Jump to content

Сена люди

Географическое распространение народа Сена.

Народ Сена — этнолингвистическая группа банту, происходящая из северо-западного региона Мозамбика , провинций Софала и Замбезия . [1] [2] Они также встречаются в Малави. [3] и Зимбабве недалеко от их соответствующих границ с Мозамбиком. [1]

Демография и язык

[ редактировать ]

Общая численность населения Сены составляет около 2 миллионов человек. По оценкам, в Мозамбике их около 1,4 миллиона человек. [4] и около 0,5 миллиона в Малави. [5] Народ сена в Малави и Зимбабве прибыл из Мозамбика и поселился там в начале 20 века в качестве рабочих-мигрантов. [1] [3]

Они говорят на языке Сена , [6] также называемый Чисена или Чисена, который является частью языковой семьи банту. [4] [5] Язык Сена имеет множество диалектов. [4] [5]

Исторически автокефальный народ сена находился между двумя крупными культурами народа шона — основной этнической группы Зимбабве и народа ньянджа-чева — основной этнической группы Малави и Мозамбика. Народ Сена проживал в основном в долине реки Замбези . [7] По словам Исаакмана, сена представляют собой смесь людей, проявляющую «большинство, хотя и не все, характеристики культурных групп шона». [8]

После прибытия в 1498 году португальского исследователя Васко да Гамы на остров Мозамбика в поисках морского пути в Индию началось колониальное влияние на сена и другие этнические группы в этой части Африки. [9] Несколько лет спустя шторм обрушился на караван кораблей его земляка Педро Альвареша Кабрала, пытавшегося повторить путешествие Васко да Гамы, и разделил их. Некоторые корабли достигли современной Бразилии, где основали португальскую колонию. Другие обошли мыс Доброй Надежды в Южной Африке и достигли Софалы , торгового города Мозамбика с оживленным рынком золота. Их сообщения спровоцировали золотую лихорадку и обязательство короля Португалии заселить регион Мозамбик, где проживало множество этнических групп, включая народ Сена. [10] [9] В 1514 году Антонио Фернандес подтвердил, что в средней долине Замбези, традиционном доме народа Сена, есть богатые золотые прииски, и интерес португальцев к колонизации этого региона растет. [11]

Житель Сены из Мозамбика.

Начиная с 16 века португальские торговцы, земледельцы и миссионеры в долину Замбези (станции в Сене, Тете, Зумбо, Келимане) прибывали . Португальские поселенцы построили фермерские поместья в долинах рек, обрабатывая их африканской рабочей силой, в том числе народом Сена. Взаимодействие с португальскими поселенцами с 1500-х годов до наших дней привело к тому, что народ Сена усвоил многие португальские обычаи. [7] В 1531 году Висенте Пегадо основал ярмарку в мусульманской деревне вдоль реки Замбези, которая затем превратилась в крупный торговый пост, миссионерский центр, гарнизон колониальной эпохи и торговый город. Пегадо назвал это место Сена , и именно в честь этого португальского города «народ Сена» получил свое название. [12] [13] [14]

Торговля золотом была прибыльной и представляла интерес как для арабских торговцев, так и для португальцев. К 1542 году арабы, обосновавшиеся на северо-востоке Африки, на Африканском Роге и вдоль прибрежных регионов Африки суахили, установили альтернативные маршруты для золота, минуя португальские города на побережье Мозамбика и остров Мозамбик . [11] Португальцы пытались получить большую долю добычи и торговли золотом, установив более широкое присутствие в долине Замбези и предприняв агрессивные военные действия против небольших султанатов, контролируемых мусульманами, на побережьях Восточной Африки. [11] К концу 16 века, особенно после экспедиции Франсиско Баррето 1569–1575 годов, португальцы получили контроль над всеми основными горнодобывающими и торговыми регионами вдоль долины Замбези, где жили люди сена. [15]

