Нама люди
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2018 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Намибия Ботсвана ЮАР | |
Намибия | 130,349 |
Языки | |
Нама , намибийский черный немец (редко) | |
Религия | |
Христианство , Африканская традиционная религия , Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Ура |
Нама (в старых источниках также называемая Намаква ) — африканская этническая группа Южной Африки, Намибии и Ботсваны . Они традиционно говорят на языке нама языковой семьи хое-квади , хотя многие нама также говорят на африкаанс . Народ нама (или народ нама-кхо) — самая многочисленная группа народа койхой , большинство из которых исчезли как группа, за исключением намаса. Многие из кланов Нама живут в Центральной Намибии, а другие более мелкие группы живут в Намакваленде , который сегодня находится на границе Намибии с Южной Африкой. [1]
История
[ редактировать ]На протяжении тысячелетий койсанские народы Южной Африки и южной Намибии вели кочевой образ жизни: койхой занимались скотоводством, а народ сан - охотниками-собирателями. Нама — группа кой-кой. Нама первоначально жили вокруг Оранжевой реки на юге Намибии и севере Южной Африки. Ранние колонизаторы называли их готтентотами . Их альтернативное историческое название, «Намаква», происходит от добавления к названию языка Кхэкхое языка суффикса «-qua/kwa» , означающего «место» (встречающегося в названиях других южноафриканских народов, таких как Гриква ).
Частичное происхождение народа нама от народа койхой в Капской колонии (Южная Африка)
[ редактировать ]В апреле 1652 года Ян ван Рибек , чиновник Голландской Ост-Индской компании , прибыл на мыс Доброй Надежды с 90 людьми, чтобы начать первоначальное заселение голландцев по просьбе компании. Они нашли там коренных поселенцев, называемых койхой, которые поселились в районе Кейпа по крайней мере за тысячу лет до прибытия голландцев. [2] [3]
Хойхой на мысе занимались скотоводством; они были первыми скотоводами в Южной Африке. Они жили рядом с народом сан , который был охотником-собирателем. У койхой было много крупного и мелкого скота нгуни , который они пасли вокруг мыса. Этот регион хорошо подходил для их жизни в качестве скотоводов, поскольку обеспечивал достаточно воды для них и их скота. [3]
Первоначально, когда голландцы сделали остановку на мысе по пути на индонезийский архипелаг, они были озабочены получением свежих продуктов и воды для своего народа. Индонезия была богата зерновыми культурами и специями, которые нельзя было производить в Европе, поэтому голландцы проявляли к ней большой интерес. Голландцы поработили большое количество индонезийцев для работы на своих плантациях. [3] На мысе Ван Рибек сначала пытался получить скот, землю и рабочую силу у народа койхой путем переговоров, но когда эти переговоры провалились, начали возникать конфликты. Голландские поселенцы вели войны против койкоев и захватывали их земли, чтобы построить фермы по выращиванию пшеницы и других продуктов, а также заставляли многих койкоев работать чернорабочими. Их домашний скот также был отнят, и им было отказано в доступе к пастбищам и водным ресурсам, если они не работали на голландских поселенцев. [4]
В течение 18 и 19 веков, когда конфликты усиливались, а голландские поселения расширялись и занимали много места в колонии, расширение границ колонии подтолкнуло койхой на восток к самому восточному мысу и, в конечном итоге, к местным заповедникам «закрытой границы» (Транскей и Сискей). ) и на север через так называемую «открытую границу» (Северный Кейп и Юго-Западная Африка/Намибия). [5] Некоторые потомки общин кой-кой, в том числе нама, бежали к северу от колонии и пересекли Оранжевую реку в Германскую Юго-Западную Африку (современная Намибия ). [6]
В 1991 году часть Намакваленда (родина Нама и одна из последних настоящих диких территорий Южной Африки) была названа Национальным парком Рихтерсвелд . В декабре 2002 года исконные земли, включая парк, были возвращены в собственность общины, и правительства Южной Африки и Намибии начали создавать трансграничный парк от западного побережья юга Африки до внутренних пустынь, включив в себя национальный парк Рихтерсвельд. Сегодня национальный парк Рихтерсвельд — одно из немногих мест, где сохранились оригинальные традиции Нама. Там нама движутся в зависимости от времени года и говорят на своем языке. Традиционное жилище Нама – |хару омс, или переносная куполообразная хижина, покрытая тростниковыми циновками – защищает от палящего солнца и ее легко перемещать, когда пастбища становится мало.
