Люди Лобеду
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |
Балобеду | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Лимпопо , Тзанин | |
Языки | |
Первый язык Хелобеду Второй язык Английский , сепеди и другие южноафриканские языки банту . | |
Религия | |
Христианство , африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Люди сото , люди педи , люди венда , люди тсвана , дэва |
Лобеду | |
---|---|
Человек | Красный |
Люди | Балобеду |
Язык | Хелобеду |
Страна | Покраснение |
Лобеду этническая группа , или Балобеду ( также известные как БаЛозви или Батоболо ) — южноафриканская говорящая на диалекте северного сото . Их местность называется Болобеду. Название «балобеду» означает «добытчики полезных ископаемых», лобела или го лоба – добывать. Их предки были частью великой ранней цивилизации Мапунгубве. У них есть собственное королевство, Королевство Балобеду, в провинции Лимпопо в Южной Африке, во главе с женщиной-правительницей, Королевой Дождя Моджаджи .
По оценкам, в Южной Африке насчитывается около 1 миллиона балобеду. Их население проживает в местном муниципалитете Большая Летаба (171 011 или 80,4% по данным переписи 2011 года), местном муниципалитете Большого Тзанина (200 000 или 46% по данным переписи 2011 года), местном муниципалитете Ба-Фалаборва (70 000 или 47% по данным переписи 2011 года), муниципалитет Большого Гияни (20 000 или 6,4% по данным переписи 2011 года) и небольшие деревни в Лимпопо. Некоторые из них находятся в провинции Гаутенг в качестве трудовых мигрантов, особенно в Тембиса и Александра поселках .
Язык
[ редактировать ]В этой статье отсутствует информация о языковом информационном окне. ( декабрь 2022 г. ) |
Их язык известен как Лобеду (используется здесь, но Келобеду , КхиЛоведу или Ловеду в равной степени действительны) и иногда считается диалектом языка северного сото и грамматически похож на другие языки сото-тсвана . Взаимопонимание между некоторыми диалектами венда и языком лобеду настолько велико, что носители этих диалектов венда могут без труда эффективно общаться с носителями лобеду. Носитель шигувху (диалект венда) может легко понять говорящего на лобеду, и наоборот. Лобеду легко можно было бы отнести к диалекту Венда или к самостоятельному языку. Например, у северного сото более высокая взаимопонимаемость с южным сото и тсваной, чем с Лобеду.
Большинство говорящих на лобеду учатся говорить на педи только в школе; как таковой, педи является лишь вторым или третьим языком и является для них чуждым, как английский и африкаанс. Лобеду — это письменный язык, и его словарь Thalusamandzwi Ya Khilovedu был опубликован в 2018 году издательством Kgothatso Seshayi. Первый роман Лобеду «Лехехеша» был опубликован в 2018 году Элией Моньелой. Первый сборник стихов Лобеду, Zwireto zwa KheLobedu, был опубликован и выпущен в 2020 году поэтом Лобеду Макгвекгве Ваа-Мампеле. По состоянию на октябрь 2021 года перевод христианской Библии осуществляется VALODAGOMA NPC (мозговым центром БаЛобеду) и PANSALB (Всеюжноафриканским языковым советом).
Подгруппы
[ редактировать ]Есть четыре подгруппы Лобеду:
- Красные Га-Тобела, Га-Рамалепе
- БаЛобеду ба Га-Моджаджи, которая является основной группой БаЛобеду и возглавляется Королевским домом Моджаджи, который является главным королевским домом для других групп,
- Красные (The Reds), которые расположены в Деревне Красных. Они отделились от основной группы красных в конце 1700-х годов, когда была коронована первая женщина-правительница красных.
- БаЛобеду ба Га-Ммамайла, основанный принцем Ммамайлой, старшим братом Моджаджи I, который возражал против правления женщин, был одним из старших сыновей последнего правителя-мужчины БаЛобеду, короля Мокодо Мохале из королевского дома Мохале из Баквебо, как тогда назывался БаЛобеду. Это племя проживает вокруг поселков Га-Мамайла и Сехосесе, в местности, известной как Борока, что в переводе с Хеловеду означает север.
Происхождение
[ редактировать ]Балобеду первоначально мигрировали на юг из современной Зимбабве в свое нынешнее место в Южной Африке. Центральная деревня Королевства — Кетакони, в округе Балобеду. Эти мигранты из БакаЛанги состояли из моквебо, которые являются предками всех кланов диких свиней (ба ана голова / ба бина колобе), таких как Мамаболо Рамафало и Моджаджи, Ненгвехулу, которые являются предками всех кланов слонов (Дитлоу); и Рамабулана, [ нужна ссылка ] предки других кланов слонов (Дитлоу), которые также являются дядями Ненгвехулус. Все БаЛобеду происходят от этих трех групп: БаКвевхо, Ненгвехулу и Рамабулана. Остальные люди являются потомками беженцев из Восточного Сото или Балауди и коренных групп Южной Венды, таких как БаНгона. В результате наиболее распространенными тотемами животных среди БаЛобеду являются дикая свинья (Голоэ/Колобе) и слон (Доу/Тлоу).
Кланы диких свиней - это кланы Моджаджи, Мохале, Рамалепе, Модика, Махаша, Мабулана, Моквебо, Мампеуле, Молокване, Малепе, Себела, Тобела и Рамафало, все из которых являются потомками древнего королевского дома Моквебо (дикая свинья). Вождями Болобеду являются все кланы диких свиней, за исключением вождей Тауломе, Малатджи и Ракгоале (Могобоя), которые являются Диноко (дикобразы). Клан слонов - это Работата, Селова (Хелова/Шилова/Шилова), Шай, Матлу (Ману), Мабулана и Маэнетжа; это потомки древнего королевского дома Ненгвехулу.
