Jump to content

Есть люди

(Перенаправлено с сайта Fingo )

есть люди
АмаМфенгу
Фотография военачальника Фэнгу Вельдтмана Бикитша, 1891 г.
Общая численность населения
1 миллион
Регионы со значительной численностью населения
 ЮАР
 Зимбабве
Языки
Коса ;
Старый мфенгу был отдельным языком, код Гатри S401.
Религия
Христианская, африканская традиционная религия
Родственные этнические группы
Нгуни   · Зулу   · Басото   · Коса   · Свази   · Матабеле
Человек Мфенгу
Люди АмаМФенгу
Язык коса
Страна Для Мфенгу

АмаМфенгу амафенгу (на языке коса мфенгу , множественное число ) представляли собой группу кланов коса, чьи предки были беженцами, бежавшими из Мфекане в начале-середине 19 века в поисках земли и защиты от коса. Эти беженцы были ассимилированы нацией коса и были официально признаны тогдашним королем Хинтса . [ 1 ]

Слово фенгу происходит от старого слова коса, которое означает «укумфенгуза», что на старом диалекте коса означало «бродить».

Народ фэнгу представляет собой конфедерацию кланов из провинции Натал у реки Эмбо, в эти кланы входят кланы Мия, Ндлангиса, Гатьени, Бхеле, Толо и Тшези.

Во время 6-й пограничной войны Капская колония пообещала им независимость от деспотического правительства коса и предоставила им собственную землю, которая будет называться Финголендом , юго-западной частью восточного косаленда , в восточном мысе Южной Африки. [ 2 ]

Формирование и ранняя история

[ редактировать ]

Название амаМфенгу не переводится как «странники», как многие полагают, и народ Мфенгу – как и народы Бхака , Бхеле , Хлуби и Дламини – сформировался из племен, которые были разбиты и рассеяны Шакой и его зулусскими армиями в Мфекане войнах . .

Большинство из них бежало на запад и поселилось среди коса . После нескольких лет угнетения со стороны Гкалека Коса (которые называли народ фэнгу своими «собаками») [ нужна ссылка ] в 1820-х годах они заключили союз с правительством Кейптауна, в 1835 году сэр Бенджамин д'Урбан пригласил 17 000 человек поселиться на берегах реки Грейт-Фиш в регионе, который позже стал известен как Сискей . [ 3 ] Некоторые ученые, в том числе Тимоти Стэплтон и Алан Вебстер, утверждают, что традиционное представление о народе фэнгу как о беженцах Мфекане на самом деле является ложью, созданной колониальными миссионерами и администраторами. Они ставят под сомнение существование народа фэнгу как отдельной группы до колониальных контактов, вместо этого утверждая, что этот термин был придуман британским правительством в Капской колонии для описания группы перебежчиков коса, рабочих-мигрантов и трудовых пленников. [ 4 ]

Народ фенгу, известный по всей Южной Африке как опытный стрелок, был неоценимым союзником Капской провинции в приграничных войнах.

Ранние пограничные войны (1835–1856 гг.)

[ редактировать ]

Впоследствии они стали заметными союзниками Капской колонии в приграничных войнах против своих бывших угнетателей. В этом качестве они одержали несколько побед над своими врагами коса (особенно коса Гкалека) и благодаря умелому и успешному управлению региональной торговлей сформировали развитую и материально успешную нацию. Кроме того, многие купили фермы и открыли бизнес в небольших городках, возникших в этой части границы с Кейптауном.

Движение за убийство скота (1856–1858 гг.)

[ редактировать ]

Народ фэнгу не принимал участия в массовом забое скота в 1857 году, который опустошил народ коса .

В то время как коса забивали собственный скот и сжигали урожай, многие жители фэнгу вместо этого покупали скот коса по очень низким ценам только для того, чтобы перепродать его с прибылью во время последующего голода. Также было зарегистрировано, что в это время они производили большие излишки зерна для своих голодающих соседей. Голод, вызванный убийством скота, фактически положил конец большей части вооруженного сопротивления в восточной части Кейптауна.

Война Фенгу-Гкалека (1877–1879 гг.)

