Мпондомисы
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( август 2021 г. ) |
![]() | Эта статья содержит неприятные слова : расплывчатые формулировки, которые часто сопровождают предвзятую или непроверяемую информацию . ( январь 2022 г. ) |
![]() Шеф Исаак Мативана | |
Общая численность населения | |
---|---|
~3 миллиона [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Коса , английский | |
Религия | |
Христианство , африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Мпондо , коса , тембу , свати , зулу , южные ндебеле , северные ндебеле и другие народы банту. |
Нация Ама-Мпондомисе | |
---|---|
Человек | Мпондомисе |
Люди | Мпондомис |
Язык | Иси-Коса |
Страна | В Мпондомисени |
Народ мпондомисе , также называемый ама-мпондомисе , — это народ, говорящий на языке коса. [ 2 ] Их традиционная родина находилась в современной Восточной Капской провинции Южной Африки , во времена апартеида они располагались как в регионе Сискей , так и в регионе Транскей . [ 3 ] Как и другие отдельные королевства, говорящие на языке коса, такие как Аба -Тембу и Ама- Мпондо , они говорят на языке коса и временами [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] считается частью народа коса.
Ама-Мпондомисе являются частью этнической группы АбаМбо в Южной Африке, одной из немногих коренных групп Южной Африки, наряду с Сан и Кхое. Формальное создание этнических групп как отдельной нации от других местных абаМбо. Они не нгуни, но некоторые люди путают их с народом нгуни из-за смешанных браков. Их королевство было основано за 1000 лет до прибытия европейских и других местных племен. По оценкам, один из их известных королей жил примерно в 13 веке. Сан и АмаМпондомис - самые ранние резиденции того, что позже было переименовано в Восточный Грикваленд колониалистским правительством главного магистрата Гамильтона Хоупа. В районе Маклира не было потомков Грикваса или Хое до тех пор, пока позже в 1800-х годах не прибыл Адам Кок и не обнаружил, что Сан и АмаМпондомис проживают и вступают в брак; Фактически, один из самых известных королевских кланов АмаМпондомисе, клан Джола/Маджола, является потомком смешанного брака между АмаМпондомисе и Сан. [ 4 ] Мпондомисе столкнулись с колонистами, мигрировавшими дальше вглубь страны и на восток от мыса Доброй Надежды . [ 3 ] [ 5 ]
В результате колониального завоевания большинство ама-мпондомисе говорят на коса, а меньшинство двуязычно говорит на мпондомисе как на своем родном языке и коса как на втором языке. Некоторые люди рассматривают мпондомисе как диалект коса. Однако язык вымирает.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Имя Мпондомисе, что означает «держать рога вертикально», является описанием горных земель, которые занимала эта этническая группа. [ нужна ссылка ] Это также должно означать боевую мощь нации. [ нужна ссылка ] Мпондомисе происходят из традиционных земель южных нгуни и мбо на юго-востоке Африки и в северных частях Западно-Капской провинции. [ нужна ссылка ] В настоящее время они проживают в Квазулу-Натале , Восточно-Капской провинции и Западно-Капской провинции . Они являются частью народа нгуни , являясь частью крупнейшего подразделения нгуни, то есть народа Аба-Мбо . К народу Аба-Мбо относятся некоторые зулусы (Мхизе, Мавово, Маджола и т. д.), некоторые тсваны (бапо), свати (особенно дламини, из которых происходит монарх Эсватини ), потомки Мпондо , Ама-Ксесибе и Ама-Бомву и Ама-Бомваны. из Номафу. [ нужна ссылка ] Ама-Мпондомисе не мигрировали в Южную Африку, потому что этот регион является частью их земли. Рожденный в Лебомбо, возраст которого оценивается примерно в 35 000 лет, является старейшим математическим инструментом в мире, похожим на кость Ишанго, найденную на границе Лебомбо, и служит доказательством того, что Нгуни и Ама-Мбо являются коренными жителями Южной Африки. [ нужна ссылка ]
