История евреев в Южной Африке
Южноафриканские евреи | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
ЮАР | примерно 52 300 - 75 000 [1] [2] |
Город Йоханнесбург | 30,000 (57.5%) |
Город Кейптаун | 12,500 (23.9%) |
Дурбан/Умхлангла - Дурбан | 3,400 (6.5%) |
Ист-Рэнд - Экурхулени | 3,400 (6.5%) |
Западно-Капская провинция (кроме Кейптауна) | 1,000 (2.0%) |
Претория – город Цване | 900 (1.7%) |
Провинция Гаутенг (кроме Йоханнесбурга, Претории и Ист-Рэнда) | 700 (1.3%) |
Восточно-Капская провинция (кроме Порт-Элизабет) | 700 (1.4%) |
Провинция Фри-Стейт | 500 (1.0%) |
Провинция Квазулу-Натал (кроме Дурбана) | 400 (0.8%) |
Другое (В Южной Африке) | 300 (0.9%) |
Израиль | 20,000 [3] |
Австралия | 15,000 [4] |
Языки | |
Первый язык Южноафриканский английский (подавляющее большинство) и африкаанс , религиозные: идиш , еврейское меньшинство. | |
Религия | |
Ортодоксальный иудаизм (80%) [5] Реформистский иудаизм (20%) [5] | |
Родственные этнические группы | |
Африканеры-евреи Литовские евреи Голландские евреи Британские евреи Португальские евреи израильтяне |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Южноафриканские евреи, будь то по культуре, этнической принадлежности или религии, образуют двенадцатую по величине еврейскую общину в мире и самую большую на африканском континенте. По оценкам Центра Каплана при Кейптаунском университете на 2020 год в стране проживает 52 300 евреев. По оценкам Южноафриканского еврейского совета депутатов, эта цифра приближается к 75 000. [2]
История евреев в Южной Африке началась в период португальских исследований в начале современной эпохи , хотя постоянное присутствие евреев в Южной Африке не было установлено до начала голландской колонизации в регионе . В период британского колониального правления в 19 веке еврейская община Южной Африки значительно расширилась, отчасти благодаря поддержке Великобритании . С 1880 по 1914 год еврейское население Южной Африки выросло с 4 000 до более чем 40 000. Южноафриканские евреи сыграли важную роль в развитии дипломатических и военных отношений между Израилем и Южной Африкой . [6] Еврейская община Южной Африки достигла своего пика в 1970-х годах: в стране проживало около 120 000 евреев. Восстание в Соуэто в 1976 году и расовая напряженность привели к увеличению еврейской эмиграции. [7] После окончания апартеида евреи продолжали эмигрировать в основном в развитые страны , англоязычного мира такие как США , Канада , Великобритания , Австралия и Новая Зеландия , а также значительное число эмигрировало в Израиль . [8]
История [ править ]
исследование Португальское
Первыми евреями, участвовавшими в истории Южной Африки, были исследователи, картографы и астрономы, нанятые португальской короной . Эти люди были задействованы в попытках Португалии открыть морской путь на Индийский субконтинент . Еврейские картографы в Португалии, многие из которых были представителями португальского высшего сословия , помогали исследователям Бартоломеу Диашу и Васко да Гаме, которые обогнули мыс Доброй Надежды в Индию в 1488 и 1497 годах соответственно. [9]
Голландская колониальная эпоха
В 1652 году Голландская Ост-Индская компания (VOC) основала колониальное поселение на мысе Доброй Надежды под руководством Яна ван Рибека . Среди поселенцев колонии было несколько непрактикующих евреев , живших в Кейптауне . Первыми записями о евреях, живших в колонии, были записи о крещении двух еврейских поселенцев, живших в Западном Кейпе, в день Рождества 1669 года. Несмотря на это, еврейская иммиграция в колонию оставалась небольшой по количеству, поскольку VOC требовала всех своих сотрудников и поселенцев. быть протестантом . В 1803 году голландские колониальные власти предоставили свободу вероисповедания всем жителям и потенциальным мигрантам; когда британцы вторглись и оккупировали колонию в 1805 году, в следующем году они опубликовали подтверждение этой политики. [9]
Британская колониальная эпоха [ править ]
Евреи не приезжали в значительных количествах в Кейптаун до 1820-х годов. Первая община в Южной Африке, известная как Сады Шул , была основана в Кейптауне в сентябре 1841 года, а первое служение состоялось накануне Йом Кипура (Дня искупления) в доме 1820 года поселенца и бизнесмена Бенджамина Нордена. , расположенный на углу улиц Вельтевреден и Хоф. Бенджамин Норден, Симеон Маркус и множество других, прибывших в начале 1820-х и 30-х годов, были пионерами торговли, особенно братья Мозенталь — Юлиус, Адольф (см. Аливал Норт ) и Джеймс Мозенталь — которые основали крупную шерстяную промышленность. Благодаря своему предприятию, отправившемуся в Азию и возвратившемуся с тридцатью ангорскими козами в 1856 году, они стали зачинателями производства мохера . Аарон и Даниэль де Пасс были первыми, кто открыл Намакваленд , а с 1849 по 1886 год они были крупнейшими судовладельцами в Кейптауне и лидерами тюленьего , китобойного и