восстание в Соуэто
восстание в Соуэто | |
---|---|
Часть апартеида | |
Расположение | Соуэто , Южная Африка |
Дата | 16–18 июня 1976 г. |
Летальные исходы | Минимум 176, по некоторым оценкам до 700. |
Раненый | 1,000+ |
Жертвы | Студенты |
Нападавшие | Южноафриканская полиция |
Часть серии о |
Апартеид |
---|
Восстание в Соуэто , также известное как беспорядки в Соуэто , представляло собой серию демонстраций и протестов, возглавляемых чернокожими школьниками в Южной Африке во время апартеида , который начался утром 16 июня 1976 года. [1]
Учащиеся различных школ начали протестовать на улицах Соуэто городка в ответ на введение африкаанса , который многие чернокожие считают «языком угнетателей», в качестве средства обучения в школах для чернокожих. [2] По оценкам, в протестах приняли участие 20 000 студентов. Их встретила жестокая жестокость полиции, многие были застрелены. Число учеников, погибших в ходе восстания, обычно оценивается в 176 человек, но по некоторым источникам погибло до 700 человек. [3] [4] [5] Беспорядки стали ключевым моментом в борьбе против апартеида, поскольку они вызвали возобновление сопротивления апартеиду в Южной Африке как внутри страны, так и за рубежом. В память об этих событиях 16 июня является государственным праздником в Южной Африке, названным Днем молодежи. Во всем мире 16 июня известен как День африканского ребенка (DAC) . [6] [7]
Причины
[ редактировать ]Чернокожие южноафриканские старшеклассники в Соуэто протестовали против Указа о языке африкаанс 1974 года, который заставлял все школы для чернокожих использовать африкаанс и английский на равных условиях в качестве языков обучения. [8] Ассоциация африкаанс с апартеидом побудила чернокожих южноафриканцев отдать предпочтение английскому языку. Даже режимы бантустана выбрали английский и язык коренных народов Африки в качестве официальных языков. Кроме того, английский приобретал известность как язык, наиболее часто используемый в торговле и промышленности. Указ 1974 года был призван обратить вспять упадок африкаанс среди чернокожих африканцев. В качестве предлога правительство , в котором доминировали африканеры, использовало в качестве предлога положение Закона о Южно-Африканском Союзе 1909 года, который признавал только английский и голландский язык (последний был заменен африкаансом в 1925 году). [9] Во всех школах обучение должно было проводиться как на африкаанс, так и на английском языке, но белые южноафриканские учащиеся изучали другие предметы на своем родном языке .
Региональный директор образования банту (Северный регион Трансвааля) Дж. Г. Эразмус сообщил окружным инспекторам и директорам школ, что с 1 января 1975 года африкаанс должен использоваться для изучения математики, арифметики и социальных наук с пятого стандарта (7-й класс), согласно к Указу о языке африкаанс. Английский язык станет средством обучения общенаучным и практическим предметам (домашнему делу, рукоделию, работе с деревом, металлу, искусству, сельскохозяйственным наукам). [8] Языки коренных народов будут использоваться только для религиозного обучения, музыки и физической культуры. [10]
Указ вызвал глубокое возмущение среди чернокожего населения. Десмонд Туту , епископ Лесото , заявил, что африкаанс — «язык угнетателей». [ нужна ссылка ] Кроме того, против указа выступили учительские организации, такие как Африканская ассоциация учителей Южной Африки. [11]
Пунт Янсон, заместитель министра образования банту , сказал: «Чернокожий может быть обучен работать на ферме или на фабрике. Он может работать на работодателя, который говорит либо по-английски, либо по-африкаанс, и Человек, который должен давать ему инструкции, может быть либо говорящим по-английски, либо говорящим на языке африкаанс. Почему мы должны теперь также начинать спорить о средствах обучения среди чернокожих?... Нет, я с ними не советовался и не консультировался. собираюсь проконсультироваться с ними, я ознакомился с Конституцией Южно-Африканской Республики...». [12]
Изменение языка обучения заставило студентов сосредоточиться на понимании языка, а не предметного материала. Это затрудняло критический анализ содержания и препятствовало критическому мышлению. [13]
