Манненберг
«Манненберг» | |
---|---|
![]() Обложка альбома, на котором "Mannenberg" была первой из двух треков. Фотография Глэдис Уильямс, сделанная Абдуллой Ибрагимом. | |
Песня Dollar Brand ( Абдулла Ибрагим ) | |
из альбома Манненберг – Там, где это происходит | |
Выпущенный | 1974 год |
Жанр | Кейп-джаз |
Длина | 13 : 37 |
Композитор(ы) | Абдулла Ибрагим |
Продюсер(ы) | Рашид Валли |
« Mannenberg » — это джазовая песня южноафриканского музыканта Абдуллы Ибрагима , впервые записанная в 1974 году. Будучи изгнанным правительством апартеида , Ибрагим жил в Европе и США в 1960-х и 70-х годах, совершая краткие визиты на Юг. Африка для записи музыки. После успешного сотрудничества в 1974 году с продюсером Рашидом Валли и группой, в которую входили Бэзил Кутзи и Робби Янсен , Ибрагим начал записывать еще один альбом с этими тремя соавторами и группой поддержки, собранной Кутзи. Песня была записана во время сеанса импровизации и включает соло на саксофоне Кутзи, в результате чего он получил прозвище «Маненберг».
Произведение вобрал в себя элементы нескольких других музыкальных стилей, в том числе мараби , тики-драай и лангарма , и стало вехой в развитии жанра кейп-джаза. Песня была описана как имеющая красивую мелодию и запоминающийся бит, передающий темы «свободы и культурной самобытности». Он был выпущен под прежним именем Ибрагима Dollar Brand на виниловом альбоме 1974 года Mannenberg – Is Where It’s Happening . Названный в честь городка Маненберг , он мгновенно стал хитом: за несколько месяцев после выпуска были проданы десятки тысяч копий. Позже она стала отождествляться с борьбой против апартеида , отчасти из-за того, что Янсен и Кутзи играли ее на митингах против правительства, и была одной из самых популярных песен движения в 1980-х годах. Произведение было исполнено другими музыкантами и включено в несколько джазовых сборников.
Фон
[ редактировать ]Абдулла Ибрагим родился в Кейптауне в 1934 году. До своего обращения в ислам в 1968 году он был известен как «Долларовый бренд». у него было смешанное расовое наследие, что делало его цветным человеком . По данным правительства Южной Африки, [ 1 ] Его мать играла на фортепиано в церкви, и стиль гимнов, которые она исполняла, продолжал оказывать влияние на Ибрагима. Кроме того, во время своей юности в Кейптауне он научился играть несколько музыкальных жанров, включая мараби , мбаканга и американский джаз. Он стал хорошо известен в джазовых кругах Кейптауна и Йоханнесбурга , а в 1959 году вместе с Киппи Моэкетси , Хью Масекелой , Йонасом Гвангвой , Джонни Герце и Макайей Нтшоко сформировал смешанную группу The Jazz Epistles . [ 2 ] Хотя группа избегала явно политической деятельности, правительство апартеида с подозрением относилось к ней и другим джазовым группам и жестко преследовало их во время усиления государственных репрессий после резни в Шарпевиле . [ 3 ] «Послания» распались, и в 1962 году Ибрагим отправился в ссылку. В 1960-х и 70-х годах Ибрагим и его жена Сатима Беа Бенджамин в основном жили в изгнании в Европе и США, возвращаясь в Южную Африку лишь на короткие периоды времени. [ 4 ] Некоторое время он жил в Нью-Йорке , играя с группой Дюка Эллингтона и изучая композицию в Джульярдской музыкальной школе . По мере развития движения Black Power в 1960-х и 1970-х годах оно оказало влияние на ряд друзей и сотрудников Ибрагима, которые начали рассматривать их музыку как форму культурного национализма. Ибрагим, в свою очередь, начал включать в свой джаз африканские элементы. [ 5 ]
Запись и производство
