Jump to content

Педи люди

Педи люди
Бапеди
Маршрут живой культуры Педи
Лимпопо, Южная Африка
Общая численность населения
7,004,000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 ЮАР 4 618 576 (9,1% населения)
 Ботсвана 14,000
Языки
Первый язык
ноги
Второй язык
Английский , африкаанс , другие южноафриканские языки банту.
Религия
Христианство , африканская традиционная религия
Родственные этнические группы
Народ лобеду , народ сото , народ тсвана кгалагади народ , и сото другие , народ пулана, народ лози - тсвана народы
ноги
Человек Мопеды
Люди Бапеди
Язык Сепеди
Страна Бопеди

Педи . / p e d i / или Бапеди / b æ ˈ p e d i / - также известные как северные сото [2] , Северный Сото, Бакгатла щитов [3] , Трансвааль Сото, [4] Грязь, или Короли [5] - уроженец Южной Африки, Ботсваны и Лесото , [6] который является одним из 12 официальных языков Южной Африки . [7] Они в основном расположены в Лимпопо , Гаутенге и северной Мпумаланге . [8]

Народ педи входит в состав этнической группы банту . Их общие предки вместе с сото и тсвана мигрировали из Восточной Африки в Южную Африку не позднее VII века нашей эры. Со временем они превратились в отдельный народ между 15 и 18 веками, некоторые из которых поселились в северном регионе Трансвааля. Педи поддерживали тесные связи со своими родственниками и соседними племенами. [9]

К концу 18 века было создано основное государство Педи, возглавляемое верховными лидерами клана Маротенг. В начале 19 века государство Педи столкнулось с серьезными проблемами со стороны нгуни , особенно северных ндебеле под властью Мзиликази. [10] и Свати . Ключевой фигурой в сохранении государства Педи был Секвати I. [11] (1827–1861), верховный лидер, проведший реформы в военном и внутреннем управлении и принимавший христианских миссионеров .

После кончины Секвати I власть взял на себя его сын Сехухуне , но отменил некоторые реформы, включая христианизацию. С 1876 по 1879 год Педи участвовали в войнах с бурами и британцами , что привело к поражению и попаданию государства Педи под влияние буров. В 1882 году Сехухуне был убит заговорщиками, что привело к демонтажу монархии и государственности. В 1885 году правительство Трансвааля выделило Педи лишь небольшую территорию, большая часть населения которой проживала за ее пределами.

В 1950-х годах языковой комитет сото признал язык педи отличным от сесото.

На протяжении всей истории педи активно участвовали в борьбе против колонизации и апартеида в Южной Африке, присоединяясь к более широкому движению африканских народов, борющихся за свои права и свободу.

Название и терминология

[ редактировать ]

Преподобный Александр Меренский , немецкий миссионер, имел обширные знания о племени бапеди, превосходящие знания любого другого европейца его времени. По словам Меренского, люди Сехухуне представляли собой смесь различных племен, наиболее значительная группа которых идентифицировалась как «Бапеди» или «Бапери», что означает «Семья короля». Это племя обосновалось вдоль реки Стилпорт почти два столетия назад, и Меренский нашел название их королевства «Бири» на старинных португальских картах. [12]

Происхождение имени Бапеди неизвестно, но, возможно, оно произошло от имени предка или от земли, на которой они жили. Примечательно то, что племя, основанное Тобелой, и его различные подразделения почитали дикобраза как свой тотем и называли его Бапеди. [12]

Южная Африка в 1885 году.
Женщина-педиолог, кормящая грудью. Альфред Дагган-Кронин. Южная Африка, начало 20 века. Коллекция Wellcome, Лондон

Ранняя история

[ редактировать ]

Считается, что протосото мигрировали на юг из Восточной Африки (вокруг Великих африканских озер ) последовательными волнами, охватывающими пять столетий. [13] Они продвинулись вместе с современной западной Зимбабве , а последняя группа носителей сото, хуруце, поселилась в регионе к западу от Гаутенга примерно в 16 веке. Народ педи произошел от ответвления кгатла, группы носителей языка тсвана . [14] Примерно в 1650 году они поселились в местности к югу от реки Стилпорт . На протяжении нескольких поколений языковая и культурная однородность достигла определенной степени. Лишь во второй половине XVIII века они расширили свое влияние на регион, установив верховенство Педи, взяв под свой контроль более мелкие соседние вождества.