[ редактировать ]

Более чем десятилетие относительного мира и экономического развития, пик которого пришелся на середину 1870-х годов, было подорвано серией опустошительных засух в Транскее, которые начали серьезно ухудшать межплеменные отношения. Их серьезность возрастала до 1877 года, когда последняя крупная война, в которой участвовал народ Фэнгу, Девятая пограничная война , разразилась после драки в баре между гостями Фэнгу и Гкалека на свадьбе Фэнгу. К тому времени многие люди фэнгу были гражданами Капской провинции, поэтому Капская колония заняла партийный взгляд на войну, что привело ее к конфликту с силами Гкалека. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Правительство Кейптауна назначило капитана Фэнгу Бикитшу одним из руководителей сил Кейптауна (состоящих в основном из фэнгу, тембу и бурских коммандос) в войне. Всего за три недели они нанесли противнику ряд сокрушительных поражений и рассеяли его армии. Неблагодарность губернатора Капской колонии сэра Генри Бартла Фрера , который сразу же унизил союзников Капской колонии фэнгу, насильственно разоружив их, заставила фэнгу начать больше идентифицировать себя с коса, отчасти также как реакция на усиление преследований со стороны колониальных властей.

Транскей и Сискей

[ редактировать ]

Фэнгу жили в и Сискея бантустанах Транскея , созданных правительством апартеида . Сискей был ареной политического соперничества между рахабе и фэнгу в результате политики апартеида «ретрайбализации», которая привела к недовольству исторически более образованными и относительно экономически обеспеченными фэнгу, и это соперничество завершилось избранием Леннокса. Себе , Рхархабе, сменивший лидера Фэнгу, главного судьи Тандату Джонгилизве Мабандла в 1973 году. [ 8 ] однако впоследствии Себе отказался от своей риторики против Фэнгу. [ 8 ] : 402 

Христианство в сообществе Фэнгу

[ редактировать ]
Деревня Фенгу в Кейптауне, 1870-е годы.

Христианство сыграло важную роль в выживании находящегося под угрозой исчезновения народа фэнгу после войн Мфекане . После контакта с враждебно настроенными к ним гкалека коса люди фэнгу нашли утешение в преподобном Джоне Эйлиффе, миссионере из Баттерворта, который посвятил себя племени в течение следующих 30 лет. В 1835 году Эйлифф привёл в Педди 17 000 и 22 000 голов скота. [ 9 ] 14 мая 1835 года народ фэнгу собрался под старым молочным деревом в районе Педди в присутствии преподобного Джона Эйлиффа и поклялся подчиняться королеве, принять христианство и дать образование своим детям. Это соглашение стало известно как «Клятва Финго». Вскоре после принятия христианства фэнгу стали первыми банту в Южной Африке, использовавшими плуги, продемонстрированные им миссионерами, а также первыми, кто сеял пшеницу. [ 10 ] Небольшая группа переехала в Тситсикамму и принесла с собой свои христианские обычаи. Фэнгу, большинство из которых были уэслианцами, вскоре переехали в Грэмстаун, где они сражались на стороне британцев в восьмой приграничной войне с 1850 по 1853 год и были вознаграждены землей в деревне, известной как Финго в Грэмстауне, в 1855 году. [ 11 ] Образованные фенгу дошли до Порт-Элизабет , где работали в гавани и основали городские общины в Кейптауне, где также продолжали практиковать христианство. Со дня принесения «Клятвы Финго» 14 мая отмечается как День освобождения Финго, и церемония проводится под старым молочным деревом, где была принесена клятва. [ 10 ]

Народ фэнгу в Зимбабве

[ редактировать ]

После оккупации Матебелеленда в 1893 году ндебеле взялись за оружие, пытаясь восстановить государство ндебеле в 1896 году. Сесил Джон Роудс привел с собой группу бойцов фэнгу (которые сражались на стороне британцев) и были известны как «Мальчики в плаще» в 1896 году. После войны Родс пытался еще больше «нейтрализовать» «воинственный» народ ндебеле, приглашая больше людей фэнгу в Южную Родезию. «Он пообещал Фенгусу три «резерва», на которые они смогут рассчитываться при условии, что каждый мужчина будет работать три месяца в году. После 36 месяцев труда каждому будет присвоено индивидуальное звание». [ 12 ] Другие лидеры фэнгу переехали в Южную Родезию в качестве уэслианских методистов, спасенцев, англиканцев, пресвитериан и лютеран. В 2000 году община мбембези фенгу/коса отметила свое столетие в Зимбабве. [ 12 ] Фэнгу в Зимбабве, говорящие на языке коса, являются предметом первой в истории докторской диссертации, написанной на языке коса доктором Хлезе Кунджу под названием Коса как язык меньшинства в Зимбабве: выживание и поддержание. [ 13 ]

Филдман Бикитша (1829–1912)

[ редактировать ]

На протяжении большей части 19-го и начала 20-го века фэнгу возглавлял капитан Вельдтман Бикитша. Первоначально он был констеблем, который оказал большую услугу мысу во время 8-й пограничной войны, позже получил повышение и стал де-факто военным лидером коммандос мыса Фэнгу.

