Зулусы
Общая численность населения | |
---|---|
14,243,600 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
ЮАР | 13,781,000 [1] [2] |
Зимбабве | 207,000 [1] |
Лесото | 204,000 [1] |
В Свате | 99,000 [1] |
Малави | 76,000 [1] |
Мозамбик | 6,900 [1] |
Ботсвана | 6,700 [1] |
Языки | |
Зулу Английский , , Xhosa, английский | |
Религия | |
христианство , религия зулусов | |
Родственные этнические группы | |
Коса , свази , хлуби , народ тембу , южные ндебеле , северные ндебеле и нгони , народ сан |
Зулу | |
---|---|
Человек | Ум Зулу |
Люди | Зулусы |
Язык | язык Зулусский |
Страна | Зулу Ква |
Зулусы ( / ˈ z uː l uː / ; зулу : amaZulu коренной народ Южной Африки Нгуни ) — . Зулусы — крупнейшая этническая группа и нация в Южной Африке , насчитывающая, по оценкам, 14,39 миллиона человек, в общей сложности 13,78 миллиона человек проживают в Южной Африке , главным образом в провинции Квазулу-Натал . [3] [4]
Они произошли из общин нгуни, которые на протяжении тысячелетий принимали участие в миграциях банту. По мере интеграции кланов правление Шаки принесло успех нации зулусов благодаря его улучшенной военной тактике и организации.
Зулусы гордятся своими церемониями, такими как Умхланга, или Танец тростника, и различными формами вышивки бисером.
Искусство и мастерство вышивки бисером участвуют в идентификации зулусского народа и служат формой общения и преданности племени и конкретным традициям. Сегодня зулусы преимущественно христиане , но создали синкретическую религию , сочетающуюся с прежними системами верований зулусов. [5]
История народа Зулу
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Зулусы изначально были второстепенным кланом на территории современного Северного Квазулу-Натала , основанного ок. 1574 год , Зулу каМаландела . На нгуни языках iZulu означает небо или погоду . В то время эта территория была оккупирована многими крупными общинами и кланами нгуни (также называемыми исизве народом или нацией или исибонго , что относится к их клану или фамилии). Сообщества нгуни мигрировали вдоль восточного побережья Африки на протяжении тысячелетий в рамках миграций банту . Когда нация начала развиваться, правление Шака объединило кланы, чтобы создать сплоченную идентичность зулусов. [ нужна ссылка ]
Сила зулусской нации
[ редактировать ]Рост и сила нации зулусов основывались на ее военной организации и навыках во время правления Шаки и его преемников. Вооруженные силы были организованы по системе укубутва («зачисление»), которая по большей части отказалась от церемоний инициации. Каждая возрастная группа, или группа молодых людей одного возраста, была закреплена за одним и тем же полком ( ибуто , единственное число; амабуто согласно системе, , множественное число). Девочки также подлежали укубутве , но их обычно распределяли по возрастной группе, а не по полку. Амабуто ; множественное число размещались в военных казармах (единственное число, иханда , амаханда ), расположенных по всему королевству и находящихся под командованием близкого родственника (или кого-то другого, назначенного) королем. [ нужна ссылка ]
Казармы были спроектированы и планированы аналогично умузи , но в гораздо большем масштабе. Помимо военных обязанностей, изинсизва («молодые люди») также отвечали за ремонт и содержание своих казарм. [ нужна ссылка ]
Королевство
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Зулусы образовали мощное государство в 1816 году. [6] под предводительством Шаки . Шака, как зулусский командующий Империи Мтетва и преемник Дингисвайо , объединил то, что когда-то было конфедерацией племен, во внушительную империю под гегемонией зулусов . Шака построил военизированную систему, известную как Импи , с воинской повинностью, постоянной армией, новым вооружением, регламентацией и тактикой боя по окружению. Экспансия зулусов была основным фактором Мфекане ( «Сокрушения»), опустошившего большие территории южной Африки. [7] [8] Именно