Во время миграций в этой области и вокруг нее группы людей разного происхождения начали концентрироваться вокруг дикгоро, или правящих ядерных групп. Они идентифицировали себя через символическую преданность тотемическим животным, таким как тау (лев), колобе (свинья) и квена (крокодил). У народа педи наблюдается значительное количество койсанской примеси. [15]

Империя Марота/Королевство Педи

[ редактировать ]

Педи Государство при короле Туларе (ок. 1780–1820) [5] состоял из земли, которая простиралась от современного Рустенбурга до низменностей на западе и вплоть до реки Ваал на юге . [16] Власть Педи была подорвана во время Мфекане захватчиками ндвандве с юго-востока. Последовал период беспорядков, после которого государство было вновь стабилизировано при сыне Туларе, Секвати. [17]

Секвати сменил Туларе на посту верховного вождя педи в северном Трансваале ( Лимпопо ) и часто вступал в конфликт с матабеле под властью Мзиликази и подвергался грабежам зулусов и свази . Секвати также участвовал в многочисленных переговорах и борьбе за контроль над землей и рабочей силой с фермерами, говорящими на африкаанс (бурами), которые с тех пор поселились в регионе.

Эти споры по поводу земли возникли после основания Оригстада в 1845 году, но после того, как город был включен в состав Республики Трансвааль в 1857 году и была образована Республика Лиденбург , было достигнуто соглашение о том, что река Стилпорт является границей между Педи и Республикой. .Педи были хорошо оснащены, чтобы защитить себя, однако, как Секвати и его наследник Секухуне I, смогли добыть огнестрельное оружие, в основном за счет трудовых мигрантов, на алмазные месторождения Кимберли и до Порт-Элизабет . Власть верховной власти Педи была также закреплена тем фактом, что главы подчиненных деревень, или кгоро, забирали своих главных жен из правящего дома. Эта система двоюродных браков привела к увековечиванию брачных связей между правящим домом и подчиненными группами и предполагала выплату дому Маротенг завышенного магади, или выкупа за невесту , в основном в виде скота.

Кампании Свази

[ редактировать ]

Кампании против педи относятся к серии военных операций, предпринятых свази в их попытках поработить народ педи. Несмотря на свои настойчивые усилия, силы свази столкнулись с серьезными трудностями при завоевании грозных горных крепостей педи, которые служили надежными опорными пунктами для народа педи. В результате неспособности свази полностью одолеть педи, некоторые беглецы педи успешно собрались, что позволило им продолжить сопротивление силам свази.

Сехуне Войны

[ редактировать ]
Король Сехухуне 1881

Сехухуне I сменил своего отца в 1861 году и отразил нападение на свази . В то время также имели место пограничные споры с Трансваалем , что привело к формированию Бургерсфорта , укомплектованного добровольцами из Лиденбурга . К 1870-м годам педи были одним из трех альтернативных источников региональной власти, наряду со свази и ЗАР ( Zuid-Afrikaansche Republiek ).

Со временем напряженность возросла после того, как Сехухуне отказался платить налоги правительству Трансвааля, и Трансвааль объявил войну в мае 1876 года. Она стала известна как война Сехухуне, в результате которой атака коммандос Трансвааля провалилась. После этого добровольцы, тем не менее, продолжали опустошать земли Сехухуне и провоцировать беспорядки, вплоть до того, что условия мира были выполнены в 1877 году.

Беспорядки продолжались, и это стало оправданием аннексии Трансвааля британцами в апреле 1877 года под предводительством сэра Теофила Шепстона . После аннексии британцы также объявили войну Сехухуне I под командованием сэра Гарнета Уолсли и победили его в 1879 году. Секухуне затем был заключен в тюрьму в Претории , но позже освобожден после первой южноафриканской войны , когда Трансвааль восстановил независимость.

Однако вскоре после освобождения Сехухуне был убит сводным братом Мампуру . [18] а поскольку его наследник погиб на войне, а его внук Сехухуне II был слишком молод, чтобы править, один из его сводных братьев, Кголоко, взял на себя власть в качестве регента.

Апартеид

[ редактировать ]

В 1885 году территория площадью 1000 квадратных километров (390 квадратных миль) была выделена для Педи, известного как Гелук, созданного Комиссией по местному населению Республики Трансвааль. Позже, согласно апартеида , Педи будет назначена родиной Лебовы . политике сегрегации

Культура

[ редактировать ]

Использование тотемов

[ редактировать ]

Как и другие группы сото-тсвана, народ Бапеди использует тотемы для обозначения сестринских кланов и родства. Наиболее широко используемые тотемы в Сепеди:

Английский ноги
Бородавочник Свинья
Лев Да
Крокодил Крокодил
Дикобраз Что-нибудь
Обезьяна Обезьяна
Бак Пхути
Ящер Кгага
Буффало Противный
Слон Слон

