Jump to content

История евреев в Южной Африке

Южноафриканские евреи
Южноафриканские евреи
Регионы со значительной численностью населения
 ЮАР примерно 52 300 - 75 000 [1] [2]
Город Йоханнесбург 30,000 (57.5%)
Город Кейптаун 12,500 (23.9%)
Дурбан/Умхлангла - Дурбан 3,400 (6.5%)
Ист-Рэнд - Экурхулени 3,400 (6.5%)
Западно-Капская провинция (кроме Кейптауна) 1,000 (2.0%)
Претория – город Цване 900 (1.7%)
Провинция Гаутенг (кроме Йоханнесбурга, Претории и Ист-Рэнда) 700 (1.3%)
Восточно-Капская провинция (кроме Порт-Элизабет) 700 (1.4%)
Провинция Фри-Стейт 500 (1.0%)
Провинция Квазулу-Натал (кроме Дурбана) 400 (0.8%)
Другое (В Южной Африке) 300 (0.9%)
 Израиль 20,000 [3]
 Австралия 15,000 [4]
Языки
Первый язык
Южноафриканский английский (подавляющее большинство) и африкаанс , религиозные: идиш , еврейское меньшинство.
Религия
Ортодоксальный иудаизм (80%) [5]
Реформистский иудаизм (20%) [5]
Родственные этнические группы
Африканеры-евреи
Литовские евреи
Голландские евреи
Британские евреи
Португальские евреи
израильтяне

Южноафриканские евреи, будь то по культуре, этнической принадлежности или религии, образуют двенадцатую по величине еврейскую общину в мире и самую большую на африканском континенте. По оценкам Центра Каплана при Кейптаунском университете на 2020 год в стране проживает 52 300 евреев. По оценкам Южноафриканского еврейского совета депутатов, эта цифра приближается к 75 000. [2]

История евреев в Южной Африке началась в период португальских исследований в начале современной эпохи , хотя постоянное присутствие евреев в Южной Африке не было установлено до начала голландской колонизации в регионе . В период британского колониального правления в 19 веке еврейская община Южной Африки значительно расширилась, отчасти благодаря поддержке Великобритании . С 1880 по 1914 год еврейское население Южной Африки выросло с 4 000 до более чем 40 000. Южноафриканские евреи сыграли важную роль в развитии дипломатических и военных отношений между Израилем и Южной Африкой . [6] Еврейская община Южной Африки достигла своего пика в 1970-х годах: в стране проживало около 120 000 евреев. Восстание в Соуэто в 1976 году и расовая напряженность привели к увеличению еврейской эмиграции. [7] После окончания апартеида евреи продолжали эмигрировать в основном в развитые страны , англоязычного мира такие как США , Канада , Великобритания , Австралия и Новая Зеландия , а также значительное число эмигрировало в Израиль . [8]

История [ править ]

Картина Чарльза Дэвидсона Белла, изображающая создание Яном ван Рибеком колониального поселения в Южной Африке; в последующие десятилетия в колонию приехало несколько евреев.

исследование Португальское

Первыми евреями, участвовавшими в истории Южной Африки, были исследователи, картографы и астрономы, нанятые португальской короной . Эти люди были задействованы в попытках Португалии открыть морской путь на Индийский субконтинент . Еврейские картографы в Португалии, многие из которых были представителями португальского высшего сословия , помогали исследователям Бартоломеу Диашу и Васко да Гаме, которые обогнули мыс Доброй Надежды в Индию в 1488 и 1497 годах соответственно. [9]

Голландская колониальная эпоха

В 1652 году Голландская Ост-Индская компания (VOC) основала колониальное поселение на мысе Доброй Надежды под руководством Яна ван Рибека . Среди поселенцев колонии было несколько непрактикующих евреев , живших в Кейптауне . Первыми записями о евреях, живших в колонии, были записи о крещении двух еврейских поселенцев, живших в Западном Кейпе, в день Рождества 1669 года. Несмотря на это, еврейская иммиграция в колонию оставалась небольшой по количеству, поскольку VOC требовала всех своих сотрудников и поселенцев. быть протестантом . В 1803 году голландские колониальные власти предоставили свободу вероисповедания всем жителям и потенциальным мигрантам; когда британцы вторглись и оккупировали колонию в 1805 году, в следующем году они опубликовали подтверждение этой политики. [9]

Британская колониальная эпоха [ править ]

