Музыка в движении против апартеида
Часть серии о |
Апартеид |
---|
Режим апартеида в Южной Африке начался в 1948 году и продлился до 1994 года. Он включал систему институционализированной расовой сегрегации и белого превосходства , а также передал всю политическую власть в руки белого меньшинства . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Оппозиция апартеиду проявлялась по-разному, включая бойкоты, ненасильственные протесты и вооруженное сопротивление. [ 4 ] Музыка сыграла большую роль в движении против апартеида в Южной Африке, а также в международной оппозиции апартеиду. [ 5 ] [ 6 ] Влияние песен, выступающих против апартеида, включало повышение осведомленности, мобилизацию поддержки движения против апартеида, построение единства внутри этого движения и «представление альтернативного видения культуры в будущей демократической Южной Африке». [ 7 ]
Лирическое содержание и тон этой музыки отражали атмосферу, в которой она была написана. Музыка протеста 1950-х годов, вскоре после начала апартеида, явно обращалась к недовольству людей по поводу законов о пропусках и принудительного переселения. После резни в Шарпевиле в 1960 году и ареста или изгнания ряда лидеров песни стали более мрачными, а усиление цензуры вынудило их использовать тонкие и скрытые смыслы. [ 8 ] Песни и выступления также позволяли людям обходить более строгие ограничения на другие формы самовыражения. [ 6 ] В то же время песни сыграли роль в более воинственном сопротивлении, которое началось в 1960-х годах. Восстание в Соуэто в 1976 году привело к возрождению, а такие песни, как « Soweto Blues », поощряли более прямой вызов правительству апартеида. Эта тенденция усилилась в 1980-х годах, когда смешанные расово-смешанные группы проверяли законы апартеида, прежде чем они были демонтированы с освобождением Нельсона Манделы в 1990 году и возможным восстановлением правления большинства в 1994 году. [ 8 ] На протяжении всей своей истории музыка против апартеида в Южной Африке сталкивалась со значительной цензурой со стороны правительства, как напрямую, так и через Южноафриканскую радиовещательную корпорацию ; кроме того, музыканты, выступающие против правительства, столкнулись с угрозами, преследованиями и арестами.
Музыканты из других стран также участвовали в сопротивлении апартеиду, выпуская музыку, критикующую правительство Южной Африки, и участвуя в культурном бойкоте Южной Африки, начиная с 1980 года. Примеры включают « Бико » Питера Гэбриэла , « Город Солнца » группы «Объединенные художники против апартеида » и концерт в честь 70-летия Нельсона Манделы . Выдающиеся южноафриканские музыканты, такие как Мириам Макеба и Хью Масекела , вынужденные покинуть страну, также выпустили музыку, критикующую апартеид, и эта музыка оказала значительное влияние на западную популярную культуру, способствуя «моральному возмущению» по поводу апартеида. [ 9 ] Ученые заявили, что музыка против апартеида в Южной Африке, хотя ей и уделялось меньше внимания во всем мире, сыграла не менее важную роль в оказании давления на правительство Южной Африки.
Предыстория и происхождение
[ редактировать ]Расовая сегрегация в Южной Африке началась с прибытием голландских колонистов в Южную Африку в 1652 году и продолжалась после этого на протяжении веков британского правления. [ 4 ] [ 10 ] Расовое разделение значительно усилилось после того, как британцы взяли под полный контроль Южную Африку в конце 19 века и в начале 1900-х годов приняли ряд законов, разделяющих расовые группы. [ 4 ] Закон 1923 года о коренных жителях (городских территориях) вынудил чернокожих южноафриканцев покидать города, если они не приехали туда работать на белых людей, и исключил их из любой роли в правительстве. [ 4 ] Система апартеида была внедрена Африканерской национальной партией (НП) после того, как она пришла к власти в 1948 году, и оставалась в силе в течение 46 лет. . белому меньшинству В это время вся политическая власть принадлежала [ 1 ] [ 4 ] [ 11 ] означает «отдельность» «Апартеид» на языке африкаанс и предполагает жестокую систему расовой сегрегации . [ 4 ] [ 10 ] Чернокожие южноафриканцы были вынуждены жить в бедных поселках и были лишены основных прав человека . [ 4 ] основано на идее, что Южная Африка принадлежала белым людям. [ 11 ] Видной фигурой в реализации законов апартеида был Хендрик Фервурд , который был первым министром по делам коренных народов, а затем премьер-министром в правительстве НП. [ 4 ] [ 10 ]
Эта система встретила значительное сопротивление как внутри Южной Африки, так и за ее пределами. Оппозиция за пределами страны часто принимала форму бойкотов ЮАР. [ 4 ] Внутри страны сопротивление варьировалось от слабо организованных групп до тесно сплоченных, от ненасильственных протестов до вооруженной оппозиции со стороны Африканского национального конгресса . [ 4 ] На протяжении всего этого процесса музыка играла большую роль в сопротивлении. [ 4 ] [ 6 ] Музыка использовалась в Южной Африке для протеста против расовой сегрегации до начала апартеида в 1948 году. АНК был основан в 1912 году и начинал и заканчивал свои собрания гимном « Нкоси Сикелель в Африке », ранним примером музыки сопротивления. к расовой сегрегации. [ 4 ] Другим таким примером был «Акт iLand» RT Caluza , который протестовал против Закона о коренных землях и также был принят АНК в качестве гимна. [ 12 ] Комментатор Микела Вершбоу написала, что музыка движения против апартеида и расовой сегрегации «отражает расширяющийся разрыв» между различными расовыми группами, а также является попыткой «коммуницировать через него». [ 4 ] Музыка в Южной Африке начала иметь явно политический подтекст в 1930-х годах, когда музыканты пытались включать африканские элементы в свои записи и выступления, чтобы делать политические заявления. [ 13 ] В 1940-х годах артисты начали использовать музыку для критики государства, но не напрямую в ответ на расовую сегрегацию, а в ответ на преследование артистов. Артисты не считали свою музыку прямо политической: Мириам Макеба заявляла: «Люди говорят, что я пою политику, но то, что я пою, - это не политика, это правда». [ 14 ]
Южноафриканская музыка
[ редактировать ]1950-е: принятие законов и переселение
[ редактировать ]По мере того, как в 1950-х годах правительство апартеида укреплялось, [ 15 ] музыканты стали рассматривать свою музыку как более политическую по своему характеру, отчасти благодаря кампании Африканского национального конгресса по увеличению его поддержки. [ 13 ] Активист АНК и профсоюзный деятель Вуйисиле Мини был одним из пионеров использования музыки в знак протеста против апартеида. Он написал «Ndodemnyama we Verwoerd» («Берегись, Фервурд») на языке коса . Поэт Джереми Кронин заявил, что Мини была воплощением силы, которую песни создали в защитном движении. [ 4 ] [ 6 ] Мини был арестован в 1963 году за «политические преступления» и приговорен к смертной казни; сокамерники рассказали, что он пел «Ндодемньяма», когда шел на виселицу. Песня приобрела устойчивую популярность, и ее пели до тех пор, пока правительство апартеида не рухнуло такими артистами, как Макеба и Африка Бамбаатаа . [ 4 ] [ 6 ] Песни протеста стали в целом более популярными в 1950-е годы, когда ряд музыкантов начали выражать явную оппозицию апартеиду. «uDr. Malan Unomthetho Onzima» («Правительство доктора Малана сурово») Дороти Масука стала широко известна, как и ряд песен других женщин-композиторов, написанных в рамках кампании против ношения пропусков . [ 16 ] который требовал, чтобы чернокожие граждане всегда имели при себе документ, подтверждающий их расовую и племенную принадлежность. [ 17 ]