Поселения

[ редактировать ]

Во времена, предшествовавшие завоеванию, люди селились на возвышенностях в относительно больших деревнях, разделенных на кгоро (мн. дикгоро, группы, сосредоточенные на кластерах родственных семей). Каждый из них состоял из группы домохозяйств в хижинах, построенных вокруг центральной территории, которая служила местом собраний, коровником, кладбищем и родовым святилищем. Хозяйственные избы располагались по старшинству. У каждой жены полигинного брака была своя круглая соломенная хижина, соединенная с другими хижинами рядом открытых вольеров (лапа), окруженных глинобитными стенами. Мальчиков и девочек постарше размещали соответственно в отдельных хижинах. Стремление жить в более современном стиле, наряду с практичностью, привело к тому, что большинство семей отказались от круглых хижин в пользу прямоугольных домов с плоской жестяной крышей. Процессы принудительного и полудобровольного переселения, а также правительственная схема планирования апартеида, реализуемая во имя «улучшения», привели к тому, что многие новые поселения и окраины многих старых состоят из домов, построенных в виде сетки, в которых проживают отдельные семьи, не связанные с их соседи. [ нужна ссылка ]

Политика

[ редактировать ]

Кгоши - разрозненная группа родственников, в основе которой лежат родственные мужчины, была в такой же степени юридической единицей, как и родственная, поскольку членство определялось признанием власти главы кгоро, а не главным образом происхождением. Королевские или, главным образом, кгорос иногда подвергались быстрому разделению, поскольку сыновья боролись за власть.

Брак был патрилокальным. Многоженство практиковалось преимущественно людьми более высокого, особенно вожди, статуса. Брак был предпочтителен с близким или классификационным двоюродным братом, особенно с дочерью брата матери, но это предпочтение чаще всего реализовывалось в случае правящих или главным образом семей. Практикуемая правящей династией в период ее господства, она представляла собой систему политической интеграции и контроля над переработкой выкупа (dikgomo di boela Shang; возвращение скота невесты). Двоюродный брак означал, что две группы будущих родственников супруги были тесно связаны еще до заключения брака и придерживались идеологии родственных связей, посредством которой магади (выкуп невесты), полученный для замужества дочери, в свою очередь, , чтобы получить невесту для своего брата, и он отплатил своей сестре, предложив дочь замуж за ее сына. Брак между двоюродными братьями и сестрами все еще практикуется, но реже. Полигиния сейчас также редка, многие браки заканчиваются разводом или раздельным проживанием детей, а большое количество молодых женщин остаются одинокими и воспитывают своих детей в небольших (и часто очень бедных) семьях, возглавляемых женщинами. Но появились новые формы домашнего сотрудничества, часто между братьями и сестрами или родственниками, связанными по материнской линии. [ оригинальное исследование? ]

Наследование

[ редактировать ]

Раньше старший сын в полигинной семье унаследовал домашнюю собственность своей матери, включая скот, и должен был выступать в качестве хранителя этого имущества в интересах других детей семьи. С упадком скотоводства и резким увеличением малоземелья оно перешло к системе наследования последних, прежде всего земли.

Инициация

[ редактировать ]

Жизненный цикл обоих полов отличался важными ритуалами. И девочки, и мальчики прошли посвящение . Мальчики (башемане, позже машоборо) проводили свою юность, пася скот на отдаленных заставах в компании сверстников и молодежи старшего возраста. Обрезание и посвящение в кома (школа посвящения), проводимые примерно раз в пять лет, социализировали молодых людей в группы или полки (мефато), носящие имя вождя, члены которых затем сохраняли пожизненную верность друг другу и часто вместе путешествовали в поисках работы. на фермах или в шахтах. Девочки посещали свою кому и были посвящены в свои полки (дитсва-ботуку), обычно на два года позже мальчиков. Посвящение все еще практикуется и приносит значительный доход вождям, которые лицензируют его за плату, а в последние годы и частным предпринимателям, основавшим школы посвящения за пределами юрисдикции вождей. [19]

Музыка и искусство

[ редактировать ]
Традиционные танцоры выступают на свадьбе

Важные ремесла включали кузнечное дело, бисероплетение , гончарное дело , жилищное строительство и покраску, а также обработку дерева (особенно изготовление барабанов).