рыболовного промыслов . Евреи были одними из первых, кто принял разведение страусов и сыграло роль в ранней алмазной промышленности. Евреи также играли некоторую роль в ранней политике Южной Африки. Капитан Джошуа Норден был застрелен в голову своих конных бюргеров во время войны коса 1846 года; Лейтенант Элиас де Пасс участвовал в войне коса 1849 года. Юлиус Мозенталь (1818–1880), брат поэта С. Мозенталя из Вены , был членом Капского парламента в 1850-х годах. Симеон Джейкобс, CMG (1832–1883), который был судьей Верховного суда мыса Доброй Надежды , в качестве исполняющего обязанности генерального прокурора Капской колонии он представил и провел в 1872 году законопроект об ответственном правительстве Капской колонии и добровольный законопроект. (отмена государственной помощи Англиканской церкви ), за оба законопроекта Саул Соломон, депутат от Кейптауна, боролся десятилетиями. Саула Соломона (род. на острове Св. Елены, 25 мая 1817 г.; ум. 16 октября 1892 г.), лидера Либеральной партии Капской колонии , называли «мысом Дизраэли». Его пригласили в первое Ответственное правительство , сформированное сэром Джоном Молтено. и несколько раз отказывался от поста премьер-министра. Как и Дизраэли , он рано покинул ряды иудаизма .В то же время евреи столкнулись с существенным антисемитизмом . Хотя свобода вероисповедания была предоставлена всем жителям в 1870 году, пересмотренный Грондват 1894 года по-прежнему запрещал евреям и католикам занимать военные должности, занимать должности президента, государственного секретаря или магистрата, а также членствовать в Первом и Втором Фольксрааде («парламенте»). ), а также от начальников туземцев и шахт. Эти должности были ограничены лицами старше 30 лет, имеющими постоянное имущество и более длительную историю поселения. В результате того, что бурские республики существовали только с 1857 по 1902 год, к сожалению, многие жители бурских республик имели ограниченный доступ к должностям в высших эшелонах власти. Все обучение должно было проводиться в христианском и протестантском духе, а еврейские и католические учителя и дети должны были быть исключены из субсидируемых государством школ. [ нужна ссылка ] До англо -бурской войны (1899–1902) евреев часто считали уитландцами («иностранцами») и исключали из основного потока жизни Южной Африки.
Однако небольшое количество евреев также поселилось среди белого сельского языке африкаанс, населения, говорящего на и идентифицировало себя с ним; эти люди стали известны как Boerejode ( бурские евреи ). Также имели место и были общепринятыми смешанные браки. [10]
Золотая лихорадка в Южной Африке началась после 1886 года и привлекла множество евреев. В 1880 году еврейское население Южной Африки насчитывало около 4000 человек; к 1914 году оно выросло до более чем 40 000. [11] Многие из них были выходцами из Литвы, что некоторые называли это население литовской колонией; Йоханнесбург также иногда называли «Джубургом». [12]
Вторая англо-бурская война [ править ]
Евреи сражались на обеих сторонах во время Второй англо-бурской войны (1899–1902), а еврейские солдаты, такие как офицер британской армии Кэрри Дэвис, участвовали в некоторых из наиболее значительных сражений конфликта, включая осаду Ледисмита . Около 2800 евреев сражались в войне на стороне Великобритании, и The Spectator сообщил, что 125 из них были убиты в ходе конфликта. На противостоящей стороне на бурской стороне служило около 300 евреев; все вместе они были известны как бурджоде (бурские евреи). Евреи, проживавшие в Трансваале и Южно-Африканской республике и имевшие права гражданства, были призваны на военную службу вместе с другими жителями республик (известными как бюргеры ), хотя другие евреи вызвались добровольцами. [13] Евреи, сражавшиеся на стороне буров, участвовали во многих крупных сражениях войны и продолжали сражаться на партизанской фазе конфликта в качестве насильников ; Известно, что 12 Боерджоде погибли в бою, а 80 были взяты в плен британцами. Пленные Бурджоде содержались в лагерях для военнопленных в Южной Африке, на Цейлоне , на островах Святой Елены , Бермудских островах и в Индии . [14]
Южно-Африканский Союз [ править ]
В то время южноафриканский еврейский политик Моррис Александер стал заметной общественной фигурой. В 1906 году он добился принятия закона, согласно которому идиш был реклассифицирован как европейская раса, а не как семитская . Это предотвратило остановку еврейских иммигрантов, говорящих на идиш, по расовому признаку, что случалось часто. [15] [16]