Негодование росло до 30 апреля 1976 года, когда дети младшей школы Орландо Вест в Соуэто объявили забастовку и отказались ходить в школу. Затем их восстание распространилось на многие другие школы Соуэто. Чернокожие южноафриканские студенты протестовали, потому что считали, что заслуживают того, чтобы с ними обращались и учили как с белыми южноафриканцами. Кроме того, очень немногие люди в Соуэто говорили на африкаанс. Учащийся Айзексона средней школы Морриса Тебохо «Циеци» Машинини предложил встретиться 13 июня 1976 года, чтобы обсудить, что следует сделать. Студенты сформировали Комитет действий, позже известный как Представительный совет студентов Соуэто. [14] которые организовали массовый митинг 16 июня, чтобы заявить о себе. [8]
Восстание
[ редактировать ]Утром 16 июня 1976 года между 3000 и 20 000 человек. [15] [16] чернокожие ученики пошли из своих школ на стадион Орландо на митинг в знак протеста против необходимости изучать в школе язык африкаанс. Многие ученики, которые позже участвовали в протесте, прибыли в школы тем утром, не зная заранее о протесте, но согласились принять в нем участие. Акция протеста была спланирована Комитетом действий Совета представителей студентов Соуэто (SSRC). [17] при поддержке более широкого Движения черного сознания . Учителя в Соуэто также поддержали марш после того, как Комитет действий подчеркнул хорошую дисциплину и мирные действия.
Циетси Машинини повела учеников средней школы Морриса Исааксона присоединиться к другим, вышедшим из средней школы Наледи . [18] Студенты начали марш только для того, чтобы узнать, что полиция забаррикадировала дорогу по намеченному маршруту. Лидер комитета действий попросил толпу не провоцировать полицию, и марш продолжился по другому маршруту и в итоге оказался возле средней школы Орландо. [19] Толпа из 3000–10 000 учеников направилась к территории школы. Студенты пели и размахивали плакатами с такими лозунгами, как «Долой африкаанс», «Вива Азания » и «Если мы должны заниматься африкаанс, Форстер должен заниматься зулусом ». [20]
Полиция натравила свою дрессированную собаку на протестующих, которые в ответ убили ее. [21] Затем полиция начала стрелять прямо в детей.
Среди первых застреленных учеников были 15-летний Гастингс Ндлову и 12-летний Гектор Питерсон , застреленные в средней школе Орландо Вест. [22] Фотограф Сэм Нзима сделал фотографию умирающего Гектора Питерсона, когда его увлек Мбуйиса Махубо и сопровождал его сестра Антуанетта Петерсон, что стало символом восстания в Соуэто. Нападения полиции на демонстрантов продолжались, и в первый день в Соуэто погибло 23 человека. Среди них был Мелвилл Эдельштейн . Толпа забросала его камнями и оставила на шее с табличкой: «Осторожно, африкаанс — самый опасный наркотик для нашего будущего». [23]
Насилие обострилось, поскольку нападениям подверглись магазины по продаже бутылок и пивные, которые считались форпостами правительства апартеида, а также официальные форпосты государства. К ночи насилие утихло. Всю ночь улицы патрулировали полицейские фургоны и бронетехника.
Больницы скорой помощи были завалены ранеными и окровавленными детьми. Полиция потребовала от больницы предоставить список всех пострадавших с пулевыми ранениями, чтобы привлечь их к ответственности за участие в массовых беспорядках. Администрация больницы передала запрос врачам, но врачи отказались составить список. Врачи расценили пулевые ранения как абсцессы . [14] [22]
17 июня в Соуэто было переброшено 1500 вооруженных полицейских с оружием, в том числе автоматическими винтовками, электрошокерами и карабинами. [14] Они передвигались на бронетехнике, а вертолеты наблюдали за местностью сверху. Южноафриканской армии также было приказано находиться в состоянии готовности в качестве тактической меры, чтобы продемонстрировать военную силу. Методы сдерживания толпы , использовавшиеся в то время южноафриканской полицией, включали в основном методы рассредоточения. Были арестованы сотни людей, в том числе активистка Конни Мофокенг , которую пытали, чтобы получить информацию. [24]
Жертвы и последствия
[ редактировать ]Число погибших обычно оценивается в 176 человек, по оценкам, до 700. [4] Первоначальные данные правительства утверждали, что было убито только 23 студента. [25] Число раненых оценивается более чем в 1000 человек. Во время восстания чернокожие студенты также убили двух белых людей, одним из которых был доктор Эдельштейн . [26] [27] [28]
Столкновения произошли в то время, когда правительство Южной Африки было вынуждено «трансформировать» апартеид в глазах международного сообщества в более «мягкую» форму. В октябре 1976 года Транскей , первый бантустан , был провозглашен правительством «независимым». Однако эта попытка продемонстрировать предполагаемую «приверженность» Южной Африки к самоопределению имела неприятные последствия, поскольку Транскей был высмеян на международном уровне как марионеточное государство .