в этот период Шака направил армейский полк для набегов на племена на Севере. Полк, находившийся под командованием Мзиликази, не подчинился Шаке и разработал план продолжения набегов на север, сформировав еще один диалект зулусского языка, известный как северный ндебеле (ныне в Зимбабве). Другая группа под командованием Звангендабы , который был родственником Шакаса из клана Гумби из Понголы и военачальником, двинулась на север, переправившись через реку Замбези в Чирунду в 1835 году, в Замбию, основав племя Нгони , которое распространилось на Малави, Мозамбик и Южную Танзанию. [9]
Конфликт с британцами
[ редактировать ]В середине декабря 1878 года посланники британской короны предъявили ультиматум 11 вождям, представлявшим тогдашнего короля империи зулусов Кетшвайо . Согласно британским условиям, переданным зулусам, Кетшвайо должен был распустить свою армию и признать британский суверенитет. Кетшвайо отказался, и 12 января 1879 года началась война между зулусами и африканскими контингентами британской короны. Несмотря на досрочную победу зулусов в битве при Исандлване 22 января, британцы дали отпор и выиграли битву при Роркес-Дрифт . и к июлю решительно разгромил армию зулусов в битве при Улунди . [ нужна ссылка ]
Поглощение Наталом
[ редактировать ]После захвата Цетшвайо через месяц после его поражения британцы разделили Зулусскую империю на 13 «королей». Подкоролевства воевали друг с другом до 1883 года, когда Кетшвайо был восстановлен в должности короля Зулуленда . [ нужна ссылка ] Это все еще не остановило боевые действия, и зулусский монарх был вынужден бежать из своего королевства Зибхебху , одного из 13 королей, при поддержке бурских наемников. своему сыну, 15-летнему Динузулу Цетшвайо умер от сердечного приступа в феврале 1884 года, оставив наследовать трон . Борьба между зулусами продолжалась в течение многих лет, пока в 1897 году Зулуленд не был полностью поглощен британской колонией Натал . [ нужна ссылка ]
годы апартеида
[ редактировать ]Родина Квазулу
[ редактировать ]При апартеиде Квазулу ( родина означает ква место . ) для народа зулусов была создана В 1970 году Закон о национальном гражданстве банту предусматривал, что все зулусы станут гражданами Квазулу, потеряв свое южноафриканское гражданство. Квазулу состоял из множества разрозненных участков земли, на территории современного Квазулу-Натала . Сотни тысяч зулусов, живших в частных «черных точках» за пределами Квазулу, были лишены собственности и насильно переселены в бантустаны – худшие земли, ранее предназначавшиеся для белых, прилегающие к существующим районам Квазулу. К 1993 году около 5,2 миллиона зулусов проживали в Квазулу и около 2 миллионов - в остальной части Южной Африки. Главным министром Квазулу с момента его создания в 1970 году (как Зулуленд) был вождь Мангосуту Бутелези . В 1994 году Квазулу присоединился к провинции Натал и образовал современный Квазулу-Натал. [ нужна ссылка ]
Нация нации
[ редактировать ]Инката ЙеСизве означает «корона нации». В 1975 году Бутелези возродил Инката ЯКвазулу, предшественницу Партии свободы Инката . Эта организация номинально представляла собой движение протеста против апартеида, но придерживалась более консервативных взглядов, чем АНК . Например, Инката выступала против вооруженной борьбы и санкций против ЮАР. Первоначально Инката была в хороших отношениях с АНК, но конфликт между двумя организациями начался в 1976 году после восстания в Соуэто . [ нужна ссылка ]
Язык
[ редактировать ]Язык народа зулусов — «исизулу», язык банту ; точнее, часть подгруппы Нгуни . Зулу — наиболее распространенный язык в Южной Африке, где он является официальным языком . Его понимают более половины населения Южной Африки: более 13,78 миллионов человек говорят на первом языке и более 15 миллионов говорят на втором языке. [10] Многие зулусы также говорят на ситсонга , сесото и других 12 официальных языках Южной Африки .