В 1954 году правительство НП приняло Закон о переселении банту , который, наряду с Законом о групповых территориях 1950 года , насильственно переселил миллионы южноафриканцев в поселки в зонах расовой сегрегации. [ 4 ] Это было частью плана по разделению страны на ряд более мелких регионов, включая крошечные, обедневшие бантустаны , где должны были жить чернокожие люди. [ 10 ] В 1955 году поселение Софиатаун было разрушено, и его 60 000 жителей переехали, многие из которых перебрались в поселение, известное как Медоулендс . [ 4 ] До переезда Софиатаун был центром африканской джазовой музыки. [ 18 ] Этот шаг послужил вдохновением для написания песни « Meadowlands » Страйком Вилакези . Как и многие другие песни того времени, ее популяризировала как внутри страны, так и за ее пределами Мириам Макеба. [ 4 ] В песне Макебы «Sophiatown is Gone» также упоминается переезд из Софиатауна, как и в «Bye Bye Sophiatown» группы Sun Valley Sisters . [ 19 ] В этот период также часто использовалась музыка, не связанная напрямую с движением: Коммунистическая партия Южной Африки использовала такую музыку для своих танцев по сбору средств, а дозорные пели песню «Udumo Lwamaphoyisa» («Сильные полицейские силы»), чтобы предупредить присутствие полиции и рейды по продаже спиртных напитков. [ 19 ]
1960-е: резня в Шарпевиле и воинственность
[ редактировать ]Резня в Шарпевиле произошла 21 марта 1960 года, после чего апартеид усилился, а политическое инакомыслие все больше подавлялось. АНК и Панафриканская конференция были запрещены, а 169 чернокожих лидеров предстали перед судом за государственную измену. Ряд музыкантов, в том числе Макеба, Хью Масекела , Абдулла Ибрагим , Йонас Гвангва , Крис МакГрегор и Киппи Моэкетси, отправились в изгнание. [ 19 ] [ 20 ] Некоторые, такие как Макеба и Масекела, начали использовать свою музыку для повышения осведомленности об апартеиде. [ 21 ] Те музыканты, которые остались, столкнулись с ограничением своей деятельности. В новых поселках, куда были переселены чернокожие люди, не было условий для отдыха, а большие собрания людей были запрещены. Южноафриканская радиовещательная корпорация ужесточила правила вещания, предотвращая выход в эфир «подрывной» музыки. Запись Масуки, посвященная убийству Патриса Лумумбы, привела к рейду на ее студию и объявлению ее в розыск, что лишило ее возможности жить в Южной Африке в течение следующих 30 лет. [ 22 ]
Новые поселки, в которые были переселены чернокожие люди, несмотря на их «мрачный» характер, также вдохновили политически окрашенную музыку, и эта тенденция продолжалась до 1970-х годов. « В Соуэто » издание The Minerals охарактеризовало как «заразительный праздник места» и способности его жителей построить там сообщество. [ 23 ] «Яхаль Инхомо» («Рев быка», 1968) Уинстона «Манкунку» Нгози был джазовым гимном, который также выражал политическую энергию того периода. Театральные представления с музыкой также были характерной чертой поселков, часто едва избегая цензуры. [ 23 ] Культурная изоляция, вызванная апартеидом, привела к тому, что артисты Южной Африки создали местные адаптации популярных жанров, включая рок-музыку, соул и джаз. [ 23 ]
Поскольку правительство становилось все более жестким в своей реакции на растущие протесты, сопротивление перешло от полностью ненасильственного к вооруженным действиям. [ 4 ] Нельсон Мандела и другие лидеры АНК основали « УМхонто ве Сизве» (МК), воинственное крыло АНК, которое начало кампанию саботажа. В этот период музыку часто называли «оружием борьбы». [ 4 ] Среди членов «МК», находящихся в тренировочных лагерях, большую популярность приобрела песня «Собашийабазали» («Мы уйдем от родителей»), напоминающая о боли, связанной с выходом из дома. [ 4 ] Пение Тойи-тойи также стало популярным в этот период и часто использовалось для создания чувства силы среди больших групп с целью запугивания правительственных войск. [ 4 ]
1970-е: культурные группы АНК и восстание в Соуэто.
[ редактировать ]В начале 1970-х годов АНК придерживался убеждения, что его основной деятельностью является политическая организация, а любая культурная деятельность является второстепенной по отношению к ней. Это убеждение начало меняться с созданием Культурного ансамбля Майибуе в 1975 году и Культурного ансамбля Амандла позже, в 1970-х годах. [ 24 ] «Майбуйе» была основана в результате того, что все большее число активистов АНК утверждали, что культурные мероприятия должны стать частью их работы и могут быть использованы для повышения осведомленности об апартеиде, сбора поддержки и стимулирования политических перемен. Группу основали активисты АНК Барри Файнберг и Ронни Касрилс , которые назвали ее в честь лозунга Mayibuye iAfrika (Пусть Африка вернется). [ 25 ] Группа состояла из нескольких южноафриканских исполнителей и использовала в своих выступлениях смесь песен, стихов и повествований, описывающих жизнь при правительстве апартеида и их борьбу с ним. Песни часто исполнялись в трех- или четырехголосном созвучии . [ 25 ] Группа выступала более 200 раз по всей Европе и считалась культурным подразделением АНК. Группа испытала личные и организационные трудности и распалась в 1980 году. [ 25 ]
В 1976 году правительство Южной Африки решило ввести использование африкаанса в качестве языка обучения во всех школах вместо английского языка. В ответ старшеклассники начали серию протестов, которые стали известны как Восстание в Соуэто . [ 10 ] В нем приняли участие 15 000–20 000 студентов; полиция, застигнутая врасплох, открыла огонь по протестующим детям. [ 26 ] [ 27 ] По оценкам, 700 человек погибли и более тысячи получили ранения. [ 27 ] Убийства спровоцировали продолжавшиеся несколько месяцев беспорядки в поселках Соуэто, и протесты стали важным моментом для движения против апартеида. [ 10 ] Хью Масекела написал Soweto Blues в ответ на резню, и песня была исполнена Мириам Макеба, став стандартной частью живых выступлений Макебы на многие годы. [ 28 ] «Soweto Blues» была одной из многих меланхоличных песен, написанных Масекелой в этот период, в которых выражалась его поддержка борьбы против апартеида, наряду с «Been Gone Far Too Long», «Mama» и «The Coal Train». [ 29 ] Песни, написанные после восстания в Соуэто, в целом носили политический характер, но использовали скрытый смысл, чтобы избежать подавления, особенно когда движение против апартеида набирало обороты. [ 30 ] В песне группы Juluka метафора борьбы быков использовалась, чтобы намекнуть на падение апартеида. Многие песни этого периода стали настолько широко известны, что их тексты часто видоизменялись и адаптировались в зависимости от обстоятельств, делая их авторство коллективным. [ 30 ] Пианист Абдулла Ибрагим использовал чисто музыкальные приемы для передачи подрывных посланий, включая в свои импровизации мелодии из песен свободы. Ибрагим также написал « Манненберг », названный «самым мощным гимном борьбы 1980-х годов», в котором не было слов, но он опирался на ряд аспектов черной южноафриканской культуры, включая церковную музыку, джаз, мараби и блюз. создать произведение, передающее ощущение свободы и культурной самобытности. [ 30 ]
