Лоболо
Лоболо или лобола называют невестой иногда « , Shona and northern and southern Ndebele (mahadi in Sesotho, mahari in Swahili, magadi in Sepedi and Setswana, lovola in Xitsonga, and mamalo in Tshivenda), sometimes referred to as "bride wealth» [1] [2] [3] или «выкуп за невесту» — это имущество в виде скота или имущества, которое будущий муж или глава его семьи обязуется передать главе семьи будущей жены в благодарность за разрешение мужу жениться на их дочери и для семьи невесты за воспитывая ее. [1]
Лоболо и закон
[ редактировать ]В Южной Африке , где широко практикуется обычай лоболо, союз ранее заключался на основе обычного права, но теперь регулируется Законом о признании обычных браков 1998 года (Закон 120 от 1998 года) (RCMA). [1] и имеет следующие предпосылки для того, чтобы брак соответствовал требованиям обычного права:
- Консенсус. Исторически консенсус искался между семьями будущих жениха и невесты. С 2008 года RCMA заявляет, что консенсус необходим только между отдельными людьми, а не между их семьями.
- Требования к возрасту. Согласно обычному праву , конкретных возрастных требований не существует; однако RCMA включает минимальный возраст - 18 лет.
- Лоболо. Традиционный брак в соответствии с RCMA действителен на основании соглашения о выплате лоболо и не требует выплаты лоболо.
- Передача невесты. Передача невесты является еще одним требованием для действительности обычного брака. RCMA конкретно не регулирует этот обычай, и он рассматривается на разовой основе.
- Отсутствие гражданского брака . Две стороны моногамного обычного брака могут вступить в гражданский брак, но не наоборот.
- Запрещенные степени отношений . В прошлом в каждом сообществе были свои правила относительно запрещенных отношений. Эти правила развивались с годами. RCMA утверждает, что эти запрещенные отношения регулируются нормами обычного права.
Законодательство Южной Африки признает традиционные браки посредством Закона о признании обычных браков 1998 года (Закон 120 1998 года) . [4] Целью Закона было решение проблемы гендерного неравенства и ограничения прав женщин в традиционных браках. Закон был принят с целью улучшить положение женщин путем использования мер, которые привели обычное право в соответствие с положениями Конституции Южно-Африканской Республики, а также международными обязательствами Южной Африки в области прав человека.
Ключевым требованием для признания обычного брака действительным является то, что он должен быть заключен, заключен или заключен в соответствии с обычным правом. Кроме того, потенциальным супругам должно быть не менее 18 лет, и оба потенциальных супруга должны дать согласие на брак. До недавнего Высокого суда Йоханнесбурга решения по делу Сенгади против Цамбо от 3 ноября 2018 г. [5] существовали разногласия и путаница относительно того, что представляет собой действительный традиционный брак. В деле, касающемся вдовы известного хип-хоп-музыканта Джабулани Цамбо, также известного как HHP, под вопросом был ее статус как юридически признанной традиционной жены. В данном случае семья умершего отказалась признать Лерато Сенгади обычной женой на том основании, что не было принятой «церемонии передачи» невесты семье жениха, которая отвечала бы требованиям «обряда передачи» невесты семье жениха. празднование» в соответствии с обычным правом, и поэтому между умершим и Сенгади не было заключено и не возникло никакого обычного брака. Изучив доказательства, судья пришел к выводу, что на самом деле имел место молчаливый отказ от этого обычая, поскольку «символическая» передача заявителя семье Цамбо произошла после заключения обычного брака. Как сказал судья:
Утверждение ответчика о том, что наиболее важной частью обычного брака является передача невесты семье жениха, что, если этого не произошло, никакой действительный брак по обычному праву не возникает, несмотря на то, что пара выполнила требования раздела 3. (1) Закона о признании не может быть обоснованным, поскольку ответчик ошибочно полагает, что обычай передачи права с момента его первоначальной концептуализации не изменился, что обычай является жестким, статичным, неизменным и закостенелым. В отличие от африканского обычного права, это живой закон, поскольку его практика, обычаи и обычаи развивались на протяжении веков. Обычай передачи имущества, практиковавшийся в доколониальную эпоху, также эволюционировал и адаптировался к изменившимся социально-экономическим и культурным нормам, практикуемым в современную эпоху. [6]
которое можно назвать В этом деле, знаковым , судья вынес решение против семьи и объявил Сенгади законной супругой покойного.
Переговоры
[ редактировать ]В законодательстве Южной Африки необходимо соблюдать определенные требования; для заключения действительного обычного брака (включая переговоры лоболо или мамало). Эти переговоры являются решающим шагом на пути к действительному традиционному браку с точки зрения закона и культуры. Делается различие между «лоболо» или «лобола», материальной формой имущества, представляющей собой согласованное приданое, и переговорами «лоболо», набором обычных правовых процессов, которые представляют собой фундаментальный диалог между двумя семьями и необходимы для установить лоболо и завершить переговоры. Последнее всегда предшествует первому.
