Сена люди

Народ Сена — этнолингвистическая группа банту, происходящая из северо-западного региона Мозамбика , провинций Софала и Замбезия . [1] [2] Они также встречаются в Малави. [3] и Зимбабве недалеко от их соответствующих границ с Мозамбиком. [1]
Демография и язык
[ редактировать ]Общая численность населения Сены составляет около 2 миллионов человек. По оценкам, в Мозамбике их около 1,4 миллиона человек. [4] и около 0,5 миллиона в Малави. [5] Народ сена в Малави и Зимбабве прибыл из Мозамбика и поселился там в начале 20 века в качестве рабочих-мигрантов. [1] [3]
Они говорят на языке Сена , [6] также называемый Чисена или Чисена, который является частью языковой семьи банту. [4] [5] Язык Сена имеет множество диалектов. [4] [5]
История
[ редактировать ]Исторически автокефальный народ сена находился между двумя крупными культурами народа шона — основной этнической группы Зимбабве и народа ньянджа-чева — основной этнической группы Малави и Мозамбика. Народ Сена проживал в основном в долине реки Замбези . [7] По словам Исаакмана, сена представляют собой смесь людей, проявляющую «большинство, хотя и не все, характеристики культурных групп шона». [8]
После прибытия в 1498 году португальского исследователя Васко да Гамы на остров Мозамбика в поисках морского пути в Индию началось колониальное влияние на сена и другие этнические группы в этой части Африки. [9] Несколько лет спустя шторм обрушился на караван кораблей его земляка Педро Альвареша Кабрала, пытавшегося повторить путешествие Васко да Гамы, и разделил их. Некоторые корабли достигли современной Бразилии, где основали португальскую колонию. Другие обошли мыс Доброй Надежды в Южной Африке и достигли Софалы , торгового города Мозамбика с оживленным рынком золота. Их сообщения спровоцировали золотую лихорадку и обязательство короля Португалии заселить регион Мозамбик, где проживало множество этнических групп, включая народ Сена. [10] [9] В 1514 году Антонио Фернандес подтвердил, что в средней долине Замбези, традиционном доме народа Сена, есть богатые золотые прииски, и интерес португальцев к колонизации этого региона растет. [11]
Начиная с 16 века португальские торговцы, земледельцы и миссионеры в долину Замбези (станции в Сене, Тете, Зумбо, Келимане) прибывали . Португальские поселенцы построили фермерские поместья в долинах рек, обрабатывая их африканской рабочей силой, в том числе народом Сена. Взаимодействие с португальскими поселенцами с 1500-х годов до наших дней привело к тому, что народ Сена усвоил многие португальские обычаи. [7] В 1531 году Висенте Пегадо основал ярмарку в мусульманской деревне вдоль реки Замбези, которая затем превратилась в крупный торговый пост, миссионерский центр, гарнизон колониальной эпохи и торговый город. Пегадо назвал это место Сена , и именно в честь этого португальского города «народ Сена» получил свое название. [12] [13] [14]
Торговля золотом была прибыльной и представляла интерес как для арабских торговцев, так и для португальцев. К 1542 году арабы, обосновавшиеся на северо-востоке Африки, на Африканском Роге и вдоль прибрежных регионов Африки суахили, установили альтернативные маршруты для золота, минуя португальские города на побережье Мозамбика и остров Мозамбик . [11] Португальцы пытались получить большую долю добычи и торговли золотом, установив более широкое присутствие в долине Замбези и предприняв агрессивные военные действия против небольших султанатов, контролируемых мусульманами, на побережьях Восточной Африки. [11] К концу 16 века, особенно после экспедиции Франсиско Баррето 1569–1575 годов, португальцы получили контроль над всеми основными горнодобывающими и торговыми регионами вдоль долины Замбези, где жили люди сена. [15]
В 17 и 18 веках конфликты росли, а вместе с ними и новые причины. Например, вырос спрос на слоновую кость и экспорт слоновой кости из Мозамбика, за которым последовал спрос на рабов за пределами Африки, опустошающий население долины Замбези, а также всех остальных жителей рек региона Сена. [16] [17]