Евреи не приезжали в значительных количествах в Кейптаун до 1820-х годов. Первая община в Южной Африке, известная как Сады Шул , была основана в Кейптауне в сентябре 1841 года, а первое служение состоялось накануне Йом Кипура (Дня искупления) в доме 1820 года поселенца и бизнесмена Бенджамина Нордена. , расположенный на углу улиц Вельтевреден и Хоф. Бенджамин Норден, Симеон Маркус и множество других, прибывших в начале 1820-х и 30-х годов, были пионерами торговли, особенно братья Мозенталь — Юлиус, Адольф (см. Аливал Норт ) и Джеймс Мозенталь — которые основали крупную шерстяную промышленность. Благодаря своему предприятию, отправившемуся в Азию и возвратившемуся с тридцатью ангорскими козами в 1856 году, они стали зачинателями производства мохера . Аарон и Даниэль де Пасс были первыми, кто открыл Намакваленд , а с 1849 по 1886 год они были крупнейшими судовладельцами в Кейптауне и лидерами тюленьего , китобойного и рыболовного промыслов . Евреи были одними из первых, кто принял разведение страусов и сыграло роль в ранней алмазной промышленности. Евреи также играли некоторую роль в ранней политике Южной Африки. Капитан Джошуа Норден был застрелен в голову своих конных бюргеров во время войны коса 1846 года; Лейтенант Элиас де Пасс участвовал в войне коса 1849 года. Юлиус Мозенталь (1818–1880), брат поэта С. Мозенталя из Вены , был членом Капского парламента в 1850-х годах. Симеон Джейкобс, CMG (1832–1883), который был судьей Верховного суда мыса Доброй Надежды , в качестве исполняющего обязанности генерального прокурора Капской колонии он представил и провел в 1872 году законопроект об ответственном правительстве Капской колонии и добровольный законопроект. (отмена государственной помощи Англиканской церкви ), за оба законопроекта Саул Соломон, депутат от Кейптауна, боролся десятилетиями. Саула Соломона (род. на острове Св. Елены, 25 мая 1817 г.; ум. 16 октября 1892 г.), лидера Либеральной партии Капской колонии , называли «мысом Дизраэли». Его пригласили в первое Ответственное правительство , сформированное сэром Джоном Молтено. и несколько раз отказывался от поста премьер-министра. Как и Дизраэли , он рано покинул ряды иудаизма .В то же время евреи столкнулись с существенным антисемитизмом . Хотя свобода вероисповедания была предоставлена ​​всем жителям в 1870 году, пересмотренный Грондват 1894 года по-прежнему запрещал евреям и католикам занимать военные должности, занимать должности президента, государственного секретаря или магистрата, а также членствовать в Первом и Втором Фольксрааде («парламенте»). ), а также от начальников туземцев и шахт. Эти должности были ограничены лицами старше 30 лет, имеющими постоянное имущество и более длительную историю поселения. В результате того, что бурские республики существовали только с 1857 по 1902 год, к сожалению, многие жители бурских республик имели ограниченный доступ к должностям в высших эшелонах власти. Все обучение должно было проводиться в христианском и протестантском духе, а еврейские и католические учителя и дети должны были быть исключены из субсидируемых государством школ. [ нужна ссылка ] До англо -бурской войны (1899–1902) евреев часто считали уитландцами («иностранцами») и исключали из основного потока жизни Южной Африки.

Однако небольшое количество евреев также поселилось среди белого сельского языке африкаанс, населения, говорящего на и идентифицировало себя с ним; эти люди стали известны как Boerejode ( бурские евреи ). Также имели место и были общепринятыми смешанные браки. [10]

Золотая лихорадка в Южной Африке началась после 1886 года и привлекла множество евреев. В 1880 году еврейское население Южной Африки насчитывало около 4000 человек; к 1914 году оно выросло до более чем 40 000. [11] Многие из них были выходцами из Литвы, что некоторые называли это население литовской колонией; Йоханнесбург также иногда называли «Джубургом». [12]

Вторая англо-бурская война [ править ]

Евреи сражались на обеих сторонах во время Второй англо-бурской войны (1899–1902), а еврейские солдаты, такие как офицер британской армии Кэрри Дэвис, участвовали в некоторых из наиболее значительных сражений конфликта, включая осаду Ледисмита . Около 2800 евреев сражались в войне на стороне Великобритании, и The Spectator сообщил, что 125 из них были убиты в ходе конфликта. На противостоящей стороне на бурской стороне служило около 300 евреев; все вместе они были известны как бурджоде (бурские евреи). Евреи, проживавшие в Трансваале и Южно-Африканской республике и имевшие права гражданства, были призваны на военную службу вместе с другими жителями республик (известными как бюргеры ), хотя другие евреи вызвались добровольцами. [13] Евреи, сражавшиеся на стороне буров, участвовали во многих крупных сражениях войны и продолжали сражаться на партизанской фазе конфликта в качестве насильников ; Известно, что 12 Боерджоде погибли в бою, а 80 были взяты в плен британцами. Пленные Бурджоде содержались в лагерях для военнопленных в Южной Африке, на Цейлоне , на островах Святой Елены , Бермудских островах и в Индии . [14]

