Джон забыл Медведя
Джон забыл Медведя | |
---|---|
Рожденный | 22 февраля 1871 г. |
Умер | 11 февраля 1946 г. | (75 лет)
Национальность | Южноафриканский |
Занятия |
|
Известный | Президент-основатель Южноафриканского национального конгресса коренных народов |
Заметная работа | uShembe (на зулусском языке) (1936) Биография Исайи Шембе , Shuter & Shooter Publishers Pty Ltd, Питермарицбург |
Супруг (а) | Нокутела Дубе (урожденная Мдима), м. 1894 г. |
Часть серии о |
Апартеид |
---|
Джон Лангалибалеле Дубе ОЛГ (22 февраля 1871 — 11 февраля 1946) — южноафриканский эссеист, философ, педагог, политик, издатель, редактор, прозаик и поэт. Он был президентом-основателем Южноафриканского национального конгресса коренных народов (SANNC), который в 1923 году стал Африканским национальным конгрессом. Он приходился дядей доктору Пиксли ка Исаке Семе , вместе с которым он основал SANNC. Дюбе был президентом SANNC с 1912 по 1917 год. Он был привезен в Америку вернувшимися миссионерами и учился в Подготовительной академии Оберлина . [1]
Он вернулся в Южную Африку, где в 1901 году он и его первая жена Нокутела Дубе основали среднюю школу Оланге на базе Института Таскиги, основанного Букером Т. Вашингтоном . В 1903 году Дюбе основали газету isiZulu Ilanga (ныне Ilanga lase Natal ). В 1930 году Джон Дьюб опубликовал «Тельный слуга Шаки» . Он умер в 1946 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Джон Лангалибалеле Дубе родился в Натале на миссионерской станции Инанда Американской зулусской миссии (AZM), филиала Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям , чьи южноафриканские миссионерские церкви позже объединились с родственными конгрегационалистскими миссионерскими церквями Лондонского миссионерского общества. и Конгрегационалистский союз Южной Африки, чтобы сформировать Объединенную конгрегационалистскую церковь Южной Африки (UCCSA). Его отец, преподобный Джеймс Дьюб, был одним из первых рукоположенных африканских пасторов AZM. Дубе начал свое формальное образование в колледже Инанда и Адамс в Аманзимтоти . Преподобного Уильяма Каллена Уилкокса вызвали, чтобы поговорить с Дьюбом, который плохо себя вел в школе Адамса. Его отец Джеймс Дьюб был тогда священником Конгрегации в Инанде. [2]
В 1887 году семья Уилкоксов возвращалась в Соединенные Штаты, и Джон Дьюб и его мать убедили миссионерскую пару отвезти Дьюба в Америку, где он мог продолжить свое образование. Каллены согласились при условии, что Дьюб сможет обеспечить себя финансово; однако они посоветовали ему, и Уильям нашел ему свою первую работу в дорожной банде, когда он прибыл в Америку. В конце 1888 года Дюбе поступил в подготовительную школу Оберлинской академии. [1] [3] и, хотя он изучал печатное дело и самопомощь, он не получил высшее образование.
В 1893 году он вернулся в Инанду, где в январе 1894 года женился на Нокутеле Мдиме. [4]
Государственный деятель
[ редактировать ]Для человека, получившего миссионерское образование, существовал конфликт между недавно пришедшим западным образованием и африканским традиционным обществом. Однако Дюбе преодолел этот социальный раскол со способностями государственного деятеля, как и в последние годы своей жизни, когда он смог завоевать доверие королевской семьи зулусов. Вполне возможно, что Дюбе никогда бы не стал частью SANC, если бы его учение и рассуждения о необходимости единства не вписывались в зарождавшуюся тогда политическую атмосферу.
