Магема Магваза Фьюз
Магема Магваза Фьюз | |
---|---|
![]() декабрь 1920 г. | |
Рожденный | в. 1840 г. |
Умер | 1922 (81–82 года) |
Национальность | Южноафриканский |
Образование | Миссионерская станция Экуханени |
Род занятий | Печатник и автор |
Известный | Автор книги « Черные люди, откуда они родом» |
Родитель | Удар |

Магема Магваза Фузе (ок. 1844–1922) была автором книги «Абанту Абамньяма Лапа Бавела Нгакона» ( «Черные люди и откуда они пришли »), первой книги на зулусском языке , опубликованной носителем этого языка.
Он родился недалеко от Питермарицбурга, колонии Натал, примерно с 12 лет воспитывался епископом Джоном Уильямом Коленсо и был крещен в англиканской церкви Южной Африки . Получив образование в миссии, он прошел обучение на печатника и наборщика на печатной машине епископа Коленсо, прежде чем открыть собственный полиграфический бизнес. Он писал для ряда зулусских газет и в 1896 году отправился на остров Святой Елены, чтобы работать секретарем Динузулу каЧетшвайо , изгнанного короля зулусов, прежде чем вернуться в Натал в 1898 году.
«Абанту Абамньяма» был опубликован в 1922 году, а в английском переводе — в 1979 году. Его называют одним из основных источников по истории народа зулусов .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Магема Магваза Фузе родилась недалеко от современного Питермарицбурга в Зулуленде около 1840 года в семье Магвазы, сына Матомелы, сына Токо. АмаФузе были подкланом амаНгкобо. О его матери ничего не известно. Его имя при рождении было Манавами, но ему дали прозвище Скелему, возможно, происходящее от африканского слова skelm, означающего негодяй или обманщик. Он сказал родителям, что не будет воспитываться дома, а будет работать на важного белого человека. [ 1 ]
Фузе был воспитан примерно с 12 лет Джоном Уильямом Коленсо, первым епископом Натала. Год его рождения был оценен Коленсо на основании того, что Фузе было около 12 лет, когда он впервые встретил его. Коленсо обратил его в христианство и крестил в 1859 году, дав ему зулусское имя Магема. Коленсо никогда не давал своим новообращенным английских или библейских имен. Он получил образование на миссионерской станции Экуханиени («место просветления»). [ 1 ] [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1850-х годах Фьюз учился на наборщика печатного станка епископа Коленсо. Он писал на зулусском языке с юных лет и предпочитал писать только на этом языке. Его первым произведением было эссе, описывающее повседневную деятельность в Экуханиени. Еще одним ранним произведением был отчет о повседневном диалоге на зулусском языке « Амазви Абанту» ( «Голоса народа» ). Впервые он появился в печати в книге Дж. У. Коленсо « Три рассказа туземцев» (1860 г.), в которой рассказывается о своем опыте визита Коленсо к королю Мпанде в 1859 г. [ 1 ]
Он печатал Библии на печатной машине в Экуханиени во время поездок Коленсо в Англию и в конце концов открыл свой собственный типографский бизнес в Питермарицбурге. [ 3 ] Его отчет о его одиночном визите в Зулуленд в 1877 году был опубликован в журнале MacMillan's Magazine в 1878 году под названием «Визит к королю Кетшвайо». Он также писал письма и статьи для таких газет, как Ilanga lase Natal и Ipepo Lo Hlanga . [ 1 ]
В 1896 году он отправился на остров Святой Елены, чтобы стать секретарем Динузулу каЧетшвайо , короля зулусов, который находился в изгнании на острове после того, как возглавил восстание. [ 2 ] Находясь на острове, он вступил в переписку с Алисой Вернер из Школы востоковедения . [ 1 ] Он вернулся в Натал вместе с Динузулу на пароходе SS « Умбило » в начале 1898 года. [ 2 ]