Южно-Африканский Союз [ править ]

В то время южноафриканский еврейский политик Моррис Александер стал заметной общественной фигурой. В 1906 году он добился принятия закона, согласно которому идиш был реклассифицирован как европейская раса, а не как семитская . Это предотвратило остановку еврейских иммигрантов, говорящих на идиш, по расовому признаку, что случалось часто. [15] [16]

Хотя южноафриканцам евреям были предоставлены равные права после Второй англо-бурской войны, они снова стали объектом преследований в дни, предшествовавшие Второй мировой войне . В 1930 году Закон о квотах , принятый правительством ЮАР , был направлен на ограничение иммиграции евреев в Южную Африку. Подавляющее большинство евреев, иммигрировавших в Южную Африку в этот период, прибыли из Литвы . Перепись 1936 года зафиксировала в общей сложности 17 684 говорящих на идиш в Южно-Африканском Союзе, из них 11 528 проживали в Трансваале . [17] 1937 года Закон об иностранцах , мотивированный резким увеличением в предыдущем году числа немецких еврейских беженцев, прибывших в Южную Африку, практически полностью остановил такую ​​миграцию. Некоторым евреям удалось въехать в страну, но многим это не удалось. В период с 1933 по 1939 год в Южную Африку из Германии приехало в общей сложности около шести с половиной тысяч евреев. [18] В этот период многие африканеры симпатизировали нацистской Германии из-за своих антибританских настроений , а такие организации, как » Луиса Вейхардта « Серырубашечники и пронацистская Ossewabrandwag , были открыто антисемитскими. В южноафриканском парламенте оппозиционная Национальная партия утверждала, что Закон об иностранцах слишком мягок, и выступала за полный запрет еврейской иммиграции, остановку натурализации евреев, постоянно проживающих в Южной Африке, и запрет евреям заниматься определенными профессиями. [19]

После войны ситуация стала улучшаться, и большое количество южноафриканских евреев, в целом довольно сионистская община, эмигрировали в Государство Израиль . В 21 веке южноафриканские евреи в Израиле насчитывают около 20 000 человек. [3] [20] За это время также прошли две волны еврейской иммиграции в Африку с острова Родос , сначала в 1900-х годах, а затем после 1960 года. [21] [22]

В этот период еврейский активизм в Южной Африке также включал попытки защитить положение евреев за границей. В 1933 году, после подъема нацистской партии в Германии, корреспондент Южноафриканского медицинского журнала сообщил о систематическом притеснении еврейских медицинских работников в Германии. Эти действия включали отказ в выпуске еврейских студентов-медиков, запреты на трудоустройство, принудительные увольнения, рейды на еврейскую медицинскую ассоциацию и жестокие нападения на отдельных врачей. В отчете делается вывод о том, что действия нацистского режима, вероятно, имели молчаливую поддержку со стороны немецкого медицинского истеблишмента, и заканчивается просьбой к южноафриканским врачам опротестовать эти действия. [23]

Эпоха апартеида [ править ]

Абба Эбан , родившийся в Кейптауне , был министром иностранных дел Израиля с 1966 по 1974 год.

Когда африканеры в которой доминировали в 1948 году к власти пришла Национальная партия, , она не стала проводить антиеврейскую политику, несмотря на свою прежнюю позицию. В 1953 году премьер-министр Южной Африки Д. Ф. Малан стал первым главой иностранного правительства, посетившим Израиль, хотя эта поездка была «частным визитом», а не официальным государственным визитом . [24] Это положило начало долгой истории сотрудничества между Израилем и Южной Африкой на многих уровнях. Элементы еврейской общины Южной Африки через такие организации, как Южноафриканская сионистская федерация, поддерживали теплые отношения с правительством Южной Африки, хотя оно возражало против проводимой политики апартеида. Евреям Южной Африки было разрешено собирать огромные суммы денег для отправки в качестве официальной помощи Израилю, несмотря на строгие правила валютного контроля. На душу населения южноафриканские евреи, по общему мнению, оказывали наибольшую финансовую поддержку сионистам за рубежом. [25]

Несмотря на антисемитизм правящей Национальной партии, евреи считались белыми по закону и имели те же привилегии, что и африканеры. После суда в Ривонии, на котором Нельсон Мандела и несколько сообвиняемых, некоторые из которых были евреями, были приговорены к пожизненному заключению, правительство апартеида похвалило тогдашнего генерального прокурора Перси Ютара , который тоже был евреем, и назвало его «спасителем человечества». страна.' [26] Правительство Африканерской национальной партии также сотрудничало с правительством Израиля, которое продавало им оружие и оборудование для борьбы с беспорядками для подавления чернокожих общин. [27] Правительство апартеида также тайно работало с Израилем над разработкой ядерной программы. [27]