Хотя южноафриканцам евреям были предоставлены равные права после Второй англо-бурской войны, они снова стали объектом преследований в дни, предшествовавшие Второй мировой войне . В 1930 году Закон о квотах , принятый правительством ЮАР , был направлен на ограничение иммиграции евреев в Южную Африку. Подавляющее большинство евреев, иммигрировавших в Южную Африку в этот период, прибыли из Литвы . Перепись 1936 года зафиксировала в общей сложности 17 684 говорящих на идиш в Южно-Африканском Союзе, из них 11 528 проживали в Трансваале . [17] 1937 года Закон об иностранцах , мотивированный резким увеличением в предыдущем году числа немецких еврейских беженцев, прибывших в Южную Африку, практически полностью остановил такую миграцию. Некоторым евреям удалось въехать в страну, но многим это не удалось. В период с 1933 по 1939 год в Южную Африку из Германии приехало в общей сложности около шести с половиной тысяч евреев. [18] В этот период многие африканеры симпатизировали нацистской Германии из-за своих антибританских настроений , а такие организации, как » Луиса Вейхардта « Серырубашечники и пронацистская Ossewabrandwag , были открыто антисемитскими. В южноафриканском парламенте оппозиционная Национальная партия утверждала, что Закон об иностранцах слишком мягок, и выступала за полный запрет еврейской иммиграции, остановку натурализации евреев, постоянно проживающих в Южной Африке, и запрет евреям заниматься определенными профессиями. [19]
После войны ситуация стала улучшаться, и большое количество южноафриканских евреев, в целом довольно сионистская община, эмигрировали в Государство Израиль . В 21 веке южноафриканские евреи в Израиле насчитывают около 20 000 человек. [3] [20] За это время также прошли две волны еврейской иммиграции в Африку с острова Родос , сначала в 1900-х годах, а затем после 1960 года. [21] [22]
В этот период еврейский активизм в Южной Африке также включал попытки защитить положение евреев за границей. В 1933 году, после подъема нацистской партии в Германии, корреспондент Южноафриканского медицинского журнала сообщил о систематическом притеснении еврейских медицинских работников в Германии. Эти действия включали отказ в выпуске еврейских студентов-медиков, запреты на трудоустройство, принудительные увольнения, рейды на еврейскую медицинскую ассоциацию и жестокие нападения на отдельных врачей. В отчете делается вывод о том, что действия нацистского режима, вероятно, имели молчаливую поддержку со стороны немецкого медицинского истеблишмента, и заканчивается просьбой к южноафриканским врачам опротестовать эти действия. [23]
Эпоха апартеида [ править ]
Когда африканеры в которой доминировали в 1948 году к власти пришла Национальная партия, , она не стала проводить антиеврейскую политику, несмотря на свою прежнюю позицию. В 1953 году премьер-министр Южной Африки Д. Ф. Малан стал первым главой иностранного правительства, посетившим Израиль, хотя эта поездка была «частным визитом», а не официальным государственным визитом . [24] Это положило начало долгой истории сотрудничества между Израилем и Южной Африкой на многих уровнях. Элементы еврейской общины Южной Африки через такие организации, как Южноафриканская сионистская федерация, поддерживали теплые отношения с правительством Южной Африки, хотя оно возражало против проводимой политики апартеида. Евреям Южной Африки было разрешено собирать огромные суммы денег для отправки в качестве официальной помощи Израилю, несмотря на строгие правила валютного контроля. На душу населения южноафриканские евреи, по общему мнению, оказывали наибольшую финансовую поддержку сионистам за рубежом. [25]
Несмотря на антисемитизм правящей Национальной партии, евреи считались белыми по закону и имели те же привилегии, что и африканеры. После суда в Ривонии, на котором Нельсон Мандела и несколько сообвиняемых, некоторые из которых были евреями, были приговорены к пожизненному заключению, правительство апартеида похвалило тогдашнего генерального прокурора Перси Ютара , который тоже был евреем, и назвало его «спасителем человечества». страна.' [26] Правительство Африканерской национальной партии также сотрудничало с правительством Израиля, которое продавало им оружие и оборудование для борьбы с беспорядками для подавления чернокожих общин. [27] Правительство апартеида также тайно работало с Израилем над разработкой ядерной программы. [27]
Южноафриканская апартеиду оппозиция еврейская
Многие южноафриканцы-евреи, как отдельные лица, так и организации, помогали поддерживать движение против апартеида. Было подсчитано, что евреи были непропорционально представлены (некоторые источники утверждают, что до 2500%) среди белых, участвующих в политической деятельности против апартеида. [28] Как и другие англоговорящие белые южноафриканцы, евреи поддерживали либо Прогрессивную партию, либо Объединенную партию. Одна организация, Союз еврейских женщин, стремилась облегчить страдания чернокожих посредством благотворительных проектов и программ самопомощи. Четырнадцать из 23 белых, участвовавших в судебном процессе по делу об измене 1956 года, были евреями, а все пять белых из 17 членов Африканского национального конгресса, арестованных за деятельность против апартеида в 1963 году, были евреями.
