Jump to content

Слушайте люди

Слушайте люди
Бэтлок
Общая численность населения
670,000
Языки
Урегулировать тоже
Религия
Христианство , африканская традиционная религия
Родственные этнические группы
Народ лобеду , народ сото , народ тсвана , народ пулана , народ лози , народ пулана , народ кгалагади , народ педи и другие народы сото-тсвана
Не волнуйся
Человек Окончательно
Люди Бэтлок
Язык Урегулировать тоже
Страна Ботлоква

Термин Батлоква (также Батлокоа или Бадогва ) относится к нескольким общинам Кгатла, проживающим в Лесото и Южной Африке.

В его состав входят последователи царей Тлоква и члены кланов, идентифицируемых как Тлоква, или люди, считающие себя выходцами из Тлоквы. Большинство кланов батлоква ведут свою королевскую родословную от Кгвади, сына короля Табане, который был отцом и основателем нации батлоква. Тлоква считают кота-тлокве своим первоначальным тотемом, который с тех пор вымер из-за чрезмерной охоты за его мехом, который использовали вожди кланов.

Классификация

[ редактировать ]

Королевство Батлоква является частью более крупной группы народа бакгатла , которая является одним из подразделений банту-говорящего народа тсвана . Эти различные группы часто для удобства классифицируются как «сото-тсвана». Это связано с тем, что с самого раннего этапа своей истории они разделяли ряд языковых и культурных особенностей, которые отличали их от других говорящих на банту юга Африки. Наиболее заметными были взаимопонятные диалекты. Другие особенности включали тотемизм , предпочтительный брак двоюродных братьев по материнской линии, за исключением Батлоквы, которые предпочитали жениться на своих двоюродных братьях по отцовской линии, а также архитектурный стиль, характеризующийся круглой хижиной с конической соломенной крышей, поддерживаемой снаружи деревянными колоннами. Другие общие черты включали стиль кожаных плащей, называемый мекгатлха , плотные и тесные деревенские поселения, более крупные, чем у народов нгуни , и традицию строительства из камня в менее травянистых или лесистых регионах.

История народов басуто и батсвана — это история постоянных разногласий и расколов, когда споры, иногда по поводу господства королевской власти, приводили к тому, что часть клана отделилась от основного клана под руководством недовольного родственника короля и поселилась в другом месте. Часто в качестве названия нового племени принималось имя человека, возглавлявшего отколовшуюся группу.

Традиции народа Батсвана указывают на его северное происхождение и указывают на то, что их движение на юг было частью великих миграций банту-говорящих народов железного века. Обычно теория утверждает, что сото-тсвана отделились от других бантуязычных народов в районе Великих озер Восточной Африки и продвинулись вниз по западной части современного Зимбабве .

Некоторые ученые предостерегают от такой классификации этнических групп, поскольку африканцы не являются однородными народами. Пол Мэйлам подчеркнул, что существует общая тенденция к тому, что критерии, используемые для обозначения африканских групп, «перекрываются в разных обществах, так что становится практически невозможным использовать все основные критерии одновременно для определения почти различных, автономных образований». ." [ 1 ]

После смерти Масило произошел кризис руководства, который привел к образованию кланов Хурутше и Квена. Батлоква заявляют о своем происхождении от клана Хурутше и прослеживают свое раннее происхождение от Мокгатлы, основателя БаКгатлы и Табане. [ 2 ]

Табане — отец Матлайсане, Диале, Кгеци , Кгвади (Мотлоква), Мациболо и Мосии. Каждый из них отделился и образовал Бапеди , Мапхутинг Басию , и Маголокве соответственно . Кгвади, Монтведи , сын Мотоноси, родил Мокотджо. Вождь Мокотджо умер в раннем возрасте, поэтому его мать, Мантатиси , была регентшей во время его несовершеннолетия.