Значение движения против апартеида среди южноафриканских изгнанников возросло в конце 1970-х годов, отчасти благодаря деятельности Майибуе. Культурный ансамбль Амандла объединился среди воинствующих участников АНК, живших в Анголе и других местах в этот период под влиянием Майибуе, а также Всемирного фестиваля искусств и культуры чернокожих , который проводился в Нигерии в 1977 году. [ 31 ] Как и в случае с Майибуе, группа пыталась использовать свои выступления для повышения осведомленности и обеспечения поддержки АНК; однако они полагались в основном на новый материал, написанный их собственными участниками, такими как Джонас Гвангва . Популярные песни в исполнении группы были выбраны или адаптированы к милитаристскому, более быстрому тону и темпу; в то же время тон выступления группы имел тенденцию быть более утвердительным, но менее антагонистическим и саркастичным, чем у Майибуе. [ 24 ] Членам часто было трудно найти баланс между своими обязательствами перед ансамблем и военной деятельностью, которая часто рассматривалась как их основная работа; некоторые, такие как Номхоси Мини, дочь Вуйисиле Мини, были убиты в ходе военных действий, когда выступали с Амандлой. [ 31 ] Такие артисты также сталкивались с давлением использовать свои выступления исключительно на службе политического движения, без денежного вознаграждения. [ 23 ] Амандла тщательно подготовила музыкальные и театральные представления с гораздо большим ансамблем, чем Майибуе, в который входил джаз-бэнд. [ 31 ] Влияние этих групп продлилось и после 1970-х годов: в 1982 году в Ботсване была проведена конференция «Культура и сопротивление», а в 1985 году АНК учредил «Департамент искусств и культуры». [ 31 ]
1980-е: Прямое противостояние
[ редактировать ]В 1980-е годы усилились протесты против апартеида со стороны черных организаций, таких как Объединенный демократический фронт . [ 1 ] Музыка протеста снова стала прямой критикой государства; примеры включают «Longile Tabalaza» Роджера Люси , который атаковал тайную полицию через тексты песен о молодом человеке, который арестован полицией и умирает в заключении. [ 30 ] Протестующие в 1980-х годах вышли на улицы с намерением сделать страну «неуправляемой», и музыка отражала эту новую воинственность. Крупные протесты произошли после инаугурации «трехпалатного» парламента (в котором было отдельное представительство для индийцев, цветного населения и белых южноафриканцев, но не для чернокожих южноафриканцев) в 1984 году, а в 1985 году правительство провозгласило состояние чрезвычайная ситуация. Музыка становилась все более радикальной и актуальной по мере того, как протесты росли в размерах и количестве, теперь часто ссылаясь и восхваляя партизанские движения, которые набрали обороты после восстания в Соуэто. [ 32 ] Песня «Шона Маланга» («День Шейлы»), изначально посвященная домашним работникам, была адаптирована для обозначения партизанского движения. Тойи-тойи снова использовались в столкновениях с правительственными войсками. [ 32 ]
Правительство, в котором доминируют африканеры, стремилось противодействовать этому введением все более частых чрезвычайных положений. В этот период лишь несколько африканеров выразили настроения против апартеида. [ 1 ] Движение Voëlvry среди африканеров началось в 1980-х годах в ответ на открытие мобильной студии звукозаписи Shifty . [ 33 ] Воэлври стремился выразить оппозицию апартеиду на языке африкаанс . [ 33 ] Целью музыкантов Voëlvry было убедить африканерскую молодежь в тех изменениях, которые должна претерпеть их культура для достижения расового равенства. [ 33 ] Видными участниками этого явления были Ральф Раби под сценическим псевдонимом Йоханнес Керкоррель , Андре дю Туа и Бернольдус Ниманд . [ 33 ] Расово интегрированные группы, играющие различные виды фьюжн, стали более распространенными по мере развития 1980-х годов; их аудитория пришла из разных расовых групп, что само по себе является подрывным актом, поскольку расовая сегрегация все еще была заложена в закон. [ 34 ] Расово-смешанная группа Джулука, возглавляемая Джонни Клеггом , оставалась популярной на протяжении 1970-х и начала 1980-х годов. [ 35 ] Правительство пыталось использовать эту популярность, спонсируя многоязычную песню под названием «Вместе мы построим светлое будущее», но ее выпуск в период больших политических волнений вызвал еще больший гнев на правительство, и протесты вынудили песню быть отозвано до начала коммерческих продаж. [ 34 ]
Среди самых популярных песен против апартеида в Южной Африке была « Верни его домой (Нельсон Мандела) » Хью Масекелы. [ 21 ] Нельсон Мандела был большим поклонником музыки Масекелы и в день рождения Масекелы в 1985 году тайно переправил ему письмо с выражением своих добрых пожеланий. Масекела был вдохновлен написать в ответ «Верни его домой». [ 36 ] Сэм Радитлхало пишет, что получение письма Манделы и написание книги «Верните его домой» ознаменовали, что Масекелу заклеймили как активиста, выступающего против апартеида. [ 37 ] Мандела также упоминалась в « Черном президенте » Бренды Фасси ; Эта песня, написанная в 1988 году, явно отсылает к будущему президентству Манделы. [ 38 ] Мандела был освобожден в 1990 году и после освобождения отправился в турне по Северной Америке вместе с Винни. В Бостоне он танцевал, пока после его выступления играла «Bring Him Back Home». [ 39 ] Освобождение Манделы вызвало появление ряда праздничных песен. В их число входила «песня мира», написанная Чикко Твала с участием ряда артистов, в том числе Масекелы, Фасси и Ивонн Чака Чака . Доходы от этой работы пошли в фонд «Жертвы насилия». В 1994 году в Южной Африке было восстановлено правление большинства, положив конец периоду апартеида. [ 40 ] [ 6 ]
За пределами Южной Африки
[ редактировать ]Музыканты из других стран также участвовали в сопротивлении апартеиду. Несколько музыкантов из Европы и Северной Америки отказались выступать в Южной Африке во время режима апартеида: в их число входили The Beatles , The Rolling Stones и The Walker Brothers . [ 21 ] После резни в Шарпевиле в 1960 году Союз музыкантов Великобритании объявил бойкот правительству. [ 21 ] Первым южноафриканским активистом, получившим широкое внимание за пределами Южной Африки, был Стив Бико, который умер под стражей в полиции в 1977 году. [ 21 ] Его смерть вдохновила на создание ряда песен исполнителей за пределами страны, в том числе Тома Пакстона и Питера Хэммилла . [ 21 ] Самой известной из них стала песня « Biko » Питера Гэбриэла . [ 21 ] [ 41 ] U2 Солист Боно был среди тех, кто сказал, что в этой песне он впервые услышал об апартеиде. [ 21 ] Музыканты из других частей Африки также писали песни в поддержку движения; из Нигерии Сонни Окосун привлек внимание к апартеиду такими песнями, как «Fire in Soweto», которую газета Los Angeles Times назвала «зажигательным регги-джемом». [ 42 ] [ 43 ]