В 17 и 18 веках конфликты росли, а вместе с ними и новые причины. Например, вырос спрос на слоновую кость и экспорт слоновой кости из Мозамбика, за которым последовал спрос на рабов за пределами Африки, опустошающий население долины Замбези, а также всех остальных жителей рек региона Сена. [16] [17]

Рабство

Насилие и захват людей для продажи в рабство возросли в конце 18 века, и в официальных документах ислама и Португалии той эпохи рабы называются кафирами . [17] называли рабов на экспорт «Капоррос» . Альтернативно, португальские землевладельцы внутри Мозамбика [17] До 1800 года более 50 000 рабов были экспортированы из Мозамбика в Бразилию, Испанскую Америку и французские колонии. [18] Этот объем захвата рабов и торговли ими увеличился до такой степени, что это вызвало серьезные социальные беспорядки, когда губернатор Мозамбика издал приказ прекратить эти злоупотребления, ограничить передвижение захваченных людей и положить конец работорговле, которая снабжала людей по всему миру. Атлантический океан . В августе 1792 года, как утверждает Капела, губернатор Мозамбика издал приказ, согласно которому «кафиры больше не будут вывозиться из реки Сена». [17]

В 19 веке потомки колониальных португальцев, которые до сих пор были владельцами ферм и плантаций, массово используя людей Сена и другую африканскую рабочую силу, перешли к работорговле , особенно в южноамериканские колонии Португалии . [17] Сначала они продавали пленных людей в рабство, позже стали продавать африканских мужчин и женщин со своих ферм. Более крупные операции Празоса да Замбезии включали эксплуатацию судов и перевозки рабов, и многие порты и корабли из Мозамбика обслуживали эту торговлю. Этими операциями руководили представители обоих полов, португальские мужчины и женщины. [17] В официальных документах генерал-губернатора Жоакима Перейры Мариньо за период 1840–1841 годов говорится, что в этой работорговле участвовали все: от португальцев до мавров, женщин всех возрастов, священнослужителей, гражданских лиц и солдат в португальской колонии; в нем также описывается, как моджохо , или «темные мавры », вторгались, чтобы украсть рабов и вывезти их из разных портов и с острова Мозамбик. [17]

Жестокое обращение с людьми посредством захвата рабов и торговли ими привело к увеличению конфликтов в Африке, а также к протестам в Европе. Великобритания отказалась от работорговли, Бразилия отменила импорт рабов в 1831 году, а к 1860-м годам большинство крупнейших невольничьих рынков мира отменили рабство. [19] Эти события стабилизировали жизнь и семейные устои народа сена и других этнических групп в долине Замбези, а также в остальной части Африки. Во время борьбы за Африку ослабленная португальская корона сдала этот регион в аренду британским компаниям, которые построили железнодорожное сообщение между Индийским океаном и своими колониями, в данном случае ТЗР, Трансзамбезийскую железную дорогу , между Бейрой и Ньяссалендом /Малави через Сену. [ нужна ссылка ] Как только Португалия при Салазаре в 1940-х годах получила контроль над регионом, она ввела принудительное выращивание хлопка и «контракты» на принудительный труд с британскими колониями. [ нужна ссылка ]

Колониальные и гражданские войны

[ редактировать ]

По словам Кевина Шиллингтона, португальская колонизация региона развивалась примерно с 1505 по 19 век, но никогда не была принята народом Сена и другими африканцами. Они сопротивлялись этому, часто с помощью срывов, а иногда и войн. [20] Португальцы пытались подчинить себя различными методами, например, отправляя религиозные миссии в 16 веке с целью обратить людей в готовых к сотрудничеству католиков, но члены таких миссий подозревались в плохих намерениях и были убиты. [20] В XVIII веке Португалии частично удалось контролировать долину реки Замбези, предоставив португальским поселенцам имперские права на землю под военной защитой Португалии, при этом поселенец-землевладелец по имени Празейру имел право облагать налогом и эксплуатировать местное население в качестве рабочей силы в обмен на выплаты дани. Восстания были обычным явлением, но спорадическими и не имели сплоченности между различными этническими группами, включая народы сена, тонга и тавара, а иногда и внутри одной этнической группы. [20]