Некоторые еврейские студенты университетов яростно выступали против движения апартеида. Большое количество евреев также было вовлечено в такие организации, как «Легион Спрингбока», « Факел-коммандос» и « Черный кушак» . Эти организации, выступающие против апартеида, возглавляли протесты, которые были как активными (например, марши по улицам с факелами), так и пассивными (например, молчаливое стояние в черном). В 1985 году были созданы две еврейские организации: «Евреи за справедливость» (в Кейптауне) и «Евреи за социальную справедливость» (в Йоханнесбурге). Они пытались реформировать южноафриканское общество и навести мосты между белыми и черными сообществами. Южноафриканский еврейский совет также принял резолюцию об отказе от апартеида в 1985 году. [29]
Помимо хорошо известных еврейских деятелей, выступающих против апартеида, было очень много простых евреев, которые различными способами выражали свое отвращение к апартеиду и способствовали его конечному падению. Многие евреи активно оказывали гуманитарную помощь чернокожим общинам. Оксфордская синагога в Йоханнесбурге и Храм Израиля в Кейптауне открыли в поселках детские сады, медицинские клиники и программы обучения для взрослых, а также оказывали юридическую помощь жертвам законов апартеида. Многие еврейские юристы выступали в качестве доверенных лиц цветного населения, которому не разрешалось покупать недвижимость в белых районах. [30]
В 1980 году Национальный конгресс Еврейского совета депутатов Южной Африки принял резолюцию, призывающую «всех заинтересованных [людей] и, в частности, членов нашей общины сотрудничать в обеспечении немедленного улучшения и окончательной отмены всех несправедливых дискриминационных законов и практик, основанных на по расе, вероисповеданию или цвету кожи». Это вдохновило некоторых евреев активизировать свою активность против апартеида, но основная часть общины либо эмигрировала, либо избегала публичного конфликта с правительством Национальной партии. [31]Умеренность и либерализм [ править ]
Южноафриканские евреи имеют историю политической умеренности, и большинство поддерживало оппозиционные партии, такие как сначала Объединенная партия , затем Либеральная партия , Прогрессивная партия и ее преемники в течение десятилетий правления апартеида Национальной партии . (См. Либерализм в Южной Африке ). Ярким примером более умеренного подхода является высокоассимилированный Гарри Оппенгеймер (1908–2000) (родившийся еврей, но перешедший в англиканство после женитьбы), самый богатый человек в Южной Африке и председатель De Beers и Anglo American. корпораций . Он был сторонником либеральной Прогрессивной партии и ее политики, полагая, что предоставление большей свободы и экономического роста чернокожему африканскому большинству Южной Африки было хорошей политикой и разумной экономической политикой. Знамя этого дела высоко держала Хелен Сузман , единственный член Прогрессивной партии в парламенте Южной Африки, представляющий избирательный округ Хоутон , где в то время проживало множество богатых еврейских семей. Гарри Шварц , беженец из нацистской Германии, также сыграл ключевую роль в национальной оппозиции апартеиду, а позже стал послом Южной Африки в США во время перехода страны к демократии. Прогрессивную партию (позже переименованную в Демократическую партию, а затем в Демократический альянс) позже возглавили еврейский политик Тони Леон и его преемница Хелен Зилле . Зилле имеет еврейское происхождение: ее родители по отдельности покинули Германию в 1930-х годах, чтобы избежать преследований нацистов (ее дедушка по материнской линии и бабушка по отцовской линии были евреями).
В 1980 году, после 77 лет нейтралитета, Национальный конгресс Еврейского совета депутатов Южной Африки принял резолюцию, призывающую «всех заинтересованных [людей] и, в частности, членов нашей общины сотрудничать в обеспечении немедленного улучшения и окончательного устранения всех несправедливые дискриминационные законы и практика, основанные на расе, вероисповедании или цвете кожи». Это вдохновило некоторых евреев активизировать свою активность против апартеида, но основная часть общины либо эмигрировала, либо избегала публичного конфликта с правительством Национальной партии. [32]
Еврейский истеблишмент и большинство южноафриканских евреев по-прежнему были сосредоточены на еврейских проблемах. Несколько раввинов рано выступили против апартеида, но им не удалось заручиться поддержкой, и только в 1985 году раввинат в целом осудил апартеид (Adler 2000). Южноафриканский союз прогрессивного иудаизма занял самую решительную позицию среди еврейских движений в стране против апартеида. Он выступал против сокращения инвестиций, в то время как женщины в движении занимались социальной работой в качестве формы протеста. Сюда входит школа Мозеса Вейлера в Александре, основанная раввином Мозесом Сайрусом Вейлером , где на протяжении нескольких поколений школа финансировалась и возглавлялась женщинами из прогрессивного движения, даже вопреки Закону об образовании банту 1953 года (Фельд 2014).
Тони Леон, который был федеральным лидером Демократического альянса (2000–2007 гг.), и Хелен Зилле (2007–2015 гг.) оба евреи.
