитт (2002), «Лемба», стр. 43–44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Викерс, Стив (8 марта 2010 г.). «Пропавшее еврейское племя найдено в Зимбабве » . Новости Би-би-си . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Тюдор Парфитт (2008). Потерянный Ковчег Завета . Харпер Коллинз. ISBN 978-0007262670 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Time, «Наводка на Ковчег Завета», Бима, Дэвид Ван, 21 февраля 2008 г.
- ↑ ReporterNews, «Профессор говорит, что нашел Ковчег Завета», Хамм, Бритинни, 13 марта 2008 г.
- ^ Всемирный еврейский конгресс, племя лемба на юге Африки имеет еврейские корни, генетические тесты показывают, 3, 18, 2010 г.
- ^ Всемирный еврейский конгресс. «Племя лемба на юге Африки имеет еврейские корни, как показали генетические тесты» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Зимбабве демонстрирует копию Ковчега Завета», BBC News, 18 февраля 2010 г., по состоянию на 7 марта 2010 г.
- ^ «ZDFE.фактуал - ZDF Enterprises» .
- ^ Парфитт, Тюдор, Потерянный ковчег Завета, Harper Collins Publishers
- ^ Эбрагим Муса (1995). Прозески, Мартин ; Де Гручи, Джон В. (ред.). Живые веры в Южной Африке . Дэвид Филип. п. 130. ИСБН 978-0864862532 . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Замечательный квест Тюдора Парфита , NOVA, PBS, 22 февраля 2000 г., по состоянию на 10 мая 2013 г.
- ^ Жюно, ХА (1927). Жизнь южноафриканского племени, том. Я: Социальная жизнь . Лондон: Макмиллан. стр. 72–73, 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фейнберг*, Микки. «Зимбабве с любовью» . Кулану .
- ^ Стейт, Х.А. (1931). «Заметки о Балембе» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 61 : 231–238. дои : 10.2307/2843832 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2843832 .
- ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», American Journal of Human Genetics , 59 (5): 1126–33, PMC 1914832 , PMID 8900243
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас, Миннесота; Парфитт, Т; Вайс, Д.А.; и др. (1 февраля 2000 г.), «Y-хромосомы, путешествующие на юг: модальный гаплотип Коэна и происхождение лембы - «черных евреев Южной Африки» », American Journal of Human Genetics , 66 (2): 674–86, doi : 10.1086/302749 , ПМК 1288118 , ПМИД 10677325
- ^ «Лемба, черные евреи Южной Африки» , NOVA , Система общественного вещания (PBS), ноябрь 2000 г., по состоянию на 26 февраля 2008 г.
- ^ Парфитт (2002), «Лемба», с. 49
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парфитт (2002), «Лемба», стр. 47–48.
- ^ Ф. Л. Мендес и др. , « Повышенное разрешение гаплогруппы T Y-хромосомы определяет взаимоотношения между популяциями Ближнего Востока, Европы и Африки» , BioOne Human Biology 83(1):39–53, (2011).
- ^ Химла Судьял; Дженнифер Дж. Р. Кромберг (29 октября 2015 г.). «Генетика и геномика человека, а также социокультурные верования и практики в Южной Африке» . В Кумаре — Дхавендра; Чедвик, Рут (ред.). Геномика и общество: этические, юридические, культурные и социально-экономические последствия . Академическая Пресса/Эльзевир. п. 316. ИСБН 978-0-12-420195-8 .
- ↑ «Затерянные племена Израиля» , стенограмма, NOVA , Служба общественного вещания (PBS), эфир 22 февраля 2000 г.
- ^ «Замечательные поиски Тюдора Парфита» , NOVA: Lost Tribes of Israel, PBS, 22 февраля 2000 г., по состоянию на 26 февраля 2008 г.
- ^ Мохломи, Сетумо-Фивы. «Дилемма для лемба Зимбабве» . M&G онлайн . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ Журнал еврейский (13 апреля 2015 г.). «Что?! Пасхальный седер в сельской африканской деревне в ЗИМБАБВЕ?» . Еврейский журнал .
- ^ «Лемба в Зимбабве построила первую синагогу, но изо всех сил пытается сохранить верующих» . america.aljazeera.com .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Жюно, Х.А. "Лемба". Фольклор . XIX (3): 1908.
Внешние ссылки [ править ]
- «Потерянные колена Израиля (2000)» (документальный фильм PBS о лембе и их происхождении), февраль 2000 г.
- BBC News – В Зимбабве найдено пропавшее еврейское племя
- «Лемба, их происхождение и ковчег» , Extrageographic.
- Заявления ученого о Ковчеге Завета вызвали африканскую бурю