В истории и традициях абаМбо Мпондомисе считается мудрым, поскольку метафорически это имя означает двойственность по своей природе или поднять рог: другими словами, быть дипломатичным, но также быть готовым к нападению (буквальное значение которого — «держать свои рога вертикально»). [ нужна ссылка ] Люди Мпондомисе являются потомками короля Мпондомисе, внука короля Сибисида, который был лидером некогда могущественной нации Эмбо (Аба-Мбо или Ма-Мбо). [ 6 ] Именно благодаря сыну короля короля Сибисиде, принцу Ньянье (отцу принца Мпондомисе), нация мпондомисе возникла вместе с другими народами или этническими группами нгуни как сила, с которой нужно считаться. Также через короля Сибисида (короля аба-Мбо и деда Мпондомисе) люди Мпондомисе являются двоюродными братьями другим людям аба-Мбо, таким как Ама-Мпондо (который был близнецом Мпондомисе), [ 7 ] Ама-Шесибе (родилась после близнецов), [ 8 ] ооМхизэ [ 9 ] и ооДламини (независимо от принадлежности к Нгуни, [ 10 ] включая тех, кого называют «мфенгу». [ 11 ] ). [ нужны разъяснения ]
Поскольку Мпондомис и Мпондо были близнецами, продолжается спор о том, какой из близнецов был старшим. Наиболее распространенное мнение состоит в том, что Мпондомис - старший близнец. [ 12 ] Говорят, что во время охоты Мпондо убил льва и отказался передать шкуру Мпондомисе, как это было принято (старший имел право на шкуры некоторых животных). [ 13 ] Напряженность между ними началась с того дня. Мпондо и его последователям пришлось покинуть землю своего отца и поселиться в другом месте, вдали от земли своего отца, поскольку по обычаю старший наследует землю отца. [ нужна ссылка ]
Что касается генеалогии королей, король Сибисид просит: [ 14 ]
- Ньянья (Мпондо, Мпондомисе, Ксесибе)
- Мавово (отец рода Мхизе), наследник короля Сибисида.
- Губхела (его потомки также называют себя Мхизе)
- Номафу (потомки которого известны как Ама-Бомву и Ама-Бомвана)
Стоит отметить, что Ама-Мпондомисе также вступила в брак с народом сан. [ нужна ссылка ] Это можно подобрать на их языке, который имеет различные щелчки. Доказательства также можно найти в названиях их кланов. Мпондомисе открыто заявляют о себе как потомки женщины Сан (толе лоМтвакази). [ нужна ссылка ]
Конфликт Мпондомисе и Бака
[ редактировать ]По словам советника Мпондомисе Вете Мзизибы, АмаБхака нашел АмаМпондомисе в Мкуту и победил их, однако АмаМподомисе просто не подчинился письму, потому что АмаБхака были довольно отсталыми людьми, которые жестоко убивали даже беззащитных стариков, женщин и детей во время битвы, столкнувшись с этим кризисом. Обратившись за помощью к АбаТембу, король Нгубенгкука согласился объединиться с АмаМпондомисе против АмаБхаки и переправился через реку Цица, чтобы присоединиться к ним. [ 15 ]
АмаМпондомисе снова потерпел поражение, но прибытие Нгубенгкуки перевернуло ситуацию и успешно отбросило АмаБхаку. Это была нелегкая победа, поскольку АмаБхака смог сбежать и поселиться недалеко от АмаСины. [ 16 ]
Королевство Мпондомисе
[ редактировать ]Просуществовав как королевство более 800 лет, народ Ама-Мпондомис был лишен королевского статуса Южно-Африканским Союзом в 1904 году после того, как король Мхлонтло Камативане был обвинен в убийстве магистрата Кумбу Гамильтона Хоупа и двух белых полицейских. во время восстания Мпондомисе в 1880-81 гг. Хотя король Мхлонтло КаМативане был оправдан по обвинению в убийстве, он лишился своего королевского сана в результате административного иска. Надежды народа ама-мпондомисе снова были разбиты во время демократического правления, когда в 2005 году Комиссия Нхлапо установила, что у них нет претензий на королевский сан. Однако 115-летняя битва за эту антиколониальную нацию за восстановление и восстановление своего короля и королевства соответственно закончилась, когда Высокий суд Восточного Кейпа ( Мтата ) официально признал королевскую власть Ама-Мпондомисе. Он приказал восстановить королевскую власть. Председательствующий судья отменил решение Комиссии Толо выступить против притязаний Ама-Мпондомисе на королевский сан. [ 17 ]
Генеалогия королей
[ редактировать ]Самым выдающимся из всех королей Ама-Мпондомисе был король Мьеки. Оба королевских дома включили его в названия своих кланов.