Народ нама в немецкой колонии в Юго-Западной Африке (Намибия)
[ редактировать ]Некоторые группы кой-кой, включая нама под руководством Дэвида Витбуи ( дедушки Хендрика Витбуи ), переправились через Оранжевую реку в Юго-Западную Африку. Дэвид Витбуи был первым лидером кой-кой, основавшим постоянное поселение Намакуа к северу от Оранжевой реки, начиная с середины 1840-х годов. В 1863 году он в конце концов привел свой народ в Гаваон (юго-центральная Намибия), где создал коммунистическое общество, основанное на скотоводстве, торговле и христианстве. После его смерти в 1875 году Мозес Витбои (отец Хендрика Витбои) взял на себя вождь и оставался на этом посту до 1883 года. Как и его отец, Моисей следовал христианским обычаям и тесно сотрудничал с Йоханнесом Олппом, протестантским миссионером, связанным с Rheinische Missionsgesellschaft ( Рейнское миссионерское общество , RMG). который прибыл в Гаваон в 1868 году. Моисей поддержал усилия Олппа по строительству церкви и миссионерской станции, а также помог основать в поселении школу RMG. [7]
Конфликты между народом нама и народом гереро
[ редактировать ]В июне 1884 года Хендрик Витбои принял руководство от своего отца и в том же году начал первый из нескольких своих походов со своими людьми на север, в центральный Дамараленд в поисках нового поселения. Он только что ушел в отставку со своего поста старейшины церкви за год до этого (1883 г.), он называл себя библейским пророком и заручился поддержкой самых известных семей Гаваона. Витбои основал поселение в Хорнкрансе в том же году, когда переехал из Гаваона. Хорнкранс был важной опорной территорией, контролируемой гереро, могущественной общиной скотоводов банту во главе с вождём Махареро . Решение Витбуи расширить свое влияние на Хорнкранс спровоцировало затяжной военный конфликт между двумя племенами. Однако за несколько месяцев до начала конфликта Махареро заключил соглашение о защите с чиновниками недавно прибывшей немецкой колониальной администрации. Хотя он знал о договоре Махареро с Германией, Витбуи никогда не отказывался от своего решения противостоять народу гереро. Витбуи вел кампанию за господство своего племени в колонии и продолжал конфликтовать с другими племенными общинами, находившимися под покровительством Германии. Это соперничество между народом нама и другими племенами представляло серьезную проблему для имперского правительства, поскольку мандат немцев на колонию постепенно ослаблялся. Поэтому немецкие лидеры стремились немедленно положить конец конфликтам между народом гереро и витбуи Намакуа. [7]
Нама-германские конфликты
[ редактировать ]В июне 1886 года рейхскомиссар Геринг написал Витбою, призывая его прекратить враждебные действия в колонии. Он умолял вождя Нама вернуться домой в Гаваон, чтобы быть со своим отцом и племенем и жить там в мире; он предупредил, что правительство Германии не может позволить вождям, которые поставили себя под защиту Германии, поддержать его амбиции вовлечь защищенное вождество в войну. Витбуи и его люди проигнорировали это предупреждение и продолжили кампанию за господство над гереро. Позже в том же году Луи Нельс, заместитель офицера Геринга, написал Витбуи, приглашая его принять участие в примирительной встрече между различными враждующими общинами в Уолфиш-Бей. Этой встречей немецкие власти надеялись способствовать заключению мирного договора, однако вождь Намакуа не выполнил просьбу, а вместо этого написал в ответ письмо, в котором сообщил Нельсу, что не будет его слушать. Он сообщил Нельсу, что он (Витбуи) — вождь своего племени, свободный и автономный человек, подчиняющийся только Богу. Немецкие официальные лица не ответили на дипломатический упрек Витбуя. Поскольку возможности немецкого языка были полностью продемонстрированы, имперские чиновники не знали, как положить конец насилию в GSWA. [7]