Южноафриканская апартеиду оппозиция еврейская

Многие южноафриканцы-евреи, как отдельные лица, так и организации, помогали поддерживать движение против апартеида. Было подсчитано, что евреи были непропорционально представлены (некоторые источники утверждают, что до 2500%) среди белых, участвующих в политической деятельности против апартеида. [28] Как и другие англоговорящие белые южноафриканцы, евреи поддерживали либо Прогрессивную партию, либо Объединенную партию. Одна организация, Союз еврейских женщин, стремилась облегчить страдания чернокожих посредством благотворительных проектов и программ самопомощи. Четырнадцать из 23 белых, участвовавших в судебном процессе по делу об измене 1956 года, были евреями, а все пять белых из 17 членов Африканского национального конгресса, арестованных за деятельность против апартеида в 1963 году, были евреями.

Некоторые еврейские студенты университетов яростно выступали против движения апартеида. Большое количество евреев также было вовлечено в такие организации, как «Легион Спрингбока», « Факел-коммандос» и « Черный кушак» . Эти организации, выступающие против апартеида, возглавляли протесты, которые были как активными (например, марши по улицам с факелами), так и пассивными (например, молчаливое стояние в черном). В 1985 году были созданы две еврейские организации: «Евреи за справедливость» (в Кейптауне) и «Евреи за социальную справедливость» (в Йоханнесбурге). Они пытались реформировать южноафриканское общество и навести мосты между белыми и черными сообществами. Южноафриканский еврейский совет также принял резолюцию об отказе от апартеида в 1985 году. [29]

Помимо хорошо известных еврейских деятелей, выступающих против апартеида, было очень много простых евреев, которые различными способами выражали свое отвращение к апартеиду и способствовали его конечному падению. Многие евреи активно оказывали гуманитарную помощь чернокожим общинам. Оксфордская синагога в Йоханнесбурге и Храм Израиля в Кейптауне открыли в поселках детские сады, медицинские клиники и программы обучения для взрослых, а также оказывали юридическую помощь жертвам законов апартеида. Многие еврейские юристы выступали в качестве доверенных лиц цветного населения, которому не разрешалось покупать недвижимость в белых районах. [30]

В 1980 году Национальный конгресс Еврейского совета депутатов Южной Африки принял резолюцию, призывающую «всех заинтересованных [людей] и, в частности, членов нашей общины сотрудничать в обеспечении немедленного улучшения и окончательной отмены всех несправедливых дискриминационных законов и практик, основанных на по расе, вероисповеданию или цвету кожи». Это вдохновило некоторых евреев активизировать свою активность против апартеида, но основная часть общины либо эмигрировала, либо избегала публичного конфликта с правительством Национальной партии. [31]

Умеренность и либерализм [ править ]

Южноафриканские евреи имеют историю политической умеренности, и большинство поддерживало оппозиционные партии, такие как сначала Объединенная партия , затем Либеральная партия , Прогрессивная партия и ее преемники в течение десятилетий правления апартеида Национальной партии . (См. Либерализм в Южной Африке ). Ярким примером более умеренного подхода является высокоассимилированный Гарри Оппенгеймер (1908–2000) (родившийся еврей, но перешедший в англиканство после женитьбы), самый богатый человек в Южной Африке и председатель De Beers и Anglo American. корпораций . Он был сторонником либеральной Прогрессивной партии и ее политики, полагая, что предоставление большей свободы и экономического роста чернокожему африканскому большинству Южной Африки было хорошей политикой и разумной экономической политикой. Знамя этого дела высоко держала Хелен Сузман , единственный член Прогрессивной партии в парламенте Южной Африки, представляющий избирательный округ Хоутон , где в то время проживало множество богатых еврейских семей. Гарри Шварц , беженец из нацистской Германии, также сыграл ключевую роль в национальной оппозиции апартеиду, а позже стал послом Южной Африки в США во время перехода страны к демократии. Прогрессивную партию (позже переименованную в Демократическую партию, а затем в Демократический альянс) позже возглавили еврейский политик Тони Леон и его преемница Хелен Зилле . Зилле имеет еврейское происхождение: ее родители по отдельности покинули Германию в 1930-х годах, чтобы избежать преследований нацистов (ее дедушка по материнской линии и бабушка по отцовской линии были евреями).