Главный Цотеци

[ редактировать ]

(около 1735 г.) был верховным королем Цотеци Мокгалонг Батлоква, старшей ветви Батлока. Он принял бразды правления после смерти своего отца, короля Себолоки, сына Мокгало, и он также, как и большинство предыдущих вождей, умер в раннем возрасте, однако к тому времени он уже родил 6 сыновей от своей королевы Мамохлахлве. , а именно Лидер (Разум) Цибела , Английский , Отношения , Сетхати и Тайский , На момент его смерти его преемник Мохлахлве был еще несовершеннолетним, и Батлоква пришли к соглашению, что королева Мамоллаве станет регентом при его Лебаке. сыне Таким образом, это сделало ее первой королевой, выступившей в качестве регента в стране Батлоква. Покойной королеве Мамолахлве очень помогли братья и сестры ее покойного мужа, а именно Кганье, сын Текисо, и Мотоноси, сын Макоро. Эти вожди очень хорошо помогали вождям Батлоквы, пока королева Мамолахлве не уступила место своему сыну Лебаке, который затем стал верховным королем Батлоквы.

Королева Мокотджо, жена короля Мокотджо

[ редактировать ]

Кгосихади Мантатиси (ок. 1781–1836) была одной из самых известных и вызывающих наибольший страх женщин-военных и политических лидеров начала 19 века. В годы войн, миграций и формирования государства, часто называемых мфекане или дифакане, народ тлоква впервые был известен на английском языке как ламантины, по имени Мантатиси, в литературе об исследованиях, миссиях и империи. [ 3 ]

Кгосихади Мантатиси, дочь вождя Мотабы народа басия, родственного народа Батлоква, расположенного в районе, который позже стал районом Гаррисмит (Таба Нтшу) провинции Свободное государство Южной Африки, как сообщается, была высокой привлекательной женщиной. Она вышла замуж за Мокотджо, вождя соседней Батлоквы, в типичном династическом союзе и, как говорят, родила ему четырех сыновей. Мокотджо умер, когда наследник Секоньелы был еще слишком молод, чтобы принять на себя власть вождя, поэтому Мантатиси стал регентом Секоньелы.

После смерти Мокотджо Батлоква ба Мокотленг столкнулся с военными посягательствами со стороны народа амаХлуби , бежавшего из своих домов в соседнем Натале. Став беженцами, Мантатиси, которая тогда была регентом своего сына Секоньелы, повелела тлоква в долину Каледон , изгнав другие общины сото, жившие там. Ее войска захватили урожай и скот у людей, на которых они напали, оставив после себя след разрушений и опустошений.

Ее господство военных завоеваний простиралось до центральной современной Ботсваны. На пике ее военной и политической мощи ее армия насчитывала сорок тысяч бойцов. Однако в конце концов она потерпела серию поражений, начавшуюся в Бечуаналенде в январе 1823 года. Питер Беккер описывает события в этот период, заявив, что:

«Тем временем Ммантатиси приближался с сорока тысячами мужчин, женщин и детей. Это был январь 1823 года, время года, когда созревал урожай и еды обычно было в изобилии. Но люди диких кошек были вынуждены жить экономно, поскольку настолько велика была хаос, вызванный дифакане/дифетлване в целом и разграблением Ммантатиси, Мпангазиты и Мативане в частности, за весь этот период племена исчезли из своих поселений еще до того, как они вспахали поля перед посадкой. Действительно, Центральное плато кишело голодными отставшими и небольшими отрядами бандитов, кроме корней, луковиц и ягод, еды было мало. в вельде, конечно, недостаточно, чтобы прокормить такую ​​большую орду, как орда Ммантатиси». [ 4 ]

Тем не менее, самый преуспевающий из вождей Ботсваны, Макаба из Бангвакетси , принял твёрдое решение не сдаваться Ммантатиси без борьбы. Беккер подробно описал это:

«Тем временем старый вождь решил не сдаваться Ммантатиси без боя. Он созвал всех доступных воинов, разместил гарнизоны на каждом перевале, ведущем к его столице, и с коварством, которым он был знаменит, приготовил ловушки, в которые планировал завести его агрессоры. [ 5 ]

«После своего бегства из округа Гаррисмит (Таба Нтшу) Ммантатиси удалось отбросить все сопротивление на территориях, которые она пересекала, но теперь, в душном бушвельде Ботсваны, ей предстояло столкнуться лицом к лицу с врагом, боевые силы которого были Авангард армии Ммантатиси двинулся в засаду, и к тому же был лучше накормлен, чем народ диких кошек. скрыли ловушки и встретили свою смерть под залпами колючих копий. Началась битва, в ходе которой были убиты сотни захватчиков, прежде чем ситуация смогла перерасти в бегство, Ммантатиси внезапно вывела свои армии из боя и отступила со своими ордами на восток. Таким образом, Макаба стал первым вождем «сото», который дал отпор грозной армии БаТлоквы (Дикой кошки), и по сей день о нем говорят как о Военачальнике. «Человек завоевания».