- Король Сибисид [Отец: принц Нджанья, принц Шанге, принц Нгконго, принц Хленгва, принцесса Мадлебе, принцесса Лебука и принцесса Номафу]
(Родился: 1120 – Умер: 1202)
- Король Нджанья [Отцы: принц Мпондо, принц Мпондомисе, принц Ксесибе, принц Ньямбосе и принц Чиби]
(Род.: 1151 г. – Умер: 1225 г.)
- Король Мпондомисе [Отцы: принц Сндунту, принц Хлалане и принц Вамба]
(Родился: 1205 – Умер: 1277) [Правил: с 1225 по 1277 год]
- Король Сндунту [Отец: принц Нксункса]
(Родился: 1229 – Умер: 1304) [Правил: с 1277 по 1304 год]
- Король Нксункса [Отец: принц Бламбеза]
(Родился: 1263 – Умер: 1346) [Правил: с 1304 по 1346 год]
- Король Бламбеза [Отец: принц Малангана]
(Родился: 1291 – Умер: 1368) [Правил: с 1346 по 1368 год]
- Король Малангана [Отец: принц Сикхомо]
(Родился: 1322 г. – Умер: 1385 г.) [Правил: с 1368 г. по 1385 г.]
- Король Сикхомо [Отцы: принц Рудулу и принц Хломбос]
(Родился: 1348 – Умер: 1410) [Правил: с 1385 по 1410 год]
- Король Хломбос [Отец: принц Нтосе]
(Родился: 1376 – Умер: 1443) [Правил: с 1412 по 1443 год]
которому помогал его дядя по материнской линии, принц Рудулу Ка-Сикхомо, возглавил движение Аба-Мбо из их третьего поселения в Натале/Сватини, расположенного недалеко от истока загадочной реки под названием Дедези. Здесь они проживали вместе с королевством Ама-Кхоса и королевством Аба-Тембу под властью королей Тогу Ка-Сикхомо и короля Хала Ка-Дломо соответственно. Царство Ама-Мпондо первым перешло реку Мзимхулу. Великий сын и наследник Хломбоза Нтосе вступил во владение после кончины короля Хломбоза.
- Король Нтосе [Отец: принц Нгквина, принц Кверха, принц Мпинга, принц Дхломбо, принц Дебеза, принц Нкухве, принц Хлонготи, принц Гхарха и принц Нцихве]
(Родился: 1409 – Умер: 1461) [Правил: с 1443 по 1461 год]
- Регентский король Кверха [Отец: ?????????] (он был регентом своего младшего брата короля Нгквины Ка-Нтосе, который был следующим в очереди на трон Ама-Мпондомис, потому что их отец король Нтосе Ка-Хломбозе умер, когда Нгквина все еще поступал в школу посвящения)
(Родился: 1428 – Умер: 1493) [Удерживал власть: с 1461 по 1464 год]
- Король Нгквина [Отец: принц Сирха, принц Досини, принц Нксотве, принц Нксамасе, принц Нгчинасе, принц Нгчитшана, принц Гчага, принц Нгкота, принц Бхуквана и принц Зумбе]
(Родился: 1434 г. - Умер: 1498 г.) [Правил: с 1464 г. по 1498 г.]
- Король Сирха [Отцы: принц Сабе и принцесса Лодумо]
(Родился: 1469 – Умер: 1522) [Правил: с 1498 по 1522 год]
- Король Сабе [Отцы: принц Мланде, принц Мхагана, принц Кранколо, принц Гвета и принц Гкубуша]
(Родился: 1493 г. - Умер: 1545 г.) [Правил: с 1522 г. по 1545 г.]
- Король Мхланде [Отцы: принц Нвонгеза и принц Нгксабане]
(Родился: 1518 г. - Умер: 1567 г.) [Правил: с 1545 г. по 1567 г.]
- Король Нвонгеза [Отец: принц Кенгеба]
(Родился: 1540 г. – умер: 1592 г.) [Правил: с 1567 г. по 1592 г.]
- Король Кенгеба [Отцы: принц («Маджола») Джонголунде и принц Чанци]
(Родился: 1561 г. – Умер: 1624 г.) [Правил: с 1592 г. по 1624 г.]
- Король («Маджола») Джонголунде [Отец: принц Длазан]
(Родился: 1585 г. - Умер: 1653 г.) [Правил: с 1624 г. по 1653 г.]