[ редактировать ]Произведение было создано в то время, когда правительство апартеида Южной Африки насильственно выселяло цветные семьи из их домов в рамках разрушения Шестого округа ; [ 4 ] [ 6 ] это разрушение района, который был «символом стойкости и творчества перед лицом расового угнетения», повлияло на музыку Ибрагима. [ 5 ] Ибрагим встретил Рашида Валли в музыкальном магазине последнего в Йоханнесбурге, Кохинор, в начале 1970-х годов. [ 7 ] В последующие годы Валли продюсировал два альбома Ибрагима. В 1974 году пара выпустила третий альбом под названием Underground in Africa , в котором Ибрагим отказался от своего финансово неудачного, наполненного фолком джаза из предыдущих альбомов. Вместо этого новый альбом представлял собой сплав джаза, рок-музыки и южноафриканской популярной музыки; он продавался намного лучше, чем предыдущее сотрудничество Ибрагима с Валли. [ 8 ] Во время записи Underground Ибрагим сотрудничал с Oswietie , местной группой, саксофонистами которой были Робби Янсен и Бэзил Кутзи , и которые сыграли большую роль в создании стиля фьюжн альбома. После успеха Underground Ибрагим попросил Кутзи собрать группу разогрева для его следующей записи: в состав группы, которую собрал Кутзи, входили Янсен, а также другие, кто не работал над Underground . [ 9 ]
"Mannenberg" был записан в июне 1974 года во время одного из визитов Ибрагима в Южную Африку, в студии в Кейптауне, и спродюсирован Рашидом Валли. [ 10 ] на своем новом лейбле As-Shams (название, предложенное Ибрагимом, означает по-арабски «Солнце»). [ 11 ] Трек был записан после того, как Ибрагим начал импровизировать на фортепиано и постепенно попросил остальных участников группы присоединиться; хотя Ибрагим внес предложения по поводу мелодии, в произведении также присутствовала коллективная импровизация. Произведение было создано после нескольких дней записи ранее написанной музыки; это было записано быстро — Ибрагим вспоминал в 2014 году, что для этого потребовался всего один дубль. [ 12 ] [ 13 ] Отвечая на вопрос в интервью, как появилось это название, он ответил: «Потому что Бэзил был из Маненберга, а для нас Маненберг был просто символом удаления из Шестого округа, что на самом деле означает удаление всех со всего мира, и особенно Маненберга. потому что... это означает, что это наша музыка и наша культура..." [ 14 ] [ 15 ] Городок Маненберг считался символическим по отношению к апартеиду, так же, как и Соуэто . [ 16 ] Трек был выпущен на альбоме Mannenberg – Is Where It’s Happening в том же году. В альбом вошли всего две песни; «Манненберг» и «Пилигрим» (который был таким же длинным - 12 минут 47 секунд). [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Название «Миссис Уильямс из Манненберга» в отношении Глэдис Уильямс, бывшей домработницы одного из музыкантов, Морриса Голдберга , также рассматривалось для альбома, а ее фотография, сделанная Ибрагимом, была использована на обложке альбома. [ 12 ]
Музыкальные темы
[ редактировать ]
У «Манненберга» «мелодичная мелодия» с «нежным, гипнотическим ритмом». [ 12 ] Песня была описана как пример использования чисто музыкальных приемов для передачи подрывных сообщений. В произведении нет текста, но оно опирается на ряд аспектов чернокожей южноафриканской культуры, включая церковную музыку, джаз, мараби и блюз, чтобы создать произведение, передающее чувство свободы и культурной самобытности. [ 20 ] В него входит соло на саксофоне Кутзи, за роль которого в песне он получил прозвище «Маненберг». [ 21 ] Во время записи к молоточкам фортепиано, на котором играл Ибрагим, были прикреплены канцелярские кнопки; Таким образом, инструмент имел «металлический тембр», который обычно ассоциировался с мараби . музыкой [ 12 ] Джазовый пианист Мозес Молелеква позже заявил, что «Манненберг» была «танцевальной песней, песней для вечеринок, [как] большая часть джаза, выходившего в тот период». [ 12 ] Комментатор Джон Эдвин Мейсон напишет: «У него была непреодолимая привязка — прекрасная мелодия. В основе ее лежал заразительный, танцевальный бит». [ 12 ] Популярность произведения объяснялась также тем, что оно содержало элементы многих музыкальных стилей, поэтому звучало знакомо большому количеству слушателей: грув произведения включал в себя элементы мараби , бит был похож на ритм тикки-драай. , а мелодия саксофона заимствована из лангарма , хотя все это было основано на «основной эстетике» джаза. [ 12 ] Произведение также имело сходство с «Jackpot», мбаканга мелодией 1960 года Закса Нкоси , который считал, что «Mannenberg» была подделкой его произведения. [ 22 ] Различные африканские жанры, включенные в песню, пришли из цветных и черных общин страны. Ибрагим заявил, что для музыкантов это произведение стало «подтверждением… того, что наша присущая нам культура действительна». [ 22 ]
Прием и воздействие
[ редактировать ]Валли начал играть "Mannenberg" из громкоговорителей возле своего магазина еще до того, как альбом был выпущен, и за первую неделю продажи продал 5000 копий записи. [ 12 ] Песня стала безумно популярной, и за два года было продано больше копий пластинки, чем любая предыдущая джазовая пластинка, записанная в стране, и она укрепила статус Ибрагима как самого популярного джазового музыканта Южной Африки. Само произведение было описано как «самая знаковая из всех южноафриканских джазовых мелодий», а его выпуск был назван моментом, когда жанр кейп-джаза стал широко известен, хотя это была не первая песня в этом жанре. . [ 23 ] У Валли не было финансовой возможности продать альбом по всей стране, и поэтому он подписал контракт с Gallo Records , крупнейшей южноафриканской звукозаписывающей компанией того времени. За первые семь месяцев было продано около 43 000 копий; для сравнения, альбом, проданный тиражом 20 000 копий, считался хитом. [ 12 ] Популярность Кутзее и Янсена возросла вместе с популярностью "Манненберга", и они стали востребованными музыкантами в ночных клубах Кейптауна. [ 22 ]
Сообщается, что эта песня вселила надежду в Нельсона Манделу во время его заключения: Ибрагим вспоминал в интервью Голоса Америки в JazzBeat мае 2012 года , что пластинка была тайно провезена адвокатом на остров Роббен , где музыка была запрещена, и играла в диспетчерской через громкоговорители, и что, услышав песню, Мандела сказал: «Освобождение близко». [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Через несколько месяцев после освобождения «Манненберга» южноафриканская полиция открыла огонь по протестующим детям во время восстания в Соуэто в июне 1976 года ; это событие побудило Ибрагима и Бенджамина публично выразить поддержку Африканскому национальному конгрессу , который в то время все еще был запрещен. [ 27 ] Произведение стало отождествляться с движением против апартеида в 1980-х годах, отчасти из-за того, что Кутзи и Янсен играли его на ряде протестов и митингов против правительства апартеида. [ 28 ] Янсен сопровождал многие из этих выступлений речами о гордости за свою культуру и о «подъёме», чтобы бросить вызов апартеиду. [ 29 ] Фрагменты произведения были использованы в качестве мелодии к текстам, выражающим гнев и сопротивление правительству апартеида. [ 16 ] Его по-разному называли «самым мощным гимном борьбы 1980-х годов». [ 20 ] «неофициальный национальный гимн» Южной Африки, [ 30 ] и «любимый гимн надежды и сопротивления для многих южноафриканцев». [ 6 ]
Наследие и мемориал
[ редактировать ]
