Свази люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
ЭмаСвати | |
---|---|
![]() Воины Свати в Инквале | |
Общая численность населения | |
в. 2 389 143 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,185,000 |
![]() | 1,297,046 |
![]() | 30,000 |
Языки | |
Сисвати , английский | |
Религия | |
Христианство ( сионистские церкви , католичество ), религия свази | |
Родственные этнические группы | |
Коса , Хлуби , Зулу , Ндебеле , Сото , Тсонга Двое , люди Пхути |
Свати (Свази) | |
---|---|
Человек | Свати |
Люди | ЭмаСвати |
Язык | Сисвати |
Страна | в Свате |
Свази Лисвати или Свати ( Свати : Эмасвати , единственное число ) — этническая группа банту , родом из Южной Африки , населяющая Эсватини , суверенное королевство в Южной Африке, и южноафриканскую Мпумаланга провинцию . ЭмаСвати являются частью народов, говорящих на языке нгуни, чье происхождение можно проследить с помощью археологии до Восточной Африки, где встречаются схожие традиции, верования и культурные обычаи.
Народ Свати и Королевство Эсватини сегодня названы в честь Мсвати II , который стал королем в 1839 году после смерти своего отца, короля Собхузы. Эсватини был регионом, сначала оккупированным народом сан , а нынешние свази мигрировали из северо-восточной Африки в Мозамбик и в конечном итоге поселились в Эсватини в 15 веке. Их королевское происхождение можно проследить до вождя по имени Дламини I; это по-прежнему название королевского клана. Около трёх четвертей клановых групп составляют нгуни ; остальные — сото , тсонга , другие потомки северо-восточной Африки и сан. Эти группы свободно вступали в браки. Идентичность свази распространяется на всех, кто предан монархам-близнецам Ингвеньяме «Льву» (королю) и Индловукати «Слонихе» (королеве-матери). Доминирующий язык и культура свати являются факторами, объединяющими свази как нацию.
История
[ редактировать ]ЭмаСвати происходят от кланов, говорящих на языке нгуни, которые мигрировали из северо-восточной Африки и позже поселились на юго-востоке Африки в пятнадцатом веке. Они двинулись в южный Мозамбик , а затем в район современного Эсватини, который в то время был населен народом сан. Термин бакаНгване («народ Нгване») до сих пор используется как альтернатива эмаСвати для обозначения народа Свати. ЭмаСвати - это люди, которые преимущественно произошли от носителей языка нгуни. Однако некоторые люди свати происходят из кланов сото , которые также были жителями Эсватини.
В рамках экспансии нгуни на юг народ свати пересек реку Лимпопо и поселился на юге Тонгаленда (сегодня на юге Мозамбика недалеко от Мапуту ) в конце пятнадцатого века. Зарегистрировано, что народ нгване проник на нынешнюю территорию Эсватини примерно в 1600 году. Под руководством Дламини III , пришедшего на смену Масеко, поселение произошло в 1750 году вдоль реки Понгола , где она прорезает горы Лубомбо . Позже они переселились в регион на реке Понгола , который находился в непосредственной близости от народа ндвандве . [1] Преемником Дламини III стал Нгване III , который считается первым королем современного Эсватини. Он правил примерно с 1745 по 1780 год в регионе Шиселвени в Эсватини.
В 1815 году Собхуза I стал королем Эсватини и отвечал за установление власти Свати в центральной части Эсватини. Здесь народ свати продолжил процесс экспансии, завоевав многочисленные мелкие племена, говорящие на языке сото и нгуни, и создав большое составное государство, сегодня называемое Эсватини. Собхузы I Правление произошло во времена Мфекане . Под руководством Собхузы народы нгуни и сото, а также оставшиеся группы сан были интегрированы в нацию Свати. Именно во время его правления нынешние границы Эсватини полностью находились под властью королей Дламини.