Искусство педи известно ковкой металла, бисероплетением, гончарным делом, обработкой дерева, изготовлением барабанов, а также росписью. [20]

Традиционная музыка

[ редактировать ]

Музыка педи состоит из одной шестинотной гаммы, которая традиционно исполняется на тростях, но в настоящее время ее чаще играют на варгане или автоарфе. Мигранты, находящиеся под влиянием музыки Кибалы, играют на алюминиевых трубках разной высоты, чтобы воспроизвести вокальные гармонии. В традиционных танцах женщины танцуют на коленях, обычно в сопровождении барабанов, бэк-вокала и солиста. Эти танцы включают энергичное встряхивание верхней части туловища топлесс, в то время как женщины становятся на колени на полу. [20]

Песни также являются частью культуры педи. Во время работы педи дружно пели, чтобы быстрее закончить работу. У них была песня об убийстве льва, чтобы стать человеком; это было немного странно. Акт убийства льва очень необычен и больше не практикуется. На самом деле, это было настолько необычно, что в случае успеха мальчик получал высокий статус и главный приз - женитьбу на дочери вождя. [21] У Бапеди также есть разные типы культурной музыки:

  1. Мпепетлване: играют молодые девушки;
  2. Мматшиди: играют пожилые мужчины и женщины;
  3. Киба/Динака: играют мужчины и мальчики, а теперь к ним присоединились женщины;
  4. Дипела: играют все
  5. Макгакгасу также играют женщины постарше. [22]

Музыка педи (mmino wa setso: традиционная музыка, букв. музыка происхождения) имеет шестинотный лад . То же самое относится и к вариантам Ммино ва Сетсо, практикуемым племенами басото ба Лебоа (северные сото) в округах Козерог, Блоуберг , Ватерберг, а также БаВхенда в округе Вембе. Ммино ва Сетсо (музыка коренных народов Африки) также можно рассматривать как африканское музыковедение - концепцию, которая часто используется, чтобы отличить изучение музыки коренных народов Африки от доминирующей дисциплины этномузыкологии в академических кругах. Этномузыкология имеет сильное влияние в академических кругах на протяжении нескольких десятилетий. Такое присутствие очевидно в этномузыкологических журналах, начиная с 1950-х годов. [23] Этномузыкологов, изучающих музыку коренных народов Африки, критиковали за изучение этого предмета с субъективной западной точки зрения, особенно с учетом доминирования западного музыкального канона в Южной Африке. [24] В Южной Африке такие авторы, как Mapaya [25] указывают на то, что в течение многих лет африканское музыковедение безуспешно изучалось с точки зрения мультикультурализма. Ученые африканского музыковедения, такие как Агаву, [26] Мирно, [27] Нкетия, [28] и Нзеви [29] подчеркните изучение музыки коренных народов Африки с точки зрения и языка ее исполнителей (балетши). Эти ученые выступают за изучение африканского музыковедения под углом, который возвышает практиков, их действия и их взаимодействия.

Категории традиционной музыки

[ редактировать ]

Ммино ва Сетсо в провинции Лимпопо подразделяется на несколько категорий. Категории Ммино ва Сетсо различаются в зависимости от функции, которую они выполняют в обществе.

Рога/Киба
[ редактировать ]

Пиком музыкального самовыражения педи (и северного сото), возможно, является жанр киба, который вышел за рамки своих сельских корней и стал стилем мигрантов. В мужской версии он представляет собой ансамбль музыкантов, каждый из которых играет на алюминиевой трубе разной высоты (нака, мн. Динака) и вместе создает нисходящую мелодию, имитирующую традиционные вокальные песни с богато гармонизированными качествами. Мапайя [30] представляет подробный описательный анализ музыки и танца динака/киба с точки зрения северного сото.

Альтернативы Динаке или Кибе
[ редактировать ]

В женской версии, развитии более ранних женских жанров, которая недавно была включена в определение киба, группа женщин поет песни (коша я дихуру, в свободном переводе: музыка для танца на коленях). Этот перевод уходит корнями в традиционный танец на коленях, который включает в себя непристойные покачивания грудью, сопровождаемые пением. Эти танцы до сих пор очень распространены среди женщин тсвана, сото и нгуни. Этот жанр включает в себя наборы традиционных песен под управлением солиста в сопровождении хора и ансамбля барабанов (меропа), ранее деревянных, но теперь сделанных из масляных бочек и молочных урн. Обычно их поют на вечеринках с выпивкой и/или во время торжеств, таких как свадьбы. [ оригинальное исследование? ]

Детская музыка
[ редактировать ]

Дети занимают особое место в более широкой категории Ммино ва Сетшо. Исследования показывают, что ммино ва бана можно исследовать на предмет ее музыкальных элементов, образовательной ценности и общих социальных функций. [31]

Педи Хартленд

[ редактировать ]