К 40-летию выпуска альбома Линдси Джонс похвалила "Манненберга" в журнале The Spectator , назвав песню "потрясающей, страстной и неземно красивой". [ 18 ] Далее он заявил, что, хотя «Манненберг» конкретно касался принудительного переселения цветного населения в Кейп-Флэтс , он также дал голос бедным, угнетенным и маргинализированным сообществам по всему миру. Таким образом, по мнению Джонса, «Манненберг», как и другая великая музыка, обладал характеристикой «одновременно специфичности и универсальности». [ 18 ] Он добавил:
Сегодня это по-прежнему любимый гимн надежды, сопротивления и стойкости, а также прославление человеческого достоинства перед лицом жестокости и зла. В этих чарующих аккордах и кипучих ритмах кейп-джаза мы также можем услышать жизнеутверждающую радость и желание выжить вопреки всему. Сегодня городок Маненберг может быть синонимом бедности, преступности и насилия, но альбом Манненберга является музыкальным памятником как возвышенному джазовому гению, так и внутреннему благородству и величию человеческого духа. [ 18 ]
Место, где была записана песня "Mannenberg", увековечено абстрактной скульптурой из семи труб из нержавеющей стали, установленной снаружи здания, где располагались оригинальные студии. Трубы, спроектированные инженером-электриком Марком О'Донованом и исполнителем Франсуа Вентером, настроены так, чтобы соответствовать первым семи нотам мелодии, и на них написана инструкция: «Проведите палкой по этим трубкам, чтобы услышать Манненберга». [ 31 ]
Персонал
[ редактировать ]Кредиты адаптированы из AllMusic . [ 19 ] [ 32 ]
- Доллар Брэнд ( Абдулла Ибрагим ) — фортепиано
- Бэзил Кутзи — тенор-саксофон, флейта
- Робби Янсен — альт-саксофон
- Монти Вебер — ударные
- Моррис Голдберг — альт-саксофон
Другие версии
[ редактировать ]Когда альбом был впервые выпущен в США, его название было изменено на Cape Town Fringe . [ 32 ] Запись была выпущена на компакт-диске в 1988 году на лейбле Bellaphon Records . [ 32 ] Укороченная версия песни «Mannenberg (Revisited)» появляется в альбоме Ибрагима Water from an Ancient Well , выпущенном в 1986 году. [ 33 ] Сессии Манненберга впоследствии были выпущены на его альбоме Voice of Africa в 1989 году, а более короткая версия была включена в качестве трека в альбом The Mountain в том же году. [ 34 ] Он был собран в выпуске 2002 года The Best of Abdullah Ibrahim , а также в сборнике 2005 года Abdullah Ibrahim: A Celebration в честь его 70-летия. [ 34 ] [ 35 ]
В альбоме «African Tributes » Дариуса Брубека и Nu Jazz Connection в качестве трека 4 используется песня Ибрагима «Mannenberg/The Wedding». [ 36 ] Произведение также вошло в сборники Smooth Africa (2000) и Essential South African Jazz (2007), в обоих из которых участвовали разные музыканты. [ 34 ] «Mannenberg» стал первым треком на альбоме гитариста Эрнеста Ранглина 2012 года Avila , получившем пятизвездочный рейтинг от AllMusic. [ 37 ] «Манненберг» также был в саундтреке к документальному фильму Ли Хирша 2002 года «Амандла!: Революция в четырехчастной гармонии» , в котором движение против апартеида исследовалось через музыку того периода. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейсон 2007 , стр. 26–30.
- ^ Мейсон 2007 , стр. 26–28.
- ^ Мейсон 2007 , стр. 27–29.
- ^ Jump up to: а б Мюллер 2004 , стр. 100–107.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 2007 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б «Манненберг Абдуллы Ибрагима» . Проект наследия Sunday Times . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года.
- ^ Мейсон 2007 , с. 33.
- ^ Мейсон 2007 , стр. 32–35.
- ^ Мейсон 2007 , стр. 34–35.
- ^ «Прощание с музыкальной легендой». Воскресная Трибьюн . 15 марта 1998 г.