Сегодня [ править ]
Хотя еврейская община достигла своего пика в 1970-е годы (около 120 000 человек), [5] ), около 52 000 человек, в основном номинально православных, остаются в Южной Африке. Часть из них являются светскими людьми или обратились в христианство. Несмотря на низкий уровень смешанных браков (около 7%), [5] около 1800 евреев эмигрируют каждый год, в основном в Израиль , Австралию , Канаду и США . Еврейская община в Южной Африке в настоящее время является крупнейшей в Африке , и, хотя и сокращается из-за эмиграции, она остаётся одной из наиболее номинально ортодоксальных общин в мире, хотя существует и меньшая прогрессивная община, особенно в Кейптауне . Прогрессивные общины страны представлены Южноафриканским союзом прогрессивного иудаизма . Нынешнему главному раввину православной церкви Уоррену Гольдштейну (2008 г.) широко приписывают инициацию «Билля об обязанностях», который правительство включило в национальную школьную программу. Главный раввин также настаивал на реализации общественных проектов по борьбе с преступностью в стране.
Община стала более наблюдательной, и в Йоханнесбурге, крупнейшем центре еврейской жизни с населением 40 000 евреев, наблюдается большое количество и плотность кошерных ресторанов и религиозных центров. В политике еврейская община продолжает иметь влияние, особенно на руководящих должностях. В настоящее время единственной национальной еврейской газетой с читательской аудиторией около 40 000 человек является South African Jewish Report . [33] В 2008 году еврейская радиостанция ChaiFM начала вещание в Йоханнесбурге, а также вещание в Интернете для большой южноафриканской «диаспоры». [34] Несмотря на сокращение численности, с 2003 года число южноафриканских евреев стабилизировалось. [5]
Мини-перепись населения 2016 года, проведенная Статистическим управлением Южной Африки, выявила наибольшую численность населения в следующих муниципалитетах:Йоханнесбург 23 420; Кейптаун 12 672 человека; Этеквини (Дурбан) - 3599 человек; Экурхулени (Восточный Рэнд) - 1846; Тшване (Претория) – 1579 человек; Нельсон Мандела Бэй (Порт-Элизабет) 623; Мсундузи (Питермарицбург) 600; Мангаунг (Блумфонтейн) 343; Стелленбош 316; Буффало-Сити (Восточный Лондон) 251; Мбомбела (Нельспруит) 242. [35]
Сертификация кошерности в Южной Африке играет важную роль в местной еврейской общине. В настоящее время в стране действуют три агентства, а именно Кошерное отделение Союза православных синагог (UOS), Кошерная сертифицированная Южная Африка (KCSA) и MK Kosher . Эти агентства предоставляют услуги по сертификации и надзору, чтобы гарантировать, что продукты питания соответствуют строгим диетическим требованиям еврейского закона. [36] [37]
Пишите людям [ править ]
Лемба , Ремба или Мвенье [38] — этническая группа , родом из Южной Африки , Малави , Мозамбика и Зимбабве, имеющая смешанное банту , эфиопское и йеменское происхождение. В Южной Африке они особенно сконцентрированы в провинции Лимпопо (исторически вокруг Секукунеленда ) и провинции Мпумаланга .
С конца двадцатого века средства массовой информации и ученые стали уделять повышенное внимание утверждению лемба об их общем происхождении от Первого Храма эпохи евреев . [39] [40] Генетический анализ Y-ДНК установил отцовское ближневосточное происхождение большинства населения лембы. [41] [42]
образование в Африке Южной Еврейское
Традиционно еврейское образование в Южной Африке проводилось по Хедеру или Талмуд-Торе , тогда как дети получали светское образование в государственных и частных школах. Первоначально не существовало никаких формальных структур для раввинского образования . (Обратите внимание, что, хотя большинство евреев Южной Африки являются потомками литовских евреев , которые почитали талмудическую науку, община не открывала школ или иешив в течение нескольких десятилетий.)
Важные изменения произошли в 1947 году, когда была открыта школа «Царь Давид» с двойным учебным планом (светская и еврейская) как первая еврейская дневная школа – средняя школа была основана в 1955 году. Сегодня школы «Царь Давид» объединены среди крупнейших еврейских дневных школ в мире [ нужна ссылка ] . [43] [44] Эквивалентом короля Давида в Кейптауне является «Герцлия» ( Объединенные школы Герцлии ) со школой Кармель в Претории и Дурбане (оба впоследствии переименованы), а также школой Теодора Герцля в Порт-Элизабет (основана в 1959 году). Еврейская дневная школа Умхланга (впоследствии переименованная) была открыта в январе 2012 года для обучения еврейских детей в районе Большого Дурбана. [45] девятнадцать дневных школ, входящих в состав Южноафриканского совета еврейского образования . Всего в основных центрах было открыто [46]
Первая религиозная дневная школа, Ешива-колледж Южной Африки , была основана в середине 1950-х годов, главным образом, благодаря популярности религиозного Бней Акива сионистского молодежного движения . Как учебное заведение, в котором учатся сотни учеников, Йешива-колледж сегодня является крупнейшей религиозной школой в стране, где Тора изучается наряду с национальной учебной программой .