Из-за дурной славы Мантатиси все сото-тсванские налетчики стали известны англичанам как «бу-Ммантатиси», или «Орда мантати». Известная также как «Разрушительница народов», ей помешали войти в Капскую колонию только британские войска возле Аливал-Норт . В конце концов Мантатиси поселила свой народ в горах Марабенг.

После того, как сын Ммантатиси, Секоньела, достиг зрелости, он взял под свой контроль социальные и военные структуры батлоквы.

Король Секоньела

[ редактировать ]

Кгоси Секоньела родился в 1804 году недалеко от Гаррисмита, рядом с рекой Вилге . Его мать отослала его из Тлоквы, чтобы защитить от политических соперников. [ 6 ] Он воссоединился с Тлоква в 1824 году, после того как его мать возглавляла Батлоква во время первых войн Дифакане и Дифетлване. В условиях социального и политического хаоса, охватившего нынешнее Свободное государство и регионы Лесото , Секоньела продолжал превращать Тлокву в крупную военную державу. Когда в начале 1830-х годов закончилась худшая фаза войн, он поселился в естественно укрепленных горах возле реки Каледон.

Главным соперником Кгоси Секоньелы за контроль над северным Лесото был Мошошу , основатель королевства Басото. В течение двадцати лет два соперника совершали набеги друг на друга и боролись за сторонников среди многочисленных групп беженцев в регионе. Мошошу – гораздо лучший дипломат – постепенно обогнал Секоньелу по числу сторонников. В ноябре 1853 года Мошошу атаковал и разбил Батлоква ба Мокотленг, от которого Секоньела бежал в Винбург в поисках убежища. [ 7 ] После этого поражения люди под командованием Секоньелы распались, некоторые бежали в Лесото, где они были поглощены государством Мошошу, другие - в Восточный Кейп , а часть подстанции бежала на север, чтобы создать Цване регион в Гаутенге .

Позже Секоньела получил землю в районе Гершель Восточно-Капской провинции, где и умер в 1856 году.

Падение Кгоси Секоньелы обычно связывают с его личными недостатками. Его любовь к войне оттолкнула его соседей, а его грубое обращение оттолкнуло его собственный народ. С другой стороны, приход к власти Мошошу объяснялся его миролюбием и доброжелательностью.

География

[ редактировать ]

Кланы Батлоква проживают в Ботсване, Лесото и Южной Африке; неизвестно, сколько там батлоква, поскольку перепись населения не проводилась.

Мы признаем покойного короля Лесалу последним верховным королем, возглавлявшим Батлокоа Ба Мокгалонг, который впоследствии был убит британской колонией за его 9000 голов скота и за ведение переговоров о соглашении о разделе его земли.

В Южной Африке батлоква встречаются в значительных количествах в шести провинциях, а именно Северо-Западе , Гаутенге, Лимпопо и Свободном государстве, Квазулу-Натале и Восточно-Капской провинции.

На северо-западе батлоква поселились в регионе под названием Тлёкве недалеко от Почефструма . Батлоква также расположен в деревне Молатеди, деревне Летлхакенг-Монтасана, деревне Тлоквенг . Они входят в группу языков сото-тсвана . Они прибыли в этот район в 1820-х годах и не являются частью Батлоквы. Батлоква также разбросана по всей Северо-Западной провинции.

Они обитают в провинции Лимпопо Бо Тлоква, к северу от Полокване . Батлоква являются частью языковой группы Северо-Сото. Они прибыли в этот регион после отделения от батлоква, бежавшего в регион Цване после поражения Секоньелы от Мошошу. Основным кланом Тлоква в этом районе являются Ба Тлоква Ба Га Мачака и Рамокгопа. Эти двое разошлись из-за ссоры из-за вождя, и Рамокгопа в конечном итоге проживал в восточных регионах, называемых Мокомене, в Лимпопо. Другая группировка под командованием Кгоси Мантхаты переехала в Моходи рядом с Сенвабарваной в 1977 году, также в результате ссор вождя с Батлоква ба Мфакане при короле Мачаке.