- Король Длазан - принц Нгванья
(Родился: 1612 – Умер: 1675) [Правил: с 1653 по 1675 год]
- Король Нгванья [Отец: принц Пахло]
(Родился: 1644 г. - Умер: 1708 г.) [Правил: с 1675 г. по 1708 г.]
- Король Пахло [Отцы: принц Сонтло, принцесса Мбингва, принц Мгабиса и принц Сиксхуба]
(Родился: 1665 г. – умер: 1732 г.) [Правил: с 1708 г. по 1732 г.]
- Королева Мбингва [Воспитанная матерью: у нее никогда не было собственных детей] или иначе известная как ( Мамани каФахло ) (Она была старшей дочерью короля Пахло ка-Нгванья из всех его детей женского пола, и она стала самостоятельной королевой и оказала влияние на наследование ее брата-короля Сонтло Ка-Фахло).
(Родился: 1702 – Умер: 1758) [Правил: с 1732 по 1758 год] [ 18 ] )
- Король Сонтло [Отцы: принц Мнгкамбе и принц Хлонтши]
(Родился: 1718 – Умер: 1771) [Правил: с 1758 по 1771 год]
- Регентский король Мгабиса [Отец: принц Велело] (он был регентом своего племянника короля Мнгкамбе Ка-Сонтло, который учился в школе инициации, но затем, когда он вернулся домой, его дядя, который был смотрителем трона, отказался передать передал ему бразды правления, затем началась война, в результате которой он был убит в бою)
(Родился: 1725 – Умер: 1785) [Находившийся у власти: 1771–1785]
- Король Мнгкамбе [Отцы: принц Мьеки, принц Гксумиса, принц Нотшвелека и принц Кхоки]
(Родился: 1745 г. – умер: 1807 г.) [Правил: с 1785 г. по 1807 г.]
- Король-регентство Велело [Отец: принц Дико] (Он был регентом своего двоюродного брата короля Мьеки Ка-Мнгкамбе, который учился в школе инициации, готовясь к своему руководству на Троне Ама-Мпондомисе, но затем то же самое произошло с его отцом и С ним тоже случился двоюродный дедушка, который сражался за трон, но затем его двоюродный брат, который был смотрителем нации, бежал с поля битвы и сбежал, открыв путь королю Мьеки занять свое место на троне)
(Родился: 1753 г. – умер: 1820 г.) [Удерживаемая власть: 1807–1814 гг.]
- Король Мьеки [Отцы: принц Мативане, принц Мцшотшо, принц Мбхали и принц Ндамане, принц Мселу]
(Родился: 1778 г. – умер: 1851 г.) [Правил: с 1814 г. по 1851 г.]
- Король Мативане [Отцы: принц Мхлонтло, принц Джабадия, принц Матшики и принц Нохоло]
(Родился: 1803 г. - умер: 1865 г.) [Правил: с 1851 г. по 1865 г.]
- Король-регентство Мбхали [Отец: ?????????] (Он был регентом своего племянника короля Мхлонтло Ка-Мативане, который не был готов к своей руководящей роли, когда его отец, король Мативане Ка-Мьеки, был убит Амой -Бхака-Люди в Беттле, а затем его дядя держал за него власть до тех пор, пока он не прошел процесс инициации, чтобы сидеть на Троне Ама-Мпондомисе)
(Родился: 1815 г. – умер: 1880 г.) [Удерживаемая власть: 1865–1870 гг.]
- Король Мхлонтло [Отцы: принц Цалиси и принц Нтабанкулу]
(Родился: 1837 г. – умер: 1912 г.) [Правил: с 1870 г. по 1912 г.]
- Король Тшалиси [Отцы: принц Сигиди и принц Дайлиза]
(Родился: 1881 г. – умер: 1936 г.) [Правил: с 1912 г. по 1936 г.]
- Регентство-король Нтабанкулу [Отец: ?????????] (он был регентом своего племянника короля Сигиди Ка-Чалиси, потому что он был слишком молод, чтобы править народом Ама-Мпондомисе, поэтому его дяде пришлось удерживать трон для него, пока он не стал достаточно взрослым, чтобы править самостоятельно, что он и сделал и позволил ему вернуть себе место на королевском сиденье, и при передаче ему бразды правления не было вражды)
(Родился: 1895 – Умер: 1968) [Удерживал власть: 1936–1939]
- Король Сигиди [Отец: у него никогда не было собственных детей] (Он должен был стать королем, но умер, не успев произвести на свет своих собственных детей, поэтому королевская семья решила передать трон его младшему брату.)