Для правительства восстание стало самым фундаментальным вызовом апартеиду. Вызванная этим экономическая и политическая нестабильность усугублялась усилением международного бойкота. Прошло 14 лет, прежде чем Нельсон Мандела был освобожден, но государство так и не смогло восстановить относительный мир и социальную стабильность начала 1970-х годов, поскольку сопротивление чернокожих росло. Освободительные движения, которые были либо ослаблены, либо изгнаны, получили новый импульс, когда к ним присоединилась волна новобранцев.
Многие белые южноафриканцы были возмущены действиями правительства в Соуэто. На следующий день после резни около 400 белых студентов из Университета Витватерсранда прошли маршем по центру Йоханнесбурга в знак протеста против убийства детей. [29] Чернокожие рабочие также объявили забастовку и присоединились к ней по ходу кампании. Беспорядки также вспыхнули в черных поселках других городов Южной Африки.
Студенческие организации направили энергию и гнев молодежи на политическое сопротивление. Студенты в Тембисе организовали успешный и ненасильственный марш солидарности, но аналогичный протест, проведенный в Кагисо, привел к тому, что полиция остановила группу участников, заставила их отступить и убила по меньшей мере пять человек, пока ожидалось подкрепление. Насилие утихло только 18 июня. Порт - В августе в Порт-Элизабет были подожжены архивы и административные здания Университета Зулуленда, а в результате инцидентов в Элизабет в августе погибло 33 человека. В Кейптауне с августа по сентябрь умерло 92 человека.
Большая часть кровопролития утихла к концу 1976 года, когда число погибших превысило 600 человек.
Продолжающиеся столкновения в Соуэто вызвали экономическую нестабильность. Южноафриканский рэнд быстро обесценился, и правительство погрузилось в кризис.
Африканский национальный конгресс напечатал и распространил листовки с лозунгом «Освободите Манделу, повесьте Форстера». Оно сразу же связало языковой вопрос с его революционным наследием и программой и помогло утвердить его ведущую роль. (См . «Год огня, год пепла» Баруха Хирсона , где обсуждается способность АНК направлять и направлять народный гнев.)
открылся Мемориал и музей Гектора Питерсона в Соуэто в 2002 году, недалеко от места, где 16 июня 1976 года был застрелен 12-летний Гектор. [30]
Международная реакция
[ редактировать ]принял Совет Безопасности ООН резолюцию 392 , в которой решительно осудил инцидент и правительство апартеида. [31]
Через неделю после начала восстания госсекретарь США Генри Киссинджер встретился с президентом южноафриканского государства Форстером в Западной Германии , чтобы обсудить ситуацию в Родезии , но восстание в Соуэто не фигурировало в обсуждениях. [32] Киссинджер и Форстер снова встретились в Претории в сентябре 1976 года, когда студенты в Соуэто и других местах протестовали против его визита и были обстреляны полицией. [33]
резня 1986 года
[ редактировать ]В ночь на 26 августа 1986 года полиция открыла огонь по демонстрации в районе Белого города. Они убили от 20 до 25 человек, возможно, больше, и ранили более 60. Правительство Южной Африки официально заявило, что погибло 11 человек, но позже увеличило эту цифру до 12. Информационное бюро Южной Африки заявило, что полиция дважды открывала огонь, один раз после того, как в полицию была брошена граната, в результате которой четверо полицейских были ранены. Жители рассказали, что боевые действия начались, когда местные власти в рамках массового бойкота попытались выселить арендаторов, которые отказывались платить арендную плату в течение двух месяцев. Сообщается, что силы безопасности первоначально применили слезоточивый газ для разгона толпы. Позже местный житель позвонил репортеру и сказал: «Полиция стреляет налево и направо. Они только что застрелили старика. Они стреляют во всех и во всё». [34]