Другие образовательные учреждения, разделяющие ту же самую религиозную сионистскую/ современную ортодоксальную идеологию, включают колель ( Бет Мордехай ) и мидрашу ( Эмуна ) Мизрахи , Йоханнесбург, а также ешиву Кейптауна , колель Тора МиЦион . В Кейптауне также есть Еврейская дневная школа Филлис Джоуэлл и Кейптаунская средняя школа Торы , обе школы интегрируют изучение Торы.
Раввину Аврааму Танзеру , руководителю Рош-ешивы в Ешива-колледже более 50 лет, приписывают рост этой школы и связанных с ней учреждений. [47] но в более широком смысле, с «колоссальными переменами в южноафриканской еврейской общине и в ее духовном развитии». [48]
Параллельно с созданием ешивы-колледжа и, опираясь на тот же импульс, [49] несколько меньших иешив Начиная с 1960-х годов было открыто . Иешива Гедола в Йоханнесбурге , [50] Основанная в 1973 году раввином Азриэлем Гольдфейном , она является самой известной из них, поскольку она обучила десятки южноафриканских раввинов , в том числе главного раввина доктора Уоррена Гольдштейна . Ешива следует образовательной модели «Тельше» , хотя принимает студентов со всего спектра Хашкафы . См. также ортодоксальные иешивы в Южной Африке .
В эту эпоху также зародилась обширная сеть мероприятий и учреждений Хабад-Любавич . Сегодня в Йоханнесбурге существует Любавичская ешива ( Любавичская ешива Гедола в Йоханнесбурге ), обслуживающая общину Хабад, программа Хабад- Семиха в Претории (с момента ее основания в 2001 году было рукоположено 98 раввинов). [51] [52] ), а также школы Дня Любавич в Йоханнесбурге ( школа Академии Торы ) и Кейптауне. Йоханнесбург может похвастаться десятью домами Хабада , двумя в Кейптауне и одним в Квазулу-Натале, каждый из которых предлагает разнообразные уроки Торы, а также программы обучения взрослых и неформальные образовательные программы для детей.
В 1970-е годы было основано харедим -коллель «Яд Шауль» , а также рост крупного движения баал тшува , а также созданы другие ешивы. Это поддержали базирующиеся в Израиле организации «Ор Сомаях» и «Айш ха-Тора» , которые открыли активные филиалы в Южной Африке в 1980-х и 1990-х годах ( «Арахим» тогда тоже активно присутствовал). Такие известные личности, как Моше Штернбух и Аарон Пфайффер, играли важную роль в сообществе харедим в то время, а Акива Тац особенно популярным оратором был . Яд Шауль возглавлял Борух Гросснасс более 40 лет.
Сегодня в Йоханнесбурге есть несколько школ для мальчиков харедим , каждая из которых связана с одной из иешив, а также Бейс Яаков школа для девочек . Ор Сомаяч, Южная Африка, управляет постоянной ешивой в Йоханнесбурге (« Йешива Мешех Хохма ») - с ее бет-мидрашем, основанным в 1990 году, и ее колелем ( Торас Хаим ) в 1996 году, а также мидрашей; [53] он также проводит пари-мидраш в Кейптауне. Айш ха-Тора уделяет особое внимание программам, ориентированным на студентов – лекции и ретриты, а также различные групповые поездки в Израиль – а также управляет общественной синагогой для одиноких и молодых супругов. [54]
Прогрессивное движение поддерживает сеть дополнительных классов иврита и религиозных занятий в своих храмах. Все эти школы входят в Союз прогрессивного иудаизма ЮАР. Раввин Саар Шакед, раввин общины Бейт-Эмануэль, в настоящее время участвует в усилиях по созданию раввинской академии и высшего учебного заведения в Гаутенге . [55]
Присутствие Консерватора / Масорти в Южной Африке ограничивается одной синагогой в Йоханнесбурге. [56]
Лимуд был представлен стране в 2007 году. Конференции Лимуда в Южной Африке проводятся каждый год в августе/сентябре. Ортодоксальные раввины Южной Африки не участвуют в Лимуде Великобритании, в отличие от ортодоксального раввината Великобритании, часть которого приняла участие в Лимуде Великобритании; см. Лимуд § Отношения с православием в Великобритании .