В 1980 году, после 77 лет нейтралитета, Национальный конгресс Еврейского совета депутатов Южной Африки принял резолюцию, призывающую «всех заинтересованных [людей] и, в частности, членов нашей общины сотрудничать в обеспечении немедленного улучшения и окончательного устранения всех несправедливые дискриминационные законы и практика, основанные на расе, вероисповедании или цвете кожи». Это вдохновило некоторых евреев активизировать свою активность против апартеида, но основная часть общины либо эмигрировала, либо избегала публичного конфликта с правительством Национальной партии. [32]

Еврейский истеблишмент и большинство южноафриканских евреев по-прежнему были сосредоточены на еврейских проблемах. Несколько раввинов рано выступили против апартеида, но им не удалось заручиться поддержкой, и только в 1985 году раввинат в целом осудил апартеид (Adler 2000). Южноафриканский союз прогрессивного иудаизма занял самую решительную позицию среди еврейских движений в стране против апартеида. Он выступал против сокращения инвестиций, в то время как женщины в движении занимались социальной работой в качестве формы протеста. Сюда входит школа Мозеса Вейлера в Александре, основанная раввином Мозесом Сайрусом Вейлером , где на протяжении нескольких поколений школа финансировалась и возглавлялась женщинами из прогрессивного движения, даже вопреки Закону об образовании банту 1953 года (Фельд 2014).

Тони Леон, который был федеральным лидером Демократического альянса (2000–2007 гг.), и Хелен Зилле (2007–2015 гг.) оба евреи.

Сегодня [ править ]

Хотя еврейская община достигла своего пика в 1970-е годы (около 120 000 человек), [5] ), около 52 000 человек, в основном номинально православных, остаются в Южной Африке. Часть из них являются светскими людьми или обратились в христианство. Несмотря на низкий уровень смешанных браков (около 7%), [5] около 1800 евреев эмигрируют каждый год, в основном в Израиль , Австралию , Канаду и США . Еврейская община в Южной Африке в настоящее время является крупнейшей в Африке , и, хотя и сокращается из-за эмиграции, она остаётся одной из наиболее номинально ортодоксальных общин в мире, хотя существует и меньшая прогрессивная община, особенно в Кейптауне . Прогрессивные общины страны представлены Южноафриканским союзом прогрессивного иудаизма . Нынешнему главному раввину православной церкви Уоррену Гольдштейну (2008 г.) широко приписывают инициацию «Билля об обязанностях», который правительство включило в национальную школьную программу. Главный раввин также настаивал на реализации общественных проектов по борьбе с преступностью в стране.

Иван Глазенберг , генеральный директор Glencore

Община стала более наблюдательной, и в Йоханнесбурге, крупнейшем центре еврейской жизни с населением 40 000 евреев, наблюдается большое количество и плотность кошерных ресторанов и религиозных центров. В политике еврейская община продолжает иметь влияние, особенно на руководящих должностях. В настоящее время единственной национальной еврейской газетой с читательской аудиторией около 40 000 человек является South African Jewish Report . [33] В 2008 году еврейская радиостанция ChaiFM начала вещание в Йоханнесбурге, а также вещание в Интернете для большой южноафриканской «диаспоры». [34] Несмотря на сокращение численности, с 2003 года число южноафриканских евреев стабилизировалось. [5]

Мини-перепись населения 2016 года, проведенная Статистическим управлением Южной Африки, выявила наибольшую численность населения в следующих муниципалитетах:Йоханнесбург 23 420; Кейптаун 12 672 человека; Этеквини (Дурбан) - 3599 человек; Экурхулени (Восточный Рэнд) - 1846; Тшване (Претория) – 1579 человек; Нельсон Мандела Бэй (Порт-Элизабет) 623; Мсундузи (Питермарицбург) 600; Мангаунг (Блумфонтейн) 343; Стелленбош 316; Буффало-Сити (Восточный Лондон) 251; Мбомбела (Нельспруит) 242. [35]

Сертификация кошерности в Южной Африке играет важную роль в местной еврейской общине. В настоящее время в стране действуют три агентства, а именно Кошерное отделение Союза православных синагог (UOS), Кошерная сертифицированная Южная Африка (KCSA) и MK Kosher . Эти агентства предоставляют услуги по сертификации и надзору, чтобы гарантировать, что продукты питания соответствуют строгим диетическим требованиям еврейского закона. [36] [37]

Пишите людям [ править ]

Лемба , Ремба или Мвенье [38] этническая группа , родом из Южной Африки , Малави , Мозамбика и Зимбабве, имеющая смешанное банту , эфиопское и йеменское происхождение. В Южной Африке они особенно сконцентрированы в провинции Лимпопо (исторически вокруг Секукунеленда ) и провинции Мпумаланга .

С конца двадцатого века средства массовой информации и ученые стали уделять повышенное внимание утверждению лемба об их общем происхождении от Первого Храма эпохи евреев . [39] [40] Генетический анализ Y-ДНК установил отцовское ближневосточное происхождение большинства населения лембы. [41] [42]

образование в Африке Южной Еврейское

Кошерная еда одобрена Бет-дином Йоханнесбурга

Традиционно еврейское образование в Южной Африке проводилось по Хедеру или Талмуд-Торе , тогда как дети получали светское образование в государственных и частных школах. Первоначально не существовало никаких формальных структур для раввинского образования . (Обратите внимание, что, хотя большинство евреев Южной Африки являются потомками литовских евреев , которые почитали талмудическую науку, община не открывала школ или иешив в течение нескольких десятилетий.)