В июне 1888 года Геринг написал канцлеру Отто фон Бисмарку и описал общую ситуацию как «не очень обнадеживающую». Апрель 1889 года Геринг зашел так далеко, что пригрозил открытой войной против Витбоя и его племени, если он не прекратит свои нападения на группы, союзные Германии. Сопротивление Витбуи побудило политиков искать немедленные решения нестабильности в GSWA. Сопротивление Намаква спровоцировало власти Германии на решительные действия, после 1889 года военное присутствие Германии в колонии начало расти в геометрической прогрессии. В марте 1893 года канцлер фон Каприви провозгласил GSWA немецкой поселенческой колонией. В ноябре того же года кайзер Вильгельм II назначил Курта фон Ландешауптманом Франсуа . Фанатик Франсуа посмотрел на Витбуа с пренебрежением и назвал его простым «соплеменником», которого он мог легко победить. У него было мнение, что его предшественники действовали слабо в отношениях с вождём Нама и пошли на слишком много уступок. Франсуа твердо верил, что только беспощадная суровость окончательно положит конец сопротивлению Витбуа. Первоначально немецкий чиновник пытался соблазнить его ежегодной выплатой в пять тысяч марок, если он подчинится, однако вождь Нама сохранил свою позицию. [7] [8]
Колониальное общество оказало давление на Франсуа, чтобы тот принял меры против Витбуя, впоследствии, 12 апреля 1893 года, он совершил внезапное нападение на Витбуя и его племя в Хорнкрансе. 214 солдат были отправлены с конечной целью «уничтожить племя Витбуи Нама». Хотя Витбои и большинство его солдат-мужчин избежали окружения, немецкие войска убили во сне почти сто женщин и детей Намакуа. Намаква не были готовы к набегу, полагая, что Франсуа все еще придерживается нейтралитета. Раньше Хендрик тщательно избегал причинения вреда немцам, но теперь был вынужден присоединиться к колонизаторам в войне. В серии стычек, продолжавшихся более года, «Намаква» добились большого успеха, похитив лошадей и скот из немецкой штаб-квартиры в Виндхуке. В конце 1893 года Теодор Лойтвейн сменил фон Франсуа, он был назначен в колонию для расследования причин продолжающихся неудач в покорении народа нама. В июле 1894 года Лойтвейн запросил 250 солдат, и с увеличенной армией он смог победить народ Нама, у которого в то время закончились боеприпасы; англичане в Кейптауне и Уолфиш-Бей отказали им в помощи. Лейутвейн успешно подчинил нама и заставил Хендрика подписать договор о защите. [7] [8]
Геноцид нама-гереро 1904-1908 гг.
[ редактировать ]Июнь 1904 г. Кайзер Вильгельм заменил Лейтвайна генерал-лейтенантом Лотаром фон Тротой ; Как и его предшественник, фон Трота считал, что насилие в конечном итоге положит конец войнам в колонии. Он применил политику истребления целых африканских племен в колонии. [ нужна ссылка ]
Народ нама был борцом в доколониальные времена, намас и народ гереро боролись за контроль над пастбищами в центральной Намибии. Битва продолжалась на протяжении большей части XIX века. [9]
С 1904 по 1908 год Германская империя , колонизировавшая современную Намибию , вела войну против нама и гереро (группы скотоводов-банту), что привело к геноциду гереро и намакуа и большим человеческим жертвам как среди племен гереро, так и среди племени намаква. Популяции нама и гереро. [10] Это было мотивировано желанием немцев создать процветающую колонию, что потребовало вытеснения коренного населения с их сельскохозяйственных земель. [11] [12] Были конфискованы большие стада крупного рогатого скота, а людей нама и гереро согнали в пустыню, а в некоторых случаях интернировали в концентрационные лагеря на побережье. [13] [14] например на острове Шарк . нама и гереро были вынуждены заниматься рабским трудом для строительства железных дорог и добычи алмазов Кроме того, во время алмазной лихорадки . [15]