К середине XIX века появились армии рабов Ачикунда , которые захватывали, похищали и продавали людей в рабство на экспорт. В этот период произошел период борьбы за Африку в Мозамбике, когда Португалия направила больше военной мощи для утверждения своей власти, финансируя это за счет увеличения местных налогов и принудительного труда под названием Чибало . [20] Это спровоцировало дальнейшее насилие против португальцев. Начиная с 1884 года, народ устроил серию жестоких восстаний против португальцев. В 1897 году португальцы попытались собрать с африканцев ежегодный и высокий «налог на хижины», а также мобилизовать 2000 африканских мужчин на работу, против чего яростно выступили народы Сена, а также народы Тонга и Камбуэнда. [20] Португальские официальные лица ответили военной мощью, арестами и принудительным переселением местного населения на южноафриканские рудники и плантации Южной Родезии между 1900 и примерно 1960 годами, когда общенациональное сопротивление ФРЕЛИМО сплотилось, чтобы свергнуть португальское правление и получить независимость. [20]

Мозамбик получил независимость в 1975 году, и народ Сена принял участие в борьбе за независимость. После обретения независимости этнические группы не смогли договориться о конституции и законах о самоуправлении, расширении своей цели по освобождению других частей южной Африки, где та же этническая группа находилась под угнетением, таких как Родезия (позже Зимбабве), и они были участниками и пострадал от войн, например, с Родезией , а затем во время гражданской войны между РЕНАМО и ФРЕЛИМО. [21]

Общество и культура

[ редактировать ]

Люди сена были географически распространены в жарком и влажном регионе. Из-за жары они традиционно носили мало одежды, женщины были с обнаженной грудью и носили ткань нсалу или читендже , которая представляет собой накидку. [22] Демонстрация голых ног в культуре считается нескромным, и как мужчины, так и женщины стараются держать это прикрытым. Однако во время общественных танцев, таких как танец Ньяу, они носят очень мало одежды. [22]