- Рабство
Насилие и захват людей для продажи в рабство возросли в конце 18 века, и в официальных документах ислама и Португалии той эпохи рабы называются кафирами . [17] называли рабов на экспорт «Капоррос» . Альтернативно, португальские землевладельцы внутри Мозамбика [17] До 1800 года более 50 000 рабов были экспортированы из Мозамбика в Бразилию, Испанскую Америку и французские колонии. [18] Этот объем захвата рабов и торговли ими увеличился до такой степени, что это вызвало серьезные социальные беспорядки, когда губернатор Мозамбика издал приказ прекратить эти злоупотребления, ограничить передвижение захваченных людей и положить конец работорговле, которая снабжала людей по всему миру. Атлантический океан . В августе 1792 года, как утверждает Капела, губернатор Мозамбика издал приказ, согласно которому «кафиры больше не будут вывозиться из реки Сена». [17]
В 19 веке потомки колониальных португальцев, которые до сих пор были владельцами ферм и плантаций, массово используя людей Сена и другую африканскую рабочую силу, перешли к работорговле , особенно в южноамериканские колонии Португалии . [17] Сначала они продавали пленных людей в рабство, позже стали продавать африканских мужчин и женщин со своих ферм. Более крупные операции Празоса да Замбезии включали эксплуатацию судов и перевозки рабов, и многие порты и корабли из Мозамбика обслуживали эту торговлю. Этими операциями руководили представители обоих полов, португальские мужчины и женщины. [17] В официальных документах генерал-губернатора Жоакима Перейры Мариньо за период 1840–1841 годов говорится, что в этой работорговле участвовали все: от португальцев до мавров, женщин всех возрастов, священнослужителей, гражданских лиц и солдат в португальской колонии; в нем также описывается, как моджохо , или «темные мавры », вторгались, чтобы украсть рабов и вывезти их из разных портов и с острова Мозамбик. [17]
Жестокое обращение с людьми посредством захвата рабов и торговли ими привело к увеличению конфликтов в Африке, а также к протестам в Европе. Великобритания отказалась от работорговли, Бразилия отменила импорт рабов в 1831 году, а к 1860-м годам большинство крупнейших невольничьих рынков мира отменили рабство. [19] Эти события стабилизировали жизнь и семейные устои народа сена и других этнических групп в долине Замбези, а также в остальной части Африки. Во время борьбы за Африку ослабленная португальская корона сдала этот регион в аренду британским компаниям, которые построили железнодорожное сообщение между Индийским океаном и своими колониями, в данном случае ТЗР, Трансзамбезийскую железную дорогу , между Бейрой и Ньяссалендом /Малави через Сену. [ нужна ссылка ] Как только Португалия при Салазаре в 1940-х годах получила контроль над регионом, она ввела принудительное выращивание хлопка и «контракты» на принудительный труд с британскими колониями. [ нужна ссылка ]
Колониальные и гражданские войны
[ редактировать ]По словам Кевина Шиллингтона, португальская колонизация региона развивалась примерно с 1505 по 19 век, но никогда не была принята народом Сена и другими африканцами. Они сопротивлялись этому, часто с помощью срывов, а иногда и войн. [20] Португальцы пытались подчинить себя различными методами, например, отправляя религиозные миссии в 16 веке с целью обратить людей в готовых к сотрудничеству католиков, но члены таких миссий подозревались в плохих намерениях и были убиты. [20] В XVIII веке Португалии частично удалось контролировать долину реки Замбези, предоставив португальским поселенцам имперские права на землю под военной защитой Португалии, при этом поселенец-землевладелец по имени Празейру имел право облагать налогом и эксплуатировать местное население в качестве рабочей силы в обмен на выплаты дани. Восстания были обычным явлением, но спорадическими и не имели сплоченности между различными этническими группами, включая народы сена, тонга и тавара, а иногда и внутри одной этнической группы. [20]