Культурный бойкот
[ редактировать ]Культурный бойкот правительства апартеида был предложен в 1954 году английским англиканским епископом Тревором Хаддлстоном . В 1968 году Организация Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой просила своих членов разорвать любые «культурные, образовательные и спортивные связи с расистским режимом», тем самым оказав давление на музыкантов и других исполнителей, чтобы они не выступали в Южной Африке. [ 44 ] В 1980 году ООН приняла резолюцию, разрешающую культурный бойкот Южной Африки. В резолюции упоминается Нельсон Мандела , и его авторитет еще больше повысился после того, как АНК решил сосредоточить свою кампанию на нем в 1982 году, через 20 лет после того, как он был заключен в тюрьму. [ 21 ] В 1983 году Special AKA выпустили песню « Free Nelson Mandela », оптимистичный финал их дебютного альбома, который в целом был мрачным. [ 21 ] Песня была спродюсирована Элвисом Костелло , и ее сопровождал припев, состоящий из участников Specials и The Beat, что создавало атмосферу «радостной солидарности». [ 21 ] Текст к песне написал Джерри Даммерс . [ 21 ] Даммерс также основал британское отделение организации «Объединенные художники против апартеида» . [ 21 ] Песня была быстро подхвачена движением против апартеида. Его использовали ООН и АНК, и демонстранты часто пели его во время маршей и митингов. Припев был запоминающимся и простым, поэтому его легко запомнить. [ 21 ] Даммерс использовал связь с движением против апартеида для популяризации песни, поместив изображение Манделы на лицевую сторону обложки альбома и разместив информацию о режиме апартеида на оборотной стороне. [ 21 ]
В конце 1980-х Пол Саймон вызвал споры, когда решил записать свой альбом Graceland в Южной Африке вместе с рядом чернокожих африканских музыкантов. Он подвергся резкой критике за нарушение культурного бойкота. [ 9 ] [ 45 ] В 1987 году он утверждал, что получил разрешение от АНК: однако ему опроверг Дали Тамбо , сын президента АНК Оливера Тамбо и основатель организации «Объединенные художники против апартеида». [ 45 ] В качестве выхода из скандала Хью Масекела, знавший Саймона много лет, предложил совместный музыкальный тур, в который войдут песни Грейсленда , а также чернокожих южноафриканских исполнителей. [ 45 ] Мириам Макеба была среди музыкантов, принявших участие в туре Graceland Tour . [ 45 ] Масекела оправдал тур, заявив, что культурный бойкот привел к «отсутствию роста» южноафриканской музыки. Однако, когда группа выступала в Великобритании в Королевском Альберт-Холле , снаружи прошли протесты, в которых Даммерс участвовал вместе с Билли Брэггом и Полом Уэллером . [ 45 ] Песни, исполненные в туре, включали "Soweto Blues" в исполнении Макебы, а также многие другие песни против апартеида. [ 28 ]
Сан-Сити и последствия
[ редактировать ]В тот же период, когда разгорелся спор по поводу «Грейсленда», Стивен ван Зандт , расстроенный тем, что артисты из Европы и Северной Америки были готовы выступать в Сан-Сити , роскошном курорте только для белых на «родине» Бопутатсваны , убедил артисты, в том числе Боно, Брюс Спрингстин и Майлз Дэвис , собрались вместе, чтобы записать сингл «Sun City», который был выпущен в 1985 году. [ 46 ] [ 21 ] Сингл достиг своей цели - заклеймить курорт. [ 21 ] Альбом был описан как «самый политический из всех благотворительных рок-альбомов 1980-х». [ 47 ] «Сан-Сити» открыто критиковал внешнюю политику президента США Рональда Рейгана , заявляя, что тот не смог принять решительных мер против апартеида. [ 48 ] В результате только около половины американских радиостанций крутили «Сан-Сити». [ 48 ] Между тем, "Sun City" имел большой успех в странах, где радиостанции практически не сопротивлялись пластинке или ее посланиям, достигнув 4-го места в Австралии, 10-го места в Канаде и 21-го места в Великобритании. [ 49 ]
В последующие годы был выпущен ряд известных песен против апартеида. Стиви Уандер выпустил « It’s Wrong », а также был арестован за протест против апартеида возле посольства ЮАР в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 21 ] Популярной среди молодой аудитории была песня « I’ve Never Met a Nice South African » группы Spitting Image , которая выпустила эту песню как би-сайд к своей успешной « The Chicken Song ». [ 21 ] Эдди Грант , гайано-британский регги- музыкант, выпустил " Gimme Hope Jo'anna " (Джо'Анна - это Йоханнесбург). Другие исполнители выпустили музыку, в которой упоминался Стив Бико. [ 21 ] Песня Лаби Сиффра « (Something Inside) So Strong », вошедшая в пятерку лучших хитов Великобритании в 1987 году, была принята в качестве гимна борьбы с апартеидом. [ 50 ]
В 1988 году Даммерс и Джим Керр , вокалист Simple Minds , организовали концерт в честь 70-летия Манделы . Концерт прошел на стадионе «Уэмбли » и завершился песнями «Biko», «Sun City» и «Bring Him Back Home». [ 21 ] Даммерс и Simple Minds также исполнили свои собственные песни против апартеида: «Free Nelson Mandela» и « Mandela Day » соответственно. Среди других исполнителей, выступавших на концерте, были Стиви Уандер, Уитни Хьюстон , Стинг , Salt-N-Pepa , Dire Straits и Eurythmics . [ 50 ] Мероприятие транслировалось для телеаудитории, насчитывающей около 600 миллионов человек. Политические аспекты концерта подверглись жесткой цензуре в Соединенных Штатах телекомпанией Fox , которая переименовала его в «Фестиваль свободы». [ 51 ] [ 50 ] Использование музыки для повышения осведомленности об апартеиде принесло свои плоды: опрос после концерта показал, что среди людей в возрасте от 16 до 24 лет три четверти знали о Нельсоне Манделе и поддержали его освобождение из тюрьмы. [ 21 ] Хотя культурный бойкот позволил изолировать правительство апартеида в культурном отношении, он также затронул музыкантов, которые работали против апартеида в Южной Африке; таким образом, Джонни Клеггу и Савуке запретили выступать на концерте. [ 46 ]
Лирические и музыкальные темы
[ редактировать ]В текстах протестной музыки против апартеида часто использовались подрывные смыслы, скрытые под безобидными текстами, отчасти из-за цензуры, которой они подвергались. Для передачи смысла использовались и чисто музыкальные приемы. [ 9 ] Тенденция к использованию скрытого смысла усилилась по мере того, как правительство становилось менее терпимым с 1950-х по 1980-е годы. [ 9 ] Популярные песни протеста 1950-х годов часто напрямую обращались к политикам. В песне Mini "Ndodemnyama we Verwoerd" Хендрику Фервурду говорилось: "Naants'indod'emnyama, Verwoerd bhasobha" (остерегайтесь наступающих чернокожих), а в песне, посвященной законам о пропусках 1956 года, содержалась фраза "Hey Strydom, Wathint'a bafazi, way ithint'imbodoko uzaKufa» (Стридом, теперь, когда ты коснулся женщин, ты ударился о камень, ты сдвинул валун, и ты будешь раздавлен). [ 16 ] [ 6 ] После резни в Шарпевиле песни стали менее критичными по отношению к правительству и более скорбными. «Тхина Сизве» содержала упоминания об украденной земле и описывалась как изображение эмоционального опустошения, а «Сензени На» («Что мы сделали») достигало того же эффекта, повторяя эту фразу несколько раз. [ 52 ] Некоторые музыканты адаптировали безобидные популярные мелодии и изменили тексты, избежав тем самым цензуры. [ 6 ] Восстание в Соуэто ознаменовало поворотный момент в движении, поскольку песни, написанные в 1980-х годах, снова стали более прямыми, с появлением таких музыкантов, как Люси, которые «верили в то, что нужно говорить прямо в лицо, говорить-как-это». это подход». [ 32 ] Тексты этого периода включали такие призывы, как «Они лгут самим себе. Арестовать нас, убить нас не получится. Мы все равно будем сражаться за нашу землю» и «Белые не ведут с нами переговоры, так что давайте сражаться». ". [ 32 ]