См. также [ править ]
- Антисемитизм в Южной Африке
- Африканеры-евреи
- Главный раввин Южной Африки
- Еврейский отчет
- Южноафриканская еврейская морская лига
Примечания [ править ]
- ^ Евреи Южной Африки в 2019 году (PDF) . Кейптаун: Центр Каплана, UCT. 2019. с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Еврейская история Ю.А. Южноафриканский еврейский совет депутатов. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Иммиграция и абсорбция — Совет ассоциаций иммигрантов в Израиле — совет организаций иммигрантов в Израиле» . mio.org.il (на латинице). Архивировано из оригинала 7 августа 2018 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Голдберг, Дэн (10 декабря 2013 г.). «Южноафриканские евреи в Австралии вспоминают жизнь в тени апартеида» . haaretz.com . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ребекка Вайнер, Ребекка Вайнер, изд. (2010), Еврейская история и информация Южной Африки , Еврейская виртуальная библиотека , получено 13 августа 2010 г.
- ^ «П.В. Бота чувствовал, что Израиль предал его» . «Джерузалем Пост» . 2 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2013 г. Проверено 2 ноября 2006 г.
- ^ Расовые волнения стимулируют белую эмиграцию из Южной Африки Washington Post . 14 мая 1977 г.
- ^ «Еврейское население мира — новейшая статистика» . simpletoremember.com . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Виртуальный тур по еврейской истории Южной Африки» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ «Африканские журналы онлайн (AJOL)» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Обри Ньюман, Николас Дж. Эванс, Дж. Грэм Смит и Сол В. Иссрофф, Еврейская миграция в Южную Африку: записи о временном приюте для бедных евреев, 1885-1914 (Кейптаун: Еврейские публикации - Южная Африка, 2006) ISBN 978-0-7992-2315-6 .
- ^ Мартин Гилберт, Евреи в двадцатом веке (Нью-Йорк: Schocken Books, 2001).
- ^ «Три южноафриканских «Бореходе» и южноафриканская война» . Южноафриканское военно-историческое общество (Военно-исторический журнал - Том 10, № 2). 21 ноября 2006 г.
- ^ Сакс, Д.Ю. (9 января 2005 г.). «Евреи в коммандос» . Еврейская генеалогия Южной Африки . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «Письма Олив Шрайнер в Интернете» . www.oliveschreiner.org . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ «SASIG - Еврейская генеалогия Южной Африки: Иммиграционная записная книжка Морриса Александра, 1911 год» . www.jewishgen.org . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Малерб, Э.Г. (1939). Официальный ежегодник Южно-Африканского Союза и Басутоленда, протектората Бечуаналенд и Свазиленда . Том. 20. Претория: Южно-Африканский Союз. п. 1047.
- ^ «Кейптаунский центр Холокоста» . ctolocaust.co.za . Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Возвышение Южно-Африканского Рейха - Глава 4. Архивировано 3 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Мировой справочник Колумбии: от P до Z - страница 3471, Сол Бернард Коэн - 2008 г.
- ^ Хиршон, Рене. «Евреи с Родоса в Центральной и Южной Африке» (PDF) . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 8 августа 2021 г. (Энциклопедия диаспор, Том 2)
- ^ Саул Иссрофф (2009). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 493. ИСБН 9781851098736 .
- ^ «Еврейские врачи в Германии» . Южноафриканский медицинский журнал . 7 (17): 596. 9 сентября 1933 г. hdl : 10520/AJA20785135_6777 .
- ^ Бейт-Халлахми, Бенджамин (1988). Израильская связь . Книги Пантеона. ISBN 9781850430698 . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Крис МакГрил (7 февраля 2006 г.). «Братья по оружию – секретный пакт Израиля с Преторией» . Хранитель .
- ^ МакГрил, Крис (7 февраля 2006 г.). «Братья по оружию – секретный пакт Израиля с Преторией» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГрил, Крис (7 февраля 2006 г.). «Братья по оружию – секретный пакт Израиля с Преторией» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Легендарные герои Африки — марки в память о борьбе евреев за освобождение Южной Африки против апартеида» . Легендарные герои Африки. Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Южной Африки» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ «Южноафриканские евреи против апартеида» . Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Евреи Африки — евреи Южной Африки» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 года . Проверено 6 июля 2005 г. Евреи Африки
- ^ «Евреи Африки — Евреи Южной Африки» . Mindspring.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Южноафриканский еврейский отчет» . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала 31 марта 2010 года.
- ^ «ЧайФМ» . Чай FM . 4 декабря 2020 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Наборы данных и метаданные статистических данных переписи и обследований Южной Африки» . Нестар ВебВью . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Фейнберг, Талия (11 ноября 2021 г.). « Потребитель — главный победитель», — говорит компания MK Kosher, расширяя свою деятельность в ЮАР» . Южноафриканский еврейский отчет .
- ^ Мильц, Никола (27 января 2022 г.). «Новый хехшер размешивает кошерный котел» . Южноафриканский еврейский отчет .