К середине XIX века появились армии рабов Ачикунда , которые захватывали, похищали и продавали людей в рабство на экспорт. В этот период произошел период борьбы за Африку в Мозамбике, когда Португалия направила больше военной мощи для утверждения своей власти, финансируя это за счет увеличения местных налогов и принудительного труда под названием Чибало . [20] Это спровоцировало дальнейшее насилие против португальцев. Начиная с 1884 года, народ устроил серию жестоких восстаний против португальцев. В 1897 году португальцы попытались собрать с африканцев ежегодный и высокий «налог на хижины», а также мобилизовать 2000 африканских мужчин на работу, против чего яростно выступили народы Сена, а также народы Тонга и Камбуэнда. [20] Португальские официальные лица ответили военной мощью, арестами и принудительным переселением местного населения на южноафриканские рудники и плантации Южной Родезии между 1900 и примерно 1960 годами, когда общенациональное сопротивление ФРЕЛИМО сплотилось, чтобы свергнуть португальское правление и получить независимость. [20]
Мозамбик получил независимость в 1975 году, и народ Сена принял участие в борьбе за независимость. После обретения независимости этнические группы не смогли договориться о конституции и законах о самоуправлении, расширении своей цели по освобождению других частей южной Африки, где та же этническая группа находилась под угнетением, таких как Родезия (позже Зимбабве), и они были участниками и пострадал от войн, например, с Родезией , а затем во время гражданской войны между РЕНАМО и ФРЕЛИМО. [21]
Общество и культура
[ редактировать ]Люди сена были географически распространены в жарком и влажном регионе. Из-за жары они традиционно носили мало одежды, женщины были с обнаженной грудью и носили ткань нсалу или читендже , которая представляет собой накидку. [22] Демонстрация голых ног в культуре считается нескромным, и как мужчины, так и женщины стараются держать это прикрытым. Однако во время общественных танцев, таких как танец Ньяу, они носят очень мало одежды. [22]
В колониальную эпоху под влиянием португальских христианских миссионеров большая часть народа Сена обратилась в католицизм. [23] но некоторые представители народа сена в Мозамбике придерживаются традиционных верований в полигамию, детские браки и племенные религиозные обряды. Их занятия включали сельское хозяйство, рыболовство и труд мигрантов. [22] Церкви, действующие среди народа Сена, используют африканизированную версию Библии и игнорируют другие версии. Версия Библии, используемая народом Сена, утверждает Родиан Г. Муниенембе, - это Буку Лопатулика , старая версия Библии Чичева. [24] Традиционно ритуалами смерти были захоронения. Как и в случае с соседними этническими группами в Мозамбике, свадьба среди народа сена из регионов речных долин требовала выкупа за невесту, называемого лоболо , который представлял собой выплату, выплачиваемую семье невесты в качестве компенсации за потерю ее работы в доме ее рождения. [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Финекс Ндхлову (2009). Политика языка и национального строительства в Зимбабве . Питер Лэнг. п. 63. ИСБН 978-3-03911-942-4 .
- ^ Стэнли Дж. Кейс (2011). Культивируемые овощи мира: многоязычный ономастикон . Спрингер Наука. п. 764. ИСБН 978-90-8686-720-2 .
- ^ Jump up to: а б Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. п. 514. ИСБН 978-0-313-27918-8 .
- ^ Jump up to: а б с Сена — Мозамбик , Этнолог (2014)
- ^ Jump up to: а б с История Малави , этнолог (2009)
- ^ Роберт Б. Каплан; Ричард Б. Балдауф (1999). Языковое планирование в Малави, Мозамбике и на Филиппинах . Многоязычные вопросы. п. 22. ISBN 978-1-85359-444-1 .