Ряд южноафриканских «песен свободы» имели музыкальное происхождение от маквая , или хоровой музыки , которая сочетала в себе элементы христианских гимнов с традиционными южноафриканскими музыкальными формами. Песни часто были короткими и повторяющимися, в них использовалась структура «призыв-ответ». [ 53 ] Музыка была в основном на языках коренных народов, таких как коса или зулу , а также на английском языке. Мелодии, используемые в этих песнях, часто были очень простыми. [ 53 ] Песни движения изображали основные символы, которые были важны в Южной Африке, переосмысливая их как послание сопротивления апартеиду. [ 33 ] Эта тенденция началась десятилетия назад, когда южноафриканские джазовые музыканты добавили африканские элементы в джазовую музыку, адаптированную из Соединенных Штатов в 1940-х и 1950-х годах. [ 54 ] [ 55 ] Музыканты Voëlvry использовали рок-н-ролл для представления традиционных песен и символов африкаанс. [ 56 ] Группы, связанные с движением Black Consciousness джаз-фьюжн-группа Malombo , также начали включать традиционный материал в свою музыку: например, использовала традиционные ритмы народа венда , чтобы передать гордость за африканскую культуру, часто с музыкой, которая не носила явно политического характера. [ 57 ] В то время как музыканты, такие как Макеба, выступавшие за пределами Южной Африки, чувствовали себя обязанными писать политические тексты, музыканты внутри страны часто считали, что не существует разделения между революционной музыкой и, например, песнями о любви, потому что борьба за нормальную жизнь была также политический. Вуси Махласела писал в 1991 году: «Так кто же те, кто больше не пишет любовных стихов? Я хочу спеть песню о любви к той женщине, которая перепрыгнула через забор, будучи беременной, и все же родила здорового ребенка». [ 57 ]
Лирический и музыкальный тон песен протеста менялся в зависимости от обстоятельств, в которых они были написаны и сочинены. [ 8 ] Например, в тексте песни «Bring Him Back Home» Мандела упоминается «идущим рука об руку с Винни Манделой », его тогдашней женой. [ 58 ] Мелодия, использованная в песне, оптимистичная и похожа на гимн. В нем используется серия трубных риффов Масекелы, поддержанных большой серией аккордов. Веб-сайт музыкальных обзоров AllMusic описывает мелодию как «наполненную чувством товарищества и праздника, о которых говорится в текстах. Вокальный хор во время радостного припева чрезвычайно трогателен и жизнеутверждающ». [ 36 ] Напротив, тексты "Soweto Blues" относятся к детским протестам и последовавшей за ними резне во время восстания в Соуэто. [ 59 ] В обзоре говорилось, что в песне были «жгучие праведные тексты», которые «прорезали до костей». [ 60 ] В музыкальном плане песня имеет основу из мбаканга гитары , баса и перкуссии с несколькими канавками. Макеба использует это как платформу для полупроизнесенного и полупроизнесенного вокала, похожего на блюзовую музыку . [ 60 ]
Цензура и сопротивление
[ редактировать ]Правительство апартеида значительно ограничило свободу выражения мнений посредством цензуры, ограничило экономическую свободу и ограничило мобильность чернокожих людей. [ 6 ] Однако у него не было ресурсов для эффективного обеспечения цензуры письменных и записанных материалов. Правительство учредило Дирекцию публикаций в 1974 году на основании Закона о публикациях, но этот орган только реагировал на жалобы и принимал решения о запрете подаваемых ему материалов. [ 61 ] [ 62 ] В 1980-х годах этот орган официально запретил менее ста музыкальных произведений. [ 62 ] [ 61 ] Таким образом, музыка и выступления сыграли важную роль в распространении подрывных сообщений. [ 6 ]
Однако правительство использовало свой контроль над Южноафриканской радиовещательной корпорацией , чтобы предотвратить воспроизведение «нежелательных» песен (включая политическую или мятежную музыку, а также музыку с «кощунственными» или откровенно сексуальными текстами), а также для обеспечения соблюдения своего идеала культурного разделение между расовыми группами в дополнение к созданному им физическому разделению. [ 63 ] [ 62 ] Радио- и телепередачи были привязаны к конкретному региону, так что представители разных расовых групп получали разные программы, а музыка выбиралась с учетом идеологии правительства. [ 62 ] Музыка, в которой использовался сленг или несколько языков, подвергалась цензуре. [ 64 ] Исполнители были обязаны предоставить как свои тексты, так и музыку на рассмотрение комитета SABC, который запретил тысячи песен. [ 63 ] Например, с момента своего основания в 1982 году до конца 1980-х годов Shifty Records выпустила 25 музыкальных альбомов и семь синглов, запрещенных Управлением публикаций из-за политического содержания, и еще 16 — по другим причинам, таким как богохульство и непристойность. . [ 65 ]
В результате практики SABC звукозаписывающие компании начали оказывать давление на своих артистов, чтобы они избегали спорных песен, и часто также вносили изменения в песни, которые они выпускали. [ 66 ] Ожидалось, что отдельные люди также будут разделять свой музыкальный выбор по расовому признаку: группы смешанной расы иногда были вынуждены играть с некоторыми участниками за кулисами, а люди, которые слушали музыку, написанную представителями другой расы, сталкивались с подозрениями правительства. [ 32 ] Многие чернокожие музыканты столкнулись с преследованиями со стороны полиции; Йонас Гвангва заявил, что артистов часто останавливали и требовали объяснить свое присутствие в «белых» населенных пунктах. Чернокожим музыкантам запрещалось выступать на площадках, где продавался алкоголь, а исполнителям требовалось иметь дополнительный «ночной пропуск», чтобы иметь возможность работать по вечерам. [ 67 ] Дополнительные ограничения вводились правительством каждый раз, когда оно объявляло чрезвычайное положение, а для запрета материалов также использовалось законодательство о внутренней безопасности. [ 61 ] Музыка исполнителей за пределами страны также подвергалась цензуре; все песни The Beatles были запрещены в 1960-х годах, а музыка Стиви Уандера была запрещена в 1985 году, после того как он посвятил свою премию «Оскар» Манделе. [ 63 ] Две независимые радиостанции, Capital Radio и Radio 702, возникли в 1979 и 1980 годах соответственно. Поскольку они базировались на «независимых» территориях Транскея и Бопутатсваны соответственно, они номинально не были связаны постановлениями правительства. Хотя они, как правило, следовали решениям Директората, они также играли музыку таких групп, как Juluka, которые не были представлены SABC. Однако ни одна из станций не транслировала "Сан-Сити", когда она была выпущена в 1985 году, поскольку владельцы курорта Сан-Сити частично владели обеими станциями. [ 68 ]