Лидер ОДС Фрэнк Чикан охарактеризовал действия полиции «как если бы они вторглись на территорию противника с сверкающим оружием». Министр информации Луи Нел позже подвергся критике за заявление на пресс-конференции: «Пусть не будет недопонимания относительно реальной проблемы. Это не вопрос аренды, это не присутствие сил безопасности в черных жилых районах, это Речь идет не о каких-то днях памяти и не о школьных программах. Проблема заключается в насильственном свержении южноафриканского государства». [35]
В качестве возмездия на следующий день толпа зарубила чернокожего члена городского совета. 4 сентября полиция заполнила стадион слезоточивым газом, чтобы остановить массовые похороны ряда жертв, пронеслась по Соуэто и прервала другие проводившиеся службы, в том числе в Римско-католическом храме Регина Мунди, где канистры со слезоточивым газом были брошены в автобус с скорбящими. Служба на кладбище Авалон , на которой, как сообщается, собрались тысячи людей, также была разогнана с помощью слезоточивого газа и бронетехники. Сообщалось также, что слезоточивый газ сбрасывался с вертолетов на шествия и толпу. [36]
В СМИ
[ редактировать ]Изображения беспорядков распространились по всему миру и потрясли миллионы. Фотография трупа Гектора Питерсона, сделанная фотожурналистом Сэмом Нзимой , вызвала возмущение и вызвала международное осуждение правительства апартеида.
Беспорядки в Соуэто были изображены в фильме 1987 года режиссёра Ричарда Аттенборо « Крик свободы» и в музыкальном фильме 1992 года «Сарафина!». и одноименная музыкальная постановка Мбонгени Нгемы . Беспорядки также послужили вдохновением для написания романа Сухой белый сезон» « Андре Бринка и одноименного фильма 1989 года .
Восстание также показано в фильме 2003 года «Стандер» о печально известном грабителе банков и бывшем капитане полиции Андре Стандере . Текст песни « Soweto Blues » Хью Масекелы и Мириам Макеба описывает восстание в Соуэто и участие детей в нем. [37]
Радио
[ редактировать ]В июне 1996 года образовательный радиопроект Ульвази в Йоханнесбурге через 20 лет после восстания подготовил часовой радиодокументальный фильм, в котором события 16 июня полностью описываются с точки зрения людей, живших в то время в Соуэто. [38] В нем приняли участие многие студенты, которые планировали восстание или присоединились к нему, а также другие свидетели, в том числе фотограф Питер Магубане , репортер Софи Тема и Тим Уилсон, белый врач, констатировавший смерть Питерсона в больнице Барагванат. Программа транслировалась на канале SABC и на ряде местных радиостанций по всей Южной Африке. В следующем году BBC Radio 4 и BBC World Service транслировали исправленную версию, содержащую свежие интервью, « День, когда умер апартеид» . [39]
Программа заняла второе место на церемонии вручения наград телевидения и радио Управления Европейского сообщества (ECHO) в 1998 году, а также на премии Media Awards 1998 года Международного фонда радиовещания One World и получила высокую оценку на радиопремии Prix Italia в 1998 году. В мае 1999 года он был ретранслирован BBC Radio 4 под названием « Смерть апартеида» со свежим вступлением, которое предоставило британской аудитории дополнительный исторический контекст Энтони Сэмпсона , бывшего редактора журнала Drum и автора официальной биографии (1999) Нельсон Мандела. Сэмпсон связал выдержки из звукового архива BBC , в которых описывается долгая борьба против апартеида, начиная с резни в Шарпевиле в 1960 году и заканчивая беспорядками 1976 года и убийством Стива Бико до освобождения Манделы из тюрьмы в 1990 году, а также речью будущего президента, в которой он признал свой долг. в долгу всех чернокожих южноафриканцев перед студентами, отдавшими свои жизни в Соуэто 16 июня 1976 года. [40]
См. также
[ редактировать ]- Гастингс Ндлову
- История Южной Африки
- Освобождение до образования
- Международный день африканского ребенка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рождение и смерть апартеида» . Проверено 17 июня 2002 г.
