И обезьяна
И обезьяна | |
---|---|
![]() Нонкавусе (справа) с другим пророком Нонкоси | |
Рожденный | в. 1841 г. Гхарха, Капская колония (сегодня Сентан , Южная Африка) |
Умер | 1898 Гхарха, Капская колония |
Занятие | Пророк |
Известный | Движение коса за убийство скота и голод 1856–1857 гг. |
И Кавус ( Произношение коса: [noᵑƃʱawuːse] ; в. 1841–1898) был пророком коса . Ее пророчества привели к возникновению милленаристской веры кульминацией которой стало убийство скота коса и голод 1856–1857 годов на территории нынешнего Восточного Кейпа , в Южной Африке .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нонгкавусе родился в 1841 году недалеко от реки Гхарха в независимом Косаленде, но недалеко от границы недавно созданной колонии Британская Кафрария в Восточно-Капской провинции Южной Африки. [ 1 ] Она была коса. [ 2 ] О родителях Нонгкаусе мало что известно, поскольку они умерли, когда она была маленькой. По словам историка Джеффри Б. Пейреса, Нонгкавусе заявил в показаниях, что «Млаказа был моим дядей… имя моего отца Умхланхла из племени Крели. Он умер, когда я был молод». Родители Нонгкаусе погибли во время Ватерклуфа кампании Восьмой пограничной войны (1850–1853) . [ 3 ]
Считается, что Нонгкаусе вполне осознавал и осознавал напряженность между коса и Капской колонией . [ 3 ] В этот период на земли коса вторгались европейские поселенцы. Осиротевшую Нонгкаусе воспитывал ее дядя Млаказа, который был сыном советника короля коса Сарили каХинтса . [ 4 ]
Млаказа был религиозным человеком, спиритуалистом коса, который покинул косаленд после смерти своей матери и провел время в Капской колонии, где познакомился с христианством. Он вернулся в Косаленд в 1853 году. Млакази должен был оказать большое влияние на жизнь Нонгкавусе, выступая в качестве переводчика и организатора ее видений. [ 4 ]
Духовный опыт
[ редактировать ]В апреле 1856 года 15-летняя Нонгкавусе и ее друг Номбанда, которому было от 8 до 10 лет, отправились отпугивать птиц от посевов ее дяди на полях у моря в устье реки Гхарха в наши дни. Район Дикого побережья Южной Африки. Вернувшись, Нонгкаусе рассказала Млаказе, что встретила духи двух своих предков. [ 4 ] Она утверждала, что духи сказали ей, что народ коса должен уничтожить свои посевы и убить скот, который является источником их богатства, а также еды. Нонгкаусусе утверждал, что явившиеся им предки сказали: [ 4 ]
- Мертвые восстанут.
- Весь живой скот, выращенный зараженными руками, придется забить.
- Культивирование прекратится.
- Придется выкапывать новое зерно.
- Придется строить новые дома.
- Необходимо построить новые загоны для скота.
- Придется изготовить новые мешки для молока.
- Двери пришлось бы сплести из корней бука.
- Люди должны отказаться от колдовства, инцеста и прелюбодеяния.
Взамен духи сметут всех европейских поселенцев в море. [ 5 ] Народ коса сможет пополнить зернохранилища и наполнить краали более красивым и здоровым скотом.