(Родился: 1919 – Умер: 1962) [Правил: с 1939 по 1962 год]
- Король Дайлиза [Отец: принц Велиша]
(Родился: 1921 – Умер: 1984) [Правил: с 1962 по 1984 год]
- Король Велиша [Отцы: принц Звелозуко и принц Звелиша]
(Родился: 1953 г. – умер: 2018 г.) [Правил: с 1984 г. по 2018 г.]
- Король Звелозуко [Отец:??????????] (Он нынешний правящий монарх народа Ама-Мпондомисе в
Южная Африка сегодня) или иначе известный как ( Лузуко (Родился: 1978 г. - Жив: Стареет) [Правление: с 2018 г. по настоящее время]
Принц Лузуко еще не взошел на трон. Его коронация была отложена из-за безуспешной борьбы королевской линии Досини за престол. [ 19 ]
- Потомками Досини с точки зрения претендентов на царство Ама-Мпондомисе были: Досини - Нкабаше-Нселедуна - Мкорана - Хала - Маруле - Мхоко - Гхаба - Ньякатья - Сигивили - Масети (от которого эта королевская семья получила свою фамилию) - Нтамнани - Мьезо - Нтомбенконзо . Нтомбенконзо является нынешним претендентом по этой линии. Она проиграла дело в суде - см. судебные документы в ссылках. [ 20 ]
Язык
[ редактировать ]Колонисты ошибочно идентифицировали Мпондомисе как коса. Некоторые колонисты позже определили мпондомисе как диалект коса. Следовательно, людям ама-мпондомисе приходилось учиться на языке коса и свободно говорить на нем, чтобы вести бизнес. В настоящее время люди мпондомисе говорят на коса как на домашнем языке или как на втором языке для ведения бизнеса, поскольку мпондомисе не признан официальным языком Южно-Африканской Республики . Существует меньшинство, состоящее в основном из пожилых людей, говорящих на этом языке. Они сконцентрированы в дальневосточной части Восточного Кейпа, в первую очередь в муниципалитете округа О.Р. Тамбо, в деревнях Цоло и Кумбу , где расположены большой дом и правый дом соответственно. Другие языки, похожие на мпондомисе, включают свати , ндебеле и различные языки текела таких народов, как ама-мпондо, ама-хлуби и ама-зизи.
Ама-мпондомисе изучают коса в школах и обязаны выбирать коса в качестве предпочтительного языка в официальных документах, таких как правительственные формы. Следовательно, они медленно теряют свой язык. Это также очевидно в том, что ама-мпондомисе лингвистически идентифицируют себя со своими двоюродными братьями, ама-коса, как людьми, говорящими на коса; сохраняя при этом отдельную этническую идентичность как ама-мпондомисе.
Кланы мпондомисе и кланы-данники
[ редактировать ]Люди Мпондомисе состоят из различных кланов. Во-первых, это кланы, возникающие из многих царских домов. Во-вторых, это кланы древней нации Аба-Мбо, из которой произошел Мпондомисе. Поэтому названия кланов указывают на предков людей (или династий и кадетских ветвей ). В-третьих, есть кланы или этнические группы, которые иммигрировали в королевство Мпондомисе и теперь платят дань королевству Мпондомисе.
Более подробно [ 21 ]
- Из Бхукваны – Мбара, Мтшобо, Пхапхуленгоньяма. То, с чем никто не может справиться, потому что они сами короли.
- Из Дебезы - Оо Дебеза, Джебе, Ноньянья, Нонгоко, Мбека Нтшиеини Они говорят, что ты злишься, Хонккоше Мбокодо не слышит, что они говорят.
