Уолтер Рубусана

Жизнь Уолтера Бенсона Рубусана (21 марта 1858 — 19 апреля 1936) был соучредителем на языке коса « газетного издания Изви Лабанту» . [ 1 ] финансируемый Сесилом Джоном Роудсом , и первым чернокожим человеком, избранным в Капский совет (парламент) в 1909 году. Он также инициировал Ассоциацию образования коренных народов, которая способствовала формированию Южноафриканского национального конгресса коренных народов (SANNC) в 1912 году. [ 2 ] и позже переименован в Африканский национальный конгресс в 1923 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился 21 марта 1858 года в семье Номенти Рубусана в Мнанди , расположенном в районе Сомерсет-Ист , который входил в состав Капской колонии и получил имя Мпило. Его отец Мбонжана Рубусана, сельскохозяйственный рабочий, был среди множества людей, которые служили дежурными у Сандиле Кангкики в различных областях и предметах, хотя он был неграмотен. В дополнение к этому он также был советником вождя Бхотомане вождества имиДанге и был стойким хранителем африканской культуры и языков. [ 3 ]
Когда он родился, это был очень тяжелый период для народа коса , поскольку он недавно потерпел поражение в 8-й пограничной войне и из-за . пророчеств Нонгкавусе Большую часть своего детства он пас скот и пошел в школу только подростком, в возрасте 16 лет. Его заметил преподобный Ричард Бирт, встретивший его в Лондонской миссионерской школе в Пилтоне , недалеко от города Кинг-Уильямс-Таун . В 1874 году Бирт записал его в школу для мальчиков при местном учебном колледже Пилтона. Год спустя Рубусана крестилась и получила новое христианское имя: Уолтер Бенсон. Его африканское имя Мпило было официально исключено, а традиционная кожа, которую он обычно носил, была заменена белой рубашкой как знак перехода от традиционного мира к современному. Когда Рубусана завершил свое начальное образование, он поступил в колледж Лавдейл , миссионерскую школу, основанную и поддерживаемую Свободной церковью Шотландии , расположенную недалеко от реки АйТюме. Под опекой доктора Джеймса Стюарта Он учился, получая диплом об образовании, который в 1878 году окончил, став одним из самых успешных учеников. По завершении педагогического образования Рубусана остался в Лавдейл-колледже , решив на этот раз продолжить богословское обучение под опекой Джеймса Стюарта и при содействии преподобного Эндрю Смита.
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]В 1880 году он, наконец, решил покинуть Лавдейл-колледж , чтобы занять должность учителя в миссионерской станции/школе в Пилтоне , где он также работал помощником священника. Он выступал за обязательное образование, но также пошел еще дальше, выступая за обучение на родном языке. Именно в этот момент он познакомился и женился на Номхае Дине Нзанзане, которая стала его первой женой в 1883 году. Они оба были педагогами. За время брака у Рубусанов родилось 12 детей, но до совершеннолетия дожили только шестеро из них. Они пошли по стопам своих родителей и сами стали учителями. [ 4 ] В 1920 году его жена Дина умерла, и он женился на Белле Нони Каше из Алисы, Восточный Кейп . В этом браке родился один ребенок, мальчик. Он продолжал работать в Пилтоне до 1884 года, когда он был рукоположен в сан главы Конгрегационалистской церкви. Он переехал в Восточный Лондон, где проведет остаток своей жизни. В начале 1900-х годов он начал интересоваться политикой и начал присоединяться к организациям политической ориентации. Он агитировал за самопредставительство чернокожих в парламенте Кейптауна и впоследствии был избран первым чернокожим членом этого парламента в 1909 году. Исследователи отмечают, что то, что Нельсон Мандела завершил в 1994 году, впервые было предложено им и его современниками в 1880-х годах. Его влияние в черной политике ослабло с радикализацией чернокожих рабочих и возникновением Коммунистической партии Южной Африки (основанной в 1919 году), а также профсоюзного движения и его участия во внутренней борьбе против апартеида . Он постепенно отошел от общественной жизни и умер 19 апреля 1936 года.