Спустя некоторое время после 1900 года Фузе написал «Абанту Абамньяма Лапа Бавела Нгакона» по просьбе читателей его публицистики , но из-за отсутствия денег оно не было сразу опубликовано. Она была опубликована в частном порядке в 1922 году, что сделало Фьюза первым носителем зулу, опубликовавшим книгу на этом языке. [ 1 ] [ 2 ] Рецензия на него была сделана Алисой Вернер в « Журнале африканского общества» , одной из немногих рецензий, написанных на него в то время, но только в 1931 году. [ 4 ] Он был опубликован на английском языке в 1979 году Университетом Наталь Пресс в Африканской библиотеке Килли Кэмпбелл под названием «Черные люди и откуда они пришли: взгляд зулусов» в переводе Гарри Кэмпа Лагга под редакцией профессора Тревора Коупа . [ 2 ]
Хлонифа Мокоена из Университета Витватерсранда описывает книгу как важную не только из-за использования в ней зулусского языка и исторического содержания, что делает ее одним из основных источников по истории зулусов, но и как пример работы одного из членов группы новообращенных в христианство, получивших миссионерское образование, известных в Южной Африке как амаховла ( верующие), которые ознаменовали переход от устной традиции к письменной культуре. [ 1 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Фьюз умер в 1922 году. [ 1 ] Подборка его работ хранится в коллекции Кэмпбелла Университета Квазулу-Натал. [ 2 ] В 2011 году он стал героем биографии Хлонифы Мокоэны «Магема Фьюз: Создание интеллектуала Холва» , опубликованной издательством Университета Квазулу-Натал. [ 5 ] [ 6 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]- «Индаба Ка'Магема» и «История Магемы» в книге Джона Уильяма Коленсо, трех местных рассказов о визите епископа Натала в сентябре и октябре 1859 года к Умпанде, королю зулусов и т . д . 1860. стр. 1–13 и стр. 107–121.
- «Визит к королю Кетшвайо», журнал MacMillan's Magazine , 1878 год.
- Вот откуда берутся черные люди Частное издание, 1922 г.
- Черные люди и откуда они пришли . Переведено Гарри Кэмпом Лаггом и отредактировано Энтони Тревором Коупом. Университет Наталь Пресс, Питермарицбург, 1979. (Библиотека Килли Кэмпбелл Африкана. Серия переводов, № 1) ISBN 0869801678
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час "Fuze, Magema" Хлонифы Мокоэны в Эммануэль Кваку Акьемпонг и Генри Луи Гейтс младший (редакторы) (2012). Словарь африканской биографии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Том. 2. С. 403–405. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фьюз, Документы Магемы Магваза. Коллекции Кэмпбелла, Университет Квазулу-Наталь. Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Дрейпер, Джонатан А. (2000). «Епископ и бриколер: комментарий епископа Джона Уильяма Коленсо к Посланию к римлянам и книге Магемы Камагваза Фузе «Черные люди и откуда они пришли » . Библия в Африке: операции, траектории и тенденции . Джеральд О. Уэст и Муса В. Дьюб (ред.) Лейден: Brill. стр. 415–454 (стр. 439). ISBN 978-0-391-04111-0 .
- ^ «Некоторые местные писатели в Южной Африке» Алисы Вернер, Журнал африканского общества , Том. 30, № 118 (1931), стр. 27–39.
- ^ Хлонифа Мокоэна. Архивировано 30 июля 2018 года на сайте Wayback Machine blackportraitures.info. Проверено 2 августа 2018 года.
- ^ «Рецензии на книги Хлонифа Мокоэна. Магема Фьюз: Становление интеллектуала-холва . Мосс Машамайте, Второе пришествие: Жизнь и времена Пиксли ка Исака Семе, Основатель АНК , Ти Джей Талли и Скотт Купер, Журнал Натала и История Зулу , Том 30 (2012), № 1, стр. 101–106. (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мокоена, Хлонифа, «Собрание читателей: Магема Фьюз и его читатели Ilanga Lase Natal» , Журнал южноафриканских исследований , Vol. 35, № 3 (сентябрь 2009 г.), стр. 595–607.