Премьер-министр Джон Молтено , который очень высокого мнения о Бикитше, назначил его лидером сил Кейптауна (вместе с главным судьей Чарльзом Гриффитом) в 9-й пограничной войне в 1877 году, где он быстро одержал ряд блестящих побед против Гкалека . На протяжении 9-й Пограничной войны Бикитша и его местоположение были центром атак армий Гкалека и подвергались огромному военному давлению.

Его военный гений в приграничных войнах принес ему значительную известность, и он стал широко признанным лидером в Капской колонии . Его храбрость также часто упоминалась. Известно, что однажды он прыгнул на раненого и атакующего льва, держа его за хвост, одолел и убил. Его пригласили в Лондон в 1889 году, где королева Виктория попросила о встрече с ним, чтобы поблагодарить его за услуги. По общему мнению, он сказал ей : «Мы никогда не боялись белых людей и никогда не поднимали руку ни на кого из вашего народа».

Он основал Генеральный совет Транскея, а в дальнейшей жизни был присяжным и комиссаром Капской колонии. [ 14 ]

Джон Тенго Джабаву (1859–1921)

[ редактировать ]
Джон Тенго Джабаву , влиятельный политик фэнгу начала 20 века, со своим сыном Дэвидсоном Доном Тенго, около 1903 года.

Поскольку история Фэнгу перешла от военной защиты к политической борьбе, великий политик и активист Фэнгу Джон Тенго Джабаву приобрел известность после того, как военное руководство Бикитши закончилось.

Джабаву редактировал первые газеты, издаваемые на языке коса , а с 1876 года он редактировал «Исигидими самаксаса» («Вестник коса»). С 1884 года он редактировал Имво Забанцунду («Черное мнение»). Он писал об угрозе африканерского национализма , равных правах для чернокожего населения Южной Африки и в поддержку прав женщин .

Соперничество между фэнгу и гкалека коса, которое ранее переросло в войну, уменьшилось в эпоху правления Джабаву, поскольку поощрялось большее единство. Тем не менее, некоторые дивизии остались. Главным политическим соперником Джабаву, Уолтером Рубусаной , был коса. Подъем Рубусаны в 1890-х годах произошел благодаря новому Южноафриканскому национальному конгрессу коренных народов, в котором доминировал Гкалека , и их газете Izwi Labantu («Голос народа»), которую финансировал Сесил Роудс . Возникновение институтов коса означало, что джабаву и фэнгу больше не были в состоянии обеспечивать единственное руководство в черном сообществе мыса.

В течение следующих нескольких десятилетий сохранялись разногласия между движением Джабаву Имбумба («Союз») и Южноафриканским национальным конгрессом коренных народов Рубусаны . Однако соперничество было наконец прекращено, и возник союз под руководством недавно названного Африканского национального конгресса . Одной из первых целей этого движения было, наконец, положить конец «аберрациям вражды коса-финго». [ 15 ] [ 16 ]

Британская аннексия

[ редактировать ]

Британская Кафрария была присоединена к Капской колонии в 1866 году. За исключением краткого восстания в 1877 и 1878 годах, когда Гкалека обратились против своих соседей Фэнгу, британская аннексия земель к востоку от реки Кей происходила прерывисто, но в целом беспрепятственно. В сентябре 1879 года за ним последовали заповедник Идутива и Фенгуланд, а в 1885 году - Гкалекаленд. Предполагается, что к этому времени относится реструктуризация этих территорий на подразделения Баттерворт, Идутива, Чентани, Нкамакве, Цомо и Уиллоувейл.

Социальные изменения и адаптивность

[ редактировать ]

Народ фэнгу, первоначально занимавшийся земледелием, быстро построил себе школы, создавал и редактировал собственные газеты, а также переводил международную литературу на свой язык. Причина, по которой люди фэнгу смогли так эффективно адаптироваться к меняющимся обстоятельствам (например, приходу капитализма и урбанизации), заключалась в том, что у них не было фиксированной племенной социальной структуры и иерархии (предположительно, они потеряли ее во время своего раннего бегства от зулусов). Такое состояние социальных изменений и гибкости позволило им быстро приспособиться к европейской экспансии, изучить и адаптировать новые методы и воспользоваться преимуществами последовавших за этим потрясений. Другие племена часто с подозрением относились к идеям извне и, следовательно, сопротивлялись любым изменениям, направленным на борьбу с колониальной угрозой. У фэнгу не было верховного вождя, как у других племен, но командующий мысом, Вельдман Бикитша, был фэнгу и имел власть над военным потенциалом фэнгу.