- ^ Jump up to: а б Томас Стрейссгут (2009). Мозамбик в фотографиях . Книги двадцать первого века. п. 42 . ISBN 978-1-57505-954-9 .
- ^ Аллен Ф. Исаакман; Барбара Исаакман (1976). Традиция сопротивления в Мозамбике: долина Замбези, 1850-1921 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. xxiv сноска 3. ISBN 978-0-520-03065-7 .
- ^ Jump up to: а б Джордж МакКолл Тил (2010). История и этнография Африки к югу от Замбези, от поселения португальцев в Софале в сентябре 1505 года до завоевания Капской колонии британцами в сентябре 1795 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 226–239. ISBN 978-1-108-02332-0 .
- ^ Томас Стрейссгут (2009). Мозамбик в фотографиях . Книги двадцать первого века. стр. 24–25 . ISBN 978-1-57505-954-9 .
- ^ Jump up to: а б с Стефан Гудвин (2006). Наследие урбанизации Африки: разворачивающаяся сага о континенте . Лексингтонские книги. стр. 308–311. ISBN 978-0-7391-5176-1 .
- ^ Джордж МакКолл Тил (2010). История и этнография Африки к югу от Замбези, от поселения португальцев в Софале в сентябре 1505 года до завоевания Капской колонии британцами в сентябре 1795 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 297–305, 467–468. ISBN 978-1-108-02332-0 .
- ^ MDD Ньюитт (1995). История Мозамбика . Издательство Университета Индианы. п. 76 . ISBN 0-253-34006-3 . , Цитата: «(...) параллели можно найти, в частности, у жителей Тонги, живших вокруг Иньямбане, и народа сена из нижней части Замбези, который, как и Чуабо, также получил свое имя от португальского города».
- ^ Стефан Гудвин (2006). Наследие урбанизации Африки: разворачивающаяся сага о континенте . Лексингтонские книги. стр. 226–227. ISBN 978-0-7391-5176-1 .
- ^ Лиам Мэтью Броки (2008). Португальские колониальные города в мире раннего Нового времени . Издательство Эшгейт. стр. 123–124. ISBN 978-0-7546-6313-3 .
- ^ Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 121–127. ISBN 978-0-520-02689-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дэвид Ричардсон; Филипа Рибейру да Силва (2014). Сети и межкультурный обмен: работорговля в Южной Атлантике, 1590–1867 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 190–193. ISBN 978-90-04-28058-8 .
- ^ Дэвид Ричардсон; Филипа Рибейру да Силва (2014). Сети и межкультурный обмен: работорговля в Южной Атлантике, 1590–1867 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 184–186. ISBN 978-90-04-28058-8 .
- ^ Дэвид Ричардсон; Филипа Рибейру да Силва (2014). Сети и межкультурный обмен: работорговля в Южной Атлантике, 1590–1867 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 227–229. ISBN 978-90-04-28058-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кевин Шиллингтон (2013). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 1037–1038. ISBN 978-1-135-45670-2 .
- ^ Кевин Шиллингтон (2013). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 1040–1042. ISBN 978-1-135-45670-2 .
- ^ Jump up to: а б с Пол Теру (2012). Нижняя река . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 31–32 . ISBN 978-0-547-74691-3 .
- ^ Теренс О. Рейнджер; Джон К. Веллер (1975). Темы христианской истории Центральной Африки . Издательство Калифорнийского университета. стр. 22–24 . ISBN 978-0-520-02536-3 .
- ^ Родиан Г. Муниенембе (2011). Христианство и социокультурные проблемы: харизматическое движение и контекстуализация Евангелия в Малави . Коллектив африканской книги. стр. 2–3 со сноской 6. ISBN. 978-99908-87-52-5 .
- ^ Клара Сарменто (2009). Женщины в Португальской колониальной империи: Театр теней . Издательство Кембриджских ученых. стр. 47–49. ISBN 978-1-4438-0714-2 .