Процесс переговоров лоболо может быть разнообразным, долгим и сложным с культурной точки зрения, и в нем участвуют многие члены как большой семьи невесты, так и большой семьи жениха; [7] обычно это могут быть только дяди вступающих в брак, а также отцы, если позволяют обычаи. Жениху не разрешается принимать непосредственное участие в самих переговорах. В некоторых культурах женщины могут присутствовать на переговорах, тогда как в некоторых домохозяйствах сохраняется традиция не позволять женщинам активно участвовать в переговорах.
Ивуламломо является ключевым процессом в переговорах, поскольку переговоры не могут начаться, пока не будет соблюдено это традиционное действие. бутылку бренди Часто, чтобы развеять любые трения между семьями, в наше время на стол ставят ; однако это не обязательно, и вуламломо не ограничивается бренди, это может быть традиционное пиво из сорго или наличные. Обычно это не пьяный напиток; это просто жест, чтобы поприветствовать семью гостей и заставить всех чувствовать себя более расслабленно, и он известен как ivulamlomo , что в буквальном переводе isiXhosa означает открывание рта ( Sotho pulamolomo ), то есть цена за открытие рта (заговорить), чтобы выразить цель вашего визита. Делегация потенциальной жены должна решить, употреблять ли спиртное или держать его закрытым.
Лоболо невозможно оплатить полностью за один раз, делегации жениха нужно будет приехать повторно после первых переговоров, чтобы закончить оплату за свою невесту. лоболо После полной выплаты следует следующий шаг, который называется изибизо , который может произойти в день завершения переговоров по лоболо. На этом этапе делегация жениха передает семье невесты согласно выданному списку подарки, которые могут включать в себя одеяла, передники, доки, шали, а также трехфутовые горшки или травяные коврики для женщин и пальто, трости, шляпы, пивные горшки. для мужчин. Затем проводится праздник, посвященный этому событию.
Количество
[ редактировать ]Принято считать, что коровы, как минимум, необходимы для лоболо в культурах зулусов и коса. Хотя различные обычаи в разных регионах могут способствовать определению суммы денежной стоимости каждой коровы, это также зависит от мастерства ведения переговоров представителей или оонозакузаку . В наше время растут споры вокруг суммы, требуемой в некоторых семьях, которую зрители считают необоснованно завышенной. [8] Сегодня переговоры включают установление цены за одну корову, а затем умножение согласованной цены на количество коров, которых, по мнению новой невесты, стоит. [9] На размер причитающейся суммы влияет множество различных факторов, включая, помимо прочего, уровень образования будущей невесты, финансовые возможности потенциальных супругов, а также наличие у будущей невесты (или жениха) детей. Семанья (2014) [10] утверждает, что даже такие известные личности, как Нельсон Мандела, практиковали этот обычай, заплатив лоболо из 60 коров своей жене Грасе Машел .
Культура северного ндебеле
[ редактировать ]Мужчина, женящийся на женщине из культуры ндебеле, должен соблюдать лоболу. Видно, что мужчина любит свою партнершу, когда он стремится сэкономить и заплатить за лоболу. В культуре ндебеле в Зимбабве Лобола проходит в несколько этапов. На каждом этапе церемонии необходимо соблюдать традиции и платить небольшие суммы. Лобола выплачивается не сразу, а представляет собой совокупность множества разных сумм. Сумма выплаты определяется в ходе переговоров и зависит от различных факторов. Если жених копил деньги на подготовку к свадьбе, после намеков возлюбленной на то, какой может быть лобола, процесс можно завершить в два коротких этапа — первый этап, этап открытия рта или «исивуламломо», [11] где жениху дается возможность заявить о своем намерении жениться на своей возлюбленной, положив деньги в плетеную корзину, а семья невесты сообщает семье жениха, чего они хотят, как лоболо. Затем назначается дата, приемлемая для обеих сторон, для новой встречи. На момент написания корова в Зимбабве по эквивалентной ставке передается семье невесты, семья может запросить денежный эквивалент того количества коров, которое они хотят. Это удобно для большинства семей, поскольку содержание крупного рогатого скота может быть трудоемким и трудоемким занятием. Эту корову зовут «укангазиве». [11] это корова матери невесты. На втором этапе, когда семья жениха появляется в согласованный день, деньги снова помещаются в плетеную корзину, чтобы дать ей возможность высказаться, и выполняют просьбы семьи невесты, преподнося всю лоболу.
Негативные эффекты
[ редактировать ]Лоболо может иметь некоторые непредвиденные негативные последствия. Это может создать финансовый барьер для некоторых молодых людей, желающих жениться. Пара, которая эмоционально готова взять на себя обязательства друг перед другом, обычно остается незамужней, если у мужчины нет финансовых ресурсов для удовлетворения мешающего традиционного ритуала, а в некоторых случаях и у будущей невесты, у которой есть финансовые ресурсы. тайно платит своему лоболо, отдавая деньги мужчине, который, в свою очередь, передает их семье невесты. Для тех, у кого есть финансовые средства, проблема может заключаться в альтернативных издержках Лоболо . Молодые люди, находящиеся на этапе создания богатства, могут чувствовать, что их будущее будет лучше обеспечено, если они вложат свои деньги в другое место, чтобы получить значительную финансовую прибыль.