В 1920-х годах алмазы были обнаружены в устье Оранжевой реки , и сюда начали переезжать старатели, основав города в заливе Александер и Порт-Ноллоте . Это ускорило присвоение традиционных земель, начавшееся в начале колониального периода. [ нужна ссылка ] При апартеиде оставшимся скотоводам было предложено отказаться от своего традиционного образа жизни в пользу деревенской жизни. [ нужна ссылка ]
На заре 19 века народ урлам вторгся в Намакваленд и Дамараленд . Они также произошли от коренных кой-кой, но представляли собой группу смешанного происхождения, включающую европейцев и рабов из Мадагаскара , Индии и Индонезии . [16] После двух столетий ассимиляции с культурой нама многие урламы сегодня считают хойхоговаб (дамара/нама) своим родным языком, хотя другие говорят на африкаанс . Различие между намасами и урламами со временем постепенно исчезло до такой степени, что сегодня они считаются одной этнической группой, несмотря на разное происхождение. [17]
Кланы
[ редактировать ]- ـХовесен (прямые потомки капитана Хендрика Витбои ), погибшего в бою с немцами 29 октября 1905 года. [18] |Ховесин, проживавший в современном Гаваоне под предводительством Исмаэля Хендрика Витбои, 9-го гаоба (то есть капитана) |Ховесен -Гибеона , расположенного в 72 км к югу от Мариенталя и в 176 км к северу от Китмансхупа , недалеко от трассы B1, первоначально был известен по имени Хакса-цус . Он получил свое название от Кидо Витбои, первого каптейна Ховесина.
- Хайхаун ( Красная нация ) в Хоачанасе , основная группа и старейший клан Нама в Намибии. [19]
- σГаминун ( Бундельсвартс ) в Вармбаде
- ƂАонин ( Топнаарс ) в Утусебе и Ройбанке
- كХарахоэн ( Франсман Нама ) в Гочасе . После поражения от императорской Германии в Schutztruppe битве при Свартфонтейне 15 января 1905 года эта группа Нама разделилась на две части. Часть харакхоэнов бежала в Локгвабе , Ботсвана, и осталась там навсегда. [20] часть, оставшаяся на земле Юго-Западной Африки, перенесла свой племенной центр в Ампер-Бо . В 2016 году Дэвид Ханс вступил в должность главы клана. [21]
- فХавобен ( велдшувные тягачи ) в Кёсе
- !Аман в Вифании , которым руководил Корнелиус Фредерик
- ƁОгейн ( Грот Доден ) в Шлипе
- Кхаугоан ( Свартбуи Нама ) в Рехоботе , позже в Салеме , Амейбе и Францфонтейне
- Хароан ( Китмансхуп Нама ) под руководством Хендрика Цейба [22] отделился от Красной Нации в феврале 1850 года и поселился в Китмансхупе . [19]
Культура
[ редактировать ]В целом нама практикуют политику общинной собственности на землю. Музыка, поэзия и рассказывание историй очень важны в культуре Нама, и многие истории передавались из поколения в поколение устно.
Культура Нама богата музыкальными и литературными способностями своего народа. Традиционная музыка, народные сказки, пословицы и хвалебные стихи передавались из поколения в поколение и составляют основу большей части их культуры. Они известны своими ремеслами, которые включают кожевенное дело, кожаные каросы и циновки, музыкальные инструменты (например, тростниковые флейты), ювелирные изделия, глиняные горшки и контейнеры для порошка из черепахового панциря.
Многие из народа нама в Южной Намибии потеряли свои земли во время немецкого колониализма. Нового министра земельной реформы Намибии Уутони Нуйома обвиняют в том, что он предпочитает других намибийцев из других регионов коренным народам Намас. [23]
Одеваться
[ редактировать ]Традиционная одежда женщин Нама состоит из длинных формальных платьев, напоминающих традиционную викторианскую моду. Длинные струящиеся платья были созданы на основе стиля миссионеров 1800-х годов, и сегодня эта традиционная одежда является неотъемлемой частью культуры народа Нама.