Современный район Педи, Сехухунеленд , расположен между рекой Олифантс (Лепель) и ее притоком, рекой Стилпорт (Тубаце); граничит на востоке с хребтом Дракенсберг и пересекается горами Леоло. Но на пике своего могущества государство Педи при Туларе (около 1780–1820 гг.) включало территорию, простирающуюся от территории современного Рустенбурга на западе до Ловельда на востоке и простирающуюся на юг до реки Ваал. . Надежные историки и источники также считают королевство Педи первой и доминирующей монархией, установленной в регионе. Королевство, одержавшее многочисленные победы над бурами и британскими армиями, было одним из самых сильных и крупнейших в Южной Африке в середине-конце 1800-х годов при короле-воине Сехухуне I, чье королевство простиралось от реки Ваал на юге до Река Лимпопо на севере. [32]

Апартеид

[ редактировать ]

Территория, находившаяся под контролем Педи, была сильно ограничена, когда государство потерпело поражение от британских войск в 1879 году. Для этой и для других северных сото групп Комиссия по вопросам коренных народов Республики Трансвааль создала резервы . В течение следующих ста лет или около того эти резервы по-разному объединялись и разделялись чередой правительственных планировщиков. К 1972 году это планирование завершилось созданием якобы независимой национальной единицы или родины под названием Лебова . С точки зрения планов правительства по размещению этнических групп, отделенных друг от друга, он был задуман как место проживания для всех говорящих на севере сото . Но многие педи никогда здесь не проживали: после поражения государства они были вовлечены в ряд соглашений об отработке или издольщине с белыми фермерами, жили в качестве арендаторов на королевских землях, покупали фермы совместно в качестве свободных землевладельцев или переезжали жить в поселки, прилегающие к Претории и Йоханнесбургу, на постоянной или полупостоянной основе. Однако в целом население г. Родина Лебова быстро увеличивалась после середины 1950-х годов из-за принудительного переселения из сельских районов и городов Южной Африки, предпринятого планировщиками апартеида, а также добровольных переселений, посредством которых бывшие арендаторы-работники стремились к независимости от ограничительных и лишенных условий, в которых они жили. жили на белых фермах. [ оригинальное исследование? ]

Проживание и экономика

[ редактировать ]
Перевыпас заповедника Бапеди под Питерсбургом, Дракенсберг

Экономика до завоевания сочетала скотоводство с мотыгой. Основными сельскохозяйственными культурами были сорго, тыквы и бобовые, которые женщины выращивали на полях, доставшихся им после замужества. Женщины мотыгали и пропалывали, занимались гончарным делом, строили и украшали глиной хижины; шил циновки и корзины для сна, молотил зерно, варил, варил, собирал воду и дрова. Мужчины немного работали в полях в часы пик; они охотились и пасли скот; они работали по дереву, заготавливали шкуры, были слесарями и кузнецами. Большинство основных задач выполнялось совместно мацема (рабочими группами). [ оригинальное исследование? ]

От вождя требовалось вызвать дождь для своих подданных. Внедрение гужевого плуга и кукурузы позже значительно изменило разделение труда, особенно в сочетании с последствиями трудовой миграции. Уход мужчин из дома на работу за заработную плату первоначально осуществлялся полковыми группами молодежи для удовлетворения требований верховного командования по огневой мощи, но позже становился все более необходимым для отдельных домохозяйств, поскольку рост населения в заповеднике и деградация земель сделали невозможным существование только за счет обработки земли. Несмотря на все более продолжительное отсутствие, мужчины-мигранты, тем не менее, продолжали заботиться о своих полях; вспашку теперь приходилось производить во время отпусков или поручать профессиональным пахарям или владельцам тракторов. Женщинам оставалось управлять и выполнять все другие сельскохозяйственные работы. Мужчины, хотя и подвергались повышенному контролю в своей жизни в качестве наемных рабочих, яростно сопротивлялись всем прямым попыткам вмешательства в сферы животноводства и сельского хозяйства. Их сопротивление переросло в открытое восстание, которое в конечном итоге было подавлено в 1950-х годах. В последующие десятилетия некоторые семьи продолжали заниматься земледелием и держать запасы.

В начале 1960-х годов около 48% мужского населения в любой момент времени отсутствовали в качестве наемных работников. Между 1930-ми и 1960-ми годами большинство мужчин педи какое-то время работали на близлежащих белых фермах, после чего переходили на работу в шахты или в качестве домашней прислуги, а позже, особенно в более поздние времена, на фабрики или в промышленность. Занятость женщин по найму началась совсем недавно и является более редкой и спорадической. Некоторые женщины кратковременно работают на фермах; другие с 1960-х годов начали работать домашней прислугой в городах Витватерсранда. Но в последние годы наблюдается рост уровня образования и ожиданий в сочетании с резким падением уровня занятости.