БаЛобеду более тесно связаны с Королевством Лозви, основанным Длембе . Когда они мигрировали на юг, еще один осколок пошел на юго-восток. Северные лозви, или лози, обитают на территории современной Западной провинции Замбии. Они поселились вдоль берегов реки Замбези и основали его как Муси-оа-Тунья (грохочущие бури), нынешний водопад Виктория . У них есть хвалебные строки Саи/Шай и Дэва, и они называют себя людьми Тобелы, что то же самое, что Лозви/Каланга. Способность вызывать дождь королевы Моджаджи также является синонимом храма Нджелеле в СиЛозви (на территории современного Матабелеленда, Зимбабве), и поэтому считается, что существует переплетение их истории с остальной частью Лозви. У Лозви есть история создания дождя, как и у нынешнего короля Лозви Майка Мойо, который также одарен вызыванием дождя. Лингвисты включили Лобеду вместе с Калангой , Намбья (диалект Каланги ), Венда , Лемба , Шанкве, Ньюби и Каранга в список языков Лозви, что, следовательно, связывает их с их историей. Их история создания дождя связана с историей баньяи на севере Матабелеленда и БакаЛанга есть две области под названием Нджелеле на юге Матабелеленда, а в Матабелеленде .
Традиции
[ редактировать ]Балобеду исполняют традиционные танцы, называемые кхекхапа для женщин и динака для мужчин. Секгапа и Динака - традиционные танцы людей, говорящих на языке бапеди, охватывающих такие области, как ГаСехухуне, ГаДикгале, ГаМааке, ГаСекороро и Болобеду.
У Балобеду есть церемония посвящения мужчин под названием Морото. Церемония женской инициации называется Дихопа.
Балобеду имеют свой собственный способ восхвалять своего Бога и разговаривать с ним через Дитхугулу. Они садятся рядом с традиционно оформленным кругом в своих домах и начинают называть имена своих предков.
Традиционные правители
[ редактировать ]У Лобеду есть женщины-правительницы, известные как «Королевы дождя». Считается, что королева обладает силой вызывать дождь. Королевство Балобеду состоит из нескольких небольших групп, связанных своей королевой. 12 июня 2005 года королева Макобо Моджаджи умерла, не оставив явного преемника, приемлемого для всех членов Королевского совета. С тех пор регентом является брат покойной королевы.
Территория Балобеду состоит примерно из 150 деревень, и в каждой деревне есть правитель мужского или женского пола, который представляет Моджаджи, Королеву дождя.
Королева дождя исторически была известна как чрезвычайно могущественная волшебница, способная принести дождь своим друзьям и засуху своим врагам. Посетители этих мест всегда приносили ей подарки и дань, в том числе крупный рогатый скот и их дочерей в качестве жен (хотя их роль больше похожа на то, что в западном мире называют фрейлинами), чтобы умилостивить ее, чтобы она вызвала дождь. в свои регионы. Считается, что имя Лобеду произошло от этой практики и относится к дочерям или сестрам, потерявшимся в своих семьях. Королева дождя расширяет свое влияние через своих жен, потому что они политически связывают ее с другими семьями или деревнями.
Королева дождя упоминается в литературе как основа Х. Райдера Хаггарда романа « Она» . [1]
Список правителей Балобеду
[ редактировать ]- Королева Маселекване Моджаджи I (1800–1854)
- Королева Масаланабо Моджаджи II (1854–1894)
- Королева Короны III (1895–1959)
- Королева Макома Моджаджи IV (1959–1988)
- Королева Мокопе Моджаджи V (1981–2001)
- Королева Макобо Моджаджи VI (2003–2005 гг.)
- Принц-регент Мпапатла (2005–2022)
- Королева Масаланабо Моджаджи VII (2024–)
Известные люди
[ редактировать ]- Стэнли Кгатла , бывший Platinum Stars защитник ; родился в селе ГаРамотшиньяди.
- Кэнди Ца Мандебеле , музыкант
- Лебоганг Маньяма , «Кейптаун Сити» полузащитник
- Эндрю Рабутла , бывший Бафана Бафана и Джомо Космос защитник ; родился в селе ГаРамотшиньяди.
- Тебого Моньяи , бывший защитник футбольных клубов «Мпумаланга Блэк Эйсес» , «Морока Своллоуз» и «Университет Претории»; родился в селе Га-Абель
- Пета Теанет (урожденная Теанет Пета КсиЦонга) — диско-музыкант, родившаяся и выросшая в деревне Тапане, Болобеду.
- Матоле Мотшекга , южноафриканский политик и бывший премьер-министр провинции Гаутенг.
- Солли Мапайла , южноафриканский политик и лидер Коммунистической партии, является союзником правящей партии.
- Мастер К.Г. , из Иерусалима певец
- Король Монада , Ска Бора Мореки Хитмейкер
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крайдж, Э. Дженсен и Дж. Д. Крайдж Царство королевы дождя: исследование модели общества любвиду Лондон: Oxford University Press, 1943.
- Тебого Джейкоб Ракгого , Питер Манденде (16 июля 2022 г.). «Хелобеду — это язык или диалект?» . Южноафриканский журнал африканских языков. п. 179-189. дои : 10.1080/02572117.2022.2094049 . Проверено 27 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Банту» , GovernPub.com.
- Селети, Йона. Поворотные моменты , История Южной Африки в Интернете
- «Балобеду Моджаджи» .
- Красный: племя северного сото
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэн, К. (1968). Райдер Хаггард: Его жизнь и творчество . Соединенное Королевство: Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 1349006025 .