Жилье
[ редактировать ]Хижина народа нама, также называемая матджиешуй, представляет собой круглую хижину, традиционно сделанную из красиво оформленных тростниковых циновок на каркасе из палочек. Это соответствует их кочевой жизни прошлого; matjieshuis до сих пор является частью жизни жителей Рихтерсвельда – региона, состоящего из горных пустынь на северо-западе Южной Африки. Фактически, это последнее место, где мы еще можем найти их в значительном количестве. В деревнях, в настоящее время находящихся в Рихтерсвелде, матьешуи используются как склад для хранения вещей, как кухня, как дополнительное место для сна или даже как жилье для туристов.Эти хижины, называемые на языке нама хару омс , сделаны из тростниковых циновок, аккуратно сплетенных в форме улья. Это жилой дом в любое время года: летом здесь прохладно и хорошо вентилируется, зимой он естественно изолирован тростниковыми коврами, а от дождя защищен пористыми стеблями, которые набухают от воды. Все материалы являются органическими и не подвергаются чрезмерному сбору; это дом, который действительно уважает окружающую среду. Женщины и мужчины принимают участие в ее изготовлении, сборе материалов, изготовлении ковриков и сборке хижины — в очень кропотливом процессе, который остался истинным искусством Нама. [24]
Поселения
[ редактировать ]Традиционно в лагерях Нама было от 5 до 30 хижин. Эти хижины представляли собой круглые купола, а двери выходили на центр лагеря. Они также были расположены иерархически; Вождь располагался на западе и смотрел на восток. Остальные семьи были размещены в зависимости от их старшинства. Старшие братья и их семьи были крайними справа, а младшие братья и их семьи - слева. [25] Вольеров для взрослого скота нет. Ожидается, что они будут спать перед хижинами своих владельцев. Телята и ягнята размещаются на огороженной территории в центре лагеря. Хижины были выложены тростниковыми циновками, сделанными женщинами, [26] а циновки кладут на деревянные рамы. Тростник способен хорошо впитывать и впитывать воду, тем самым защищая народ Нама от летнего дождя. Эти хижины очень мобильны, но при этом устойчивы: их можно разобрать менее чем за час. Хижины также можно использовать повторно.
Религия
[ редактировать ]Они в значительной степени отказались от своей традиционной религии благодаря постоянным усилиям христианских (а теперь и мусульманских) миссионеров. Таким образом, большинство народа нама в Намибии сегодня являются христианами, в то время как мусульмане нама составляют большой процент мусульман Намибии. [27]
Захоронения
[ редактировать ]Раньше похороны не были большим общественным мероприятием. Люди Нама просто похоронили тело и больше никогда о нем не говорили из-за страха перед духами. Сегодня похороны – это социальная солидарность. Имеет значение положение человека в обществе, которого хоронят, – оно определяет место захоронения. Близкие родственники умершего человек тратит неделю на подготовку могилы, раскапывание и использование сплющенных бочек с маслом в качестве простыней. Траур проводится за три дня до фактического захоронения. В первые две ночи траура поют гимны, проповедуют и молятся. В последний день траура и день похорон произносятся речи и соболезнования. [28] Само место могилы облицовано кирпичом, а когда тело оказывается внутри, сверху кладут деревянную доску, прежде чем ее засыпают землей. Такой стиль захоронения облегчает сохранение тела.