- ^ Парфитт, Тюдор (4 апреля 2000 г.). Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 40. ИСБН 978-0-375-72454-1 . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Парфитт, Тюдор (1993/2000) Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля, Нью-Йорк: Random House (2-е издание)
- ^ Парфитт (2002), «Лемба», с. 39
- ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», Am. Дж. Хум. Жене. , 59 (5): 1126–33, PMC 1914832 , PMID 8900243
- ^ Судьял, Х (2013). «Возврат к происхождению лембы: отслеживание происхождения Y-хромосом у южноафриканской и зимбабвийской лембы» . Южноафриканский медицинский журнал . 103 (12) . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ «Школа Царя Давида в Линксфилде (средняя школа)» . 14 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 г. Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ «Парк Победы школы Царя Давида (средняя школа)» . 14 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 г. Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Шапиро, Лорен (18 января 2012 г.). «Открывается еврейская дневная школа Умхланга» . МойШтетл . Архивировано из оригинала 2 сентября 2013 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Южноафриканский еврейский совет депутатов» . shemayisrael.co.il . Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года.
- ^ Шон Загноев (2020). Раввин Танзер оставил великолепное наследие , sajr.co.za
- ^ Илан Пресковский (2020). Дань уважения раввину Аврааму Танзеру , jewishlife.co.za
- ^ «SA-SIG - Еврейская генеалогия Южной Африки: молодежные движения» . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ «Список утвержденных ешивот по состоянию на июнь 2007 г.» (PDF) . www.rabbis.org . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Махон Л'Ораа» . Махон Л'Хораа . 21 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2008 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Доклад о южноафриканских евреях» (PDF) . sajewishreport.co.za . 9 октября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2011 г. . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Мааян Бина» . Мааян Бина . 11 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2014 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ aish.org.za
- ^ СОЛОМОН, МОНИКА (ноябрь 2019 г.). «SAUPJ-WUPJ-ОТЧЕТ» (PDF) . Южноафриканский союз прогрессивного иудаизма (SAUPJ) . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Независимая община Шалом – Масорти Олами» . masortiworld.org . Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года . Проверено 8 августа 2021 г.
Ссылки [ править ]
- Адлер, Франклин Хью (2000) (( Адлер, Ф.Х. (2000). «Южноафриканские евреи и апартеид» . Образцы предрассудков . 34 (4). Информа Великобритания Лимитед: 23–36. дои : 10.1080/003132200128810973 . ISSN 0031-322X . S2CID 145724288 . )
- Каплан, Мендель (1991). Робертсон, Мэриан (ред.). Основатели и последователи: Йоханнесбургское еврейство 1887-1915 гг . Кейптаун: Издательство Vlaeerg. ISBN 978-0-947461-09-6 .
- Фельд, Марджори Н. (2013). Разделенные нации: американские евреи и борьба за апартеид . Пэлгрейв Макмиллан. п. 191. ИСБН 978-1-137-02972-0 .
- Сарон, Густав (2001). Музыкант, Наоми (ред.). Евреи Южной Африки: иллюстрированная история до 1953 года . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press; совместно с Еврейским советом депутатов Южной Африки. ISBN 978-0-620-27097-7 .
- Шейн, Милтон; Мендельсон, Ричард (2008). Евреи в Южной Африке: иллюстрированная история . Джеппестаун: Издательство Джонатана Болла. ISBN 978-1-86842-281-4 .
- Шимони, Гидеон (1980). Евреи и сионизм: опыт Южной Африки 1910-1967 гг . Кейптаун: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-570179-1 .
- Шимони, Гидеон (2003). Сообщество и совесть: евреи и апартеид, Южная Африка . Ганновер, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 978-1-58465-329-5 .
Внешние ссылки [ править ]
Общие [ править ]
- Южноафриканский еврейский совет депутатов , центральный представительный орган южноафриканской еврейской общины.
- Еврейская Южная Африка
- Еврейский виртуальный исторический тур по Южной Африке – Еврейская виртуальная библиотека
- Евреи в Южной Африке — Джей Сэнд
- Литовские евреи оказывают большое влияние в Южной Африке – Reuters
- Южная Африка - Еврейская энциклопедия
- «Евреи в коммандос» , Сакс, Д.Я. (2005), Еврейская генеалогия Южной Африки.
- Веб-сайт истории еврейской общины Зимбабве. Всесторонний обзор истории общины, от первых поселений в Северной и Южной Родезии до сегодняшней жизни.
- Как изменилась гвардия с тех пор, как Родос штурмовал экономику ЮАР : « Без еврейского народа стране потребовалось бы еще много лет, чтобы развиваться », The Sunday Times
- Еврейская община Йоханнесбурга, 1886-1939 гг . Рубин, Университет Марго В. Претории , 2006 г.
- Еврейская община в эпоху после апартеида: та же история, другой смысл , Герман, Хая. Университет Претории, 2007 г.
- База данных южноафриканского еврейского банка корней
Еврейское образование [ править ]
- Школы
- Полный список: jewishweb.co.za.
- Школы царя Давида
- Школы Герцлии
- Ешива-колледж Южной Африки
- Школа Академии Торы
- Школа Теодора Герцля
- Еврейская дневная школа Филлис Джоуэлл
- Кейптаунская школа Торы