В этих областях родились такие важные люди, как:

  • Коллинз Рамузи
  • Вера Мокоена
  • Давно Раофала
  • Хью Масекела
  • Гвен Рамокгопа
  • Кгосиеншо Рамокгопа
  • Матоме Закеа Сейма, писатель, издатель и юрист
  • Кгаламади Рамуси
  • Бэбси Селела
  • Мамфела Рамфеле , «Нет места лучше дома», Каиф Семеня
  • Судья Бесс Моцаци-Нкабинде (судья Конституционного суда ЮАР в отставке)
  • Маропене Рамокгопа

В языковой группе сесото батлоква в основном проживают в регионе Восточного Свободного государства, который является их территорией юрисдикции, с семью отдельными ветвями батлоква в этом районе, а именно:

  • Ценности движения (Цотеци)
  • Избранный Моты
  • Лоялисты Моракаду
  • Известняки
  • Ценности Насаце Патсо
  • Лехана Возлюбленная
  • Последователи Масене

Вышеупомянутые ветви Батлоквы по-прежнему имеют схожие культурные и языковые элементы в своих областях. Батлоква ба Мокгалонг, также известный как Батлоква ба Цотеци, ведет свое происхождение от Модунгване, который был широко известен как Молефе, который является отцом всех ветвей Батлоквы. Батлоква ба Мокгалонг признаны Домом традиционных лидеров Свободного государства и до сих пор борются за возвращение своей земли, которая была украдена колонизаторами в соответствии с тогдашним Законом об администрации чернокожих и должна быть возвращена в 1991 году с признанием верховного вождя Лебаки Дэвида. Цотеци. После смерти вождя Лебаки его сын Нкгале Берт Цотеци взял на себя управление и загадочным образом стал признан старшим традиционным лидером вместо своего первоначального статуса верховного вождя, что, казалось, было политическим прикрытием старшей палаты Лебаки. Нация батлоква.

В Квазулу-Натале батлоква находятся в муниципалитете Нкуту в месте под названием Масесенг, Мокгалонг; который назван в честь вождя Лесесы, который поселился здесь в конце 1800-х годов после того, как британцы запросили помощь в виде воинов у короля Летеки из Батлоква ба Мокгалонг. Летека в ответ послал через своего младшего брата, принца Лесесу, со своими воинами, которые присоединились к Батлоква ба Мота, уже обосновавшемуся в районе Нкуту с Хлуби, и вместе им удалось выиграть битву и впоследствии захватить Кетшвайо короля зулусов . . В свою очередь, британцы подписали договор с Батлоквой о проживании в этом районе, однако, поскольку по обычаю правил старший дом, Лесеса должен был быть лидером Батлоквы в этом районе, однако он заключил соглашение с Мотой, чтобы пусть он правит, поскольку они уже были там до него и его народа. Лесеса также сыграл ключевую роль в борьбе за возвращение земель у колонизаторов, и в 1905 году к нему присоединился Иосия Чангана Гумеде. (ок. 1867–1946) и король Молой из племени макголокве, который отправился в Англию, чтобы передать петицию британскому правительству, чтобы попытаться вернуть землю, отнятую у них перед англо-бурской войной. .

В Восточно-Капской провинции Батлоква обитает в районе Гершеля и горы Флетчер под руководством вождя Какуди и Леханы соответственно.

В Лесото батлоква — один из трех основных кланов сото-тсвана, говорящих на сесото. Их нынешний лидер - Кгоси Нтьакето Секоньела из Тлокоенг Мохотлонг района .

Ботсвана

[ редактировать ]

году, поселившись в Мошваненге на Нотване . Батлоква прибыли в Ботсвану в реке 1887 Землю, на которой они поселились, им подарил Кгоси Сечеле . Столица Ботсваны Габороне названа в честь короля Габороне. [ 8 ]

Батлока в Ботсване отличаются от других кланов тлоква тем, что их тотемом является тхакаду (муравей-медведь). Этот тотем был выбран после того, как батлоква оказались в пустыне и почувствовали жажду и голод. Они нашли улов дневной воды из множества ям, вырытых Тхакаду , который с тех пор стал тотемом. Тогда Батлоква начал пить из таких нор, и с тех пор они решили, что никто не должен причинять вред муравьеду и его нужно защищать любой ценой.