Землевладение

[ редактировать ]

Доколониальная система общинного или племенного владения, которая во многом была похожа на ту, которая практиковалась во всем южноафриканском регионе, была кристаллизована, но слегка изменена колониальной администрацией. Вождь даровал мужчине землю каждой из своих жен; неиспользованная земля перераспределялась вождем, а не передавалась по наследству внутри семей. Перенаселение, возникшее в результате политики правительства по переселению, привело к изменению этой системы; поля домохозяйства вместе с жилым участком теперь передаются по наследству, в идеале младшему женатому сыну. Общины христиан-педи, владевшие фермами в собственность, были вывезены в резерв без компенсации, но с 1994 года многие из них вновь оккупировали свои земли или готовятся сделать это в соответствии с законодательством о реституции.

Предки рассматриваются как посредники между людьми и Создателем или Богом (Модимо/Ммопи), и с ними общаются, призывая их, используя процесс сжигания благовоний, делая подношения и разговаривая с ними (го фаза). При необходимости можно принести в жертву животных или подарить пиво детям как со стороны матери, так и со стороны отца. Ключевой фигурой в семейном ритуале была кгади (обычно старшая сестра отца). [11] Положение нгака (прорицателя) раньше передавалось по отцовской линии, но теперь обычно наследуется женщиной от деда или прадеда по отцовской линии. Это часто проявляется через болезни и жестокую одержимость духами (малопо). [11] тела, единственное лекарство от которого – это стать прорицателем. В последнее время наблюдается рост числа прорицателей, многие из которых, как говорят, руководствуются главным образом стремлением к материальной выгоде. [33]

Правители

[ редактировать ]
Имя Примечания
Тулар I Туларе объединил многие более мелкие племена сото-тсвана и основал Империю Марота во главе с Бапеди. умер в 1824 году, в день солнечного затмения, и это первая точная дата, которую мы можем установить в истории Бапеди.
Молекула I После смерти Туларе I его старший сын Молекуту I взошел на трон, но был убит два года спустя с прибытием Мзиликази к северу от Ваала.
Петеди I Молекуту I наследовал его брат. Петеди, но Петеди правил менее года, прежде чем его постигла та же участь, что и его старшего брата Молекуту под копьем импи Мзиликази .
Отряд I Секвати был младшим сыном Туларе. I отразил атаки Мзиликази и Мтвакази, удерживая позиции в лесах к северу от Магобасклуфа. Спустя долгое время после поражения Мзиликази при Силкаатснеке Секвати I вернулся в земли Мароты и взошел на трон как Кгошиголо. Секвати умер в 1861 году.
Sekhukhune I После смерти Секвати Секукуне вызвал своего брата Мампуру II на битву в споре о престолонаследии. Говорят, что Мампуру II отказался, и Сехухуне стал Кгоши. Сехухуне расширил как богатство, так и военную мощь империи Марота, и когда разразилась война между ЗАР и Маротой, Сехухуне одержал победу. После очередной войны с британскими войсками Сехухуне был схвачен и удержан в Претории. Позже Секукуне был убит своим братом Мампуру II.
Мампуру II Существует много споров по поводу спора о престолонаследии Секухуне и Мампуру II. Что известно, так это то, что с помощью британских войск Мампуру удалось свергнуть Сехукуне и лично убить его в 1882 году. Сам Мампуру правил в изгнании около года, прежде чем был казнен правительством ЗАР за убийство своего брата.
Регент (регент) После смерти сына Секухуне Морвамоче II было решено, что Кголоко, сын Секвати и сводный брат Секухуне I и Мампуру II, будет править в качестве регента до тех пор, пока внук Секухуне и сын Морвамоче II не станут достаточно взрослыми, чтобы править.
Сехухуне II Сехухуне II был внуком Сехухуне I и сыном Морвамоче II и стал преемником своего дяди Кголоко, как только тот стал достаточно взрослым. Сехухуне II воспользовался условиями военного времени во время англо-бурской войны, чтобы изменить модель колониальных отношений, навязанных их со стороны ЗАР, чтобы попытаться восстановить господство мароты в восточном Трансваале и договориться о выгодных условиях с оккупационными британскими вооруженными силами после того, как ЗАР будет разгромлен.
Тулар II Тулар II был сыном Сехухуне II.
Морвамоче III После смерти своего старшего брата Морвамоче III занимал трон до своей смерти.
Манкоподи (регент) Когда Морвамоче III умер, его наследница Райана Тулар была слишком молода, чтобы править, и поэтому жена Морвамоче III и мать Райаны правили как регент.
Райан Тулар - Лучшее из Райан Тулар III Якобы отказался взойти на престол без благословения матери. Однако Райан не отказался от своих претензий на власть. Райан подтвердил свои претензии на трон в 1989 году. Райан Тулар умер в 2007 году.
Кеннет Сехухун ( регент) Кгагуди Кеннет Секухуне был сыном Морвамоче III и был назначен «исполняющим обязанности короля» в 1976 году до тех пор, пока не были устранены сложности, связанные с преемственностью Райан Тулар. Однако, когда Райан Тулар умерла, Кгагуди Кеннет Сехухуне попытался утвердиться в качестве законного Кгошикголо (короля) Бапеди.
Виктор Тулар III в роли Тулара III Тулар III был сыном Райаны Тулар и оспаривал королевскую власть с исполняющим обязанности короля, своим дядей Секухуне III. Решение суда в 2018 году признало Туларе III действующим президентом, но это все еще оспаривалось его дядей, который объявил своего сына Секвати II Хуцо Сехухуне новым королем. Туларе III был утвержден королем в июле 2020 года после того, как суд признал правление Секвати II незаконным и приказал ему освободить трон. Тулар III умер 6 января 2021 года. [34]
Маньяку Туларе (регент) После смерти сына королева-мать Маньяку Туларе была объявлена ​​регентом народа Бапеди. [35] Рамфелан Тулар, дядя покойного короля Виктора Тулара III, объявил, что ни один из пяти детей покойного короля не имеет права взойти на трон, поскольку их матери не являются «женами-свечами». [36] Нация Бапеди намерена жениться на «жене-свече» в Лесото, которая родит наследника престола согласно желанию покойного короля. Поэтому королева-мать Маньяка Туларе будет исполнять обязанности регента до тех пор, пока жена-свеча не выйдет замуж. [37]