Церемония
[ редактировать ]Трость
[ редактировать ]Зулусы отмечают ежегодное мероприятие, основанное в 1984 году, под названием Умхланга или Танец тростника. Это событие происходит в королевской столице недалеко от Нонгомы . [11] Эту традиционную церемонию проводят молодые женщины со всех концов королевства перед монархом и его гостями. [11] Целью этого мероприятия является пропаганда гордости за девственность и ограничение сексуальных отношений. [12] Вышивка бисером — это популярный наряд, который носят в Умхланге. Вышивку из бисера носят не только танцоры, но и гости. Умхланга предназначена не только для танцев. Король также использует это время, чтобы поговорить с молодыми мужчинами и женщинами страны. Король обсуждает текущие политические вопросы. [11]
Бисероплетение
[ редактировать ]История бисероплетения
[ редактировать ]Создание вышивки бисером восходит к временам войны для народа зулусов. Эта особая форма вышивки бисером была известна как изику , медальоны войны. [12] Бусы, которые часто носили как ожерелье, располагались крест-накрест на плечах. Это собрание бус воинов представляло собой символ храбрости. [12] До того, как зулусы стали использовать стекло, изделия из бисера изготавливались из дерева, семян и ягод. [12] Лишь с приходом европейцев стекло стало предметом торговли с португальцами, и вскоре оно стало широко доступным для зулусов. [12]
Цель вышивки бисером
[ редактировать ]Бисероплетение – это форма общения для зулусов. Обычно, когда человек носит несколько бус, это признак богатства. Чем больше бус на человеке, тем богаче он воспринимается. [13] Бусы могут передавать информацию о возрасте, поле и семейном положении человека. Дизайн бусин часто передает определенное послание. Однако, чтобы правильно прочитать сообщение, необходимо знать контекст их использования. [11] В зависимости от области, в которой была выполнена вышивка бисером, некоторые рисунки могут изображать разные сообщения по сравнению с другими областями. Послание могло быть встроено в цвет и структуру бусинок или могло использоваться исключительно в декоративных целях. [11] Вышивку из бисера можно носить в повседневной жизни, но ее часто надевают во время важных событий, таких как свадьбы или церемонии. Например, вышивка бисером используется в период взросления молодой девушки или надевается во время танцев. [11] Элементы из бисера дополняют костюмы зулусов, создавая ощущение изысканности и престижа. [11]
Одежда
[ редактировать ]Вышивку бисером носят все мужчины, женщины и дети в любом возрасте. В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, вышивка бисером имеет разное значение. Вышивку бисером преимущественно носят, когда молодые зулусцы ухаживают или ищут любовные связи. [11] Ношение декоративных украшений из бисера может служить попыткой привлечь внимание представителя противоположного пола. [11] Кроме того, дарение изделий из бисера – это способ выразить интерес влюбленных. [11] При переходе от одиноких женщин к замужним вышивка бисером проявляется через расшитый бисером тканевый фартук, надетый поверх плиссированной кожаной юбки. [13] Что касается пожилых и зрелых женщин, вышивка бисером проявляется в детальных головных уборах и юбках из воловьей кожи, доходящих до колен. Такие длинные юбки также можно увидеть на незамужних женщинах и молодых девушках на выданье. [11] Мужчины более консервативны в вышивке бисером. [11] Однако, когда на мальчике видно несколько ожерелий, это признак того, что он очень заинтересован в подарках от разных девушек. Чем больше подарков он носит, тем выше престиж он получает. [13]
Цвета бисера
[ редактировать ]Различные формы бисероплетения встречаются в разных цветовых решениях. Обычно существует четыре различных типа цветовых схем:
- Исисшунка – белая, голубая, темно-зеленая, бледно-желтая, розовая, красная, черная. Считается, что эта цветовая гамма не имеет конкретного значения. [11]
- Иситембу – светло-голубой, травянисто-зеленый, ярко-желтый, красный, черный. Эта цветовая схема происходит от кланов или клановых территорий. [11]
- Умзанси – белый, темно-синий, травянисто-зеленый, красный. Эта цветовая схема также происходит от кланов или клановых территорий. [11]
- Исиньёловане – сочетание любых цветов, не согласующееся с другими цветовыми решениями. Эта цветовая гамма часто связана с ощущением совершенства и очарования. [11]
Цвета бусинок могут иметь разное значение в зависимости от региона, из которого они произошли. Зачастую это может привести к искажению фактов или путанице при попытке понять, о чем говорит вышивка бисером. Нельзя предполагать, что цветовая система является стандартной для всей Южной Африки . В некоторых регионах зеленый цвет символизирует зависть в определенной области, а в других - траву. [12] Чтобы правильно интерпретировать послание, необходимо знать происхождение вышивки бисером.