В конце 1830-х годов произошел первый контакт с бурами , поселившимися на территории, которая впоследствии стала Южно-Африканской Республикой . Значительная часть территории Свати была передана трансваальским бурам, которые поселились в районе Лиденбурга в 1840-х годах. Территория Эсватини и их король Мсвати II были признаны как Трансваалем, так и Великобританией. Именно во время правления Мсвати II нация Свати объединилась. После этого ярлык «Свати» в конечном итоге стал применяться ко всем народам, присягнувшим Ингвеньяме . [2]
Позже при Мбандзени многие коммерческие, земельные и горнодобывающие концессии были предоставлены британским и бурским поселенцам. Этот шаг привел к дальнейшей потере земель Южно-Африканской Республикой. В результате значительная часть населения Свати оказалась за пределами Эсватини в Южной Африке. Преторийская конвенция об урегулировании Трансвааля в 1881 году признала независимость Эсватини и определила ее границы. Нгвеньяма не подписала соглашение, а свази утверждают, что их территория простирается во всех направлениях от нынешнего штата. Великобритания заявила о своей власти над Эсватини в 1903 году, а независимость была восстановлена в 1968 году.
Сегодня люди свати проживают как в Эсватини, так и в Южной Африке. Людей происхождения Свати в Южной Африке обычно можно узнать по тому, что они говорят на сиСвати или на диалекте этого языка. Есть также много мигрантов из Свати в Южной Африке и Великобритании. Численность эмаСвати в Южной Африке немного больше, чем численность эмаСвати в Эсватини, которая составляет примерно 1,2 миллиона человек. В современном Эсватини к народу Свати относятся все граждане Эсватини, независимо от их этнической принадлежности.
Личность
[ редактировать ]История королей Эсватини восходит к тому времени, когда королевская линия Дламини жила в окрестностях залива Делагоа . Народ свази как нация первоначально был сформирован 17 кланами, известными как бемдзабуко («истинные свази»), которые сопровождали королей Дламини в первые дни. 17 кланами-основателями были Дламини, Нхлабати, Хлофе, Кунене, Мабуза, Мадвонсела, Мамба, Мацебула, Мдлули, Моца, Нгвенья, Шонгве, Сукати, Цабедзе, Тфвала, Мбокане и Зване. Другими кланами свази являются кланы Эмахандзамбили («те, что находятся впереди», например, Гамедзе, Факудзе, Нгкамфалала и Магагула), что означает, что они жили на этой земле до иммиграции и завоевания Дламини. Эмафикемува («те, кто пришел сзади»), присоединившиеся к королевству позже.
Культура
[ редактировать ]

Танцы и пение, в том числе хвалебное пение, занимают видное место в культуре свази. Гончарное дело и резьба были второстепенными видами искусства. Традиционный брак свази называется умцимба ; обычно это выходные в сухой сезон (с июня по август). Невеста и ее родственники отправляются в усадьбу жениха в пятницу вечером. В субботу утром молодожены сидят у близлежащей реки и едят козье или коровье мясо, предложенное семьей жениха; днем танцуют в усадьбе жениха. для скота жениха В воскресенье утром невеста со своими родственницами пронзает копьем землю крааля ; позже ее мажут красной охрой . Очернение – высшая точка брака: ни одну женщину нельзя очернить дважды. Невеста преподносит подарки мужу и его родственникам. [3] Умхланга — одно из самых известных культурных мероприятий в Эсватини, которое проводится в августе/сентябре для молодых незамужних девушек, чтобы отдать дань уважения Ндловукати . Инквала — еще одно культурное мероприятие свази, проводимое в декабре/январе, в зависимости от фаз луны. Эта церемония, также известная как церемония « Первых плодов », знаменует собой дегустацию королем нового урожая. [4]
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия свази признает верховного Бога/творца в его чистой форме, при этом признаются предки. Религия свази основана на творце, известном как Мвелинканти (тот, кто был там с самого начала). Большинство свази переплетают эту веру с современным христианством, принесенным миссионерами. Многие продолжают исповедовать свои традиционные духовные верования. Духовные ритуалы совершаются на уровне семьи, связанные с рождением, смертью и браком. [5]
См. также
[ редактировать ]- Умцимба – церемония бракосочетания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Страницы Теренса Сибии в Свазиленде, Люди Свази» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 г. Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ «Культура Свазиленда - история, люди, женщины, верования, еда, семья, общество, одежда, брак» . Everycultural.com . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ «Комиссия Национального фонда Свазиленда – Культурные ресурсы – Культура Свази» . Sntc.org.sz. Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ «КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ: культура свази, Инквала или церемония королевской власти» . Sntc.org.sz. Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Касенене, Питер (1992). Религия в Свазиленде . Южная Африка: ABC-CLIO. п. 384. ИСБН 0313032254 .