Известный Педи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Педи, Северный Сото» . joshuaproject.net . Проверено 15 марта 2018 г.
  2. ^ «Сото | Южная Африка, Лесото, Язык | Британика» . www.britanica.com . Проверено 22 августа 2023 г.
  3. ^ «бесплатный онлайн-курс» . www.unisa.ac.za . Проверено 22 августа 2023 г.
  4. ^ Жубер, Аннеки; Гроблер, Джерри; Кош, Инге; Криэль, Лизе (1 января 2015 г.), «Статья 21 (1957). Обычаи и традиции сото в Северном Трансваале» , Этнография с миссионерского поля , Брилл, стр. 107-1 стр. 898–939, ISBN.  978-90-04-29772-2 , получено 3 августа 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б «История Педи» . Southafrica.co.za . Проверено 3 августа 2023 г.
  6. ^ Аллен, Гарольд Б.; Линн, Майкл Д., ред. (1 января 1986 г.), «Введение в теорию диалекта» , «Диалект и языковое разнообразие» , Бостон: Academic Press: 3–4, doi : 10.1016/b978-0-12-051130-3.50005-7 , ISBN  978-0-12-051130-3 , получено 14 февраля 2021 г.
  7. ^ «Конституция Южно-Африканской Республики 1996 г. - Глава 1: Основополагающие положения | Правительство Южной Африки» . www.gov.za. ​Проверено 20 июля 2023 г.
  8. ^ «Культура – ​​правительство провинции Лимпопо» . www.limpopo.gov.za . Проверено 23 июля 2023 г.
  9. ^ «Педи – африканское племя – Южная Африка…» www.krugerpark.co.za . Проверено 23 июля 2023 г.
  10. ^ «История, традиции, культура и еда Бапеди (ЗА)» . www.southafrica.net . Проверено 23 июля 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «История, традиции, культура и еда Бапеди (BW)» . www.southafrica.net . Проверено 3 августа 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Южноафриканское военно-историческое общество - Журнал - ВОЙНЫ СЕКУКУНИ» . samilitaryhistory.org . Проверено 23 июля 2023 г.
  13. ^ «Педи – африканское племя – Южная Африка…» www.krugerpark.co.za . Проверено 31 августа 2023 г.
  14. ^ Хаффман, Томас Н. (1 января 2020 г.). «Керамика и история: керамика сото-тсвана на юге Африки» . Южноафриканские гуманитарные науки . 33 (1): 169–224.
  15. ^ Сенгупта, Дхрити; Чоудхури, Ананьо; Фортес-Лима, Сезар; Арон, Шон; Уайтлоу, Гэвин; Бостон, Коэн; Ганнинк, Хильда; Шусу-Полидури, Наталья; Делиус, Питер; Толлман, Стивен; Гомес-Оливе, Ф. Ксавье; Норрис, Шейн; Машиня, Фелистас; Альбертс, Марианна; Хейзелхерст, Скотт (7 апреля 2021 г.). «Генетическая подструктура и сложная демографическая история южноафриканских носителей банту» . Природные коммуникации . 12 (1): 2080. doi : 10.1038/s41467-021-22207-y . hdl : 1854/LU-8703344 . ISSN   2041-1723 .
  16. ^ «Королевская битва вырисовывается, поскольку Бапеди снова предстанет перед судом» . Почта и Гардиан . 5 октября 2018 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
  17. ^ «История Педи» . Southafrica.co.za . Проверено 9 июля 2020 г.
  18. ^ «Долгий марш к свободе» . www.longmarchtofreedom.co.za . Проверено 23 июля 2023 г.
  19. ^ Робертс и Винтер 1916 .
  20. ^ Jump up to: а б «Люди БаПеди» .
  21. ^ «Педи — африканское племя — Южная Африка» .