Лоболо рассматривается некоторыми как расточительность, не имеющая особого значения в обществе, где молодые африканцы пытаются выбраться из бедности. Тем не менее, традиция по-прежнему соблюдается так же сильно, как и прежде, и в семьях, где традиции и намерения преобладают над жадностью, лоболо воспринимается как эффективный способ продемонстрировать приверженность между семьями, а не только между женихом и невестой. Некоторые сельские южноафриканские женщины также рассматривают лоболо как знак уважения, поскольку оно символизирует их ценность и укрепляет их достоинство. [12] Во многих традиционных браках используется лоболо, основанное на наличных деньгах; Затем может последовать свадебная церемония в европейском стиле, где средства лоболо используются для оплаты расходов. Таким образом, затраченные затраты возвращаются плательщику в иной форме, сохраняя традиции, честь и финансы.
В последнее время значением лоболо стали злоупотреблять. Семья невесты требует огромные суммы денег от семьи жениха, и, в свою очередь, лоболо теперь является скорее схемой зарабатывания денег для большинства семей. Вместо простых подарков в оплату лоболо, как это было в 20 веке и далее, отцы требуют за дочерей запредельные суммы. Это дало некоторым мужчинам в африканском обществе «право» оскорблять и плохо обращаться со своими женами, потому что они чувствуют, что купили их. Гендерного равенства нет, потому что (в некоторых [ чей? ] взгляды) система «продвигает мужское превосходство», где голоса женщин не имеют значения и их важность не признается. [13]
Растворение
[ редактировать ]Расторжение обычного брака происходит в случае смерти мужа или жены. Однако брак может быть продолжен, если женщина перейдет к брату умершего, чтобы зачать наследника. В случае, если женщина возвращается в дом своего отца в результате предполагаемого насилия, мужу, возможно, придется заплатить штраф отцу, прежде чем забрать (футума) ее. Если муж не заберет ее в разумный срок, то можно предположить, что он намеревался расторгнуть брак. Если жена отказывается вернуться к мужу, то муж может предъявить претензии на часть лоболо. Если муж желает расторгнуть брак, он может отправить ее обратно в дом отца. Если жена инициирует развод, отцу придется выплатить часть лоболо. [1]
См. также
[ редактировать ]- Умцимба – церемония бракосочетания свази
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хербст, Марисса; Дю Плесси, Виллемен (2008). «Обычное право против браков по общему праву: гибридный подход в Южной Африке». Электронный журнал сравнительного правоведения . 410 (1989): 1–15.
- ^ Мэтьюз, ЗК (1940). «Брачные обычаи баролонгов». Африка: Журнал Международного африканского института . 13 (1): 1–24. дои : 10.1017/S000197200001500X . S2CID 147345143 .
- ^ Сигне Арнфред , Сексуальность и гендерная политика в Мозамбике: переосмысление гендера в Африке [1]
- ^ «Обычные браки в Южной Африке: понимание Закона о признании обычных браков 1998 года» . САХО .
- ^ «Сенгади против Цамбо (40344/2018) [2018] ZAGPJHC 613 (3 ноября 2018 г.)» . САФЛИ .
- ^ Сенгади. в. Цамбо , п.20 [2018]
- ^ Диксон, Робин (1 августа 2012 г.). «Похищение невест — искажение» культуры Южной Африки» . Расследуйте ЕЕ . Howling At The Wind Publishing Ltd. Проверено 24 октября 2023 г. - через TheFreeLibrary .
- ^ Мгватю, Холиса (24 февраля 2009 г.). «Средний лоболо около 20 000 рэндов». Ежедневная отправка . СА Медиа.
- ^ Дерби, Рон (6 декабря 2006 г.). «Выкуп за невесту в ЮАР переходит от скота к деньгам» . Почта и Хранитель . Южная Африка . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ Семеня, Д.К. (21 февраля 2014 г.). «Практические рекомендации по влиянию махади [выкупа за невесту] на молодые пары басуто до брака» . HTS Теологические исследования/Богословские исследования . 70 (3): 1. doi : 10.4102/hts.v70i3.1362 .
- ^ Перейти обратно: а б Ндлову, Томми и Дорис (1995). Традиции и культура ндебеле (1-е изд.). Гверу: Мамбо Пресс. ISBN 086922624X .
- ^ Шоп, Джанет Хинсон (2006). « Лобола здесь, чтобы остаться»: сельские чернокожие женщины и противоречивые значения лоболо в Южной Африке после апартеида». Программа: Расширение прав и возможностей женщин для достижения гендерного равенства (68): 64–72. JSTOR 4066766 .
- ^ Чивеше, Манасе Кудзай (1 июля 2016 г.). «Жены на рынке: коммерциализация Лоболы и коммерциализация женских тел в Зимбабве» . Восточный антрополог . 16 (2): 229–243. дои : 10.1177/0976343020160202 . S2CID 203257411 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2021 года.