Важные изменения произошли в 1947 году, когда была открыта школа «Царь Давид» с двойным учебным планом (светская и еврейская) как первая еврейская дневная школа – средняя школа была основана в 1955 году. Сегодня школы «Царь Давид» объединены среди крупнейших еврейских дневных школ в мире [ нужна ссылка ] . [43] [44] Эквивалентом короля Давида в Кейптауне является «Герцлия» ( Объединенные школы Герцлии ) со школой Кармель в Претории и Дурбане (оба впоследствии переименованы), а также школой Теодора Герцля в Порт-Элизабет (основана в 1959 году). Еврейская дневная школа Умхланга (впоследствии переименованная) была открыта в январе 2012 года для обучения еврейских детей в районе Большого Дурбана. [45] девятнадцать дневных школ, входящих в состав Южноафриканского совета еврейского образования . Всего в основных центрах было открыто [46]

Первая религиозная дневная школа, Ешива-колледж Южной Африки , была основана в середине 1950-х годов, главным образом, благодаря популярности религиозного Бней Акива сионистского молодежного движения . Как учебное заведение, в котором учатся сотни учеников, Йешива-колледж сегодня является крупнейшей религиозной школой в стране, где Тора изучается наряду с национальной учебной программой .

Другие образовательные учреждения, разделяющие ту же самую религиозную сионистскую/ современную ортодоксальную идеологию, включают колель ( Бет Мордехай ) и мидрашу ( Эмуна ) Мизрахи , Йоханнесбург, а также ешиву Кейптауна , колель Тора МиЦион . В Кейптауне также есть Еврейская дневная школа Филлис Джоуэлл и Кейптаунская средняя школа Торы , обе школы интегрируют изучение Торы.

Раввину Аврааму Танзеру , руководителю Рош-ешивы в Ешива-колледже более 50 лет, приписывают рост этой школы и связанных с ней учреждений. [47] но в более широком смысле, с «колоссальными переменами в южноафриканской еврейской общине и в ее духовном развитии». [48]

Параллельно с созданием ешивы-колледжа и, опираясь на тот же импульс, [49] несколько меньших иешив Начиная с 1960-х годов было открыто . Иешива Гедола в Йоханнесбурге , [50] Основанная в 1973 году раввином Азриэлем Гольдфейном , она является самой известной из них, поскольку она обучила десятки южноафриканских раввинов , в том числе главного раввина доктора Уоррена Гольдштейна . Ешива следует образовательной модели «Тельше» , хотя принимает студентов со всего спектра Хашкафы . См. также ортодоксальные иешивы в Южной Африке .

В эту эпоху также зародилась обширная сеть мероприятий и учреждений Хабад-Любавич . Сегодня в Йоханнесбурге существует Любавичская ешива ( Любавичская ешива Гедола в Йоханнесбурге ), обслуживающая общину Хабад, программа Хабад- Семиха в Претории (с момента ее основания в 2001 году было рукоположено 98 раввинов). [51] [52] ), а также школы Дня Любавич в Йоханнесбурге ( школа Академии Торы ) и Кейптауне. Йоханнесбург может похвастаться десятью домами Хабада , двумя в Кейптауне и одним в Квазулу-Натале, каждый из которых предлагает разнообразные уроки Торы, а также программы обучения взрослых и неформальные образовательные программы для детей.

В 1970-е годы было основано харедим -коллель «Яд Шауль» , а также рост крупного движения баал тшува , а также созданы другие ешивы. Это поддержали базирующиеся в Израиле организации «Ор Сомаях» и «Айш ха-Тора» , которые открыли активные филиалы в Южной Африке в 1980-х и 1990-х годах ( «Арахим» тогда тоже активно присутствовал). Такие известные личности, как Моше Штернбух и Аарон Пфайффер, играли важную роль в сообществе харедим в то время, а Акива Тац особенно популярным оратором был . Яд Шауль возглавлял Борух Гросснасс более 40 лет.

