Исайя Шембе
Шембе | |
---|---|
Рожденный | Шембе Мудливамафа Млойисва 3 апреля 1865 г. Нтабамфлофе (район Эсткорт), Южная Африка |
Умер | 2 мая 1935 г. Квазулу-Натал | ( 70 лет
Образование | Нет формального образования |
Занятие | Лидер баптистской церкви Назарета |
Известный | Основатель баптистской церкви Назарета. |
Заголовок | Господь на высоте |
Срок | 1910 - 1935 |
Предшественник | Никто |
Преемник | Йоханнес Галилея Шембе |
Партнер(ы) | Белки, Белки, Крокодилы, Вороны |
Дети | Йоханнес Галилея Шембе (1904–1976), Амос Кула Шембе (1906–1995) |
Родители) | Ситея Хадебе и Маекиса Хумало |
Исайя Млойисва Мдливамафа Шембе (ок. 1865 г.) [ 1 ] [ 2 ] — 2 мая 1935), был пророком и основателем Ибандла -ламы Назарета , Южная Африка , которая была крупнейшей церковью, инициированной африканцами в Африке при его жизни. [ 3 ] Шембе начал свою религиозную карьеру в качестве странствующего евангелиста и целителя в 1910 году. За десять лет он приобрел большое количество последователей в Натале с десятками общин по всей провинции. На сегодняшний день наблюдается быстрое появление организованных собраний и семинарских мероприятий (проводимых в храмах Шембе) в девяти провинциях Южной Африки.
Рождение и молодость
[ редактировать ]Он родился в 1865 году в Нтабамфлофе (район Эсткур), в районе Дракенсберг в Натале. У него были зулусские и хлубские корни. Его отец, Маекиса, перевез их в Нтабазве еще до того, как он стал подростком. [ 4 ] : 2–3 Его мать Ситея, дочь Малинди Хадебе, родилась в Мтимкулу. [ 2 ] : 1
Семья Шембе уехала из Натала в соседний район Гаррисмит Оранжевого Свободного государства в 1880-х годах, остановившись там в качестве арендаторов у африканерской семьи по имени Грабес. Его хозяином был Конрад Грабес, владелец фермы Бувелшук. [ 5 ] Молодой Шембе, судя по всему, тоже работал на эту бурскую семью и проводил много времени, работая с лошадьми на ферме. Существует значительная агиографическая традиция, посвященная молодому Шембе. Говорили, что он умер и воскрес в возрасте трех лет, когда внезапно умер бык, «купив его душу». За эти годы его также неоднократно посещал Бог. [ 2 ] : 2–7 [ 4 ] : 7–22
Шембе услышал голос Бога и научил его молиться. После этого ему было приказано найти место, где он мог бы регулярно молиться Богу. Он начал посещать Уэслианскую церковь, которая находилась неподалеку. Однако он не проводил там много времени, потому что законы, которым его научило в видении Слово, в церкви не соблюдались. Например, крещение погружением в воду не практиковалось, это был один из ключевых законов, который заставил его покинуть церковь. Ко времени южноафриканской войны Шембе был женат и работал на Граабе в качестве самостоятельного арендатора. Однако война нарушила его положение. Оставив своих жен, он некоторое время провел на Ранде в качестве мигранта. [ 5 ] : 18 За это время он познакомился с баптистской церковью африканских коренных народов (в Боксбурге), которой руководил преподобный Уильям Лешега, который позже крестил его 22 июля 1906 года.
Ранние годы евангелиста
[ редактировать ]С 1906 по 1910 год Шембе был младшим евангелистом в церкви Лешеги. Последний посетил его в Гаррисмите в 1906 году и крестил его там (погружением). В течение следующих двух лет он работал странствующим евангелистом, а затем в 1908 году получил от Лешеги официальный сертификат проповедника. Оказалось, что Шембе затем возглавлял общину Лешеги в Витцишуке до 1909 года, когда Лешега присоединился к группе Джона Г. Лейка . Миссия апостольской веры . [ 6 ] : 77–8
Шембе утверждал, что Слово приказало ему оставить жен и семью и отправиться в Натал. Первоначально он сопротивлялся разлуке со своими женами; девять из его детей умерли после этого сопротивления. После этого его ударила молния после восхождения на вершину горы. Удар молнии повредил ему бедро, и ему потребовалось две недели, чтобы восстановиться. В конце концов, он согласился последовать слову Натала. Он прибыл в Дурбан 10 марта 1910 года. [ 7 ] Посланники предшествовали его прибытию в различные части Натала, провозглашая, что «Человек Небес» был послан Богом проповедовать африканскому народу. Этих посланников звали Йохан Зандиле Нкабинде и Мфазве.
Лидер Церкви Назарета, 1910–1935 гг.