Речи Дюбе как президента массового политического движения чернокожих никогда не публиковались. Следующее формирование чернокожих людей в последовательное социально-политическое движение должно было возникнуть в результате создания Гарви Всемирной ассоциации улучшения положения негров Маркуса и Лиги африканских сообществ , основанных в 1914 году. В своей политике Дюбе был осторожным и консервативным, но в то же время он был откровенен. права чернокожих и важнейший принцип единства – он предвидел необходимость единства чернокожих задолго до того, как Гарви вышел на международную арену.
Педагог
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Дюбе также был преподавателем, известным оратором, привлекая белых к лекциям по всей стране. В 1901 году он и его первая жена Нокутела Дубе основали Зулусскую христианскую промышленную школу, которая сейчас является средней школой Оланге в Оланге, недалеко от Феникса и ЭкуФакамени . Это было первое учебное заведение в Южной Африке, основанное чернокожими людьми. [5]
Он читал лекции по приглашению, в результате чего ему была присуждена степень доктора философии. Его роль как педагога менее документирована, но он придерживался и предлагал взгляды на образование и культуру, которые должны были быть враждебно использованы правительством апартеида , когда оно пришло к власти в 1948 году и приняло Закон об образовании банту . Дюбе осознал необходимость сочетания западного образования с местными обычаями и традициями, основанными на широком поведении африканских общин. Его теории образования можно найти как в Укузипатхе , так и в Исите .
Литератор
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Он был одним из первых литераторов, которые помогли создать зулусскую литературу. Он был одним из первых опубликованных зулусских авторов, хотя первая опубликованная зулусская книга была написана Магемой Фузе , чья история зулусов, Abantu abamnyama lapo bavela ngakona (в переводе « Черные люди и откуда они пришли »), была опубликована в 1922 году. , написанный в 1880-х — начале 1890-х годов.
Первой опубликованной работой Дюбе было эссе на английском языке о самосовершенствовании и общественной порядочности, которое было опубликовано в 1910 году. Работой, которая принесла ему звание почетного доктора философии, было эссе 1992 года « Умунту Исита Саке Укобо Лваке» ( «Человек сам себе злейший враг» ; текст в старой зулусской орфографии до 1936 года). В 1930 году он опубликовал историческую новеллу под названием Insila kaShaka ( «Телый слуга Шаки »), которая оказалась популярной и влиятельной в зулусском каноне. [6]
Он начал писать биографии королевской семьи зулусов, особенно короля Динизулу, что сделало его первым биографом в африканской литературе. Есть множество других произведений менее значительного литературного качества, таких как эссе 1910 года «Укузифата» («О поведении»).
Помимо литературных работ, Дюбе и его жена основали первую зулусско -английскую газету. [7] Ilanga laseNatali ( «Солнце Натала »), 1903 г., издание, которое в 2003 г. отметило свое столетие. Иланга ЛасеНатали больше не является независимой с тех пор, как в 1988 году ее купила тогдашняя протополитическая ассоциация Инката йеНкулулело йеСизве , возглавляемая Мангосуту Бутелези , которая позже стала известна как политическая партия в Южной Африке после апартеида под названием Партия свободы Инката (IFP).