Большое количество музыкантов, в том числе Масекела и Макеба, а также Абдулла Ибрагим были изгнаны правительством апартеида. Песни, написанные этими людьми, были запрещены к трансляции, как и все песни, выступающие против правительства апартеида. [ 4 ] Большинство песен того периода, направленных против апартеида, подвергались цензуре со стороны правительства апартеида. [ 21 ] «Верните его домой» был запрещен правительством Южной Африки после его выхода. Тем не менее, он стал частью числа музыкальных голосов, протестующих против режима апартеида. [ 69 ] и стала важной песней движения против апартеида в конце 1980-х годов. [ 70 ] Правительство ЮАР объявило его «чистым» после освобождения Манделы из тюрьмы в 1990 году. [ 71 ]
Артисты в Южной Африке иногда использовали тонкие тексты, чтобы избежать цензуры. [ 72 ] [ 21 ] [ 73 ] В песне «Weeping for His Band Bright Blue» Дэна Хеймана, «неохотно призывающегося в армию», использовался «Nkosi Sikenel' iAfrika», гимн запрещенного АНК, в качестве фона для символических текстов о человеке, живущем в страх перед угнетающим обществом. Цензор этого не заметил, и песня стала чрезвычайно популярной, заняв первое место на государственной радиостанции. [ 21 ] [ 74 ] Точно так же джазовые музыканты часто включали в свои импровизации мелодии песен свободы. [ 74 ] Ивонн Чака Чака использовала фразу «Завоевать мою дорогую любовь» вместо « Винни Мандела », а сборник, выпущенный Shifty Records, назывался «A Naartjie in Our Sosatie», что буквально означало «мандарин в нашем шашлыке», но представлял собой фразу «Анархия в нашем обществе», игру слов, не уловленную цензурой. [ 57 ] Кейт Береловиц позже заявил, что представил фальшивые тексты песен, заменив спорные термины безобидными, похожими по звучанию. [ 74 ] Некоторые артисты, однако, вообще избегали явно политической музыки: ученый Майкл Дрюетт писал, что даже когда музыканты избегали политических посланий, достижение финансового успеха «несмотря на отсутствие образования, бедность, городскую нищету и другие трудности, безусловно, было триумфом» и что такой успех было частью борьбы за нормальную жизнь в условиях апартеида. [ 75 ]
Другие группы использовали более прямые тексты и в результате столкнулись с цензурой и преследованиями. Savuka , многорасовая группа, часто подвергалась арестам или рейдам на их концертах за исполнение песни «Asimbonanga», посвященной Бико, Манделе и другим, связанным с движением против апартеида. [ 21 ] Музыкальный тур музыкантов Voëlvry столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны правительства. Массивная слежка и угрозы со стороны полиции вызвали проблемы в начале тура, из-за которых возникли проблемы с подходящим местом для выступления, и музыкантам пришлось играть в заброшенных зданиях. [ 1 ] После того, как Роджер Люси написал песню с критикой тайной полиции, они поздно ночью стали приходить к нему с угрозами, а во время одного из концертов ему залили слезоточивый газ в кондиционер. Продюсеры Люси были запуганы силовиками, а его музыкальные записи конфискованы: сам Люси отказался от музыкальной карьеры. Песня была запрещена, и за хранение ее копии человека могли посадить в тюрьму на пять лет. [ 72 ] [ 32 ] Музыкант и оратор Мзвахе Мбули столкнулся с более бурной реакцией: в него стреляли, а в его дом бросили гранату. После выхода своего первого альбома «Change is Pain» в 1986 году его арестовали и подвергли пыткам: альбом запретили. [ 72 ] [ 32 ] Концерты Джулуки иногда прерывались полицией, а музыкантов часто арестовывали в соответствии с «законами о пропусках» правительства апартеида. Когда их останавливали, чернокожих музыкантов часто просили сыграть для полиции, чтобы доказать, что они на самом деле музыканты. [ 72 ]
Анализ
[ редактировать ]Комментаторы заявили, что, как и во многих социальных движениях, музыка сыграла большую роль в сопротивлении апартеиду. В своей статье в журнале Inquiries Journal ученый Микела Вершбоу пишет, что, хотя музыка движения против апартеида не могла и не вызывала социальных изменений в изоляции, она действовала как средство объединения, как способ повышения осведомленности об апартеиде и позволяла люди разного культурного происхождения, чтобы найти общность. [ 4 ] Песни протеста часто использовались движением против апартеида как средство построения единства и вдохновения своих последователей. [ 21 ] По словам Вершбоу, «совместное владение песнями освобождения и возможность принятия их посланий в различных движениях позволяет им укреплять, мобилизовать и объединять сообщество». [ 4 ] Музыкальные и культурные выступления использовались южноафриканской диаспорой в нескольких целях, например, в культурных ансамблях АНК «Майибуйе» и «Амандла». Сами группы намеревались своими выступлениями повысить осведомленность об апартеиде за пределами Южной Африки (иногда описываемое как повышение осведомленности ), а также заручиться поддержкой своей деятельности, а также собрать средства для АНК. Кроме того, они выполняли роль «представителей альтернативного видения культуры в будущей демократической Южной Африке». [ 76 ]
Музыковед Энн Шуман пишет, что музыка протеста против апартеида стала частью западной популярной культуры, и эта музыка повлияла на «моральное возмущение» по поводу апартеида на Западе. [ 77 ] Культурный бойкот и критика, которую получил Пол Саймон за его нарушение, были примером того, насколько тесно музыка стала связана с политикой в отношении апартеида. [ 77 ]
Время от времени возникала напряженность между музыкантами, которые уехали в изгнание и поэтому могли выступать для гораздо более широкой аудитории и повышать ее осведомленность, и музыкантами, выступающими против апартеида, которые остались в Южной Африке. [ 4 ] Последняя группа получила значительно меньше внимания общественности, хотя Вершбоу утверждает, что она сыграла не менее важную роль в движении. [ 4 ] и Шуман утверждает, что именно оно оказало значительное давление на правительство апартеида. [ 77 ] Роль музыки в социальных изменениях в Южной Африке рассматривается в документальном фильме «Амандла!: Революция в четырехчастной гармонии» , выпущенном в 2002 году. В фильме особое внимание уделяется «освободительной музыке» борьбы против господства белых. [ 4 ]
Ученые предполагают, что устные традиции в целом и поэзия в частности могли сыграть свою роль в культурном сопротивлении апартеиду. Музыка и поэзия были более доступны для большого числа южноафриканцев, чем письменные материалы (отчасти из-за ограничений, налагаемых апартеидом). [ 77 ] Музыка, поэзия и рассказывание историй также стали частью повседневной жизни ряда южноафриканцев, и из этих традиций возникли песни протеста. [ 6 ] Кроме того, некоторые южноафриканцы традиционно считали поэзию законным средством критики власти, при этом поэтическая лицензия позволяла художникам говорить то, что в противном случае было бы неприемлемо. [ 77 ]
Яркие примеры
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список песен, упорядоченных в хронологическом порядке, которые были описаны учеными и комментаторами как важные примеры музыки в движении против апартеида.