[ редактировать ]Судя по всему, Шембе имел электрический эффект и смог быстро построить собрания в ряде областей. В 1913 году он сформировал Ибандла-ламу Назарета (Баптистскую церковь Назареты), среди его новообращенных, состоящих в основном из бедных мигрантов, живущих на окраинах городских районов Натала. В 1911 году он купил ферму в собственность и основал священный город в ЭКуфакамени, который частично стремился уберечь свой народ на этой земле от контроля белых. Он также установил ежегодное паломничество на Святую гору Нхлангакази, событие, которое было центральным для назореев. [ 8 ] Поскольку число его последователей росло, а он не мог предоставить землю всем, Шембе начал обучать своих последователей образцовым работникам. Его наставления и строгие религиозные режимы превратили его последователей в особую группу, известную своей честностью, пунктуальностью и трудовой этикой.
Помимо проповеди и исцеления, Шембе был известен сочинением многочисленных зулусских гимнов и священных танцев, созданием священных костюмов, сочетающих зулусский и европейский стили одежды, разработкой нового литургического календаря (в который не вошли рождественские, пасхальные и воскресные богослужения), и о диетических законах, которые включали ограничение на употребление курицы, свинины и других нечистых продуктов, как указано в Ветхом Завете Библии. [ 9 ] Он выступал за поклонение в библейскую субботу, а не в воскресенье. Вместо этого он решил отождествить себя с субботой Бога, Иеговы. Он считал субботу необходимой для целостности и благополучия африканцев.
В 1930-х годах Шембе (который был самоучкой с точки зрения грамотности и богословия) поручил своему соседу Джону Дюбе написать свою биографию. Эта книга, uShembe , появилась вскоре после смерти ее автора. [ 2 ] Эта биография содержит большую часть основных знаний и агиографии Шембе. Поскольку Дубе был рукоположенным служителем, а не назореем, он не всегда представляет Шембе в лестных выражениях. Его добросовестность как пророка подвергается сомнению, в то время как подчеркивается его способность получать финансовые пожертвования от своих членов. [ 2 ] : 89–92 Однако последователи Шембе записали многие из его учений. В результате назорейская церковь имеет обширный письменный богословский корпус, возможно, самый большой из всех церквей, основанных африканцами.
Наследие Шембе вызвало некоторые споры. В книге 1967 года Г.К. Остхейзен утверждал, что это движение представляет собой «новую религию, которая рассматривает Исайю Шембе как «проявление Бога . » культуры и утверждал, что движение остается христианским. С другой стороны, точку зрения Остхейзена поддержали двое преемников Шембе, его младший сын Амос Шембе и его внук Лонда Шембе, которые (хотя они и боролись друг с другом за то, кто является законным преемником, и в конечном итоге сформировали две отдельные ветви церкви) ), оба из которых считают, что Шембе действительно создал что-то новое.
По мнению сегодняшних членов фракции Эбухлени, Шембе по определению является Богом во плоти. Ибандла лама Назарета больше не признается церковью, принадлежащей христианству; скорее это независимая религия, религия Аманазареты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абсолом Вилакази; Спасибо, Мтетва; Мтембени Мпанза Дж (1986). Шембе: Оживление африканского общества . Йоханнесбург: Скоттавилл. ISBN 978-0-94700-908-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Джон Лангалибалеле Дубе (1936) uShembe (на зулусском языке) (Питермарицбург: Shuter & Shooter Publishers Pty Ltd)
- ^ Университет Калгари
- ^ Jump up to: а б И. Хексхэм, Г. Остхейзен, ред. (1996) История Исайи Шембе , Том. 1, История и традиции, сосредоточенные на Экуфакамени и горе Нланганкази ( Льюистон, Нью-Йорк : Edwin Mellen Press )
- ^ Jump up to: а б Л. Ганнер (2002) Небесный человек и прекрасные Божии (Лейден: Брилл) ISBN 9004125426
- ^ Б. Мортон (2014). «Шембе и ранние сионисты: переоценка» . Новый Контри . 69 .
- ^ И. Хексхэм, изд. (1994) История Исайи Шембе, том II: Священные Писания амы Назареты из Екуфакамени, стр. 82. Транс Л. Шембе и Х.Дж. Бекен. (Калгари, Университет Калгари Пресс)
- ^ Дж. Кабрита (2014) Текст и авторитет в южноафриканской церкви Назарета (Кембридж: издательство Кембриджского университета)
- ^ Ирвинг Хексэм (2001). «АмаНазарета» . Стивен Д. Глейзер (ред.). Энциклопедия африканских и афроамериканских религий . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-41592-245-6 .
Библиография
[ редактировать ]- HL Pretorius (1995) Историография и исторические источники, касающиеся церквей коренных народов Африки , Льюистон, Нью-Йорк : Edwin Mellen Press
- Остхейзен, GC, изд. (1986) Живая религия: исследования новых движений и церквей коренных народов в Южной Африке , Ходдер и Стоутон, Йоханнесбург