Одежда
[ редактировать ]Зулусы носят разнообразную одежду, как традиционную для церемониальных или культурно-праздничных случаев, так и современную западную одежду для повседневного использования. Женщины одеваются по-разному в зависимости от того, одиноки ли они, помолвлены или замужем. Мужчины носили кожаный пояс с двумя полосками шкуры, свисавшими спереди и сзади.
В Южной Африке мини-юбка существует еще с доколониальных времен. В африканских культурах, таких как басуто, батсвана, бапеди, амасвати и амазулу, женщины носили традиционные мини-юбки в качестве культурной одежды. [14] Эти юбки не считаются бесстыдными, но используются для прикрытия женских гениталий. Юбки называются isigcebhezana и играют важную роль в церемониях зулусов. Например, Умэмуло — церемония для женщин, которым исполняется 21 год. [14] Это представляет собой огромный переход в жизни женщины, поскольку является символом ее готовности принять парня и даже выйти замуж. Кроме того, каждый этап жизни зулусов определяется определенным типом одежды. Незамужняя женщина носит юбку и ничего сверху, но по мере взросления женщина начинает прикрывать свое тело, потому что придет время, когда она будет замужней женщиной и старухой. Тем не менее, для беременных предусмотрен особый вид одежды. Когда женщина беременна, она носит «исибамбу » — толстый пояс из сухой травы, покрытый стеклянными или пластиковыми бусами, чтобы поддержать раздутый живот и его дополнительный вес. [15]
Социальные роли
[ редактировать ]Мужчины
[ редактировать ]Зулусы управляют патриархальным обществом. [12] Мужчины воспринимаются как главы семьи и считаются авторитетными фигурами. Зулусские мужчины идентифицируют себя с большой гордостью и достоинством. Они также сравнивают себя с качествами могущественных диких животных, таких как быки, львы и слоны. [12] Мужчины вносят свой вклад в общество, выступая в роли защитников, охотников и любовников. [12] Мужчины-зулусы также отвечают за выпас скота, обучение жизни дисциплинированных воинов, создание оружия и изучение искусства боя на палках. [12]
Палочный бой
[ редактировать ]Искусство боя на палках — это праздник мужественности зулусских мужчин. Эти мужчины могут начать изучать этот вид боевого искусства уже в возрасте пяти лет. [12] Есть множество причин, по которым мужчины учатся сражаться на палках. Например, мужчины могут захотеть научиться, чтобы исправить любые обиды или оскорбления, нанесенные им. [12] Другие причины, по которым некоторые мужчины предпочитают учиться, - это спортивные цели, доказательство навыков или мужественности, а также самооборона. [12] Цель боя на палках — ранить противника, а иногда даже убить. [12] Существуют правила этикета, которые необходимо соблюдать при бое на палках. Мужчины могут драться только с мужчинами того же возраста, что и они. Нельзя ударить противника, потерявшего клюшку. В бою разрешены только палки. [12]
Женщины
[ редактировать ]Женщины в зулусском обществе часто выполняют работу по дому, например, убирают, воспитывают детей, собирают воду и дрова, стирают, ухаживают за посевами, готовят и шьют одежду. [12] Женщин можно рассматривать как единственных кормильцев в семье. Этапы жизни женщины ведут к цели замужества. Когда женщина приближается к половой зрелости, ее называют тшитши . Тшиши демонстрирует свою одиночество , нося меньше одежды. Одинокие женщины обычно не носят одежду, закрывающую голову, грудь, ноги и плечи. [12] Помолвленные женщины носят сетки для волос, чтобы показать обществу свое семейное положение, а замужние женщины покрывают себя одеждой и головными уборами. [12] Кроме того, женщин учат подчиняться мужчинам и относиться к ним с большим уважением. Женщин всегда связывает мужская фигура. [12]
Религия и верования
[ редактировать ]Большинство зулусов считают свою веру христианской . Некоторые из наиболее распространенных церквей, к которым они принадлежат, — это африканские инициированные церкви , особенно Сионская христианская церковь , Баптистская церковь Назарета и Объединенная африканская апостольская церковь , хотя членство в крупных европейских церквях, таких как Голландская реформатская , англиканская и католическая церкви, также является обычным явлением. . Тем не менее, многие зулусы сохраняют свою традиционную дохристианскую систему верований предков параллельно со своим христианством.