Свадебный ритуал
[ редактировать ]Намас имеет сложный свадебный ритуал. Сначала мужчина должен обсудить свои намерения с семьей. Если они согласятся, то расскажут ему об обычаях спросить семью невесты, а затем сопроводят его к месту ее проживания. Двор у дома невесты готовится к приезду семьи будущего мужа; Шкуры животных разложены по углам, чтобы разные группы могли сесть и обсудить. [29]
Семья жениха попросит открыть ворота. Если это разрешено, жениха допрашивают о деталях невесты, в том числе об обстоятельствах их первой встречи и о том, как идентифицировать следы на ее теле, чтобы убедиться, что оба хорошо знают друг друга. Если невеста беременна или уже имеет детей от будущего мужа или кого-либо еще, невесту подвергают обряду «очищения дверей» (закалывания и употребления в пищу белоснежной козы). Через несколько дней свадебный ритуал продолжается в обратном порядке; Семья невесты посещает клан жениха. Если оба клана все устраивают, объявляется день помолвки. [29]
На помолвку семья жениха привозит в дом женщины живых животных. Животных забивают, подвешивают на трех палках и каждую часть предлагают семье невесты. Другие предметы, такие как мешки с сахаром или мукой, предлагаются только в количестве двух или четырех штук, что означает, что еды всегда будет в изобилии. Этот процесс также отмечается в обратном порядке в семейном доме мужчины. На домах обеих семей вывешены белые флаги, которые нельзя снимать, но однажды они завянут или сдуются ветром. [29]
Подготовка к свадьбе может занять до года. Семья жениха дарит матери невесты традиционно корову и теленка, потому что она вырастила невесту на своей груди. Процесс переговоров сопровождает подарок, который сам по себе может занять недели. В день свадьбы обе семьи предоставляют животных и другую еду и привозят ее в дом невесты. Само венчание происходит в церкви. После этого празднества продолжаются несколько дней. Первую ночь после свадьбы пара проводит раздельно. На следующее утро они отправились домой. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «La hutte du peuple Nama» . 15 февраля 2017 г.
- ^ Габеба, Абрахамс (1993). «Большой парад, Кейптаун: археологические раскопки форта де Гуде-Хуп семнадцатого века». Укрепления Капского полуострова . 48 (157): 3–15. дои : 10.2307/3888871 . JSTOR 3888871 .
- ^ Jump up to: а б с «История рабства и ранней колонизации в Южной Африке | История Южной Африки в Интернете» . www.sahistory.org.za . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Грин, Эрик (апрель 2014 г.). «Экономика рабства в Капской колонии восемнадцатого века: пересмотр гипотезы Нибура-Домара» . Международное обозрение социальной истории . 1 : 39–70. дои : 10.1017/S0020859013000667 . S2CID 20909315 . ProQuest 1512636852 – через ProQuest Central.
- ^ Пенн, Найджел (1995). «Пограничная зона Северного Кейпа, 1700 – ок. 1815» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «EISA Намибия: Миграции, миссионеры и торговцы (1800-1884)» . www.eisa.org . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Блэкер, Адам А. (декабрь 2017 г.). «От бесполезной работы к поселенческой колонии: Хендрик Витбои и эволюция имперского проекта Германии в Юго-Западной Африке, 1884–1894» . Центральноевропейская история . 50:22 . ProQuest 1981675449 – через ProQuest Central.
- ^ Jump up to: а б Стейнмец, Джордж (2007). Почерк дьявола: доколониальность и немецкое колониальное государство, Циндао, Самоа и Юго-Западная Африка . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 54–175. ISBN 9780226772431 .
- ^ «Намибийская культура – Практическая информация» .
- ^ Гевальд, Ян-Барт. «Геноцид гереро: немецкое единство, поселенцы, солдаты и идеи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 17 января 2014 г.
Когда война наконец закончилась в 1908 году, не менее 80% гереро погибли. Большинство гереро, оставшихся в Намибии, в основном женщины и дети, выжили в концентрационных лагерях в качестве подневольных рабочих, занятых на государственных, военных и гражданских проектах (Pool 1979; Nuhn 1989; Bley 1971:142–169; Drechsler 1966:132–167). Гевальд 1999: 141-230).
- ^ Марквардт, Г. (1 декабря 2010 г.). «Колониальный геноцид и претензии о возмещении ущерба в 21 веке: социально-правовой контекст претензий гереро в соответствии с международным правом против Германии за геноцид в Намибии, 1904-1908 гг.», Джереми Саркин (Вестпорт, Коннектикут: Praeger Security International, 2009), ix + 308 стр., ткань — 75 долларов США, электронная книга Kindle — 54 доллара США» . Исследования Холокоста и геноцида . 24 (3): 491–493. дои : 10.1093/hgs/dcq057 . ISSN 8756-6583 .