Сегодня в Йоханнесбурге есть несколько школ для мальчиков харедим , каждая из которых связана с одной из иешив, а также Бейс Яаков школа для девочек . Ор Сомаяч, Южная Африка, управляет постоянной ешивой в Йоханнесбурге (« Йешива Мешех Хохма ») - с ее бет-мидрашем, основанным в 1990 году, и ее колелем ( Торас Хаим ) в 1996 году, а также мидрашей; [53] он также проводит пари-мидраш в Кейптауне. Айш ха-Тора уделяет особое внимание программам, ориентированным на студентов – лекции и ретриты, а также различные групповые поездки в Израиль – а также управляет общественной синагогой для одиноких и молодых супругов. [54]

Прогрессивное движение поддерживает сеть дополнительных классов иврита и религиозных занятий в своих храмах. Все эти школы входят в Союз прогрессивного иудаизма ЮАР. Раввин Саар Шакед, раввин общины Бейт-Эмануэль, в настоящее время участвует в усилиях по созданию раввинской академии и высшего учебного заведения в Гаутенге . [55]

Присутствие Консерватора / Масорти в Южной Африке ограничивается одной синагогой в Йоханнесбурге. [56]

Лимуд был представлен стране в 2007 году. Конференции Лимуда в Южной Африке проводятся каждый год в августе/сентябре. Ортодоксальные раввины Южной Африки не участвуют в Лимуде Великобритании, в отличие от ортодоксального раввината Великобритании, часть которого приняла участие в Лимуде Великобритании; см. Лимуд § Отношения с православием в Великобритании .