- « Владыка Африки », 1897, Еноховое воскресенье . [ 4 ]
- « Акт iLand , год неизвестен, RT Caluza . [ 12 ]
- « Смерть Фервурда », год неизвестен, «Оживи меня». [ 6 ]
- « Сензени на? », год неизвестен, композитор неизвестен. [ 6 ]
- « Thina Sizwe », год неизвестен, композитор неизвестен. [ 6 ]
- « Луга », 1955, Страйк Вилакази . [ 6 ]
- « Доктор Малан Уномтето Онзима », год неизвестен, Дороти Масука . [ 14 ]
- « Софьятаун ушел », год неизвестен, Мириам Макеба . [ 14 ]
- « Прощай, Софиатаун , год неизвестен, Сестры Солнечной долины . [ 78 ]
- « Манненберг », 1974, Абдулла Ибрагим . [ 79 ]
- « Йоханнесбург », 1975, Гил-Скотт Херон . [ 21 ]
- « В Соуэто », 1975, Минералы . [ 23 ]
- « Соуэто Блюз », 1977, Хью Масекела/Мириам Макеба. [ 60 ]
- « Пожар в Соуэто », 1978, Сонни Окосун . [ 80 ] [ 42 ]
- «Африкаанс», 1979, «Воскресший оркестр » . [ 81 ]
- « Бико », 1980, Питер Гэбриэл . [ 80 ] [ 42 ]
- « Longile Tabalaza », год неизвестен, Роджер Люси . [ 79 ]
- « Свободный Нельсон Мандела », 1984, специальный выпуск . [ 21 ] [ 42 ]
- « Это неправильно (Апартеид) », 1985, Стиви Уандер . [ 45 ] [ 80 ]
- « Сан-Сити » (он же «Я не собираюсь играть в Сан-Сити»), 1985, Стивен Ван Зандт / Художники объединились против апартеида . [ 80 ] [ 42 ]
- « Нельсон Мандела », 1986, Юссу Н'Дур . [ 42 ]
- « (В ожидании) Поезда-призрака », 1986, Безумие . [ 82 ]
- « Я никогда не встречал милого южноафриканца », 1986, Spitting Image . [ 21 ]
- « Верни его домой », 1987, Хью Масекела . [ 21 ]
- « Он не сажал », 1987, Клегг / Савука Джонни [ 80 ] [ 42 ]
- « (Something Inside) So Strong », 1987, Лаби Сиффре . [ 50 ]
- « Плачущий », 1987, Дэн Хейманн / Bright Blue . [ 80 ]
- « День Манделы », 1988, Simple Minds . [ 42 ]
- « Конец близок », 1988, «Малопоэты » . [ 42 ]
- « Мой черный президент », 1989, Бренда Фасси . [ 80 ] [ 42 ] [ 38 ]
- « Нельсон Мандела », 1994, Сифо Мабузе . [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Грундлинг, Альберт (2004). « Раскачивание лодки»? Музыкальное движение «Voëlvry» в Южной Африке: анатомия африкаансского социального протеста против апартеида в восьмидесятые годы» (PDF) . Международный журнал африканских исторических исследований . 37 (3): 483–514. дои : 10.2307/4129042 . JSTOR 4129042 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2015 года . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Бартусис, Марк (2012). Гомес, Эдмунд; Премдас, Ральф (ред.). Позитивные действия, этническая принадлежность и конфликты . Нью-Йорк: Книги Рутледж. стр. 126–132. ISBN 978-0415627689 .
- ^ Мейн, Алан (1999). От политики прошлого к политике будущего: комплексный анализ текущих и новых парадигм . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. п. 52. ИСБН 978-0-275-96151-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Вершбоу, Микела Э. (2010). «Звуки сопротивления: роль музыки в движении против апартеида в Южной Африке» . Журнал запросов . 2 (6) . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ Дрюетт 2003 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Джолаошо, Тайо. «Песни о свободе против апартеида тогда и сейчас» . Журнал «Народные обычаи» . Смитсоновский институт . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Гилберт 2007 , стр. 435–436.
- ^ Jump up to: а б с Шуман 2008 , стр. 17–39.
- ^ Jump up to: а б с д Шуман 2008 , стр. 17–20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Галлахер, Майкл (17 июня 2002 г.). «Рождение и смерть апартеида» . Би-би-си . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б Анселл 2005 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Анселл 2005 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2008 , стр. 21–23.
- ^ Jump up to: а б с Шуман 2008 , с. 22.
- ^ Мюллер 2006 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2008 , стр. 22–25.
- ^ Анселл 2005 , с. 78.
- ^ Ansell 2005 , стр. 68–72.
- ^ Jump up to: а б с Шуман 2008 , стр. 24–26.
- ^ Анселл 2005 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Дориан Лински (6 декабря 2013 г.). «Нельсон Мандела: триумф песни протеста» . Хранитель . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ Шуман 2008 , стр. 24–27.
- ^ Jump up to: а б с д и Коплан 2005 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Гилберт 2007 , стр. 424–434.
- ^ Jump up to: а б с Гилберт 2007 , стр. 424–429.
- ^ Мюллер 2006 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Эз 2016 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б О'Коннор, Джон Дж. (19 мая 1987 г.). «Эмоциональная грация Пола Саймона» . Хроники Сан-Франциско . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Дламини, Нонхланхла (2014). «Память, пол и повествование». Ин Хоув, Мучативугва; Масемола, Кгомоцо (ред.). Стратегии репрезентации в авто/биографии: реконструкция и запоминание . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 24–35. ISBN 978-1-137-34033-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Шуман 2008 , стр. 26–30.