Традиционная религия зулусов включает веру в Бога-творца ( ункулункулу ), который выше взаимодействия в повседневной человеческой жизни, хотя эта вера, по-видимому, возникла в результате попыток ранних христианских миссионеров сформулировать идею христианского Бога в терминах зулусов. [16] Традиционно более сильная вера зулусов была в духов предков ( амаТонго или амаДлози ), которые обладали силой вмешиваться в жизнь людей, во благо или во зло. [17] Это убеждение по-прежнему широко распространено среди современного населения зулусов. [18]
Традиционно зулусы признают наличие в человеке нескольких элементов: физического тела ( иньяма йомзимба или умзимба ); дыхание или жизненная сила ( умойя вомфефумуло или умоя ); и «теневой» престиж или личность ( иситунзи ). После того, как умоя покидает тело, иситунзи может жить как дух предка ( идлози ) только в том случае, если в жизни были соблюдены определенные условия. [19] [20] Поведение с Ubuntu или проявление уважения и щедрости по отношению к другим повышает моральное положение или престиж в обществе, isithunzi . [21] Напротив, негативное поведение по отношению к другим может уменьшить иситунзи , и иситунзи может полностью исчезнуть. [22]
Чтобы обратиться к духовному миру, прорицатель ( сангома ) должен призвать предков посредством процессов гадания, чтобы определить проблему. Затем травник ( иньянга ) готовит смесь ( мути ), которую нужно употреблять, чтобы повлиять на предков. Таким образом, прорицатели и травники играют важную роль в повседневной жизни зулусов. Однако проводится различие между белым мути ( умути омхлопе ), который имеет положительные эффекты, такие как исцеление или предотвращение или обращение несчастий, и черным мути ( умути омняма ), который может принести болезнь или смерть другим, или плохое состояние. получил богатство для пользователя. [18] Потребителей черного мути считают ведьмами, и общество их избегает.