В колониальную эпоху под влиянием португальских христианских миссионеров большая часть народа Сена обратилась в католицизм. [23] но некоторые представители народа сена в Мозамбике придерживаются традиционных верований в полигамию, детские браки и племенные религиозные обряды. Их занятия включали сельское хозяйство, рыболовство и труд мигрантов. [22] Церкви, действующие среди народа Сена, используют африканизированную версию Библии и игнорируют другие версии. Версия Библии, используемая народом Сена, утверждает Родиан Г. Муниенембе, - это Буку Лопатулика , старая версия Библии Чичева. [24] Традиционно ритуалами смерти были захоронения. Как и в случае с соседними этническими группами в Мозамбике, свадьба среди народа сена из регионов речных долин требовала выкупа за невесту, называемого лоболо , который представлял собой выплату, выплачиваемую семье невесты в качестве компенсации за потерю ее работы в доме ее рождения. [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Финекс Ндхлову (2009). Политика языка и национального строительства в Зимбабве . Питер Лэнг. п. 63. ИСБН  978-3-03911-942-4 .
  2. ^ Стэнли Дж. Кейс (2011). Культивируемые овощи мира: многоязычный ономастикон . Спрингер Наука. п. 764. ИСБН  978-90-8686-720-2 .
  3. ^ Jump up to: а б Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. п. 514. ИСБН  978-0-313-27918-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с Сена — Мозамбик , Этнолог (2014)
  5. ^ Jump up to: а б с История Малави , этнолог (2009)
  6. ^ Роберт Б. Каплан; Ричард Б. Балдауф (1999). Языковое планирование в Малави, Мозамбике и на Филиппинах . Многоязычные вопросы. п. 22. ISBN  978-1-85359-444-1 .
  7. ^ Jump up to: а б Томас Стрейссгут (2009). Мозамбик в фотографиях . Книги двадцать первого века. п. 42 . ISBN  978-1-57505-954-9 .
  8. ^ Аллен Ф. Исаакман; Барбара Исаакман (1976). Традиция сопротивления в Мозамбике: долина Замбези, 1850-1921 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. xxiv сноска 3. ISBN  978-0-520-03065-7 .
  9. ^ Jump up to: а б Джордж МакКолл Тил (2010). История и этнография Африки к югу от Замбези, от поселения португальцев в Софале в сентябре 1505 года до завоевания Капской колонии британцами в сентябре 1795 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 226–239. ISBN  978-1-108-02332-0 .
  10. ^ Томас Стрейссгут (2009). Мозамбик в фотографиях . Книги двадцать первого века. стр. 24–25 . ISBN  978-1-57505-954-9 .
  11. ^ Jump up to: а б с Стефан Гудвин (2006). Наследие урбанизации Африки: разворачивающаяся сага о континенте . Лексингтонские книги. стр. 308–311. ISBN  978-0-7391-5176-1 .
  12. ^ Джордж МакКолл Тил (2010). История и этнография Африки к югу от Замбези, от поселения португальцев в Софале в сентябре 1505 года до завоевания Капской колонии британцами в сентябре 1795 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 297–305, 467–468. ISBN  978-1-108-02332-0 .
  13. ^ MDD Ньюитт (1995). История Мозамбика . Издательство Университета Индианы. п. 76 . ISBN  0-253-34006-3 . , Цитата: «(...) параллели можно найти, в частности, у жителей Тонги, живших вокруг Иньямбане, и народа сена из нижней части Замбези, который, как и Чуабо, также получил свое имя от португальского города».
  14. ^ Стефан Гудвин (2006). Наследие урбанизации Африки: разворачивающаяся сага о континенте . Лексингтонские книги. стр. 226–227. ISBN  978-0-7391-5176-1 .
  15. ^ Лиам Мэтью Броки (2008). Португальские колониальные города в мире раннего Нового времени . Издательство Эшгейт. стр. 123–124. ISBN  978-0-7546-6313-3 .
  16. ^ Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 121–127. ISBN  978-0-520-02689-6 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дэвид Ричардсон; Филипа Рибейру да Силва (2014). Сети и межкультурный обмен: работорговля в Южной Атлантике, 1590–1867 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 190–193. ISBN  978-90-04-28058-8 .
  18. ^ Дэвид Ричардсон; Филипа Рибейру да Силва (2014). Сети и межкультурный обмен: работорговля в Южной Атлантике, 1590–1867 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 184–186. ISBN  978-90-04-28058-8 .
  19. ^ Дэвид Ричардсон; Филипа Рибейру да Силва (2014). Сети и межкультурный обмен: работорговля в Южной Атлантике, 1590–1867 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 227–229. ISBN  978-90-04-28058-8 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж Кевин Шиллингтон (2013). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 1037–1038. ISBN  978-1-135-45670-2 .
  21. ^ Кевин Шиллингтон (2013). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 1040–1042. ISBN  978-1-135-45670-2 .
  22. ^ Jump up to: а б с Пол Теру (2012). Нижняя река . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 31–32 . ISBN  978-0-547-74691-3 .
  23. ^ Теренс О. Рейнджер; Джон К. Веллер (1975). Темы христианской истории Центральной Африки . Издательство Калифорнийского университета. стр. 22–24 . ISBN  978-0-520-02536-3 .
  24. ^ Родиан Г. Муниенембе (2011). Христианство и социокультурные проблемы: харизматическое движение и контекстуализация Евангелия в Малави . Коллектив африканской книги. стр. 2–3 со сноской 6. ISBN.  978-99908-87-52-5 .
  25. ^ Клара Сарменто (2009). Женщины в Португальской колониальной империи: Театр теней . Издательство Кембриджских ученых. стр. 47–49. ISBN  978-1-4438-0714-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4e5ce118aa91627a91f83dd2ffab2c8__1714227120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/c8/b4e5ce118aa91627a91f83dd2ffab2c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sena people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)