- ^ «Борьба молодежи» . История Южной Африки в Интернете.
- ^ Бодди-Эванс, Алистер. «Студенческое восстание 16 июня 1976 года в Соуэто» . africanhistory.about.com.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, Дэвид (1987). Белое племя Африки . [ нужна страница ]
- ^ ( Лес Пейн из Newsday сообщил, что было задокументировано не менее 850 убийств) Эльсабе Бринк; Ганди О; Стив Спид; Славьте пустыню; Сью Крайдж, Соуэто, 16 июня 1976 г. , 2001 г., 9
- ^ «О Дне африканского ребенка | ACERWC — Африканский комитет экспертов по правам и благополучию ребенка» . www.acerwc.africa . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ «День африканского ребенка демонстрирует важность защиты прав детей в цифровом пространстве» . www.unicef.org . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Сифизо Мхолиси Ндлову. «Восстание в Соуэто». Дорога к демократии в Южной Африке (PDF) . Том. 2. Южноафриканский фонд демократического образования. п. 327 . Проверено 30 октября 2011 г.
- ^ Гилиоми, Герман (2003), Расцвет и возможный упадок африкаанс как общественного языка (PDF) , Кейптаун: PRAESA, заархивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2015 г. , получено 17 марта 2013 г.
- ^ Алистер Бодди-Эванс. «Указ о среднем языке африкаанс» . О .
- ^ Молодежная борьба , «Студенческое восстание 1976 года» . История Южной Африки в Интернете.
- ^ Сифизо Мхолиси Ндлову. «Восстание в Соуэто». Дорога к демократии в Южной Африке (PDF) . Том. 2. Южноафриканский фонд демократического образования. стр. 331–32 . Проверено 30 октября 2011 г.
- ^ Сифизо Мхолиси Ндлову. «Восстание в Соуэто». Дорога к демократии в Южной Африке (PDF) . Том. 2. Южноафриканский фонд демократического образования. стр. 327–328 . Проверено 30 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Студенческое восстание 1976 года» . История Южной Африки в Интернете.
- ^ «Молодежное восстание в Соуэто 16 июня | История Южной Африки в Интернете» . www.sahistory.org.za . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Аллен, Джон (2006). Подстрекатель толпы за мир . ISBN 9780743269377 .
- ^ «Восстание в Соуэто 1976» . Socialistworld.net. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года.
- ^ Дэви, Люсиль (12 июня 2006 г.). «Возвращение домой, которого не было» . Город Йоханнесбург. Информационное агентство Йоханнесбурга. Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Дэви, Люсиль (23 мая 2006 г.). «Маршрут Соуэто из красного кирпича до 16 июня 1976 года» . Город Йоханнесбург. Информационное агентство Йоханнесбурга. Архивировано из оригинала 7 октября 2006 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ FIJ ван Ренсбург. «Соуэто, 1976 год: инклюзивный перезапуск 30 лет спустя?» (на языке африкаанс). Свободный африканец.
- ^ «Полицейские, причастные к расстрелу 16 июня, должны объясниться: Моробе» . САПА. 23 июля 1996 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Сифизо Мхолиси Ндлову. «Восстание в Соуэто». Дорога к демократии в Южной Африке (PDF) . Том. 2. Южноафриканский фонд демократического образования. п. 344 . Проверено 30 октября 2011 г.
- ^ Колин Мартин Тац; Питер Арнольд; Джиллиан Хеллер (2007). Разные миры: ремиграция южноафриканских евреев . Издательство Розенберг. п. 174. ИСБН 978-1-877058-35-6 .