Многие фенгу впоследствии вступали в брак с представителями других этнических групп, особенно с коса и зулу, а некоторые до сих пор живут в Зимбабве.

Территория

[ редактировать ]
Карта Финголенда (выделена) и прилегающих регионов Восточно-Капской границы. 1911.

Регион, который позже был известен как Транскей, первоначально был разделен на территории, известные как заповедник Идутива, Финголенд и Галекаленд (Гкалекаланд). Финголенд располагался на крайнем юге Транскея, к северу от реки Кей .

Однако после их аннексии британцами они были реструктурированы в дивизии Баттерворта, Цомо и Нгкамакве для Финголенда; Чентани и Уиллоувейл для Галекаленда; и Идутива для заповедника Идутива.

Современная Южная Африка

[ редактировать ]

Сегодня практически все люди фэнгу вступили в брак с представителями других этнических групп, особенно с коса и зулу. Многие из них теперь часто считаются - особенно посторонними - этническими коса и другими зулусами из-за их общего языка и некоторых схожих обычаев. Значительное число людей имеют смешанное расовое происхождение, особенно в Капских провинциях и вокруг них.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мтумане, Зилибеле (2017). «Практика Ubuntu в отношении amaMfengu среди amaXhosa, как это изображено в Ityala Lamawele С.К. Мкаи». Международный журнал исследований африканского возрождения - мульти-, меж- и трансдисциплинарность . 12 (2): 68–80. дои : 10.1080/18186874.2017.1392146 . ISSN   1818-6874 . S2CID   149374813 .
  2. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Финго» . Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 376.
  3. ^ «Нгуни» , Библиотека Конгресса США.
  4. ^ Стэплтон, Тимоти, «Распространение псевдоэтнической принадлежности в Восточно-Капской провинции: пересмотр «исхода» Финго 1865 года», Международный журнал африканских исторических исследований , Vol. 29, № 2 (1996) JSTOR   220517.
  5. ^ Дж. Фейдж, Р. Оливер: Кембриджская история Африки , том 6 (1870–1905). Издательство Кембриджского университета, 1985, с. 387.
  6. ^ Спайсер, Майкл В. Война Нгкаесиби 1877–8 (PDF) (Диссертация). Архивировано из оригинала (PDF) 12 марта 2014 года . Проверено 28 марта 2013 г.
  7. ^ К. Банди: Взлет и падение южноафриканского крестьянства . Калифорнийский университет Press, 1979, с. 83.
  8. ^ Jump up to: а б Вейл, Лерой (1991). «Соперничество Мфенгу-Рархабе и восхождение Леннокса Себе» . Создание трайбализма в Южной Африке . Издательство Калифорнийского университета. п. 398. ИСБН  978-0-520-07420-0 .
  9. ^ Сундклер, Бенгт; Стид, Кристофер (2000). История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-58342-8 .
  10. ^ Jump up to: а б «Лидеры Финго собираются в Педди» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 27 июня 2017 г.
  11. ^ Дж. Блюменфельд и М. Наттолл. «Деревня Финго в Грэмстауне: от бедности к раю?» . Reality Publications, Питермарицбург, Южная Африка . Проверено 19 июня 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б Ньяти, Патиша (2008). Культурное наследие Зимбабве . книги. стр. 94–. ISBN  978-0-7974-4504-8 .
  13. ^ «Доктор философии в Коса - настоящая веха» . Вестник в прямом эфире . Проверено 27 июня 2017 г.
  14. ^ «Вельдтман Бикитша» . ancestry24.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
  15. ^ М.Плаут: Обещание и отчаяние: первая борьба за нерасовую Южную Африку . Джакана, Кейптаун. 2016. ISBN   978-1-4314-2375-0 . п. 24.
  16. ^ «Прибытие мфенгу в Восточный Кейп», Иллюстрированная история Южной Африки. The Reader's Digest Association South Africa (Pty) Ltd, 1992, стр. 107. ISBN   0-947008-90-X .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ff82d1471488e2eb08672e9b85fe340__1714976760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/40/9ff82d1471488e2eb08672e9b85fe340.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fengu people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)