  22. ^ «История, традиции, культура и еда Бапеди (ЗА)» .
  23. ^ «Этномузыкология на JSTOR» . jstor.org . Проверено 8 марта 2021 г.
  24. ^ Хароп-Аллин, Сьюзен (2005). «Этномузыкология и музыкальное образование: развитие диалога» . Исследовательский гейт . Проверено 14 февраля 2021 г.
  25. ^ Мапайя, Джефф (2011). «Процесс обучения музыке коренных народов». Южноафриканский журнал фольклорных исследований . 21 : 65–76.
  26. ^ Агаву, Кофи (1 июля 2008 г.). «Меки Нзеви и дискурс африканского музыкознания: признательность к 70-летию» . Журнал музыкального искусства в Африке . 5 (1): 1–18. дои : 10.2989/JMAA.2008.5.1.1.784 . ISSN   1812-1004 . S2CID   145596657 .
  27. ^ Мапайя, Мадимабе Джефф (3 сентября 2014 г.). «Изучение музыки коренных народов Африки и уроки философии обычного языка 1» . Средиземноморский журнал социальных наук . 5 (20): 2007. ISSN   2039-2117 .
  28. ^ Нкетия, Квабена Дж. Х. (1974). Музыка Африки . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN  9780393021776 .
  29. ^ Нзеви, Меки (1974). «Мелоритмическая сущность и горячий ритм в нигерийской народной музыке» . Черная перспектива в музыке . 2 (1): 23–28. дои : 10.2307/1214145 . ISSN   0090-7790 . JSTOR   1214145 .
  30. ^ Мапайя, Мадимабе Джефф (3 сентября 2014 г.). «Музыка коренных народов Африки: описательный анализ Ммино ва Сетсо с точки зрения северных сото» . Средиземноморский журнал социальных наук . 5 (20): 2211. ISSN   2039-2117 .
  31. ^ Мокгеле, Мороколо (2018). Ммино ва Бана: африканское музыковедческое исследование музыкальных практик сообщества Молетджи. [Кандидатская диссертация] (Диссертация). Венда: Университет Венды.
  32. ^ «История Педи» . Southafrica.co.za . Проверено 22 августа 2023 г.
  33. ^ «Педи | История Южной Африки в Интернете» .
  34. ^ Коко, Хая (11 января 2021 г.). «Призывает к спокойствию в отношении капризного правления БаПеди» . Почта и Хранитель . Проверено 12 января 2021 г.
  35. ^ «Королева-мать Маньяку Туларе назначена регентом народа Бапеди» . 21 марта 2021 г.
  36. ^ «Королевство Бапеди объявляет о назначении королевы в ожидании «жены-свечи» » .
  37. ^ «Расколы в народе Бапеди по поводу назначения королевы-матери регентом» . МСН .
  38. ^ «Профиль: Кгалема Мотланте из Южной Африки» . Новости Би-би-си . 13 декабря 2012 года . Проверено 22 августа 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эмис, К; Мюррей, Нидерланды; Скотт, Дж. Г.; Уоррен, RS (1953). «Трахома у южноафриканских банту; исследование в Секукуниленде». Международный обзор трахомы . 30 (3): 405–10. ПМИД   13135066 .
  • Лонгмор, Л. (1952). «Обычаи смерти и погребения бапеди Секукуниленда». Африканские исследования . 11 (2): 83–84. дои : 10.1080/00020185208706871 . ISSN   0002-0184 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca4f6320d6a70b571b01ab9638af89a7__1722199380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/a7/ca4f6320d6a70b571b01ab9638af89a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pedi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)