- ^ Jump up to: а б с д Гилберт 2007 , стр. 429–434.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шуман 2008 , стр. 29–33.
- ^ Jump up to: а б с д и Хопкинс, Пэт (2006). Voelvry: Движение, которое потрясло Южную Африку . Кейптаун: Zebra Press. ISBN 9781770071209 .
- ^ Jump up to: а б Шуман 2008 , стр. 32–35.
- ^ Коплан 2005 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Гринвальд, Мэтью. «Хью Масекела, верни его домой (Нельсон Мандела)» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Разведенка, 2009 г. , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б Коплан 2005 , с. 12.
- ^ Спратлинг, Кассандра (5 декабря 2013 г.). «Жители Детройта помнят Нельсона Манделу» . Детройт Фри Пресс . Архивировано из оригинала 9 марта 2015 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Шуман 2008 , с. 35.
- ^ Шуман 2008 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Нельсон Мандела и музыка: десять основных песен против апартеида - новейшие» . Лос-Анджелес Таймс . 5 декабря 2013 года . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Анкени, Джейсон. «Сынок Окосун» . Вся музыка . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Дрюетт 2003 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Денселоу, Робин (19 апреля 2012 г.). «Грейсленд Пола Саймона: признание и возмущение» . Хранитель . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Дрюетт 2003 , стр. 159–160.
- ^ «Сан-Сити: Художники объединились против апартеида» . Вся музыка. 7 декабря 1985 года . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Терк, Мэри (2008). Песня свободы: молодые голоса и борьба за гражданские права . Чикаго Ревью Пресс. стр. 104–114. ISBN 978-1-61374-326-3 .
- ^ Робертс, Дэвид (2006). Британские хит-синглы и альбомы (19-е изд.). Лондон: Книга рекордов Гиннеса. п. 31. ISBN 1-904994-10-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Хоган, Марк (5 декабря 2013 г.). «Нельсон Мандела RIP (1918–2013)» . spin.com . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Рид, Томас Вернон (2005). Искусство протеста: культура и активизм от движения за гражданские права на улицы Сиэтла . Университет Миннесоты Пресс. п. 174 . ISBN 978-0-8166-3770-6 .
- ^ Шуман 2008 , стр. 25–28.
- ^ Jump up to: а б Гилберт 2007 , стр. 424–426.
- ^ Ansell 2005 , стр. 58–61.
- ^ Анселл 2005 , с. 71.
- ^ Клоппер, Энни. « В яростном гневе я укусил руку, которая контролирует» – Расцвет африкаанс-панк-рок-музыки» . Розенберг Ежеквартально . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Шуман 2008 , стр. 27–31.
- ^ Гинелл, Ричард. «Хью Масекела завтра» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Ласк, Джон (11 ноября 2008 г.). «Мириам Макеба: Певице запретили въезд в родную Южную Африку за борьбу с апартеидом» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Чейни, Том (1 марта 1990 г.). «Мириам Макеба Велела». Музыкант (137): 84.
- ^ Jump up to: а б с Дрюетт 2003 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д Шуман 2008 , стр. 19–22.
- ^ Jump up to: а б с Дрюетт 2003 , стр. 154–155.
- ^ Дрюетт 2003 , с. 155.
- ^ Дрюетт 2016 .
- ^ Дрюетт 2003 , стр. 156–157.
- ^ Ansell 2005 , стр. 73–74.
- ^ Дрюетт 2003 , стр. 155–156.
- ^ Лински, Дориан (6 декабря 2013 г.). «Нельсон Мандела: триумф песни протеста» . Хранитель . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Мартин, Мишель. «Хью Масекела вспоминает о музыкальных мотивах Манделы» . NPR.org . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Янсен ван Ренсбург, Клаудия Элизабет (март 2013 г.). Институциональные проявления музыкальной цензуры и наблюдения в условиях апартеида в Южной Африке с особым упором на SABC с 1974 по 1996 год (степень магистра). Стелленбосский университет.
- ^ Jump up to: а б с д Дрюетт 2003 , с. 158.
- ^ Шуман 2008 , стр. 34–36.
- ^ Jump up to: а б с Дрюетт 2003 , стр. 158–159.
- ^ Дрюетт 2003 , с. 157.
- ^ Гилберт 2007 , стр. 434–436.
- ^ Jump up to: а б с д и Шуман 2008 , стр. 17–19.
- ^ Шуман 2008 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2008 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Время ЖИВОЕ. «Семь великих песен против апартеида: видео» . Время ЖИВОЕ . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Пауэлл, Марк Аллен (2002). Энциклопедия современной христианской музыки . Пибоди: Хендриксон. п. 755 . ISBN 978-1-56563-679-8 .
- ^ Рид, Джон (2010). Дом веселья История Мадессы . Омнибус Пресс. Глава 7. ISBN 9781783233342 .
Источники
[ редактировать ]- Анселл, Гвен (2005). Соуэто-блюз: джаз, популярная музыка и политика в Южной Африке . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-1753-4 .
- Коплан, Дэвид Б. (июль 2005 г.). «God Rock Africa: Мысли о политике в популярных выступлениях чернокожих в Южной Африке». Африканские исследования . 64 (1): 9–27. дои : 10.1080/00020180500139015 . S2CID 145099483 .
- Эз, М. (2016). Интеллектуальная история в современной Южной Африке . Спрингер. ISBN 978-0-230-10969-8 .
- Дрюетт, Майкл (2003). «Музыка в борьбе за конец апартеида: Южная Африка». В Клунан, Мартин; Гарофало, Риби (ред.). Полицейский поп . Филадельфия , Пенсильвания, США: Издательство Университета Темпл. стр. 153–165.
- Гилберт, Ширли (27 апреля 2007 г.). «Пение против апартеида: культурные группы АНК и международная борьба против апартеида» (PDF) . Журнал южноафриканских исследований . 33 (2): 421–441. дои : 10.1080/03057070701292848 . S2CID 145605467 . Проверено 26 октября 2016 г.
- Мюллер, Кэрол А. (июнь 2006 г.). «Новая африканская диаспора, искусственная среда и прошлое джаза». Этномузыкальный форум . 15 (1): 63–86. дои : 10.1080/17411910600634270 . S2CID 194059852 .
- Разведенный, Сэм (2009). «Самоизобретение Хью Масекела». JLS/TLW . 25 (1): 34–52.
- Шуман, Энн (2008). «Бит, победивший апартеид: роль музыки в сопротивлении апартеиду в Южной Африке» (PDF) . Венский журнал критических африканских исследований . 14 (8): 17–39 . Проверено 24 октября 2016 г.
- Дрюетт, Майкл (2016). «Shifty Records в условиях апартеида в Южной Африке: инновации в сопротивлении независимым звукозаписывающим компаниям». Журнал южноафриканского музыковедения . 35 .