- ^ Анселл, Гвен (2005). Соуэто-блюз: джаз, популярная музыка и политика в Южной Африке . Континуум. п. 153. ИСБН 9780826417534 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мейсон 2007 , с. 35.
- ^ «УБУНТУ: Манненберг» . Блог Карнеги-холла . 20 сентября 2014 года . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ Макдональд, Стивен. «Биография Бэзила Кутзи» . Вся музыка . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Валентайн, Сью (26 июня 2006 г.). « Я пишу то, что умею лучше всего» – интервью с Абдуллой Ибрагимом» . Проект наследия Sunday Times . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Мюллер 2004 , стр. 106–107.
- ^ Мохапело 2009 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Линдси (21 июня 2014 г.). «Песня, которая боролась с апартеидом» . Зритель . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Манненберг: Где это происходит» . Вся музыка . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шуман, Энн (2008). «Бит, победивший апартеид: роль музыки в сопротивлении апартеиду в Южной Африке» (PDF) . Венский журнал критических африканских исследований . 14 (8): 26–30 . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Мохапело 2009 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б с Мейсон 2007 , стр. 35–36.
- ^ Мейсон 2007 , с. 25.
- ↑ Бехит, Диаа, «Абдулла Ибрагим, «король джаза» в Южной Африке» , Music Beat , Voice of America, 26 мая 2012 г.
- ↑ Рат, Арун , «Как Нельсон Мандела вдохновил музыку Южной Африки» , «Все учтено» , NPR , 15 декабря 2013 г.
- ^ «День Африки: единство через музыку». Архивировано 16 июля 2014 г. в Wayback Machine , Cape Town Partnership , 27 мая 2014 г.
- ^ Мюллер 2004 , с. 107.
- ^ Мейсон 2007 , стр. 25–26.
- ^ Мейсон 2007 , с. 37.
- ^ Мейсон 2007 , с. 39.
- ^ «Момент лампочки: концепция художника» . Проект наследия Sunday Times . Проверено 17 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кейптаунский край» . Вся музыка . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ «Вода из древнего колодца» . Вся музыка . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Манненберг» . Вся музыка . Проверено 17 февраля 2017 г.
- ^ «Абдулла Ибрагим: Праздник» . Вся музыка . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Брубек, Дариус (1995). «Африканские дани» . Вся музыка . Проверено 17 февраля 2017 г.
- ^ «Эрнест Ранглин — Авила» . Вся музыка . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ «Амандла! (Оригинальный саундтрек)» . Вся музыка . Проверено 6 августа 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Мейсон, Джон Эдвин (осень 2007 г.). « Манненберг: заметки о создании иконы и гимна» (PDF) . Ежеквартальный журнал африканских исследований . 9 (4) . Проверено 17 февраля 2017 г.
- Мохапело, Макс (2009). За пределами памяти . Африканские умы. ISBN 978-1-920299-28-6 .
- Мюллер, Кэрол (2004). Южноафриканская музыка: век традиций в трансформации . АВС-КЛИО . ISBN 978-1-57607-276-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В 1987 году Абдулла Ибрагим снял фильм, описывающий, как появился на свет культовый трек «Mannenberg», и исполнил его вживую . Взято из BBC Arena документального фильма 1984 года «Брат с идеальным временем » режиссера Криса Остина.
- «Музыкальная интерлюдия: Манненберг Абдуллы Ибрагима (там, где это происходит)» , Links International Journal of Socialist Renewal , 31 мая 2008 г.
- Каламу йа Салам , «АБДУЛЛА ИБРАГИМ / «Манненберг там, где это происходит » » , «Дыхание жизни » , 17 марта 2008 г.
- Ропер, Крис, «Великие песни SA: Манненберг» , Mail & Guardian , 28 мая 2010 г.
- Джонс, Линдси, Абдуллы Ибрагима «Празднование «Манненберга » » , мыс Аргус , 26 июня 2014 г.
- Мабанду, Перси, «Ориентиры в джазе ЮАР | Манненберг» , New Frame , 16 января 2020 г.