Повинуясь пророчеству
[ редактировать ]В это время многие стада коса страдали от « легочной болезни ». [ нужна ссылка ] возможно, завезен европейским рогатым скотом. Млаказа сначала ей не поверил, но когда Нонгкавусе описал одного из мужчин, Млаказа (сам прорицатель) узнал в описании описание своего мертвого брата и убедился, что она говорит правду. [ 6 ] Млаказа повторил пророчество Сарили. Безумное убийство скота затронуло не только Гкалека , клан Сарили, но и всю нацию коса. По оценкам историков, Гкалека убило от 300 000 до 400 000 голов крупного рогатого скота. [ 1 ]
Не все коса поверили пророчествам Нонгкаусе. Небольшое меньшинство, известное как амагоготья (скупые), отказалось убивать и пренебрегать своим урожаем, и этот отказ был использован Нонгкавусе для оправдания неисполнения пророчеств в течение пятнадцатимесячного периода (апрель 1856 г. - июнь 1857 г.). [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]Нонгкавусе предсказал, что обещание предков будет выполнено 18 февраля 1857 года, когда солнце станет красным. После провала пророчества Нонгкаусе ее последователи сначала обвинили тех, кто не подчинился ее указаниям. Позже они отвернулись от нее. Вождь Сарили посетил устье реки Гхарха и поговорил с Нонгкавусе и Млаказой. Вернувшись, он объявил, что Новый Свет начнется через восемь дней. На восьмой день солнце взойдет, кроваво-красное, и перед тем, как снова зайти, произойдет огромная гроза, после которой «восстанут мертвецы». В течение следующих восьми дней убийство скота достигло апогея. [ 6 ] Эти пророчества также не сбылись. [ нужна ссылка ]
Эта практика закончилась к началу 1858 года. К тому времени около 40 000 человек умерли от голода и было забито более 400 000 голов крупного рогатого скота. [ 7 ] Население Британской Кафрарии сократилось со 105 000 до менее чем 27 000 из-за возникшего в результате голода. Вождь Бомваны передал Нонгкаусе майору Голеру, и она какое-то время оставалась у него дома. Однажды миссис Гоулер решила одеть ее вместе с Мпонго пророчицей Нонкоси и сделать их портрет фотографу. Это широко распространенный образ Нонгкаусе, знакомый большинству людей. После освобождения она жила на ферме в Александрийском районе восточного Кейптауна. Она умерла в 1898 году. [ 4 ]
Долина, где Нонгкаусе, как утверждается, встретился с духами, до сих пор называется Интламбо каНонгкаусе (коса означает «Долина Нонгкаусе»). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Резня в Булхуке
- Нонтета , пророчица коса
- Закеса Мда Роман «Сердце красноты»
- «Танец призраков» — милленаристская философия, призывавшая к возвращению в доколониальную эпоху среди коренных американцев на западе США , вдохновленная якобы пророческим сном.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Нонгкаусусе - Убийства скота коса в 1856 году» . Культура коса . 26 июня 2015 года . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Эшфорт 1991 , стр. 581–592.
- ^ Jump up to: а б Пейрес 1989 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и «Нонгкаусусе» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Рассмотрение Nonqause перед главным комиссаром от 9 апреля 1858 года, Британская правительственная газета Кафрарии , перепечатано в Grahamstown Journal , 1 мая 1858 года.
- ^ Jump up to: а б «Убийство скота коса» . Сиябона Африка . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ Ричард Прайс, Создание империи: колониальные встречи и создание имперского правления в Африке девятнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2008) ISBN 978-0-521-88968-1 .
Источники
[ редактировать ]- Эшфорт, Адам (1991). «Убийство скота коса и политика памяти». Социологический форум . 6 (3): 581–592. дои : 10.1007/BF01114479 . JSTOR 684521 . S2CID 143085706 .
- Пейрес, Джеффри Б. (1989). Мертвые восстанут: Нонгкавусе и великое движение коса по убийству скота 1856–1857 гг . Раван. ISBN 0253205247 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брэдфорд, Хелен (1996). «Женщины, гендер и колониализм: переосмысление истории Британской Капской колонии и ее приграничных зон, 1806–1870 гг.». Журнал африканской истории . 37 (3). Издательство Кембриджского университета (CUP): 351–370. дои : 10.1017/s0021853700035519 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 182498 . S2CID 245927707 .
- Брэдфорд, Хелен; Котоле, Мсоколи (2008). «Великие дебаты об эпохе Нонгкаусе» . Кронос . 34 (34): 66–105. ISSN 2309-9585 . JSTOR 41056603 .
- Гкоб, Уильям В. «IX: Повесть о Нонгкаусе». В книге доктора А.С. Джордана (ред.). На пути к африканской литературе (PDF) .
- Мостерт, Н. (1992). Границы: эпос создания Южной Африки и трагедия народа коса . Пимлико. ISBN 0-7126-5584-0 .
- Стэплтон, Тимоти Дж. (1991). « Они больше не заботятся о своих вождях: еще один взгляд на убийство скота коса в 1856-1857 годах». Международный журнал африканских исторических исследований . 24 (2): 383–392. дои : 10.2307/219796 . JSTOR 219796 .
- Уэлш, Фрэнк (2000). История Южной Африки . ХарперКоллинз.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Убийства скота (1856–1857 гг.) в Wayback Machine (архивировано 4 марта 2016 г.)
- Нонгкавусе - Пророчица гибели в Wayback Machine (архивировано 22 октября 2012 г.)