- ^ «Конни Мофокенг | История Южной Африки в Интернете» . www.sahistory.org.za . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Эйприл Фрэнсис; Ванесса Марчезе. «Апартеид в Южной Африке и восстание в Соуэто» (PDF) . hofstra.edu . Университет Хофстра . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июня 2024 года . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «SAPA – 23 июля 96 г. – TRUTH BODY ЗАВЕРШАЕТ СЛУШАНИЯ 16 ИЮНЯ В СОУЭТО» . www.justice.gov.za . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ «16 июня 1976 года – Помните доктора Мелвилла Эдельштейна – жизнь и смерть хорошего человека | Кевин Харрис Продакшнс» . www.kevinharris.co.za . Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ «Доктор Мелвилл Эдельштейн и восстание в Соуэто в Южной Африке в 1976 году» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Хирсон, Барух (1979). Год Огня, Год Пепла. Восстание в Соуэто: корни революции . Зед. п. 185. ИСБН 0905762282 .
- ^ «Музей Гектора Питерсона в Гаутенге» . www.sa-venues.com . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Резолюция 392 (1976) от 19 июня 1976 г.» . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ Митчелл, Нэнси (2016). Джимми Картер в Африке: раса и холодная война . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804793858 .
- ^ «Переговоры начались с Киссинджером в момент вспышки беспорядков» . Пресс-секретарь – Обзор . 18 сентября 1976 года.
- ^ Коуэлл, Алан (27 августа 1986 г.). «Сообщается, что в битве в Соуэто 11 убитых и 62 раненых» . Нью-Йорк Таймс.
- ^ «Новая ночная линия ABC, 28 августа 1986 г.» . Новости Эй-Би-Си. 28 августа 1986 года. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ Крери, Дэвид (4 сентября 1986 г.). «Силы безопасности остановили похороны и прочесали Соуэто» . АП.
- ^ Чейни, Том (1 марта 1990 г.). «Мириам Макеба Велела». Музыкант (137): 84.
- ↑ Продюсерами этого документального фильма являются Кекецо Семоко, Джеффри Молава, Моферефере Лекоротсоана и Эндрю Нцеле из Ульвази.
- ^ Дополнительные материалы, собранные Питером Гриффитсом и Эндрю Нцеле из Образовательного радиопроекта Ульвази.
- ^ Все подробности от Питера Гриффитса из BBC Radio 4 в Лондоне.
Источники
[ редактировать ]- Бэйнс, Гэри. «Главный рассказ об освободительной борьбе Южной Африки: вспоминая и забывая, 16 июня 1976 г., Международный журнал африканских исторических исследований (2007), 40 № 2, стр. 283–302 в JSTOR
- Брюэр, Джон Д. После Соуэто: незавершенное путешествие (Oxford University Press, 1986)
- Хирсон, Барух. «Год огня, год пепла. Восстание в Соуэто: корни революции?» (Зед Букс, 1979)
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Аудиозапись Guardian Unlimited Антуанетты Ситхол о восстании в Соуэто |
Внешние видео | |
---|---|
Восстание в Соуэто (2007) в Интернет-архиве | |
Видео BBC о восстаниях в Соуэто | |
Фотографии TIME 100: Восстание в Соуэто: история фотографии Сэма Нзимы |
- «Южная Африка отмечает восстание в Соуэто» - BBC
- Аудиозапись Guardian Unlimited Антуанетты Ситхол (Питерсон) о восстании в Соуэто
- Обширный коллаж с информацией о событиях 16 июня 1976 года.
- Молодежь и национально-освободительная борьба 1894–1994 гг. , История Южной Африки в Интернете
- Молодёжное восстание в Соуэто 16 июня , История Южной Африки в Интернете
- Студенческое восстание в Соуэто 16 июня – как это произошло , South Africa Gateway
- Хелена Поландт-Маккормик. «Я видел кошмар…» Насилие над памятью: восстание в Соуэто, 16 июня 1976 г., Columbia University Press, 2005 г.
- протесты 1976 года
- 1976 год в Южной Африке
- беспорядки 1976 года
- События июня 1976 года в Африке
- Резня 1970-х годов в Южной Африке
- Убийства 1976 года в Южной Африке
- Резня 1976 года
- 1970-е годы в Йоханнесбурге
- Восстания 20-го века
- Убийства сотрудников правоохранительных органов в ЮАР
- Протесты в Южной Африке
- Расовые беспорядки
- Беспорядки и гражданские беспорядки в Южной Африке
- Соуэто
- История Йоханнесбурга
- Трудовые споры в Южной Африке
- События, связанные с апартеидом