Дубе и его первой жене Нокутеле Дубе приписывают популяризацию песни Еноха Сонтонги « Нкоси Сикелель иАфрика ». [7] Позже это стало национальным гимном после того, как Института Оланге его использовал хор . Они сыграли ее на собрании Национального конгресса коренных народов Южной Африки в 1912 году. Ее пели после заключительной молитвы, и АНК принял ее в качестве своего официального заключительного гимна в 1925 году. [8]
Под влиянием Букера Т. Вашингтона
[ редактировать ]Дюбе на собственном опыте испытал влияние Букера Т. Вашингтона во время своего путешествия в США в начале 1890 года, чтобы расширить свое образование. В 1901 году он и его жена основали среднюю школу Оланге , школу, посвященную обучению женщин банту современным способам жизни. раскрепоститься и найти место в современном обществе. В своей работе «Укузифата Дубе» назвал женщину банту слабым местом в развитии общества банту из-за ограничений общества на образование для женщин и того, что он определил как склонность женщин к эфемерному. Особое влияние на Дьюба оказало чтение книги Вашингтона «Из рабства» (1901), посвященной самостоятельности, Евангелию, которому учил американский мудрец Ральф Уолдо Эмерсон . Книга Вашингтона оказала огромное влияние на мысли банту и во всем черном мире. Впоследствии оно было переведено на несколько языков банту в Южной Африке, но Дюбе так и не решился перевести его, вместо этого применив его учение на практике. Этот подвиг никогда не повторялся, за исключением Гарви и его движения и, в незначительном масштабе, политического деятеля Стив Бико в своем родном городе Кинг-Уильямс-Таун в провинции Восточный Кейп. Дюбе был вдохновлен Вашингтонским институтом Таскиги ; годы спустя Маркус Гарви попытался увидеться с Вашингтоном из-за того же вдохновения, хотя он прибыл в США в 1916 году, Вашингтон умер годом ранее. Школа Дюбе функционирует до сих пор. Дюбе твердо верил в уверенность в своих силах, как в этическом, так и в духовном стремлении к реализации достоинства и уважения в глазах других. В «Исите» он проповедовал уверенность в своих силах и необходимость того, чтобы чернокожие люди инициировали экономические предприятия, чтобы завоевать уважение в глазах мира.
Организационный успех Нокутелы и Джона Дюбе не повторился в их браке. Их неспособность иметь детей плохо отразилась на Нокутеле, и Джон стал отцом ребенка от одного из их учеников. Была создана комиссия для расследования дела Джона, но она не предприняла никаких действий, и Нокутела почувствовал себя униженным. [9] Пара рассталась примерно в 1914 году, и Нокутела переехала в Трансвааль , пока не заболела заболеванием почек. Она вернулась, чтобы жить с Джоном Дьюбом в Йоханнесбурге , и умерла в 1917 году в возрасте 44 лет. На ее похоронах присутствовали Пиксли ка Исака Семе и другие видные члены организации, которая впоследствии стала Африканским национальным конгрессом . [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Профиль «Джона Дьюба» , Oberlin.edu. По состоянию на 6 августа 2023 г.
- ^ Хьюз, Хизер (2011). Первый президент: жизнь Джона Дьюба, президента-основателя АНК . Окленд-Парк, Южная Африка: Jacana Media. п. 34. ISBN 978-1770098138 . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Хьюз (2011). Первый президент: жизнь Джона Дьюба, президента-основателя АНК . п. 50.
- ^ Хьюз (2011). Первый президент: жизнь Джона Дьюба, президента-основателя АНК . стр. 57, 58.
- ^ Симанга Кумало; Невилл Ричардсон (2010), «Сет Мокитими и образование для служения: что в имени?» , [ мертвая ссылка ] Миссионалия , Том. 38, № 2, стр. 259–274.
- ^ «Джон Лангабалеле Дубе» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин Веннард (13 июня 2014 г.). «Женщина-новатор, которую мир забыл» . Новости Би-би-си . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ «Енох Манкайти Сонтонга» , SAHistory.org.za. Проверено в июле 2013 г.
- ^ Хьюз (2011). Первый президент: жизнь Джона Дьюба, президента-основателя АНК . Джакана Медиа. п. 189. ИСБН 978-1-77009-813-8 . Проверено 15 июня 2014 г.
- ^ Нокутела Дубе , Городские парки Йоханнесбурга. Проверено 14 июня 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1871 рождений
- 1946 смертей
- Активисты против апартеида
- Колония народа Натал
- Члены Ордена Лутули
- Учредители газеты
- Выпускники Оберлинского колледжа
- Люди из Инанды, Квазулу-Наталь
- Президенты Африканского национального конгресса
- Южноафриканские конгрегационалисты
- Редакторы южноафриканских газет
- Основатели южноафриканской политической партии
- Зулусы
- Южноафриканские журналисты XX века