Христианству было трудно закрепиться среди зулусов, и когда это произошло, то это было синкретично . Исайя Шембе , считавшийся зулусским Мессией , представил форму христианства ( баптистскую церковь Назарета ), которая включала традиционные обычаи. [23]
Кроме того, зулусы также практикуют церемонию под названием Уквешвама . Убийство быка является частью Уквешвамы, ежегодной церемонии празднования нового урожая. Это день молитвы, когда зулусы благодарят своего создателя и своих предков. По традиции новому полку молодых воинов предлагается противостоять быку, чтобы доказать свою храбрость, унаследовав силу зверя по мере ее истечения. Считается, что затем эта власть была передана королю зулусов. [24]
Богатство невесты
[ редактировать ]У зулусов есть система под названием илоболо . Этот термин особенно используется зулусами, когда речь идет о богатстве невесты. У каждой африканской этнической группы разные требования, когда дело касается невесты . В докапиталистическом обществе зулусов илоболо было неразрывно связано с владением скотом. [25] В то время для свадьбы не требовалось фиксированного количества скота; его можно было выплатить до брака или во время брака. Жених забирает скот из отцовского стада, чтобы увековечить семейное наследие. Тем не менее, этот ритуал изменился во время колонизации, потому что в 1869 году Теофил Шепстон , тогдашний министр по делам коренных народов , официально оформил выплату илоболо 10 скотам для простолюдинов (плюс корова ингкуту для матери), 15 для потомственных главных братьев и сестер и 20 с лишним для дочери вождя. [25] Они сочли слишком снисходительным позволить жениху дать любую сумму, которую он хочет, поэтому решили установить определенное количество скота, которое понадобится до или в начале брака. Это было принято зулусскими мужчинами, получившими образование в миссионерских школах, но, по мнению более ритуальных людей, это стало «нетрадиционным». Кроме того, с введением Натального кодекса некоторые зулусские мужчины решили выбрать другой способ уменьшения илобо: предложить символическую плату или принести подарок отцу будущей невесты, чтобы уменьшить сумму илобо , подлежащую выплате. [26] Выплата илоболо может быть затруднена для некоторых семей, но, поскольку оно часто считается символом гордости и уважения, многие готовы поддерживать эту традицию как можно дольше.
Известные зулусы
[ редактировать ]В популярной культуре
[ редактировать ]- Фильмы
- Зулу , Сай Эндфилд (1964)
- Зулу Доун , Дуглас Хикокс (1979)
- Убуле Бембали , Эммануэль Биду, Национальный центр кинематографии, Париж, 2002 г.
- Зулу любит , Эммануэль Биду, 2004 г.
- Шака Зулу , Джошуа Синклер , SABC , 1986 г.
- Зулусское Рождество, 2020 г.
- Романы
- «Когда лев кормится» , Уилбур Смит , 1964 год.
- «Завет» , Джеймс А. Миченер , 1980 г.
- Зулу , Кэрил Фери, Галлимар , 2008 г.
- Видеоигры
См. также
[ редактировать ]- Битва на Кровавой реке
- Танец резиновых сапог
- Партия свободы Инката
- Список королей зулусов
- Но
- Шака Зулу
- Жаждать
- Зулусский язык
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Группа зулусов зарегистрирована в 7 странах» . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Международный совет по маркетингу Южной Африки (9 июля 2003 г.). «Южная Африка вырастет до 44,8» . www.southafrica.info. Архивировано из оригинала 22 мая 2005 года . Проверено 4 марта 2005 г.
- ^ «Зулу — распространение по всему миру» . Worlddata.info . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Проект, Джошуа. «Зулусы в Южной Африке» . joshuaproject.net . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Гроеневальд, ХК (2003). «Устное искусство зулусов» . Устная традиция . 18 (1): 87–90. дои : 10.1353/ort.2004.0017 . ISSN 1542-4308 .
- ^ Буллилет (2008). Земля и ее народы . США: Компания Houghton Mifflin . п. 708. ИСБН 978-0-618-77148-6 .
- ^ «Шака (вождь зулусов)» . Британская энциклопедия . Проверено 30 октября 2011 г.
- ^ В. Д. Рубинштейн (2004). Геноцид: история . Пирсон Лонгман. п. 22. ISBN 978-0-582-50601-5 . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Зулу, Эдвин (14 августа 2012 г.). «Интерпретация исхода народа нгони» . Писание . 108 (1). дои : 10.7833/108-1-9 . ISSN 2305-445X .
- ^ «Этнологический отчет по языковому коду ЗУЛ» . www.ethnologue.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Престон-Уайт, Элеонора (1994). Разговор с Бисером . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 1–96. ISBN 0-500-27757-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Дервент, Сью (1998). Зулу . Кейптаун, Южная Африка: Struik Publishers. стр. 103–109. ISBN 1-86872-082-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Борам-Хейс, Кэрол (лето 2005 г.). «Африканское искусство». Границы бус: вопросы идентичности в вышивке бисером народов, говорящих на зулу . 38 (2): 38–49+92–93. JSTOR 3338083 .