- От Досини - Досини, Нчеле, Нтосе, Нкабаше, Нгчелендуна, Мкорхана, Нгксовинобойа, Нойила, Ногказумтонхама, родственник Мтимхулу из Бхунгани, человек, который больше Бога, потому что люди дали ему грудь, Ингкокенебал, Нгванья из Майолы, Майола, любящая змея, потому что он посещает женщин в доме (Члены королевской семьи Мпондомисе, правого дома). [ 22 ]
- Из истории – История – История, Меч, История, Закон, Горшок, Не Там
- От Джола - Мы Мампондомсе нгохланга (т.е. мы этнически Мпондомисе), Джола, ДжолиНкомо, МфаНкомо, Кенгеба, Лебеди, Номахала, Ньюза, С'тукутези, возлюбленные в плохой день, Хошоде, Хакаха. , одногрудая женщина с длинной грудью, которая кормит грудью даже за рекой (Королевская семья Мпондомисе, великого дома). [ 22 ] Южноафриканский политик Фикиле Мбалула принадлежит к этому клану. [ 23 ]
- От Мпеле – Мпеле, ненавижу, прячусь, прячусь и прячусь
- Из Мпинги – Мпинга, Мавава, Мбала ка Нккоше, Мпондомисе, Нтосе, Нто'нтвана, Нгвангваше, Сензва, Синека, Мбетшане, Хлала ламсик' мунту эсендени, Нгчеза, Синтила, Ньяв'зинофукела, внук Ситиулу, выбери того, кого ты любишь, Знай, что Инобайя заслуживает мальчиков. Это клан Еноха Сонтонги , автора « Нкоси Сикелель иАфрика », части государственного гимна Южно-Африканской Республики.
- Из Нксасаны - Нгу Сиконза, Нксасана, Тотоба, Дунджане, Малилелвазиинтомби говорят, что я молод, у меня нет матери или отца, Бхили, Магазо, Лунгуза, они обычно едят красную кукурузу, которую любят дети.
- От Нхотве – Нхотве, Габази, Камкази, Мфуза покрыты, как дождевая туча, Мпондомисе.
- Из Нксубы – ооНшуба, Мдума, Рудулу, Мнгченгане.
- Из Сходжи - («Шотландский голод» Уильяма Сондерса)
- Из Схомо - Человек реки, Чангиса, Мхлатьяна, Рудулу, Нксуб'онгафийо, который умирает от удара, Мнгвеву, Джола, Манзамньяма, Кенгебе, Мхага.
- Из Зонгози - Сензела оо, провинция Лиягексеза (они родились у Нтосе ка Сирха, короля Мпондомисе, а не коса)
Есть кланы-данники, такие как:
- Мпути , Нати, Мсуту, Рахла, Рабани, Цики, Нхосе; Шерсть буйвола, шерсть буйвола, телята-буйволы, суту, были в Пхутефутини! Великаны сражаются на другом берегу рабского потока, птицы спускаются с гор и говорят о потомках Носа (Нхосе) от трех его жен, Мавуше да Матшези и Мамлване. Есть небольшая группа их старейшин Оо Казияна, Оо Джорджа и Ланги. Это цуту из Кутини (сото), но из-за миграции их предков они обитают в Восточном Кейптауне в Цоло среди мпондомисов в Маквангеле [мпондомисе по стоянию] «Так же, как имена, которые говорят цуту, являются этническими»
- Ньяти Мсуту, Мпути, Рахла, Рабани, Цики, Нхосе; Шерсть буйвола, шерсть буйвола, телята-буйволы, суту, были в Пхутефутини! Великаны сражаются друг с другом по ту сторону рабского потока, животные спускаются с гор небольшими группами, Так же, как и имена, которые говорят правду о расе» речь идет о потомках Носа (Нхозе) из три его жены в Мауше, Матшези и Млуане. Присутствуют их сыновья и старшие, Казияна Джордж и Ланга. По словам преступника, они родом из Кутини (Сото), но из-за миграции/миграции их предков они найдены в Восточном Кейпе в Цоло среди мпондомисов в Маквангеле [Мпондомисы по стоянию]
Культура и религия
[ редактировать ]Среди народа мпондомисе большинство исповедуют африканские религии наряду с христианством . Африканские религии включают поклонение предкам (или почитание) , а иногда и некоторый тотемизм , в котором духовное значение придается некоторым животным и растениям, которые могут обожествляться. Для народа Мпондомисе это uMajola (кротовая змея) . [ 24 ] Эту змею почитают и почитают. Они считают, что он посещает новорожденного, «чтобы подготовить его к успешной и безопасной взрослой жизни. Он приходит как друг и защитник. поддерживать и поощрять долгосрочный успех молодых и растущих представителей человечества». [ 25 ] Визит ЮМаджолы означает удачу. Это также означает, что предки проявляют свою благосклонность к посещенным людям или семье. Считается, что убийство змеи имеет серьезные физиологические и психологические последствия. Эта последняя часть занимает центральное место в сюжете знаменитого романа коса « Ингкумбо йеминьянья» («Гнев предков»). [ 26 ] Змея распространена в Южной Африке в провинциях, где обычно проживают абаМбо (и, соответственно, амаМпондомисе): Квазулу-Натал , Восточный Кейп и Западный Кейп .