В это время в пустыне Ммакгоси ждала ребенка и, выпив воды из одной из ям землянки, родила сына, которого назвали Маракаду. Она сказала, что Маракаду был назван в честь такаду - спасителя, добавив, что с тех пор Батлоква согласился сменить свой тотем с нкве на такаду , и именно так они стали дитакаду, какими они известны сегодня. Затем Маракаду родил сына по имени Мосима - яму, вырытую Тхакаду , из которой они черпали воду. Затем у Мосимы родился сын по имени Мотлхабане, который родил Мокгву — куст саванны, под которым Ммакгоси родила. Затем Мокгва породил Таукобонга. Название было выбрано потому, что одеял не было, и чтобы согреться, они предпочитали шкуры животных. По словам Кгосинтвы, у Таукобонга было трое сыновей от разных жен: Макаба, Молефе и Чекисо. Он сказал, что это было время, когда Батлоква находились в Итлхоланоге — змеином глазу, недалеко от Рюстенбурга . Хотя Макаба умер без детей, однако он помолвлен с женщиной по имени Нкае, и для продолжения роста королевского рода Молефе от второй жены был призван отцом детей для Нкаэ. Затем Молефе родила в доме Макабы троих сыновей, а именно Богацу, Фири и Семеле. Традиционно дети были не его, а его старших братьев Макабы. Молефе стал главой-регентом, потому что Таукобонг умер, когда они были еще молоды. Однако, когда они повзрослели, Фири предложил своему брату Богацу перенять пост вождя у Молефе, это вызвало вражду между ними, поскольку Фири постоянно замышлял убить Молефе. Он рассказал, что почувствовав опасность, Богацу тогда поручил Молефе выбрать двух своих любимых подопечных и убежал. По его словам, в своем решении убить Молефе Фири преследовал и напал на Молефе, но именно Фири был побежден и убит. Молефе не вернулся в Итлхоланогу, но продолжал путешествие, пока не прибыл в Ботсвану, где они попросили землю для поселения у Кгоси Сечеле из Баквены.

Культура

[ редактировать ]

Батлоква разделяют те же обычаи и традиции, что и другие кланы сото-тсвана. В зависимости от региона, в котором они живут, они обычно говорят на одном из трех языков: сетсвана, сесото или северный сото , но в основном говорят на сесото. Сесото, Северный Сото и Сетсвана в значительной степени взаимно понятны. Как и большинство африканцев, батлоква адаптируются к быстро урбанизирующемуся населению и культуре. В сельской местности традиционная культура остается важной силой в повседневной жизни. Обычное право по-прежнему играет жизненно важную роль, а также их уникальная культура заключения браков с двоюродными братьями по отцовской линии. В городских районах каждого региона, которые являются космополитическими, многорасовыми и многокультурными, преобладают западные культурные нормы.

Поэма Балоквы (Поэма Батлоквы)

[ редактировать ]

Они - тьма, которую можно купить за корову

Корова Мафета съела человека

Дети дыры

Разве это не Мманакана-ди-ганонг?

Твои братья убили повара

Моапилвана, продажа и лела

Он собирается в Нквеньяна-а-Нкве?

Нам пора

  1. ^ Чивенго, Нгварсунгу (2007). Понимание Cry, любимой страны: студенческий сборник проблем, источников и исторических документов . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. п. 82. ИСБН  978-0-313-33508-2 .
  2. ^ Ландау, Пол (2010). Популярная политика в истории Южной Африки, 1400–1948 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 63 . ISBN  978-0-521-19603-1 .
  3. ^ Френч, Мэрилин (2009). От кануна до рассвета, История женщин в мире, Том III: Ад и рай, Триумф капитализма в XIX веке . Нью-Йорк: CUNY. п. 32. ISBN  978-155861-583-0 .
  4. ^ Беккер, Питер (1968). «Сравнительное исследование стратегии войн племен банту в XIX веке» . Южноафриканское военно-историческое общество . Проверено 8 мая 2018 г.
  5. ^ Беккер, Там же
  6. ^ Липшуц, Марк; Расмуссен, Р. Кент (1989). Словарь африканской исторической биографии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 210. ИСБН  0-520-06611-1 .
  7. ^ Липшуц и Расмуссен, Там же.
  8. ^ Дейл, Ричард (1995). Поиски Ботсваной автономии в Южной Африке . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. п. 84. ИСБН  0-313-29571-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04281f2cd4cb4e5ac057dd5a49adc4de__1722283560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/de/04281f2cd4cb4e5ac057dd5a49adc4de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tlôkwa people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)