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Евреи Южной Африки в 2019 году (PDF) . Кейптаун: Центр Каплана, UCT. 2019. с. 23.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Еврейская история Ю.А. Южноафриканский еврейский совет депутатов. Проверено 18 декабря 2023 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Иммиграция и абсорбция — Совет ассоциаций иммигрантов в Израиле — совет организаций иммигрантов в Израиле» . mio.org.il (на латинице). Архивировано из оригинала 7 августа 2018 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  4. ^ Голдберг, Дэн (10 декабря 2013 г.). «Южноафриканские евреи в Австралии вспоминают жизнь в тени апартеида» . haaretz.com . Проверено 8 августа 2021 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ребекка Вайнер, Ребекка Вайнер, изд. (2010), Еврейская история и информация Южной Африки , Еврейская виртуальная библиотека , получено 13 августа 2010 г.
  6. ^ «П.В. Бота чувствовал, что Израиль предал его» . «Джерузалем Пост» . 2 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2013 г. Проверено 2 ноября 2006 г.
  7. ^ Расовые волнения стимулируют белую эмиграцию из Южной Африки Washington Post . 14 мая 1977 г.
  8. ^ «Еврейское население мира — новейшая статистика» . simpletoremember.com . Проверено 5 апреля 2016 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Виртуальный тур по еврейской истории Южной Африки» . www.jewishvirtuallibrary.org .
  10. ^ «Африканские журналы онлайн (AJOL)» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
  11. ^ Обри Ньюман, Николас Дж. Эванс, Дж. Грэм Смит и Сол В. Иссрофф, Еврейская миграция в Южную Африку: записи о временном приюте для бедных евреев, 1885-1914 (Кейптаун: Еврейские публикации - Южная Африка, 2006) ISBN   978-0-7992-2315-6 .
  12. ^ Мартин Гилберт, Евреи в двадцатом веке (Нью-Йорк: Schocken Books, 2001).
  13. ^ «Три южноафриканских «Бореходе» и южноафриканская война» . Южноафриканское военно-историческое общество (Военно-исторический журнал - Том 10, № 2). 21 ноября 2006 г.
  14. ^ Сакс, Д.Ю. (9 января 2005 г.). «Евреи в коммандос» . Еврейская генеалогия Южной Африки . Проверено 27 сентября 2021 г.
  15. ^ «Письма Олив Шрайнер в Интернете» . www.oliveschreiner.org . Проверено 5 мая 2024 г.
  16. ^ «SASIG - Еврейская генеалогия Южной Африки: Иммиграционная записная книжка Морриса Александра, 1911 год» . www.jewishgen.org . Проверено 5 мая 2024 г.
  17. ^ Малерб, Э.Г. (1939). Официальный ежегодник Южно-Африканского Союза и Басутоленда, протектората Бечуаналенд и Свазиленда . Том. 20. Претория: Южно-Африканский Союз. п. 1047.
  18. ^ «Кейптаунский центр Холокоста» . ctolocaust.co.za . Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  19. ^ Возвышение Южно-Африканского Рейха - Глава 4. Архивировано 3 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Мировой справочник Колумбии: от P до Z - страница 3471, Сол Бернард Коэн - 2008 г.
  21. ^ Хиршон, Рене. «Евреи с Родоса в Центральной и Южной Африке» (PDF) . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 8 августа 2021 г. (Энциклопедия диаспор, Том 2)
  22. ^ Саул Иссрофф (2009). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 493. ИСБН  9781851098736 .
  23. ^ «Еврейские врачи в Германии» . Южноафриканский медицинский журнал . 7 (17): 596. 9 сентября 1933 г. hdl : 10520/AJA20785135_6777 .
  24. ^ Бейт-Халлахми, Бенджамин (1988). Израильская связь . Книги Пантеона. ISBN  9781850430698 . Проверено 5 апреля 2016 г.
  25. ^ Крис МакГрил (7 февраля 2006 г.). «Братья по оружию – секретный пакт Израиля с Преторией» . Хранитель .
  26. ^ МакГрил, Крис (7 февраля 2006 г.). «Братья по оружию – секретный пакт Израиля с Преторией» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 13 января 2024 г.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГрил, Крис (7 февраля 2006 г.). «Братья по оружию – секретный пакт Израиля с Преторией» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 13 января 2024 г.
  28. ^ «Легендарные герои Африки — марки в память о борьбе евреев за освобождение Южной Африки против апартеида» . Легендарные герои Африки. Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года.
  29. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Южной Африки» . www.jewishvirtuallibrary.org .
  30. ^ «Южноафриканские евреи против апартеида» . Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 26 июня 2013 г.
  31. ^ «Евреи Африки — евреи Южной Африки» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 года . Проверено 6 июля 2005 г. Евреи Африки
  32. ^ «Евреи Африки — Евреи Южной Африки» . Mindspring.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  33. ^ «Южноафриканский еврейский отчет» . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала 31 марта 2010 года.
  34. ^ «ЧайФМ» . Чай FM . 4 декабря 2020 г. Проверено 8 августа 2021 г.
  35. ^ «Наборы данных и метаданные статистических данных переписи и обследований Южной Африки» . Нестар ВебВью . Проверено 8 августа 2021 г.
  36. ^ Фейнберг, Талия (11 ноября 2021 г.). « Потребитель — главный победитель», — говорит компания MK Kosher, расширяя свою деятельность в ЮАР» . Южноафриканский еврейский отчет .
  37. ^ Мильц, Никола (27 января 2022 г.). «Новый хехшер размешивает кошерный котел» . Южноафриканский еврейский отчет .
  38. ^ Парфитт, Тюдор (4 апреля 2000 г.). Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 40. ИСБН  978-0-375-72454-1 . Проверено 19 мая 2024 г.
  39. ^ Парфитт, Тюдор (1993/2000) Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля, Нью-Йорк: Random House (2-е издание)
  40. ^ Парфитт (2002), «Лемба», с. 39
  41. ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», Am. Дж. Хум. Жене. , 59 (5): 1126–33, PMC   1914832 , PMID   8900243
  42. ^ Судьял, Х (2013). «Возврат к происхождению лембы: отслеживание происхождения Y-хромосом у южноафриканской и зимбабвийской лембы» . Южноафриканский медицинский журнал . 103 (12) . Проверено 9 мая 2014 г.
  43. ^ «Школа Царя Давида в Линксфилде (средняя школа)» . 14 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 г. Проверено 14 ноября 2018 г.
  44. ^ «Парк Победы школы Царя Давида (средняя школа)» . 14 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 г. Проверено 14 ноября 2018 г.
  45. ^ Шапиро, Лорен (18 января 2012 г.). «Открывается еврейская дневная школа Умхланга» . МойШтетл . Архивировано из оригинала 2 сентября 2013 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  46. ^ «Южноафриканский еврейский совет депутатов» . shemayisrael.co.il . Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года.
  47. ^ Шон Загноев (2020). Раввин Танзер оставил великолепное наследие , sajr.co.za
  48. ^ Илан Пресковский (2020). Дань уважения раввину Аврааму Танзеру , jewishlife.co.za
  49. ^ «SA-SIG - Еврейская генеалогия Южной Африки: молодежные движения» . Проверено 5 апреля 2016 г.
  50. ^ «Список утвержденных ешивот по состоянию на июнь 2007 г.» (PDF) . www.rabbis.org . Проверено 1 августа 2021 г.
  51. ^ «Махон Л'Ораа» . Махон Л'Хораа . 21 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2008 г. Проверено 8 августа 2021 г.
  52. ^ «Доклад о южноафриканских евреях» (PDF) . sajewishreport.co.za . 9 октября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2011 г. . Проверено 8 августа 2021 г.
  53. ^ «Мааян Бина» . Мааян Бина . 11 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2014 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  54. ^ aish.org.za
  55. ^ СОЛОМОН, МОНИКА (ноябрь 2019 г.). «SAUPJ-WUPJ-ОТЧЕТ» (PDF) . Южноафриканский союз прогрессивного иудаизма (SAUPJ) . Проверено 5 декабря 2019 г.
  56. ^ «Независимая община Шалом – Масорти Олами» . masortiworld.org . Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года . Проверено 8 августа 2021 г.

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Общие [ править ]

Еврейское образование [ править ]

Школы

Религиозные учреждения [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea1b36d101d2e2704a58ad0dc51a290a__1716844380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/0a/ea1b36d101d2e2704a58ad0dc51a290a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in South Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)