Известные люди
[ редактировать ]- Стив Компела – южноафриканский футбольный менеджер и бывший футболист.
- Фикиле Мбалула – южноафриканский политик.
- Раймонд Мхлаба – южноафриканский политик и первый премьер Восточно-Капской провинции .
- Тулас Нхеси - южноафриканский политик.
- Енох Сонтонга – южноафриканский композитор государственного гимна.
- Мвуйо Том – южноафриканский врач, администратор и академик.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепись 2011 года . «Район ОРТамбо (административное расположение королевских домов Ама-Мпондомисе в Цоло и ИКумбу)» . Адрианфрит . Проверено 6 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Люди мпондо , Британская энциклопедия (2007)
- ^ Jump up to: а б Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Рутледж. п. 158. ИСБН 978-1-135-96334-7 .
- ^ ВЫСОКИЙ СУД ЮЖНОЙ АФРИКИ (2020 г.). «В споре между: КОРОЛЕВСКОЙ СЕМЬЕЙ ФАХЛОНА и КОРОЛЕВСКОЙ СЕМЬЕЙ ДОСИНИ» (PDF) : 1 . Проверено 6 апреля 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тимоти Дж. Стэплтон (2016). Энциклопедия африканских колониальных конфликтов . АВС-КЛИО. п. 176. ИСБН 978-1-59884-837-3 .
- ^ Хаммонд-Тук, WD (1968). «Морфология групп происхождения мпондомисе» . Африка . 38 (1): 26–46. дои : 10.2307/1157337 . JSTOR 1157337 . S2CID 145575810 . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Новости24. «Белый человек никогда не учится» . Проверено 6 апреля 2021 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Культура коса. «Памятник Ама-Ксесибе Фикени в память вождя Фикени и его жен» .
- ^ УКЗН (2017). «История народа Аба-Мбо» . ДИСА . Проверено 6 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «В поисках нашего мхизского прошлого» . Архив и общественная культура . УКТ . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Ежедневная рассылка. «Прежде чем возрождать ментальный колониализм, знайте историю и идентичность Африки» . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Мпинга, Сензва. «Несмотря на то, что этот клан настолько велик, он имеет четкую историю своего происхождения. Их история такова» .
- ^ Сога, Джон Хендерсон (1930). Юго-восточные банту (Абе-Нгуни, Аба-Мбо, Ама-Лала) . Издательство Университета Витватерсранда. ISBN 978-1-108-06682-2
- ^ Мхизе, Сиябонга (2009). Племя Мбо . Издательство Сибисайд. ISBN 978-0-620-43055-5
- ^ Кабаше, Андиле. «Конфликт Мпондомисе» . Нгуни .
- ^ Дикане, София. «АмаМпондомис» . Анализ .
- ^ Юридическая записка. «Королевская власть АмаМпондомиса должна быть восстановлена – правление» . Юридическая краткая информация .
- ^ Шойб, Гарольд (2009). Тени: глубже в историю . Параллельная пресса библиотек UW-Мэдисона. ISBN 9781893311862 .
- ^ Отправлять. «Высокий суд отклонил предложение Досини обжаловать королевскую корону Фахло» .
- ^ Отправлять. «Высокий суд отклонил предложение Досини обжаловать королевскую корону Пахло» .
- ^ Джексон, АО (1975). Этнический состав Сискея и Транскея . Сискей (Южная Африка): Департамент управления и развития банту.
- ^ Jump up to: а б Зенани, Нью-Мексико; Бхотомане, Н.; Шойб, Х. (2006). Голоса Южной Африки: Путь, который мы путешествовали: устная история и поэзия . Parallel Press, Библиотеки Университета Висконсина в Мэдисоне. п. 22. ISBN 9781893311718 . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ Соуэтан Live (2008). «Мбалула идет на гору» . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Бонгела, СК (2001). «Исихлонифо среди АмаХоса» (PDF) . Университет Южной Африки : 57 . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ История СА. «Орден Товарищи ИЛИ» . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Джордан, AC (1940). Гнев предков — Гнев предков . Эд Донкер. ISBN 9780868522289 .