- ^ «Немецкий империализм | Безграничная всемирная история» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Марквардт, Г. (1 декабря 2010 г.). «Колониальный геноцид и претензии о возмещении ущерба в 21 веке: социально-правовой контекст претензий гереро в соответствии с международным правом против Германии за геноцид в Намибии, 1904-1908 гг.», Джереми Саркин (Вестпорт, Коннектикут: Praeger Security International, 2009), ix + 308 стр., ткань — 75 долларов США, электронная книга Kindle — 54 доллара США» . Исследования Холокоста и геноцида . 24 (3): 491–493. дои : 10.1093/hgs/dcq057 . ISSN 8756-6583 .
- ^ «Картирование геноцида гереро и нама» . ArcGIS StoryMaps . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Марквардт, Г. (1 декабря 2010 г.). «Колониальный геноцид и претензии о возмещении ущерба в 21 веке: социально-правовой контекст претензий гереро в соответствии с международным правом против Германии за геноцид в Намибии, 1904-1908 гг.», Джереми Саркин (Вестпорт, Коннектикут: Praeger Security International, 2009), ix + 308 стр., ткань — 75 долларов США, электронная книга Kindle — 54 доллара США» . Исследования Холокоста и геноцида . 24 (3): 491–493. дои : 10.1093/hgs/dcq057 . ISSN 8756-6583 .
- ^ «Рабство в Мысе» . Институт изучения рабства и его наследия – Южная Африка. Архивировано из оригинала 10 июня 2010 года . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ Малан, Йохан С (1998). Племена ( Намибии на немецком языке). Виндхук, Геттинген: Клаус Гесс. стр. 120–125.
- ^ «Намибийская культура – Практическая информация» .
- ^ Jump up to: а б Диркс, Клаус (3 декабря 2004 г.). «Историческая роль народа Нама» . Die Republikein . Архивировано из оригинала 26 марта 2016 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Гуиман, Фред (30 ноября 2011 г.). «Преодолев столетнюю разлуку» . Намибийское солнце . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года.
- ^ Клоэте, Лукман (2 февраля 2016 г.). «Подклан Кхара-Хоен Нама устанавливает лидера» . Намибийский .
- ^ Шметтау, Конни (28 февраля 2013 г.). «Нугоаес» становится Китмансхупом» [«Нугоаес» становится Китмансхупом]. Общая газета (на немецком языке). Ежемесячное дополнение «Туризм в Намибии». п. 10.
- ^ «Свартбуи подал в отставку, а не уволен» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ «La hutte du peuple Nama» . 15 февраля 2017 г.
- ^ Барнард, Алан (1992). Охотники и пастухи Южной Африки . Великобритания: Кембриджский университет. стр. 177–189. ISBN 0521411882 .
- ^ «|Хару Омс в Рихтерсвелде» . Southafrica.co.za . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Ислам в Намибии оказывает влияние» . Исламонлайн.нет.
- ^ Видлока, Томас (1998). «Раскрытие культуры: койсанские похороны и социальные изменения». Антропос . 93 (1/3): 115–126. JSTOR 40465783 .
- ^ Jump up to: а б с д Сасман, Кэтрин (3 декабря 2010 г.). «Любовь, по традиции – свадьба Хай-Хауа». Новая Эра .
Литература
[ редактировать ]- Хорнле, А. Уинифред (1925). «Социальная организация готтентотов Нама Юго-Западной Африки» . Американский антрополог . 27 (1): 1–24. дои : 10.1525/aa.1925.27.1.02a00020 . JSTOR 661495 .
- Лоуи, Роберт Х. (1919). «Рецензируемая работа: Гарвардские африканские исследования II; Varia Africana II, Орик Бейтс» . Американский антрополог . 21 (2): 208–210. дои : 10.1525/aa.1919.21.2.02a00160 . JSTOR 660280 .
- Шульце, Леонхард (1907) Из Намаланда и Калахари , Густав Фишер Верлаг, Йена OCLC 470637064 (на немецком языке)
- Леонхард Шульце и др. (1970) В Намаленде и Калахари , Файлы области человеческих отношений, Нью-Хейвен, Коннектикут. ОСЛК 37146594
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт национальных парков Южной Африки
- СМИ, связанные с народом нама, на Викискладе?