- ^ Перейти обратно: а б Сандерс, Марк (22 марта 2016 г.). Изучение зулу . Издательство Принстонского университета. дои : 10.23943/Принстон/9780691167565.001.0001 . ISBN 9780691167565 .
- ^ «Традиционная одежда зулусов» . Эшоу . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Ирвинг Хексэм (1979). «Повелитель Неба-Царь Земли: традиционная религия зулусов и вера в бога неба» . Исследования в области религии . Университет Ватерлоо . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Генри Каллауэй (1870). «Часть I: уНкулункулу» . Религиозная система Амазулу . Спрингвейл.
- ^ Перейти обратно: а б Адам Эшфорт (2005). «Мути, медицина и колдовство: регулирование «африканской науки» в Южной Африке после апартеида?» . Социальная динамика: журнал африканских исследований . 31 (2). Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Молефи К. Асанте, Нет ничего лучше тебя (2009). Энциклопедия африканской религии, Том . Мудрец. ISBN 9781412936361 .
- ^ Аксель-Ивар Берглунд (1976). Образы мышления и символика зулусов . Издательство C. Hurst & Co. п. 85 . ISBN 9780903983488 .
достоинство.
- ^ Авраам Модиса Мхондо Мзонди (2009). Лидерство двух душ: динамическое взаимодействие ценностей лидерства Ubuntu, Западного и Нового Завета (PDF) (Диссертация). представлен во исполнение требований степени доктора богословия Йоханнесбургского университета. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Нвамилоро Джозеф Тшаване (2009). Радужная нация: критический анализ понятий сообщества в мышлении Десмонда Туту (PDF) (Диссертация). представлен во исполнение требований степени доктора теологии Университета Южной Африки.
- ^ «Искусство и жизнь в Африке онлайн - зулу» . Университет Айовы. Архивировано из оригинала 31 мая 2007 года . Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Беарак, Барри (8 декабря 2009 г.). «Проливая кровь быков, чтобы сохранить зулусские традиции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рудвик, Стефани; Позель, Доррит (2 января 2014 г.). «Современные функции илоболо (выкупа невесты) в городском южноафриканском обществе зулусов». Журнал современных африканских исследований . 32 (1): 118–136. дои : 10.1080/02589001.2014.900310 . ISSN 0258-9001 . S2CID 145116947 .
- ^ Позель, Доррит; Радвик, Стефани (18 августа 2014 г.). «Брак и выкуп невесты (илоболо) в современном зулусском обществе». Обзор африканских исследований . 57 (2): 51–72. дои : 10.1017/asr.2014.47 . ISSN 0002-0206 . S2CID 146749403 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Натаниэль Айзекс, Путешествия и приключения в Восточной Африке, описание зулусов, их манер, обычаев и т. д. и т. п.: с наброском Натала , Эдвард Чертон, Лондон, 1836, 2 том.
- (на французском языке) Адульф Делегорг, Путешествие в Южную Африку: особенно на территории Натала, на территории кафров Амазулуса и Макатисса и до Тропика Козерога, совершено в 1838, 1839, 1840, 1841, 1842, 1843 годах. & 1844 г. , А. Рене, 1847 г., 2 тт.
- Генри Каллауэй (Р.П.), Религиозная система амазулу: изиньянга зокубула, или гадание, существующее среди амазулу, по их собственным словам , Дж. А. Блэр, Спрингвейл (Натал), 1870, 448 стр. (ред. ultérieures)
- Каноничи, Новерино Ноэмио. Обманщики и хитрость в зулусских сказках. Университет Квазулу-Натал: докторская диссертация, 1995.
- Каноничи, Новерино. «Обманщик в зулусских сказках». Вариант 1, нет. 1 (1994): 43–56.
- Дэвид Лесли, «Среди зулусов и аматонгов»: с зарисовками туземцев, их языка и обычаев; и страна, продукты, климат, дикие животные и т. д. в основном это вклады в журналы и газеты , Wm. Гилкрист, Глазго, 1875, 436 стр.