Заметные достижения
[ редактировать ]- стал соучредителем газеты на языке коса Izwi Labantu Вместе с Джоном Тенго Джабаву .
- В 1906 году он опубликовал основополагающий труд « Zemnk' Inkomo Magwalandini» , сборник традиционной поэзии. Он также написал «Историю Южной Африки с точки зрения коренных жителей» . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
- Он был удостоен звания почетного доктора Мемориального университета Мак-Кинли в Луисвилле, Кентукки , США.
- Он был удостоен звания почетного доктора Университета Нельсона Манделы в Порт-Элизабет, Южная Африка.
- Сыграл ключевую роль в активистских инициативах и организациях, таких как Ассоциация образования коренных народов, которая способствовала формированию Конгресса коренных народов Южной Африки в 1912 году.
- Он был первым африканцем, избранным в Капский совет (парламент) в 1909 году.
- Он был председателем Консультативного совета по локации.
- Он помог в создании более десяти школ в Восточном Лондоне и его окрестностях . [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шервуд 2012 , с. 248.
- ^ Уолш 1970 , стр. 36-.
- ^ Ндлетяна 2008 , с. 45.
- ^ Мангку 2013 , стр. 101–116.
- ^ Россоу 1996 , с. 62.
- ^ Сондерс 1988 , с. 107.
- ^ Кросс 1999 , с. 231.
- ^ Примерно 1996 год .
Ссылки
[ редактировать ]- Кросс, Майкл (1999). Образы идентичности в южноафриканском образовании, 1880–1990 гг . Каролина Академик Пресс. ISBN 978-0-89089-727-0 .
- Мангку, Холела (2013). «Прослеживая Нельсона Манделу через происхождение черной политической мысли». Переход (112): 101–116. дои : 10.2979/переход.112.101 . JSTOR 10.2979/переход.112.101 . S2CID 150631478 .
- Нлетьяна, Мчебиси (2008). Африканские интеллектуалы в 19 и начале 20 века: Южная Африка . ХСРЦ Пресс. ISBN 978-0-7969-2207-6 .
- Нгконгко, SJ (1996). Мпило Уолтер Бенсон Рубусана 1858–1910: формирование новой африканской элиты в Восточно-Капской провинции (Мастерс). Университет Форт-Хэйр . hdl : 20.500.11892/62211 .
- Россоу, Фрэнси (декабрь 1996 г.). «История Южной Африки В. Б. Рубусаны с точки зрения местных жителей - существует ли она?». Ежеквартальный бюллетень Южноафриканской библиотеки . 51 (2): 62. ISSN 0038-2418 .
- Сондерс, Кристофер К. (1988). Становление прошлого Южной Африки: основные историки о расе и классе . Дэвид Филип. ISBN 978-0-86486-075-0 .
- Марика Шервуд (26 июля 2012 г.). Истоки панафриканизма: Генри Сильвестр Уильямс, Африка и африканская диаспора . Рутледж. ISBN 978-1-136-89113-7 .
- Уолш, Питер (1970). Подъём африканского национализма в Южной Африке: Африканский национальный конгресс, 1912–1952 гг . Издательство C. Hurst & Co. ISBN 978-0-900966-41-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюисон, Хоуп Хэй (1989). Изгородь из дикого миндаля: Южная Африка, сторонники буров и квакерская совесть, 1890–1910 гг . Издательство Джеймса Карри. п. 350. ИСБН 978-0-85255-031-1 .
- Шервуд, Марика (2012). Истоки панафриканизма: Генри Сильвестр Уильямс, Африка и африканская диаспора . Рутледж. п. 262. ИСБН 978-0-415-63323-9 .
- Мвели-Скота, ТД «Кто есть кто». Африканский ежегодный реестр (PDF) . Йоханнесбург: Orange Press. п. 251 – через RL Esson & Co.