- Джеймс Энсон Фаррер, Зулуленд и зулусы: их история, верования, обычаи, военная система, домашняя жизнь, легенды и т. д. и т. п., а также миссии перед ними , Керби и Эндин, Лондон, 1879, 151 стр.
- (на французском языке) Поль Делеаж, Три месяца среди зулусов и последние дни императорского принца , Э. Денту, 1879, 370 стр.
- (на французском языке) Бенедикт Анри Ревуаль, Зулусы и кафры: нравы, обычаи, война с англичанами и т. д. , Библиотека Ж. Лефора, Лилль, 1880, 196 с.
- Уолтер Роберт Ладлоу, Зулуленд и Сетевайо: содержит описание обычаев, манер и привычек зулусов после недолгого проживания в их краалах, с портретом Сетевайо и 28 иллюстрациями из оригинальных рисунков , Симпкин, Маршалл и компания, Лондон, 1882 г. , 219 с.
- (на французском языке) Эмиль де Ла Бедольер, В стране Зулуса и кафров , Барбу, Лимож, 1882, 88 стр.
- Джозайя Тайлер (преподобный), «Сорок лет среди зулусов» , Конгрегационалистская воскресная школа и издательское общество, Бостон, Чикаго, 1891, 300 стр.
- Дональд Р. Моррис, Мытье копий: история подъема зулусской нации под властью Шаки и ее падения в зулусской войне 1879 года , Simon & Schuster, Нью-Йорк, 1971, 1965, 655 стр.
- Вусамазулу Кредо Мутва , зулусский шаман: сны, пророчества и тайны , Destiny Books, Рочестер (Вирджиния), 2003 (изд. 1996: Песня звезд ), 224 стр. ISBN 978-0-89281-129-8
- Джонатан Сазерленд и Дайан Канвелл, Зулусские короли и их армии , Pen & Sword Military, Барнсли (Южный Йоркшир, Англия), 2004, 198 стр. ISBN 978-1-84415-060-1
- Алекс Залумис, Зулусское племенное искусство , AmaZulu Publishers, Le Cap, 2000, 301 стр.
- (на французском языке) Вероник Фор, Этническая принадлежность и националистические стратегии: зулусы и инкаты , Университет Бордо 4, 1996, 2 тома, 712 стр.
- (на французском языке) Филипп Жерве-Ламбони, Южная Африка и соседние государства , Париж, Masson & Armand Colin Éditeurs, 1997, 253 стр.
- (на французском языке) Франсуа Лафарг, Зулусы в Южной Африке: Пробуждение страны, пробуждение этнической группы , Центр геополитических исследований и анализа, 1996, 708 стр.
- (на французском языке) Тидиан Н'Диай , L'Empire de Chaka Zoulou , L'Harmattan, Париж (Сборник африканских исследований), 2002, 250 стр.
- (на французском языке) Тидиан Н'Диай, L'Éclipse des Dieux , Éditions du Rocher, Париж, 2004 г., 317 стр.
- (на французском языке) Сильвен Гайо, Zoulous Shores: окружающая среда на службе политики в Южной Африке , Картала, 2006, 250 стр. ISBN 978-2-84586-767-3
- (на французском языке) Джон Мак, The Zoulous , братья Грейнджер, 1981, 48 стр. ISBN 978-0-88551-503-5
- (на французском языке) Жан Севри, Чака, император зулусов: история, мифы и легенды , L'Harmattan, 1991, 251 стр. ISBN 978-2-7384-0836-5
- Ян Найт , Zulu Rising: The Epic Story of Isandlwana и Rorke's Drift , Macmillan Edition, 2010 ISBN 978-1405091855
Романы
[ редактировать ]- Уолтон Голайтли, «Люди неба» , Quercus, 2013 г.
- (на французском языке) Филипп Морван, Les fils du ciel ( Сыны неба ), Кальман-Леви , 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с зулусом, на Викискладе?
- Раздел «История» официальной страницы региона Зулуленд , Zululand.kzn.org
- Интересы , wakahina.co.za